ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
А.И. Мустафина, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10819
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные принципы, на основе которых проводятся государственные закупки, также затрагивается и сам механизм проведения государственных закупок. Анализируются мнения известных авторов о важности развития общественного контроля в современной России. Приводятся результаты общественного мнения по вопросу осведомленности проведения процедуры общественного контроля. Описываются проблемы, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств. В статье рассматривается, как отсутствие контроля и, следовательно, возникающие нарушения в данной сфере влияют на федеральный бюджет и всю социально-экономическую политику.
Ключевые слова: общественный контроль, государственные закупки, сомнительные закупки, коррупция, недобросовестная конкуренция.
Важнейшим инструментом становления гражданского и правового общества, экономики страны, инфраструктуры являются государственные закупки. С их помощью Россия стремиться стать социальным государством. Посредством контроля государственных закупок увеличивается ответственность жителей, наблюдающих и стабилизирующих работу субъектов, распоряжающихся общенародными средствам, они сами принимают решение, что делать в той или иной ситуации: проконтролировали - заказ выполнили хорошо и за рациональную стоимость, а если оставили закупку без внимания - выполнили недостаточно хорошо и за неприемлемую цену. Помимо этого, контроль предоставляет возможность гражданам принимать участие в становлении малого и среднего бизнеса. За общественным контролем следует формирование и развитие демократии, комфорт в применении государственных услуг и имущества, улучшение качества жизни последующих поколений. По этой причине вовлечение в общественный контроль большего количества граждан в настоящее время особенно актуально, в связи со сформировавшейся социально-экономической ситуацией.
На данный момент в научной литературе существует огромное количество определений общественного контроля. Обратимся к некоторым из них.
Значимость общественного контроля подтверждает Ю.И. Исаков. Он указывает, что общественный контроль - это одно из направлений жизнедеятельности гражданского общества, которое является важной составляющей системы сдержек и противовесов, а также обеспечивает прочность работы государственной машины.
С точки зрения А.И. Лапшиной общественный контроль базируется на необходимости обеспечения соблюдения общепризнанных социальных норм и ценностей. При этом он ориентирован на преобразование с нормативной системой фактической деятельности государственного аппарата и осуществляется следующими субъектами: граждане и их объединения, негосударственные организации и прочие институты гражданского общества, воздействие на формирование и работу которых государство оказывать никак не должно [4].
Существуют некоторые проблемы эффективности общественного контроля в государственных закупках:
- скепсис общества в результативность данного института;
- отсутствие правового механизма его реализации.
С целью исследования общественного мнения о потенциалах общественного контроля, а кроме того установление степени доверия к данному институту нами было проведено социологическое исследование среди различных категорий граждан, которое показало, что около 90% опрошенных никогда не участвовали в общественных объединениях или контроле госзакупок, так и различных законопроектов; 5% даже не слышали о возможностях наблюдения за процессом госзакупок; 3% затруднились ответить. Важно отметить, что лишь 2% опрошенных принимали участие в данном виде деятельности.
Достаточно большое количество граждан не знают о контроле и не принимают в нем участия. По нашему мнению, у граждан к данной процедуре присутствует недоверие из-за ее непрозрачности [7].
Госзакупки являются основным показателем уровня коррупции [5]. В целях избегания негативных проявлений заключение контракта по предварительному сговору следует соблюдать следующие принципы:
1) все поставщики участвующие в конкурсе, должны обладать равными правами;
2) товары и услуги должны приобретаться за минимальную возможную сумму;
3) должна вестись конкретная отчетность по всем этапам закупок;
4) должна быть опубликована как вся информация о ходе, так и об итогах проведения торгов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок [3].
В соответствии с последним пунктом граждане могут отслеживать все покупки, сделанные органом государственной власти, а также предъявлять претензии, отслеживать предложения потенциальных исполнителей, изучать их репутацию, а также требовать отказа, если контракт хотят заключить с компанией, находящейся в списке недобросовестных исполнителей.
Большое внимание стоит обратить качеству заказанных товаров, работ или услуг, так как имеют место быть ситуации,
когда заказчик позиционирует услугу качественной, а по факту заказ оказывается не качественным. Граждане обладают правом добиваться внесения данных исполнителей в определенный черный список, а на власти подавать жалобу за ненадлежащее использование бюджетных средств.
В России создаются общественные объединения, которые следят за экономической обоснованностью закупок, их качеством, также за их проведением, с целью недопущения коррупции, недобросовестной конкуренции. На данный момент существует много примеров из судебной практики применения и не применения общественного контроля. В пример можно привести проект - организация «За честные закупки» от ОНФ. Например, в 2017 г. в Приморском крае закупка квартиры стоимостью 8 млн рублей для судьи была отнесена к категории сомнительных. Экспертиза на соответствие установленным требованиям была инициирована Приморским отделением ОНФ, было установлено соответствие квартиры критериям роскоши. Данные по закупке были переданы в Верховный суд РФ, который признал аукцион несостоявшимся [1].
На сайте госзакупок большое количество примеров, согласно которым Федеральная антимонопольная служба выдвинула предписание о расхождении закупок со стандартами законодательства. В случае установления закупки как подозрительной, необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Кроме того допустимо подать жалобу в прокуратуру, направить заявку в ОНФ, а они в свою очередь передадут обращение далее по инстанциям. Между тем Счетная палата Российской Федерации проводит ежегодный мониторинг нарушений в сфере государственных закупок [6].
По результатам общественного обсуждения крупнейших государственных заказов в 2017 г. было отменено заключение около 20 госконтрактов на общую сумму 50 млрд руб. В 2016 г. ОНФ проектом «За честные закупки» выявило 250 сомнительных заявок на общую сумму свыше 60 млрд рублей. За 2016-2017 гг. прокуратура
устранила 150000 нарушений, привлекла к ответственности 35000 лиц [2].
Мы считаем, что следует в средних и старших классах проводить факультативные занятия, на которых бы рассказывали об их правах и возможностях, которые могут изменить их жизнь к лучшему.
Можно сделать вывод, что общественный контроль - это необходимость, которая дает возможность сэкономить денежные средства России, а также увеличить количество рабочих мест, искоренить коррупцию. Однако на практике видно, что этого не происходит в связи с тем, что методы контроля, которые существуют на сегодняшний день не дают возможность контролировать весь процесс закупок.
В РФ отсутствует полноценный инсти-
нием государственных средств. Гражданам, желающим разобраться в данном вопросе неясно в какие органы обращаться, так как обычному человеку в данном вопросе разобраться крайне тяжело. Граждане не доверяют процедуре госзакупок и эффективности контроля над ней. А министерства и ведомства, ответственные за закупки, развязывают руки коррупции и недобросовестной конкуренции. Общественные объединения не имеют возможности отследить все процессы. В результате вышеуказанного бюджеты Российской Федерации имеют катастрофический дефицит денежных средств, что имеет свое отражение на исполнении различных программах развития и экономике страны в целом.
тут общественного контроля за расходова-
Библиографический список
1. В Приморье отменена сомнительная закупка элитной квартиры для судьи // ZRPRESS.RU: Деловое Интернетиздание Дальнего востока. 2017. URL: http://www.zrpress.rn/politics/primorje_13.07.2017_73285_v-primorjeotmenena-somnitelnaja-zakupka-elitnoj -kvartiry-dlj a-sudj i.html.
2. Генеральная прокуратура выявила нарушения в сфере госзакупок на всех уровнях // РосТендер. 2017. URL: http://bankovskayagarantiya.ru/novosti/narusheniya_v_sfere_goszakupok_na_vseh_urovnyah/.
3. Государственные закупки // Financial Guide: Интернет-издание. URL: http://www.financialguide.ru/encyclop edia/ goszakupki.
4. Лапшина А.И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. 2014. №2. С. 136-140.
5. Лапшина А.И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. 2014. №2. С. 129.
6. Официальный сайт Счетной палаты Российской федерации. URL: http://audit.gov.ru.
7. Паулов П.А., Понамаренко С.С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки. 2017. №8 (16). С. 427-428.
PROBLEMS OF FORMATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC
CONTROL IN PUBLIC PURCHASES
A.I. Mustafina, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. This scientific article outlines the basic principles. The opinions of famous authors on the importance of the development of public control in modern Russia are analyzed. The results of public opinion on the issue of awareness of public control procedures are presented. Describes the problems associated with inappropriate expenditure of budgetary funds. The article states that the lack of control and, consequently, the presence of violations in this area affect the federal budget and the entire socio-economic policy.
Keywords: public control, government procurement, questionable procurement, corruption, unfair competition.