Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm
ISSN 1810-0201
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
Научная статья
УДК 930+328.181+352.075
DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-195-316-32 8
Проблемы становления и развития местного самоуправления в России в отечественной историографии
Анна Алексеевна НИКИТИНА
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1 annanikitina. 7 8 Vvmail. ru
Аннотация. Проведен анализ отечественной историографии проблем становления и развития местного самоуправления в России с конца 1980-х до начала 2000-х гг. Актуальность исследования заключена в возрастающей роли местного самоуправления в решении ключевых вопросов социально-экономического развития страны и ее регионов на современном этапе. Отмечено положение местного самоуправления на стыке многих областей научного знания, определено, что исследования проблем местного самоуправления часто носят междисциплинарный характер. Выявлено определяющее значение изменений, происходивших в политической системе России, задавших методологические и идеологические основания для научных исследований с конца 1980-х до начала 2000-х гг. В результате применения ис-торико-сравнительного и ретроспективного методов исследования удалось установить основные этапы развития историографии местного самоуправления в исследуемый период, определить ключевые проблемы, решаемые на каждом из этих этапов, выявить и интерпретировать мнение ученых различных областей науки относительно исследуемой проблемы. Как показал анализ историографии местного самоуправления, несмотря на неполноту ис-точниковой базы в конце 1980-х - начале 2000-х гг., именно в данный период создавались фундаментальные труды по местному самоуправлению, заложившие основу для последующих научных изысканий. В заключение сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения историографии с расширением круга источников, что позволит выделить наиболее перспективные направления развития местного самоуправления и, возможно, будет представлять практический интерес для современных органов публичной власти.
Ключевые слова: историография, местное самоуправление, реформа местного самоуправления, теории местного самоуправления, вопросы местного значения, правовое регулирование
Для цитирования: Никитина АЛ. Проблемы становления и развития местного самоуправления в России в отечественной историографии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 195. С. 316-328. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2021-26-195-316-328
Original article
DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-195-316-32 8
Problems of the formation and development of local self-government in Russian historiography
Anna A. NIKITINA
Lomonosov Moscow State University GSP-1, Leninskiye Gory, Moscow 119991, Russian Federation annanikitina. 7 8 Vvmail. ru
Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License €) Никитина A.A.. 2021
Abstract. The study is devoted to the analysis of Russian historiography of the problems of the formation and development of local self-government in Russia from the late 1980s to the early 2000s. The relevance of the study lies in the increasing role of local government in solving key issues of socio-economic development of the country and its regions at the present stage. We note the position of local self-government at the junction of many areas of scientific knowledge, it is determined that the research of problems of local self-govermnent is often interdisciplinary in nature. The decisive significance of the changes that took place in the political system of Russia, which set the methodological and ideological foundations for scientific research from the late 1980s to the early 2000s, is revealed. As a result of the use of historical-comparative and retrospective research methods in the work, it is possible to establish the main stages in the development of the historiography of local self-government in the period under study, to determine the key problems solved at each of these stages, to identify and interpret the opinion of scientists from various fields of science regarding the problem under study. As the analysis of the historiography of local self-government lias shown, despite the incompleteness of the source base in the late 1980s and early 2000s, it was during this period that fundamental works on local self-government were created, which laid the foundation for subsequent scientific research. We draw conclusions about the need for further study of historiography with the expansion of the range of sources, which will highlight the most promising directions for the development of local self-government and, possibly, will be of practical interest for modern public authorities.
Keywords: historiography, local administration, local government reform, theories of local government, local issues, legal regulation
For citation: Nikitina A. A. Problemy stanovleniya i razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossii v otechestvennoy istoriografii [Problems of the formation and development of local self-government in Russian historiography], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 195, pp. 316-328. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-316-328 (In Russian. Abstr. in Engl.)
Введение. В 1990-е гг. Россия оказалась перед проблемой поиска форм оптимального государственного устройства и была вынуждена практически с нуля создавать современную систему государственного управления. Важной составляющей реформы стала государственная политика по созданию и развитию местного самоуправления. Прогресс ин-
ститута местного самоуправления в России продолжается на протяжении трех десятилетий, но и сегодня не достиг в своем развитии идеального состояния. Дальнейшее его совершенствование является необходимым условием для успешного социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных территорий. В этой связи край-
не важным и востребованным видится изучение уже накопленного исторического опыта становления и развития местного самоуправления в России.
Целью исследования является анализ отечественной историографии местного самоуправления в период с конца 1980-х до начала 2000-х гг. Данный период можно определить как наиболее приближенный к современности и, несомненно, влияющий на практику современного местного самоуправления. Цель исследования предполагает решение ряда задач: во-первых, установить основные этапы развития историографии местного самоуправления, во-вторых, выявить ключевые проблемы, решаемые на каждом из этих этапов, в-третьих, определить мнения ученых различных областей научного знания о проблемах становления и развития местного самоуправления в исследуемый период. Для решения поставленных задач применяются историко-сравнительный, ретроспективный и формально-логический методы исследования, позволяющие обнаружить и всесторонне интерпретировать взгляды ученых относительно изучаемой проблемы.
Целесообразно систематизировать историографию исследуемого периода, выделив два хронологических этапа: советский этап -до октября 1993 г., когда была ликвидирована система Советов народных депутатов; конец 1993 - начало 2000 г. - этап поиска оптимального устройства местного самоуправления в России. Деление историографии по этапам и научным направлениям позволяет проследить изменения взглядов ученых на проблемы местного самоуправления на каждом из этапов.
Советский этап отечественной историографии проблем местного самоуправления. В советские годы в основу организации местной власти был положен принцип единства Советов как органов государственной власти. Управление в Советском Союзе осуществлялось через разветвленную сеть Советов народных депутатов, объединенных в единую систему власти от местных Советов до Верховного Совета СССР. В середине
1980-х гг. стала очевидна необходимость модернизации советской политической системы. Идея совершенствования социализма, преобладавшая в начале перестройки, дала определенный импульс к обновлению системы Советов и к оживлению научного интереса к данной проблематике со стороны правоведов и представителей других наук. Идеи модернизации отражены в работах С.А. Ава-кяна, Г.В. Барабашева, Р.Ф. Васильева, Е.М. Ковешникова, К.Ф. Шеремета и др. [1-3]. В попытке вывести из наступающего кризиса советскую политическую систему Ю.А. Тихомиров разработал концепцию социалистического самоуправления народа [4]. Такая демократическая система политической власти определяла первостепенную задачу развития советского государства в активном включении трудящихся в осуществление самоуправления на всех уровнях власти и во всех сферах общественной жизни.
В середине 1980-х гг. возрос научный интерес к исследованию зарубежного опыта местного самоуправления. Так, В.А. Баранчиков проводил исследования организации местного самоуправления Великобритании, В.В. Бату-ренко интересовался устройством местного самоуправления Японии, И.М. Вайль исследовал органы местной власти США и т. д. [5].
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в советской историографии возник широкий научный интерес к проблемам теории, истории и современной практики местного самоуправления. Популярными темами в научных публикациях стали попытки решить крайне сложные проблемы определения главных направлений реформы системы местных Сов е-тов. Данной проблематике посвящены работы Г.В. Дыльнова, B.C. Основинаи др. [6; 7].
В научные публикации тех лет вернулась проблема изучения природы местного самоуправления, что было обусловлено неопределенной принадлежностью Советов. Если раньше двойственная природа советского самоуправления считалась сильной стороной советской системы, свидетельствующая о ее демократизме, то к началу 90-х гг. XX века пришло понимание о необходимости устра-
нения существующих противоречий . Споры о государственной и общественной природе советского местного самоуправления прослеживаются в исследованиях М.А. Краснова, О.В. Орловой и др. [8; 9]. Исследователи B.C. Кашо и В.Т. Прохоров, продолжая развивать концепцию социалистического самоуправления народа, видели возможность преобразования Советов в активном включении в систему местного самоуправления органов общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления [10].
Важными проблемами в историографии начала 90-х гг. XX века являлись проблемы разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, местными администрациями и Советами - с другой, партийными органами и Советами - с третьей. Данной тематике посвящены исследования А.Я. Сливы, Н.В. Постового и др. [11-12]. Так, Г.В. Барабашев считал, что передача Советам народных депутатов широких прав с одновременным «переходом от коллегиальной формы исполнительной деятельности к принципу единоначалия в руководстве местным исполнительным аппаратом» является важным преимуществом советской системы взаимоотношений представительных и исполнительных органов местной власти. Ученый полагал, что определение самостоятельных полномочий и компетенций для всех ветвей местной власти снизит вероятность конфликтов между Советами народных депутатов и органами местной администрации [13, с. 36-38].
Следует отметить, что в научной среде в течение длительного времени преобладала идея полновластия местных Советов. Считалось, что укреплению их положения будут способствовать вновь принятые законы - Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» 1990 г. и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» определял понятие «местное самоуправление», устанавливал принципы и рамки его осуществления. Нормы
данного закона впервые разделяли советскую систему управления на две подсистемы -государственную власть и местное самоуправление. Некоторые ученые, к примеру, Г.В. Барабашев и В.А. Кряжков считали, что положения законов смогут создать «условия для децентрализации власти и утвердят демократические начала самоуправления» в Советском Союзе [14, с. 7]. Однако в процессе преобразования органов местного самоуправления все чаще возникали трения и конфликты между местными Советами и главами местных администраций. Причиной тому являлась неурегулированность вопросов разграничения их полномочий и компетенций. В этой связи в работах С.П. Друга-нова и других исследователей актуализировались вопросы несоответствия системы местных Советов принципам местного самоуправления [15].
Научная дискуссия о жизнеспособности Советов народных депутатов как органов местного самоуправления разворачивалась в 1991-1993 гг. в условиях противостояния между исполнительной властью в лице президента Б.Н. Ельцина и законодательной властью в лице Верховного Совета РСФСР. Так, Н.В. Постовой был убежден, что для сохранения жизнеспособности системы Советов первостепенно необходимо определить экономические основы местного самоуправления [16]. Принципы формирования бюджетно-финансовых основ местного самоуправления выделились в отдельный предмет научного исследования в работах С.А. Авакья-на, Г.В. Барабашева и др. [17]. В дискуссии ученых затронут важнейший нерешенный вопрос муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления.
В научно-аналитических обзорах В.И. Фадеева и П.И. Шлемина была определена первостепенная задача - преобразовать систему местных Советов из органов государственной власти в органы местного самоуправления [18]. Мнение ученых получило поддержку практиков. На созванном в июне 1993 г. Конституционном совещании представителями местного самоуправления было выдви-
нуто предложение о необходимости отделения местного самоуправления от органов государственной власти. Принятие таких мер, по замыслу инициаторов, должно было предотвратить возможность давления на органы местного самоуправления со стороны органов государственной власти.
Однако ряд ученых и практиков придерживались противоположных взглядов и высказывали сомнения в дееспособности и самостоятельности местного самоуправления при отсутствии государственной поддержки. К примеру, Г.С. Жуков и Н.Г. Старовойтов не считали необходимым отказываться от системы Советов народных депутатов [19; 20]. В.И. Васильев был убежден, что невозможно «сконструировать местное самоуправление так, чтобы оно было абсолютно свободно от государственной политики» [21, с. 49]. Е.В. Мирошниченко настаивал, что необходимо относиться к местному самоуправлению как к «децентрализованной форме государственного управления, противостоящей Центру в качестве некоего противовеса в вертикали государственного механизма» [22, с. 53].
Таким образом, попытки реформирования системы местных Советов в начале 1990-х гг. подарили новую жизнь концепциям, зародившимся в России еще в XIX веке и адаптированным к новым условиям времени. Так, представители государственной концепции стояли на позициях встраивания местного самоуправления в государственную вертикаль власти. Оппозицию им составляли сторонники общественной теории, сущность которой сводилась к полному отделению местного самоуправления от государства и делегирования ему значительных полномочий в решении вопросов местного значения.
Итоги научных дискуссий по проблемам реформирования системы Советов подведены не были в связи с тем, что в октябре 1993 г. произошли события, поставившие точку в существовании системы Советов народных депутатов во главе с Верховным Советом РСФСР. Таким образом, завершился период
советской историографии проблемой местного самоуправления.
Отечественная историография на этапе поиска оптимального устройства местного самоуправления в России. В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., были закреплены нормы о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, тем самым устанавливались базовые принципы развития местного самоуправления в России как самостоятельного института в системе публичной власти. Такие кардинальные изменения актуализировали огромный пласт вопросов теории и практической реализации новой модели местного самоуправления.
Историография местного самоуправления с конца 1993 по 2000 г. обширна, большинство исследований проблем местного самоуправления в эти годы носили междисциплинарный характер. Огромный вклад в разработку ключевых проблем местного самоуправления внесли правоведы С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, В.И. Васильев, А.Г. Глады -шев, В.В. Тоболин и др. [23-26]. Ученых интересовали общетеоретические и конституционные аспекты организации местного самоуправления в России. В исследованиях предпринимались попытки рассмотреть теоретико-методологические и исторические предпосылки формирования системы местного самоуправления, что было обусловлено необходимостью формирования правоприменительной практики в сфере местного самоуправления. В работах В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной анализировались правовые и организационные вопросы местного самоуправления, определялись особенности организационно-правовых форм [27; 28]. Основными дискутируемыми темами в научных исследованиях являлись проблемы взаимоотношения управления и самоуправления , разграничения полномочий и взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления.
С начала 90-х гг. XX века в исторической науке появляется интерес к изучению истории местного управления и самоуправ-
ления в России. В исследованиях А.Н. Бурова, J1.B. Гильченко, В.В. Еремяна, В.Г. Игнатова, Б.Н. Миронова, М.В. Федорова предпринимаются первые попытки осмысления исторического опыта становления местного самоуправления в России 1990-х гг. [29-32]. Так, Н.В. Постовой в работе «Местное самоуправление: история, теория, практика» попытался восстановить процесс формирования и последующей эволюции органов местного самоуправления от зарождения российской государственности до середины 90-х гг. XX века [33].
В тот же период возрос научный интерес к изучению опыта земств, городских дум дореволюционной России. Основоположником «земского» направления в истории местного самоуправления можно считать А.И. Солженицына, одного из самых ярких представителей идеи народного самоуправления. В исторических исследованиях В.Я. Галкина, H.A. Емельянова, Н.С. Иванова, B.C. Коро-бейникова, J1.E. Лаптевой, А.Ю. Шутова предпринималась попытка провести параллели в организации структуры местного самоуправления с существовавшей в дореволюционной России системой земств [34-36].
В противоположность взглядам представителей «земского» направления развивались взгляды «либеральных» исследователей, настроенные на изучение зарубежного опыта европейской демократии и рассматривающие местное самоуправление как институт гражданского общества. Возможно выделить таких исследователей, как В.И. Лысенко, Н.П. Медведев, А.И. Черкасов, которые в своих работах рассматривали исторический аспект развития местного самоуправления в зарубежных странах [37-39].
Научные исследования, предшествующие Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., фокусировались на важной проблеме реализации конституционных принципов местного самоуправления. Основными вопросами научной дискуссии, как и прежде, оставались проблемы муниципальной реформы, развития взаимоотношений государственного управления
и самоуправления, разделение полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением. Федеральный закон развивал конституционные принципы и являлся важным началом в становлении новой конституционной модели местного самоуправления в России. Многие ученые отмечали его значимость в развитии местного самоуправления [40, с. 17], однако, большинство ученых выступили с критикой в адрес данного закона, указав на его противоречивый характер и отсутствие механизмов реализации конституционных принципов. В.И. Васильев утверждал, что «документ носил расплывчато-рамочный характер, поскольку намечал решение важных вопросов территориального устройства и порядок функционирования местного самоуправления лишь «пунктиром»» [41]. С.А. Авакьян обратил внимание на проблему недостаточной ответственности органов местного самоуправления, предусмотренной нормами закона [42, с. 14].
Во второй половине 1990-х гг. появляются научные исследования, авторы которых ставят перед собой задачу выявить проблемы и противоречия в процессе развития местного самоуправления в России. Так, по мнению исследователей Н.В. Щербаковой и Е.С. Егоровой, реформа местного самоуправления в процессе своего развития сталкивается с рядом существенных проблем, одной из которых является бюрократизация местных органов власти, другой - отсутствие механизмов контроля за их деятельностью со стороны населения [43, с. 81]. Исследователь С.С. Митрохин, изучив законодательное регулирование местного самоуправления в субъектах РФ, пришел к выводу, что успех реформы во многом обусловлен спецификой регионов. Он полагал, что причина, тормозящая муниципальную реформу, заключается в сопротивлении местному самоуправлению региональных сил [44]. Е.И. Колюшин однозначно считал, что «роспуск Советов нанес тяжелый удар по идее местного самоуправления, создал возможность моделирования местного самоуправления сверху, по воле исполнительной власти России» (см.: [43, с. 73]).
Со второй половины 90-х гг. XX века научный интерес к изучению проблем и противоречий в процессе развития местного самоуправления стал расширяться в регионах РФ. В 1996 г. была опубликована коллективная монография «Региональные особенности местного управления и самоуправления», где на материалах Ростовской области рассмотрен процесс принятия и реализации законов, регулирующих местное самоуправление. В коллективном исследовании «Местное самоуправление: Региональный аспект» анализировалось состояние регионального законодательства в области местного самоуправления в различных субъектах РФ1. Рост научного интереса к исследованию региональной специфики обусловлен тем, что государственное устройство России как федерации не имеет единой системы местного самоуправления, выстроенной по определенному образцу, что позволяет реализовать множество различных вариантов организации местного самоуправления на территориях ее субъектов. Вопросам взаимодействия региональных органов власти с органами местного самоуправления посвящал работы В.Г. Игнатов и др. [45].
Таким образом, к рубежу ХХ-ХХ1 веков в отечественной науке складывается обширный диапазон исследований местного самоуправления, которые охватывают широкий пласт проблем. Так, в работах историков Л.Ф. Писарьковой, А.Б. Каменского и других рассматривается история развития самоуправления в России до 1917 г. без попытки провести исторические параллели с развитием местного самоуправления в современный период. По справедливому замечанию Л.Ф. Писарьковой, самоуправление является историческим процессом, имеющим «временные и национальные особенности» в своем развитии. Тем самым нет необходимости относить исторический процесс развития самоуправления в России к европейскому пути, также как и не стоит искать корни современного самоуправления в далеком земстве [46].
1 Местное самоуправление: Региональный аспект. Институт государства и права РАН. М.: Изд-во РАН, 1998.
В экономической науке развился научный интерес к проблемам формирования местных бюджетов, муниципальной собственности, финансовым проблемам муниципальных образований . В работах экономистов А.Д. Барского, А.Н. Данкова, М.П. Микулина активно исследовались проблемы межбюджетных отношений, местного налогообложения [47]. В практических исследованиях экономического толка Е.Г. Анимицы, В.Н. Лек-сина, А.Т. Тертышного, А.Н. Швецова содержится количественный сравнительный анализ показателей социально-экономического развития различных городов России [48; 49].
В конце 1990-х гг. к исследованию проблем местного самоуправления активно подключились социологи. В работах В.И. Быст-ренко, И.В. Мерсияновой, Г.Н. Москаленко, Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветковой и других ра з-вивались общественные теории местного самоуправления. Социальный институт местного самоуправления рассматривался как необходимый ресурс общественного развития и фактор формирования в России гражданского общества [50; 51].
В исследованиях проблем местного самоуправления в конце 1990-х гг. преобладают работы политико-правового характера. Представителями юриспруденции, к примеру, И.В. Постовым разрабатывались конституционно-правовые аспекты местного самоуправления [52]. Создавалась научная и учебная литература по новой отрасли научного знания - муниципальному праву [53]. С целью формирования системы эффективного управления создавалось большое количество научной и учебной литературы по муниципальному управлению, муниципальному менеджменту [54].
Заключение. Подводя итог изучению отечественной историографии местного самоуправления в период с конца 1980-х до начала 2000-х гг., следует отметить, что научные исследования советского периода имеют существенные методологические и идеологические отличия от тех, что публиковались после 1993 г. Такая ситуация обусловлена радикальными переменами, проис-
ходившими в политической системе и государственном устройстве России и повлиявшими на науку в целом. Научные исследования и публикации, вышедшие в 1990-е гг., представляют собой первые попытки отечественных ученых взглянуть на проблемы становления и развития местного самоуправления в России. Следует отметить скудность и неполноту источниковой базы научных разработок в начале 1990-х гг., что во многом определило междисциплинарный интерес к исследованию проблем местного самоуправления. Взгляды теоретиков и практиков по различным аспектам проблемы имеют как векторы сближения, так и расхождения в оценках и суждениях. Большинство исследовательских работ по данной тематике в 1990-е гг. носили полемический характер,
однако, именно в данный период создавались фундаментальные труды по местному самоуправлению, заложившие основу для последующих научных изысканий.
Изменение российского законодательства о местном самоуправлении в начале 2000-х гг. определило развитие историографии проблем современной модели местного самоуправления на новом этапе. Дальнейшая разработка проблем развития местного самоуправления в России требует расширения круга источников. Это даст возможность определить наиболее перспективные направления совершенствования института местного самоуправления, что должно представлять практический интерес для современных органов публичной власти.
Список литературы
1. Авакьян С.А., Алехин А.П., Барабашее Г.В., Васильев Р.Ф. Советы народных депутатов и органы государственного управления / отв. ред. Г.В. Барабашев, Ю.М. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Барабашее Г.В., Старовойтов Н.Г., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М.: Юрид. лит., 1987.
3. КовешниковЕМ. Партии, Советы, ускорение. М.: Юрид. лит., 1987.
4. Тихомиров ЮА. Социалистическое самоуправление народа. М.: Знание, 1987.
5. Барабашее Г.В., Баранчиков ВА., Батуренко В.В., Вайль ILM Местные органы в политической системе капитализма / отв. ред. Г.В. Барабашев, В.А. Туманов. М.: Наука, 1985.
6. Дыльнов Г.В. Советы народных депутатов в условиях перестройки / отв. ред. Ю.А. Макаров. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.
7. Основин B.C. Советская представительная система: вопросы теории и перестройки. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991.
8. Краснов МА. Местное самоуправление: государственное или общественное // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 81-89.
9. Орлова О.В. Домовые, уличные и квартальные комитеты (организационно-правовые аспекты деятельности) // Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985. С. 7690.
10. Кашо B.C., Прохоров В.Т. Органы территориального общественного самоуправления // Государство и право. 1992. №7. С. 46-53.
11. Слива А.Я. Пора возвращаться в мир. От системы Советов к парламентаризму и местному самоуправлению // Народный депутат. 1992. № 2. С. 56-66.
12. Постовой П.В. Четко разграничить функции. К разработке республиканского законодательства о местном самоуправлении // Народный депутат. 1991. № 4. С. 19-26.
13. Барабашев Г.В. Совет и мэр в «упряжке» самоуправления // Народный депутат. 1991. № 11. С. 36-38.
14. Барабашев Г.В., Кряжков ВА. Самоуправление. В начале пути // Народный депутат. 1990. № 14. С. 6-11.
15. Друганов С.П. Общественное самоуправление: российский вариант // Народный депутат. 1990. № 17. С. 58-60.
16. Постовой П.В. Экономическая основа местного самоуправления // Советское государство и право. 1990. № 11. С. 15-22.
17. Авакьян С.А., Барабашее Г.В. Внебюджетные фонды//Народный депутат. 1990. № 15. С. 35-43.
18. Фадеев В.II., Шлемин ПЛ. Местное самоуправление: российский вариант. Научно-аналитические обзоры/ отв. ред. Е.В. Алферов. М.: Изд-во РАН, 1993.
19. Жуков Г. С. С кем в конфликте Попов и Собчак, или кто и почему ставит крест на Советах // Народный депутат. 1992. № 3. С. 23-30.
20. Старовойтов Н.Г. Реформировать Советы надо, но отказываться от них - нет // Народный депутат. 1992. № 13. С. 27-32.
21. Васильев В.II Советы или муниципалитеты? // Народный депутат. 1991. № 16. С. 47-54.
22. Мирошниченко Е.В. Шаги к самоуправлению // Народный депутат. 1992. № 17. С. 51-56.
23. Васильев В.II. Готовится важнейший закон. Не допустить бы ошибок // Российская Федерация. 1994. № 13. С. 14-17.
24. Барабашее Г.В. Местное самоуправление. М.: Изд-во МГУ, 1996.
25. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М.: Славянский диалог, 1996.
26. Тоболин В.В. Право муниципального управления. М.: ЭЛИТ, 1997.
27. Фадеев В.II. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации. М.: Изд-во РАН, 1994.
28. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
29. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: история и современные муниципальные образования: дис. ... д-ра ист. наук. Волгоград, 2000.
30. Гильченко Л.В. Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России. М.: Первый печатный двор, 1998.
31. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (ХП-ХХ в.). М.: Изд-во РУДН, 1999.
32. Игнатов В.Г. Становление государственного и муниципального управления в современной России (1990-е годы). Ростов н/Д.: Изд-во Сев.-Кавк. РАГС, 1998.
33. Постовой П.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: Изд. центр «Федоров», 1995.
34. Галкин В.Я., Иванов НС. Из истории Московской городской думы // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 4. С. 45-64.
35. Емельянов П.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула: ТИГИМУС, 1996.
36. Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М.: Изд-во РАГС, 1999.
37. Местное самоуправление в зарубежных странах / отв. ред. Н.П. Медведев. М.: Юрид. лит., 1994.
38. Черкасов А.II. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М.: Изд-во РАН, 1994.
39. Лысенко В.II. Выборы и представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80-90 годов. М.: Наука, 1994.
40. Чинарихина Г.Г. Концепция Федерального закона о местном самоуправлении в преломлении практического опыта//Власть. 1995. № 11. С. 16-22.
41. Васильев В.II. Местное самоуправление. М.: Юринформцентр, 1999.
42. Авакьян С.А. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: вопросы реализации // Проблемы реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 5-15.
43. Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1996. 99 с.
44. Митрохин С.С. Местное самоуправление: аргументы, проблемы, мифы // Местное самоуправление: теория и практика. 1997. С. 43-52.
45. Игнатов В.Г. Региональные особенности местного управления и самоуправления. Ростов н/Д.: Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк„ 1996. 99 с.
46. Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ : обычай, повинности, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-27; № 3. С. 25-29.
47. Барский А.Д., Данков A.H., \Инсулин МП. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. 1999. № 3. С. 33-41.
48. Анимица Е.Г., Тертыишый А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.
49. Лексин В.Н., Швецов А.П. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: в 5 т. М.: Эдиториал, 2000. Т. 1. 992 с.
50. Быстренко В.II., Мерсиянова II.В., Москаленко Г.И. Азбука самодеятельности: социальные, исторические и правовые страницы. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001.
51. Тощенко Ж. Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1997. № 6. С. 109-119.
52. Постовой П.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М.: Юриспруденция, 1999.
53. Кутафин О.Е., Фадеев В.II. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 1997.
54. Бакушев В.В., Ивановский В.А., Молчанова Л.А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М.: Сварог и Ко, 1998.
References
1. Avakyan S.A., Alekhin А.Р., Barabashev G.V., Vasilyev R.F. Sovetv narodnvkh deputatov i organv gosu-darsh'eimogo upravleniya [Councils of People's Deputies and Government Authorities]. Moscow, Lomono-sov Moscow State University Publ., 1987. (In Russian).
2. Barabashev G.V., Starovoytov N.G., Sheremet K.F. Sovetv narodnvkh deputatov na etape sovershensh'ovaniva sotsializma [Councils of People's Deputies at the Stage of Improving Socialism], Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1987. (In Russian).
3. Koveshnikov Y.M. Partii, Sovetv, uskoreniye [Parties, Councils, Acceleration], Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1987. (In Russian).
4. Tikhomirov Y.A. Sotsialisticheskoye samoupravleniye naroda [Socialist Self-Govermnent of the People]. Moscow, Znaniye Publ., 1987. (In Russian).
5. Barabashev G.V., Baranchikov V.A., Baturenko V.V., Vayl I.M. Mestnvve organv v politicheskoy sisteme kapitalizma [Local Bodies in the Political System of Capitalism], Moscow, Nauka Publ., 1985. (In Russian).
6. Dylnov G.V. Sovetv narodnvkh deputatov v uslovivakh perestroyki [Councils of People's Deputies in the Context of Perestroika]. Saratov, Saratov State University Publ., 1990. (In Russian).
7. Osnovin V.S. Sovetskava predstm'itel 'nava si sterna: voprosv teorii i perestroyki [The Soviet Representative System: Issues of Theory and Perestroika]. Voronezh Voronezh State University Publ., 1991. (In Russian).
8. Krasnov M.A. Mestnoye samoupravleniye: gosudarstvennoye ili obshchestvennoye [Local self-government: state or public]. Sovetskove gosudarsh'o i pravo [Soviet State and Law], 1990, no. 10, pp. 81-89. (In Russian).
9. Orlova O.V. Domovyye, ulichnyye i kvartal'nyye komitety [Household, street and quarter committees]. Obshchest\>ennvye organizatsii i organv obshchest\>ennov samodevatel 'nosti [Public Organizations and Bodies of Public Initiative]. Moscow, 1985, pp. 76-90. (In Russian).
10. Kasho V.S., Prokhorov V.T. Organy territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya [Bodies of territorial public self-government]. Gosudarsh'o ipravo [State and Law], 1992, no. 7, pp. 46-53. (In Russian).
11. Sliva A.Y. Pora vozvrashchat'sya v mir. Ot sistemy Sovetov k parlamentarizmu i mestnomu samoupravle-niyu [It's time to go back to the world. From the system of Soviets to parliamentarism and local self-government]. Narodnvv deputat. 1992, no. 2, pp. 56-66. (In Russian).
12. Postovoy N.V. Chetko razgranichit' funktsii. К razrabotke respublikanskogo zakonodatel'stva о mestnom samoupravlenii [Towards the development of republican legislation on local self-government]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1991, no. 4, pp. 19-26. (In Russian).
13. Barabashev G.V. Sovet i mer v «upryazhke» samoupravleniya [Council and mayor in the "team" of self-government]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1991, no. 11, pp. 36-38. (In Russian).
14. Barabashev G.V., Kryazhkov V.A. Samoupravleniye. V nachale puti [Self management. At the start of the road]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1990, no. 14, pp. 6-11. (In Russian).
15. Druganov S.P. Obshchestvennoye samoupravleniye: rossiyskiy variant [Public self-government: the Russian version], Narodnvv deputat [People's Deputy], 1990, no. 17, pp. 58-60. (In Russian).
16. Postovoy N.V. Ekonoinicheskaya osnova mestnogo samoupravleniya [The economic basis of local self-government]. Sovetskove gosudarsh'o ipravo [Soviet State and Law], 1990, no. 11, pp. 15-22. (In Russian).
17. Avakyan S.A., Barabashev G.V. Vnebyudzhetnyye fondy [Extra-budgetary funds]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1990, no. 15, pp. 35-43.'(InRussian).
18. Fadeyev V.I., Shlemin P.I. Mestnoye samoupravleniye: rossiyskiy variant. Nauchno-analiticheskive obzorv [Local Self-Government: the Russian Version. Scientific and Analytical Reviews]. Moscow, Russian Academy of Science Publ., 1993. (In Russian).
19. Zhukov G.S. S kem v konflikte Popov i Sobchak, ili kto i pochemu stavit krest na Sovetakh [Who is in conflict with Popov and Sobchak, or who and why puts an end to the Soviets]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1992, no. 3, pp. 23-30. (In Russian).
20. Starovoytov N.G. Refonnirovat' Sovety nado, no otkazyvat'sya ot nikh - net [It is necessary to reform the Soviets, but not to abandon them], Narodnvv deputat [People's Deputy], 1992, no. 13, pp. 27-32. (In Russian).
21. Vasilyev V.I. Sovety ili munitsipalitety? [Councils or municipalities?]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1991, no. 16, pp. 47-54. (In Russian).
22. Miroshnichenko Y.V. Shagi k samoupravleniyu [Steps to self-government]. Narodnvv deputat [People's Deputy], 1992, no. 17, pp. 51-56. (In Russian).
23. Vasilyev V.I. Gotovitsya vazhneyshiy zakon. Ne dopustit' by oshibok [The most important law is being prepared. To prevent mistakes]. Rossivskava Federatsiva [Russian Federation], 1994, no. 13, pp. 14-17. (In Russian).
24. Barabashev G.V. Mestnoye samoupravleniye [Local Self-Govermnent]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1996. (In Russian).
25. Gladyshev A.G. Pravovyve osnovy mestnogo samoupra\>leniva [Legal Foundations of Local Self-Government]. Moscow, Slavyanskiy dialog Publ., 1996. (InRussian).
26. Tobolin V.V. Pravo munitsipal'nogo upravleniya [The Right of Municipal Government]. Moscow, ELIG Publ., 1997. (In Russian).
27. Fadeyev V.I. Predstavitel 'nyye i ispolnitel 'nyye organv vlasti v si stem e mestnogo samouprm'leniva Rossiv-skov Federatsii [Representative and Executive Authorities in the System of Local Self-Government of the Russian Federation], Moscow, Russian Academy of Science Publ., 1994. (In Russian).
28. Shugrina Y.S. Munitsipal 'noye pravo [Municipal Law]. Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 1995. (In Russian).
29. Burov A.N. Mestnoye samoupravleniye v Rossii: istoriva i sovremennyye munitsipal'nyve obrazovaniya: dis. ... d-ra ist. nauk [Local Self-Government in Russia: History and Modern Municipalities. Dr. hist. sci. diss.]. Volgograd, 2000. (InRussian).
30. Gilchenko L.V. Mestnoye samoupravleniye: dolgove voz\'rashcheniye: Stanovlenive mestnogo samouprm'leniva v Rossii [Local Self-Government: Long Return: Formation of Local Self-Government in Russia]. Moscow, First Publishing House Publ., 1998. (In Russian).
31. Yeremyan V.V., Fedorov M.V. Istoriva mestnogo samoupravleniya v Rossii (XII-XX v.) [The History of Local Self-Government in Russia (12th-20th Centuries)]. Moscow, RUDN University Publ., 1999. (In Russian).
32. Ignatov V.G. Stanovlenive gosudarst\>ennogo i munitsipal'nogo upravleniya v sovremennov Rossii (1990-ye godv) [Formation of State and Municipal Government in Modern Russia (1990s)]. Rostov-on-Don, North Caucasus Russian Academy of Public Administration Publ., 1998. (In Russian).
33. Postovoy N.V. Mestnoye samoupravleniye: istoriva, teoriva, praktika [Local Government: History, Theory, Practice]. Moscow, Publishing Center "Fedorov", 1995. (In Russian).
34. Galkin V.Y., Ivanov N.S. Iz istorii Moskovskoy gorodskoy dumy [From the history of the Moscow City Duma]. Sotsial 'no-gumanitarnyye znaniya [Social and Humanitarian knowledge], 1997 no. 4, pp. 45-64. (In Russian).
35. Yemelyanov N.A. Mestnoye samoupravleniye v dore\>olyutsionnov Rossii [Local government in Pre-Revolutionary Russia], Tula, TIGIMUS Publ., 1996. (InRussian).
36. Lapteva L.Y., Shutov A.Y. Iz istorii zemskogo, gorodskogo i soslovnogo samoupravleniya v Rossii [From the History of Zemstvo, City and Estate Self-Govermnent in Russia]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publ., 1999. (In Russian).
37. Medvedev N.P (executive ed.). Mestnoye samoupravleniye v zarubezhnykh stranakh [Local Government in Foreign Countries]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1994. (In Russian).
38. Cherkasov A.I. Organy mestnogo samouprm'leniya v zarubezhnykh stranakh: sra\'nite\'noye issledovanive [Local Governments in Foreign Countries: a Comparative Study]. Moscow, Russian Academy of Science Publ., 1994. (In Russian).
39. Lysenko V.I. Vyborv i predstavitel'nyye organy v novov Yevrope: politicheskiv opvt i tendentsii 80-90 godov [Elections and Representative Bodies in New Europe: Political Experience and Trends of the 80-90s], Moscow, NaukaPubl., 1994. (InRussian).
40. Chinarikhina G.G. Kontseptsiya Federal'nogo zakona o mestnom samoupravlenii v prelomlenii prakti-cheskogo opyta [Concept of the Federal Law on Local Self-Government in Refraction of Practical Experience]. Vlast' [Authority], 1995, no. 11, pp. 16-22. (InRussian).
41. Vasilyev V.I. Mestnove samoupravleniye [Local government]. Moscow, Yurinformtsentr Publ., 1999. (In Russian).
42. Avakyan S.A. Federalnyy zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Ros-siyskoy Federatsii»: voprosy realizatsii [Federal Law "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation": implementation issues]. Problemy realizatsii Federal'nogo zakona «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samouprm'leniya v Rossivskov Federatsii» [Problems of Implementation of the Federal Law "On General Principles of Organization of Local Self-Govermnent in the Russian Federation"]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1996, pp. 5-15. (In Russian).
43. Shcherbakova N.V., Yegorova Y.S. Mestnove samoupravleniye v Rossii: teoriva i praktika [Local Self-Government in Russia: Theory and Practice]. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 1996, 99 p. (In Russian).
44. Mitrokhin S.S. Mestnoye samoupravleniye: argumenty, problemy, mify [Local government: arguments, problems, myths]. Mestnoye samoupravleniye: teoriva ipraktika [Local Government: Theory and Practice], 1997, pp. 43-52. (In Russian).
45. Ignatov V.G. Regional'nyye osobennosti mestnogo upravleniya i samouprm'leniya [Regional Features of Local Government and Self-Government]. Rostov-on-Don, North Caucasus Russian Academy of Public Administration Publ., 1996. (In Russian).
46. Pisarkova L.F. Razvitiye mestnogo samoupravleniya v Rossii do velikikh reform: obychay, povinnosti, pravo [Development of local self-government in Russia before the great reforms: custom, duties, law]. Ote-chesh'ennava istoriva [National History], 2001, no. 2, pp. 3-27, no. 3, pp. 25-29. (In Russian).
47. Barskiy A.D., Dankov A.N., Mikulin M.P. Finansovaya baza mestnogo samoupravleniya [Financial base of local self-government]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 1999, no. 3, pp. 33-41. (In Russian).
48. Animitsa Y.G., Tertyshnyy A.T. Mestnoye samoupravleniye: istoriva i sovremennost' [Local Self-Government: History and Modernity]. Yekaterinburg, Ural State Economic University Publ., 1998. (In Russian).
49. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Munitsipal'naya Rossiya: Sotsial'no-ekonomicheskava situatsiva, pravo, sta-tistika: v 5 t. [Municipal Russia: Socio-Economic Situation. Law, Statistics: in 5 vols.]. Moscow, Editorial Publ., 2000, vol. 1, 992 p. (In Russian).
50. Bystrenko V.I., Mersiyanova I.V., Moskalenko G.N. Azbuka samodevatel'nosti: sotsial'nyye, istoricheskive i pravovvve stranitsv [The ABC of Amateur Performance: Social, Historical and Legal Pages]. Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2001. (In Russian).
51. Toshchenko Z.T., Tsvetkova G.A. Mestnoye samoupravleniye: problemy stanovleniya (opyt sotsiologi-cheskogo analiza) [Local self-government: problems of formation (experience of sociological analysis)]. Sotsiologicheskive issledovaniva [Sociological Research], 1997, no. 6, pp. 109-119. (In Russian).
52. Postovoy N.V. Pravovove regulirovaniye osnov i kompetentsii mestnogo samouprm'leniya v Rossii [Legal Regulation of the Foundations and Competence of Local Self-Govermnent in Russia]. Moscow, Yurispru-dentsiya Publ., 1999. (In Russian).
53. Kutafin O.Y., Fadeyev V.l. MunitsipaVnoye pravo Rossiyskov Federatsii [Municipal Law of the Russian Federation], Moscow, Yurist Publ., 1997. (InRussian).
54. Bakushev V.V., Ivanovskiy V.A., Molchanova L.A. Gorodskove upravlenive i samoupravleniye v Rossii: evolyutsiva stolichnogo opvta [Urban Governance and Self-Governinent in Russia: Evolution of the Capital Experience]. Moscow, Svarogand Co. Publ., 1998. (InRussian).
Информация об авторе
Никитина Анна Алексеевна, аспирант, кафедра истории государственного и муниципального управления, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0001-7339-8580, а1ташШпа.78(й)таП.ги
Статья поступила в редакцию 23.09.2021 Одобрена после рецензирования 21.10.2021 Принята к публикации 12.11.2021
Information about the author
Anna A. Nikitina, Post-Graduate Student, History of State and Municipal Administration Department, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-7339-8580, aimanikitina.78iS>mail.ra
The article was submitted 23.09.2021 Approved after reviewing 21.10.2021 Accepted for publication 12.11.2021