Научная статья на тему 'Проблемы стратегического развития компаний в условиях кризиса'

Проблемы стратегического развития компаний в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / КРИЗИС / CRISIS / ПРЕДПРИЯТИЕ / OUTFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушина Марина Юрьевна

Для компании важно сформировать эффективную экономическую стратегию, а в период кризиса это особенно важно. В статье анализируются проблемы стратегического развития компаний в условиях кризиса и описываются возможные стратегии для кризисного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического развития компаний в условиях кризиса»

Problems of strategic development of companies in crisis Mokrushina M. (Russian Federation) Проблемы стратегического развития компаний в условиях кризиса Мокрушина М. Ю. (Российская Федерация)

Мокрушина Марина Юрьевна /Mokrushina Marina — студент,

кафедра корпоративных финансов и управления, факультет корпоративной экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: для компании важно сформировать эффективную экономическую стратегию, а в период кризиса это особенно важно. В статье анализируются проблемы стратегического развития компаний в условиях кризиса и описываются возможные стратегии для кризисного периода.

Abstract: it is important for companies to create an effective economic strategy, and in times of crisis it is especially important. The article analyzes the problems of strategic development of companies in crisis, and describes possible strategies for the crisis period.

Ключевые слова: стратегия, кризис, предприятие. Keywords: strategy, crisis, outfit.

Реакция предприятий на кризисные ситуации всегда разные. Условно компании можно разделить на 3 группы:

1) Компании готовые к кризису - они всегда занимаются долгосрочным планированием, рассматривают все возможные ситуации изменения в микро- и макроокружении. Чаще всего это крупные компании. Таким компаниям легче всего пережить кризисную ситуацию, в отличие от двух других групп.

2) Компании занимаются планированием, разработкой стратегий, но рассчитывают только на благоприятное для развития время, не учитывая возможных изменений. Чаще всего это средние по размерам компании. Таким компаниям, придется нелегко, так как из-за отсутствия плана, ситуация потребует немедленных новых стратегических решений.

3) Компании «живущие одним днем» - такие компании практически не строят планов на далекое будущее, а в лучшем случае, занимаются только краткосрочным планированием. Таким компаниям пережить кризис будет труднее остальных, тем более из-за отсутствия опыта в долгосрочном планировании. Чаще всего это малый бизнес, мелкие торговые предприятия.

Проблемы стратегического развития компании в условиях кризиса состоят в том, что:

1) Старые планы по стратегическому развитию неактуальны, они были рассчитаны на более благоприятное время (рост, расширение компании и т.д.).

2) Компании сложно в кризисных условиях строить планы по развитию, так как неизвестно:

- как сильно упадет спрос;

- как ухудшится кризисная ситуация;

- как поведут себя конкуренты, какие у них планы и стратегии;

- как поведут себя поставщики сырья, повысят ли цены, изменят условия поставки и т. д.

К основным проблемам относятся:

- отсутствие долгосрочной стратегии, ориентация на краткосрочные результаты;

- неготовность к изменениям спроса и появлению на рынке конкурентов;

- старение технологии или товара;

- снижение квалификации персонала, его развития, мотивации;

- преобладание личных интересов менеджеров над общими интересами компании;

- недостаточное знание рынка;

- устаревшая структура управления, низкий уровень менеджмента.

Рассмотрим стратегии, которые подходят для кризисного, нестабильного времени помогут организации не только выжить, но и продолжить развитие:

1) Стратегия «победителя» (стратегия активного развития) - эта стратегии связана с жесткой оптимизацией издержек, поглощением конкурирующих систем, с активным привлечением новых клиентов, с разработкой новых продуктов, технологий, активной рекламой, оптимизацией оргструктуры и бизнес-процессов. Особое внимание при этом уделяется укреплению основного капитала, для чего отдельно разрабатывается стратегия формирования капитала.

Стратегии развития присущи риски, на предотвращение негативного влияния которых следует обратить внимание при формировании стратегии. К факторам негативного влияния относятся: неадекватность внешним условиям развития рынков; потеря контроля над рисками; снижение показателей эффективности деятельности; возможность потерь из-за ухудшения качества активов в результате быстрого роста; избыточное инвестирование, его низкая эффективность; неадекватность структуры производственной системы потенциальным масштабам деятельности; снижение управляемости.

Данные недостатки преодолимы в процессе реализации активной и правильно ориентированной политики производственной системы.

2) Стратегия адаптации к кризисным условиям - эта стратегия связанна с закрытием отстающих магазинов, производств, снимается с производства устаревшая, не пользующаяся спросом продукция, уменьшаются масштабы инновационной и инвестиционной деятельности, происходит переподготовка персонала и его частичное сокращение. Стратегию адаптации следует сочетать со стратегией прорыва как основы оживления и будущего подъема.

Основной риск этого варианта стратегии - можно упустить момент начала роста: стартуешь раньше - потратишь лишние ресурсы, стартуешь позже - обойдут конкуренты.

3) Пассивная стратегия (надежда на спасение), стратегия почти отсутствует, компания просто ждет конца кризиса и надеется на выживание - эта стратегия характеризуется: бездействием, пассивным следованием ситуации; надеждой на спасение со стороны; ожиданием скорого конца кризиса. Даже с такой стратегией, возможно, пережить трудные годы. Все зависит от конкурентов и от выбранной ими стратегии, скорее всего к концу кризиса компании, выбравшую стратегию «победителя» легко обойдет компанию выбравшую «пассивную» стратегию.

Чаще всего компании в кризисный период не склонны к экспериментам и выбирают стратегию, мало отличающуюся от привычных действий:

- Крупные компании выбираю стратегию «победителя»;

- Средние компании выбирают стратегию адаптации;

- Мелкие компании выбирают пассивную стратегию.

Кризис, спад деловой активности - это нормальные явления для экономики. Они развиваются по определенным законам, зная которые можно построить выигрышную стратегию. Любые кризисы обычно благополучно заканчиваются, поэтому, несмотря на сложность ситуации, компаниям не следует забывать о своем долгосрочном развитии и стратегических планах [1].

Литература

1. Статья молодого аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://humeur.ru/page/strategii-v-uslovijah-krizisa/ (дата обращения: 23.11.2016).

Incomplete construction projects issues and ways of their solution

Zaychenko K.1, Lvova M.2 (Russian Federation) Проблемы незавершенного строительства и пути их решения Зайченко К. В.1, Львова М. В.2 (Российская Федерация)

'Зайченко Карина Владиславовна / Zaychenko Karina — студент;

2Львова Мария Васильевна / Lvova Maria — студент, кафедра организации строительства и управления недвижимостью, профиль подготовки: девелопмент в инвестиционно-строительной деятельности, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: анализ строительного рынка за последнее время показывает, что объекты незавершенного строительства присутствуют и оказывают отрицательное воздействие на развитие экономики. Объекты-долгострои не эксплуатируются, а, следовательно, и не приносят доход, в то время как средства в них вложены. Государство и общество не могут рассчитывать на экономический эффект от данных объектов, они не оправдывают цели и средства, вложенные в них, а также создают проблемы с их восстановлением либо ликвидацией. Поэтому данная проблема подлежит детальному изучению и анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.