Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ САНАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)'

ПРОБЛЕМЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ САНАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ САНАЦИЯ / АУТИЗМ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Войтенко В.В., Подзорова Е.А.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие во время стоматологической санации пациентов детского возраста с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутистического спектра (РАС). Определены ситуации, осложняющие оказание стоматологической помощи детям. Представлены результаты анкетирования врачей России и ближнего зарубежья, оказывающих стоматологическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутистического спектра (РАС).The article deals with the problems that arise during the dental sanitation of pediatric patients with disabilities and autism spectrum disorders (ASD). Situations that complicate the provision of dental care to children are identified. The results of a survey of doctors in Russia and neighboring countries providing dental care to children with disabilities and autism spectrum disorders (ASD) are presented.The article deals with the problems that arise during the dental sanitation of pediatric patients with disabilities and autism spectrum disorders (ASD). Situations that complicate the provision of dental care to children are identified. The results of a survey of doctors in Russia and neighboring countries providing dental care to children with disabilities and autism spectrum disorders (ASD) are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Войтенко В.В., Подзорова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ САНАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)»

Scientist

Scientist, 2023, 2(24), 165-167._

ПРОБЛЕМЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ САНАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Войтенко В.В., Подзорова Е.А.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие во время стоматологической санации пациентов детского возраста с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутистического спектра (РАС). Определены ситуации, осложняющие оказание стоматологической помощи детям. Представлены результаты анкетирования врачей России и ближнего зарубежья, оказывающих стоматологическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутистического спектра (РАС). Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, стоматологическая санация, аутизм, стоматологическая помощь The article deals with the problems that arise during the dental sanitation of pediatric patients with disabilities and autism spectrum disorders (ASD). Situations that complicate the provision of dental care to children are identified. The results of a survey of doctors in Russia and neighboring countries providing dental care to children with disabilities and autism spectrum disorders (ASD) are presented. Keywords: children with disabilities, dental sanitation, autism, dental care

Введение

В настоящее время возникает много вопросов по оптимизации стоматологической санации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особенно с возросшим количеством детей на приеме детского стоматолога с расстройствами аутистического спектра (РАС) [1]. Доказано, что общесоматический статус оказывает влияние на болезни полости рта, вызывая нарушения иммунного ответа [2]. Так у детей с ограниченными возможностями в ротовой жидкости определяются высокие показатели лактоферрина 1,33±0,07 мкг/мл, снижение

секреторного иммуноглобулина А(^А) 0,218±0,001 г/л и низкая лизоцимная активность 20,0±2,5% [3].

Стоматологическая заболеваемость у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет тенденцию к росту [5]. Однако, санация полости рта в амбулаторных условиях в 90% случаев у особенных детей сводится к экстракции зубов, так как часто у родителей состояние полости рта ребенка на последнем месте и обращаемость к детскому стоматологу только в случае острой боли. Наличие проблемного поведения, низкий уровень коммуникации и социализации, повышенная сенсорная чувствительность, нервно-психическая возбудимость и выраженная двигательная активность не позволяют выполнить стоматологическое лечение в полном объёме по стандартным технологиям [4]. Сложности в проведении стандартных алгоритмов профилактики и лечения стоматологических заболеваний возникают в силу отягощения соматического статуса психоневрологическими расстройствами и требуют индивидуального подхода.

Цель исследования - определить уровень встречаемости пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС) на детском стоматологическом приеме и выявить проблемы стоматологической санации.

Задачи:

1. Изучить частоту обращаемости пациентов детского возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и расстройствами аутистического спектра (РАС) за стоматологической помощью на основании проведенного анкетирования врачей-стоматологов.

2. Выявить основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются врачи во время оказания стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).

3. Определить уровень психологической готовности врачей -стоматологов работать с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (РАС).

Материалы и методы исследования

Был проведен анализ литературных данных из библиографических источников, разработана анкета для проведения анонимного анкетирования врачей стоматологов, оказывающих стоматологическую помощь детям. Анкета содержит 18 вопросов. В анкетировании приняли участие 92 врача России и ближнего зарубежья: Алтайский край, Краснодарский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (г. Сургут), Ямало-Ненецкий автономный округ (г. Новый Уренгой); Киргизская Республика, Республика Казахстан. Трудовой стаж от года до 30 лет.

Результаты исследования

По результатам анкетирования 20% врачей «часто», 48% «иногда» оказывают стоматологическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом ответ «никогда» не отмечен ни одним врачом-стоматологом. Наиболее часто на прием обращаются родители с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра (РАС).

Большинство базовых знаний анкетируемых врачей-стоматологов об аутизме получено в медицинском университете, но значительное количество докторов (70%) изучают дополнительную медицинскую литературу, посещают конгрессы, прослушивают вебинары и заинтересованы в дополнительном обучении по данной тематике, что свидетельствует об актуальности данного вопроса.

К сожалению, не всегда родители информируют о проблемах ребенка общесоматического характера. На вопрос, как часто родители предупреждают Вас о проблемах здоровья своего ребенка, «всегда» ответили 36% врачей, «иногда» - 53%.

Основными проблемами, выделенными врачами, при оказании стоматологической помощи детям с РАС являются нарушение поведения

(аутоагрессия, истерики) и полное отсутствие контакта ребенка с доктором. Отмечено, что профессиональная установка на готовность работать с ребёнком с РАС, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья сформирована в полной мере у 28% докторов, стаж которых составляет более 15 лет.

Стоматолог, принимающий пациента с РАС, должен знать различные методики управления поведением, так как дети с РАС и другими нарушениями развития часто остро реагируют на сенсорные стимулы, им трудно выражать свои желания и потребности, трудно понять, что от них требуется, они испытывают тревогу и им непросто вести себя должным образом. Родитель ребенка с РАС имеет много поводов для беспокойства, особенно в ходе визита к такому медицинскому специалисту, как стоматолог. На основании этого, мы посчитали важным добавить в анкету вопрос о необходимости психологической поддержки врачей-стоматологов, работающих с детьми с ОВЗ. Большинство докторов (80%) указали на необходимость такой службы поддержки. Ведь крайне важно учитывать психологическое состояние не только ребенка и родителей, но и доктора. Только при совместной и слаженной работе можно добиться хороших результатов.

Выводы

Полученные данные подтверждают высокую частоту обращаемости пациентов детского возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и расстройствами аутистического спектра (РАС) за стоматологической помощью.

Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются врачи во время оказания стоматологической помощи детям с РАС - это полное отсутствие контакта, нарушения поведения, такие как аутоагрессия, агрессия в отношении взрослых, истерики, игнорирование требований врача и родителей.

По данным анкетирования врачей-стоматологов, выявлен низкий уровень психологической готовности врачей в оказании стоматологической помощи детям с РАС и высокая заинтересованность в дополнительном обучении и получении знаний по особенностям стоматологического приема детей с ограниченными возможностями здоровья и расстройствами аутистического спектра.

Список литературы:

1. Белоусова Е. Ю. Оптимизация стоматологической санации у детей с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук: 14.01.14 / Белоусова Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского]. Нижний Новгород, 2020. 19 с.

2. Гажва С.И., Белоусова Е.Ю., Княщук Е.А., Куликов А.С. Особенности стоматологического статуса у детей с расстройствами аутического спектра. Современные проблемы науки и образования. 2018; 3: 36-36.

3. Гуленко О.В., Хагурова С.Б., Быков И.М. Оценка интегральных показателей окислительного стресса в полости рта у детей с психоневрологическими расстройствами в разных возрастных периодах. Российский стоматологический журнал. 2017; 6: 317- 321.

4. Кисельникова Л.П., Дроботько Л.Н., Милосердова К.Б. Оказание стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2017; 3: 9-15. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150302

5. Суетенков Д.Е., Фирсова И.В., Саютина Л.В., Казакова Л.Н., Нарыжная Е.В., Насруллаев Р.К. Особенности оказания стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020; 2 (80): 19-24. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-2-19-24

Как цитировать:

Войтенко В.В., Подзорова Е.А. Проблемы стоматологической санации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Scientist. 2023; 2 (24): 165-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.