Научная статья на тему 'Проблемы стандартизации машиностроения в рамках реформы технического регулирования'

Проблемы стандартизации машиностроения в рамках реформы технического регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
906
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорочкина Оксана Юрьевна

Рассмотрены основные проблемы стандартизации в свете реформы технического регулирования, а также перспектива развития системы стандартизации в машиностроительной отрасли. Затронут вопрос о гармонизации национальных стандартов на машиностроительную продукцию и международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорочкина Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STANDARDIZATION OF MECHANICAL ENGINEERING IN THE CONDITIONS OF REFORM OF TECHNICAL REGULATION

The basic problems of standardization are considered during reform of technical regulation. Prospect of development of system of standardization in machinebuilding branch. The question on harmonization of national standards on machine-building production and the international standards is mentioned.

Текст научной работы на тему «Проблемы стандартизации машиностроения в рамках реформы технического регулирования»

УДК 006:62-5

О.Ю. СОРОЧКИНА

ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассмотрены основные проблемы стандартизации в свете реформы технического регулирования, а также перспектива развития системы стандартизации в машиностроительной отрасли. Затронут вопрос о гармонизации национальных стандартов на машиностроительную продукцию и международных стандартов.

Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, национальная система стандартизации.

Введение. Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики.

Постановка и решение задачи. Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленных предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Стандартизация, которая ранее являлась инструментом административно-командной системы экономики, в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывается в новые условия работы, но и тормозит либо просто делает невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство [4]. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО. При анализе ситуации в экономике России проявилась неготовность отечественных машиностроительных предприятий (в основной своей массе) производить конкурентоспособную продукцию в соответствии с устаревшими национальными стандартами. Назревала ситуация неизбежности коренных реформ, в том числе и в сфере законодательства.

Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый в декабре 2002г., фактически закладывает основы принципиально новой системы государственного управленческого воздействия. Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитации, контроль и надзор. С принятием и вступлением в силу ФЗ «О техническом регулировании» наступает новый, переходный этап развития стандартизации в России, который изменяет статус стандартов. Государственные стандарты РФ из основного инструмента государственного технического регулирования переходят в российские национальные стандарты, добровольные для применения.

По замыслу создателей ФЗ задумывался как своеобразный «локомотив» реструктуризации отечественной экономики. Сегодня, несмотря на очевидные успехи в экономике, с уверенностью можно утверждать, что Закон не оправдал ожидаемых надежд. На протяжении нескольких лет не утихают споры относительно его основных постулатов. Из-за сложности предмета правового регулирования и теоретической нерешенности целого ряда правовых проблем принятие закона вызвало резко негативное отношение к нему бизнес-сообщества, а впоследствии и резкую оценку Председателя Правительства РФ [2].

Не вдаваясь в суть разногласий, отметим, что изначальная ориентация на Закон как на регламент гармонизации отечественных и международных нормативных документов выявила его несовершенство по основополагающим позициям. Одной из его основных задач было формирование правовой непротиворечивости, создаваемой отечественной системой стандартизации с международной. Эта цель не была достигнута. Помимо этого Закон вступал в противоречие с несколькими десятками действующих федеральных законов, принятых уже в постсоветское время.

В 2003 году были упразднены законы «О стандартизации» и «О сертификации», а требуемая замена им не была сформирована. Простая логика предопределяет естественный подход и очередность подготовки важнейших нормативных документов: вначале - базовая часть, обязательные к исполнению технические регламенты, далее - стандарты, нормы и правила, добровольные, подтверждающие и конкретизирующие базовую часть. Реальное положение дел таково, что, несмотря на неоднократные обещания скорейшей подготовки блока технических регламентов, они (то есть базовая часть) все еще не готовы [1].

В стране оказались фактически «в подвешенном состоянии» все нормативные и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок (стандарты, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и т.д., а также все правила обязательной сертификации продукции). Министерства (ведомства) были не вправе принимать обязательные решения в сфере технического регулирования в закрепленных за ними областях, в том числе для обеспечения безопасности граждан. Что касается машиностроения, то неизвестно, какая судьба ожидает такие уникальные общетехнические системы государственных стандартов, как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической документации (ЕСТД), Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и т.д. Так как в соответствии с п.7 ст. 46 ФЗ с 2010 г. все обязательные требования к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не были приняты, прекращают свое действие.

Следует отметить, что даже внесение изменений в ФЗ (см. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ) в принципе не решает все проблемы в области стандартизации и технического нормирования в стране. С одной стороны, ФЗ № 65 коснулся вопросов стандартизации (введен

принцип «презумпции соответствия», повышен статус стандартов, уточнены цели стандартизации и участники национальной системы стандартизации), с другой стороны, не был учтен целый ряд принципиальных предложений [1, 5]. Причем перечень документов по стандартизации, их статус, правила их разработки и применения могут, а в ряде случаев должны быть принципиально иными по сравнению с установленными в ФЗ. Вернемся к принципу «добровольности». В любой организации стандартизация - это один из способов управления, но невозможно управлять организацией только с помощью рекомендаций или советов, соблюдение которых является добровольным по определению, а несоблюдение не влечет никаких санкций. Как правило, для обеспечения выполнения стандарта в организации устанавливается порядок контроля за соблюдением требований. При этом за несоблюдение могут быть предусмотрены меры наказания. По всей видимости, принцип добровольности применения стандартов следует рассматривать только как ограничение вмешательства государства в деятельность организации в части использования национальных стандартов. Причем не всегда действует это ограничение. Если организация добровольно взяла на себя обязательство применять национальный стандарт и публично заявила об этом, то государство может проверить соблюдение этих обязательств и обязано защитить потребителя от введения его в заблуждение.

В 2006 г. при широком участии российских и зарубежных специалистов и ученых были проанализированы международные и зарубежные стандарты в сфере машиностроения и сделаны первые шаги по формированию методологии современной национальной стандартизации. Естественно, в центе внимания находилось важнейшее положение о максимально возможной гармонизации отечественной стандартизации с международной практикой. В этой связи весьма продуктивным оказался опыт гармонизации с международными стандартами [4]:

- «метод обложки», когда международный стандарт после квалифицированного перевода практически без изменений принимался в качестве национального;

- «метод модификации» использовался в тех случаях, когда применение международного стандарта в качестве национального влекло за собой необходимость относительно небольших изменений;

- «метод основы», при котором уникальность объекта по его назначению или условиям эксплуатации вынуждает готовить новый самостоятельный документ с учетом национальной специфики, но не противоречащий международной практике. Такой подход отличается логической стройностью и простотой.

Что касается нашей страны, то работы по созданию пакета национальных стандартов последнего поколения находятся на начальной стадии: из почти 5000 стандартов машиностроительной продукции лишь 1500 гармонизированы с международными. Это объясняется рядом причин. Бизнес-сообщество, которое должно выступать в роли заказчика, использует зарубежные или корпоративные стандарты. Предприятия машиностроения в силу невысокой рентабельности не в состоянии финансировать сферу стандартизации. Существующее же законодательство не создает правовых и экономических предпосылок, стимулирующих спонсирование создания национальных стандартов. В этих условиях резко снижается эффектив-

ность государственного регулирования безопасности в промышленности, что на фоне нарастающего износа основных производственных фондов, в свою очередь, приводит к повышению вероятности возникновения аварий и техногенных катастроф.

В данной ситуации необходимо пересмотреть роль государства в приоритетных направлениях стандартизации, которая должна быть очень существенна и подкреплена как участием в управлении, так и в финансировании. Общемировая практика свидетельствует, что правительственные субсидии на стандартизацию обязательно существуют. Так, анализ структуры финансирования 130 национальных органов по стандартизации стран-членов ИСО показал, что в большинстве органов правительственные субсидии составляют от 50 до 100% [7]. Бизнес-сообщества не будут оплачивать разработку основополагающих, базовых и групповых стандартов, не относящихся к конкретной продукции, стандартов, обеспечивающих нормирование отдельных приоритетных для государства социально значимых групп продукции. Использование государством национальных стандартов в различных федеральных программах, постоянная поддержка статуса национальных стандартов - это обычная практика в зарубежных странах. Введение аналогичных подходов при создании национальной системы стандартизации - основа системы.

Не следует забывать и тот факт, что стандартизация является достаточно мощным рычагом экономики. Интересные данные о значении стандартизации в экономике Германии привел Генеральный директор Немецкого института по стандартизации (DIN) Торстен Баке: «Основная цель института DIN - не только рационализация производства, но глобальный взгляд на те инновации, которые должны быть введены в стандарт с целью обеспечения качества, защиты окружающей среды, национальной безопасности, взаимопонимания. Мы также хорошо понимаем, что стандарты прокладывают путь для обеспечения как импорта, так и экспорта и содействуют торговле с другими странами». Общий эффект от стандартизации при этом составляет 1% от валового национального продукта Германии, т.е. 24,23 млрд. евро. Аналогичные данные о влиянии стандартизации на французскую экономику привела вице-президент Национального органа по стандартизации Франции Флоранс Николя [8].

В последнее время в печати все чаще появляются тревожные статьи, о том, что реформа национальной системы стандартизации в том виде, которая существует, может привести к стагнации экономики и снижению конкурентоспособности продукции. Появляются прогнозы, что после вступления России в ВТО нормативно-правовая незащищённость отечественной продукции вызовет масштабный приток импорта по демпинговым ценам [3]. В результате разрушатся остатки нашей лёгкой промышленности и машиностроения; продукция этих отраслей не сможет противостоять дешёвой импортной продукции, что вызовет масштабную безработицу. При этом из-за развала отечественного промышленного производства сырьевые отрасли и ТЭК окажутся в полной зависимости от западных технологий и оборудования.

Выводы. Таким образом, чтобы заполнить правовой вакуум в области стандартизации, необходимо ввести «обновленный» Федеральный закон

«О стандартизации». Следует провести корректировку нормативно-технических документов, в том числе с целью их гармонизации с зарубежными, учитывая наши национальные интересы.

Библиографический список

1. Виллисов М. О правовых проблемах принятия решений в сфере технического регулирования / М. Виллисов // Стандарты и качество.

- 2007. - № 12.

2. Гельман М. Закон «О техническом регулировании развала страны» / М. Гельман // Промышленные ведомости. - 2006. - № 9.

3. Гельман М. Чем необходимо заменить Закон «О техническом регулировании» /М. Гельман // Промышленные ведомости. - 2007. - № 8.

4. Кершенбаум В. Стандартизация - значимый фактор конкурентоспособности нефтегазового оборудования / В. Кершенбаум // Промышленные ведомости. - 2007. - № 9.

5. Пугачев С. Пять лет реформе технического регулирования в России: Итоги / С. Пугачев // Стандарты и качество. - 2007. - № 7.

6. Пугачев С. Стандарты и технические регламенты - диалектическое единство / С. Пугачев // Стандарты и качество. - 2008. - № 5.

7. Пугачев С. Суждено ли состояться «реформе технического регулирования»? / С. Пугачев // Промышленные ведомости. - 2007. - № 9.

8. Мировые эксперты в области стандартизации. [Электрон. ресурс]. Пресс-центр Российской сети ЦНТД «Техэксперт». Режим доступа: http://www.osp.ru.

Материал поступил в редакцию 01.06.09.

OJ. SOROCHKINA PROBLEMS OF STANDARDIZATION OF MECHANICAL ENGINEERING IN THE CONDITIONS OF REFORM OF TECHNICAL REGULATION

The basic problems of standardization are considered during reform of technical regulation. Prospect of development of system of standardization in machine-building branch. The question on harmonization of national standards on machine-building production and the international standards is mentioned.

СОРОЧКИНА Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Технология технического регулирования» ДГТУ, кандидат технических наук (2005). Окончила ДГТУ (1995).

Область научных интересов: проблемы стандартизации в машиностроении. Автор 10 научных статей.

sorochkina73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.