история образования
Стефаненко О.С.
проблемы становления системы высшего образования малочисленных коренных народов на дальнем востоке россии
Дальний Восток России выделяется как территория, на которой сочетаются трудные социально-экономические условия существования и деятельности людей и сложные природно-климатические факторы.
С одной стороны, Дальний Восток - зона болот, вечной мерзлоты сурового климата, где суровая зима продолжается не менее трехсот дней в году, а с другой - это тот край, где находится сосредоточение богатейших природных ресурсов Российской Федерации.
На данной территории проживает много национальностей: чукчи, коряки, эвены, камчадалы, эскимосы, негидальцы, юкагиры, нанайцы, алеуты, нивхи, алюторцы, ительмены, эвенки, орочи, тазы, удэгейцы, ульчи. Все они относятся к малочисленным коренным народам Севера и Дальнего Востока.
«Малочисленные коренные народы Севера и Дальнего Востока» -официальный термин, применяемый для обозначения небольших по численности этносов, насчитывающих менее 50 тыс. чел., живущих на Крайнем Севере и Дальнем Востоке Российской Федерации - территорий, занимающих около 58% площади России [4, с. 105].
Малочисленными коренными народами являются народы, проживающие на территории Севера и Дальнего Востока России, традиционно занятые охотой, рыболовством, оленеводством и морским зверобойным промыслом.
А.И. Поспелова, определяя этнос, к которому относятся малочисленные коренные народы Севера и Дальнего Востока, относит его к «естественной общности», в которой существуют отношения этнические, племенные, общинные и родовые [6, с. 38].
Основным признаком нации является ее полиэтничность. Этнос всегда локально замкнут на себе, основывается на стихийно сложившихся обычаях и присущих данной общности языковых форм.
Как отмечает известный американский футуролог А. Тоффлер: «...каждое общество имеет свое собственное, характерное только для него, отношение к
прошлому, настоящему и будущему» [9, с. 325].
А. Г. Здравомыслов, Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролов -отечественные ученые, которые занимались изучением связи образования с социализацией, социальной мобильностью, рассматривали проблемы развития образования как механизма функционирования культурно-духовной сферы, социального института.
В исследованиях таких ученых как Т.М. Бариновой, О. В. Клыпа, Р.П. Корсуна, О.А. Леоновой, Н.А. Рачковской, Т.А. Савченко, В.А. Тукиш, А.Н. Фроловой, Э.А. Чурсиной, Е.А. Шкатовой доказано, что для удаленных от центра территорий в проектировании и развитии системы образования немаловажное значение имеет культурообразующий принцип формирования образовательных организаций различного типа и вида, в том числе высшего образования.
Обращаясь к историческому прошлому малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока России, нужно отметить, что социально-экономическое развитие региона берет свое начало еще с начала XIX века, когда северные народы впервые стали объектом особой государственной политики. Организация управления вылилась в ряд законодательных актов, среди которых важнейшим стал «Устав об управлении инородцами Сибири» (1822 г.), регламентировавший все стороны жизни коренного населения: экономические, административные, судебно-правовые, культурно-бытовые.
В XIX века и начале XX века малочисленные коренные народы Севера и Дальнего Востока России так же, как и в XVIII веке, не являлись субъектами строительства системы образования.
Общественный строй малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока в начале XVIII в. характеризуется как родоплеменной. Соответственно, тогда не имелось каких-либо общественных организованных форм чисто учебной или воспитательной работы. По мере созревания ребенок включался в трудовую деятельность семьи (рода, племени), которую осваивал почти полностью к 14-16 годам.
Система образования существовала в виде семейной, родовой и племенной причастности молодого поколения к труду. Социальная и культурная функции осуществлялись путем личностной и групповой трансляции (например, через рассказ, обсуждение, образец, ритуала и непосредственного участия), а экономическая функция - через непосредственную производственную деятельность. Общие качества и навыки, необходимые для многих видов деятельности, развивались в игре, соревнованиях, трудовой деятельности, специальные - непосредственно в трудовой деятельности.
В начале XX в. наметился явный поворот в строительстве системы образования коренных народов Севера в сторону их экономических запросов, что в идеале могло сделать их через несколько десятилетий субъектами собственного запроса к системе образования. Так, в начале XX века при ликвидации неграмотности использовалась система «Красный Чум» - кочевые учреждения культуры, открытые в СССР на Дальнем Востоке для ликвидации неграмотности
у малочисленного коренного населения. Это были первые организации, в которые входили работники культуры, библиотекари, учителя, специалисты соцзащиты, милиционеры. Тогда ликвидировали неграмотность даже среди взрослых и попутно решались многие социальные вопросы. Благодаря первым чумам на Ямале, в Нарьян-Маре, Таймырской тундре у кочевников-оленеводов удалось победить первую неграмотность, потом уже образовались небольшие школы для начальных классов в поселках, со временем эта тенденция распространилась к крупным городам [5]. Безусловно, представители малочисленных коренных народностей, имея этносоциокультурную самобытность, являются полноправными членами российского общества и с необходимостью должны интегрироваться в него.
Созданный в 1918 г. Дальневосточный краевой комиссариат просвещения зафиксировал отделение школы от церкви, перевод школ на госбюджет, принцип обязательного всеобщего обучения. Начатые преобразования были прерваны вспыхнувшими после высадки японцев контрреволюционными переворотами и последовавшей гражданской войной. В этот период по Дальнему Востоку примерно одна треть школ прекратила свою деятельность.
С 1922 г. проблемы организации системы образования малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока, не решенные в XVШ-XIX вв., решались последовательно и систематично (Таблица 1).
Таблица 1.
Проблемы организации системы образования и реализованные решения в 20-30-е гг.
Проблемы Реализованное решение
Огромные территории проживания при очень низкой плотности населения Собирать детей в интернаты
Нежелание родителей отдавать детей в интернаты Организовать училища (школы) при культбазах в местах проживания, школы при красных ярангах
Кочевой образ жизни населения Создать кочевые школы по программе 1-2-го классов
Отсутствие письменности у малочисленных коренных народов Собрать специалистов и создать письменность
Отсутствие учебников, учебных пособий на языках малочисленных коренных народов Создать учебники, другие учебные материалы в необходимых количествах
Отсутствие специалистов среднего звена Создать сеть училищ, систему стажеров при специалистах
Недостаточное количество учителей Организовать систему переподготовки учителей, систему обеспечения и льгот для закрепления кадров
Отсутствие национальной интеллигенции Создать специальный вуз, отделения существующих вузов, педагогические училища, курсы
В качестве изменений системы образования коренных народов Севера, в начале XX века можно констатировать рост количества церковно-приходских и миссионерских школ, деятельность духовных семинарий, попытки создания ремесленных школ и училищ, школ с пансионом, смешанных миссионерских школ и появление миссионерских школ. Данные изменения связаны с тем, что церков-но-приходские и миссионерские школы не обеспечивали реализацию экономической функции системы образования в изменившихся условиях. Это позволило малочисленным коренным народам Севера и Дальнего Востока освоить традиционные виды деятельности, но не позволило подготовиться к взаимодействию и сотрудничеству с увеличивающимся русскоязычным населением, освоить новые виды деятельности.
Специально для обучения малочисленных коренных народов были разработаны алфавит и грамматика, создана письменность (1927-1932 гг.) и изданы учебники на их родных языках, налажена система подготовки кадров Севера и Дальнего Востока. Важнейшую роль в этой системе в наше время продолжают играть ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург), ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (г Хабаровск), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (г. Якутск).
В годы Советской власти концептуальный подход к развитию всех подсистем образования Советского Союза строился на основе марксистко-ленинского учения о прогрессивной смене общественно-экономических формаций. Именно задачей «помочь перейти, минуя мучительные промежуточные этапы из ро-доплеменного общего», было подчинено и структурное строительство системы образования коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, и преподавание многих гуманитарных дисциплин.
С позиций теории культурного релятивизма, формационный подход ведет к унификации, потере культурной и национальной самобытности. С точки зрения концепции функционализма, нарушение традиционного уклада жизни трактуется как разрушение равновесия социальных экосистем, ведущее к дальнейшей невозможности самостоятельного существования [1, с. 193].
В Советский период была налажена система подготовки национальной интеллигенции. И отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что в этом направлении Советский Союз значительно опередил другие страны, что было обусловлено возможностями централизованного государства создать для этой цели специальный вуз, сеть специальных отделений в других вузах, сеть специальных училищ и систему льгот для обучения коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.
В послевоенные годы продолжалось систематическое расширение системы образования. к качественным преобразованиям можно отнести создание институтов усовершенствования учителей в Магадане и Петропавловске-камчатском. С 1958 по 1970 гг. были созданы профессиональные специальные учебные заведения, учебные мастерские при большинстве школ. В эти же годы формируется
слой национальной интеллигенции (в основном творческой, гуманитарной направленности и работников властных структур). Первые чукотские поэты и писатели: Антонина Александровна Кымытваль, Юрий Сергеевич Рытхэу, Юрий Михайлович Анко, Зоя Николаевна Ненлюмкина, В. Кеулькут, В. Етытегин, М. Вальгиргин, и др.
В 1989 г. начал работу Институт усовершенствования учителей в Анадыре. Сейчас институт носит название ГАУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации».
Естественным следствием моносубъектности заказа к системе образования стала унификация учебных программ всех ступеней обучения по всей территории Советского Союза. Основными тенденциями развития системы образования до середины 80-х являлись ее количественное увеличение, укрупнение учебных заведений, а в районах проживания малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока - укрупнение интервалов и школ, увеличение количества смешанных интервалов и школ при уменьшении количества национальных.
Во второй половине 80-х гг. вследствие общей либерализации ситуации, в Советском Союзе унифицированная система образования стала изменяться. Появились две основные тенденции: увеличение многообразия видов учебных заведений и учебных программ; появление несетевых учебных заведений и курсов. В этот период учеными и учителями независимо друг от друга были разработаны и внедрены в школах десятки интересных курсов по культуре малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока и традиционным видам деятельности.
Особой проблемой является на данный момент неравнозначность образовательных пространств в районах с развитой инфраструктурой и в большинстве районов проживания малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока, где ниже уровень возможностей получения образования. Прежде всего, это объясняется неразвитостью коммуникационных сетей в этих районах и отсутствием концепции технического образования народов Севера.
Необходима концепция развития образовательного пространства, доступного малочисленным коренным народам Севера и Дальнего Востока, включающая сеть арктических университетов, учебных заведений для подготовки специалистов среднего и высшего звена.
Существующая система образования малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока не обеспечивает полностью социальный заказ к системе образования, нуждается в реконструкции и дополнении. Особенно остро стоит проблема подготовки кадров высшей квалификации. Образовательное пространство малочисленных коренных народов не дополнено услугами несетевой части системы, не может по целым отраслям знания и практики быть выстроено с опорой на родные языки, так как крайне недостаточное количество учителей-предметников старших классов, почти отсутствует техническая интеллигенция, знающая в совершенстве родной язык.
Вузы и отделения вузов продолжают функционировать и в трудных совре-
менных условиях, многое делают для подготовки учителей начальных классов и гуманитарной интеллигенции. Однако современные проблемы требуют расширения функций этих учебных заведений и дополнения системы образования малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока отделением (вузом), не осознанные в 20-30-х гг. прошлого века задачи по подготовке специалистов высшей квалификации (Таблица 2).
Таблица 2.
Новые проблемы системы образования коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока
Проблемы Реализованное решение
Отсутствие сформированного опубликованного заказа к системе образования коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Собрать представителей ассоциаций народов Севера и сформулировать социальный заказ
Отсутствие концепции школьного строительства Решить эту проблему можно одновременно с проблемой отсутствия социального заказа
Отсутствие единого образовательного пространства у малочисленных коренных народов Создать ассоциацию университетов и колледжей Северного Форума, обеспечить возможности коммуникации и обмена
Угрозы утраты традиционной культурой составляющей в национальном образовании, ведущая к личностной и социальной дезадаптации Разработать особый тип содержания образования на основе подхода «диалога культур»
Угроза утраты мастерства в традиционных видах деятельности, неиспользование родного языка Открыть на базе северных вузов подразделение по подготовке учителей родного языка и традиционных видов деятельности
Единицы научных работников, особенно по естественным направлениям, отсутствие научных школ и программ Создать на базе северных вузов соответствующее отделение аспирантуры
Практическое отсутствие технической интеллигенции Открыть на базе северных вузов подразделений по подготовке технической интеллигенции
Существенная нехватка учителей-предметников старших классов Открыть на базе северных вузов отделение по их подготовке из числа студентов коренных национальностей
Нет концепции воспитательной работы в связи с отсутствием опубликованных четких программ будущего Концептуальная работа ассоциаций народов Севера с привлечением специалистов
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость гражданской и этнокультурной идентичностей становятся очевидными при рассмотрении данной проблемы. Как у любого вида идентичности, у них можно выделить следующие структурные компоненты: когнитивный (познавательный) - знание о принадлежности к определенной социальной общности; эмоционально-оценочный (коннотативный) -принятие или непринятие своей принадлежности; ценностно-ориентировочный (аксиологический) - позитивное, амбивалентное или негативное отношение к данной принадлежности; деятельностный (поведенческий) - самореализация, типичная для участника определенной социальной общности, находящая проявление в общении и деятельности [1, с. 65].
Изменение направленности национальной образовательной политики путем внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, передача организации этнокультурного образования на уровень регионов вызывает опасение размывания содержания этнокультурного образования в субъектах Российской Федерации. В этих условиях большая ответственность ложится на исполнительные органы субъектов РФ, научно-педагогические и общественные организации, которые будут следовать вектору национальной образовательной политики, ориентированной на соблюдение оптимального баланса этнических (национальных) и общероссийских ценностей и интересов.
Правительство Дальневосточного федерального округа проводит позитивную государственную культурную политику в области сохранения родных языков представителей малочисленных коренных народов Севера и Дальнего Востока, чтобы привить высокое ценностное отношение к этнической идентификации и самоидентификации представителей этнокультурных групп.
Таким образом, для организации этнокультурного образования необходимо создание образа культуры как результата межкультурного взаимодействия всех социальных групп, как в конкретном регионе, так и в масштабах страны; обеспечение признания ценности межкультурного взаимодействия в обществе со стороны педагогов, представителей властей, родителей и широкой общественности; определения структуры личности, гармонично идентифицирующей себя с культурой определенной этнической группы, с культурой доминирующего сообщества региона, с культурой государства; разработка средств психолого-педагогической диагностики эффективности формирования этнокультурной идентичности; подготовка межкультурно-компетентных педагогов, умеющих пробудить в учащихся любопытство познания родной этнической и иной культуры и учитывать возможности взаимодействия, взаимоуважения, взаимопроникновения и взаимодополнения культур.
ЛИТЕРАТУА
1. Акулич О.В. Современные проблемы социокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: монография. - Магадан: СВГУ, 2009. - 265 с.
2. Асмолова А.Г. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации образования России. - М.: ФИРО, 2012. - 251 с.
3. Белоглазова С.Б. Становление образования на Дальнем Востоке и в Русской Америке (XVIII в. - 60-е гг. XIX в.) // Россия и АТР. - 2006. - № 4. - С. 169184.
4. Лынша О.Б. От учительской семинарии до института. К истории Школы педагогики ДВФУ (1909-1954 гг.). - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г. - 284 с.
5. Об образовании коренных малочисленных народов Севера http:// nazaccent.ru/column/64/ (Дата обращения 30 марта 2018 г.).
6. Поспелова А. И. Этнополитический и этнокультурный подходы в решении проблем коренных малочисленных народов и этнических групп Севера // Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения: корен. ма-лочисл. народы и этн. группы Северо-Востока: Материалы Регион. науч. конф. «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее» (31 марта - 2 апреля 1998 г.). - Магадан, 1999. - С. 37-42.
7. Рачковская Н.А., Хомутова Е.Б. Опережающее обучение как фактор совершенствования профессионального образования в вузе и системе повышения квалификации специалистов // Современная прикладная психология: сборник статей Международной научно-практической конференции «XII Левитовские чтения» (г. Москва, 19-20 апреля 2017 года): [в 2 т.] / ред. колл. Т.Н. Мельников и др., отв. ред. Н.Т. Колесник. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. Т.1. С. 89-92.
8. Стефаненко О.С. Высшие педагогические организации Дальнего Востока России // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - Махачкала: Апробация, 2017. - С. 11-15.
9. Тоффлер А. Футурошок: СПб. - Лань, 1999. - 464 с.
10. Хаховская Л.Н. Коренные народы Магаданской области в XX - начале XXI вв. - Магадан: СВНЦ ДРО РАН, 2008. - 229 с.