Научная статья на тему 'Проблемы становления местного самоуправления'

Проблемы становления местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления местного самоуправления»

Раздел II. Проблемы социально-экономического развития

муниципальных образований

Это вновь нарождающийся субъект.

Муниципальный ареал может быть представлен как замкнутый воспроизводственный цикл в социальной сфере и как часть целостной воспроизводственной структуры в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, то есть региона и страны в целом.

Экономическая сущность муниципального ареала строится на возникновении и закреплении за субрегиональными образованиями муниципальной собственности входящих в ареал субъектов, по характеристике и описанию это сравнительно новая экономическая категория для нашей страны.

Особенности муниципальной собственности состоят в том, что она является экономической базой, на которой формируется местное самоуправление и определяются экономические отношения по поводу пользования, владения и распоряжения землей, природными ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, находящемся в собственности муниципального ареала.

Подробный анализ отраслей социальной сферы с расчетом нормативных потребностей в социально-экономической инфраструктуре позволяет определить возможности развития Таганрогского ареала.

В докладе рассматривается концепция развития муниципального ареала, основные положения которой определены и будут разрабатываться в дальнейшей работе по развитию социально-экономической инфраструктуры.

В дальнейшем ходе исследования предполагается формирование модели развития муниципального ареала и определение функций Регионального совета и полномочий этого органа управления ареалом с определением доходной части, формирующей бюджет.

Все это позволит создать Таганрогский ареал на принципах самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, то есть структуру, способную к самостоятельному развитию.

Андреев А. А.

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В развитых странах самоуправление всегда входит как составная часть в общую систему управления и соответствует Европейской Хартии местного самоуправления. Россия присоединилась к ней в текущем году.

Конституция РФ (1993 год) и другие правовые акты говорят о самоуправлении, не определяя их юридической сути. Например, атмосферный воздух, животный, растительный мир, протекающие воды и т. д. фактически являются местными объектами, но в то же время регулируются федеральными законами, т. е. признаются объектами государственного права.

Показательным примером продуктивного раздела полномочий является законодательное отношение памятников истории и культуры на федеральные, областные (региональные) и местные. В 1996 году постановлением правительства был положен прецедент разграничения в вопросе ведения между государственной властью и местным самоуправлением путем законодательного отношения большинства памятников истории и культуры к местному значению и ведению. Тем самым эти группы объектов были переданы под юрисдикцию муниципальной власти, т. е. ее полное усмотрение. А это значит, что государство не финансирует, не

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

несет ответственность за указанные объекты, а с другой стороны, и не предписывает режим содержания этих объектов в муниципальном самоуправлении, считая его внутренним делом. На этом примере мы видим, что разграничения полномочий не только допустимо с точки зрения действующего законодательства, но и благотворно для урегулирования такой сложной сферы, как содержание и сохранения памятников истории и культуры. Следовательно, это и есть тот прецедент, ссылаясь на который, местное самоуправление должно добиваться разграничения полномочий между областным и местным уровнем.

Сложной проблемой является также достаточность полномочий, переданных на места. Европейская Хартия местного самоуправления рекомендует, чтобы их объем был достаточен для независимого развития территории, а материальных ресурсов должно хватить для решения необходимых местных задач по современным стандартам.

В целом можно сделать заключение, что достигнутый уровень местного самоуправления еще не дотягивает до рекомендаций Европейской Хартии самоуправления, и проблема состоит в том, как достичь этого соответствия.

Золотарев И. В.

АТАМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ — ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Согласно Областному закону “О местном самоуправлении в Ростовской области”, казачье население, компактно проживающее в муниципальных образованиях, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, имеет право на участие в местных референдумах, сходах, выборах и других формах прямого волеизъявления, на избрание в органы местного самоуправления, равный доступ к муниципальной службе, получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, участие в иных формах осуществления местного самоуправления.

Наряду с потребностью обеспечения органов местного самоуправления теми объемами народоправства и ресурсов, которые нужны им для выполнения всего комплекса функций, закрепленных за ними государством, муниципальным образованиям крайне необходимы собственные технологии, модели, механизмы и средства формирования финансово-экономических ресурсов, потребных для реализации собственно муниципальных обязанностей и программ. Субъектам местного самоуправления необходима возможность с учетом обстоятельств проявлять инициативу, направленную на реализацию интересов членов муниципального сообщества.

Атаманское правление является традиционной формой казачьего самоуправления и может быть применено в реализации форм управления и власти в муниципальных образованиях (городах и районах области).

Казачье самоуправление на Дону — это отнюдь не первоначальный этап развития, а возрождение древних традиций. Оно является логическим выражением процесса демократизации, результатом определенной эволюции, показателем отхода государства от административно-командных методов управления и, несомненно, свидетельством зрелости граждан, готовых взять на себя полноту власти и ответственность за решение местных дел, с учетом национальных особенностей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.