Бахвалова Дарья
студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена вопросам, возникающим в процессе создания, регламентации деятельности и функционирования особых экономических зон, а также разрешению проблем, вытекающим из осуществления предпринимательской деятельности на территории портовых особых экономических зон.
Ключевые слова: функционирование особых экономических зон, портовые экономические зоны, свободный порт.
Summary: The article is devoted to issues arising in the process of creating, scheduling activities and functioning of special economic zones and the resolution of problems arising from the implementation of entrepreneurial activity on the territory of port special economic zones.
Key words: the functioning of special economic zones, port economic zone, free port.
На данный момент времени в мире существует более 1800 особых экономических зон.[6] Страны рассматривают эти зоны, как инструмент стимулирования роста экономики, развитие технологий и инноваций, а также создание новых рабочих мест. Однако, диалог между сторонами для улучшения регулирования на нормотворческом уровне имеет важное значение для увеличения потенциала особых экономических зон. Создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) и в
частности портовых привлекает иностранные инвестиция в страну, что выгодно для национальной экономики. Но также при их функционировании может возникать множество проблем, которые требуют не только национального рассмотрения, но и наднационального решения.
Одной из проблем, которая присуща некоторым портовым особым экономическим зонам, в том числе и российским, это ограничение видов деятельности осуществляемых в портах. Анализ нормативно-правовой базы[1,2] позволяет определить основные проблемы лимитирования видов сборочного производства. «В то же время эффективность развития свободных портов мира (аналоги портовых особых экономических зон (далее - ПОЭЗ) свидетельствует о комплексном характере их деятельности и о том, что основной сферой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие ПОЭЗ, является именно сборочное производство». [4] Расширение перечня видов сборочного производства, осуществляемых на территориях ПОЭЗ, позволит развить инвестиционную привлекательность зоны в разных направлениях. Решением проблемы ограничения видов деятельности, реализуемых в портах, может стать предоставление возможности администрациям и управлениям свободных портов самим определять виды осуществляемой деятельности в зоне, согласно особенностям каждого района.
Вторая проблема — это ограничение перечня налоговых льгот и тарифов. Возможно предоставление пониженных ставок тарифов на воду, электроэнергию и газ. В Белоруссии и Казахстане[4] такие налоги есть, режим данных ОЭЗ чуть благоприятнее в этой области.
Предпринимательская деятельность не столь востребована в тех государствах, где статус Свободного порта может получить зона, где отсутствуют комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда и их высадки. Таким образом, на получение статуса особой экономической зоны претендуют резиденты, осуществляющие исключительно грузовые перевозки. Следовательно, исключение ограничивает возможность поступления инвестиций со стороны компаний, оказывающих услуги широкого потребления.
Зачастую «хорошая идея, провозглашенная на федеральном уровне, не находит эффективного практического воплощения на уровне регионов.»[5] Это происходит из-за того, что региональное руководство может иметь недостаточно информации о ключевых аспектах мировой экономики. Тем самым уменьшается конкурентоспособность на территории зоны и условия для крупных мировых компаний становятся непривлекательными. В частности, данная проблема затрагивает комплекс инновационного строительства и инноваций в целом.
Программа зоны должна быть ориентирована на широкий сектор экономики, в том числе коммерческой и
производственной деятельности и профессиональных услуг, таких как складирование и перевалку. Чтобы снизить нагрузку на государственные ресурсы и повысить эффективность зоны, частный сектор следует поощрять, чтобы помочь развить его. Некоторые страны разработали управляемые зоны, которые были менее эффективны, чем их частные аналоги.
В конкретных особых экономических зонах требования к их функционированию варьируются от государства к государству. В виде отдельных таможенных зон, созданных для стимулирования торговли и прямых иностранных инвестиций, ОЭЗ подлежат регулированию уникальными нормативно-правовыми актами. Эти особенности обеспечивают возможности для законного бизнеса, но также присутствуют недостатки, которые вызывают его злоупотребления со стороны криминальных элементов. Наличие уязвимостей в системе делают зоны привлекательными для отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Хотя законы изменяются для обеспечения различных финансовых выгод для стран и регионов, они представляют уязвимость. Такие привилегии, как пониженная ставка таможенных пошлин и налоговые льготы, упрощенные административные процедуры и право беспошлинного ввоза сырья, оборудования, запасных частей может привести к уменьшению контроля государственными органами на территории зоны. Незаконная предпринимательская деятельность в зонах свободной торговли
влияет не только на юрисдикцию одного государства, но и на те страны, где зоны отсутствуют. Поскольку товары могут перевозится из-за одного государства в другое, если у них заключено соглашение о единой таможенной зоне, тем самым создаются благоприятные условия для отмывания денег и финансирования терроризма.
В некоторых случаях не ясно кто имеет право осуществлять контроль правительство или таможенные органы. Отсутствие контроля со стороны таможенных органов вызывает проблемы в областях интеллектуальной собственности, безопасности цепи поставок, мошенничества и других неналоговых преступлений.
Некоторые виды товаров особенно уязвимы из-за их стоимости, размера, высокой тарифной ставки. Любой один из этих элементов делает товары привлекательным для потенциального злоупотребления правом, особенно с помощью свободных портов как открытой платформы для торговли. Большой объем контейнеров, то есть легкость их переупаковки и изменение обозначений на товарах, а также отсутствие надзора предоставляют возможность использования различных способов избегания высоких налоговых ставок на акцизные товары.
Нарушения прав интеллектуальной собственности трудно обнаружить в момент осмотра груза. В среде с несколькими проверками крупногабаритных грузов было бы
относительно легко воспользоваться ослаблением надзора за импортом.
Согласно отчету Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ)[3] описан случай, который привел к тщательному анализу финансовых потоков, существующих между головным офисом бельгийского компанией и ее дочерней организацией, расположенной в свободной зоне Объединенных Арабских Эмиратов (далее -ОАЭ). Главная компания использовала иностранную дочернюю компанию, чтобы снять средства головного офиса и передать их в дочерней компании в ОАЭ. Эти средства были также переведены в другие Зоны, свободные от налоговых сборов. Анализ счетов в Бельгии не выявили конечный пункт назначения средств. Тогда данная компания была продана и средства от ее продажи были переданы дочерней компании в ОАЭ. Часть этих средств затем вернулся в Бельгию в форме дивидендов. Тем самым «каскад» компаний, одна из которых находилась на территории особой экономической зоны позволил провести манипуляции с денежными средствами.
На пленарном заседании в октябре 2016 года Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег обсуждался прогресс в борьбе с отмыванием денег и противодействием финансированиям в свободных зонах Гонконга, Тринидад и Тобаго, что обуславливается сильным свободным режимом на этих территориях.
Подводя итог, стоит отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон на мировом и национальных уровнях, необходимо постоянное проведение совершенствования законодательства в указанной сфере, также появляется необходимость в создании оптимальных методов контроля за его исполнением. Более того, обязательным условием является налаживание правовой, экономической ситуаций в мире, и конечно же, обеспечение достойного уровня контроля за деятельностью организаций и лиц, осуществляемой свою деятельность на территориях ОЭЗ. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ. Список использованных источников и литературы:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. 08.08.2011. № 32. Ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений)
2. Закон о Свободных зонах 1990 года (AktaZonBebas 1990(438)) // URL: http://www.customs.gov.my;
3. Money Laundering vulnerabilities of Free Trade Zones, March 2010 // URL: www.fatf-gafi.org;
4. Быкова Е. Н. Проблемы развития портовых особых экономических зон в России // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2011. №2 (10). С.177-178;
5. Жиркова С.В. Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенциала: недостатки, преимущества и перспективы // Социально-экономические явления и процессы, 2012. №7-8. С.26;
6. «UNIDO supports first World Free and Special Economic Zones Summit in Geneva» // URL: https://www.unido.org/.