Научная статья на тему 'Проблемы старения общества и мелкое предпринимательство в Японии'

Проблемы старения общества и мелкое предпринимательство в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова И. Ю.

Demographic statistics reflect the very rapid aging of Japanese society. This factor has powerful influence on economic development of Japan as a whole and on entrepreneurial activities in particular. Small business becomes the main bearer of supply on so-called "silver market" goods and services for aged people. Since 2001 in Japan was maintained public nursing care insurance system, this promoted the development of "kaigo" services and forced consumer activities of elderly. Japanese small entrepreneurship itself is aging and looking a problem of change of generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Aging Society and Small Entrepreneurship in Japan

Demographic statistics reflect the very rapid aging of Japanese society. This factor has powerful influence on economic development of Japan as a whole and on entrepreneurial activities in particular. Small business becomes the main bearer of supply on so-called "silver market" goods and services for aged people. Since 2001 in Japan was maintained public nursing care insurance system, this promoted the development of "kaigo" services and forced consumer activities of elderly. Japanese small entrepreneurship itself is aging and looking a problem of change of generations.

Текст научной работы на тему «Проблемы старения общества и мелкое предпринимательство в Японии»

И.Ю. Наумова,

кандидат исторических наук, ДВГУ

Проблемы старения общества и мелкое предпринимательство в Японии

Японское общество неуклонно стареет. Вместе с ростом уровня благосостояния Япония не только бьет все рекорды среди развитых стран по средней продолжительности жизни (в 2003 г. она составляла у женщин — 85,2 г., у мужчин — 78,3 г.), демонстрирует стабильно низкий уровень смертности (семь случаев на тысячу человек), но и быстро догоняет страны «старушки Европы» по таким демографическим характеристикам, как низкий уровень рождаемости (намного ниже уровня естественного прироста населения), возрастающий уровень показателей старения населения и старческого иждивенчества1. Прогнозы социологов выглядят следующим образом: удельный вес возрастной группы старше 65 лет в общей численности населения в 2005 г. достигнет 19,9% (в 2003 г. этот показатель составил 19%), в 2025 г. — 28,7%, в 2050 г. — 35,7%2. Причем, быстрыми темпами растет доля «сверхпожилых»: в стране проживают около миллиона тех, «кому за 90».

Подобная демографическая перспектива имеет самое разностороннее воздействие на японскую экономику как на макро-, так и на микроуровне: этот фактор непосредственным образом влияет на формирование структуры источников и распределение государственных финансов, государственную политику в сфере занятости и социального обеспечения, структуру рынка труда, потребительских рынков, маркетинговую стратегию компаний и т.д. Причем влияние это неоднозначное — ситуация чревата многими негативными последствиями, и некоторые исследователи расценивают ее едва ли не как главный ограничитель роста для Японии. Ожидается, что к 2010 г. численность населения уменьшится до 127, 473 млн. чел., а к 2050 г. — и вовсе до 100 млн., что означает, прежде всего, абсолютное сокращение трудовых ресурсов, и как следствие — возрастание нагрузки на систему социального обеспечения, которая, в свою очередь, потребует еще большего увеличения финансирования. В 2005 финансовом году крупнейшая статья общего счета бюджета центрального правительства Японии — расходы на социальное обеспечение — превысила 20 трлн. иен (это почти четверть всего бюджета), при этом львиную долю (15,9 трлн. иен) в этих расходах занимает вклад государства в фонды социального страхования (прежде всего — пенсионного и здоровья)3.

Главными носителями бремени содержания системы социального страхования являются сами граждане и их работодатели. В ближайшее время им предстоит столкнуться с проблемой неиз-

бежного роста процентных ставок взносов и потребительского налога (главной «надежды» правительства на пополнение бюджета)4. Так, в 2004 г. суммарные выплаты пенсий и других пособий составили 86 трлн. иен, а к 2025 г. размер ежегодных выплат может почти удвоиться и достичь 152 трлн. иен5. Источниками же растущих выплат, например, по линиии пенсионного страхования, станут взносы не в размере 13,58% годового дохода (поровну уплачиваемые предпринимателями и служащими) как до последнего времени, а 18,35%б. И если в настоящее время вышедший на пенсию получает в среднем 59% своего «предпенсионного» годового дохода, то уже через 30 лет эта цифра может снизиться до 50~45%7. А на очереди — реформа страхования здоровья: требуется дополнительное финансирование системы медицинской помощи лицам старше 75 лет.

Все сказанное может служить иллюстрацией тенденции сокращения финансовых ресурсов для частного накопления (из-за стремительного сокращения доли сбережений в доходах семей) и расцениваться как фактор, непосредственно усложняющий среду предпринимательской активности, в том числе для малого бизнеса. Проблемы мелкого предпринимательства, возникающие как следствие рассматриваемого процесса, имеют несколько проекций. По мере старения общества мелкие предприниматели (как работодатели и как физические лица) будут нести все более тяжелое бремя выплат взносов и налогов, озабочены проблемами поиска финансирования.

Демографическая ситуация в самом предпринимательском сообществе характеризуется процессом неуклонной геронтизации: если в конце 1970-х гг. доли 20-30-летних и 60-70-летних мелких предпринимателей примерно уравновешивали друг друга (24,9 % и 22,9 % соответственно), то к началу 1990-х гг. удельный вес самой старшей возрастной группы уже в 2,4 раза превышал долю молодых (34,2 % против 14,3 %). В начале нового века ситуация только усугубилась: доля молодых (до 40 лет) предпринимателей снизилась до 13,5%, а число предпринимателей «серебряных возрастов» возросло до 43,3 % (!)8 Мелкое предпринимательство будет испытывать все большие трудности с подбором рабочей силы (малый бизнес уже давно является «прибежищем» работников пенсионного возраста) и повышением производительности труда.

Однако не все последствия старения населения несут мелкому предпринимательству лишь объективные трудности — меняется и структура потребительского спроса. С одной стороны, чем-то вроде аксиомы выглядит суждение: чем меньше доля молодого поколения в составе населения, тем относительно ниже текущий потребительский спрос. А с поправкой на японский менталитет дело выглядит еще безнадежнее: японские «старички» как никто из их ровесников в развитых странах аскетичны в быту, склонны к сбережениям, считают добродетельным умерять свои «потреби-

тельские аппетиты» в пользу детей. Еще в начале 1990-х гг. ситуация выглядела именно таким образом и были опасения, что старение населения «не просто изменит структуру спроса и образ жизни. Число потребителей, живущих прошлыми накоплениями, будет расти, а количество населения, надеющегося на будущее развитие страны, — сокращаться. Таким образом, общество в целом перейдет от экономики развития к экономике накопления... Рост числа пожилых людей, чистых потребителей, отторгнутых от производства, можно назвать тихой революцией, которой Япония не знала»9. Автор высказывания — Сакаия Таити — полагал, что промышленные предприятия в массе своей проигнорируют потребности данной категории «чистых потребителей», а «бюрократические структуры... постараются отгородить пожилых людей от общества пенсиями, домами для престарелых»10.

Уже через 15 лет можно констатировать: именно быстро становящийся массовым слой потребителей старшего поколения явился источником новых перспективных направлений предпринимательской деятельности. Формирование специфического спроса на товары и услуги, отвечающие жизненным потребностям пожилых людей, порождает новые рыночные возможности, прежде всего для малого бизнеса. По прогнозам Комитета по промышленной структуре Министерства экономики, промышленности и внешней торговли Японии, совокупные масштабы этого рынка, оцениваемого на данном этапе в 39 трлн. иен, к 2025 г., могут возрасти до 112-155 трлн. иен (т.е. среднегодовой прирост составит 4-5 %)п. Наиболее быстрыми темпами (с нынешних 3 трлн. иен до 12-18 трлн. в 2025 г., или 6-8 % в год) будут расти расходы на обеспечение благосостояния лиц пожилого возраста — это услуги по уходу на дому или во временных стационарах, а также производство специального оборудования для людей с ограниченными двигательными возможностями (кровати для лежачих престарелых, приспособления для приема ванных процедур и т.п.).

Другим важнейшим сегментом этого рынка останутся медицинские услуги для лиц пожилого возраста: его масштабы возрастут с 11 до 26~48 трлн. иен к 2025 г. (темпы прироста — 3-6% в год). Растущим спросом будут пользоваться не только врачебные услуги на дому или дистанционное медицинское консультирование, но и новейшие разработки лекарственных препаратов и передовых методов лечения и предупреждения таких заболеваний, как старческое слабоумие, остеопароз и т.п. Наконец, собственно специфические расходы пожилых потребителей, оценивавшиеся в начале века в размере 26 трлн. иен, к 2025 г. достигнут 74-88 трлн. иен. Именно здесь кроются наиболее широкие перспективы для частнопредпринимательской инициативы: производство одежды и обуви для пожилых, предметов домашнего обихода (мебель, посуда и т.п.) универсального дизайна; приготовление и/или доставка на дом продуктов питания, предназначенных для особенностей

диеты лиц пожилого возраста; строительство и перестройка домов, где по возможности максимально облегчено проживание и передвижение лиц с ограниченными физическими возможностями (barrier-free house), обустройство жилищ различными приспособлениями и устройствами для тех же целей (установка домашних лифтов и т.п.); организация досуга пожилых людей (культурного, оздоровительно-спортивного), разработка специальных туристских маршрутов, образовательные услуги («пожизненное образование»); услуги по обеспечению безопасности; частные фонды индивидуальных накопительных пенсий, частное (дополнительное) страхование на случай ухода на дому, консультационные услуги для пожилых по управлению финансовыми активами и т.п.

Последний сегмент часто образно называют сферой «серебряного бизнеса», и все большее число разнокалиберных компаний пополняет его ряды, хотя для бизнеса «большого калибра» далеко не все направления выглядят достаточно привлекательными. Как правило, проникновение на этот рынок предваряет тщательная работа по его изучению: оценивается текущий масштаб конкретного рынка, просчитываются темпы его роста, потенциальная прибыльность, уточняется, подпадает ли он под условия выплат по линии социального страхования.

По материалам одного из подобных исследований12, обнаружилась следующая картина: по-настоящему масштабный и перспективный для крупного бизнеса рынок — это производство сложного специализированного оборудования (душевые и туалетные кабины, моторизованные инвалидные коляски с сенсорным управлением, различные приборы), а также программное обеспечение электронной продукции (для нужд пожилых клиентов). На этом направлении уже закрепились предприятия таких гигантов, как «Хи-тати», «Тосиба», «Фудзицу», «NEC» и др. Отдельные крупные компании разрабатывают специальные вариации традиционного для себя ассортимента товаров и услуг для пожилых потребителей как дополнительный продукт, но без особых ожиданий резкого роста сбыта (некоторых при этом можно заподозрить в желании как-то загрузить простаивающие мощности).

А пока большой бизнес движим исключительно рациональной мотивацией, малый не устает проявлять творческий поиск и не очень масштабную, но весьма значимую для общества предприимчивость. Примеров рыночных новаций мелких предпринимателей, адресно ориентированных на удовлетворение потребностей пожилых клиентов, немало. Вот лишь некоторые из них.

Кооператив «Амэнити сидзи пуро» из г. Мориока (преф. Ива-тэ) предложил продукт совместной разработки четырех мелких компаний — тренажер «беговая дорожка», снабженный оборудованием для виртуального путешествия по знаменитым садам и паркам Японии. Оборудование, обычное для любого спортивного центра, приобрело дополнительные свойства: известно, насколько

монотонными бывают физические упражнения на тренажерах, такие полезные, но зачастую весьма утомительные. Разработчики из «Амэнити сидзи пуро» решили попробовать совместить полезное с приятным. Члены кооператива разделили славу изобретателей следующим образом: президент «Джи эфу пи» — автор трехмерной графики; компания «Ай эсу эндзиниарингу» совместила программный продукт «Виртуальные парки» и компьютерное оборудование (т.е. проделала работу по инжинирингу); «Танимура дэнки сэйки» изготовила само электромеханическое оборудование (хард-вэа); «Микуротоппу» осуществила мехатронизацию комплекса (соединение тренажера с компьютером).

В результате получился тренировочно-эстетический релакси-рующий комплекс, позволяющий во время «прогулки» наслаждаться на 42-дюймовом экране плазменной панели динамическими пейзажами, выбрав по желанию время года, время суток, солнечную, дождливую или снежную погоду, звуковое сопровождение в виде стрекотания цикад, щебета птиц и т.п. При этом скорость движения изображения полностью определяется темпом ходьбы пользователя, так создается почти полная иллюзия реального присутствия в знаменитых канадзавском «Кэнрокуэн» или «Коракуэн» в г. Окаяма. Стоимость комплекса — около 3 млн. иен, что вполне по силам бюджету какого-либо центра или клиники для пожилых. Предприниматели настаивают, что при разработке проекта в качестве потенциальных потребителей своей продукции имели в виду прежде всего пожилых людей. Исполняющий обязанности менеджера по сбыту Огаса Хараки так мотивировал подобный выбор: «Мы подобрали содержательную часть виртуальной программы специально, чтобы доставить удовольствие пожилым людям, проживающим в специализированных учреждениях системы обеспечения благосостояния. Наш комплекс наверняка поможет им сблизиться, установить добросердечные отношения. Возможно, он даже будет полезен для лечения пациентов, подверженных старческому слабоумию»13.

Компания «Ай эс ти» из преф. Гумма (уставный капитал 10 млн. иен, количество занятых — четыре человека, основана в 1995 г.) занялась установкой автоматически открывающихся и закрывающихся дверей в домах, где проживают престарелые и инвалиды. Экономичная (при интенсивности использования порядка 40 раз в день затраты на электроэнергию не превышают 80 иен в месяц), безопасная в эксплуатации, миниатюрная (приспосабливаемая для небольших дверных проемов) модель призвана обеспечить свободу передвижения и, в принципе, облегчить жизнь в собственном доме людям с ограниченными физическими возможностями14.

Венчурная компания «Санбайо» из г. Китакюсю (уставный капитал 56,5 млн. иен, количество занятых — девять человек, основана в 1995 г.), работающая в ,сфере биотехнологий, создала модель биотуалета, позволяющего в течение двух-трех часов био-фермен-

тным способом разложить продукты жизнедеятельности человека в конечном итоге на углекислый газ и воду. Были не просто усовершенствованы ранее использовавшиеся технологии и достигнуто высочайшее качество очистки и соответствие требованиям гигиеничности (модель так и называется — «Свежесть»), предприниматели подчеркивают, что ключевой идеей разработки явилось желание смягчить проблему психологического дискомфорта, сопровождающую уход за немощными людьми. Один из руководителей компании Исида Сатоси поясняет: «Человек, пользующийся нашим биотуалетом, освобождается от неизбежного чувства неловкости — обслуживающий персонал не увидит и не ощутит запаха фекалий, тем самым будет в значительной степени облегчено психологическое бремя людей, вынужденных прибегать к чужой помощи в столь деликатной ситуации. Кроме того, мы тем самым существенно упрощаем работу самих сиделок и санитаров»15.

Соображениями гигиеничности и такта руководствовались и в компании «Фуронтиа» из г. Иокогама (уставный капитал 20 млн. иен, количество занятых — 10 чел., основана в 1991 г.). Являвшаяся рядовым членом франчайзинговой цепи автоматических прачечных «Миста рандори» данная компания внимательно отнеслась к тому факту, что большинство клиентов выражают неудовольствие, если становятся свидетелями того, как кто-то из посетителей загружает в стиральную машину белье и одежду, явно испачканную лежачим больным. Люди, которые приносят в стирку подобное белье, вынуждены действовать украдкой, стараясь не привлекать внимания и испытывая чувство стыда — ведь белье действительно требует предварительной специфической обработки. Компания «Фуронтиа» решила помочь в решении этой проблемы и открыла специализированную автоматическую прачечную, где установлено дополнительное дезинфицирующее оборудование, используются несколько ступеней обработки, специальные моющие средства и нет случайных клиентов. Стоимость стирки 11 кг белья здесь обходится всего на 200 иен дороже, чем обычно, и у клиентов есть возможность сократить расходы за счет системы страхования на случай ухода на дому16.

Предприимчивость в деле удовлетворения специфических потребностей пожилых людей проявляют не только бизнесмены, но и общественность — прежде всего в лице неправительственных бесприбыльных организаций (NPO — non-profit organizations), волонтерских движений и даже дамских клубов. Например, женское собрание токийского района Адати разработало и занялось продвижением идеи производства мебели (шкафов и комодов), снабженной специальными поручнями, для облегчения перемещения по квартире пожилых людей. Речь идет об арендованных квартирах, где жильцы не имеют права самовольно устанавливать какое-либо оборудование, монтировать поручни к стенам и т.п. Подумали даже об оптимальной форме этих поручней — плоской, а не

округлой, чтобы дать возможность опереться человеку с пораженными артрозом руками17.

Список примеров можно продолжать долго — едва ли не до бесконечности, так как рынок продукции и услуг, призванных облегчить жизнь человека, практически не ограничен. Вполне естественно, что его самые коммерчески перспективные сегменты в первую очередь привлекают внимание предпринимателей. Высокие оценки перспективности данного рынка базируются, во-первых, на разнообразии потребностей лиц пожилого возраста (даже большем, чем у молодых людей), обусловленных широким диапазоном уровня доходов и размеров собственности, физического состояния, структуры семьи, особенностей увлечений и т.д. Этот рынок можно считать едва ли не «персонифицированным» (сколько людей — столько интересов). Во-вторых, по мере дальнейшего старения населения при освоении этого рынка предприниматели будут сталкиваться со все большим расширением проблем, требующих от тех, кто стремится использовать свой бизнес-шанс, достаточно быстрой и чуткой реакции. Здесь кроются психологические моменты: однажды пожилые люди осознают, что дети выращены, кредит за жилье уплачен, со служебными и другими обязательствами в жизни покончено, обретена свобода распоряжения деньгами, временем и собственной судьбой, наконец. Так появляются особые запросы в области развлечений, туризма, образования, а дело предпринимателей — максимально удовлетворять эти запросы, поскольку нигде так быстро не распространяется хорошая репутация, равно как и информация о неудовлетворительном качестве услуг, как в среде, пожилых клиентов, объединенных в клубы по интересам и месту жительства.

Японским предпринимателям приходится иметь в виду некоторые «секреты» работы с пожилым клиентом. Стареющие люди, несмотря на болезни и наступление физической слабости, не приемлют автоматическое причисление себя к категории «ущербных». Даже пометка на товаре «Для пожилых» способна отпугнуть немалое число японских потребителей, которым она и адресована. Ключевыми словами при позиционировании товара или услуги на рынке должны быть: «здоровье», «комфорт», «простота и удобство в применении», «достойная жизнь» и т.п. Например, один из магазинчиков старинного торгового района в г. Фукуока, избравший стратегию целевого обслуживания пожилых клиентов и подобравший соответствующий ассортимент товаров, обрел вывеску: «Отасся курабу», или «Клуб здоровья», причем для обозначения слова «клуб» был избран не современный (азбучный) вариант записи заимствованных слов (английского club), а старинный иероглифический — с учетом значения компонентов: «место для совместного удовольствия»18. А одна из хоккайдоских мелких компаний по производству рабочих комбинезонов, вознамерившись наладить линию пошива одежды для пожилых людей, приступила к изучению

нового для себя рынка очень грамотно: организовала «Исследовательское общество «серебряной униформы»19 и обратилась к помощи университетской профессуры, чиновников муниципалитета, социальных работников, профессиональных дизайнеров и, разумеется, самих потенциальных покупателей — раз в неделю в течение года сотрудники фирмы посещали дом престарелых, установив с его постояльцами доверительные отношения. Результатом кропотливой работы стало крушение стереотипа, что пожилые люди предпочитают немаркую одежду скромной расцветки. Оказалось, во-первых, они очень хотели бы одеваться самостоятельно — т.е. одежда должна быть удобной, чтобы ее можно было легко снимать и надевать (застежки-«липучки» — один из оптимальных вариантов, кстати, и для обуви), не прибегая к чьей-либо помощи, во-вторых — никаких «старушечьих» расцветок — яркие и элегантные цвета — таковы истинные потребности современных японских пенсионеров.

Завоевание доверия пожилого клиента — путь непростой, но благодарный: один из токийских аптекарей попал в почетную выборку примеров успешной предприимчивости, приведенную в «Белой книге по средним и мелким предприятиям»20 благодаря тому, что организовал в своей аптеке консультационные услуги, профессиональные по содержанию и максимально доступные для понимания пожилыми покупателями. Иными словами, он не жалел времени для того, чтобы терпеливо давать самые подробные объяснения (зачастую повторяя по несколько раз одно и то же плохо слышащему, да и плохо понимающему клиенту), выслушивать жалобы и просьбы порекомендовать подходящего врача, комментировать информацию о новомодных средствах (в частности, о тех возможных негативных последствиях приема препаратов, о которых никогда не упоминается в рекламе). При этом он вовсе не стремился к тому, чтобы консультация обязательно увенчалась покупкой. В результате добрая молва сделала свое дело, наш герой с честью выстоял в жесткой конкурентной борьбе и далеко обошел соперников по объемам выручки.

Востребованность пожилыми людьми услуг сферы здравоохранения не всегда означает, что только от предприимчивости про-фессионалов-медиков зависит предложение на данном рынке. Так, одна из небольших компаний в преф. Тиба, не имея лицензии на медицинскую практику, занялась выполнением функции координатора, организовавшего предоставление стоматологических услуг на дому пациентам, не имеющим физической возможности лично обратиться к врачу. Компания откликнулась на широкий спрос на услуги по гигиене полости рта со стороны пожилых людей (которые рискуют при отсутствии этих услуг столкнуться с серьезными осложнениями), нашла практикующих стоматологов и организовала их визиты на дс>м к престарелым пациентам, арендовала оборудование, закупила расходные материалы, привлекла

ассистентов и другой персонал. Компания находит своих клиентов также в домах престарелых и лечебных учреждениях21.

Последний пример напрямую относится к той узкоориентированной на нужды стареющего населения сфере услуг, которая заслуживает специального рассмотрения. Речь идет об услугах вспомоществования на дому — «кайго». С апреля 2000 г. в Японии вступила в действие новая общенациональная система страхования на случай необходимости ухода на дому за престарелыми лежачими больными и лицами с ограниченными физическими или умственными возможностями — «котэки кайго хокэн сэйдо». Страховой фонд «кайго» формируется за счет отчислений из фондов обязательного страхования здоровья (дополнительные взносы застрахованных лиц в возрасте от 40 до 64 лет), вычетов из пенсий лиц старше 65 и расходов бюджетов всех уровней (общенационального, префектурального, муниципального). Гарантированное государством покрытие существенной части расходов на вспомоществование на дому (в среднем, как и по большинству пособий по страхованию здоровья — на 90%), казалось, должно стимулировать активность как потребителей данных услуг, так и предпринимателей. Накануне введения страхового режима в этой сфере перспективы расширения масштабов рынка «кайго-бизнеса» оценивались в двух — трех кратном приросте (или в абсолютных цифрах — суммарный размер стоимости предоставляемых услуг должен был достичь как минимум 10 трлн иен), ожидалось также создание до 10 тыс. новых предприятий22.

Однако на практике прежде всего потребовалась реструктуризация уже работающих в этом бизнесе компаний. Так, одна из крупнейших компаний на рынке оказания коммерческих услуг по уходу на дому — «Комусун» — пережила поистине тяжелые времена. Примерно за полгода до преобразования сферы «кайго» в зону застрахованных услуг эта компания, имевшая по всей стране около 800 филиалов, увеличила их число до 900, провела массированную рекламу (в т.ч. на телевидении) и планировала довести свою сеть до 10 тыс. пунктов обслуживания. Через два месяца после вступления в силу системы страховых услуг «кайго» «Комусун» опубликовала свои планы масштабной реструктуризации, подразумевающей сокращение численности персонала на 1600 чел. и приостановку деятельности около 500 своих отделений. Сотрудникам, выразившим недовольство тем, что их перевели на обслуживание клиентов в отдаленных районах, было предложено уволиться «по собственному желанию»23. Подобная реструктуризация вызвала широкий негативный резонанс, в том числе и среди коллег по бизнесу. Однако реальная оценка положения дел выявила причины, побудившие лидера отрасли пойти на столь непопулярные меры.

Во-первых, вопреки излишне оптимистичным ожиданиям число пользователей системы оказания услуг на дому резко не уве-

личилось. Во-вторых, расчет на увеличение доли самых высокооплачиваемых услуг — патронажный сестринский и парамедицинс-кий уход за лежачими больными и т.п. — не оправдался, а основную долю принимаемых заказов (более 40%) составили дешевые услуги (уборка дома, покупка продуктов и т.п.) или комплексные услуги, которые не менее, чем на 30%, дешевле персонального ухода за немощными людьми. При этом потенциальные клиенты отнеслись к качеству оказываемых услуг весьма взыскательно, поскольку новая страховая система предусматривает регулярное отчисление страховых взносов и оплату 10% стоимости этих услуг.

В целом конъюнктура рынка услуг на дому в начале 2000-х гг. оказалась очень напряженной, но отнюдь не кризисной. В то время, как гиганты подсчитывали убытки (партнер «Комусун» — «Ни-тии гаккан» — весной 2001 г. объявила об убытках более 5 млрд. иен), нашлось немало компаний, чьи дела обстояли намного лучше. Например, крепкий «середнячок» из г. Кавагути (преф. Сайта-ма) «Сируба хокусон» (уставный капитал 10 млн. иен, количество занятых — 80 чел., основана в 1983 г.), оказывающий услуги на дому, а также торгующий и сдающий напрокат сопутствующие специфические товары, оказался гораздо успешнее. Прежде всего за счет того, что его руководство было дальновиднее и трезвее других в оценках. Президент компании Китамура Тору так прокомментировал ситуацию: «Похоже, крупные компании нашего бизнеса, в связи с перспективой введения системы страхования услуг «кайго», ожидали чуть ли не 10-кратного увеличения рынка. Для нашего же уровня не так важно — в пять или в десять раз увеличится спрос — это не наш масштаб, мы исходили из хотя бы 50 % роста и, судя по итогам первого года, не ошиблись. В нашем секторе рынка и спрос увеличился, и количество новых предпринимателей возросло, и, как следствие, конкуренция ужесточилась»24.

В подтверждение сказанному приведем данные статистики: с марта 2000 по март 2001 г. количество предпринимателей, занятых обслуживанием на дому, возросло с 9,174 тыс. до 13,471 тыс. (т.е. на 47 %), работающих во временных стационарах и центрах — с 5,611 тыс. до 8,591 тыс. (на 53 %), предоставляющих соответствующее оборудование и инвентарь в аренду — с 2,574 тыс. до 5 тыс. (94 %)25.

С одной стороны, такие компании, как «Сируба хокусон», перспективны: расширяется и круг клиентуры, и сферы деятельности. С другой — у этой перспективы есть немало «ограничителей». Так, географическое расширение поля деятельности увеличивает нагрузку на сотрудников, влияет на качество оказываемых услуг. Рост транспортных издержек и стоимости доставки сопутствующих товаров, взятых напрокат, также не позволяет увеличить «зону охвата» своими услугами более чем в радиусе 30—40 км (в этом случае речь идет не просто о доставке, но и о детальной квалифицированной консультации специалиста, например, по обращению с инвалидным креслом в стенах конкретного дома).

:—:_________________________________

Пожалуй, быстрое и «экстенсивное» расширение масштабов собственного присутствия на рынке вовсе не входит в стратегические задачи мелких и средних компаний, предоставляющих услуги на дому. Их важнейшая цель — дальнейшее закрепление своих позиций, причем сохраняя репутацию и, вновь подчеркнем, доверие клиентуры. Собственно, на этом доверии строится и вся их маркетинговая стратегия: отнюдь не дорогостоящая рекламная кампания в средствах массовой информации способна привлечь новых клиентов, а передаваемые из уст в уста положительные отзывы знакомых, соседей и т.п.

При этом «умеренная» диверсификация деятельности — один из перспективных путей развития малых предприятий данной сферы. Показателен пример компании из г. Кавасаки (преф. Кана-гава) «Фудзикэн сируба сабису» (уставный капитал 10 млн. иен, число занятых — 9 чел., основана в 1996 г. как филиал строительной корпорации «Фудзи кэнгё»). Ее глава Эндо Кэйко также не рассчитывает на слишком быстрый прорыв на новые рыночные «просторы»: «Будем делать прежде всего то, что хорошо умеем, не спеша «наесться досыта»26. Однако в дополнение к традиционным для себя видам деятельности (работы по приспособлению жилья для нужд немощных; торговля и прокат товаров для ухода) компания освоила следующее направление: открыла дневной центр услуг для пожилых людей из близлежащего района, организовала сопровождение к месту дневного пребывания и проводы домой.

По-настоящему широкий спектр услуг по уходу могут гарантировать только очень крупные компании. В частности, токийская крупная компания «Нихон фукуси сабису» (уставный капитал 773,5 млн иен, количество занятых — 2000 чел., основана в 1973 г.) охватывает своей деятельностью не только столичный округ, но и район Кансай и оказывает самые разнообразные услуги для лежачих больных: гигиенические, сестринский уход, организация питания и т.п., внедряет специальное оборудование и приспособления в жилище, где пребывает клиент и т.д27. Мелким же компаниям в условиях и ужесточившейся конкуренции, и возросшей требовательности со стороны клиентов необходимо инвестировать немалые средства в обучение персонала, освоение новых «высот» в уровне качества услуг, поиск управленческих ресурсов, содействующих привлечению и закреплению в качестве постоянных служащих высокопрофессиональных кадров.

До сих пор мы акцентировали внимание на перспективности рынков товаров и услуг, «завязанных» на потребности стареющего общества лишь с точки зрения растущих возможностей коммерческой отдачи и, как может показаться, «меркантильной» мотивации начала предпринимательской деятельности. Однако, судя по данным опросов начинающих предпринимателей, в сложной структуре мотивов (в основном группируемых в блоки «самореализации», «качества жизни», «меркантильные») все явственнее

присутствует такой интересный мотив как «намерение внести вклад на благо общества»28.

Респонденты всех возрастов проявляют достойное уважения внимание к этой потребности: наиболее социально ответственны предприниматели старше 50 лет (31 % ответов и 3-е место), у представителей остальных возрастных групп удельный вес данного мотива также достаточно высок — от 20% до 22%, причем у самых молодых (до 30 лет) — это 4-й по популярности ответ. Для «немолодых» тема служения обществу приобретает особое звучание по мере приближения к пенсионному возрасту. Известный «трудоголизм» японцев больше ассоциируется с умелым стимулированием трудовой активности и искусством управления персоналом японских менеджеров. А понимание обычного трудолюбия как общеэтнической черты национального характера японцев лучше объясняет серьезность беспокойства, которое испытывают пожилые японцы, не знающие, как остаться полезным обществу, будучи пенсионером. Не случайно почти 12% ответов опрошенных предпринимателей из самой старшей возрастной группы звучат так: «хочу работать до конца жизни», пусть даже для этого придется основать собственное дело. Такая воля к предпринимательству пока не понятна самым молодым (ни один опрошенный моложе 29 лет не указал данный мотив), и для средних возрастных групп другие мотивы кажутся более существенными, но с точки зрения сущности предпринимательского характера важно помнить о том, что потребности имеют свойство эволюционировать по мере роста личности и, возможно, работа ради процесса, а не результата находится ближе к вершинам в иерархии мотивации японских мелких предпринимателей.

Заметное несовпадение приоритетов в структуре мотивов разных возрастных групп интересно не только как проявление старой как мир проблемы «отцов и детей». Задача пополнения отряда мелких предпринимателей в современной Японии подразумевает процесс смены поколений в данной среде. Статистика банкротств предприятий фиксирует увеличение доли тех, что были созданы 20-30 и более лет назад: с 32,6% в 1996 г. до 43,7% в 2000 г. (в 1985 г. этот показатель не превышал 15%)29. Причина такого явления — отсутствие преемников, из-за которого решение отца-основателя компании уйти на покой все чаще влечет ее ликвидацию. Уходящие ныне из активной хозяйственной деятельности ветераны малого бизнеса — это настоящий «золотой фонд» японского предпринимательства. Они основали свои компании в конце 60-х — начале 70-х гг. Едва пройдя стадию начального развития и вступив в критический период второй пятилетки своего существования (для четверти компаний он заканчивается банкротством), их предприятия пережили два нефтяных шока и системный экономический кризис 70-х гг. В 80-е они сумели реализовать стратегию развития в условиях новой модели экономического роста.

Нынешний этап принес новые испытания, среди которых фактор старения общества — на особом счету: это уже не столько внешнее обстоятельство, сколько поворот судьбы, требующий новой мобилизации знаменитого «предпринимательского духа», доселе неизменно служившего едва ли не ключевым фактором «живучести» японских мелких предпринимателей.

Итак, пожилые постепенно становятся ядром потребительского рынка Японии, а основными носителями функции удовлетворения этого рынка становятся именно мелкие предприниматели. При этом «серебряное предпринимательство» в «серебряном обществе» имеет мотивы не менее благородные, чем достоинство металла, давшего им образное название.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Индекс старения (ронэнка сису— отношение численности яиц старше 65 лет к численности детей до 14 лет) в 1998 г. составлял 103,5%, в 2003 г. — 135,8%, по прогнозам в 2005 он будет равен 143,3%; Коэффициент старческого иждивенчества (ронэн дзинко сису— отношение численности лиц в возрасте свыше 65 лет к трудоспособному населению в возрасте от 15 до 64 лет) в 1998 г. составлял 22,9%, в 2003 г. — 28,5%, в 2005 г. может достичь 30% (См.: Japan Statistical Yearbook 2005 / http:// www.stat.go.jp/data/nenkan/)

2 Доклад «Future population projections (2005-2100)» Национального института исследований народонаселения и социального обеспечения Японии (См.: Japan Statistical Yearbook 2005 / http://www.stat.go.jp/data/ nenkan/)

3 В рамках социального обеспечения (сякай хосё), система обязательного социального страхования (сякай хокэн) Японии включает: пенсионное страхование (нэнкин хокэн), страхование здоровья (ирё хокэн), страхование занятости (коё хокэн), страхование рабочих на случай потери трудоспособности (родося сайгай хосё хокэн); с 2001 г. система дополнена страхованием на случай необходимости ухода на дому (кайго хокэн). Кроме частичного участия в страховых режимах государство несет расходы по обеспечению благосостояния лиц преклонного возраста, инвалидов, малолетних детей, матерей-одиночек, вдов (сякай фукуси), оказывает помощь малоимущим (сэйкацу хого).

4 «Потребительский» (сёхидзэй) или налог на продажи — японская разновидность НДС; в настоящее время его ставка составляет 5%, с 2007 г., предположительно, может возрасти до 7%.

5 Нихон кэйдзай симбун. 2005. 3 февр. С. 5.

6 Тоё кэйдзай. 2004. 3 янв. С. 43.

7 Асахи симбун. 2002. 5 декаб. С. 1.

8 По данным «Белой книги по средним и мелким предприятиям — 2004» / www.chusho.meti.go.jp/hakusyo/hl6/download/2004point.pdf

9 Сакаия Таити. Что такое Япония. М.: ИТАР-ТАСС. 1992. С. 315.

10 Там же.

11 Мураками Есиаки. Корэйка сидзё-э но торикуми (Борьба за «стареющий» рынок) // Тюсё кигё. 2001. №1. С. 10-11.

£Л-.^©.

12 См. материалы докл. Комплексного НИИ средних и мелких предприятий // Тюсё кигё. 2001. №10. С. 48-51.

13 Сэнсин кигё рэпото (Обзор передовых предприятий) // Тюсё кигё. 2001. №1. С. 28.

14 Там же. №11. С. 15.

15 Там же. №6. С. 27-28.

16 Там же. №11. С. 18.

17 Там же. С. 15.

18 Тюсё кигё хакусё — 2001 (Белая книга по средним и мелким предприятиям — 2001). Токио: Гёсэй, 2001. С. 116.

19 Там же. С. 151.

20 Там же. С. 112.

21 Там же. С. 152.

22 Кайго хокэн бидзинэсу, итинэммэ-но синдзицу (Бизнес в сфере страхования ухода на дому: итоги первого года) // Тюсё кигё. 2001. №6. С. 20.

23 Там же.

24 Там же. С. 21.

25 Тюсё кигё хакусё... С. 150.

26 Кайго хокэн бидзинэсу, итинэммэ-но синдзицу (Бизнес в сфере страхования ухода на дому: итоги первого года) // Тюсё кигё... С. 21.

27 Там же. С. 22.

28 Тюсё кигё хакусё — 1998 (Белая книга по средним и мелким предприятиям — 1998). Токио: Окурасё инсацукёку, 1998. С. 309.

29 Тюсё кигё хакусё... С. 13.

Inna Yu. Naumova

The Problems of Aging Society and Small Entrepreneurship in Japan

Demographic statistics reflect the very rapid aging of Japanese society. This factor has powerful influence on economic development of Japan as a whole and on entrepreneurial activities in particular. Small business becomes the main bearer of supply on so-called “silver market” — goods and services for aged people.

Since 2001 in Japan was maintained public nursing care insurance system, this promoted the development of “kaigo” services and forced consumer activities of elderly.

Japanese small entrepreneurship itself is aging and looking a problem of change of generations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.