УДК: 339.972
Е.Г. Шумик, Б.Е. Куприянов
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
В статье указаны основные принципы, по которым проводятся государственные закупки, затронут механизм проведения процедуры государственных закупок. Описана важность развития данного института в реалиях современного Российского государства. Выражено мнение различных авторов о важности общественного контроля в судьбе страны. Приведены примеры эффективности мониторинга госзакупок общественностью, показана статистика нарушений при проведении закупок. В работе сформированы основные типы правонарушений при проведении данной процедуры, оценена эффективность работы контролирующих служб и органов. Показаны критерии выявления сомнительных закупок. Определен уровень конкурентоспособности в сфере госзакупок, эффективность расходования средств на госзакупках. Также сформулирована идея, как можно ускорить развитие гражданского общества и социальной ответственности граждан. Высказаны проблемы законодательства Российской Федерации в области общественного контроля, основные проблемы взаимодействия граждан, общественных структур, юридических лиц с государственными структурами, осуществляющими надзорную деятельность. Также в работе показаны результаты общественного мнения по вопросу осведомленности проведения процедуры общественного контроля в целом, отражен уровень доверия граждан к ней. Описаны проблемы, которые создает нецелевое расходование бюджетных средств. В статье сказано, как отсутствие контроля и следовательно, возникающие нарушения в данной сфере влияют на федеральный бюджет и всю социально - экономическую политику. Обозначены основные повторяющиеся ошибки некоторых министерств и ведомств, рассказано, как и с какой долей успеха они их решали. Новизной исследования является идея введение общественно и жизненно важных факультативов в школы.
Ключевые слова: общественный контроль, государственные закупки, сомнительные закупки, коррупция, недобросовестная конкуренция, школа.
Государственные закупки являются важным инструментом развития гражданского и правового общества, инфраструктуры и экономики страны, ее институтов. Посредством них государство стремится развить конкуренцию, обеспечить оптимальное расходование бюджетных средств, косвенно повышается и уровень жизни населения, что подтверждает курс России на развитие социального государства. Посредством контроля государственных закупок повышается ответственность населения, наблюдающего и регулирующего деятельность субъектов, распоряжающихся народными деньгами, оно само решает в каких условиях жить: проконтролировали - заказ выполнили хорошо и за разумную цену, оставили закупку без внимания - исполнили неудовлетворительно и за неприемлемую стоимость. Кроме того, контроль дает возможность участвовать гражданам в совершенствовании антимонопольной политики, что помогает становлению малого и среднего предпринимательства. Посредством данного механизма население вносит вклад и в регулирование экономической политики -контролируют целевое расходование бюджетных средств. За общественным контролем стоит развитие демократии, комфорт в использовании государственных услуг и имущества, улучшение качества жизни последующих поколений. Поэтому общественный контроль, разъяснение механизмов его проведения и вовлечение в него большего числа населения сейчас актуально, особенно в сложившейся социально-экономической ситуации.
Общественный контроль государственных закупок в РФ необходим для преодоления кризиса доверия общества к власти. Ярким его проявлением являются острые социально-политические конфликты в обществе и отсутствие консенсуса по базовым ценностям. Существенная часть государственных чиновников не желает отказываться от привычной авторитарной системы управления обществом и расширять сферу гражданской автономии, изобретаются новые способы недопущения вмешательства общества в государственные дела, в том числе и в госзакупки, периодически возникают попытки дискредитировать некоторые общественные проекты и движения [1].
Недостаточное развитие гражданского общества и недостаточная открытость государственных структур и проводимых ими процедур подтверждается Индексом открытости правительства в странах мира в 2015 г. World Justice Project. Россия занимает в нем 62 место из 102 с 0,49 пунктами. В то же время развитые страны мира имеют почти вдвое больший показатель: Швеция, Новая Зеландия,
Норвегия - 0,81 пункт (1,2,3 места соответственно), Финляндия - 0,76 пунктов (6 место), Великобритания - 0,74 пункта (8 место), США - 0,73 пункта (11 место). Очевидно, что общественный контроль позволит повысить качество принимаемых нормативно-правовых актов, выявить должностных лиц, ответственных за нарушения действующего законодательства [2; 3].
Согласно подходу К. Поппера, демократическое общество с эффективной рыночной экономикой может работать оптимально лишь при условии, что граждане доверяют друг другу. Однако ничто не приведет к этой цели быстрее, чем доверие к правовым институтам государства и к чиновникам, несущим ответственность за исполнение закона.
В литературе существует множество понятий общественного контроля. Обратимся к некоторым из них, чтобы определить, в каком направлении движется его развитие.
В одном из докладов Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в России указывается, что «общественный контроль представляет собой систему мероприятий и мер, осуществляемых по инициативе граждан, направленных на улучшение качества разрабатываемых, принимаемых и реализуемых властных решений, повышение эффективности деятельности органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций и учреждений с целью соблюсти общепризнанные нормы международного права и национального законодательства указанными органами, организациями и их должностными лицами» [16].
Большинство современных исследователей определили позицию, что общественный контроль -это деятельность прежде всего институтов гражданского общества и отдельных граждан. Она направлена на установление соответствия действий органов государственной власти нормам законодательства, а также на корректирование выявленных отклонений [1].
Важность общественного контроля подтверждает ИИ. Филатов. Ею выражается мнение, что проблема эффективности государственного управления всегда актуальна в российской и мировой практике. Утверждается, что государственные властные институты при отсутствии над ними общественного контроля вырождаются и деградируют. Ю.И. Исакова отмечает, что общественный контроль рассматривается исследователями в качестве одного из направлений жизнедеятельности гражданского общества и важнейшего компонента системы сдержек и противовесов, обеспечивающего стабильность работы государственной машины; он создает иммунитет от коррупции и иных злоупотреблений со стороны власти.
С точки зрения П.Ю. Кузнецовой, гражданское общество в современном теоретическом понимании представляет собой комплекс общественных институтов, обеспечивающих возможности гражданам и их объединениям осуществлять свои интересы и инициативы в отношении деятельности органов государственной и муниципальной власти. Институты гражданского общества возникают во всех сферах общественной жизни в связи с конкретными проблемами государства, региона, муниципального образования. В качестве ключевой проблемы в области государственного и муниципального управления на современном этапе выступает коррупция, в деятельности по противодействию которой государство пытается активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
П.Ю. Кузнецова отмечает, что необходимость коммуникаций государства и гражданского общества в области противодействия коррупции определяется рядом факторов. Во-первых, коррупция является социальным явлением, нарушающим законные интересы общества и государства. Во-вторых, субъектами коррупционных правонарушений могут являться не только государственные и муниципальные служащие, но и граждане, их объединения, организации, следовательно, профилактика коррупции, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению должны осуществляться в непосредственном сотрудничестве с органами власти и институтами гражданского общества [11].
Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, по мнению А.И. Лапшиной, также основан на необходимости обеспечения соблюдения социальных норм и ценностей, ожиданий общества. При этом он направлен на приведение в соответствие с нормативной системой фактической деятельности государственного аппарата и осуществляется такими субъектами, как непосредственно граждане и их объединения, негосударственные организации и другие институты гражданского общества, влияния на создание и деятельность которых государство оказывать не должно. Лишь в некоторых субъектах Российской Федерации, в частности в Пермском крае, предусмотрено создание особого лица, для которого осуществление общественного контроля является
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
единственной целью деятельности - региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей [13].
Теоретики развития гражданского общества считают ключевой характеристикой гражданского контроля активное участие граждан в общественной жизни, для этого необходимо обеспечение равных прав и обязанностей граждан.
Основной целью данной работы является стремление показать, что контролем государственных закупок можно менять свою жизнь к лучшему.
Проблемы эффективности общественного контроля в государственных закупках, с одной стороны, видятся как неверие нашего общества в эффективность этого инструмента, с другой стороны -наблюдается отсутствие правового механизма его реализации.
Для выяснения общественного мнения о возможностях общественного контроля, а также определения уровня доверия к этому институту нами было проведено социологическое исследование среди различных категорий граждан.
ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
«V 2%
4% ____
■ Никогда не принимали участия в общественных обсуждениях или контроле
"Никогдане слышали о возможностях наблюдем ш *а процессом г о сз акт пк
Затруднились ответить
Принимали участие в ^ШЩЩщШШг _ общественных обсужден шх
либо контроле
Рис. 1. Участие граждан в общественном контроле
Так, более 90 % опрошенных никогда не принимали участия в общественных обсуждениях или контроле как самих госзакупок, так и различных законопроектов; 4 % не слышали о возможностях наблюдения за процессом государственных закупок и 4 % затруднились ответить. Необходимо отметить, что лишь 2 % опрошенных принимали участие в данных процессах в какой-либо форме. Но несмотря на это 50 % опрошенных доверяют общественному контролю, примечательно, что в основном это молодые люди до 30 лет. Как видно из исследования, довольно большое количество граждан не знают о процедурах контроля, подавляющее большинство не принимали в нем участия. Среди возможных причин числятся: отсутствие доверия к данной процедуре из-за ее низкой прозрачности, сложность в понимании ее функционирования.
Государственные закупки называют одним из главных в стране индикаторов уровня коррупции, которая является угрозой экономической безопасности любого государства [12]. Закупки охватывают все сферы рынка: это и приобретение медикаментов, покупка автомобилей, строительство и т.д. Во избежание негативных проявлений, таких как коррупция, заключение контракта по предварительному сговору и других, существуют его определенные принципы:
- во-первых, все поставщики, принимающие участие в конкурсе, имеют равные права, равный доступ к информации, равные возможности участия;
- во-вторых, товары и услуги должны приобретаться за минимально возможную сумму, дабы оптимизировать и минимизировать расходы;
- в-третьих, должна вестись полная отчетность по всем этапам и процессам закупок, чтобы обосновать выбор победителя;
- в-четвертых, государственный заказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок [4].
Именно благодаря четвертому пункту граждане могут мониторить и контролировать весь процесс государственных закупок. Они могут отслеживать все покупки, которые делают органы государственной власти для своих нужд и предъявлять претензии в случае излишней роскошности приобретаемого. У людей есть возможность отслеживать предложения потенциальных исполнителей, выяснять их репутацию, и в случае, если контракт хотят заключить с компанией, находящейся в списке недобросовестных исполнителей, требовать отказа от услуг данной фирмы.
Особое внимание стоит уделить качеству заказанных товаров, работ или услуг, так как возможны ситуации, когда заказчик признает услугу качественной, а по факту заказ, к примеру дорога, будет разваливаться на глазах, или срок годности лекарств истекает через неделю с момента их поставки. Не нужно обделять вниманием и заказы на подарки, поскольку часто они очень дорогие и элитные. В подобных и иных случаях граждане вправе добиваться внесения таких исполнителей в черный список, а на власти подавать жалобу за ненадлежащее использование бюджетных средств.
Отслеживать «торги» можно на Интернет-порталах - на сайте государственных закупок, региональных ресурсах, так как они проводятся в открытой форме - в виде тендеров и пр. [5]. Особо предприимчивые граждане могут организовать компанию специально под государственные заказы, в таком случае общественный контроль породит гражданскую предпринимательскую инициативу, что даст учреждениям больший выбор, инициирует рост конкуренции.
Некоторые заказы обязаны проходить процедуру общественных обсуждений, это касается, к примеру, заказов более чем на 1 млрд рублей (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2015 г. № 795), некоторых заказов с единственным участником. По итогам обсуждений заказ может быть вовсе отменен из-за его нецелесообразности или неприемлемых условий.
В целях недопущения коррупции, недобросовестной конкуренции, необоснованной растраты средств в нашей стране созданы общественные объединения, следящие за экономической обоснованностью закупок, их качеством, и беспристрастностью проведения. Соответственно существует некоторая практика и статистика применения и не применения общественного контроля, а также определенные последствия от использования или не использования данного инструмента.
Примером может послужить проект - организация «За честные закупки» от ОНФ. К примеру, в 2015 г. в Приморском крае была отнесена к разряду сомнительных закупка квартиры стоимостью 7 млн 260 тыс. рублей для военной судьи. Экспертиза на соответствие установленным требованиям была инициирована как раз Приморским отделением ОНФ, было установлено соответствие квартиры критериям роскоши. Данные по закупке были переданы в Верховный суд РФ, который признал аукцион несостоявшимся [6].
В 2015 г. при мониторинге электронных аукционов в Приморском крае был выявлен заказ Минобороны (Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий (Восточный военный округ: Приморский край) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016-2017 гг.), по которому обнаружили несоответствие федеральному законодательству. Нарушения заключались в следующем: не был указан конкретный срок действия банковской гарантии; не было указано обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта; отсутствовала информация об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Жалоба была признана обоснованной, электронный аукцион отменили. Сумма заказа составляла 929 105 523, 12 руб.
Также в январе 2015 г. была подана жалоба на заказ Уссурийского городского округа. Наименование заказа: выполнение работ по капитальному ремонту электроснабжения с полной заменой внутридомовых магистралей электроснабжения и вводно-распределительных устройств многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Крестьянская, д. 64. Заказчик указал товар с характеристиками, несоответствующими действующим техническим регламентам (товар «Кабель» с характеристикой «3х15»). Данная закупка также не состоялась, сумма контракта ровнялась 1 153 986 руб. [5].
Итогом отсутствия общественного контроля стало хищение в марте 2016 г. почти 5 млрд руб. при строительстве крупнейшей судоверфи «Звезда» в Приморье. Так Игорь Борбот - экс-глава ОАО
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
«Дальневосточный центр судостроения и ремонта» и еще минимум 4 человека вывели бюджетные средства на счета в Сингапур и в США, в последней стране даже успев купить недвижимость [14].
Нарушения выявляются и в таком стратегически важном направление развития как сфера образования. Так в 2014 г. в ходе анализа госзакупок образовательных учреждений 167 из 209 были признаны сомнительными и отнесены в реестр сомнительных закупок. Общая их сумма составила 2,8 млрд руб. То есть Министерство образования расточительно тратило деньги, а в качестве исправления решило сократить бюджетные места. На лицо результат отсутствия своевременного гражданского контроля, собственно и отразившийся на молодых гражданах РФ[9].
Громкий случай растраты госсредств произошел в марте 2016 г. в Дальневосточном федеральном университете. По приказу ректора были подписаны фиктивные документы о создании информационно-технической системы, общая сумма контракта составила 647 млн руб. В связи с данными событиями Министерство образования и науки РФ собралось усилить контроль приема документации и проведения конкурсных процедур. Однако отсутствие должного контроля уже повлекло потерю в несколько миллионов рублей для страны [15].
Экспертизы закупок по обращениям граждан и юридических лиц играют не последнюю роль. На сайте госзакупок приведено достаточно примеров, по которым Федеральная антимонопольная служба вынесла предписание о несоответствии закупок стандартам законодательства. Стоит отметить, что в случае выявления закупки как сомнительной, нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу и в Министерство, отвечающее за закупку. Также возможно подать жалобу в прокуратуру, отправить заявку в ОНФ, а они в свою очередь передадут обращение далее по инстанциям.
Между тем Счетная палата Российской Федерации ведет ежегодный мониторинг нарушений в сфере государственных закупок [7].
Таблица 1
Статистика нарушений в сфере государственных закупок
Год Выявлено нарушений (млрд. руб.) Общий объем осуществленных госзакупок (млрд. руб.) Объем ВВП (млрд. руб.)
2015 198 5 500 73 708
2014 39,6 5 500 70 975
2013 233 5 900 66 700
2012 100 6 100 62 600
2011 8,5 5 500 54 600
Из них в 2014 г. выявлено 276 нарушений. По результатам общественного обсуждения крупнейших государственных заказов, по данным Максима Рохмистрова - аудитора Счетной палаты РФ, в 2014 г. было отменено заключение 23 госконтрактов на общую сумму 60 млрд руб.
В 2013 г. ОНФ проектом «За честные закупки» выявило 250 сомнительных заявок на общую сумму свыше 50 млрд рублей.
Не стоят на месте и следственные органы: за 2013 г. было заведено 165 дел, за 2014 г. - 203. За 2014-2015 гг. прокуратура устранила 180 000 нарушений, привлекла к ответственности 42 000 лиц [8].
Для пропаганды активной общественной позиции в сфере контроля за госзакупками видится проведение в средних и старших классах школы факультативных занятий, на которых школьникам бы рассказывали об их реальных правах и возможностях, которая в режиме реального времени может изменить их жизнь к лучшему. Это была бы информация, которая пригодилась бы в кратчайшие сроки, а не в долгосрочной перспективе или никогда, как по большинству предметов. К тому же подрастающее поколение могло бы обучать своих родителей, так как между ними существует высокий уровень поддержки и доверия.
Таким образом, общественный контроль позволяет экономить денежные средства России, а в кризис это более чем необходимо. Благодаря ему возможно оптимально реализовать программы различных министерств. Бдительность граждан дает шанс сохранить и приумножить рабочие места, искоренить коррупцию. Однако этого не происходит, так как существующие методы контроля не позволяют контролировать весь процесс закупок, рассмотрение проходит только этап размещения, сам же цикл состоит из: формирования заказа, размещения, мониторинга исполнения. В России до сих пор не существует полноценного института общественного контроля расходования госсредств, есть
федеральный закон, но в нем достаточное количество недоработок. Недостатки в механизме функционирования наблюдаются по всем регулирующим данный вопрос органам. Так не ясно, в какой срок будет рассмотрена жалоба, когда будет дан ответ. Людям, желающим разобраться в данном процессе, неясно куда обратиться за помощью при том, что в процедуре достаточно сложно разобраться обычному человеку. А общественные объединения и активисты просто не в силах отследить все процессы. Граждане не слишком доверяют самой процедуре госзакупок и эффективности контроля над ним. К тому же сами министерства и ведомства, ответственные за закупки, не учатся на своих и чужих ошибках, развязывая руки коррупции и недобросовестной конкуренции в данной сфере. Вследствие этого бюджеты Российской Федерации испытывают недостаток денежных средств, наблюдается их катастрофический дефицит, что отражается на реализации различных программах развития и экономике страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филатова И.И. Общественный контроль как вектор формирования и развития гражданского общества // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 2.
2. Попова Е.А. Совершенствование механизмов общественного контроля как фактор повышения эффективности государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 31-35.
3. World Justice Project: Индекс открытости правительства в странах мира в 2015 году // Центр гуманитарных технологий, информационно-аналитический портал. 2015. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/03/27/7115
4. Государственные закупки // Financial Guide: Интернет-издание. URL: http://www.financialguide.ru/encyclopedia/ goszakupki.
5. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/ public/home. html.
6. В Приморье отменена сомнительная закупка элитной квартиры для судьи // ZRPRESS.RU: Деловое Интернет-издание Дальнего востока. 2015. URL: http://www.zrpress.ru/politics/primorje_13.07.2015_73285_v-primorje-otmenena-sommtelnaja-zakupka-elitaoj-kvartiry-dlja-sudji.html.
7. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru.
8. Генеральная прокуратура выявила нарушения в сфере госзакупок на всех уровнях // РосТендер. 2015. URL: http://bankovskayagarantiya.ru/novosti/narusheniya_v_sfere_goszakupok_na_vseh_urovnyah/.
9. «Обрнадзор» представил реестр сомнительных закупок. 2014. URL: http://обрнадзор.рф/вдействии/реестр-закупок/.
10. Кузнецова П.Ю. Участие институтов гражданского общества в общественном антикоррупционном контроле (российский опыт) // Вестн. ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2015. №4. С. 80-88.
11. Ковалева Е.А. Механизм государственных закупок в России // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2008. № 1. С. 103-111.
12. Лапшина А.И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. 2014. №2. С. 136-140.
13. Сумма хищений при строительстве судоверфи «Звезда» в Приморье выросла на 1 млрд рублей // PrimaMe-dia.ru. 2016. URL: https://news.mail.ru/incident/25284548/?frommail=1
14. После скандала в ДВФУ Минобрнауки усилит контроль над госзакупками // Восток-Медиа - Приморье. 2016. URL: http://www.vostokmedia.com/n279101.html
15. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год. Общественная палата Российской Федерации.
16. Терентьева Т.В., Бембеев М.Н. Сравнительная оценка дефицита к собственным доходам консолидированного бюджета субъектов ДВФО // Международный журнал прикладных и фундаментальных наук. 2015. № 4. С. 440-442.
17. Смицких К.В. Методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства с позиции стейкхолдеров // Проблемы современной экономики. 2015. № 4.
18. Корень А.В., Корнева Е.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
19. Плотников А.А. Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции // Вестн. Северного (Арктического) федерального ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2.
20. Черемухин А.С. Государственные закупки: содержание и роль в развитии экономики // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 2.
Поступила в редакцию 18.03.16
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
E. G. Shumik, B.E. Kupriyanov
PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL CONTROL IN PUBLIC PROCUREMENT
The article shows the main principles on which government purchases are carried out and discusses the mechanism of the public procurement procedure. The importance of this institution in the realities of the modern Russian state is described. The opinion of various authors on the importance of public control in the country's fate is expressed. The examples of effective monitoring of public procurement are given; the statistics showing irregularities in the procurement is presented. The paper formulates the main types of crime during this procedure; evaluates the effectiveness of the control authorities and bodies activity. Criteria for identifying suspicious purchases are revealed. The level of competitiveness in the field of public procurement is determined; the effectiveness of spending money on public procurement is identified. In addition, the authors formulate an idea of how to accelerate the development of civil society and the social responsibility of citizens. The problems of the Russian Federation in the field of social control are expressed, as well as the main problems of interaction of citizens, public bodies and legal entities with government agencies engaged in surveillance activities. The paper also shows the results of the public opinion on the issue of public awareness of the control procedures as a whole; reflects the level of public confidence in it. It describes the problems posed by the misuse of budget funds. The article discusses how a lack of control and hence a violation arising in this field affect the federal budget and the entire socio-economic policies. The main mistakes of some ministries and departments are outlined; the authors tell us how and to what degrees of success these problems have been solved. The novelty of this study is an idea of introducing social and vital electives into schools.
Keywords: social control, public procurement, questionable procurement, corruption, unfair competition, school.
Шумик Екатерина Георгиевна,
старший преподаватель кафедры экономики
и управления
E-mail: [email protected]
Куприянов Богдан Евгеньевич, студент E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса»
690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
Shumik E.G.,
Senior Lecturer at Department of Economics and Management
E-mail: [email protected]
Kupriyanov B.E., student
E-mail: [email protected]
Vladivostok State University of Economics and Service Gogolya st., 41, Vladivostok, Russia, 690014