Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА'

ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллин Альберт Гадильевич, Имангулов Раис Шамильевич, Сальникова Ольга Вадимовна, Филина Ольга Алексеевна, Ваганов Михаил Сергеевич

В настоящее время в нашей стране возникло противоречие между состоянием здоровья и эффективностью физического воспитанием студенческой молодежи. Для привлечения студентов к занятиям физической культуры следует повысить их интерес к этой деятельности. Огромное значе ние в формировании здорового образа жизни имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В основу педагогических воздействий, способствующих обеспечению развития важных качеств и личностных особенностей, должно быть положено формирование у студентов мотивации к физической активности, установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие в спорте. Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Помимо множества задач, которые стоят у педагогов по физической культуре, одной из основных является формирование мотивационного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, потребности в систематических занятиях спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллин Альберт Гадильевич, Имангулов Раис Шамильевич, Сальникова Ольга Вадимовна, Филина Ольга Алексеевна, Ваганов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STUDENT SPORTS

Currently, there is contradiction between the state of health and the effectiveness of physical education of students in our country. To attract students to physical education classes, it is necessary to increase their interest in this activity. The conscious attitude to physical culture and sports is of great importance in the formation of a healthy lifestyle. The basis of pedagogical influences that contributes to the development of important qualities and personal characteristics should be the formation of students' motivation for physical activity, self-improvement, self-education and self-development in sports. The attitude of students to physical culture and sports is one of the urgent socio-pedagogical problems. In addition to the many tasks that physical education teachers face, one of the main ones is the formation of a motivational attitude to physical culture, a healthy lifestyle, and the need for systematic sports.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА»

- этапы реализации технологии: диагностический этап, содержательно -практический этап и результативно-корректировочный.

К основным нравственно-волевым качествам, имеющим наиболее профессионально-важное значение для курсантов, их дальнейшей военно-профессиональной деятельности и успешно формирующимися средствами физической подготовки относятся целеустремленность (представленную терпеливостью, упорством, настойчивостью) и самообладание (представленную выдержкой, смелостью, решительностью), честность, готовность к сотрудничеству, самостоятельность и уверенность в себе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. -

353 c

3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 412 с.

4. Дмитриев Г.Г. Физическая подготовка как эффективное средство формирования нравственно-волевых качеств будущих сотрудников военной прокуратуры / Г.Г. Дмитриев, И.Г. Федоров, В.А. Собина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. -№ 2. - С. 111-115.

5. Психофизиологические методы оценки функционального состояния военнослужащих: учебное пособие / А.Г. Щуров, М.В. Туманов, В.О. Суворов, М.В. Скачков. - Санкт-Петербург, 2018. - 118 с.

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (2001), Problems of Personality Formation: Selected Psychological Works / in Feldstein D.I. (Ed.), 3rd ed., Moscow Psychological and Social Institute, Moscow, MODEK, Voronezh.

2. Burlachuk, L.F. (2012), Psychodiagnostics, Peter, St. Petersburg.

3. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of will, 2nd ed., Peter, St. Petersburg.

4. Dmitriev, G.G., Fedorov, I.G. and Sobina, V.A. (2016), "Physical training as an effective means of forming the moral and volitional qualities of future employees of the military prosecutor's office", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2, pp. 111-115.

5. Shchurov, A.G., Tumanov, M.V., Suvorov, V.O. and Skachkov, M.V. (2018), Psychophysio-logical methods for assessing the functional state of military personnel, St. Petersburg.

Контактная информация: polkovnik_2003@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.06

ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Альберт Гадильевич Хайруллин, старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, Казань; Раис Шамильевич Имангулов, доцент, Ольга Вадимовна Сальникова, старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань; Ольга Алексеевна Филина, старший преподаватель, Михаил Сергеевич Ваганов, студент, Казанский государственный энергетический университет, Казань

Аннотация

В настоящее время в нашей стране возникло противоречие между состоянием здоровья и эффективностью физического воспитанием студенческой молодежи. Для привлечения студентов к занятиям физической культуры следует повысить их интерес к этой деятельности. Огромное значе-

580

ние в формировании здорового образа жизни имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В основу педагогических воздействий, способствующих обеспечению развития важных качеств и личностных особенностей, должно быть положено формирование у студентов мотивации к физической активности, установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие в спорте. Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Помимо множества задач, которые стоят у педагогов по физической культуре, одной из основных является формирование мотивационного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, потребности в систематических занятиях спортом.

Ключевые слова: спорт, здоровье , профилактика, здравоохранение, студент, университет, мотивация, студенческий спорт, студенческое спортивное движение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p580-583

PROBLEMS OF STUDENT SPORTS

Albert Gadilevich Khairullin, the senior teacher, Kazan State Power Engineering University; Rais Shamilevich Imangulov, the docent, Olga Vadimovna Salnikova, the senior teacher, State University of Architecture and Civil Engineering, Olga Alekseevna Filina, the senior teacher, Mikhail Sergeevich Vaganov, the student, Kazan State Power Engineering University

Abstract

Currently, there is contradiction between the state of health and the effectiveness of physical education of students in our country. To attract students to physical education classes, it is necessary to increase their interest in this activity. The conscious attitude to physical culture and sports is of great importance in the formation of a healthy lifestyle. The basis of pedagogical influences that contributes to the development of important qualities and personal characteristics should be the formation of students' motivation for physical activity, self-improvement, self-education and self-development in sports. The attitude of students to physical culture and sports is one of the urgent socio-pedagogical problems. In addition to the many tasks that physical education teachers face, one of the main ones is the formation of a motivational attitude to physical culture, a healthy lifestyle, and the need for systematic sports.

Keywords: sports, health, prevention, healthcare, student, university, motivation, student sports, student sports movement.

Популяризация студенческого спорта в молодежной среде, повышение его престижа способны решить проблему отсутствия интереса у многих молодых людей систематически заниматься спортом [1].

В данной статье мы коснемся проблемы студенческого спорта в городе Казани в связи с отсутствием существенных изменений в лучшую сторону за последние 10 лет. Почему имеем право писать на данную тему? Во-первых, все авторы в студенческие годы занимались различными видами спорта и защищали честь своих вузов на студенческих соревнованиях (присутствует опыт, есть с чем сравнить), во-вторых, все авторы и сейчас занимаются в ветеранском спорте (являются членами сборной Республики Татарстан по легкой атлетике), а так же занимаются ветеранскими видами спорта (волейболом, баскетболом, хоккеем, триатлоном, забегами на длинные дистанции), в-третьих, все авторы сейчас преподают в высших учебных заведениях Казани и непосредственно участвуют в студенческой жизни и спортивной жизни студентов (трое преподавателей преподают физическую культуру); в-четвертых, один автор (Хайруллин А.Г.) семь лет руководил спортивным клубом Энергетического университета.

Кто организует и проводит Спартакиады среди студентов - уже более (приблизительно) сорока лет и по сей день одно Общество с Ограниченной Ответственностью «Буревестник», который является приемником бывшего студенческого Буревестника, организовавшего студенческого спорта при Советском Союзе. Сейчас не обязательно называться Буревестником, чтобы проводить соревнования со студентами, главное, чтобы были

правоустанавливающие документы на проведении спортивных мероприятий, а таких организаций сейчас в Казани имеется большое множество, так как проводили студенческую Универсиаду 2013 года, различные соревнования Мирового и Европейского уровней.

Сейчас происходит примерно следующее: на проведение Спартакиады среди студентов в городе Казани Министерством спорта Республики Татарстан выделяются определенные суммы денежных средств из бюджета, для проведения спортивных мероприятий. Сумма практически не меняется, а руководство организации, которая проводит мероприятия, за эту сумму, естественно, хочет всё больше и больше прибыли. В период 2012-2016 года Спартакиада проводилась по 28 различным видам спорта и количество постепенно увеличивалось до 34 видов. Выделялось две группы вузов. К первой группе относились 7-8 Государственных университетов, ко второй около 25 коммерческих вузов. В 2018 году количество видов спорта в Спартакиаде начало постепенно уменьшаться сначала до 28, а потом и вовсе до 24. Началось совместное проведение соревнований среди команд первой и второй группы. Студенческие команды первой группы на порядок выше по спортивному мастерству команд второй группы почти по всем видам спорта Спартакиады. Принцип формирования команд в этих группах сильно отличается.

Вуз, который входит в первую группу, имеет численность студентов очной формы обучения от 5000 до 45 000. В этих вузах есть спортивные клубы, где набран штат тренеров почти по всем видам спорта Спартакиады. Тренировки проводятся по несколько раз в неделю (от 3 раз и более) используется спортивная инфраструктура - база вуза. При отсутствии необходимого спортивного объекта вуз арендовал спортивные площадки для тренировок. Тренировочный процесс поставлен на подготовку спортсменов 1 разряда и выше.

Во второй группе тренировочный процесс на порядок ниже. Количество студентов очников в коммерческих вузах составляет от 1000 до 5000 человек. Спортивная база сильно уступает вузам первой группы, во многих еще пару лет назад (до указа Министра образования об обязательной постройке собственного спортивного зала для занятий ФК) и спортивных залов не было. Занятия по физической культуре проводились в арендованных помещениях.

Подводя итог о разности в подготовке и уровня команд по видам спорта первой и второй группы вузов, можно резюмировать - в первой группе команды по видам спорта уровня 1 разряда и выше, во второй 2-3 разряда и до 1.

Теперь можно представить какой урон студенческому спорту нанесло решение объединить выступления команд на одних соревнованиях спортсменов первой и второй групп одновременно. Командам первой группы, которым по жребию выпадало соревноваться с командами второй группы, они быстро без энергозатрат выходили в финальную часть соревнований, где распределялись призовые места. Если же по жребию на предварительном этапе встречались команды первой группы между собой, то часть из них в финальный турнир не попадала. Например, команда энергоуниверситета по боксу, занимавшая 4-5 места, по «жеребьевке» за несколько лет не встречалась на ринге с командой медуниверситета, которая занимала всегда последнее место. По странному стечению обстоятельств в предварительном соревновании всегда с худшими играли сильнейшие, далее они выходили в финальную часть соревнований, а остальные места могли выводиться по сыгранным матчам или в лучшем случае 1 стыковая игра за последние места. Поэтому команда, которая находилась в середине турнирной таблицы по некоторым видам спорта, годами не соревновалась с командами, занимавшими последние и предпоследние места. Так же большой вред студенческому спорту нанесло появление в Казани Поволжской академии спорта и туризма. До ее появления в Казани был хороший студенческий спорт, и уровень его поднимался плавно и уверенно.

В Положениях по видам спорта Спартакиады постоянно вносятся какие-то изменения, по просьбе одного, двух вузов, которые бесплатно предоставляют свои спортивные объекты. Например, в один год в Положении по настольному теннису напишут состав команды из двух юношей и одной девушки, а на следующий год могут сделать наоборот, так как один юноша закончил вуз, или перерос возрастную категорию. Или несколько весовых категорий уберут из силовых единоборств. Нет никакого постоянства и в общем Положении на всю Спартакиаду. Все делается под вузы, которые предоставляют бесплатно свои спортивные объекты.

Основными направлениями современного образования являются воспитание и эффективное образование молодого поколения, конкурентоспособного на рынке труда [3].

Развитие студенческого спорта на современном этапе подготовки в вузах является фундаментом и интегрирующей основой для здорового образа жизни студентов. В настоящее время на основе проведенной видеоконференции Министерством образования и науки разработана концепция развития студенческого спорта, которая будет принята на заседании Госсовета при президенте РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чикляев, Е.Г. Перспективы развития современного студенческого спорта /, Е.Г. Чикляев, М.С. Бойченко // Молодой ученый. -2022. - № 1 (396). - С. 68-69.

2. Васенков Н.В. Роль физической культуры в жизни студента, Вопросы педагогики. -2021. - № 11-1. - С. 63-66.

3. Особенности преподавания дисциплин «физическая культура и спорт» и «физическая культура и спорт» (элективные дисциплины)» в современных реалиях образования в вузе / И.Ф. Ибрагимов, Р.Р. Салахиев, Т.С. Власова, Н.М. Закирова, И.Н. Сырова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3; - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30859 (дата обращения: 01.11.2022).

4. Здоровый образ жизни студентов вузов в период карантина / Г.Д Гейко , А.Ф. Халилова, М.С. Ваганов , А.Г. Хайруллин // Инновационные методы обучения и воспитания, сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и Просвещение, 2021. - С. 133-136.

REFERENCES

1. Chiklyaev, E.G. and Boychenko, M.S. (2022), "Prospects for the development of modern student sports", Young scientist, No. 1 (396), pp. 68-69.

2. Vasenkov, N.V.(2021), "The role of physical culture in student's life", Issues of pedagogy, No. 11-1, pp. 63-66.

3. Ibragimov, I.F., Salakhiev, R.R., Vlasova, T.S., Zakirova, N.M. and Syrova ,I.N. (2021), "Features of teaching the disciplines "physical culture and sport" and "physical culture and sport" in the modern realities of higher education", Modern problems of science and education, No. 3; available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30859 (date accessed: 01.11.2022).

4. Geiko, G.D., Khalilova, A.F., Vaganov, M.S. and Khairullin, A.G. (2021), "Healthy lifestyle of university students during quarantine", Innovative methods of education and upbringing, collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference, Science and Education, Penza, pp.133-136.

Контактная информация: misha.vaganov00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 796.88

ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ ПОДЪЕМА ШТАНГИ НА ГРУДЬ ДЛЯ ТОЛЧКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Леонид Александрович Хасин, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Андрей Михайлович Подточилин, инженер, Татьяна Дмитриевна Аткишкина, научный

583

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.