Научная статья на тему 'Проблемы теории и практики развития малого бизнеса в сфере услуг региона на современном этапе хозяйствования'

Проблемы теории и практики развития малого бизнеса в сфере услуг региона на современном этапе хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы теории и практики развития малого бизнеса в сфере услуг региона на современном этапе хозяйствования»

УДК:9.003:658

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Д.К. Абакарова, ст. преподаватель,Дагестанского государственного технического университета

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рыночный сектор экономики, согласно общепринятой терминологии, составляет крупный, средний и малый бизнес. Каждая из этих трех групп имеет свои особенности и внутренние интересы, определяющие стратегию развития, отношение к государству и проводимой им политики. Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально- экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Благодаря небольшим размерам и технологической, производственной и управленческой гибкости малые предприятия могут своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Развитие сферы услуг сопровождается изменениями в формах организации хозяйственной деятельности в ее отраслях и характерной ей весьма структурно сложной институциональной среде. Повышение благосостояния населения и научно- технического уровня производства, расширение спроса, благоприятствуют развитию малого бизнеса и рыночных отношений в данной сфере национальной экономики.

Как показывает практика рыночного хозяйствования, в развитых странах ежегодно в сфере услуг создается большое количество малых предприятий и не меньшее количество таких предприятий разоряется, прекращает свое существование. Во многих странах государство с помощью специальных экономических мер (налоговых льгот, системы лицензирования и т. д.) поощряет создание малых предприятий и развитие свободной торговли услугами. В современных условиях хозяйствования существует более сильная мотивация в экономическом поведении производителя и потребителя услуг по сравнению с экономическими субъектами на обычном товарном рынке. Она связана с утверждением социальной престижности экономического субъекта. В развитых странах спрос на услуги формируется под воздействием социальных мотивов приобщения к образу жизни среднего класса. В тоже время организация малого бизнеса в сфере услуг выступает как форма реализации потребности человека к самовыражению своей личности.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны, в том числе сферы услуг, обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке, понуждают в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Это и определяет общественное поведение малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

В начале XXI века малый бизнес стал одним из ключевых факторов экономического роста и насыщения рынка товарами и услугами. В странах с рыночной системой хозяйствования в секторе малого бизнеса сосредоточена большая часть экономически активного населения, которым производится примерно половина валового внутреннего продукта, например, в Германии - 48 %, в США -50%, в Японии -70%, прямо или косвенно малый бизнес обеспечивает средства к существованию более 100 млн. американцев, а государство получает миллиардные суммы в виде налогов на прибыль мелких фирм.

Опыт зарубежных стран показывает, что место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

Анализ тенденций развития сферы услуг в странах Запада позволяет выделить ряд направлений, особо важных для нашей экономики. Прежде всего государство должно содействовать формированию и раз-

витию малого бизнеса, который в услугах занимает традиционно важные позиции. Высокая трудоемкость большинства услуг и сравнительно небольшие размеры стартового капитала для организации дела благоприятствуют развитию в этой сфере малого предпринимательства, поэтому государство должно всемерно поощрять этот наиболее экономичный и быстрый вариант расширения услуг и создание в стране среднего класса. При этом особое внимание оно должно уделять высокотехнологичным видам малого предпринимательства. Немалый потенциал для их развития содержится в высоком образовательном и профессиональном уровне рабочей силы, в том числе высвобождаемой из оборонного сектора. Подобные виды малого бизнеса способны в короткие сроки дать крупный народно-хозяйственный эффект.

В нашей стране в течение продолжительного времени пропагандировались преимущества крупного производства. Однако развитие рыночных отношений, создание конкурентной среды в сфере услуг предполагает наличие сектора малого бизнеса. Существуют причины, которые обеспечивают живучесть малого бизнеса в условиях рынка и позволяют конкурировать с крупным бизнесом в сфере услуг, среди них:

- оснащение малых предприятий техническими средствами высокого научного уровня, доступными им по цене, несложными в эксплуатации и разработанными с учетом специфики производства и операций нестандартных и небольшого масштаба;

- возможность эффективно удовлетворять спрос на многие виды наукоемких деловых услуг отдельными профессионалами или их небольшими коллективами;

- изменения в характере спроса населения, все чаще отдающего предпочтение персонифицированному обслуживанию взамен стандартизированного.

Таким образом, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному и специфическому спросу, дух предпринимательства, свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, относительная дешевизна продукции, более высокая оборачиваемость капитала -вот те практически значимые обстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малого бизнеса, его бурное развитие в сфере услуг за последние годы в России.

Развитие малого предпринимательства в РД связано с проводимой государственной политикой по поддержке этого сектора экономики, предусматривающего создание благоприятного предпринимательского климата в республике и стимулирование его развития за счет кредитования субъектов малого предпринимательства. В апреле 2004 г. Постановлением Правительства РД утверждена Комплексная программа по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан. Малые предприятия все шире вовлекаются в важнейшие сферы экономики республики, адаптируются к меняющимся потребностям рынка, тем самым ускоряют структурные преобразования в экономике. По состоянию на начало 2007г. количество малых предприятий в республике составило свыше 1, 8 тыс. ед. По этому показателю республика отстает от среднероссийских показателей. Так, в РД на 1000 жителей в среднем приходится одно малое предприятие, тогда как средний показатель по РФ - 6 предприятий. Малый бизнес способствует решению занятости населения, так как трудовая деятельность в малых предприятиях значительно доступнее и представляются возможности для получения дополнительных доходов. На начало 2007 года численность работников на малых предприятиях составила 11, 1 тыс. человек, или 1,3 % от общей численности занятых.

По прогнозу к 2010г. количество малых предприятий в республике предположительно возрастет до 2,3 - 2,4 тыс. единиц, а численность работников малых предприятий до 12,4 - 13,4 тыс. чел.1

Роль малого бизнеса в решении экономических проблем заключается в следующем:

- формировании диверсифицированной и качественной системы услуг, стимулировании развития более гибких и мобильных организационно- производственных структур;

- расширении налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней ;

- формировании конкурентных отношений. Постоянное давление со стороны малых предприятий не позволяет крупным заключать между собой взаимовыгодные соглашения ;

- стабилизации макроэкономических процессов в стране. Если крупные фирмы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают хозяйству гибкость и мобильность;

- оптимизации структуры региональной экономики. Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса, и тем самым способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.

Задача малых предприятий - не завоевание рынков путем вытеснения монополий, а заполнение «свободной ниши», образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного потребительского спроса. Это и есть «ниша» для малого предпринимательства.

Таким образом, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост экономики сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая к снижению цен, а, с другой стороны, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет важнейший вклад малых предприятий в экономику.

Велика и социальная значимость малых предприятий, которая заключается в следующем:

- создании широкого слоя мелких собственников (среднего класса)

- владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой;

- создании новых рабочих мест, следовательно, снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране, решение проблем молодежной занятости;

- изменении общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения. Малый бизнес дает человеку прекрасную возможность проверить свои предпринимательские способности, рождает в массовых масштабах «рыночное сознание»;

- более полном использовании знаний, умений, энергии и трудолюбия населения.

Таким образом, в социальной структуре общества малое предпринимательство олицетворяет собой устойчивость, стабильность и экономическое благополучие основной массы населения.

В настоящее время в сфере услуг прослеживаются две тенденции, во-первых, возрастание роли рыночных регуляторов в результате приватизации и дерегулирования ряда услуг, прежде всего, транспорта, телекоммуникаций, кредитно- финансовой сферы, страхования, торговли, во- вторых, усиление роли государства в отраслях социально - культурного сектора экономики.

Острейшая проблема эффективности социальных услуг решается на путях предоставления государственным структурам той или иной степени хозяйственной самостоятельности, использования механизмов рыночного типа и конкуренции под контролем государства, перехода к контрактной модели и конкурсной форме бюджетного финансирования учреждений при равноправном участии в торгах государственных и частных структур, расширении практики бюджетного финансирования не учреждений, а потребителей услуг. Возрастает ответственность государства за разработку стратегии их развития, финансирование соответствующих программ и проектов, за нормативно- правовое обеспечение хозяйственной деятельности в рыночных условиях, выполнение контрольных функций, при этом административно- командные рычаги весомо дополняются экономическими.

Таким образом, развитие малого бизнеса в секторе платных услуг должно сочетаться с государственным регулированием социально значимых услуг.

Анализ функционирования предприятий малого бизнеса в России выявил множество проблем, сдерживающих развитие сферы услуг. Одна из наиболее острых проблем - недостаток информационной поддержки малых предприятий на федеральном уровне.

Организация информационного обеспечения определяет уровень ориентации общества и в результате - успех предпринимателя на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции и услуг социально- экономической и общественно-политической ситуации в стране, а, следовательно, непосредственно влияет на выживаемость малых предприятий в непростых российских условиях.2

Несмотря на принятые решения и неоднократные попытки формирования единой государственной политики и создания единой системы в области информационного обеспечения малого предпринимательства в России, предпринимавшиеся в рамках Федеральной целевой программы поддержки малого предпринимательства, а также затраченные на эти цели средства федерального бюджета, до настоящего времени такая система в России не создана.

Со стороны государственных органов продолжается информационная блокада предпринимателей. Существующие государственные информационные ресурсы, использование которых возможно для целей поддержки малого предпринимательства, недоступны как для самих малых предприятий, так и для структур их поддержки.

В результате информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках различных проектов и практически не взаимодействующими между собой.

Делая вывод из вышеизложенного, можно выделить следующие задачи информационного обеспечения малого предпринимательства в сфере услуг:

- формирование положительного образа предпринимателя, функционирующего в сфере услуг, обеспечение информационной поддержки пропаганды малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации российского общества через СМИ;

- информационное обеспечение малых предприятий как приоритетное направление поддержки сферы услуг, в обязательном порядке включение в программы поддержки вопросов информационной поддержки и обеспечение их реального финансирования;

- создание региональных и федеральных специализированных теле-и радиопередач, направленных на поддержку малого предпринимательства в сфере услуг, и распространение передового опыта деятельности малых предприятий, а также обеспечение их государственной поддержкой;

- определение перечня государственных информационных ресурсов, имеющих отношение к ведению предпринимательской деятельности в сфере услуг, доведение его до сведения предпринимателей и обеспечение к ним доступа малых предприятий, используя возможности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- широкое распространение информации о готовящихся проектах нормативно- правовых документов, касающихся предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Основным условием развития предприятий малого бизнеса в сфере услуг является государственная поддержка как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Анализ тенденции развития сферы услуг в странах Запада позволяет выделить ряд направлений, особо важных для нашей экономики:

1) Государство должно содействовать развитию высокотехнологичных видов малого предпринимательства. Немалый потенциал для их развития содержится в высоком образовательном и профессиональном уровне рабочей силы, в том числе высвобождаемой из оборонного сектора. Одной из важнейших составляющих системы подготовки кадров для малого предпринимательства является полноценное учебное и учебно-методическое обеспечение. В настоящее время сфера российского образования достаточно хорошо обеспечена литературой по бизнес-образованию. Однако специфика наукоемкого предпринимательства не нашла в них должного отражения. Поэтому проблема насыщения рынка необходимой учебно-методической литературой является чрезвычайно актуальной. 3

2) Зарубежный опыт убеждает в необходимости преодолеть отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Разработка современных технических средств для малого бизнеса, для конкретных операций в отраслях услуг должна стать приоритетным направлением научно- технической политики вообще и конверсионных про-

1 Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Махачкала: Юпитер, 2004.

2 Рябов Е.С. Информационная поддержка сферы предпринимательства. / В кн. «Положительный опыт развития малого предпринимательства в России». М.: Академия менеджмента и рынка, 2001.

3 Ломакин О.Е. Создание цикла учебных пособий «Библиотека предпринимателя»/ «Положительный опыт развития малого предпринимательства в России». - М.: Академия менеджмента и рынка, 2001.

ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

^ ^ \ ^

Управление и контроль Финансирова- ние Обучение Комплексная поддержка

Fuc. 1 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Дагестан.

грамм особенно.

3) Поддержка проектов формирования технополисов, технопарков, научных инкубаторов, которые стали бы центрами научных исследований и разработок, средоточием деловых услуг научного содержания и рыночной направленности. Целесообразно изначально ориентироваться на более эффективные формы организации малого предпринимательства, поощряя различные варианты его кооперации с крупными предприятиями, предоставляя такого рода объединениям те или иные льготы.

4) Решить сложную задачу защиты емкого внутреннего рынка услуг от экспансии агрессивных, многоопытных иностранных конкурентов на фоне стремительного расширения международной торговли услугами и добиться прорыва отечественных фирм на мировой рынок услуг можно только при условии быстрых институциональных, структурных и научно-технических изменений в соответствующих отраслях российской экономики. Это позволило бы успешно реализовать потенциал развития и услуг, и всего хозяйства, содержащийся в высоком образовательном и профессиональном уровне значительной части трудовых ресурсов России.

Вышеперечисленные условия, как и огромный потенциал услуг в преодолении экономических трудностей, должны найти адекватное отражение в экономической политике государства. Между тем сохраняется ее преимущественная ориентация на материальное производство. По-прежнему действует остаточный принцип финансирования социальнокультурной сферы. Отказ от подобной практики насущно необходим и означал бы поддержание и развитие долговременных и стратегических факторов экономического роста и социального прогресса.

Перспективы развития малого бизнеса в Республике Дагестан связаны с принятой Программой экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года, где развитие малого предпринимательства определено в числе первоочередных задач социально-экономического развития республики. Основная цель государственной политики в этой области определена как создание условий для открытия собственного бизнеса каждому желающему.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это система государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих эффективное развитие малого предпринимательства в образовательной, консалтинговой, информационной, научно-технической, производственной, маркетинговой и финансовой сферах. Элементы этой системы создаются и действуют как при государственном участии, так и по инициативе самих предпринимателей. В функции инфраструктуры малого предпринимательства входят управление и контроль, финансирование, осуществление связи государственных органов с малыми предприятиями, защита его интересов, обучение и консультационное обеспечение.

В настоящее время инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Дагестан выглядит следующим образом.

I. Функции управления и контроля осуществляют: Министерство экономики РД; Министерство труда и социальной защиты РД; администрации городов и районов республики.

Основные направления деятельности:

1) Координация деятельности по поддержке малого предпринимательства республиканских органов исполнительной власти, общественных объединений и других структур, участвующих в реализации федеральной и региональной программ малого предпринимательства;

2) Формирование целостной системы региональной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе:

- оказание консультативной, информационной, финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства;

- организация подготовки кадров для малого предпринимательства;

- защита законных интересов предпринимателей;

- совершенствование нормативно-законодательной базы поддержки предпринимательства;

- создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (создание сети лизинговых фирм, бизнес-ин^баторов, производственнотехнологических центров);

- установление международных контактов.

3) Анализ состояния малого предпринимательства в республике и эффективности мер, направленных на его государственную поддержку, подготовка прогнозов по перспективам развития малого предпринимательства в сфере услуг.

II. Финансирование малого бизнеса осуществляют: администрации городов и районов республики; банки; страховые компании; фонды и программы содействия малому бизнесу.

Основные направления деятельности:

- осуществление финансовой поддержки деятельности предпринимательских структур,

- участие в формировании инфраструктуры рынка,

- стимулирование развития предпринимательской деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в преимущественно приоритетных направлениях,

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций,

- экспертиза и конкурсный отбор проектов и заявок лизингополучателей,

- составление бизнес-планов, соответствующих международным стандартам, необходимых для привлечения инвестиций и развития бизнеса,

- оказание помощи представителям малого бизнеса в приобретении нового прогрессивного оборудования и технологий,

- обновление основных производственных фондов предпринимательских структур,

- повышение кон^рентоспособности продукции и эффективности инвестиций,

- стимулирование внедрения научно-технических достижений.

III. Обучение осуществляют:

- Учебные заведения системы повышения квалификаций и переподготовки кадров республики, консалтинговые фирмы;

- Проекты зарубежных стран: TACIS, USAID, SWISSCONTACT.

IV. Комплексная поддержка:

Комитет по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Республики Дагестан.

Основные направления деятельности:

- комплексная поддержка малого предпринимательства в республике, подготовка предпринимателей к сотрудничеству с банками, фондами и другими организациями на профессиональном уровне,

- рекламно-информационная поддержка предпринимательства посредством деятельности выставочного центра, а также проведение информационных семинаров по проблемам малого предпринимательства;

- оказание консультативной поддержки предпринимателям посредством юридических консультаций и бизнес-планирования (подготовка учредительных документов, постановка на учет в налоговые органы и внебюджетные фонды, предоставление юридических адресов );

- создание бизнес-инкубатора и оказание офисных услуг (предоставление услуг телефонной и факсимильной связи, электронной почты и сети Internet);

- предоставление в аренду производственных и офисных помещений.

Элементами инфраструктуры поддержки предпринимательства являются также и ассоциативные объединения предпринимателей по профессиональному и территориальному признаку, основной целью которых является защита интересов представителей малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.