Научная статья на тему 'Проблемы, связанные с осуществлением государственной геодезической экспертизы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области'

Проблемы, связанные с осуществлением государственной геодезической экспертизы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / URBAN PLANNING LAW / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / КАРТОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / NATIONAL EXPERTISE / CARTOGRAPHIC AND GEODETIC DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сытина Наталья Николаевна

В данной статье рассматриваются основные различия в процессах производства государственной геодезической экспертизы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В связи с тем, что от последовательности действий зависит результат, был проведён анализ недостатков и преимуществ каждой из систем. Во избежание информационного дефицита, были выведены предположения по решению указанных в статье проблем, были изучены законодательные акты федерального и регионального уровней в отношении инженерно-геодезических изысканий; проанализирован процесс создания топографо-геодезических материалов и их дальнейшее назначение и применение; также были выявлены причины появления картографо-геодезической продукции низкого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, связанные с осуществлением государственной геодезической экспертизы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»

THE PROBLEMS ASSOCIATED WITH THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL SURVEYING EXAMINATION IN SAINT-PETERSBURG

AND LENINGRAD REGION Sytina N.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Сытина Н. Н.

Сытина Наталья Николаевна /Sytina Natalya - студент, кафедра общественной географии, профиль: управление землепользованием, Институт Наук о Земле Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные различия в процессах производства государственной геодезической экспертизы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В связи с тем, что от последовательности действий зависит результат, был проведён анализ недостатков и преимуществ каждой из систем. Во избежание информационного дефицита, были выведены предположения по решению указанных в статье проблем, были изучены законодательные акты федерального и регионального уровней в отношении инженерно-геодезических изысканий; проанализирован процесс создания топографо -геодезических материалов и их дальнейшее назначение и применение; также были выявлены причины появления картографо-геодезической продукции низкого качества.

Abstract: the article discusses the main differences in the processes of the national geodetic expertise of Saint Petersburg and Leningrad region. Due to the fact that the sequence of actions affect the result, the analysis of advantages and disadvantages of each system was made. In order to avoid the information deficiency, were offered some decisions referred to article problems, was studied legislative acts of Federal and regional levels in respect of engineering surveys; was analyzed the process of creation of topographic and geodetic documentation and its further use and application; we have also identified the causes of low quality cartographical and geodetic products.

Ключевые слова: государственная экспертиза, Градостроительный кодекс, органы государственной власти, картографо-геодезические материалы.

Keywords: national expertise, Urban planning law, public authorities, cartographic and geodetic documentation.

Известно что любой вид инженерных и землеустроительных работ регулируется нормами законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации. В связи с этим, в качестве объекта исследования рассматривались нормативно-правовые документы, регулирующие порядок и устанавливающие правила, согласно которым осуществляется оборот материалов топографо -геодезических изысканий между заказчиком, исполнителем и контролирующими землеустроительную деятельность государственными организациями в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В статье 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, среди которых - организация и проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий [1]. В связи с тем, что существует большая вероятность несоответствия материалов требованиям законодательства, необходимо проводить соответствующие проверки. Несмотря на то, что передача данных в фонд подтверждается «Актом приёмки -передачи геодезических и картографических материалов и данных в фонд», документ нацелен лишь на соблюдение контроля за техникой передачи данных. За содержание материалов, осуществление контроля за исправлением несоответствий и ошибок в исполнении работ камеральным отделом должна быть ответственна специальная экспертная служба. Но за неимением подобной, упомянутые полномочия возложены на отдел геолого-геодезической службы Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Отдел проводит тщательные проверки материала, поступающего в фонд. Среди многочисленных его полномочий - создание и ведение фонда материалов топографо-геодезических работ и инженерных изысканий. При этом в Положении о Комитете не говорится о том, что он должен проводить экспертизу материалов перед передачей её в фонд и получается, что

116

экспертная деятельность Комитета осуществляется без законодательного подтверждения данной деятельности как обязательной к исполнению.

Другое дело обстоит в отношении Ленинградской области. Существует такое учреждение, как Управление государственной экспертизы Ленинградской области. Удобство его заключается в том, что одно учреждение и ведёт фонд инженерных изысканий, и предоставляет услуги по проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Таким образом, ГАУ «Леноблгосэкспертиза» осуществляет свою деятельность соответственно Уставу и повода усомниться в соответствии практической деятельности Управления документально подтверждённой нет, в отличие от КГА.

Существует СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы», появившееся в 2009 году по решению Правительства города путем выделения из состава Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Тоже, в числе услуг - государственная экспертиза результатов инженерных изысканий [5]. Получается, экспертиза инженерных изысканий проводится, как гласят нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Центра. Но так как Комитет берёт на себя обязанность по проведению экспертизы результатов инженерных изысканий, подтверждая контроль штампом, то Центр, полагаясь на качество произведённых Комитетом работ, освобождает себя от «лишней» проверки.

Решением вопроса может стать внесение изменений в части полномочий Комитета путём введения пункта о проведении экспертизы инженерных изысканий. Или же создание специального Положения, которое в полной мере отразит не только полномочия Отдела геолого-геодезической службы КГА в сфере инженерных изысканий, но и требования к материалам, предназначенным для отправки в территориальный фонд.

Иным выходом из сложившейся ситуации может стать подражание нового устройства ГАУ «Леноблгосэкспертиза». До 2007 года полномочия Учреждения осуществляло ГУ «Ленинградское областное управление государственной вневедомственной экспертизы», которое находилось в ведении Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области. Далее - вышло Распоряжение Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2007 года N 599-р «О создании государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области» путем изменения типа существующего государственного учреждения «Ленинградское областное управление государственной вневедомственной экспертизы», действующее по сей день. Таким образом, появилось ГАУ «Леноблгосэкспертиза», а учредителем его стал Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области [6]. В итоге сформировался полноценный организм в виде Комитета, осуществляющего экспертизу проектной документации, экспертизу инженерных изысканий, выдачу разрешений на производство работ, а также ведение фонда инженерных изысканий Ленинградской области. По сути, получается удобная система, где все действия, необходимые для осуществления поэтапного создания топографо-геодезического материала, происходят бок о бок, практически в пределах одного здания. Недостаток подобного решения лишь в том, что лучше - враг хорошего и неизвестно, каким образом такие кардинальные перемены повлияли бы в действительности на качество и оперативность экспертной деятельности.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/12138258/paragraph/2291703:0/ (дата обращения: 26.12.2016).

2. Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/71295988/paragraph/1:2/ (дата обращения: 26.12.2016).

3. ГКИНП (ГНТА)-17-004-99 Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ. // Информационно-правовая система «Кодекс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200032584/ (дата обращения: 26.12.2016).

4. Официальный сайт Росреестра - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 26.12.2016).

5. Официальный сайт СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbexp.ru/ (дата обращения: 26.12.2016).

6. Официальный сайт Управления государственной экспертизы Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.loexp.ru/inf/gosudarstvennaya_ekspertiza.php/ (дата обращения: 26.12.2016).

THE PROBLEM OF DETECTING UNDERGROUND UTILITY LINES IN URBAN CONDITIONS Sytina N.

ПРОБЛЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ЛИНИЙ ПОДЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПЛОТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Сытина Н. Н.

Сытина Наталья Николаевна /Sytina Natalya - студент, кафедра общественной географии, профиль: управление землепользованием, Институт Наук о Земле Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: освоение подземного пространства территории влияет на множество факторов жизни современного общества. В условиях плотной городской застройки, расширение возможностей использования подземного пространства позволяет обеспечить стабильное функционирование населённых пунктов и значительно облегчить нагрузку городской инфраструктуры. Это лишь некоторые из достоинств развития подземных коммуникаций. В данной статье рассмотрены возможные проблемы в течение процесса поиска подземных коммуникаций и некоторые из вариантов их разрешения.

Abstract: underground space development of the territory affects many factors of modern life. In dense urban areas, expanding opportunities for the use of underground space allows to ensure stable operation of settlements and significantly lighten the load of urban infrastructure. These are just some of the advantages of the development of underground utilities. This article focused on possible problems during the process of searching for underground utility lines and some of the options for resolving them.

Ключевые слова: подземные коммуникации, строительные работы, геодезические приборы. Keywords: underground utility lines, construction works, geodetic instruments.

В настоящее время не перестаёт повышаться роль городов в развитии общества и, как следствие, увеличивается численность городского населения. В связи с этим, уделять больше внимания благоустройству городов и сельских населённых пунктов становится необходимым. Не стоит забывать и о развивающихся промышленных предприятиях. Все вышеперечисленные обстоятельства являются лишь некоторыми из множества предпосылок развития сети инженерных коммуникаций.

Инженерные коммуникации представляют собой линейные сооружения с технологическими устройствами на них, предназначенные для транспортирования жидкостей, газов, передачи энергии и информации [1, с. 34]. Делятся на два типа: подземные и надземные. Подземные, исходя из названия, отличаются от надземных тем, что их главные части, из эксплуатационных соображений, расположены под землёй.

Съёмка подземных инженерных коммуникаций проводится в двух случаях. Во-первых, в процессе строительства, когда траншеи открыты и визуально доступны (исполнительная съёмка) [2, с. 14]. Во-вторых, в случаях отсутствия, утраты или недостаточной полноты и точности имеющихся материалов исполнительной съёмки (съёмка существующих подземных коммуникаций) [2, с. 4]. Последний вариант съёмки выполняется практически вслепую, а значит, запрашивает больше времени и может содержать больше вопросов и неточностей.

При проведении каких-либо строительных работ необходимым является сбор всех имеющихся материалов о подземных сооружениях, а также проведение рекогносцировочных работ с целью обнаружения уже существующих подземных коммуникаций (если таковые имеются). Нельзя не учитывать нормативные расстояния между объектами и охранные зоны инженерных сетей. На практике нередко встречается отсутствие или недостоверность картографических материалов и технической документации по уже существующим подземным коммуникациям. Поэтому, в целях сохранности и безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций, необходима проверка достоверности технической документации, чёткая система учёта подземных сооружений и регулярное обновление планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.