Научная статья на тему 'Проблемы стратегического развития системы профессионального образования в республике Бурятия'

Проблемы стратегического развития системы профессионального образования в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / DEVELOPMENT STRATEGY / INDICATORS / COMPETITIVENESS / QUALITY / REPUBLIC OF BURYATIA / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТОРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бюраева Юлия Григорьевна

В статье анализируется ряд современных тенденций развития системы профессионального образования Республики Бурятия, выявляются проблемные места в стратегическом планировании её развития и возможные пути решения наиболее важных вопросов. Дана характеристика основных показателей развития профессионального образования Республики Бурятия. Автор акцентирует внимание на кризисных моментах, включая снижение качества образования, недостаточность материально-технической базы, нагрузку на профессорско-преподавательский состав, необходимость разработки дополнительных мероприятий и индикаторов стратегического развития профессионального образования. В качестве информационной базы использованы данные официальной статистики, результаты социологических исследований автора по проблемам качества образования и рынка труда Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бюраева Юлия Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Strategic Development of the System of Vocational Education in the Republic of Buryatia

The modern trends of the development of the system of vocational education in the Republic of Buryatia are analyzed in the article. The problems in the strategic planning of its development and possible solutions of the most important issues are identified. The characteristic of the main indicators of the development of vocational education in the Republic of Buryatia is given. The author focuses on the crisis moments, including the decline in the quality of education, the insufficient material and technical base, the lack of professors and teaching staff, the need to develop additional measures and indicators of the strategic development of vocational education. The information base is the official statistics, the author's sociological researches on the education quality and the labour market in the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического развития системы профессионального образования в республике Бурятия»

А М Е RIС А ,

fr I г >."* * ¿'Xfj.ft/ij" й/äg [Ь т

jT-.y'; i. niiff-'j.i. Ul,.-,;.,- % I_JFJ4-C.II

(Г I iJ

s? ¿РМ^ТЗ^

7 -I

БЮРАЕВА Юлия Григорьевна

Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник

Бурятский научный центр СО РАН,

ул. Сахьяновой, 8, Улан-Удэ, Россия, 670047

BYURAEVA Yulia

Grigorievna

Doctor of sociology, leading researcher

Buryatia Scientific Center of the Siberian Branch of RAS, 8, Sakhyanovoy Street, Ulan-Ude, Russia, 670047

julbur@yandex.ru

© Бюраева Ю.Г., 2019

УДК 377 + 378 + 332.1

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье анализируется ряд современных тенденций развития системы профессионального образования Республики Бурятия, выявляются проблемные места в стратегическом планировании её развития и возможные пути решения наиболее важных вопросов. Дана характеристика основных показателей развития профессионального образования Республики Бурятия. Автор акцентирует внимание на кризисных моментах, включая снижение качества образования, недостаточность материально-технической базы, нагрузку на профессорско-преподавательский состав, необходимость разработки дополнительных мероприятий и индикаторов стратегического развития профессионального образования. В качестве информационной базы использованы данные официальной статистики, результаты социологических исследований автора по проблемам качества образования и рынка труда Республики Бурятия.

Среднее профессиональное образование, высшее образование, стратегия развития, индикаторы, конкурентоспособность,

качество, Республика Бурятия ■ ■ ■

PROBLEMS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The modern trends of the development of the system of vocational education in the Republic of Buryatia are analyzed in the article. The problems in the strategic planning of its development and possible solutions of the most important issues are identified. The characteristic of the main indicators of the development of vocational education in the Republic of Buryatia is given. The author focuses on the crisis moments, including the decline in the quality of education, the insufficient material and technical base, the lack of professors and teaching staff, the need to develop additional measures and indicators of the strategic development of vocational education. The information base is the official statistics, the author's sociological researches on the education quality and the labour market in the Republic of Buryatia.

Secondary vocational education, higher education, development strategy, indicators, competitiveness, quality, Republic of Buryatia

it ■. w -

р-^'Л...

а I о' ■ /Tv?l

•„■-^■шж i^ijiijiialiqtira UralF

"тЖ Y^hiop iJvi 1

Ai-

Введение

Система образования считается уникальным социальным институтом, призванный развивать и приумножать человеческий капитал на основе формирования социально значимых идей и идеалов, мировоззренческих позиций, конструирующих как общество в целом, так и судьбу отдельных людей [7]. Поэтому все происходящие процессы в этой сфере коренным образом влияют на уровень и качество жизни населения в целом. По мнению ректора МГУ В.А. Садовничего, в истории цивилизации ещё не было примеров, когда бы страна богатела при одновременном оскудении образования, науки и культуры. Опасность для страны проистекает из заведомо неверно трактуемой властной установки, согласно которой образование станет богаче, когда богатым станет государство, когда его экономика окрепнет и разовьётся. Ошибочность толкования заключается в том, что в этом случае поменялись местами причина и следствие [1].

Преодолению отставания от развитых экономических стран и эффективному развитию отечественного образования способствует модернизация системы образования. Новый её виток связан с позиционированием современного этапа развития экономики и общества как инновационного [11]. Следовательно, актуализируются проблемы подготовки выпускников учреждений профессионального образования в отношении качества образования и соответствия реальным потребностям рынка труда, интеграции образования, науки и производства. Возникает вопрос о возможности российского образования, в том числе на уровне периферийных регионов, стать основой формирования инновационной экономики. В этой связи необходимо повышение эффективности государственного регулирования данной системы, основанное на подходе «через богатое образование - к богатой России».

Начало XXI в. ознаменовалось принятием целого ряда программных документов развития российского образования: «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу». Эти документы заложили основы системных изменений в образовании, переориентировали образовательную теорию и практику на решение новых задач и стали свидетельством превращения образования в приоритетное направление развития государственной политики. Затем появились документы, определяющие перспективы дальнейшего развития образования: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.», «Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 г.», «Государственная программа РФ «Развитие образования» до 2025 г.». Проходят обсуждение и принимаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для всех уровней образования [10].

На уровне регионов также были приняты соответствующие стратегические и программные документы по развитию системы образования, в том числе профессионального. Предполагалось, что методы программно-целевого прогнозирования позволят решить проблемы развития данной системы в увязке с региональной стратегией развития. Однако нарастание проблем в развитии профессионального образования продолжается, некоторые цели стратегических документов продолжают носить декларативный характер.

В этой связи исследовательский фокус автора направлен на анализ основных тенденций развития системы профессионального образования Республики Бурятия (РБ), включая определение проблемных мест в стратегическом планировании её развития и возможных решений наиболее важных вопросов. Эмпирической базой для исследования послужили данные

Федеральной службы государственной статистки РФ1, результаты социологических опросов учеников 11 класса2 и студентов выпускных курсов системы среднего профессионального образования (СПО) и вузов Республики Бурятия3.

Стратегическое планирование развития профессионального образования

Развитие системы профессионального образования Республики Бурятия регламентировано «Стратегией социально-экономического развития на период до 2035 года»4 и государственной программой Республики Бурятия «Развитие образования и науки на 2014-2020 гг. и на период до 2025 г.»5, в которых определены приоритеты, целевые ориентиры и мероприятия по развитию среднего профессионального образования и высшей школы Республики Бурятия.

В стратегии социально-экономического развития республики предусмотрен единственный показатель, по которому можно будет оценить развитие профессионального образования в регионе - доля выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, что явно недостаточно.

Запланированный в стратегии ряд мероприятий по развитию системы профессионального образования и подготовки кадров, соответствующих требованиям работодателей6, касается только СПО. Приоритеты развития высшего образования (ВО) в республике никак не обозначены, как и не предусмотрены мероприятия по его развитию. Мероприятие по формированию и корректировке потребности региональной экономики в профессиональных кадрах не имеет индикаторов, по которым можно оценить эффективность его выполнения. Содержание мероприятий по повышению качества подготовки кадров на территории региона не соответствует названию, поскольку они затрагивают главным образом безработных, в то время как название предполагает повышение качества подготовки всех категорий граждан. Необходимо предусмотреть мероприятия по повышению качества подготовки кадров и по другим категориям рабочей силы региона.

Намеченные в республиканской программе развития образования и науки 5 индикаторов оценки развития сферы профессионального образования не раскрывают в полной мере поставленные цели и задачи (табл. 1).

1 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

2 Пилотное исследование было проведено автором в 2015 г. с использованием метода анкетного опроса. Цель опроса - выявление специфики образовательных стратегий старшеклассников и механизмов их формирования. Было опрошено 200 учеников 11-го класса Республики Бурятия на основе многоступенчатой стратифицированной выборки.

3 Исследование качества среднего профессионального образования было проведено автором в 2016 г., высшего образования - в 2018 г. на основе единой методики с использованием анкетного опроса. Цель опроса - оценка степени удовлетворённости студентов качеством получаемого образования. Объект исследования - студенты выпускных курсов очного отделения образовательных организаций (ОО) СПО и ВО Республики Бурятия. Было опрошено 442 выпускника ОО СПО на основе многоступенчатой стратифицированной выборки и 800 выпускников вузов на основе целенаправленной выборки. Метод отбора - «сплошной массив» (опрашивались все присутствующие на занятиях студенты). Некоторые результаты этих исследований были ранее опубликованы [2; 3; 4].

4 http://egov-buryatia.ru/minec/activities/directions/strategicheskoe-upravlenie/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-ser-rb/

5 http://docs.cntd.ru/document/473811144

6 Постановление Правительства Республики Бурятия № 174 от 9 апреля 2019 г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года».

А

Л М ¥, В I С Л 'а . * * &

. : л,™.- I чЫ-

«Г®

егцанапмстнка

Таблица 1

Ключевые параметры Программы развития образования и науки Республики Бурятия

Подпрограммы Цели Задачи Индикаторы

СПО Модернизация профессионального образования РБ с учётом потребности рынка труда и стратегии регионального развития 1. Повышение доступности и качества СПО 1. Доля ОО СПО, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, %

2. Формирование эффективной тер-риториально-отрас-левой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда 2. Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров государственных ОО, реализующих программы СПО, к среднемесячной начисленной заработной плате наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц РБ, %

3. Доля организаций ПО, внедривших новые программы и модели ПО, %

Наука и высшая школа Развитие, рациональное и эффективное использование на-учно-техниче ского, образовательного и инновационного потенциала ОО ВО РБ для решения социально-экономических проблем региона 3. Реализация научно-исследовательской деятельности ОО ВО РБ 4. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, %

4. Стимулирование развития творческого и научного потенциала студентов, талантливой молодёжи 5. Количество призёров студенческих олимпиад, человек

Индикатор первой задачи позволяет оценить её лишь наполовину. Прямое использование среднемесячной зарплаты в качестве индикатора второй задачи не даёт представления о темпах и эффективности развития образования как такового. Не раскрывается проблема соответствия рынка образовательных услуг реальным потребностям экономики республики в кадрах, обозначенная в цели развития СПО. Между тем среди негативных тенденций, требующих особого внимания, можно выделить высокий уровень безработицы среди молодых специалистов, нарастание проблем сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда как в профессионально-квалификационном разрезе, так и по уровню образования. Имеет место и структурный дефицит кадров по отдельным (преимущественно рабочим) специальностям. Следует заметить, что для регионального рынка труда актуальными становятся вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации. Индикатор третей задачи не даёт представления о реализации научно-исследовательской деятельности именно в вузах республики, поскольку отражает затраты на выполнение исследований и разработок всех организаций на территории региона.

В связи с этим необходима разработка индикаторов развития науки и инноваций, а также оценки качества образования. Использование целевого индикатора программы - удельный вес выпускников организаций профессионального образования, трудоустроившихся по специ-

альности - для оценки качества образования недостаточно, поскольку происходят стагнация рынка труда и распространение неформальных каналов (социальных сетей) трудоустройства. Основой одного из возможных дополнительных индикаторов могла бы стать система оценок качества образования посредством регулярного мониторинга условий, содержания, результатов и степени удовлетворённости обучающихся качеством получаемого образования, в том числе с привлечением результатов независимой оценки качества образования. Положительные примеры проведения подобных мониторингов имеются. Так, в Костромской области инициирован проект по формированию региональной системы оценки качества образования в профессиональных образовательных организациях1. Проведение мониторинга необходимо не только для контроля, но и для проведения аналитических исследований, корректировки образовательных программ, разработки комплекса мер по повышению качества образовательных услуг исходя из потребностей работодателей. Он может стать основой создания и внедрения системы управления качеством образовательной деятельности. Повышение качества образования могло бы выступить фактором привлечения абитуриентов и сдерживания образовательной миграции талантливой молодёжи, а в конечном счёте - создания и воспроизводства человеческого капитала.

Слабая же проработанность стратегических документов ведёт к нарастанию проблем в сфере профессионального образования республики.

Характеристика системы профессионального образования и её основных проблем

В настоящее время в систему среднего профессионального образования Республики Бурятия входит 31 образовательная организация, которые реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика образовательных учреждений (ОУ) СПО Республики Бурятия

Ведомственная принадлежность Количество Месторасположение

Улан-Удэ районы РБ

Министерство образования и науки 20 12 8

Министерство культуры 2 2 0

Министерство здравоохранения 2 1 1

ОУ при вузах 5 5 0

Коммерческие ОУ 2 2 0

Итого 31 22 9

Высшее образование в республике можно получить в 4 государственных вузах (БГУ, БГСХА, ВСГУТУ, ВСГИК) и одном негосударственном (БЭПИ). Кроме них на коммерческой основе работают 9 филиалов иногородних вузов, обучение в которых ведётся преимущественно в заочной форме. Исключение составляют филиалы ИрГУПС и СибГУТИ, в которых предусмотрено небольшое количество бюджетных мест.

1 http://www.eduportal44.m/koiш/CROS/fшs/KRPO/SiteAssets/SitePagesЮценка качества/ПРИКАЗ_СОКО^

Основной контингент получающих профессиональное образование в республике - студенты вузов, их доля составляет 49,5%. По программам подготовки специалистов среднего звена обучается 38,2%, квалифицированных рабочих, служащих - всего 12,3% (табл. 3). При этом на рынке труда региона складывается обратная, в сравнении с образовательной сферой, ситуация. Так, по данным Республиканского агентства занятости населения, для большинства вакантных мест (59,4%) требуется среднее профессиональное образование. Почти для четверти вакансий (23,8%) вообще не требуется специальное образование. Высшее образование необходимо только для 16,8% вакансий1.

Бурятия занимает достаточно высокое место по количеству студентов системы СПО на 10 тыс. населения как в СФО и ДФО, так и в РФ в целом. В высшей школе происходит снижение численности студентов. Если в 2016 г. Бурятия занимала 26-е место в РФ по численности студентов ВО на 10 тыс. населения, то в 2017 г. - только 38-е. Помимо Бурятии данный показатель снизился только в 5 регионах (Республика Калмыкия, Пензенская, Брянская, Смоленская и Ярославская области).

С 2011 г. происходит сокращение численности приёма в республиканские вузы, что не является свидетельством снижения ориентации молодёжи на получение высшего образования. Скорее это результат урезания количества бюджетных мест, падения качества образования, недостаточного уровня материально-технической базы республиканских вузов, снижения кадрового потенциала учреждений профессионального образования, а также общей стагнации социально-экономической ситуации в регионе. Например, оснащённость компьютерами вузов сопоставима со средним профессиональным образованием, но не достаточна для уровня высшей школы. Более того, этот показатель ниже, чем средние значения по РФ, СФО и ДФО; республика находится в конце рейтинга и занимает 76-е место среди регионов РФ.

Также одной из причин снижения конкурентоспособности регионального высшего образования является высокая нагрузка на профессорско-преподавательский состав. С 2010 г. численность преподавателей сократилась на 18%. На одного преподавателя вуза в регионе приходится 17 студентов, что превышает значение целевого индикатора, предусмотренного в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг.2, на 5 человек.

В системе СПО наблюдается ещё более острая ситуация с кадровым дефицитом преподавателей и мастеров, особенно имеющих опыт профессиональной деятельности на современном производстве. Так, на одного преподавателя приходится 19 студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, и 23 студента, получающих образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Хотя указанной выше программой по развитию образования запланирован показатель в 15 человек. Таким образом, превышение нагрузки на одного преподавателя составляет 4 и 8 человек соответственно.

Для Бурятии характерна более высокая нагрузка на профессорско-преподавательский состав и мастеров производственного обучения по сравнению с РФ, СФО и ДФО (кроме подготовки специалистов среднего звена). При этом уровень заработной платы преподавателей вузов в РФ, СФО и ДФО значительно превышает республиканский. В Бурятии традиционно одна из самых низких зарплат в СФО (ниже - только в Алтайском крае) и самая низкая в ДФО3.

1 http://burzan.govrb.ru/vakansii

2 Постановление Правительства РФ № 376 от 31 марта 2017 г.«О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы"».

3 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4-17.html

Основные показатели развития системы ПО (2017 г.)

Таблица 3

Показатель СПО (квалифицированные рабочие) СПО (специалисты среднего звена) ВО

Численность студентов, тыс. человек 6,2 19,2 24,9

Доля студентов, % 12,3 38,2 49,5

Численность студентов (на 10 000 населения) 63 195 253

Место РБ по численности студентов (на 10 000 населения) в

СФО 2 4 6

ДФО 2 4 3

РФ 5 13 38

Приём, тыс. человек 2,5 5,9 5,8

Доля приёма, % 17,6 41,5 40,9

Выпуск, тыс. человек 1,9 4,0 5,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля выпуска, % 16,8 35,4 47,8

Выпуск (на 10 000 человек занятого населения) 50 105 141

Численность профессорско-преподавательского состава, человек 331 805 1 494

Количество студентов на 1 преподавателя и(или) мастера в

РБ 19 23 17

СФО 14 21 18

ДФО 14 24 18

РФ 14 21 17

Оснащённость компьютерами (на 1 000 студентов) в

РБ 168 (29-е место в РФ) 165 (76-е место в РФ)

СФО 146 267

ДФО 165 229

РФ 156 229

Средняя заработная плата преподавателей и мастеров, рублей

РБ 29 234 * 44 385 **

СФО 30 098 55 656

ДФО 43 021 65 386

РФ 32 212 63 831

Примечания: * 32-е место в РФ, 6-е место в СФО, 9-е место в ДФО;

** 47-е место в РФ, 9-е место в СФО (предпоследнее), 6-е место в ДФО (последнее). Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. С. 302-358.

Оценка качества образования и рост образовательной миграции

Сами студенты-выпускники оценивают качество получаемого образования в региональных образовательных организациях в среднем как удовлетворительное. Значение этой оценки ближе к нижней границе соответствующего уровня, что вызывает определённые опасения. Средний индекс степени удовлетворённости получаемым образованием имеет аналогичное значение как у студентов среднего профессионального, так и у студентов высшего образования. Оценки составляющих учебного процесса варьируются в диапазоне от 3,32 до 3,97 балла (табл. 4).

Таблица 4

Оценка удовлетворенности студентов выпускных курсов качеством образования

Составляющая Средний балл Индекс удовлетворённости Оценка уровня удовлетворённости

учебного процесса СПО ВО СПО ВО абсолютная * относительная **

СПО ВО СПО ВО

Организация 3,76 3,64 0,69 0,66 удов-летво-ритель-ный удов-летво-ритель-ный сопоставимый сопоставимый

Содержание 3,97 3,74 0,73 0,68 допустимый удов-летво-ритель-ный относительно благополучный относительно благополучный

Материально- техническое обеспечение 3,54 3,32 0,50 0,58 неудов-летво-ритель-ный удов-летво-ритель-ный относительно проблемный относительно проблемный

Средний индекс удовлетворённости 0,64 0,64 удовлетворительный «фон»

Примечания: * включает 5 уровней: неудовлетворительный (менее 0,60), удовлетворительный (0,60-0,69), допустимый (0,70-0,79), средний (0,80-0,89), высокий (0,90-1,00);

** включает 3 уровня: относительно проблемный, сопоставимый, относительно благополучный; в качестве «фона» выступает уровень качества образовательных услуг, выявленный в целом по исследуемой совокупности [8]. Источник: рассчитано автором на основе результатов анкетных опросов студентов выпускных курсов очного обучения вузов (N=790) и ОО СПО (N=442); методика расчёта рассмотрена в [3].

По мнению выпускников, самым проблемным местом является материально-техническое обеспечение учебного процесса, особенно в учреждениях среднего профессионального образования. Относительно благополучным является содержание учебного процесса - здесь получены наиболее высокие оценки. При этом студенты системы СПО демонстрируют большую степень удовлетворённости. Оценка организации образовательного процесса соответствует среднему значению, выявленному в целом по респондентам.

Кроме того, основанием для оценки качества образования может служить мнение студентов о правильности сделанного выбора учебного заведения и специальности. Более половины опрошенных студентов сомневается в своём выборе. Только для 37,3% студентов вузов и 49,1% студентов системы СПО выбор образовательного учреждения оказался однозначно правильным. Более того, для 17,0% вуз и 10,2% ссуз был выбран случайно. В отношении выбора специальности ситуация выглядит несколько лучше. Однозначно правильно выбрали свою специальность 42,4% студентов вузов и 51,1% - системы СПО.

В результате указанных проблем происходит рост образовательной миграции. С введением новых правил приёма по результатам ЕГЭ абитуриенты получили широкие возможности при выборе учебных заведений, одним из факторов конкурентоспособности которых становится качество подготовки. Результаты исследования образовательных стратегий учащихся выпускных классов республиканских школ указывают на высокую значимость качества образования при выборе учебного заведения. При этом качество образования как мотив выбора вуза занимает лишь 5-е место у выпускников республиканских вузов (20,8% опрошенных). Местные вузы выбирают в основном из практических соображений и наличия необходимой специальности. Высокое качество подготовки имело значение при выборе образовательной организации у 11,6% выпускников учреждений системы СПО. Главными мотивами выбора здесь являются наличие необходимой специальности и мнение родителей.

В частности, в связи с этим численность выпускников (1 191 человек или 21,9%), решивших получать образование в региональных вузах, почти в 2 раза меньше мигрировавших для обучения за пределы республики. Доля выпускников, поступивших в вузы других городов в 2018 г., в том числе за рубежом, составила 40,1% (2 093 человека), в учреждения СПО - 6,4%, что на 1,4% и 0,8% соответственно выше, чем в 2017 г.1

Таким образом, обучение в иногородних вузах более привлекательно для республиканских абитуриентов. В случае с СПО наблюдается обратная картина. Численность оставшихся абитуриентов для обучения в региональных учреждениях СПО превышает численность уехавших почти в 3 раза.

С учётом этих данных получается, что большинство выпускников школ нацелено получить высшее образование (62%), и лишь четверть - пройти обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих (24,8%).

Рост образовательной миграции, в свою очередь, ведёт к проблемам набора. Средний уровень подготовленности абитуриентов, поступающих в региональные вузы и, как следствие, средний уровень студентов снижаются. Так, по данным мониторинга качества приёма в вузы, проводимого НИУ ВШЭ, Республика Бурятия относится к регионам-аутсайдерам и занимает 70 место из 792. В 2018 г. средний балл ЕГЭ абитуриентов на бюджетной основе составил 57,3 балла, а на платном обучении - 56,7 балла.

«Утечка умов» в виде миграции выпускников с высокими баллами ЕГЭ потенциально может привести к негативным последствиям для развития региона с точки зрения кадрового обеспечения и формирования региональных элит. Это особо проблемная зона для Сибири и Дальнего Востока. Рост образовательной миграции отражает возросшую конкуренцию между регионами за человеческие ресурсы. Выпускники сравнивают возможности регионов и после окончания учёбы в основном принимают решение остаться в крупных городах с развитой экономикой, социальной сферой, в которых есть возможности для карьерного роста и обеспечения высокого уровня жизни. В таком периферийном регионе, как Бурятия, отъезд молодёжи

1 http://egov-buryatia.ru/minobr/activities/napravleniya-deyatelnosti/vysshee-obrazovanie/statistika/

2 https://ege.hse.ru/stata_2018_all

помимо прямых демографических потерь усугубляет экономические проблемы в силу снижения количества рабочих мест и потребительского спроса. Обостряются и социальные проблемы. По сути, большинство периферийных регионов России стало «донором» человеческих ресурсов для наиболее развитой части страны. При сохранении существующих тенденций ситуация для их вузов может стать ещё хуже [6].

Выводы и предложения

Для преодоления сложившейся в региональной образовательной системе негативной ситуации необходимы глубокие институциональные преобразования, согласование предлагаемых образовательных услуг с потребностями экономики республики в профессиональных кадрах, включение в «Стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия» соответствующих мероприятий и индикаторов, в том числе предусматривающих развитие высшего образования и подготовку кадров высшего уровня в республике, повышение качества профессионального образования и введение в практику системы его оценок на основе регулярного мониторинга условий, содержания, результатов и степени удовлетворённости обучающихся качеством получаемого образования.

Качество вузов зависит от ресурсов, которыми они располагают, поэтому одним из решений данной проблемы могло бы стать создание опорного вуза в республике на базе БГУ или ВСГУТУ либо их объединение, что предполагает получение дополнительных финансовых, экономических и кадровых ресурсов, необходимых для модернизации вуза. Это поможет нивелировать негативные эффекты от создания университетов, ориентированных на федеральное и глобальное лидерство, и развивать высшее образование в республике. Как показывает практика, статус опорного вуза резко повышает внешнюю и внутреннюю активность, меняется городская среда [12].

Необходимость такого вуза назрела и по причине того, что реализуемая «опорная» география вузов фактически «оголила» регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые характеризуются нехваткой и оттоком квалифицированных кадров. Целевые показатели, которые ставятся перед опорными университетами, - это в первую очередь индикаторы регионального развития. По мнению ректора Алтайского госуниверситета С. Землюкова, показатели развития опорного университета, вполне вероятно, будут включаться в показатели стратегического развития региона1.

Создание такого вуза могло бы выступить фактором привлечения абитуриентов и сдерживания образовательной миграции талантливой молодёжи, процент возврата которой ничтожно мал. Кроме того, Республика Бурятия является приграничным регионом, и угроза его обезлюдения становится уже общегосударственной проблемой. Таким образом, сохранение и развитие высшего образования напрямую влияет на процессы регионального развития, проблемы которого сейчас стоят очень остро. Статус опорного вуза предполагает его вовлечение в процессы регионального развития, установления более тесных связей с региональными властями, предприятиями, адаптацией оказываемых услуг под запросы рынка труда и местных сообществ. Назрела необходимость активизации роли правительства Бурятии [9]. Именно его жёсткой и беспокойной позиции, на наш взгляд, не хватает для решения сложившихся проблем. Сегодня вузы не могут ограничиваться выполнением текущих требований своих традиционных заказчиков - федерального центра и платёжеспособных абитуриентов. Вузам необходимо работать с учётом стратегического развития своего региона, образа его будущего и готовить кадры на опережение.

1 http://bamaul.org/news/rektor-altgu-svyazal-tselevye-pokazateli-razvitiya-opomykh-vuzov-s-pokazatelyami-regionalnogo-razvi.html

На данный момент республика не обладает ярко выраженной специализацией. Дальнейший рост её экономики, ограниченной особым режимом хозяйственной деятельности (большая часть территории республики входит в Байкальскую природную территорию), видится в развитии принципов «зелёной экономики» и видов экономической деятельности, не связанных с экологическими ограничениями и способствующих сохранению и развитию человеческого капитала. К ним можно отнести акваэкономику, здравоохранение, рекреацию, образование, в том числе экологическое, и др. Бурятия могла бы выступить в качестве пилотного региона по апробации новых механизмов создания и развития современных несырьевых производств на основе принятия отдельных федеральных документов [5]. Соответственно, в задачи создания опорного вуза должно входить предоставление уникальных возможностей для обучающихся в сфере экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Предпосылки развития данного направления подготовки уже имеются в ВСГУТУ. Кроме того, в условиях роста международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Бурятия становится стратегически важным регионом. Её приграничное расположение обеспечивает возможность реализации в рамках экономического коридора «Россия -Монголия - Китай» проектов по развитию транзитного транспорта, расширению сотрудничества в промышленном, энергетическом, туристическом, образовательном и научно-техническом секторах. В обозначенных отраслях востребованными станут специалисты со знанием восточных языков, основ ведения бизнеса с указанными странами и т.п. Основой подготовки таких специалистов может стать Восточный институт БГУ.

В отношении развития среднего профессионального образования определённые сдвиги наметились в связи с включением Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ. На данный момент республика стала участником ряда федеральных приоритетных проектов, включая и образование. Большие надежды возлагаются на реализацию плана социального развития центров экономического роста Бурятии («единая дальневосточная» субсидия), в который включён ряд мероприятий по развитию СПО1. Стратегическое развитие учреждений СПО предполагает прежде всего модернизацию материально-технической базы в соответствии с международными стандартами Worldskills, на основе которой станет возможно лицензирование и открытие новых, востребованных рынком труда специальностей.

В целом задача повышения эффективности профессионального образования может успешно решаться только в рамках совместной работы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, учреждений науки, занимающихся разработками в области кадрового обеспечения экономики, предприятий и организаций, образовательных учреждений, службы занятости населения.

Список литературы

1. Берестова Л.И., Докторович А.Б. Образование как системный фактор социально-экономического развития // Право и образование. 2002. № 5. С. 37-45.

2. Бюраева Ю.Г. Институциональные изменения системы высшего образования в Республике Бурятия // ЭКО. 2018. № 10. С. 65-76. DOI 10.30680/ЕС00131-7652-2018-10-65-76

3. Бюраева Ю.Г. Методика оценки качества профессионального образования на основе опроса обучающихся // Вестник БНЦ СО РАН. 2018. № 2. С. 109-115. DOI: 10.31554/2222-9175-2018-30-109-115

4. Бюраева Ю.Г. Оценка качества среднего профессионального образования с позиции потребителей (на материалах Республики Бурятия) // Регионалистика. 2018. Т. 5. № 5. С. 33-44. DOI: 10.14530/ reg.2018.533

1 http://egov-buryatia.ru/press_center/news/detail.php?ID=36422

5. Дондоков З.Б.-Д. О стратегии-2035 и инструментах социально-экономического развития Республики Бурятия // Вестник БНЦ СО РАН. 2018. № 3. С. 105-112. DOI: 10.31554/2222-9175-2018-31-105-112

6. Дондоков З.Б.-Д., Дондокова И.В. Развитие высшего профессионального образования в Республике Бурятия: экономические, социальные и демографические проблемы // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2013. № 1. С. 11-14.

7. Зимина Е.В., Трохирова У.В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населении (на примере г. Иркутска) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 4. С. 18-26.

8. Миляева Л.Г. Мониторинг качества образовательных услуг, базирующийся на опросе обучающихся (методический инструментарий) // Вестник НГУЭУ. 2015. № 3. С. 238-248.

9. Намсараев З., Цыдыпов Т. Почему из Бурятии «утекают мозги», и как этот процесс обратить вспять? URL: https://www.infpol.ru/176314-pochemu-iz-buryatii-utekayut-mozgi-i-kak-etot-protsess-obratit-vspyat/ (дата обращения: 23.04.2019).

10. Харина Н.В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1. С. 8-15.

11. Харченко И.И., Бусыгин В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации // Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. С. 19-63.

12. Чернышов С. Надежда на опору: история создания опорных университетов в Сибири в четырех частях с антрактом. URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/nadezhda-na-oporu-29012018 (дата обращения: 22.04.2019).

References

1. Berestova L.I., Doctorovich A.B. The Education as a Systemic Factor in Socio-Economic Development. Pravo i obrazovanie [Law and Education]. 2002. No. 5. Pp. 37-45. (In Russian)

2. Byuraeva Yu.G. The Institutional Changes in the System of the Higher Education in the Republic of Buryatia. EKO [ECO]. 2018. No. 10. Pp. 65-76. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-10-65-76 (In Russian)

3. Byuraeva Yu.G. Student Survey-Based Methods of Assessing Vocational Training Quality. Vestnik BNTs SO RAN [Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. 2018. No. 2. Pp. 109-115. DOI: 10.31554/2222-9175-2018-30-109-115 (In Russian)

4. Byuraeva Yu.G. Quality Assessment of Secondary Vocational Education from the Consumers Position (Case Study of the Republic of Buryatia). Regionalistica [Regionalistics]. 2018. Vol. 5. No. 5. Pp. 33-44. DOI: 10.14530/reg.2018.5.33 (In Russian)

5. Dondokov Z.B.-D. The Strategy-2035 and Instruments of Social and Economic Development of the Republic of Buryatia. Vestnik BNTS SO RAN [Bulletin oh the Buryat Scientific Center of SB RAS]. 2018. No. 3. Pp. 105-112. DOI: 10.31554/2222-9175-2018-31-105-112 (In Russian)

6. Dondokov Z.B.-D., Dondokov I.V. Development of Higher Education in the Republic of Buryatia: Economic, Social and Demographic Problems. Vestnik BGU. Economica i management [BSU Bulletin. Economics and Management]. 2013. No. 1. Pp. 11-14. (In Russian)

7. Zimina E.V., Trokhirova U.V. Problems and Strategic Priorities of Educational System Development in the Context of Improving Life Quality. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii [Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy]. 2013. No. 4. Pp. 18-26. (In Russian)

8. Milyaeva L.G. Monitoring of Quality of Educational Services, Based on a Survey of Students (Methodological Tools). VestnikNGUEU [Vestnik NSUEM]. 2015. No. 3. Pp. 238-248. (In Russian)

9. Namsaraev Z., Cydypov T. Why of Buryatia «Funneling Brains», and How Can This Process Be Reversed?

Available at: https://www.infpol.ru/176314-pochemu-iz-buryatii-utekayut-mozgi-i-kak-etot-protsess-obratit-vspyat/ (accessed 23 April 2019). (In Russian)

10. Kharina N.V. Professional Education in Russia: Problems and Solutions. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Pedagogical Review]. 2013. No. 1. Pp. 8-15. (In Russian)

11. Kharchenko I.I., Busygin V.P. Higher Education System and Modernization Tasks. In: Economic Development of Russia: Regional and Industry Aspects. Novosibirsk, 2007. Рр. 19-63. (In Russian)

12. Chernyshov S. The Hope Support: The History of the Creation of the Reference Universities in Siberia in Four Parts with an Intermission. Available at: http://www.sib-science.info/ru/heis/nadezhda-na-oporu-29012018

(accessed 22 April 2019). (In Russian) ■ ■ ■

Для цитирования:

БюраеваЮ.Г. Проблемы стратегического развития системы профессионального образования в Республике Бурятия // Регионалистика. 2019. Т. 6. № 5. С. 93-105. DOI: 10.14530/reg.2019.5.93

For citing:

Byuraeva Y.G. Problems of Strategic Development of the System of Vocational Education in the Republic of Buryatia. Regionalistica [Regionalistics]. 2019. Vol. 6. No. 5. Pp. 93-105. (In Russian).

DOI: 10.14530/reg.2019.5.93 ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.