Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СУБУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ХОМУТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СУБУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ХОМУТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
СУБУРБИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астафьев Сергей Александрович

Актуальность исследования обусловлена проблемами, возникающими у жителей пригородных поселений вокруг больших городов, связанные с ежедневной маятниковой миграцией, с низким уровнем кофорта проживания в пригородных территориях. В связи с этим, целью исследования является выработка механизма учета общественного мнения и требований градостроительной документации при повышении качества жизни в субурбанизированныъх территориях. Методология исследования базируется на применении социологических и статистических методов для корректировки градостроительной документации. Результатом исследования по разработке стратегии социально-экономического и территориального развития Хомутовского муниципального образования, проведенного кафедрой экономики строительства и управления недвижимостью Байкальского государственного университета в 2021-2022 гг. при реализации проектного обучения магистрантов и бакалавров, стал опрос населения, раскрывающий основные проблемы субурбанизированных территорий, расположенных в пригороде г. Иркутска. Основным выводом из проведенного исследования стало то, что жители, проживающие в пригородных населенных пунктах, требуют того же уровня качества соицальной инфраструктуры, что и городские жители, но при этом основные налоговые платежи они осуществляют в городах, где постоянно работают. Этот факт явлется большой проблемой для пригородных муниципалитетов, поскольку не позволяет в рамках имеющейся доходной части бюджета содержать и развивать требуемую жителями социальную инфраструктуру. Задачей администрации таких пригородных сельских поселения является задача по увеличению числа рабочих мест на своей территории, а соотвественно и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Астафьев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUBURBANIZED TERRITORIES OF THE IRKUTSK AGGLOMERATION, ON THE EXAMPLE OF THE KHOMUTOVO MUNICIPAL FORMATION

The relevance of the study is determined by the problems faced by residents of suburban settlements around large cities related to daily commute and low standard of comfort living in suburban areas. In this regard, the purpose of the study is to develop a mechanism for taking into account public opinion and the requirements of urban planning documentation while improving the quality of life in suburbanized areas. We used sociological and statistical methods to adjust urban planning documentation. The study developed a strategy for the socio-economic and territorial development of the Khomutovo municipality, conducted by the Department of Construction Economics and Real Estate Management of Baikal State University in 2021-2022. As a part of a project we carried out project-based training for undergraduates and bachelors. Also we conducted a survey of the population that revealed main problems of territories located in the suburbs of Irkutsk. The main conclusion from the study was that residents living in suburban settlements require the same level of quality of social infrastructure as city dwellers, but they pay taxes in cities where they work. This fact is a big problem for suburban municipalities because it does not allow to maintain and develop social infrastructure required by residents within the framework of the available budget revenues. The task of the administration of such suburban rural settlements is to increase the number of jobs on their territory, and, accordingly, increase tax revenues to the local budget.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СУБУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ХОМУТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 332.156 EDN BBYCEN

Б01 10.17150/2411-6262.2022.13(2).16 ¡¡|

С.А. Астафьев ©

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, astafievsa@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена проблемами, возникающими у жителей пригородных поселений вокруг больших городов, связанные с ежедневной маятниковой миграцией, с низким уровнем кофорта проживания в пригородных территориях. В связи с этим, целью исследования является выработка механизма учета общественного мнения и требований градостроительной документации при повышении качества жизни в субурбанизированныъх территориях. Методология исследования базируется на применении социологических и статистических методов для корректировки градостроительной документации. Результатом исследования по разработке стратегии социально-экономического и территориального развития Хомутовского муниципального образования, проведенного кафедрой экономики строительства и управления недвижимостью Байкальского государственного университета в 2021-2022 гг. при реализации проектного обучения магистрантов и бакалавров, стал опрос населения, раскрывающий основные проблемы субурбанизированных территорий, расположенных в пригороде г. Иркутска. Основным выводом из проведенного исследования стало то, что жители, проживающие в пригородных населенных пунктах, требуют того же уровня качества сои-цальной инфраструктуры, что и городские жители, но при этом основные налоговые платежи они осуществляют в городах, где постоянно работают. Этот факт явлется большой проблемой для пригородных муниципалитетов, поскольку не позволяет в рамках имеющейся доходной части бюджета содержать и развивать требуемую жителями социальную инфраструктуру. Задачей администрации таких пригородных сельских поселения является задача по увеличению числа рабочих мест на своей территории, а соотвественно и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Субурбия, комплексное развитие территорий, строительство социальной инфраструктуры, стратегия социально-экономического развития, опрос общественного мнения.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 28 марта 2022 г.; дата принятия к печати 25 мая 2022 г.; дата онлайн-размещения 10 июня 2022 г.

Original article S.A. Astafyev ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, astafievsa@mail.ru

ABSTRACT. The relevance of the study is determined by the problems faced by residents of suburban settlements around large cities related to daily commute and low standard of comfort living in suburban areas. In this regard, the purpose of the study is to develop a mechanism for taking into account public opinion and the requirements of urban planning documentation while improving the quality of life in suburbanized areas. We used sociological and statistical methods to adjust urban planning documentation.

© Астафьев СЛ., 2022

ПРОБЛЕМЫ СУБУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ХОМУТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF SUBURBANIZED TERRITORIES OF THE IRKUTSK AGGLOMERATION, ON THE EXAMPLE OF THE KHOMUTOVO MUNICIPAL FORMATION

The study developed a strategy for the socio-economic and territorial development of the Khomutovo municipality, conducted by the Department of Construction Economics and Real Estate Management of Baikal State University in 2021-2022. As a part of a project we carried out project-based training for undergraduates and bachelors. Also we conducted a survey of the population that revealed main problems of territories located in the suburbs of Irkutsk. The main conclusion from the study was that residents living in suburban settlements require the same level of quality of social infrastructure as city dwellers, but they pay taxes in cities where they work. This fact is a big problem for suburban municipalities because it does not allow to maintain and develop social infrastructure required by residents within the framework of the available budget revenues. The task of the administration of such suburban rural settlements is to increase the number of jobs on their territory, and, accordingly, increase tax revenues to the local budget. KEYWORDS. Suburbia, integrated development of territories, construction of social infrastructure, strategy of socio-economic development, public opinion poll. ARTICLE INFO. Received March 28, 2022; accepted May 25, 2022; available online June 10, 2022.

Субурбанизированные пригородные территории обладают несколько другими чертами территориального развития, нежели городские. При проведении анализа территориального развития для разработки Стратегии Хомутовского муниципального образования (ХМО), было выявлено, что несмотря на наличие генерального плана в Хомутовском МО его застройка осуществляется без соблюдения требований к обеспечению социальной и инженерной инфраструктуры при освоении бывших сельскохозяйственных полей вокруг МО. На рис. 1 можно увидеть сегодняшние подходы к застройке МО.

Рис. 1. Мкрн. Западный п. Хомутово

В исследовании [1] еще в 2012 г. были отмечены основные проблемы жилищной отрасли, многие из которых проявились и при анализе развития Хомутовского муниципального образования, а именно:

— отсутствие документов территориального планирования, которые позволяют своевременно спланировать территории под жилую застройку;

— отсутствие муниципальных программ развития инженерных коммуникаций и как следствие отсутствие технических условий для размещения новых микрорайонов массовой жилой застройки, а также производственных мощностей.

В работах [2; 3] так же отмечается, что комплексное развитие территорий повышает ценность недвижимости и стоимость ее реализации. Комфорт проживания — вот что привлекает людей обычно в города. В нашем же случае, мы рассматриваем пригород Иркутска, расположенный в 20 км от города (см. рис. 2). По сути — это муниципальное образование превратилось в спальный район города.

Рис. 2. Географическое расположение Хомутовского МО

За последние 10 лет численность Хомутовского муниципального образования увеличилась на 70 % (см. рис. 3). Эта тенденция связана со многими причинами, в том числе с желанием переселенцев из разных северных населенных пунктов, из ветхого и аварийного жилья, из затопленных территорий в Тулунском и Ниж-неудинском районе в 2019 г. жить в собственном доме на своей земле ближе к Иркутску. Этот фактор обусловлен наличием большего числа рабочих мест в областном центре по сравнению с другими населенными пунктами в регионе.

Исходя из графика (см. рис. 4), численность населения в ХМО описывается уравнением y = 891,93x + 14 292 с коэффициентом детерминации, равным 0,9624, что говорит о качественности построенной модели. Иными словами, можно утверждать, что население в Хомутовском муниципальном образовании растет линейным образом.

Так, с сохранением нынешних темпов развития и застройки, такой показатель как численность постоянного населения будет продолжать расти линейно.

Работы К.В. Григоричева, проведенные в 2012 г. [4; 5] посвящены развитию этих же территорий. Так, понятие субурбия им было обозначено как «село городского типа». Очевидно, что спальные сельские поселения вокруг крупных городов являются стандартной практикой с давних времен. Ранее такие поселения носили название «слобода». Правда при этом, в основном в них жил сельский люд, занимавшийся сельскохозяйственной и иной производственной деятельностью и кормивший крупный город, возле которого он находился. Об особенностях развития субурбанизированных территорий подробно описывают авторы в научных работах [6—21], а так же публикуют в интернет-публикациях1.

1 Субурбанизация: нарастающая проблема или спасение мегаполисов. URL: https://mentamore. com/socium/suburbanizatsiya.html.

Рис. 3. Рост численности населения в Хомутовском МО

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

0

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 4. Динамика численности населения в ХМО

Обратимся же к текущей ситуации пригородов Иркутска, основным моментом которой является то, что бывшие земли колхозов и совхозов, в виду развалившейся системы коллективных сельскохозяйственных предприятий, стали бурно превращаться в спальные районы города, без обеспечения их социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой, без наличия достаточного количества рабочих мест, чтобы избежать постоянной маятниковой миграции населения утром и вечером в город на работу и из города с работы.

С целью проведения социокультурного анализа развития территории, оценки удовлетворенности населения качеством жизни в октябре — декабре 2021 г. был проведен опрос населения Хомутовского муниципального образования. Всего получено 596 ответов на 21 вопрос. Приведем основные из них, раскрывающие проблемы субурбанизированных территорий вблизи с г. Иркутском, а, по всей

вероятности, раскрывающие проблемы всех пригородных территорий, превратившихся в спальные районы крупных городов.

С точки зрения генеральной совокупности 22 тыс. чел., проживающих в ХМО, выборочная совокупность, обеспечивающая 5 % уровень ошибки, определяется по специальным формулам. Исходя из расчетов выборочная совокупность не должна быть меньше 378 чел. В нашем случае это 596, что обеспечивает достаточный уровень репрезентативности. На рис. 5. в виде облака тегов приведены основные замечания, предъявляемые к качеству проживания со стороны респондентов. Чем крупнее слово — тем больше оно волнует респондентов.

На рис. 6 приведены ответы на вопрос на сколько долго в МО проживают респонденты, из которых следует, что большинство проживающих в ХМО появились здесь 1—10 лет назад — 59 %. При этом за последние 5 лет в ХМО стали жить более 30 % опрошенных. Все это лишний раз подтверждает бум заселения в ХМО. Причины этому — это и переезды людей с северных территорий, и выезд из ветхого и аварийного жилья и переезды из городов Тулуна и Нижнеудинска после их затопления в 2019 г.

Рис. 5. Что тревожит граждан в Хомутовском МО?

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос о сроке проживания в МО

Интересно обратить внимание на рис. 7. На нем показана зависимость между сроком проживания в ХМО и тем, где работают люди. Люди, проживающие менее года — почти все работают в Иркутске (69,5 %). А вот среди проживающих более 20 лет в Иркутске работает только 20 %. Очевидно, что чем дольше люди живут в ХМО, тем больше они находят себе работу на месте проживания. Задача властей ХМО обеспечить более быструю адаптацию населения и обеспечения его работой с тем, чтобы минимизировать ежедневную маятниковую миграцию, автомобильные пробки и снизить таким образом загрязнение воздуха из-за большого числа автомобилей.

ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ЖИТЕЛЕИ «НОВОЙ СУБУРБИИ»

10,93% 15,25% 15,96%

работаю (учусь) в другом месте I

работаю (учусь) в ХомМО

период проживания

максимальная адаптация и отход от ежедневной маятниковой миграции выявлена после десяти лет проживания в ХомМО

от 1 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 20 лет более 20 лет

Рис. 7. Связь между сроком проживания населения и местом работы

Для того чтобы понять где вообще работают респонденты в ХМО и какие виды деятельности развиты в МО был задан вопрос, в каких сферах работают респонденты, ответы на который можно посмотреть на рис. 8.

Незанятые и пенсионеры 16

Самозанятые, 2

Кафе и услуги, 16

Торговля, 16

Социальная сфера, 30

Строительство, 10

Производственная сфера (с/х), 3

Офисные работники, 6

Рис. 8. Ответы респондентов о местах работы

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

Ответы респондентов на данный вопрос показали, что большинство работает в социальной сфере — 30 %, большое число работает в кафе, парикмахерских и различных услугах — 16 %, торговле — 16 % и еще столько же не работает или находится на пенсии. Таким образом видно, что в основном занятость населения в границах муниципального образования связана с работой в социальных объектах (школы, больницы, детские сады, клубы и т.п.) и в торговле в магазинах различного назначения. Как такового производства в муниципальном образовании нет, кроме строительства домов (10 %). На иную работу люди ездят в Иркутск.

Для определения мнения населения о том, чего им не хватает в муниципальном образовании был задан ряд вопросов. В частности, на рис. 9. можно увидеть часть ответов на них.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

1

1

л и о н а

ч о ft К

и Я к л ч

CD Н К о ft

к

к

к §

к и

3

4

CD Ч О

К К CD Н

К <

л

ч

cd о

CD К К и н

CD Ч CD

Я к н

и cd

л Я

К

к л ч о

м

CD

К а

о ft CD

К К ft cd

К

к к

л ю

ч К

л ю

ч к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD

Я к

V о

Si

л к

cd ft О н о CD ft

CD* ©

cd

К

К К

я

а

CD О

CD

Я к и К н ft о к о

■ Хватает □ Не хватает □ Затрудняюсь ответить

Рис. 9. Ответы респондентов на вопросы анкетирования

Исходя из ответов, населению хватает только продуктовых и строительных магазинов, аптек, парикмахерских. Остального людям не хватает, особенно школ — 81 %, детских садов — 80 %, больниц — 92 %, мест отдыха — 82 % и спорта — 74 %. Эта статистика показывает критическую ситуацию в социальной сфере в ХМО. В этом и есть особенность субурбии. Не только в Хомутовском МО, но и повсеместно в стране и даже заграницей. Спальные пригородные микрорайоны, как правило, формируются без того объема социальной и иной инфраструктуры, которые присущи городам. Однако при качественном градостроительном и территориальном планировании при решении возникающих проблем, и местные власти, и власти района, в которое входит данное МО, должны обеспечивать хотя бы те параметры, которые требуются в рамках развития генерального плана

0

территории, а также обеспечивать качественное автомобильное сообщение между субурбией и городом. За рубежом именно дорогам уделяется особое внимание, что позволяет жителям субурбий не стоять часами в пробках, а добираться до работы по времени за такое же время, за которое городской житель добирается до работы из одной части города в другую часть.

При ответах на вопросы об удовлетворенности дорогами, транспортным сообщением, ЖКХ, качеством городской среды и т.п., т.е. всем тем, что присуще городам, практически все респонденты единогласно ответили, что они не удовлетворены качеством данных услуг. Однозначно нельзя сказать, что во всем виноваты власти. Дело в том, что на содержание всей этой инфраструктуры необходимы деньги, деньги муниципалитет может получить только через налоги, а поскольку большинство жителей работает не в муниципальном образовании, а в Иркутске, то и основные налоги платятся там. Вот почему властям необходимо заботиться о повышении уровня занятости именно у себя в МО.

Проведем небольшой анализ трендов увеличения численности населения и собираемости налогов местным бюджетом. Так, темпы увеличения поступлений налога на имущество и земельного налога практически совпадают с ростом численности, что закономерно, так как население обладает собственностью и должно за нее платить налог, см. рис. 10.

22,5

17,5

12,5

7,5

2,5

Рис. 10. Налоговые последствия экстенсивного развития

Совсем другая тенденция с собираемостью подоходного налога. При росте численности населения налог подоходный налог снижается, что можно объяснить тем, что основные доходы жители Хомутовского МО получают не в своем МО, а в Иркутске. Там они и платят налоги.

Такая негативная ситуация по поступлению подоходного налога отражается на другом удельном показателе на душу населения — числе собственных доходов бюджета на 1 чел. и расходов бюджета на 1 чел., см. рис. 12.

Как видно из рисунка, Администрация МО вынуждена тратить все больше и больше бюджетных средств на обеспечение социальной инфраструктурой муниципалитета, при этом не рассчитывая на отдачу в виде поступления налогов.

Это довольно тяжелая ситуация для местного бюджета. Исправить такую ситуацию сможет только кратное увеличение рабочих мест в МО, либо существенное

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ

«"налог на имущество, руб./чел ^■земельный налог, руб./чел. «»население, тыс.чел.

Сглаженные темпы прироста объемов имущественных налогов, уплачиваемых жителями ХомМО, совпадают с показателями прироста

800 НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МАЯТНИКОВОЙ МИГРАЦИИ 22,5

750

700 17,5

650 \ Диспропорция в занятости населения

проявляется в разнонаправленных трендах

\ 600 •.. прироста численности населения и \ среднего объема НДФЛ, 12,5

550 # уплачиваемого жителями ХомМО

500 \ ^^^ 7,5

450 —НДФЛ, руб7че"/1,->

400 2016 —население, тыс.чел. 2017 2018 2019 2020 2,5

Рис. 11. Налоговые последствия маятниковой миграции

расходы

Расходы И 9650 2020

собственные доходы

бюджета (руб./чел.)

9913

2019

6094 2018

- уровень бюджетной обеспеченности

в МО на душу населения выше

среднего показателя по области; 5608

2017

- приростчисленности населения МО не сопровождается достаточным ростом собственных доходов бюджета МО за счет 5257 2016

налоговых источников

доходы

4401

4183

3432

3435

3570

Рис. 12. Анализ расходов и собственных доходов бюджета на душу населения

увеличение дотирования бюджетов пригородных субурбий со стороны областных и районных властей. Однако вторая проблема чаще всего нигде в стране положительно не решается и поэтому население таких пригородов на многие годы остается с минимальным или отсутствующим уровнем комфорта проживания, компенсируя это тем, что они являются владельцами своих земельных участков и возвращаясь вечером с работы никуда в границах МО практически не ходят. При этом опросы показали, что 59 % из них ездит отдыхать и посещать различные места отдыха и развлечения в Иркутск, что еще больше создает нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Таким образом, завершая исследование можно сделать вывод о том, что жители Хомутовского МО — городские жители, живущие за городом, с требованиями к уровню комфорта на уровне города. С одной стороны, люди должны понимать,

что жить за городом — это не то же самое что в городе. И никогда за городом не будет того уровня комфорта что в городе. С другой стороны, численность только Хомутовского МО — 22 тыс. чел. Вплотную к нему расположено Уриковское МО, с примерно такой же численностью. В итоге возле Иркутска сложилась агломерация, численностью около 40 тыс. чел. В Иркутской области есть полноценные города такой численности, например:

— Зима (33,9 тыс. чел.);

— Тайшет (37,0 тыс. чел.);

— Нижнеудинск (37,8 тыс. чел.);

— Усть-Кут (45.8 тыс. чел.);

— Тулун (48.6 тыс. чел.).

Все эти города активно работают и по вопросам благоустройства, и по вопросам безопасности, обеспечения холодной водой и по многим другим вопросам. Очевидно, что на уровне региона необходимо организовывать работу и с такими пригородными агломерациями, которые по размерам не уступают городам, увеличивать их бюджетное финансирование и организовывать контроль за модернизацией генеральных планов и их неукоснительным исполнением в части размещения социальных объектов.

Список использованной литературы

1. Астафьев С.А. Проблемы реформирования жилищной сферы Иркутской области / С.А. Астафьев. — EDN PEMGOD // Управленец. — 2012. — № 5-6 (33-34). — С. 56-59.

2. Ширинкина А.Ю. Инвестиционная привлекательность комплексного развития территории / А.Ю. Ширинкина, С.А. Астафьев, А.А. Макарова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(4).670-677. — EDN OUGVEE // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 4. — С. 670-677.

3. Саенко И.А. Исследование факторов спроса и оценки инвестиционной привлекательности жилой недвижимости / И.А. Саенко, С.А. Астафьев. — EDN KRNIQQ // Недвижимость: экономика, управление. — 2018. — № 4. — С. 29-32.

4. Григоричев К.В. Местные сообщества и местная власть в неинституционализирован-ном пространстве (Случай пригородов Иркутска) / К.В. Григоричев. — EDN SYREDN // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). — 2013. — № 1 (68). — С. 103-116.

5. Григоричев К.В. От слободы до субурбии: пригороды Иркутска в последней трети XX — начале XXI в / К.В. Григоричев. — EDN PJIBWT // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2012. — № 2-2. — С. 44-51.

6. Андреева Ю.В. Территориальное развитие субурбий южнороссийских агломераций / Ю.В. Андреева. — DOI 10.24412/1998-4839-2022-1-212-226. — EDN GCSNPL // Архитектура и современные информационные технологии. — 2022. — № 1 (58). — С. 212-226.

7. Бадмаев А.Г. Трансформация пространственной структуры западных и южных пригородов города Улан-Удэ / А.Г. Бадмаев, Б.Б. Шаралдаев. — DOI 10.21209/2227-92452021-27-5-99-106. — EDN QVVGCF // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2021. — Т. 27, № 5. — С. 99-106.

8. Гарнага А.Ф. Социальные предпосылки и перспективы современных процессов урбанизации / А.Ф. Гарнага, Н.Н. Дорофеева, Е.П. Дорофеев. — EDN VJEPGM // Социология. — 2020. — № 5. — С. 254-256.

9. Голубчиков О.Ю. Современные процессы урбанизации в Подмосковье: феномен «окраинного города» / О.Ю. Голубчиков, А.Г. Махрова, Н.А. Фелпс. — EDN ONZBRJ // Academia. Архитектура и строительство. — 2010. — № 4. — С. 63-68.

10. Голубчиков О.Ю. Применение концепции «окраинного города» для анализа современных процессов урбанизации в РФ (на примере Г. Химки) / О.Ю. Голубчиков, А.Г. Махрова, Н.А. Фелпс. — EDN MVXLOX // Вестник Московского университета. Серия 5: География. — 2010. — № 3. — С. 48-54.

11. Зедгенизов А.В. Оценка транспортного спроса к субурбанизированным территориям / А.В. Зедгенизов, И.А. Ефременко. — DOI 10.23968/1999-5571-2020-17-3-178-182. — EDN FQGWLH // Вестник гражданских инженеров. — 2020. — № 3 (80). — С. 178-182.

12. Тенденции развития периферийных зон крупных городов / М.И. Марченко, И.А. Войтенок, П.А. Гробовенко, Д.С. Свиридов // Инженерные системы и сооружения. — 2021. — № 3-4 (45-46). — С. 75-81.

13. Матвейшина М.Е. Развитие процесса субурбанизации на примере Белгородской агломерации / М.Е. Матвейшина. — EDN UNRZWH // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2015. — № 6 (101). — С. 98-108.

14. Метелева Е.Р. Зарубежные подходы к исследованию крупнейших городов в условиях глобализации / Е.Р. Метелева. — DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(1).12. — EDN YJSZPN // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 1. — URL: http://bri-bguep.ru/ reader/article.aspx?id=21386.

15. Метелева Е.Р. Новые города в Сибири как драйверы пространственного развития: вызовы и перспективы / Е.Р. Метелева, Т.В. Светник. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(1).7-15 // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 1. — С. 7-15.

16. Минеева Д.О. Ретроспектива развития малых городов и поселений Калужской области / Д.О. Минеева. — EDN UUXBDH // Градостроительство. — 2015. — № 1 (35). — С. 37-41.

17. Перькова М.В. Проблемы развития субурбии в г. Белгород / М.В. Перькова, М.Г. Маркова. — DOI 10.34031/2687-0878-2020-2-2-47-56. — EDN HEWDYR // Техническая эстетика и дизайн-исследования. — 2020. — Т. 2, № 2. — С. 47-56.

18. Перькова А.Ю. Оптимизация транспортного сообщения Белгородской субурбии / А.Ю. Перькова, Н.А. Иванькина, К.Л. Смирнов. — DOI 10.34031/2687-0878-2021-3-1-6171. — EDN AOMBEN // Техническая эстетика и дизайн-исследования. — 2021. — Т. 3, № 1. — С. 61-71.

19. Самаруха В.И. О необходимости исследований по разработке механизма антикризисного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований региона / В.И. Самаруха, Л.В. Гуляева. — EDN KXTUDJ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2009. — № 6. — С. 65-69.

20. Хомяков Д.А. Закономерности развития и оптимизация роста столичных жилых пригородов / Д.А. Хомяков. — EDN YPQJAP // Интернет-журнал Науковедение. — 2017. — Т. 9, № 2. — С. 103.

21. Чистякова О.В. Использование рекреационных возможностей Иркутской области для инновационного развития региона / О.В. Чистякова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).7. — EDN VXBMSW // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24843.

References

1. Astafiev S.A. The Issues of Housing Reforms in the Irkutsk Oblast. Upravlenie = Management, 2012, no. 5-6, pp. 56-59. (In Russian). EDN: PEMGOD.

2. Shirinkina A.Yu., Astafiev S.A., Makarova A.A. Investment Attractiveness of the Integrated Territory Development. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 4, pp. 670-677. (In Russian). EDN: OUGVEE. DOI: 10.17150/25002759.2019.29(3).670-677.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Astafiev S.A., Saenko I.A. Research of Demand's Factors and Evaluation of Investment's Attractiveness of Residential Real Estate. Nedvizhimost': ekonomika i upravlenie = Reality: economics, management, 2018, no. 4, pp. 29-32. (In Russian). EDN: KRNIQQ.

4. Grigorichev K.V. Local Communities and Local Authorities in a Non-Institutionalized Space. Politija: Analiz. Hronika. Prognoz (Zhurnal politicheskoj filosofii i sociologii politiki) = The Journal of Political Theory, Political Philosophy and Sociology of Politics Politeia. 2013, no. 1, pp. 103-116. (In Russian). EDN: SYREDN. "

5. Grigorichev K.V. From Settlement to Suburb: Outskirts OF Irkutsk in the Last Third of the XX — The Early XXI Century. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie = The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies, 2012, no. 2-2, pp. 44-51. (In Russian). EDN: PJIBWT.

6. Andreeva J.V. Regional Development of Suburbia in South Russia Agglomerations. Arhitektura i sovremennye informacionnye tehnologii = Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 1, pp. 212-226. (In Russian). EDN: GCSNPL. DOI: 10.24412/19984839-2022-1-212-226.

7. Badmaev A.G., Sharaldaev B.B. Spatial Structure Transformation of the Ulan-Ude City Western and Southern Suburbs. Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 5, pp. 99-106. (In Russian). DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-5-99-106. EDN: QVVGCF.

8. Garnaga A.F., Dorofeeva N.N., Dorofeev E.P. Social Background and Prospects of Modern Urbanization Processes. Sotsiologiya = Sociology, 2020, no. 5, pp. 254-256. (In Russian). EDN: VJEPGM

9. Golubchikov O.Yu., Makhrova A.G., Phelps N.A. Contemporary Processes of Urbanisation in Moscow City- Region: the Edge City Phenomenon. Academia. Arhitektura i stroitel'st-vo = Academia. Architecture and Construction, 2010, no. 4, pp. 63-68. (In Russian). EDN: ONZBRJ.

10. Golubchikov O.Yu., Makhrova A.G., Phelps N.A. Application of a "Suburban Town" Concept for the Analysis of Current Urbanization Processes in the RF (Case Study of the Town of Khimki). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya = Moscow University Bulletin. Series 5, Geography, 2010, no. 3, pp. 48-54. (In Russian). EDN: MVXLOX.

11. Zedgenizov A.V., Efremenko I.A. Assessment of Transport Demandfor Sub-Urbanized Territories. Vestnik grazhdanskih inzhenerov = Bulletin of Civil Engineers, 2020, no. 3, pp. 178-182. (In Russian). EDN: FQGWLH. DOI: 10.23968/1999-5571-2020-17-3-178-182.

12. Marchenko M.I., Voytenok I.A., Grobovenko P.A., Sviridov D.S. Trends in the Development of Peripheral Zones of Large Cities. Inzhenernye sistemy i sooruzhenija = Engineering Systems and Constructions, 2021, no. 3-4, pp. 75-81. (In Russian).

13. Matveishina M.E. Suburbanization Development on Example of the Belgorod Conurbation. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 6, pp. 98-108. (In Russian). EDN: UNRZWH.

14. Meteleva E. R. Foreign Approaches to Investigating Big Cities under the Globalisation Conditions. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 1. (In Russian). EDN: YJSZPN. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).12.

15. Meteleva E.R., Svetnik T.V. New Cities in Siberia as Drivers of Spatial Development: Challenges and Prospects. Izvestiya Baikal's kogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 1, pp. 7-15. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(1).7-15.

16. Mineeva D.O. Retrospective of Small Towns'' and Settlements'' Development in the Kaluga Region. Gradostroitel'stvo = Urban Planning, 2015, no. 1, pp. 37-41. (In Russian). EDN: UUXBDH.

17. Perkova M.V., Markova M.G. Problems of Suburb Development of in Belgorod. Teh-nicheskaja jestetika i dizajn-issledovanija = Technical Aesthetics and Design Research, 2020, vol. 2, no. 2, pp. 47-56. (In Russian). EDN: HEWDYR. DOI: 10.34031/2687-0878-2020-2-247-56.

18. Perkova M.V., Ivankina N.A., Smirnov K.L. Optimization of Transportation Communication of Suburbia in Belgorod Region. Tehnicheskaja jestetika i dizajn-issledovanija = Technical Aesthetics and Design Research, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 61-71. EDN: AOMBEN. DOI: 10.34031/2687-0878-2021-3-1-61-71.

19. Samarukha V.I., Gulyaeva L.V. About the Need for Researches on Working out the Anti-crisis Management Mechanism of Social-economic Development of Municipal Institutions in the Region. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2009, no. 6, pp. 65-69. (In Russian). EDN: KXTUDJ.

20. Khomyakov D.A. Mechanism of Development and Optimization of the Growth of the Metropolitan Residential Suburbs. Naukovedenie = Science Studies, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 103. (In Russian). EDN: YPQJAP.

21. Chistyakova O.V. Harnessing the Irkutsk Oblast Recreational Potential for the Innovation-Driven Growth the Region. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). EDN: VXBMSW. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).7.

Информация об авторе

Астафьев Сергей Александрович — доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики строительства и управления недвижимостью, директор Проектного офиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, astafievsa@ mail.ru, О https://orcid.org/0000-0001-7057-4841, SPIN-код: 9165-2815, Scopus Author ID: 57209253665, ResearcherID: AAB-2864-2021.

Author

Sergey A. Astafyev — D.Sc. in Economics, Head of the Department of Construction Economics and Real Estate Management, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, as-tafievsa@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0001-7057-4841, SPIN-Code: 9165-2815, Scopus Author ID: 57209253665, ResearcherID: AAB-2864-2021.

Для цитирования

Астафьев С.А. Проблемы субурбанизированных территорий Иркутской агломерации, на примере Хомутовского муниципального образования / С.А. Астафьев. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).16. — EDN BBYCEN // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2.

For Citation

Astafyev S.A. Problems of Suburbanized Territories of the Irkutsk Agglomeration, on the Example of the Khomutovo Municipal Formation. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: BBYCEN. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.