Научная статья на тему 'Проблемы стимулирования в управлении рекреационной территорией'

Проблемы стимулирования в управлении рекреационной территорией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТОРЫ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕСУРСНАЯ РЕНТА / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волова М. А.

В статье обоснованы и раскрыты способы совершенствования стимулирующего воздействия согласования экономических интересов в системе управления рекреационной территорией в аспекте разрешения противоречий собственности, землепользования, финансовых отношений, инвестиционной деятельности, занятости. Даются рекомендации по разрешению данных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы стимулирования в управлении рекреационной территорией»

4. Цымбаленко, Т.Т. Методы математической статистики в обработке экономической информации / Т.Т. Цымбаленко, А.Н. Байдаков, О.С. Цымбаленко, А.В. Гладилин. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АГРУС, 2007. 200с.

5. Weihrich, H. The TOWS Matrix - A Tool for Situational Analysis, In Long Range Planning / H.Weihrich. - Vol. 15, N. 2, April 1982, Pergamon Press Ltd, pp. 54-66.

ВОЛОВА М.А.

ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ

Волова М.А. Пятигорский государственный лингвистический университет, соискатель кафедры экономической теории, 357532, г.Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, 9

В статье обоснованы и раскрыты способы совершенствования стимулирующего воздействия согласования экономических интересов в системе управления рекреационной территорией в аспекте разрешения противоречий собственности, землепользования, финансовых отношений, инвестиционной деятельности, занятости. Даются рекомендации по разрешению данных противоречий.

Ключевые слова: стимулирование; государственное регулирование; рыночное саморегулирование;

П

^ противоречие; стратегические инвесторы; природно-ресурсный потенциал; землепользование;

ц ресурсная рента; занятость

J СП

Коды классификатора JEL: L 83, L 88

7.

щ Необходимыми инструментами успешной реализации программы по стимулированию развития рек;> реационной территории является совершенствование организационной структуры управления социально но-экономическим развитием. Изменения макроэкономической среды, формирование новой федеральной щ финансовой политики требует пересмотра не только бюджетно-финансовых основ функционирования

□ территории, но и кардинального реформирования организационных структур управления рекреационным

□ потенциалом.

^ Развитый механизм стимулирования, действующий на различных уровнях экономики как противоречивое единство государственного регулирования и рыночного саморегулирования, обеспечивает гар-2 моничность и адаптивность всех звеньев и связей экономической системы рекреационной территории к изменениям в экономических отношениях, имеет интегративную роль для всех экономических субъектов о данных территорий.

ш Необходимость подобного целенаправленного воздействия на жизнедеятельность курортно-рекреацион-ных регионов определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Первое из них связано с ограниченностью возможностей саморазвития отраслей специализации этих территорий в условиях рецессии, охватившей в недавнем прошлом отечественную экономику. Второе заключается в том, что при отсутствии соответствующей стимулирующей политики хозяйственная структура рекреационной территории может оказаться существенно ш деформированной за счет неадекватно широкого развития отраслей хозяйства, не связанных с основной линией специализации региона и способных оказывать на последнюю негативное воздействие.

Структура хозяйства рекреационных территорий по степени развитости предприятий внекурортно-^ го профиля и доле занятых свидетельствует о том, что часть районов, именуемых «эколого-курортными о регионами», в действительности являются производственно-рекреационными. В этой связи характерным ^ примером могут служить сложившиеся (задолго до перехода к рыночным отношениям) диспропорции в ^ хозяйственной структуре некоторых городов Кавказских Минеральных Вод. Об этом свидетельствует сопоставление данных о промышленной специализации городов и районов, входящих в субрегион КМВ в о сопоставлении со средними по Ставропольскому краю.

о Если в г. Железноводске этот коэффициент составил 0,2, в Ессентуках - 0,4, в Кисловодске - 0,5, то в ° Пятигорске коэффициент уровня промышленной специализации составляет 1,2, в городах Лермонтове 1,0, 5= Георгиевске 1,3, Минеральных Водах (вместе с Минераловодским районом) - 0,9. [1, с. 33]. При таком подходе Е явно прослеживается деформация хозяйственного развития хозяйства значительной части городов Кавказ-си ских Минеральных Вод, в частности Пятигорска, где проблема приобрела как экологический, так и острый

социально-экономический характер, поскольку население занято преимущественно в некурортной сфере. § Симптоматичным является тот факт, что удельный вес налогов, поступающих от предприятий санатор-^ но-курортного комплекса в доходной части городского бюджета невелик. Это обстоятельство существенно снижает заинтересованность муниципальных властей в развитии профильной специализации региона, ^ способствует консервации деструктивной структуры хозяйства.

^ Попытки устранения сложившихся диспропорций неоднократно предпринимались в дорыночный пе-^ риод, когда правительственными решениями предусматривалась передислокация ряда предприятий за

п

пределы курортного района. Однако величина необходимых для этого инвестиций и ограниченность финансовых ресурсов приводили к тому, что принимаемые решения не реализовывались.

В настоящее время, в связи со спадом производства, особенно ощутимо сказавшемся на предприятиях машиностроения, металлообработки и других непрофильных для рекреационной зоны предприятий, сопровождавшемся относительной активностью развития пищевых и некоторых других предприятий гра-дообеспечивающих отраслей, а также сферы обслуживания, ситуация несколько изменилась. Это дает основания для постановки вопроса о такой реструктуризации хозяйства рекреационных территорий, которая придавала бы экономике рекреационно-производственную направленность.

Прогнозируя производственную составляющую развития рекреационных территорий, следует иметь в виду некоторые направления ее регулирования и стимулирования. С помощью экономических методов, включая стимулирование, необходимо добиться перепрофилирования ряда предприятий, особенно тех, которые не могут быть отнесены ни к градообразующим, ни к градообеспечивающим. Также важно контролировать и регулировать вновь возникающие производства с использованием как административных, так и экономических методов.

Важную интегрирующую роль стимулирование играет и при обеспечении экологической безопасности рекреационных территорий, чему во многом препятствует наличие довольно развитой промышленности в каждом из городов-курортов. Сохранение природно-ресурсного потенциала является основной целью обеспечения экологической безопасности рекреационных территорий, учитывая их функциональную направленность в оказании услуг лечебного и рекреационного характера. Данный потенциал является не только естественным базисом экономики региона, но также основным фактором его развития и решения задач, связанных с его основной функцией. В этой связи важно рассматривать экологическую безопасность не только как сферу, но и как фактор согласования интересов, ибо интересы, связанные с экологической ^ ориентацией, в этом случае совпадают с интересами экономическими и не противоречат им. Ь

Ключевыми элементами механизма экономического стимулирования экологической безопасности в щ рекреационном регионе являются платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Ука- ^ занные ресурсные платежи, имея дифференцированный налоговый статус и распределяясь в определен- ^ ных пропорциях между бюджетными уровнями, позволяют реализовывать и согласовать интересы центра, И регионов и муниципалитетов, касающиеся финансирования мероприятий по охране и воспроизводству Ш природных ресурсов. ]>

Особое внимание в данном направлении стоит уделить мероприятиям по оценке и сохранению минеральных источников. В условиях развития рыночных отношений, сопровождающихся коммерциализацией щ гидроминерального недропользования, использование природного потенциала не выражает интересы ку- □ рортной территории, касающиеся развития ее профильной рекреационной специализации и обеспечения О экологической безопасности. Кроме того, в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам (лечебная грязь и минеральная вода приобретаются санаториями через посредников на основании договоров об их поставке), необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных ресурсов, отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений.

Исходя из подобных фактов использования рекреационных ресурсов, можно сделать вывод о том, что ренту от их использования получает не государство, не общество в целом, а отдельные частные лица, слабо $ заботящиеся о рациональном природопользовании. Особенно актуален вопрос формирования научнообос- х нованной ресурсной ренты для рекреационных систем, где природные ресурсы являются фактором произ- ^ водства. Прежде всего, речь идет о плате за право пользования природными ресурсами и налогах на эколо- ¡5 гически неблагоприятную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды. Полагаем, что при сохранении общей суммы налогов (или соблюдении принципа фискальной нейтральности) целесообразно $ изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием. о

В качестве стимулирующей меры может быть использовано освобождение от уплаты некоторых мес- о тных налогов предприятий, проводящих политику снижения вредных выбросов, использования в произ- ^ водстве экологически чистых технологий. Высвобождающиеся при этом финансовые ресурсы должны на- ^ правляться предприятием на развитие, усовершенствование и внедрение производственных технологий, ¡5 соответствующих экологическим требованиям рекреационного региона. Методы стимулирования должны о распространяться на все субъекты хозяйствования, находящиеся на территории курортного региона неза- о висимо от формы собственности или подчиненности. о

Федеральная политика в отношении рекреационных территорий, исходя из общенациональной значи- о мости их функций и масштабности проблем, стоящих перед этими территориями, наиболее эффективным оь образом может быть реализована в форме экономического программирования развития этих регионов с Ц учетом их специфики. При этом предусмотренные подобными программами мероприятия могут осущест- Е вляться с использованием как экономических (налоговые льготы, инвестиционные гарантии), так и адми- ф нистративных (например, установление предельных коэффициентов производственной нагрузки на рекреационные ресурсы) методов.[2, с. 116] § Некоторые мероприятия в данном ключе были предложены, например, в документе «Стратегия соци- ф ально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации ^ Кавказских Минеральных Вод до 2020 года»[4], но в нем, к сожалению, не предусмотрены ни перепрофили- о рование предприятий, ни создание единого для городов КМВ промышленного ядра, что необходимо для со- § хранения экологической безопасности региона, поэтому эта программа нуждается в совершенствовании. ^

О о

I—

ф

Стимулирование в рекреационных территориях со специфической ориентацией направлено на более широкий круг объектов и охватывает собой не только структурную перестройку экономики. Одним из важных требований к стимулирующей политике в рамках городов-курортов является ее комплексный характер, заключающийся в реализации, наряду с сугубо экономическими, социальных проблем региона. Так, развитие сферы рекреации, относящейся к числу наиболее трудоемких отраслей экономики, способно в значительной степени расширить занятость населения и скорректировать ее структуру. Помимо занятости в структурах, предлагающих собственно рекреационные услуги, весьма значительную часть трудоспособного населения региона способна поглотить инфраструктура курорта и туризма (предприятия питания, транспортного обслуживания, размещения и т.д.) Однако хозяйство региона, естественная предназначенность которого связана с отдыхом и лечением, стало настолько деформированным, о чем уже говорилось ранее, что курортно-рекреационная функция района оказалась «стертой».

Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо дальнейшее регулирования хозяйственной структуры рекреационных территорий, исходя из необходимости приоритетного развития рекреационной сферы и отраслей обслуживания. В сфере промышленности требуется совершенствование отраслевой и территориальной структуры, чтобы достичь ее рационализации в хозяйственном комплексе региона. Для курортных городов, особенно федерального значения, призванных удовлетворять потребности населения всей страны в лечении и отдыхе, нежелательно развитие промышленности в масштабах, превышающих потребности самих курортных районов, т.к. это приводит к отвлечению трудовых ресурсов для выполнения несвойственных курортам функций, снижает возможность развития рекреационной отрасли.

В этой связи важнейшим фактором формирования ресурсов труда рекреационной территории должна П стать оптимизация профессионально-квалификационной структуры занятости населения, определяемой, в Л) свою очередь, структурой хозяйства и необходимостью ее трансформации. Следует заметить, что сложив-0 шаяся хозяйственная структура не является оптимальной для федеральных курортов, поглощая их ресурсы ® (в том числе, трудовые) и нанося ущерб экологии.

В курортных городах острой социально-экономической проблемой остается задача сбалансированно-а го развития трудовых ресурсов, обеспечения занятости населения. Кризисная ситуация 90-х гг. вызвала Й рост безработицы. С учетом уменьшения численности отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях, Ш снижения объемов промышленного производства, не трудно представить масштабы безработицы на курор-2 тах.[3, с. 26]

° Необходимость учета специфики формирования рынка труда при определении направлений стимули-

□ рования занятости и оптимизации структуры хозяйства рекреационного региона заключается в следующем:

□ в необходимости функциональной ориентированности процессов движения ресурсов труда; в возможнос-^ ти регулирования этого движения с помощью государственных, региональных, муниципальных мер, так ^ как функциональная ориентированность региона ограничивает возможность прироста трудоспособного

0 населения; в осуществлении мер по оптимизации половозрастной структуры населения с использованием ф экономических методов регулирования миграции и организации профессионального образования с уче-ё том потребности городов-курортов.

о. Особое внимание государство должно уделять мерам по использованию производственно-рекреаци-® онного потенциала территории. В поиске путей решения проблемы экономического роста после общего

1 спада производства и при отсутствии достаточных средств для создания новых рабочих мест, государс-

0 твенные и муниципальные органы управления особое внимание должны уделять использованию имеюсь щегося рекреационно-производственного потенциала региона, что предполагает передачу (или продажу)

1 неиспользуемых объектов и мощностей, перераспределение неустановленного оборудования для создания со новых рабочих мест на вновь оборудуемых предприятиях и др.

о Программы региональной политики в качестве неотъемлемых элементов должны предусматривать о дифференцированный подход к стимулированию региональных социально-экономических систем по со-^ циально-экономическим показателям, таким, как интенсивность и профиль развития, уровень занятости о и масштабы безработицы. Механизм стимулирования занятости может включать следующие регуляторы: о субсидии и льготные кредиты как на капитальное, так и на жилищное строительство, налоговые льготы, о субсидирование работодателей, способствующих увеличению занятости, развертывание системы непре-о рывной системы подготовки и переподготовки работников, многоаспектная поддержка малого и среднего о бизнеса и др. Кроме того, необходимо использовать и меры противоположного плана, такие, как система

0 штрафов, лицензий и сертификатов, направленные на сдерживание развития производства, противореча-^ щего рекреационному профилю субрегиона.

1 Разработка политики стимулирования движения ресурса труда и занятости в регионе должна осущест-^ вляться на основании оценки социально-экономической ситуации, сложившейся на данной территории. ю В этом отношении природно-климатические условия, экономико-географическое положение региона являются факторами, которые во многом определяют направление его социально-экономического развития,

^ формирование той или иной структуры и направлений регулирования стимулирования. си Важной задачей является создание режима наибольшего благоприятствования для российских и зару-| бежных инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции на территорию. Для этого необходимо создание о условий, формирующих образ рекреационной территории как региона, открытого для выгодного вложения о капитала. Инвестиционная привлекательность региона предполагает наличие современной банковской (Т) системы, страховых компаний, инвестиционных фондов, рейтинговых агентств, развитого рынка ценных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.