Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТВОРЧЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормотворчество / министерство / Кабинет Министров / государственный орган / ведомственный уровень / нормативно-правовой акт / правовой мониторинг. / rule-making / ministry / Cabinet of Ministers / state body / departmental level / normative legal act / legal monitoring.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарохиддинов Умиджон Бахромжон Ўғли, И.В.Кудрявцев.

Настоящая научная статья направлена на анализ существующих проблем в реализации нормотворчества в Республике Узбекистан в нормотворческом процессе. Выявления существующих проблем и их решения могут быть использованы в научной и практической разработке проблем государственно-правового строительства, определении дальнейших перспектив развития института законодательного процесса в Республике Узбекистан. Особую ценность для правоприменительной практики будут представлять подготовленные предложения о совершенствовании нормотворчества и его нормативно-правового регулирования в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фарохиддинов Умиджон Бахромжон Ўғли, И.В.Кудрявцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS EXISTING IN THE IMPLEMENTATION OF REGULATIONS

This scientific article is aimed at analyzing the existing problems in the implementation of rule-making in the Republic of Uzbekistan in the rule-making process. Identifying existing problems and their solutions can be used in the scientific and practical development of problems of state-legal construction, determining further prospects for the development of the institution of the legislative process in the Republic of Uzbekistan. Of particular value for law enforcement practice will be prepared proposals to improve rule-making and its legal regulation in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТВОРЧЕСТВА»

Scientific Journal Impact Factor

ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НОРМОТВОРЧЕСТВА

Фарохиддинов Умиджон Бахромжон угли,

студент магистратуры Ташкентского государственного юридического

универститета

+998(97)4026561 fariasumid@gmail.uz Научный руководитель (консультант) — доцент кафедры Теории государства и права ТГЮУ, кандидат юридических наук, И.В.Кудрявцев.

Аннотация: Настоящая научная статья направлена на анализ существующих проблем в реализации нормотворчества в Республике Узбекистан в нормотворческом процессе. Выявления существующих проблем и их решения могут быть использованы в научной и практической разработке проблем государственно-правового строительства, определении дальнейших перспектив развития института законодательного процесса в Республике Узбекистан.

Особую ценность для правоприменительной практики будут представлять подготовленные предложения о совершенствовании нормотворчества и его нормативно-правового регулирования в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: нормотворчество, министерство, Кабинет Министров, государственный орган, ведомственный уровень, нормативно-правовой акт, правовой мониторинг.

Abstract: This scientific article is aimed at analyzing the existing problems in the implementation of rule-making in the Republic of Uzbekistan in the rule-making process. Identifying existing problems and their solutions can be used in the scientific and practical development of problems of state-legal construction, determining further prospects for the development of the institution of the legislative process in the Republic of Uzbekistan.

Of particular value for law enforcement practice will be prepared proposals to improve rule-making and its legal regulation in the Republic of Uzbekistan.

Key words: rule-making, ministry, Cabinet of Ministers, state body, departmental level, normative legal act, legal monitoring.

ВСТУПЛЕНИЕ

Переход к рыночной экономике, обновление экономических отношений требовал осуществления институциональных преобразований, особенно в исполнительной сфере, это требовало создания соответствующей структуры управления экономикой. Необходимо отметить, что система центральных органов государственной власти и четкое разграничение полномочий между ними не могли получить положительную оценку в столь короткие сроки. Несмотря на то что было принято множество законов, в первые годы независимости большинство граждан их не придерживались1.

Сейчас не приходится оспаривать правильность утверждения о том, что ведомственное правотворчество необходимо, однако оно не должно быть необозримым и неупорядоченным и не должно приводить к тому, чтобы исполнительная власть превращалась в составную часть законодательного процесса и даже подменяла ее.

В науке существует мнение, о том, что правотворческая деятельность государственных органов по мере становления правового государства будет постепенно ограничиваться и сокращаться. Говорить о том, что это мнение абсолютно правильно, мы не можем. Но можем дополнить его тем, что правовые рамки по нормотворчества уполномоченных органов должны постоянно совершенствоваться, работа министерств и ведомств по разработке нормативных актов должна быть постоянно под контролем вышестоящих органов.

Следует отметить, что в целях систематизации законодательства и сокращения излишнего правового регулирования в период с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года приостанавливается принятие ведомственных нормативно-правовых актов (за исключением принятия ведомственных нормативно-правовых актов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу, а также предусматривающих их унификацию). Значит, тенденция сокращения ведомственного нормотворчества есть, и она ведет к оптимизации нормотворчества в Узбекистане, где будут четко расставлены рабочие и кадровые возможности по подготовке и разработке нормативных актов.

1 Исмаилова Г.С. Особенности децентрализации управления в Узбекистане: эксперименты и реформы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Вестник Поволжского института управления. 2013 г. ВАК // Источник: https://cyberleninka.ш/artide/n/osobennosti-detsentraИzatsii-upravleniya-v-uzbekistane-eksperimenty-i-reformy

Scientific Journal Impact Factor

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ

При анализе данной статьи использовались методы исторического, логического, аналитического, синтетического и объективного научного познания. В ходе исследования были объективно раскрыты опросы о правовой базе семьи в Узбекистане.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Кабинет Министров организует и обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса, указов и постановлений Президента, постановлений Кабинета Министров на всей территории Республики Узбекистан.

Как мы знаем, Кабинет Министров:

1) осуществляет разработку проектов законов по собственной инициативе либо по поручению Президента, а также на основе предложений и рекомендаций комитетов палат Олий Мажлиса и вносит их на рассмотрение Законодательной палаты;

2) дает министерствам, государственным комитетам, ведомствам и другим органам государственного и хозяйственного управления поручения о подготовке проектов законов, организует и руководит работой по их подготовке;

3) направляет проекты законов на отзыв государственным органам, негосударственным организациям и научным учреждениям;

4) заслушивает сообщения министерств, государственных комитетов и ведомств о практике применения действующего законодательства и результатах изучения его эффективности;

5) осуществляет иную деятельность по подготовке проектов законов.

Кабинет Министров в пределах своих полномочий:

• разрабатывает необходимые мероприятия и (или) принимает решения, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

• координирует и направляет работу министерств, государственных комитетов и ведомств, определяет их полномочия по исполнению нормативно-правовых актов;

• определяет министерства, государственные комитеты, ведомства и должностных лиц, на которые возлагается ответственность за исполнение законов Республики Узбекистан и иных нормативно-правовых актов;

• осуществляет контроль за своевременным исполнением нормативно-правовых актов2.

Важной проблемой системы законодательства является правовая нестабильность. В связи с этим государственными органами проводится работа по систематизации ведомственных нормативных актов посредством инкорпорации, консолидации, нормативно закреплена процедура проведения мониторинга подзаконных нормативных правовых актов. Однако существует проблема в формальном подходе к данной работе, что в свою очередь сказывается на эффективности анализа на предмет необходимости и целесообразности разработки подзаконных актов.

Имеются недостатки при заполнении форм отчетности по мониторингу.

С целью исключения формального подхода и усилением проведения мониторинга нормативных актов необходимо системно подойти к решению проблемы, в частности, следует данную работу закрепить за научной организацией, обеспечив тем самым процедуру проведения мониторинга независимым и научным подходом. Отметим, что изменение субъекта и методов проведения мониторинга нормативных актов исключит субъективный подход к принятию проектов, возможность лоббирования ведомственных интересов, излишнее нормотворчество, включение в НПА коррупционных норм, выход государственного органа за рамки своей компетенции, а также позволит направить усилия на принятие только обоснованных и актуальных нормативных правовых актов.

Принятие указанных мер позволит повысить качество и эффективность законодательства, адекватное правовое регулирование и широкое привлечение общественности к нормотворчества в нашей стране.

При этом, необходимо отметить, что фундаментальные идеи о четком разграничении компетенции органов власти, которые основываются в том числе и на концепции разделения властей, были положены в основу административной реформы.

Таким образом, можно сказать, что без правового мониторинга никак нельзя обойтись на стадии подготовки концепций проектов нормативных правовых актов. Регулярное осуществление мониторинга концепций проектов

2 Закон Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан». - Статьи 38-39.

473

Scientific Journal Impact Factor

ведомственных нормативных правовых актов является своеобразной формой модернизации ведомственного нормотворчества.

На стадии составления плана-конспекта и плана-графика проекта нормативного правового акта специалистами зачастую допускаются следующие ошибки:

1) разработчики нормативных правовых актов не указывают гриф секретности акта;

2) в плане-графике отсутствуют сроки подготовки отдельных частей (разделов, глав) проекта нормативного правового акта;

3) не указаны конкретные исполнители;

4) отсутствует указание на создание рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта.

Для четвертой стадии, связанной с разработкой первого варианта проекта, характерны следующие проблемы. Так, очень часто приходится говорить о неверном определении формы нормативного правового акта и порядка его разработки. По нашему мнению, это связано с тем, что сегодня формы ведомственных нормативных правовых актов еще не закреплены законом. В подзаконных актах Республики Узбекистан отсутствуют дефинитивные нормы, раскрывающие содержание таких понятий, как приказ, инструкция, положение и т. п. В связи с этим на практике расшифровка данных понятий осуществляется в основном на уровне того или иного органа исполнительной власти.

Для стадии доработки проекта с учетом поступивших замечаний и предложений, характерны технико-юридические ошибки в большей степени стилистического характера. Когда в проект нормативного правового акта внесено много новых норм права и даже целые разделы, то проект становится «пестрым» по стилю, что на практике затрудняет его понимание и применение, поскольку требует дополнительного толкования. Нормы такого документа могут содержать коллизии как норм, так и дефиниции.

Чтобы избежать таких ошибок, для разработки проекта нормативного правового акта следует привлекать либо одного высококвалифицированного специалиста, либо создавать специальную рабочую группу. Причем такая группа должна не просто состоять из единомышленников, а из грамотных специалистов, которые имеют опыт работы в команде. Это будет исполнять

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

предписание, установленное в статье 22 Закона «О нормативно-правовых актах», согласно которой орган, разрабатывающий проект нормативно-правового акта, как правило, создает комиссию по подготовке проекта. К участию в подготовке проектов нормативно-правовых актов могут привлекаться представители заинтересованных государственных органов, научных учреждений и иных организаций, отдельные граждане.

Орган, принимающий нормативно-правовой акт, может поручить в установленном порядке или заказать на договорной основе подготовку проекта нормативно-правового акта государственным органам, научным учреждениям и иным организациям, отдельным гражданам.

Как результат, совершенствование правового обеспечения осуществляемых реформ, а также формирование систематизированной законодательной базы, направленной на всестороннее обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение гарантий защиты и поддержки субъектов предпринимательства, полноценный учет их мнений и всестороннюю реализацию принципа «Интересы человека — превыше всего»3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

Руководящая литература:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Дата: 29.12.2020 г. // Источник: https://president.uz

2. Мирзиёев Ш.М. Даны указания по расширению охвата и повышению оперативности оказания государственных услуг. Дата: 10.05.2021 г. // Источник: https://president.uz

1. Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» от 20 апреля 2021 г., № ЗРУ 682 // Источник: https://www.lex.uz/acts/5378968? ONDATE=20.04.2021%2000#5383319

2. Закон Республики Узбекистан «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан». НБДЗ. Изменения на 10.08.2020 г., № 03/20/631/1153.

3 Концепция совершенствования нормотворческой деятельности. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505 // Источник: https://lex.uz/docs/3858812

475

Нормативно-правовые акты:

3. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции совершенствования нормотворческой деятельности», от 8 августа 2018 г., № УП-5505 // Источник: https://lex.uz/docs/3858812

4. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики». №УП-5997 19.05.2020 г. Источник: НБДЗ, с изменениями на 20.05.2020 г., № 06/20/5997/0634

5. Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: Монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2002. 330 с.

6. Хабриева Т.Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация зак Жаке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002. 370 с.

Диссертации, авторефераты диссертаций, научные статьи:

1. Алимухамедов С. А. Децентрализация системы государственного управления: сравнительный анализ опыта Республики Узбекистан и зарубежных стран (на примере Французской Республики и Федеративной Республики Германия). Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Журнал «Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения». 2017 г. ВАК // Источник: https://cyberleninka.ru

2. Исмаилова Г.С. Особенности децентрализации управления в Узбекистане: эксперименты и реформы. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Вестник Поволжского института управления. 2013 г. ВАК // Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsentralizatsii-upravleniya

3. Шаймурунова А. К. Проблемы нормотворчества. Текст научной статьи по специальности «Право». Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. Раздел «Право». 2011. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-normotvorchestva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.