Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ'

ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / МЕХАНИЗМЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛЬГОТЫ / ДОТАЦИИ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / DEPRESSED TERRITORIES / MECHANISMS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / EFFICIENCY / COMPETITIVENESS / BENEFITS / SUBSIDIES / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исянбаев Мазгар Насипович

В рамках данной статьи обосновываются методические подходы и механизмы управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий, направленные на преодоление пространственной неравномерности экономического роста, асимметрии экономического и социального развития региональных социально-экономических систем, на увеличение вклада их в формирование валового внутреннего продукта страны, на обеспечение высокоэффективного и конкурентоспособного развития экономики регионов в межрегиональном и международном разделении труда. Цель исследования - разработка механизмов управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий, имеющих определяющее значение в повышении эффективности и конкурентоспособности экономического и социального развития регионов страны, являясь составными частями единой воспроизводственной системы национальной экономики. В исследовании использовались методы логического и статистического анализа, системные подходы к рассмотрению явлений и факторов. Предложены на примере Республики Башкортостан методические подходы и механизмы преодоления кризисного состояния экономики депрессивных территорий, обеспечения их инновационного развития на основе внедрения в производство прогрессивной техники и технологии, повышения доли наукоемких отраслей, роста роли человеческого капитала, предоставления различных льгот и дотаций для развития новых предприятий и производств. Для преодоления кризисного состояния экономики депрессивных территорий и обеспечения их устойчивого социально-экономического развития на долгосрочный период необходимыми являются инициирование и реализация инновационного развития этих территорий на основе усиления государственного регулирования и инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Исянбаев Мазгар Насипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR AN INTEGRATED USE OF THE TOOLS OF TERRITORIAL MARKETING AND BRANDING AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS OF GOVERNMENT (FOR EXAMPLE, THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

This article substantiates methodological approaches and mechanisms for managing the socio-economic development of depressed territories, aimed at overcoming spatial unevenness of economic growth, asymmetry of economic and social development of regional socio-economic systems, increasing their contribution to the formation of the gross domestic product of the country, ensuring highly effective and competitive development of the economy of regions in the interregional and international division of labor. The purpose of the research is to develop mechanisms for managing the socio-economic development of depressed territories, which are crucial in improving the efficiency and competitiveness of economic and social development of the country's regions, as part of a single reproductive system of the national economy. The study used methods of logical and statistical analysis, systematic approaches to the consideration of phenomena and factors. Based on the example of the Republic of Bashkortostan, methodological approaches and mechanisms for overcoming the crisis state of the economy of depressed territories, ensuring their innovative development through the introduction of advanced equipment and technology into production, increasing the share of knowledge-intensive industries, increasing the role of human capital, providing various benefits and subsidies for the development of new enterprises and productions are proposed. To overcome the crisis state of the economy of depressed territories and ensure their sustainable socio-economic development for the long term, it is necessary to initiate and implement innovative development of these territories on the basis of strengthening state regulation and investment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №3, Том 12 / 2020, No 3, Vol 12 https://esj.today/issue-3-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/43ECVN320.pdf DOI: 10.15862/43ECVN320 (http://dx.doi.org/10.15862/43ECVN320) Ссылка для цитирования этой статьи:

Исянбаев М.Н. Проблемы стабилизации социально-экономического развития депрессивных регионов // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/43ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/43ECVN320

For citation:

Isyanbaev M.N. (2020). The need for an integrated use of the tools of territorial marketing and branding at the regional and municipal levels of government (for example, the Republic of Bashkortostan). The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(12). Available at: https://esj.today/PDF/43ECVN320.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/43ECVN320

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ГАНУ «Институт стратегических исследований» Академии наук Республики Башкортостан

УДК 331.2 ГРНТИ 06.61.01

Исянбаев Мазгар Насипович

ГАНУ «Институт стратегических исследований» Академии наук Республики Башкортостан, Уфа, Россия

Главный научный сотрудник Доктор экономических наук

Профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Башкортостан,

академик Академии наук Республики Башкортостан

E-mail: willi76@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=524560

Проблемы стабилизации социально-экономического развития депрессивных регионов

Аннотация. В рамках данной статьи обосновываются методические подходы и механизмы управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий, направленные на преодоление пространственной неравномерности экономического роста, асимметрии экономического и социального развития региональных социально-экономических систем, на увеличение вклада их в формирование валового внутреннего продукта страны, на обеспечение высокоэффективного и конкурентоспособного развития экономики регионов в межрегиональном и международном разделении труда.

Цель исследования - разработка механизмов управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий, имеющих определяющее значение в повышении эффективности и конкурентоспособности экономического и социального развития регионов страны, являясь составными частями единой воспроизводственной системы национальной экономики.

В исследовании использовались методы логического и статистического анализа, системные подходы к рассмотрению явлений и факторов.

Предложены на примере Республики Башкортостан методические подходы и механизмы преодоления кризисного состояния экономики депрессивных территорий, обеспечения их инновационного развития на основе внедрения в производство прогрессивной техники и технологии, повышения доли наукоемких отраслей, роста роли человеческого

капитала, предоставления различных льгот и дотаций для развития новых предприятий и производств.

Для преодоления кризисного состояния экономики депрессивных территорий и обеспечения их устойчивого социально-экономического развития на долгосрочный период необходимыми являются инициирование и реализация инновационного развития этих территорий на основе усиления государственного регулирования и инвестирования.

Ключевые слова: депрессивные территории; механизмы; инновационное развитие; эффективность; конкурентоспособность; льготы; дотации; Республика Башкортостан

Введение

Депрессивные регионы представляют собой территории, существенно отстающие от средних показателей субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития. Они характеризуются значительным падением объемов производства, сокращением числа рабочих мест и ростом безработицы, снижением качества жизни населения. Для экономики депрессивных регионов характерно проявление проблем, вызывающих нарастание межрегиональных противоречий и социальной напряженности, расширение ареалов нестабильности и бедности.

Депрессивные регионы являются развитыми в прошлом в социально-экономическом отношении территориями с достаточно высоким промышленно-производственным потенциалом и занимавшими крупное место в межрегиональном разделении труда по выработке определенных видов промышленной, сельскохозяйственной продукции или по оказанию отдельных видов социальных услуг.

Характерными особенностями депрессивных регионов являются:

1. относительно высокий удельный вес промышленности в структуре экономики региона;

2. достаточное развитие отраслей производственной и социальной инфраструктуры;

3. сложившийся высококвалифицированный человеческий капитал;

4. существенный спад производства в основных отраслях экономики, особенно в промышленности;

5. сокращение рабочих мест и рост безработицы;

6. снижение инвестиционного и потребительского спроса;

7. низкий уровень использования ресурсного потенциала;

8. сокращение объема выработки валового регионального продукта;

9. уменьшение доходной части регионального и местного бюджетов;

10. сокращение реальных доходов в расчете на 1 жителя региона и расходов бюджетов всех уровней в сравнении со средними показателями страны [1].

Результаты исследования

Возникновение депрессивных регионов связано с недостаточной эффективностью применяемого в стране инструментария по управлению социально-экономическим развитием регионов. Это выражается в неполном и неэффективном использовании природно-ресурсного, производственного, человеческого потенциала; торможении инвестиционных и воспроизводственных процессов; сокращении выпуска конкурентоспособной продукции;

ослаблении дисциплины платежей между субъектами производства различных отраслей экономики, приводящему к финансовому дефициту, ограничению возможностей государственного регулирования развития экономики.

В депрессивных регионах создаются неблагоприятная рыночная конъюнктура, несбалансированная хозяйственная структура; специализация промышленности в межрегиональном разделении труда недостаточно эффективна; производственный потенциал агропромышленных образований используется не рационально. Возможности для совершенствования структуры хозяйства ограничены из-за недостатка собственных ресурсов.

Уменьшение инвестиционных ресурсов, направляемых на обеспечение инновационного развития регионов, возникновение так называемой «инвестиционной непривлекательности» отдельных регионов, недостаток оборотных средств в условиях инфляционных процессов, нарастание взаимных неплатежей и недостатки в налоговой системе приводят к противоречиям в развитии экономических отношений, ограничивающих возможности эффективного функционирования экономики страны и ее регионов, обеспечения ее динамичного развития как единой целостной системы.

В настоящий период происходит усиленный отток населения их депрессивных регионов страны, в том числе Республики Башкортостан. Это связано с падением объемов производства в регионообразующих отраслях экономики, недостатком рабочих мест из-за слабого развития отраслей обрабатывающей промышленности, медленных темпов жилищного, культурно-бытового и дорожного строительства.

Депрессивные регионы при создании необходимых условий могут задействовать сложившийся в них промышленно-производственный, научно-технический, человеческий, природно-ресурсный потенциал для обеспечения устойчивого экономического роста. Это, на наш взгляд, может быть достигнуто, прежде всего, на основе обеспечения инновационного развития экономики депрессивных регионов путем внедрения в производство прогрессивной высокоэффективной техники и технологии ускоренного развития наукоемких отраслей.

Нам представляется, что развитие экономики депрессивных регионов, как составных частей единой воспроизводственной системы страны, должно реализоваться в тесной увязке со Стратегией экономического и социального развития Российской Федерации и ее субъектов с установлением общественно необходимых соотношений темпов экономического роста.

В современных условиях важнейшими стратегическими задачами региональной социально-экономической политики Российской Федерации, на наш взгляд, являются:

1. расширение экономических полномочий регионов страны в отношении собственности и налогов, в выработке самостоятельной социально-экономической политики с учетом общегосударственных интересов Российской Федерации;

2. обеспечение инновационного развития экономики территориальных социально-экономических систем регионов [2];

3. осуществление протекционистской политики по отношению к депрессивным регионам в целях повышения их социально-экономического развития; обеспечение более полного и эффективного приведения в действие их производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного потенциала;

4. повышение уровня и качества жизни населения, улучшение демографической ситуации в депрессивных регионах [3].

Нам представляется, что обеспечение ускоренного социально-экономического развития депрессивных регионов возможно лишь при создании в них новых и эффективном

использовании ныне действующих производственных мощностей промышленности. Именно промышленное развитие обеспечит социально-экономическое развитие депрессивных регионов.

Наши исследования показывают [4], что стратегическими направлениями развития промышленного производства в депрессивных уральской и северо-восточной социально-экономических системах Республики Башкортостан являются:

1. организация углубленной переработки комплексных медноколчеданных руд в г. Сибае;

2. организация добычи и переработки разновидных цветных и облицовочных камней в гг. Учалы, Сибай, Белорецк, Баймак и поселках Бурибай, Тубинский и Миндяк;

3. создание локальных лесопромышленных комплексов в Белорецком, Бурзянском, Баймакском, Зилаирском, Караидельском, Белокатайском, Дуванском районах;

4. организация переработки мяса, молока, зерна, картофеля, овощей и другой сельскохозяйственной продукции [5];

5. создание производственных мощностей по переработке кожи, шерсти и изготовлению изделий на их базе;

6. организация производства строительных материалов на базе различных видов минерально-строительного сырья [6].

В качестве важнейших механизмов инновационного развития депрессивных регионов нами определены:

1. Совершенствование управления государственной собственностью. В этих целях целесообразными являются принятие эффективных экономических механизмов по обеспечению роста доли государственной собственности в уставных капиталах предприятий и акционерных обществ, и мер по повышению инвестиционной привлекательности депрессивных регионов.

2. Стимулирование инновационного развития депрессивных регионов. В этих целях необходимыми являются создание развитой системы кредитования, обеспечение льготного налогообложения, предусматривающего снижение ставки по налогу на прибыль, направляемую в региональный и местный бюджеты, освобождение инвесторов от налога на имущество и от арендной платы за земельные участки. В решении данной проблемы важное значение имеет стимулирование частных инвестиций за счет собственных средств предприятий и ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе. Это предполагает установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты [7].

3. Создание благоприятной экономической ситуации для привлечения иностранных и отечественных инвестиций. Это предполагает, прежде всего, гарантию прав собственности на объекты вложений, гарантию обеспечения процедуры отвода земель и размещения новых предприятий и производств.

4. Инновационное развитие экономики депрессивных регионов предполагает активизацию человеческого фактора, обеспечение доступности, высокого качества и эффективности образования, интеграцию образования и науки, подготовку рабочих, специалистов, управленцев с высоким образовательным и квалификационным уровнем.

5. В современный период важнейшими стратегическими механизмами инновационного развития депрессивных регионов являются:

• расширение экономической самостоятельности регионов Российской Федерации;

• выработка самостоятельной региональной экономической и социальной политики с учетом общегосударственных интересов;

• обеспечение комплексного социально-экономического развития территориальных систем субъектов федерации.

В ускорении социально-экономического развития депрессивных регионов и конкретных их территориальных социально-экономических систем необходимым является актуализация комплексного использования инструментария территориального маркетинга и брендинга на региональном и муниципальном уровнях управления для повышения их инвестиционной и туристической привлекательности [8].

Повышение научного и практического интереса в последние годы к использованию инструментария территориального маркетинга и брендинга на региональном и муниципальном уровнях управления в регионах Российской Федерации вполне закономерно и объясняется, прежде всего, необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий как основного фактора их социально-экономического развития и роста качества жизни населения. Кроме того, это объясняется необходимостью нахождения новых, нестандартных подходов к управлению территориями с учетом передового зарубежного и отечественного опыта.

Однако в настоящее время маркетинговый подход относительно хорошо разработан применительно к микроуровню, к уровню отдельных предприятий, но он очень слабо применяется в российской практике на уровне регионального и муниципального управления. Следует отметить, что в отдельных городах России имеются некоторые положительные примеры использования инструментария маркетинга и брендинга (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Великий Устюг, Мышкин и др. В большинстве регионов страны многие перспективные отрасли, в том числе туризм, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, народные промыслы и ремесла, остаются мало привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов. В связи с этим в настоящее время необходимо реализовать комплексные работы в области территориального маркетинга и брендинга, в рамках которых следует четко выделять конкурентные преимущества регионов для предпринимателей, потенциальных инвесторов и туристов: уникальные и разнообразные природные ресурсы; развитые санатории; особо охраняемые территории (заповедники, национальные парки); историко-культурные и природные памятники регионального и международного значения; комфортный климат; сохранение традиций и обычаев коренного населения; отсутствие межэтнических конфликтов; экономическая и политическая стабильность [9].

Недостаточное внимание, которое уделяется применению маркетингового подхода в продвижении территории (городов и районов) и товаров регионов, является одной из причин слабой инвестиционной и туристической привлекательности как региона в целом, так и конкретных отдельных его муниципальных образований, что приводит к доминированию продукции и услуг из других субъектов Российской Федерации, дальнего и ближнего зарубежья на внутреннем рынке региона.

Проблематика территориального маркетинга и брендинга в настоящий период нуждается в актуализации. Она особенно важна для депрессивных уральской и северовосточной территориальных социально-экономических систем Республики Башкортостан, которые длительные годы относятся к категории моноструктурных и депрессивных территорий, нуждающихся в инвестициях для создания новых и расширения производственных мощностей действующих промышленных предприятий, для уменьшения массового оттока населения в другие регионы, для сохранения оставшихся городов и деревень, для повышения качества жизни населения.

Заключение

Для вывода депрессивных уральской и северо-восточной территориальных социально-экономических систем из кризисного состояния на путь стабильного и устойчивого развития были разработаны Институтом социально-экономических исследований УФИЦ РАН при участии автора данной статьи среднесрочные комплексные программы социально-экономического развития Зауралья1 и Северо-востока2 на 2011-2015 годы, утвержденные Правительством РБ и пролонгированные в дальнейшем до 2020 года. В них для реализации потенциала данных территорий предполагается:

1. Комплексная диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики за счет создания новых высокопроизводительных рабочих мест.

2. Формирование инфраструктуры развития.

3. Охрана окружающей среды и повышение качества жизни населения.

4. Повышение эффективности муниципального управления.

С учетом современных реалий данные направления необходимо несколько скорректировать и дополнить использованием различных инструментов территориального маркетинга, в том числе брендинга, для увеличения притока федеральных, региональных и частных инвестиций в экономику данных депрессивных территорий.

Применение маркетингового подхода в региональном и муниципальном менеджменте, прежде всего в управлении развитием депрессивных территорий, должно носить более комплексный характер, основываться на данных мониторинга среди предпринимателей, населения, интернет-опросов по узнаваемости брендов. Опросы могут быть организованы как самими производителями и продавцами различных товаров и услуг, так и отделами экономики и прогнозирования Администраций городских и сельских муниципальных образований, научными и образовательными учреждениями.

Для повышения эффективности маркетинговых мероприятий также целесообразно проведение конкурсов на региональном и муниципальном уровнях, в сети интернет с соответствующим призовым фондом на лучшие названия товаров и услуг, отдельных территорий, объектов; логотипы; рекламные слоганы, способствовало бы [10].

Каждый депрессивный регион Российской Федерации, в том числе депрессивные уральский и северо-восточный территориальные социально-экономические системы Республики Башкортостан, уникальны по-своему [11].

На этом основании в применении инструментария территориального маркетинга и брендинга необходим индивидуальный подход, адаптация к условиям конкретной территории, конкретного города, района, села.

Только комплексный подход на основе изучения и применения лучших зарубежных и отечественных муниципальных практик по управлению проблемными территориями с привлечением потенциала всех органов государственной и местной власти, всего предпринимательского сообщества, научно-исследовательских учреждений и учебных

1 Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований. - М.: Экономика, 2011. - 384 с.

2 Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы [Текст] / Правительство Республики Башкортостан, Рос. акад. наук, Ин-т соц. экон. исследований; ред. кол.: Ф.А. Сайфуллин и др. - М.: Экономика, 2012. - 392 с.

заведений может дать ощутимые результаты в выводе депрессивных районов из кризиса на путь устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исянбаев М.Н. Стабилизация социально-экономического развития депрессивных территорий Башкортостана: проблемы и решения [Текст] // Проблемы востоковедения. - 2009. - № 2 (44). - С. 11-16.

2. Ахметов Т.Р. Качество инновационного роста как основной критерий для обоснования приоритетов территориального развития [Текст] // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - № 5 (464). Т. 17. - С. 818-834.

3. Исянбаев М.Н. Методологические основы региональной структурной политики [Текст] / М.Н. Исянбаев. - Уфа: Гилем, 2006. - 386 с.

4. Исянбаев М.Н. Депрессивные территории: механизмы управления социально-экономическим развитием [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки.

- 2018. - № 6. - Режим доступа: кйр8://е8].1оёау/РБЕ/01ЕСУК618.рёГ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. Б01: 10.15862/01ЕСУК618.

5. Ахметов В.Я., Рахматуллин И.М., Ситнова И.А. Повышать эффективность использования инвестиций в сельском хозяйстве [Текст] // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 6. - С. 71 -79.

6. Исянбаев М.Н., Ахметов В.Я., Чувашаева Э.Р. Строительный кластер Республики Башкортостана: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 388-396.

7. Ахметов Т.Р. Ключевые факторы, влияющие на развитие научной и инновационной деятельности в регионах Российской Федерации [Текст] // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Уфа, 23-24 мая 2019 г.). - Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН, 2019. - С. 209-220.

8. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002.

- № 4. - С. 54.

9. Ахметов В.Я., Фатхуллина Н.Х., Ярмухаметов Р.З., Матинова Ф.В., Якшимбетова Г.И. Проблемы и перспективы использования инструментария территориального брендинга в региональном управлении (на примере Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016 (Т. 8). - № 6 (37). - С. 25. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN616.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

10. Ахметов В.Я., Исянбаев М.Н., Шарипова Н.И. Необходимость комплексного использования территориального маркетинга и брендингана региональном и муниципальном уровнях управления (на примере Республики Башкортостан) [Текст] // Вестник Евразийской науки. - 2019. - № 2. - Режим доступа: https://esj.today/PDF/87ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. D0I: 10.15862/87ЕС^219.

11. Исянбаев М.Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: приоритетные направления социально-экономического развития [Текст] / М.Н. Исянбаев. - Уфа: Гилем, 2008. - 292 с.

Isyanbaev Mazgar Nasipovich

Institute for strategic studies of the academy of sciences of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: willi76@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=524560

The need for an integrated use of the tools of territorial marketing and branding at the regional and municipal levels of government (for example, the Republic of Bashkortostan)

Abstract. This article substantiates methodological approaches and mechanisms for managing the socio-economic development of depressed territories, aimed at overcoming spatial unevenness of economic growth, asymmetry of economic and social development of regional socio-economic systems, increasing their contribution to the formation of the gross domestic product of the country, ensuring highly effective and competitive development of the economy of regions in the interregional and international division of labor.

The purpose of the research is to develop mechanisms for managing the socio-economic development of depressed territories, which are crucial in improving the efficiency and competitiveness of economic and social development of the country's regions, as part of a single reproductive system of the national economy.

The study used methods of logical and statistical analysis, systematic approaches to the consideration of phenomena and factors.

Based on the example of the Republic of Bashkortostan, methodological approaches and mechanisms for overcoming the crisis state of the economy of depressed territories, ensuring their innovative development through the introduction of advanced equipment and technology into production, increasing the share of knowledge-intensive industries, increasing the role of human capital, providing various benefits and subsidies for the development of new enterprises and productions are proposed.

To overcome the crisis state of the economy of depressed territories and ensure their sustainable socio-economic development for the long term, it is necessary to initiate and implement innovative development of these territories on the basis of strengthening state regulation and investment.

Keywords: depressed territories; mechanisms; innovative development; efficiency; competitiveness; benefits; subsidies; Republic of Bashkortostan

REFERENCES

1. Isyanbayev M.N. Stabilization of socio-economic development of depressive territories of Bashkortostan: problems and solutions [Text] // Problems of Oriental studies. - 2009.

- № 2 (44). - Pp. 11-16.

2. Akhmetov T.R. The quality of innovative growth as the main criterion for substantiating the priorities of territorial development [Text] // Regional economy: theory and practice.

- 2019. - No. 5 (464). T. 17. - Pp. 818-834.

3. Isyanbayev M.N. Methodological foundations of regional structural policy [Text] / M.N. Isyanbayev. - Ufa: Gilem, 2006. - 386 p.

4. Isyanbayev M.N. Depressive territories: mechanisms for managing socio-economic development [Electronic resource] // Bulletin of Eurasian science. - 2018. - no. 6. -

Access Mode: https://esj.today/PDF/01ECVN618.pdf (access is free). Title from the screen. DOI: 10.15862/01ECVN618.

5. Akhmetov V.Ya., Rakhmatullin I.M., Sitnova I.A. Increase the efficiency of investment use in agriculture [Text] // Agro-industrial complex: Economics, management. - 2012.

- № 6. - Pp. 71-79.

6. Isyanbayev M.N., Akhmetov V.Ya., Chuvashaeva E.R. Construction cluster of the Republic of Bashkortostan: current state, problems and prospects of development [Text] // Economy and entrepreneurship. - 2017. - № 6 (83). - Pp. 388-396.

7. Akhmetov T.R. Key factors affecting the development of scientific and innovative activities in the regions of the Russian Federation [Text] // Innovative technologies for managing the socio-economic development of Russian regions: proceedings of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (Ufa, May 23-24, 2019). - Institute for Social and Economic Research, UFIC RAS, 2019. -Pp. 209-220.

8. Chernaya I.P. Image Marketing as a strategic direction of territorial marketing [Text] // Marketing in Russia and abroad. - 2002. - no. 4. - P. 54.

9. Akhmetov V.Ya., Fathullina N.Kh., Yarmukhametov R.Z., Matinova F.V., Yakshimbetova G.I. Problems and prospects of using the tools of territorial branding in regional management (on the example of the Republic of Bashkortostan) [Electronic resource] // Internet-journal "Science of Science". - 2016 (Vol .8). - № 6 (37). - P. 25.

- access Mode: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN616.pdf (accessed: 20.02.2020).

10. Akhmetov V.Ya., Isyanbayev M.N., Sharipova N.I. the Need for integrated use of territorial marketing and branding at the regional and municipal levels of government (on the example of the Republic of Bashkortostan) [Text] // Bulletin of Eurasian science

- 2019. - no. 2. - access Mode: https://esj.today/PDF/87ECVN219.pdf (free access). Title from the screen. DOI: 10.15862/87ECVN219.

11. Isyanbayev M.N. Economic subdistricts of the Republic of Bashkortostan: priority directions of socio-economic development [Text] / M.N. Isyanbayev. - Ufa: Gilem, 2008. - 292 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.