Научная статья на тему 'Проблемы таксомоторных компаний во Вьетнаме'

Проблемы таксомоторных компаний во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные такси Вьетнама / технологические такси / такси с мобильными приложениями / компании-агрегаторы / traditional taxis of Vietnam / technological taxis / taxis with mobile applications / companies-aggregators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юстратова Ирина Леонидовна, Ле Фыонг Ха, Юстратов Денис Викторович

В исследовании рассматриваются проблемы традиционных компаний такси Вьетнама, после прихода на рынок пассажирских перевозок, такси с мобильными технологиями. Показаны международные компании-агрегаторы и их преимущества перед традиционными такси. Определены пути решения проблем таксомоторных компаний Вьетнама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TAXOMOTOR COMPANIES IN VIETNAM

This study addresses the problems of traditional taxi companies in Vietnam, after arrival of taxis with mobile technologies on the passenger market. Showing of international companies aggregators and their advantages over traditional taxis. Identified ways to solve the problems of taxi companies in Vietnam

Текст научной работы на тему «Проблемы таксомоторных компаний во Вьетнаме»

УДК 339.97

ПРОБЛЕМЫ ТАКСОМОТОРНЫХ КОМПАНИЙ ВО ВЬЕТНАМЕ

Юстратова Ирина Леонидовна.

Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, доцент, j.dmitry@mail.ru.

ЛЕ ФЫОНГ ХА (Социалистическая Республика Вьетнам).

Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, бакалавр, j.dmitry@mail.ru.

Юстратов Денис Викторович.

Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, студент, j.dmitry@mail.ru.

Аннотация. В исследовании рассматриваются проблемы традиционных компаний такси Вьетнама, после прихода на рынок пассажирских перевозок, такси с мобильными технологиями. Показаны международные компании-агрегаторы и их преимущества перед традиционными такси. Определены пути решения проблем таксомоторных компаний Вьетнама.

Ключевые слова: традиционные такси Вьетнама, технологические такси, такси с мобильными приложениями, компании-агрегаторы.

PROBLEMS OF TAXOMOTOR COMPANIES IN VIETNAM

Yustratova Irina Leonidovna.

Moscow, Moscow Automobile and Road Construction University, docent, j.dmitry@mail.ru.

LE FYONG KHA (Socialist Republic of Vietnam).

Moscow, Moscow Automobile and Road Construction University, bachelor, j.dmitry@mail.ru.

Yustratov Denis Viktorovich.

Moscow, Moscow Automobile and Road Construction University, student, j. dmitry@mail. ru.

Abstract. This study addresses the problems of traditional taxi companies in Vietnam, after arrival of taxis with mobile technologies on the passenger market. Showing of international companies aggregators and their advantages over traditional taxis. Identified ways to solve the problems of taxi companies in Vietnam.

Key words: traditional taxis of Vietnam, technological taxis, taxis with mobile applications, companies-aggregators.

Так же как и по всему миру, на рынок традиционного такси Вьетнама пришли агрегаторы услуг такси со своими мобильными технологиями. Раньше на традиционном рынке такси также была конкуренция, наиболее дешевые компании такси обслуживали клиентов со средним уровнем дохода. Некоторые

State Technical

State Technical

State Technical

фирмы использовали более продвинутые услуги, такие как, подача престижных статусных автомобилей, повышенный комфорт, индивидуальный подход. Они обслуживали клиентов с более высокими доходами и назначали высокие цены на свои услуги. Но в последние годы на рынке такси появились компании Uber и Grab, и вьетнамцы, имеющие смартфоны, стали чаще пользоваться сервисными услугами этих онлайн-компаний.

Обладая технологической мощью и финансовыми преимуществами транснациональных корпораций, технологические такси готовы тратить немало средств, чтобы доминировать на рынке традиционных такси. Особенно в начале своего входа на рынок, компании такси с мобильными приложениями предлагают очень низкие тарифы, компенсируют потери для водителей, запускают большие акции со скидками, и даже принимают заказы ниже себестоимости, чтобы главенствовать на рынке.

На таксомоторный рынок Вьетнама, в настоящее время, пришли три крупные международные компании - это Uber, Grab и Easy Taxi. Также китайский конгломерат Didi Chuxing проходит процедуры получения лицензии для работы во Вьетнаме. Руководители вьетнамских таксомоторных компаний обеспокоены тем, что могут быть нарушены основные принципы Закона о конкуренции. Компании, работающие по мобильным приложениям, гибко регулируют стоимость поездки, тогда как фирмы традиционного такси должны неукоснительно соблюдать и декларировать стоимость 1 километра поездки согласно совместному циркуляру № 152/2014 / TTLT-BTC-BGTVT Министерства финансов и Министерства транспорта.

На рынке такси Вьетнама сейчас работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками, либо с частными водителями. Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга, через мобильные приложения. Традиционные такси, как правило, имеют свои диспетчерские службы.

EasyTaxi - бразильская компания, создавшая одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Она была основана в 2012 году в Рио-де-Жанейро. В настоящее время в сети EasyTaxi более 200 тысяч водителей во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока. В декабре 2013 года проект EasyTaxi был запущен во Вьетнаме, с планируемым объемом инвестиций до 40 млн. долларов.

Американская частная компания Uber была основана в 2009 году и создала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси, а также доставки еды. Обычно 80% оплаты за проезд получает водитель и 20% берет компания. На рынке вьетнамского такси компания появилась в июне 2014 года с планами инвестировать в рынок 1,2 млрд. долларов.

GrabTaxi — это малазийская компания, основанная в 2012 году, предоставляющая такси и логистические услуги через свое приложение в восемь соседних стран, таких как Малайзия, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Мьянма, Таиланд и Камбоджа. Число водителей, зарегистрированных в сети Grab, составляет более 1 миллиона, само приложение было загружено более чем на 50

миллионов мобильных устройств Юго-Восточной Азии. Во Вьетнаме работает с февраля 2014 года и планирует объем своих инвестиций до 1 млрд. долларов.

Благодаря новым услугам и сильному капиталу компании Uber и Grab постоянно увеличивают свои доходы. Каждый четвертый пассажир во Вьетнаме пользуется услугами Grab. Хотя представители Uber Vietnam скрывают официальную информацию о доходах и прибыли, они объявили о позитивном ведении бизнесе, и считают, что Вьетнам является одним из ключевых рынков с самыми высокими темпами роста в мире.

Согласно статистике Uber Vietnam, каждые 5 секунд водители получают запрос на вызов автомобиля. По информации экспертов доход Uber Vietnam от предоставленных услуг, в 2018 году принес компании более 30 млн. долларов.

Между компаниями Uber и Grab также идёт жесткая конкуренция. Например, Grab запустил программу «50% скидки по понедельникам», и в течение дня Uber тоже запустил для своих клиентов похожую программу. Или Uber предлагает скидки за 10 поездок в неделю, а Grab дает скидку на вторую поездку в тот же день.

И Uber, и Grab активно участвуют в программах по привлечению и обучению водителей. Работая по 10 часов, водитель может зарабатывать около 70 долларов в день. Обычная зарплата водителя традиционного такси около 300 долларов в месяц. Также транснациональные компании предоставляют 10-15% скидки на услуги по техническому обслуживанию автомобилей, скидки на обучение английскому языку для водителей и членов их семей, скидки на пакеты страхования.

Иностранные компании постоянно обновляют свои приложения для улучшения качества обслуживания. GrabTaxi заключила партнерские отношения с Honda Motor, чтобы увеличить свои мощности и сервисное обслуживание. Honda Motor, также, помогла Grab организовать программы обучения безопасному вождению и навыкам экстренного управления для водителей.

В отличие от компаний-агрегаторов, доходы традиционных таксомоторных компаний оставляют желать лучшего. В 2016 году их консолидированная выручка сократилась на 11%, а в 2017 году по сравнения с 2016 годом на 35%. Это стало неожиданность для компаний, ведь до этого их прибыль непрерывно росла. Вьетнамским компаниям пришлось сократить около 10 тысяч таксистов и 7 тысяч обслуживающего персонала. Многие водители поступили на работу в компании Uber и Grab.

Оптимизация персонала, продажа старых транспортных средств, развитие франчайзинга помогли традиционным компаниям выжить. Но, чтобы конкурировать с агрегаторами, в быстро меняющейся бизнес-среде, необходимы более эффективные методы.

Самые известные, надежные и крупные таксомоторные компании Вьетнама - это Mai Linh (Май Линь) и Vinasun (Винасан). Эти марки работают практически во всех городах страны. Их водители хорошо обучены и профессиональны, всегда используют принятые в городе тарифы и не подкручивают счётчики. Все автомобили этих вьетнамских брендов оборудованы кондиционерами и в хорошем состоянии. Расценки на километр отображаются

как снаружи, так и внутри такси. Фотография водителя четко видна на уникальном идентификаторе в передней части кабины.

Автомобили Vinasun покрашены в белый цвет с четким черно-красным логотипом и номером телефона, крупно написанным на дверях кабины. Компания Mai Linh имеет отличительный фирменный цвет, который хорошо запоминается и бросается в глаза - все такси выкрашены в зеленый цвет, а водители носят официальные зеленые майки Mai Linh.

Компании имеют собственные приложения для смартфонов, но они несколько отличаются от Grab или Uber. Это просто приложение службы такси с несколькими уровнями обслуживания - различные классы автомобилей, в том числе мототакси и мото-байки. Также компании занимаются перевозками габаритного багажа и грузов, арендой транспортных средств и автобусными перевозками пассажиров.

Значительные доходы от рекламы и конкуренция за долю на рынке, привлечение клиентов заставили традиционные компании такси во Вьетнаме вкладывать больше средств в улучшение качества. За последние годы Mai Linh инвестировала более 3,5 млрд. долларов на замену счетчиков и покупку навигационного оборудования для своих такси. Под давлением конкуренции и признавая многие преимущества технологических такси, традиционные фирмы такси вынуждены инвестировать в сервисы приложений, менять бизнес-стратегии и искать свои преимущества. В дополнение к приложениям по бронированию транспортных средств, Vinasun и Mai Linh вложили крупные средства в развитие автопарка.

В 2017 году Vinasun закупила 1150 автомобилей, в том числе 350 моделей 4-местных и 800 моделей 7-местных. Цель компании на ближайшие годы -увеличить общее количество новых автомобилей до 6500 единиц и принять на работу 3000 водителей. Кроме того, компания намерена корректировать стоимость 1 км в соответствии с реальной ситуацией. Vinasun Taxi, совместно с банками Вьетнама, разрабатывает диверсифицированные платежные онлайн карты для оплаты услуг во всех областях.

Компания Mai Linh решила инвестировать в новые технологии, в ближайшие годы будет закуплено 10 000 - 20 000 электромобилей, которые заменят более 14 000 работающих автомобилей. В свою очередь, применение электромобилей поможет снизить тарифы стоимости поездок, так как использование электричества намного экономичнее бензина. Электромобили помогут защитить окружающую среду и выгодны для использования в курортных местностях Вьетнама, таких как Бухта Халонг, Нячанг, Дананг, острова Фукуок, Кон Дао и Катба.

Конкуренция между компаниями такси постепенно распространяется и на провинции Вьетнама. Однако местные компании не стремятся пускать агрегаторов на свои рынки. Таксомоторные компании Saigon Air, Thanh Hung, Thang Long и некоторые другие местные компании разработали свое программное обеспечения для вызова такси. Также многие компании приняли решение обновить парк автомобилей моделями Hyundai Elantra 2017 года, Toyota Innova 2016, Mercedes C250.

Стратегию по увеличению бизнеса в провинциях с помощью франчайзинга, компания Vinasun рассматривает, как сильный удар по технологическим компаниям Uber и Grab. Vinasun имеет известный бренд и большой опыт организации работы в сфере такси. Автомобили в провинции поставляет компания, набирает местных водителей и разрабатывает приемлемые цены для местных клиентов. В 2018 году было заключено несколько договоров франшиз с перспективой дальнейшего расширения на север страны. Vinasun предлагает разновидности делового франчайзинга, цены варьируются в зависимости от региона.

В начале 2019 года в самых больших городах Вьетнама: в столице - Ханое и в Хошимине был проведен опрос жителей, которых просили сообщить, каким брендом такси они обычно пользуются. Результаты опроса показаны на рисунке 1. Наибольшее число опрошенных пользуются для поездок компанией Mai Linh в Ханое (46%), а в Хошимине лидирует компания Vinasun (38%).

В заключение хочется отметить, что на смену жесткой конкуренции на таксомоторном рынке Вьетнама, постепенно придет кооперация между компаниями на почве инноваций. Новые и старые игроки приносят в отрасль новые идеи по улучшению обслуживания клиентов, и перетягивать пассажиров они будут не друг у друга, а у общественного транспорта, помогая его разгрузить. Снижение тарифов поможет пересадить на такси тех клиентов, которым раньше оно было не по карману, а технологическое сотрудничество по обмену новыми технологиями в мобильных приложениях, поможет преодолеть кризис в отрасли.

Библиографический список:

1. Công Ty TNHH Grab. Success Stories. - 2019 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.04.2019. - URL: https://www.grab.com/vn/business/ads/ (дата обращения 21.04.2019).

2. Vinasun Corporation Su mênh. - 2019 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 30.04.2019. - URL: http://www.vinasuntaxi.com/tam-nhin-su-menh (дата обращения 30.04.2019).

3. Mai Linh Corporatiom. News. - 2019 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 26.04.2019. - URL: https://mailinh.vn/quan-he-co-dong/dai-hoi-co-dong.html (дата обращения 26.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.