Научная статья на тему 'Проблемы становления избирательной системы в де-факто государствах постсоветского пространства'

Проблемы становления избирательной системы в де-факто государствах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
избирательная система / выборы / де-факто государства / демократизация / electoral system / de facto states of the post-Soviet space

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шалак Александр Васильевич, Ерицян Инга Нелсиковна

Исследуется процесс становления избирательных систем в де-факто государствах на постсоветском пространстве. Анализируются преимущества и недостатки применяемых избирательных технологий, обобщаются разнообразные эмпирические данные проведенных избирательных кампаний. Отмечается более высокая активность избирателей на выборах главы исполнительной власти в непризнанных республиках. Наибольшую стабильность в области ориентации на определенную избирательную систему демонстрируют Республика Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика, в которых отдается предпочтение мажоритарной системе выборов. В Республике Южная Осетия отмечается эволюция избирательной системы от мажоритарной к смешанной и затем к пропорциональной. В Республике Арцах наиболее оптимальным на сегодня вариантом признается смешанная избирательная система. Проведенный анализ свидетельствует о тесной взаимосвязи процессов демократизации в де-факто государствах с эволюцией избирательных систем. В статье отмечается, что на электоральную активность и развитие избирательной системы большое влияние оказывают нерешенные социально-экономические проблемы. В то же время анализ избирательных систем и практики проведения избирательных кампаний подтвердил их соответствие требованиям декларации о критериях честных и справедливых выборов. Об этом также свидетельствует заключение представителей иностранных государств, присутствовавших на выборах в непризнанных государствах постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шалак Александр Васильевич, Ерицян Инга Нелсиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Development of the Electoral System in the De Facto Post-Soviet States

The article aims at identifying problems that the de facto states of the post-Soviet space faced with in the process of establishing the electoral system in conditions of nonrecognition and partial recognition by the world community. Among the tasks identified are the need to analyze modern types of electoral systems, their advantages and disadvantages. The procedure of legislative and executive elections has been analyzed, as well as the type of electoral system in the Republic of Artsakh, the Pridnestrovian Moldavian Republic, Abkhazia, and South Ossetia. According to the results of the analysis, high electoral activity of the population of the republics in the election of the head of the state has been revealed in comparison with the legislative elections. It was determined that actually the republics were able to choose the most acceptable type of electoral system learning from the experience, which still doesn’t always contribute to democratization of the political system.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления избирательной системы в де-факто государствах постсоветского пространства»



Серия «Политология. Религиоведение»

2019. Т. 28. С. 48-62

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

УДК 324

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.28.48

Проблемы становления избирательной системы в де-факто государствах постсоветского пространства

А. В. Шалак, И. Н. Ерицян

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Исследуется процесс становления избирательных систем в де-факто государствах на постсоветском пространстве. Анализируются преимущества и недостатки применяемых избирательных технологий, обобщаются разнообразные эмпирические данные проведенных избирательных кампаний. Отмечается более высокая активность избирателей на выборах главы исполнительной власти в непризнанных республиках. Наибольшую стабильность в области ориентации на определенную избирательную систему демонстрируют Республика Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика, в которых отдается предпочтение мажоритарной системе выборов. В Республике Южная Осетия отмечается эволюция избирательной системы от мажоритарной к смешанной и затем к пропорциональной. В Республике Арцах наиболее оптимальным на сегодня вариантом признается смешанная избирательная система. Проведенный анализ свидетельствует о тесной взаимосвязи процессов демократизации в де-факто государствах с эволюцией избирательных систем. В статье отмечается, что на электоральную активность и развитие избирательной системы большое влияние оказывают нерешенные социально-экономические проблемы. В то же время анализ избирательных систем и практики проведения избирательных кампаний подтвердил их соответствие требованиям декларации о критериях честных и справедливых выборов. Об этом также свидетельствует заключение представителей иностранных государств, присутствовавших на выборах в непризнанных государствах постсоветского пространства.

Ключевые слова: избирательная система, выборы, де-факто государства, демократизация.

Для цитирования: Шалак А. В., Ерицян И. Н. Проблемы становления избирательной системы в де-факто государствах постсоветского пространства // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2019. Т. 28. С. 48-62. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.28.48

Избирательная система является одним из важнейших показателей уровня демократического развития государства, поскольку именно через нее осуществляется согласование разнообразных интересов в обществе. От выбора типа избирательной системы и ее принятия населением зависит множество аспектов: обеспечение социальной и политической стабильности, укрепление гражданской политической культуры, упрочение чувства национального единства, развитие политических партий, институтов власти и др. Избирательная система также предопределяет, какая из политических партий будет обладать наибольшим влиянием.

Анализ исследований, посвященных типам избирательной системы, свидетельствует о том, что в научном дискурсе пропорциональная избира-

тельная система определяется как наиболее благоприятствующая демократизации политических процессов в государстве, поскольку она не дает такого количества неучтенных голосов избирателей, как мажоритарная, и способствует становлению многопартийности.

Применение пропорциональной избирательной системы позволяет расширить представительность и влиятельность законодательного собрания. При данной системе допустим низкий электоральный барьер в многомандатных округах, за счет чего происходит рост количества политических партий, становление многопартийности и формирование правительства, зависимого от парламентского большинства [34, с. 47]. Именно пропорциональная избирательная система благоприятствует становлению и развитию политических партий, поскольку она способна стимулировать фрагментацию политического спектра, что позволяет некрупным партиям иметь возможность представлять интересы своих избирателей в парламенте. В свою очередь мажоритарная избирательная система сужает партийное разнообразие и изначально ориентирована на двухпартийную структуру [24, с. 63]. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет выбирать не индивидуальных кандидатов, а именно партии. При выборе партийной программы происходит структурирование общественно-политического мнения и формируется устойчивая партийная идентификация избирателей. При этом голосование по партийным спискам и необходимость преодолеть избирательный барьер стимулируют партии к укреплению своей организационной структуры и внутренней дисциплины для мобилизации избирателей в многомандатных округах. Ряд западных и российских исследований, посвященных типам избирательной системы, свидетельствуют о том, что эффективно действующие партии, способные сформировать сильный парламент, контролирующий и ограничивающий исполнительную власть, содействуют укреплению веры граждан в свою способность как избирателей оказывать политическое влияние. Недостатком пропорциональной избирательной системы является утрата связи между избирателями и кандидатом. Несмотря на это, именно данная система в наибольшей степени может создать ответственное и представительное правление.

В свою очередь преимущества мажоритарной системы относительного большинства заключаются в простоте организации и отсутствии затрат на повторные выборы. Применение мажоритарной системы относительного большинства способствует повышению эффективности и сплоченности исполнительной власти. Данный принцип благоприятствует созданию двухпартийной системы и однопартийного правительства, которое может осуществлять жесткий контроль действий парламентского большинства [34, с. 48]. В то же время мажоритарная система квалифицированного большинства является дорогостоящей и громоздкой, а мажоритарная система абсолютного большинства также может усложнять и удорожать выборы в случае проведения двух туров. При этом недостатком мажоритарной системы является большое количество неучтенных голосов избирателей. Пропорциональная же избирательная система менее затратная, чем мажоритарная, при

этом именно избирательная система на пропорциональной основе учитывает интересы электорального меньшинства. Среди недостатков данной системы отмечается жесткая внутрипартийная конкуренция и сложность подсчета голосов, что требует усиленного контроля [24, с. 68]. Таким образом, тип избирательной системы способен оказывать влияние на динамику демократических переходов в стране.

В конституциях де-факто государств постсоветского пространства закреплено, что избирательный процесс осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием [15-18]. Глава республики в де-факто государствах постсоветского пространства избирается на альтернативной основе, и побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов.

Выборы главы Республики Арцах проходили пять раз: в 1996, 1997 (внеочередные), 2002, 2007 и 2012 гг. Национальным собранием республики было принято решение провести 24 ноября 1996 г. первые выборы президента Карабаха, в которых приняли участие 78,07 % избирателей (70 052 человека). Центральная избирательная комиссия зарегистрировала следующих кандидатов: Р. С. Кочаряна (88,91 %), Б. С. Арушаняна (7,09 %), Г. А. Мелкумяна (4,0 %). На 1 сентября 1997 г. было назначено проведение внеочередных президентских выборов, что было связано с отказом Р. С. Ко-чаряна от своей должности. В выборах приняли участие 84,4 % избирателей (более 76 000 человек), зарегистрировано три кандидата на пост президента: А. А. Гукасян (89,31 %), А. Б. Товмасян (5,35 %), Б. С. Арушанян (5,33 %). Международные наблюдатели (из России, Франции, Украины, Швейцарии, Армении) и многочисленные журналисты посетили 45 избирательных участков и приняли участие в подсчете голосов, сделав заключение, что внеочередные выборы президента Нагорно-Карабахской Республики прошли демократично, свободно, справедливо и при высокой активности избирателей.

На выборах президента Нагорного Карабаха 11 августа 2002 г. было зарегистрировано четыре кандидата. По итогам выборов А. А. Гукасян получил 88,95 % голосов избирателей, А. Б. Товмасян - 7,67, А. А. Газарян - 2,1 и Г. С. Афанасян - 1,26. За организацией выборов в 2002 г. следили международные наблюдатели из многих государств, в том числе из России, Италии, Франции, Великобритании, Армении [21, с. 35].

На заседании парламента Нагорно-Карабахской Республики 4 апреля 2007 г. было принято решение назначить очередные выборы президента на 19 июля 2007 г. На пост президента республики было зарегистрировано пять кандидатов, избирательские голоса между которыми распределились следующим образом: Б. С. Саакян - 85,12 %, М. С. Маилян - 12,53, А. Б. Абга-рян - 1,24, Г. А. Мелкумян - 0,80 и В. Г. Аванесян - 0,31. В 2007 г. более 100 международных наблюдателей из России, США, Украины, Бельгии, Франции, Армении, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и иных стран следили за проведением выборов в Карабахе. По итогам наблюдений выборы получили положительные оценки и охарактеризованы как прозрачные, свободные и справедливые [16].

Последние выборы главы государства Арцаха состоялись 19 июля 2012 г. [27]. Из включенных в списки 98 909 человек в выборах приняли участие 72 833 избирателя [11]. На пост президента республики было зарегистрировано три кандидата. Избиратели отдали предпочтение Б. С. Са-акяну (67,65 %), второе и третье места заняли соответственно В. М. Баласа-нян (32,51 %) и А. И. Согомонян (0,84 %). На пресс-конференции наблюдателей, состоявшейся в пресс-центре Центральной избирательной комиссии Карабаха, делегациями международных наблюдателей было объявлено об отсутствии нарушений в процессе очередных президентских выборов республики [33].

В Приднестровской Молдавской Республике состоялось шесть избирательных кампаний по выбору главы государства: в 1991, 1996, 2001, 2006, 2011 и 2016 гг. 1 декабря 1991 г. были проведены выборы первого главы республики на альтернативной основе. Явка избирателей составила 78 % от числа зарегистрированных избирателей. На пост президента были выдвинуты два кандидата, между которыми голоса избирателей распределились следующим образом: за И. Н. Смирнова - 65,4 и за Г. С. Маракуцу - 31,0 %. 22 декабря 1996 г. были проведены вторые президентские выборы. Явка граждан составила 57,1 % от числа зарегистрированных избирателей [29]. На пост главы республики также претендовали два кандидата: И. Н. Смирнов, победивший с результатом 71,94 %, и В. С. Малахов, за которого проголосовали 28,06 % избирателей.

Явка избирателей на президентских выборах 9 декабря 2001 г. составила 62,89 %. На пост главы республики были выдвинуты три кандидата: И. Н. Смирнов, который победил с еще более высоким результатом, чем на предыдущих выборах (81,85 %), а также Т. М. Зенович (6,68 %) и А. Г. Рад-ченко (4,65 %). 10 декабря 2006 г. в Приднестровье прошли очередные президентские выборы, явка на которых составила 66,1 % от числа зарегистрированных избирателей. На пост главы республики были выдвинуты четыре кандидата. Победителем вновь стал И. Н. Смирнов с результатом 82,4 %, Н. Бондаренко получил 8,1 % голосов избирателей, П. Томайлы - 3,9 и А. Сафонов - 2,1 [31].

На очередных выборах главы республики 11 декабря 2011 г. явка избирателей была самой низкой в сравнении с предыдущими выборами -58,88 % (426 958 человек) [3, с. 145]. На пост президента претендовали шесть кандидатов, ни один из которых в первом туре не смог набрать требуемую квоту голосов: Е. В. Шевчук (38,53 %), А. В. Каминский (26,48 %), И. Н. Смирнов (24,82 %), О. О. Хоржан (5,13 %), Д. Ю. Соин (0,51 %), А. М. Сафонов (0,53 %). Второй тур выборов прошел 25 декабря 2011 г., в нем участие приняли Е. В. Шевчук и А. В. Каминский. Явка избирателей во втором туре была еще ниже - 52,46 % от числа зарегистрированных избирателей. По итогам второго тура победил Е. В. Шевчук, за которого проголосовали 73,88 % граждан, принявших участие в выборах [28].

Последние президентские выборы в Приднестровье прошли 11 декабря 2016 г. Явка на выборах составила 60,1 % [5, с. 164]. На пост президента

притязали шесть кандидатов, голоса между которыми распределились следующим образом: В. Н. Красносельский - 62,3%, Е. В. Шевчук - 27,38, а четыре остальных кандидата (О. О. Хоржан, В. А. Григорьев, И. Н. Васила-кий и А. Ф. Дели) набрали в совокупности менее 4 % голосов [26].

В Республике Абхазия в постсоветский период прошло шесть избирательных кампаний по выбору главы государства: в 1994, 1999, 2004, 2009, 2011 и 2014 гг. В 1994 г. выборы главы республики состоялись в стенах парламента Абхазии. Очередные президентские выборы, после получения частичного признания, имели место 12 декабря 2009 г. [25, с. 118]. В избирательной гонке участие приняли пять кандидатов: С. В. Багапш (61,16 %), Р. Д. Хаджимба (15,32 %), З. Д. Ардзинба (9,14 %), Б. Т. Бутба (8,25 %),

B. Р. Бганба (1,3 %) [32]. В выборах главы республики в 2011 г. соперничали три кандидата: А. З. Анкваб, С. М. Шамба и Р. Д. Хаджимба, набравшие соответственно 54,9, 21,02 и 19,82 % голосов [3, с. 141]. В выборах 2014 г. на пост главы республики были выдвинуты четыре кандидата, распределившие избирательные голоса между собой следующим образом: Р. Д. Хаджимба -50,57; А. Г. Бжания - 35,91; М. Б. Кишмария - 6,4; Л. Ю. Дзапшба - 3,40 %.

Пост президента Южной Осетии был утвержден парламентом республики в 1996 г. На первых выборах 10 ноября 1996 г. явка избирателей составила более 60 %, а на выборах 18 декабря 2001 - 80 % [8]. Л. А. Чибиров проиграл на выборах пост президента Э. Д. Кокойты (Кокоеву). Л. А. Чибиров, не пройдя во второй тур, получил 22,1 % голосов избирателей, заняв лишь третье место. Второе место с 26,1 % голосов избирателей занял

C. Я. Кочиев, лидер югоосетинских коммунистов [20, с. 82]. Э. Д. Кокойты одержал победу и на очередных президентских выборах, прошедших 12 ноября 2006 г., получив поддержку населения в 98,1 % голосов и став фактически подлинным народным лидером [35]. В выборах главы республики приняли участие 94,6 % избирателей [9].

В 2011 г. были организованы очередные выборы главы республики, прошедшие в два тура. Участие в выборах приняли 67,5 % граждан от числа зарегистрированных избирателей. По итогам первого тура во второй тур вышли А. А. Джиоева (набрав 24,8 % избирательских голосов) и А. И. Бибилов (с поддержкой в 24,86 % избирательских голосов). По итогам второго тура победу одержала А. А. Джиоева, набрав 56,74 % голосов избирателей [10]. Однако по решению Верховного суда Южной Осетии на основании рассмотренной жалобы партии «Единство» и приведенных ею фактов выборы, состоявшиеся 27 ноября 2011 г., были признаны недействительными, поскольку со стороны кандидата А. А. Джиоевой были нарушены конституционные нормы республики (агитация за кандидата в день выборов, попытки подкупа членов ЦИК и др.). В свою очередь парламент Южной Осетии провел экстренное заседание, на котором было принято решение назначить повторные выборы главы республики на 25 марта 2012 г. [6]. Выборы в 2012 г. прошли в два тура. Явка на первом туре составила 70,1 %, во втором туре - 71,26. По итогам второго тура победу одержал Л. Х. Тибилов, набрав 56,12 % избирательских голосов [7].

Последние президентские выборы в Южной Осетии состоялись 9 апреля 2017 г. Свои кандидатуры на пост главы республики выдвинули Л. Тибилов, А. Бибилов и А. Гаглоев. Избирательские голоса между кандидатами распределились следующим образом: за А. И. Бибилова - 54,8; Л. Х. Тибилова - 33,7; А. Э. Гаглоева - 10,16 % [30, с. 131].

Результаты анализа процедуры выборов главы государства в де-факто республиках постсоветского пространства свидетельствуют о достаточно высокой избирательной активности населения на выборах главы де-факто государств (рис. 1), в которых всегда принимало участие более половины населения республик, что говорит о степени доверия граждан к существующим политическим институтам и подтверждает наличие внутренней легитимности исполнительной власти.

Президентские выборы в Республике Арцах (явка избирателей) 90,00% 84,60% 85,00%% 80,00% 77,40% 75,00% 73,50% Президентские выборы в Приднестровской Молдавской Республике (явка избирателей) 100,00% 78,07% 80,00% 57,10%62,89%66,10%58,88%60,11%

60,00%

70,00% 65,00% 1996 г. 1997 г. 2002 г. 2007 г. 2012 г. 40,00% 20,00% 0,00% 1991 г. 1996 г. 2001 г. 2006 г. 2011 г. 2016 г.

Президентские выборы в Республике Абазия (явка избирателей) 74,00% 73,00% 73,00% ^^^ 7192% 72,00% 71,00% 70% Президентские выборы в Республике Южная Осетия (явка избирателей) 100,00%

80,00% 94,6%

60,00% 80,00% 67,5% 71,3% 70,0% 61,00% 40,00%

70,00% 69,00% 68,00% 2009 г. 2011 г. 2014 г. 20,00% 0,00% 1996 г. 2001 г. 2006 г. 2011 г. 2012г. 2017 г.

Рис. 1. Президентские выборы в де-факто государствах постсоветского пространства

Примерно такая же картина наблюдается и на выборах депутатов в органы законодательной власти де-факто государств постсоветского пространства.

Парламент в Республике Арцах избирался шесть раз: в 1991, 1995, 2000, 2005, 2010 и 2015 гг. Явка избирателей на парламентские выборы достигла своего апогея в 2005 г., составив 74,10 %. Первый закон, регламентирующий порядок выборов депутатов Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики, был принят в 1994 г., установив пропорциональ-

ную избирательную систему. Однако с вступлением в силу в марте 2000 г. нового закона о порядке выборов в парламент была отменена пропорциональная избирательная система, и 33 места в Национальном собрании распределялись следующим образом: 1/3 мандатов (11 мест) - на основе пропорциональной системы выборов, а 2/3 (22 места) - на основе мажоритарной системы. На сегодняшний день в республике сохраняется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система выборов [1].

Парламентские выборы в Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики проходили в 1990, 1995, 2000, 2005, 2010 и 2015 гг. Первые выборы были проведены 25 ноября 1990 г. посредством мажоритарной избирательной системы. Выборы второго созыва Верховного совета состоялись 27 марта 1994 г. также по мажоритарной системе [2, с. 129].

12 сентября 1995 г. был принят закон «О выборах народных депутатов», предусматривавший использование «несвязанной избирательной системы». В соответствии с законом в нижнюю палату Верховного совета избирались 32 депутата на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Верхняя палата Верховного совета состояла из 35 депутатов, которые избирались по территориальным округам (в них пять претендентов на депутатские мандаты становились победителями).

Конституционный закон от 30 июня 2000 г. № 310-КЗИД [15] вносил поправки в Основной Закон и предусматривал, что Верховный совет вместо двухпалатного становится однопалатным законодательным органом [14, с. 7]. При проведенных в 2005 г. выборах в Верховный совет было зарегистрировано около 200 международных наблюдателей [20, с. 85]. На сегодняшний день в Приднестровской Молдавской Республике сохранилась изначально выбранная мажоритарная система.

Выборы в Верховный совет Южной Осетии проходили в 1990, 1994, 1999, 2004, 2009 и 2014 гг. Верховный совет Южной Осетии в 1990 г. был избран исключительно по мажоритарной системе. Было сформировано 72 избирательных округа, что соответствовало числу депутатских мест в Верховный совет. Однако в 8 избирательных округах, в которых население грузинской национальности превалировало, выборы не состоялись.

Очередные парламентские выборы в республике были проведены 12 мая 1999 г. В избирательное право Южной Осетии перед проведением выборов были внесены изменения: теперь треть депутатов должна избираться по партийным спискам. Таким образом, на основе мажоритарной системы избирались 23 парламентария, а 11 - посредством пропорциональной системы с единым избирательным округом. Выборы парламента пятого созыва, организованные 31 мая 2009 г., проходили уже исключительно по пропорциональной системе [13, с. 233]. На сегодняшний день в республике формирование законодательного органа осуществляется на основе пропорциональной избирательной системы.

Выборы парламента Республики Абхазия проходили пять раз: в 1996, 2002, 2007, 2012 и 2017 гг. С 1996 г. выборы парламента осуществлялись исключительно по мажоритарной избирательной системе, которую органы

власти определяют для себя наиболее оптимальной и на сегодняшний день [22, с. 140].

Выборы депутатов парламента в Абхазии проходят по одномандатным округам на основе тайного голосования (один округ - один депутат). Для победы кандидату необходимо набрать 50 % + 1 голос. Если никто из кандидатов в депутаты в округе не набирает более половины голосов, через две недели в округе проводится второй тур [23]. Примечательно, что в 2007, 2012, 2017 гг. выборы Народного собрания проходили в два тура. А в 2007 г. в одном из округов не удалось преодолеть барьер в 25 % явки избирателей, однако на законодательном уровне для второго тура отсутствовали требования к явке избирателей [4]. Последние парламентские выборы, несмотря на предшествовавший им социально-политический кризис в 2014 г., обусловленный требованиями оппозиции передать часть полномочий президента парламенту, прошли демократично, и явка избирателей в сравнении с предыдущими парламентскими выборами была выше почти на 7 %. В целом же в Республике Абхазия наблюдается низкая электоральная активность населения на выборах законодательной власти, в отличие от выборов главы республики. В настоящее время законодатели рассматривают вопрос о переходе на смешанную (пропорционально-мажоритарную) избирательную систему [12].

Результаты анализа института выборов законодательных органов власти в де-факто государствах постсоветского пространства свидетельствуют о более низкой электоральной активности населения в сравнении с выборами глав исполнительной власти (рис. 2). Наиболее высокие показатели электоральной активности отмечаются в Республике Арцах и Южной Осетии. Существенно снижается с каждыми последующими выборами законодательной власти электоральная активность в Приднестровской Молдавской Республике. Ослабление избирательной активности населения связано с ростом недоверия к парламенту и актуализируется социально-экономическими трудностями в де-факто государствах.

Результаты изучения института выборов в непризнанных государствах постсоветского пространства показывают, что в этих государствах продолжается поиск оптимальной избирательной системы. Представленная выборка демонстрирует разнообразные предпочтения электората в данной области и наличие всех возможных вариантов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной, смешанной (табл.).

Эффективность выбранной избирательной системы возможно оценить после нескольких избирательных кампаний республиканского уровня, а также в процессе большого электорального цикла. Как показало исследование, в де-факто государствах постсоветского пространства сложилась именно такая ситуация, когда через опыт республики определяют для себя наиболее приемлемый тип избирательной системы.

Парламентские выборы в Республике Арцах (явка избирателей)

80,00% -60,00% 73,90% 40,00%% 20,00°% -0,00%

Парламентские выборы в Приднестровской Молдавской Республике (явка избирателей)

59,70%

67,70% 71,00%

100,00% 81,00% 50,00% 0,00%

58,20%

50,00% 42,60% 43,92%

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

1990 г. 1995 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

Парламентские выборы в Республике Южная Осетия (явка избирателей)

2007 г. 2012 г. 2017 г. 2004 г. 2009 г. 2014 г.

Рис. 2. Парламентские выборы в де-факто государствах постсоветского пространства

Таблица

Трансформация избирательной системы в де-факто государствах постсоветского пространства

Республика Арцах Приднестровская Молдавская Республика Республика Южная Осетия Республика Абхазия

с 1994 до 2000 г. пропорциональная избирательная система с 1990 г. по настоящее время мажоритарная избирательная система относительного большинства с 1990 до 1999 г. мажоритарная избирательная система с 1994 г. мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

с 2000 г. по настоящее время мажоритарно- пропорциональная избирательная система с 1999 по 2009 г. мажоритарно-пропорциональная избирательная система

с 2009 г. по настоящее время пропорциональная избирательная система

Применение в Республике Абхазия мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства требует лишних расходов в связи с необходимостью проведения двух туров. О неэффективности данной системы свидетельствуют низкие показатели электоральной активности населения.

Сохранение в республике мажоритарной избирательной системы с отсутствием требований к явке избирателей во втором туре обусловлено сохраняющимся в Абхазии общинным характером политической системы. В Приднестровской Молдавской Республике сложилась идентичная ситуация, когда в результате следования мажоритарной избирательной системе относительного большинства, несмотря на простоту ее применения и отсутствие дополнительных затрат на повторные выборы, показатели явки избирателей за 15 лет сократились фактически в два раза. В свою очередь в республиках Арцах, где действует мажоритарно-пропорциональная избирательная система, и Южная Осетия, применяющей пропорциональную избирательную систему, которые дают возможность учитывать интересы электорального меньшинства, явка избирателей всегда более 50 %. Таким образом, мажоритарная система выборов, которая не позволяет мелким политическим партиям закрепиться в парламенте, одновременно существенно снижает электоральную активность избирателей

Очевидно, важным условием политической консолидации для новообразованных республик является представительство всех социальных групп в парламенте. И именно пропорциональная избирательная система представляется для де-факто государств постсоветского пространства наиболее приемлемой для данных целей. Однако на сегодняшний день только Южная Осетия смогла перейти на пропорциональную избирательную систему.

Процесс возникновения, становления и функционирования избирательной системы де-факто государств связан с последствиями борьбы за независимость, сохраняющейся политикой получения международного признания. И как верно отмечает С. Л. Чепель, выборы - это ключевой институциональный компонент для любой демократической системы. Именно поэтому вопрос выбора типа избирательной системы в де-факто республиках выступает важной составляющей их жизнеспособности в качестве самостоятельных государств.

Список литературы

1. Бабаян Д. К. Парламентские выборы в НКР - ключевой элемент государственного строительства и урегулирования нагорно-карабахского конфликта [Электронный ресурс] // Научно-образовательный фонд «Нораванк» : офиц. сайт. URL: http://www.noravank.am/upload/pdf/107_ru.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

2. Бабилунга Н. В. Распад СССР и кризис Молдавской государственности // Русин. 2010. № 4. С. 112-135.

3. Бойхин Д. О. Выборы в де-факто государствах: Абхазия, Нагорный Карабах и Приднестровье в 2011-2012 гг. // Полит. наука. 2014. № 3. С. 135-162.

4. В одном из округов Сухума выборы в парламент Абхазии признаны несостоявшимися [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/202850/ (дата обращения: 01.04.2018).

5. Ватаман А. В. Основные факторы, влияющие на процессы формирования и реализации национальных интересов Приднестровья // Власть. 2017. № 3. С. 161-166.

6. Выборы в Южной Осетии: 25 марта [Электронный ресурс] // Интерфакс : ин-форм.-аналит. сайт. URL: https://www.interfax.ru/russia/219052 / (дата обращения: 14.05.2018).

7. Выборы президента Южной Осетии - 2012 [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/201301/ (дата обращения: 31.05.2018).

8. Выборы президента Южной Осетии. 2001 г. [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. URL: http://mchenrycitizenstaxwatch.org/ articles/193704/ (дата обращения: 23.08.2017).

9. Выборы президента Южной Осетии. 2006 г. [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. URL: http://mchenrycitizenstaxwatch.org/ articles/193706/ (дата обращения: 20.08.2017).

10. Выборы президента Южной Осетии. 2011 год [Электронный ресурс] // Кавказский узел : Информационно-аналитическое интернет-издание URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/193613/ (дата обращения: 20.08.2017).

11. Выборы - свободные и справедливые [Электронный ресурс] // Defacto : ин-форм.-аналит. агентство. URL: http://defacto.am/25078.html (дата обращения: 01.07.2016).

12. Главное о выборах в Абхазии - каким будет парламент [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/ articles/298916/ (дата обращения: 09.12.2018).

13. Джуссоев Р. И., Дзайнукова М. И. Вопросы становления и развития института парламентаризма в республике Южная Осетия (социологический анализ) // Науч. проблемы гуманит. исслед. 2010. № 7. С. 230-234.

14. Дирун А. В. Партийная система Приднестровья (1990-2015 гг.): опыт «непризнанного государства» // Политические партии и выборы: проблемы современности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 25 мая 2016 г. / ФГБОУ ВО «ОГУ» ; отв. ред. И. Б. Гоптарева, К. Д. Карабаева. Оренбург : Изд-во ОГУ, 2016. С. 262-275.

15. О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР : конституцион. закон ПМР от 30 июня 2000 г. № 310-КЗИД (газета «Приднестровье» от 12 июля 2000 г., 13 июля 2000 г. № 132-133) [Электронный ресурс] // Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики : офиц. сайт. URL: http://www.vspmr.org/legislation/laws/ konstitutsionnie-zakoni-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubhki/konstitutsionniy-zakon-pmr-ot-30-iyunya-2000-goda-310-kzid-o-vnesenii-izmeneniy-i-dopolnemy-v-konstitutsiyu-pmr-gazeta-pridnestrovje-ot-12-iyulya-2000-goda-13-iyulya-2000-goda-132-133.html (дата обращения: 21.02.2017).

16. Конституция Нагорно-Карабахской республики [Электронный ресурс] // Президент Республики Арцах : офиц. сайт. URL: http://www.president.nkr.am/ru/constitution/ fullText (дата обращения 28.07.2016).

17. Конституция Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 25.06.2016 г) [Электронный ресурс] // Президент Приднестровской Молдавской Республики : офиц. сайт. URL: http://president.gospmr.ru/ru/news/konstituciya-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki (дата обращения: 09.12.2016).

18. Конституция Республики Абхазия [Электронный ресурс] // Президента Республики Абхазия : офиц. сайт. URL: http://presidentofabkhazia.org/upload/iblock/9b1/ Консти-туция_Республики_Абхазия_2015_03_31_13_14_23_110.pdf (дата обращения: 09.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Конституция Республики Южная Осетия [Электронный ресурс] // Президент Республики Южная Осетия : офиц. сайт. URL: http://presidentruo.org/category/respublika/ konstituciya/ (дата обращения: 09.12.2016).

20. Маркедонов С. М. Де-факто государства постсоветского пространства: выборы и демократизация // Вестн. Евразии. 2008. № 3. С. 75-98.

21. Мацузато К. Непризнанные государства: Нагорно-Карабахская республика (1998-2005 гг.) // Вестн. ТГУ 2007. Вып. 1(45). С. 31-41.

22. Мацузато К. Патронное президентство и политика в сфере идентичности в непризнанной Абхазии // Вестн. Евразии. 2006. № 4. С. 132-159.

23. МВД Абхазии: избирательная система прозрачна, поэтому нарушений мало [Электронный ресурс] // Пресс-центр «Спутник в Сухуме» : сайт. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20170312/1020594432/mvd-abxazii-izbiratelnaya-sistema-prozrachnaya-poetomu-narushenij-malo.html (дата обращения: 04.02.2019).

24. Очеретько Е. А. К вопросу о проблеме классификации избирательных систем // Современ. общество и право. 2011. № 2(3). С. 59-70.

25. Платонова М. А. Президентские и парламентские выборы в Республике Абхазия после признания независимости // Полития. 2013. № 1(68). С. 117-126.

26. Победил Вадим Красносельский [Электронный ресурс] // Центр. избир. комиссия Приднестровской Молдавской Республики : офиц. сайт. URL: http://cikpmr.com/ index.php/novosti/item/1131-pobedil-vadim-krasnoselskij (дата обращения: 22.12.2016).

27. Президентские выборы в Карабахе пройдут 19 июля [Электронный ресурс] // Arcah.ru : информ.-аналит. агентство Нагорно-Карабахской Республики : сайт. URL: http://www.arcah.ru/news/politika/621-prezidentskie-vybory-v-karabaxe-projdut-19-iyulya.html (дата обращения: 15.08.2016).

28. Президентские выборы в Приднестровской Молдавской Республике (2011) [Электронный ресурс]. URL: http://moldaviya.takustroenmir.ru/a_moldaviya&prezidentskie-vibori-v-pridnestrovskoy-moldavskoy-respublike-2011&2.htm (дата обращения: 12.10.2017).

29. Распад Союза и становление ПМР [Электронный ресурс] // Ольвия-пресс : ин-форм. Агентство : сайт. URL: https://web.archive.org/web/20150924060431/http://www. olvia.idknet.com/razlom/glava_3.htm (дата обращения: 02.09.2017).

30. Скаков А. Ю. Выборы - 2017 в Абхазии и Южной Осетии // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 2(35). С. 121-131.

31. Центризбирком Приднестровья огласил окончательные итоги президентских выборов [Электронный ресурс] // РИА Новости : информ. агентство : сайт. URL: https://ria.ru/world/20011214/35011.html (дата обращения: 03.09.2018).

32. ЦИК Абхазии: на выборах президента победил Сергей Багапш [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. : сайт. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163085/. (дата обращения: 30.08.2017).

33. ЦИК объявила победителем выборов президента Нагорного Карабаха Бако Са-акяна [Электронный ресурс] // Кавказский узел : информ.-аналит. интернет-изд. : сайт. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/210101/ (дата обращения: 10.08.2016).

34. Чепель С. Л. Избирательные системы и проблемы консолидации «новых демократий» в посткоммунистических странах // Гуманитарные науки. Вестн. Финанс. ун-та. 2016. Т. 6, № 4(24). С. 45-56.

35. Южная Осетия в условиях структурных преобразований: общественные процессы и конфликтогенный потенциал / С. Ю. Наумов [и др.]. Саратов : Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина, 2010. 156 с.

Problems of Development of the Electoral System in the De Facto Post-Soviet States

A. V. Shalak, I. N. Eritsyan

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The article aims at identifying problems that the de facto states of the post-Soviet space faced with in the process of establishing the electoral system in conditions of non-recognition and partial recognition by the world community. Among the tasks identified are the need to analyze modern types of electoral systems, their advantages and disadvantages. The procedure of legislative and executive elections has been analyzed, as well as the type of electoral system in the Republic of Artsakh, the Pridnestrovian Moldavian Republic, Abkhazia,

and South Ossetia. According to the results of the analysis, high electoral activity of the population of the republics in the election of the head of the state has been revealed in comparison with the legislative elections. It was determined that actually the republics were able to choose the most acceptable type of electoral system learning from the experience, which still doesn't always contribute to democratization of the political system.

Keywords: electoral system, de facto states of the post-Soviet space.

For citation: Shalak A.V., Eritsyan I.N. Problems of Development of the Electoral System in the De Facto PostSoviet States. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2019, vol. 28, pp. 48-62. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.28.48 (in Russian)

References

1. Babayan D.K. Parlamentskie vybprvy v NKR - kljuchevoj element gosudarstvennogo stroitelstva i uregulirovanija nagorno-karabahskogo konflikta [Parliamentary elections in the NKR - a key element of state-building and the settlement of the Nagorno-Karabakh conflict]. Available at: http://www.noravank.am/upload/pdf/107_ru.pdf (date of access: 15.05.2018). (in Russian)

2. Babilunga N.V. Raspad SSSR I krizis Moldavskoj gosudarstvennosti [The collapse of the USSR and the crisis of the Moldavian statehood]. Rusin, 2010, no 4, pp. 112-135. (in Russian)

3. Bojhin D.O' Vybory v de-facto gosudarstvah: Abhazija, Nagornyj Karabah I Prid-nestrovje v 2011-2012 gg. [Elections in the de facto states: Abkhazia, Nagorno-Karabakh and Transnistria in 2011-2012.]. Political science, 2014, no 3, pp. 135-162. (in Russian)

4. V odnom iz okrugov Suhuma vybory v parlament Abhazii priznany nesostoyavshimis-ya [In one of the districts of Sukhum, parliamentary elections in Abkhazia were declared invalid]. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/202850/ (date of access: 01.04.2018). (in Russian)

5. Vataman A.V. Osnovnye faktory, vliyayushchie na processy formirovaniya i realizacii nacional'nyh interesov Pridnestrov'ya [The main factors influencing the processes of formation and realization of the national interests of Transnistria]. Power, 2017, no 3, pp. 161-166. (in Russian)

6. Vybory v Yuzhnoj Osetii: 25 marta [Elections in South Ossetia: March 25]. Available at: https://www.interfax.ru/russia/219052 / (date of access: 14.05.2018). (in Russian)

7. Vybory prezidenta Yuzhnoj Osetii - 2012 [Election of the President of South Ossetia -2012]. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/201301/ (date of access: 31.05.2018). (in Russian)

8. Vybory prezidenta Yuzhnoj Osetii. 2001 g. [Election of the President of South Ossetia. year 2001]. Available at: http://mchenrycitizenstaxwatch.org/articles/193704/ (date of access: 23.08.2017). (in Russian)

9. Vybory prezidenta Yuzhnoj Osetii. 2006 g. [Election of the President of South Ossetia. year 2006]. Available at: http://mchenrycitizenstaxwatch.org/articles/193706/ (date of access: 20.08.2017). (in Russian)

10. Vybory prezidenta Yuzhnoj Osetii. 2011 g. [Election of the President of South Ossetia. year 2011]. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/193613/ (date of access: 20.08.2017). (in Russian)

11. Vybory-svobodnye i spravedlivye [Elections are free and fair]. Available at: http://defacto.am/25078.html (date of access: 01.07.2016). (in Russian)

12. Glavnoe o vyborah v Abhazii - kakim budet parlament [The main thing about elections in Abkhazia - what will be the parliament]. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/298916/ (date of access: 09.12.2018). (in Russian)

13. Dzhussoev R.I., Dzajnukova M.I. Voprosy stanovleniya i razvitiya instituta par-lamentarizma v respublike Yuzhnaya Osetiya (sociologicheskij analiz) [Issues of formation and

development of the institution of parliamentarism in the Republic of South Ossetia (sociological analysis)]. Scientific problems of humanitarian studies, 2010, no 7, pp. 230-234 (in Russian)

14. Dirun A.V. Partijnaya sistema Pridnestrov'ya (1990-2015 gg.): opyt «nepriznannogo gosudarstva» [The party system of Transnistria (1990-2015): the experience of the «unrecognized state»]. Politicheskie partii i vybory: problemy sovremennosti. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25.05.2016) [Political parties and elections: problems of the present. Materials of the All-Russian scientific-practical conference 25 May 2016]. Orenburg, Orenburgkrbg St. Univ., 2016, pp. 262-275. (in Russian)

15. Konstitucionnyj zakon PMR ot 30 iyunya 2000 goda № 310-KZID "O vnesenii iz-menenij i dopolnenij v Konstituciyu PMR" [Constitutional Law of the TMR dated June 30, 2000 No. 310-KZID "On Introducing Amendments and Additions to the Constitution of the TMR"]. Available at: http://www.vspmr.org/legislation/laws/konstitutsionnie-zakoni-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki/konstitutsionniy-zakon-pmr-ot-30-iyunya-2000-goda-310-kzid-o-vnesenii-izmeneniy-i-dopolneniy-v-konstitutsiyu-pmr-gazeta-pridnestrovj e-ot-12-iyulya-2000-goda-13-iyulya-2000-goda-132-133.html (date of access: 21.02.2017). (in Russian)

16. Konstituciya Nagorno-Karabahskoj respubliki [Constitution of the Nagorno-Karabakh Republic]. Available at: http://www.president.nkr.am/ru/constitution/fullText (date of access: 28.07.2016). (in Russian)

17. Konstituciya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki (tekushchaya redakciya po sos-toyaniyu na 25.06.2016g.) [Constitution of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika (current version as of 06.25.2016)]. Available at: http://president.gospmr.ru/ru/news/konstituciya-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki (date of access: 09.12.2016). (in Russian)

18. Konstituciya Respubliki Abhazii [Constitution of the Republic of Abkhazia]. Available at: http://presidentofabkhazia.org/upload/iblock/9b1/ Констптуцпa_Респу6ппкп_ A6xa3Hfl_ 2015_03_31_ 13_14_23_110.pdf (date of access: 09.12.2016). (in Russian)

19. Konstituciya Respubliki Yuzhnaya Osetiya [Constitution of the Republic of South Ossetia]. Available at: http://presidentruo.org/category/respublika/konstituciya/ (date of access: 09.12.2016) (in Russian)

20. Markedonov S.M. De-fakto gosudarstva postsovetskogo prostranstva: vybory i dem-okratizaciya [De facto states of the post-Soviet space: elections and democratization]. Herald of Eurasia, 2008, no 3, pp. 75-98. (in Russian)

21. Macuzato K. Nepriznannye gosudarstva: Nagorno-Karabahskaya respublika (19982005 gg.) [Unrecognized States: the Nagorno-Karabakh Republic (1998-2005)]. Tomsk State University Bulletin, 2007, no 1(45), pp. 31-41. (in Russian)

22. Macuzato K. Patronnoe prezidentstvo i politika v sfere identichnosti v nepriznannoj Abhazii [Cartridge Presidency and Identity Policy in Unrecognized Abkhazia]. Herald of Eurasia, 2006, no 4, pp. 132-159. (in Russian)

23. MVD Abhazii: izbiratel'naya sistema prozrachna, poehtomu narushenij malo [The Ministry of Internal Affairs of Abkhazia: the electoral system is transparent, so there are few violations]. Available at: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20170312/1020594432/mvd-abxazii-izbiratelnaya-sistema-prozrachnaya-poetomu-narushenij-malo.html (date of access: 04.02.2019). (in Russian)

24. Ocheret'ko E.A. K voprosu o probleme klassifikacii izbiratel'nyh system [On the issue of classification of electoral systems]. Modern society and law, 2011, no 2(3), pp. 59-70. (in Russian)

25. Platonova M.A. Prezidentskie i parlamentskie vybory v respublike Abhaziya posle priznaniya nezavisimosti [Presidential and parliamentary elections in the Republic of Abkhazia after recognition of independence]. Polity, 2013, no 1(68), pp. 117-126. (in Russian)

26. Pobedil Vadim Krasnoselskij [Won Vadim Krasnoselsky]. Available at: http://cikpmr.com/index.php/novosti/item/1131-pobedil-vadim-krasnoselskij (date of access: 22.12.2016). (in Russian)

27. Prezidentskie vybory v Karabahe projdut 19 iyulya [Presidential elections in Karabakh will be held July 19]. Available at: http://www.arcah.ru/news/politika/621-prezidentskie-vybory-v-karabaxe-projdut-19-iyulya.html (date of access: 15.08.2016). (in Russian)

28. Prezidentskie vybory v Pridnestrovskoj Moldavskoj Respublike (2011) [Presidential elections in the Pridnestrovian Moldavian Republic (2011)]. Available at: http://moldaviya.takustroenmir.ru/a_moldaviya&prezidentskie-vibori-v-pridnestrovskoy-moldavskoy-respublike-2011&2.htm (date of access: 12.10.2017). (in Russian)

29. Raspad Soyuza i stanovlenie PMR [The collapse of the Union and the formation of the Pridnestrovian Moldavian Republic]. Available at: https://web.archive.org/web/ 20150924060431/http://www.olvia.idknet.com/razlom/glava_3.htm (date of access: 02.09.2017). (in Russian)

30. Skakov A.YU. Vybory - 2017 v Abhazii i Yuzhnoj Osetii [Elections - 2017 in Abkhazia and South Ossetia]. Russia and the new states of Eurasia, 2017, no 2(35), pp. 121-131. (in Russian)

31. Centrizbirkom Pridnestrov'ya oglasil okonchatel'nye itogi prezidentskih vyborov [Transdniestrian Central Election Commission announces final results of presidential elections]. Available at: https://ria.ru/world/20011214/35011.html (date of access: 03.09.2018). (in Russian)

32. CIK Abhazii: na vyborah prezidenta pobedil Sergej Bagapsh [Abkhaz Central Election Commission: Sergei Bagapsh won the presidential election]. Available at: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163085/ (date of access: 30.08.2017). (in Russian)

33. CIK obyavila pobeditelem vyborov prezidenta Nagornogo Karabaha Bako Saaky-ana [Central Election Commission announced the winner of the presidential elections in Nagorno-Karabakh Bako Sahakyan]. Available at: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/210101/ (date of access: 10.08.2016). (in Russian)

34. Chepel' S.L. Izbiratel'nye sistemy i problemy konsolidacii «novyh demokratij» v postkommunisticheskih stranah [Election systems and problems of consolidation of "new democracies" in post-communist countries]. Humanitarian sciences. Bulletin of financial university, 2016, no 4(24), pp. 45-56. (in Russian)

35. Yuzhnaya Osetiya v usloviyah strukturnyh preobrazovanij: obshchestvennye processy i konfliktogennyjpotencia [South Ossetia in the conditions of structural transformations: social processes and conflict potential]. Saratov, Volga Region Academy of Public Service named after P. A. Stolypin, 2010, 156 p. (in Russian)

Шалак Александр Васильевич

доктор исторических наук, профессор, заведующий, кафедра международных отношений и таможенного дела Байкальский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 тел.: 8(3952)500005 e-mail: Shala-kav@bgu.ru.

Ерицян Инга Нелсиковна

ассистент, кафедра международных отношений и таможенного дела Байкальский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 тел.: 8(3952) 50-00-08 (доб. 160) e-mail: eritsyan.inga@mail.ru

Дата поступления: 19.04.2019 Received: April, 19, 2019

Shalak Alexandr Vasilievich

Doctor of Sciences (History), Professor, Head, Department of International Relations and Customs Baikal State University

11 Lenin st., Irkutsk, 664003, Russian Federation tel. 8(3952)500005 e-mail: Shalakav@bgu.ru

Eritsyan Inga Nelsikovna

Assistant, Department of International Relations and Customs Baikal State University

11, Lenin st., Irkutsk, 664003, Russian Federation

tel.: 8(3952)500008

e-mail: eritsyan.inga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.