Научная статья на тему 'Проблемы теневой экономики в зарубежных исследованиях: причины роста и последствия'

Проблемы теневой экономики в зарубежных исследованиях: причины роста и последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СВЕРХРЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ / МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канаш Эльвира Шавукатовна

В статье рассмотрены причины роста и последствия теневой экономики на основе результатов мировых исследований данной проблемы. Автор проводит анализ различных мнений о возможных противоречивых эффектах теневой экономической деятельности, влияющих на экономическую эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the reasons ofgrowth and consequences ofshadow economy on the basis ofresults ofglobal researches ofthe given problem. The author analyses different opinions on the possible contradictory effects shadow economic activities influence on economic efficiency

Текст научной работы на тему «Проблемы теневой экономики в зарубежных исследованиях: причины роста и последствия»

На основании проведенного исследования по изучению рынка средств производства можно сделать следующие выводы:

- под рынком средств производства понимается совокупность отношений между организациями-производителями и организациями-потребителями по купле-продаже всех вещественных факторов, непосредственно участвующих в создании материальных благ;

- при классификации рынка средств производства выделяют следующие признаки: тип

маркетинга, тип организации купли-продажи и отраслевой признак;

- рассмотренная классификация позволяет сформировать полное представление о рынке, как сложной высокоорганизованной системе, состоящей из комплекса подсистем;

- для устойчивого развития рынка необходимы условия, которые обеспечиваются наличием, во-первых, социально-политических и, во-вторых, экономических предпосылок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс , 1990. 37 с.

2. Долан Э.Д., Линсдей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. Перевод с англ. СПб., 1992. 19 с.

3. Попов Е.В., Татаркин А.И. Теория анализа рынка. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН 2000. 31 с.

4. Муфтиев Г.Г. Рынок средств производства в системе региональной экономики. М.: Наука, 1993. 120 с.

5. Климова Н.И. Инвестиционный потенциал региона. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 276 с,

6. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. THESIS. 1993. С. 32-34.

7. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance/ Cambridge: Cambridge University Press, 1990. Р. 38-70.

8. Spuller D. Regulation and Markets. Cambridge, 1989. Р. 35.

Канаш Э. Ш.

проблемы теневой экономики в зарубежных исследованиях:

причины роста и последствия

Проблемы теневой экономики начали изучаться зарубежными исследователями с 30-х гг. 20-го века. В экономической литературе проводится анализ множества факторов, влияющих на развитие и увеличение масштабов теневой экономической деятельности, а также изучаются последствия теневой экономики и их отражение на экономическом развитии страны.

Насколько велика теневая экономика? К сожалению, на этот вопрос не так легко найти ответ. Тот факт, что она скрываема "в тени" делает довольно трудным наблюдение за ней и измерение ее размеров. Несмотря на различия в разнообразных подходах к измерению теневой экономики, все-таки можно сделать некоторые обобщающие выводы из существующей литературы. Первый вывод - теневая экономика - это комплексное явление, присущее всем типам экономик (развивающимся, переходным и высокоразвитым) и что относительные размеры теневой экономики намного больше в развивающихся и переходных экономиках, чем

в развитых странах (табл. 1). Второй вывод - то, что размеры теневого сектора возрастают.

Каковы же причины широкой вариации оцененных масштабов теневой экономики по странам и причины ее роста?

Один из ответов можно найти в исследовании, проведенном Х. Энсте1. Он предположил, что рост теневой экономики обусловлен рядом различных факторов, среди которых наиболее важные: рост бремени налогов и отчислений в социальные фонды в комбинации с ростом плотности и интенсивности регулирующих мер в официальной экономике, особенно на рынке труда, сокращение рабочей недели, ранний уход на пенсию и возрастающая норма безработицы, долгосрочное снижение гражданской ответственности и доверия государственным институтам наряду со снижением налоговой морали.

1 Enste H. (2003) The Shadow Economy and Institutional Change in Transition Countries (http://www. shadoweconomy. com/).

Таблица 1

Средний размер теневой экономики для развивающихся стран, стран с переходной экономикой и стран ОЭСР в % от официального ВВП2

Страны/год (число стран) Средний размер теневой экономики -добавленная стоимость в % от официального ВВП

1999/2000 2000/2001 2002/2003 2003/2004 2004/2005

Преимущественно развивающиеся страны Африка (37) Центральная и Южная Америка (21) Азия (28) 41.3 41.1 28.5 42.3 42.1 29.5 43.2 43.4 30.4 43.2 43.0 29.8 42.8 42.2 30.3

Страны с переходной экономикой (25) 38.1 39.1 40.1 39.5 38.8

Высокоразвитые страны ОЭСР (21) 16.8 16.7 16.3 15.6 14.8

Тихоокеанские страны (10) 31.7 32.6 33.4 32.8 32.1

Коммунистические страны (3) 19.8 21.1 22.3 22.3 22.0

Невзвешенная средняя среди 145 стран 33.6 34.5 35.2 34.9 34.3

Решая, стоит ли переместиться "в тень", рационально мыслящий индивидуум должен сравнить выгоды от осуществления деятельности в теневой экономике с потенциальными издержками, если он будет пойман и должен заплатить соответствующий штраф. Поэтому относительно большие размеры теневой экономики в развивающихся странах можно объяснить высокими издержками регулирования и налогообложения, которые несут индивидуумы и бизнес в этих странах, которые ведут к большим выгодам от ведения деятельности "в тени" и/или низким штрафам, будучи пойманным.

Эти прогнозы также подтвердились и в исследованиях Фридмана, Джонсона, Кауфмана и Зойдо-Лобатона3. Они связали различия в размерах теневой экономики по отношению к ВВП с показателями регулирования, налогообложения и коррупции в выборке из 49 стран Латинской Америки, бывшего СССР и стран ОЭСР Выяснилось, что размеры сектора теневой экономики тем больше, чем:

1) больше степень государственного регулирования в стране

2) больше тяжесть налогообложения

3) слабее нормы права (the rule of law - права собственности четко разграничены, законы справедливо приводятся в исполнение)

4) больше коррумпированность чиновников в госаппарате.

Первые два показателя влияют на выгоды осуществления деятельности в теневом секторе, чтобы избежать государственного вмешательства и налогообложения. Вторые две - связаны с вероятностью быть пойманным и наказанным. Чем слабее правовые нормы и чем больше коррумпированы госчиновники, тем более вероятно, что законы можно обойти, и для того чтобы избежать наказания можно дать взятку государственному чиновнику.

Практически во всех исследованиях одним из основных факторов роста теневой экономики в настоящее время признается тяжесть налоговой нагрузки. Хотя экономической сущностью налогов является отчисление добровольных платежей для финансирования расходов государства в целях предоставления каждому гражданину общественных благ, на практике же, добровольная реализация такой операции может быть затруднена. Так, причинами этому может выступать "проблема безбилетника", а также то обстоятельство, что налогоплательщики минимизируют участие в финансировании общественных благ, не доверяя государственным институтам. Источники этого

2 Schneider F. (2007) Shadow Economies and Corruption all over the World: New Estimates for 145 Countries (http ://www econ.jku. at/Schneider).

3 Friedman E., Johnson S., Kaufmann D., Zoido-Lobaton P. (1999), Dodging the Grabbing Hand: The Determinants of Unofficial Activity in 69 Countries. (http://web.mit.edu/sjohnson/www/attach/Dodging%20the%20Grabbing%

20Hand%20August%201999.pdf)

недоверия заключаются и в слабой защите собственности и контрактов, и в неэффективности антикоррупционной политики, и в неадекватном регулировании предпринимательской деятельности, и в проведении фискальной политики в пользу узких групп интересов. Все эти черты присущи, как правило, странам с переходной экономикой, и в частности, России.

Теоретически, более высокие налоговые ставки имеют два потенциально компенсирующих друг друга эффекта: прямой эффект увеличивает стимул скрыть деятельность "в тени", но косвенный эффект - посредством предоставления лучшей правовой среды за счет увеличившихся государственных доходов и возможностей государства обеспечивать важнейшие общественные услуги, такие как применение законов и правопорядок - поощряет производство в официальном секторе. Однако рост налоговой нагрузки может вызвать рост налоговых правонарушений, что в свою очередь, вновь сокращает налоговые поступления и увеличивает налоговую нагрузку на все сокращающееся число налогоплательщиков, соблюдающих законы. Этот "порочный круг" возникает из-за того, что высокие налоговые ставки порождают взяточничество и различные способы уклонения от уплаты налогов, вызывая, в свою очередь, такого рода "цепную реакцию". Таким образом, коррумпированная система налогообложения, дающая привилегии узкому кругу лиц, может свести на нет все усилия по созданию в стране справедливой и эффективной фискальной системы. Особенно благоприятные условия для коррупции создаются в тех случаях, когда действующие налоговые ставки завышены, что наблюдалось и наблюдается в таких странах с переходной экономикой, как бывшие государства Советского блока в Восточной Европе и в республиках бывшего Советского союза4.

Влияние налогового бремени на масштабы теневой экономики в каждой стране отличается своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое

4 Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2003. с. 23.

влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин5.

Еще одним важным фактором развития теневой экономики является чрезмерная регламентация экономической деятельности, проявляющаяся в основном в таких действиях государства, как запрет на обращение каких-либо товаров или услуг, административное вмешательство в процесс ценообразования, чрезмерная власть бюрократии, нечеткость, слабая контролируемость критериев бюрократических решений. Высокий уровень регулирования экономики в сочетании со слабым и дискреционным применением закона создает исключительно благодатную почву для теневой деятельности. В таких условиях также процветает коррупция.

Эмпирический анализ взаимосвязи между коррупцией и теневой экономикой проводится в немногих работах, однако авторы исследований, где рассматривается эта проблема, отмечают, что в странах с более широким распространением коррупции существует сравнительно более крупная теневая экономика. В некоторых исследованиях была обнаружена прямая корреляция между снижением уровня коррупции в стране и масштабами теневой экономики. Во всех исследованиях сделан вывод о том, что более высокий уровень коррупции ведет к росту теневой экономики6.

Как считают некоторые экономисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Так, к примеру, швейцарский экономист Д. Кассел выделяет такие позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве, как "экономическая смазка" - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между официальной и теневой экономикой, "социальный амортизатор" - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих); и "встроенный стабилизатор" - теневая экономика подпитывает своими

5 Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и теневая преступность. Учебник. Издательство Института Открытое Общество. Фонд Содействия (Фонда Сороса). Электронный ресурс Ы1р://пе^^р. omskreg.ru/bekryash.

6 Фридрих Шнайдер. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики - Серия Вопросы экономики, Международный Валютный Фонд, 2002. с. 9

ресурсами официальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, "отмытые" преступные капиталы облагаются налогом и т.д.)7.

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Вот только некоторые примеры негативного влияния теневой экономики на общественное благосостояние:

• Когда экологические нормы и правила безопасности обходятся путем "ухода в тень", социальное благосостояние сокращается из-за большего риска потребителей или работников, или же из-за ущерба, наносимого окружающей среде.

• Государство теряет доходы от недополученных налогов и невыданных лицензий. Из-за этих потерь государство может установить более высокие налоговые ставки или ввести дополнительные налоги, чтобы покрыть свои расходы, а это, в свою очередь, ведет к еще большим искажениям и еще большим стимулам "уйти в тень".

• Так как масштабы теневой экономики трудно измеримы, государственные деятели могут делать неверные оценки экономической политики, основываясь лишь на данных, характеризующих легальную экономику. Теневая экономика делает официальную статистику (по безработице, официальной рабочей силе, доходам, потреблению) ненадежной. Меры политики и программы, построенные на основе ненадежных статистических данных, могут оказаться нецелесообразными и обреченными на неудачу8.

• Каждый, кто участвует в теневой деятельности, нарушает закон, а возможно и определенные нравственные устои общества. Однажды нарушив один закон и избежав наказания, человек может поддаться соблазну нарушить другие законы. Поэтому, одни противозаконные действия могут спровоцировать другие, тем самым, подвергая под удар основы закона и морали общества9.

7 Кассел Д. Теневая экономика и экономическая политика на Востоке и на Западе: сравнительный системный анализ// Экономическая теория преступлений и наказаний, 2002. №4 (http://corruption.rsuh. ru/magazine/6/index. shtml).

8 См. например, Eilat Y., Zinnes C. The Shadow Economy in Transition Countries: Friend or Foe? A Policy Perspective // World Development, 2002. Vol. 30, No. 7, p. 1237.

9 Mueller D. Public choice III. Cambridge University Press, 2003, p. 540.

Таким образом, обобщая достигнутые результаты в области исследования причин роста и последствий теневой экономики, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, несмотря на то, что теневая экономика присуща всем типам экономик, относительные размеры теневой экономики намного больше в развивающихся и переходных экономиках, нежели в развитых странах. Теневая экономика, как правило, имеет меньшие размеры в странах, где действуют сильные и эффективные институты государственного управления. В странах с переходной экономикой причиной увеличения масштабов теневой экономики являются не более высокие налоги сами по себе, а неэффективное и дискреционное применение налоговой системы и нормативных актов органами государственного управления. Поэтому, для уменьшения масштабов теневой экономики скорее требуется не снижение ставок налогов, а прежде всего совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ. Во-вторых, причиной роста масштабов теневой экономики выступает рост уровня коррупции, вызванный, как правило, чрезмерной регламентацией экономической деятельности. В-третьих, несмотря на существование отдельных позитивных последствий, при значительных масштабах теневая экономика оказывает негативное воздействие на официальную экономику. Существование теневой экономики искажает мотивы экономического поведения, блокирует стимулы к инновационному развитию, сокращает поступления в государственный бюджет, снижает эффективность макроэкономической политики, оказывает негативное влияние на инвестиционный климат, наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

Ответ на вопрос, почему люди осуществляют экономическую деятельность "в тени" очень прост - конечно же, потому что им так выгодно. Однако понятие о выгоде у каждого человека свое. Если одному выгодно соблюдать закон, то другому, наоборот, выгоднее дать взятку чиновнику, чтобы отстоять свои интересы. Но никакое государство не будет эффективно функционировать, если частные лица будут обходить законы, оправдывая свои действия принципом снижения издержек. Причину изучаемого явления следует искать не в падении нравов, а в стремлении государства поставить как можно более жесткие условия для любой экономической практики - настолько жесткие, что предпринимательская инициатива оказывается вне закона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Eilat Y., Zinnes C. The Shadow Economy in Transition Countries: Friend or Foe? A Policy Perspective // World Development, 2002. Vol. 30, No. 7, pp. 12331254

2. Enste H. (2003) The Shadow Economy and Institutional Change in Transition Countries (http://www. shadoweconomy. com/).

3. Friedman E., Johnson S., Kaufmann D., Zoido-Lobaton P. (1999), Dodging the Grabbing Hand: The Determinants of Unofficial Activity in 69 Countries. (http:// web.mit.edu/sjohnson/www/attach/Dodging%20the%20G rabbing%20Hand%20August%201999.pdf).

4. Mueller D. Public choice III. Cambridge University Press, 2003.

5. Schneider F. (2007) Shadow Economies and Corruption all over the World: New Estimates for 145

Countries (http://www.econ.jku.at/Schneider)

6. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и теневая преступность. Учебник. Издательство Института Открытое Общество. Электронный ресурс http://newasp.omskreg.ru/bekryash/

7. Кассел Д. Теневая экономика и экономическая политика на Востоке и на Западе: сравнительный системный анализ // Экономическая теория преступлений и наказаний, 2002. № 4 (http://corruption.rsuh. ru/magazine/6/index.shtml).

8. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2003.

9. Фридрих Шнайдер. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики - Серия Вопросы экономики, Международный Валютный Фонд, 2002.

Данилов Г.В., Войнова Е.С., Рыжова И.Г.

Условия применения регрессионного анализа для дифференциации затрат на постоянные и переменные

Одной из важнейших задач управленческого учета является дифференциация затрат на постоянные и переменные. Эта задача в теоретическом и практическом аспекте имеет ряд нерешенных вопросов.

Некоторые авторы подходят к проблеме дифференциации затрат упрощенно, относя к переменным затратам только прямые переменные затраты (прямые материальные затраты и прямую заработную плату) [1, 2]. В результате такого подхода значительная часть переменных затрат включается в состав постоянных затрат. В то же время необоснованное применение новых методов учета и распределения затрат (например, метода учета затрат по функциям [4]) может привести к обратному соотношению, а именно в состав переменных затрат включается значительная доля постоянных затрат.

Последствия неточной дифференциации затрат проиллюстрируем на конкретном примере. На рис. 1 представлены три варианта определения точки нулевой прибыли (ТНП): точка "В" соответствует точному делению затрат на постоянные и переменные, точка "А" характеризует включение в состав постоянных затрат части переменных, точка С - включение в состав переменных затрат большей доли постоянных затрат.

Оба варианта неточной дифференциации затрат (варианты "А" и "С") приводят к ошибке определения ТНП, а именно в варианте "А" происходит занижение показателя запаса финансовой прочности, что может привести к отказу от эффективных управленческих решений. Наоборот, в варианте "С" происходит завышение показателя запаса финансовой прочности и, вместо ожидаемой прибыли, предприятие может получить убыток.

В традиционных системах учета затрат дифференциацию затрат на постоянные и переменные чисто учетными средствами выполнить не представляется возможным. На основе первичных документов все затраты предприятия можно разделить на три вида: переменные, постоянные и смешанные. Наличие смешанных затрат требует применения расчетных методов дифференциации затрат на постоянные и переменные. В литературе по управленческому учету для решения этой задачи предлагается три метода: метод экспертных оценок, аналитический метод и метод регрессионного анализа [3]. Рассмотрим каждый из этих методов в отдельности.

По нашему мнению, метод экспертных оценок для дифференциации затрат на постоянные и переменные на практике не применим. Строго научное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.