Научная статья на тему 'Проблемы специальной подготовки контролеров-распорядителей в Российской Федерации на официальных спортивных соревнованиях'

Проблемы специальной подготовки контролеров-распорядителей в Российской Федерации на официальных спортивных соревнованиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2019
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КОНТРОЛЕР-РАСПОРЯДИТЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / STEWARD / SECURITY OF SPORTING EVENTS / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуев Валентин Никифорович, Кораблев Денис Павлович

В рамках комплексного анализа Приказа Минспорта России от 14.04.2014 № 234 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования» определены проблемы системы подготовки контроллеров-распорядителей и приведены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зуев Валентин Никифорович, Кораблев Денис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMSOFTRAININGSYSTEMSTEWARDSINRUSSIANFEDERATION

Comprehensive analysis of the order Ministry of Sports of the Russian Federation about training stewards to ensure public order and public safety guarantees under official sports competitions.

Текст научной работы на тему «Проблемы специальной подготовки контролеров-распорядителей в Российской Федерации на официальных спортивных соревнованиях»

УДК 796.011

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

КОНТРОЛЕРОВ-РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ

СОРЕВНОВАНИЯХ

В.Н. Зуев, Д.П. Кораблев

В рамках комплексного анализа Приказа Минспорта России от 14.04.2014 № 234 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования» определены проблемы системы подготовки контроллеров-распорядителей и приведены пути решения.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, контролер-распорядитель, безопасность при проведении спортивных мероприятий, система подготовки.

На современном этапе сложившиеся условия функционирования отраслевой системы отличаются разнообразием управленческих подходов, появлением различных сегментов менеджмента, что обусловлено продолжением реформирования системы управления отраслью, разработкой законодательной, нормативной правовой базы. Роль нормативных правовых актов в регулировании управления отраслью заключается в том, что они выступают в качестве основы установления, изменения или прекращения указанных отношений [2, 3, 4].

Востребованность комплексного правового регулирования физической культуры и спорта в сфере безопасности проведения официальных спортивных соревнований в Российской Федерации обусловлена не только требованиями федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и международными правовыми актами (регламентами и положениями). Проведение крупных официальных международных соревнований: чемпионата мира по водным видам спорта Казань - 2015 г.; чемпионата мира по футболу 2018 г.; зимней Универсиады Красноярск - 2019 г., а также наличие случаев противоправных действий, осуществляемых как со стороны болельщиков, так и со стороны правоохранительных органов в местах проведения спортивно-массовых мероприятий актуализирует нашу работу. Изучение вопросов связанных именно с подготовкой и обучением контролеров-распорядителей в Российской Федерации, определение имеющихся проблем и предложение направлений по формированию системы такой подготовки является целью нашего исследования.

Необходимость комплексного правового регулирования физической культуры и спорта в сфере безопасности проведения официальных

спортивных соревнований в России обусловлена, помимо федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и международными правовыми актами, регламентами и положениями.

Методологической основой исследования послужило использования современного методологического инструментария теории спортивного права, а также физического воспитания, включающие как общенаучные, так и специальные методы научного познания.

Гипотезой исследования стали законодательные и нормативные правовые документы и поправки, которые позволят при соблюдении комплексного правового регулирования физической культуры и спорта в сфере безопасности проведения официальных спортивных соревнований в России проводить на высоком организационном уровне национальные и международные спортивные мероприятия.

С.В. Алексеевым аргументированно отмечается, что проблема обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий всегда будет злободневной. Она требует, во-первых, нормативно-правовой проработки вопросов, связанных с усилением акцента на безопасность при проектировании, строительстве и оборудовании спортивных сооружений и других спортивных объектов; во-вторых, нормативно-правового решения проблем, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий [1].

Принятие Федерального закона от 23.07.2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее по тексту - ФЗ «О внесении изменений...») [8] являлось объективным продолжением государственной политики в сфере физической культуры и спорта, особенно в сфере обеспечения безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий, тем более, принимая во внимание, предстоящие спортивные события в России.

Данным законом был внесен ряд поправок в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О физической культуре и спорте») [11], которые были направлены на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на спортивных объектах.

Одним из концептуальных нововведений ФЗ «О внесении изменений.» является введение нового понятия «контролер-распорядитель» (предложение термина «стюард», которое общепринято в международном юридическом обороте, в процессе согласования не было принято). Закон достаточно четко определил и закрепил его функции в

системе организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий и физкультурных мероприятий на спортивных объектах.

В указанном законе также был закреплен исчерпывающий перечень их прав и обязанностей (п. 3 и п. 4 ст. 20.2ФЗ «О физической культуре и спорте» соответственно).

Контролеры-распорядители имеют право:

1. Осуществлять контроль за доступом зрителей, их размещением.

2. Встречать и сопровождать зрителей до мест, указанных в приобретенных входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания до выхода из мест проведения.

3. Осуществлять в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел личный осмотр граждан и осмотр находящихся при них вещей при их входе, а при отказе.

4. Ограничивать проход зрителей в зоны, которые определены организатором, в соответствии с правилами обеспечения безопасности.

5. Информировать организаторов о фактах нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

6. Принимать участие в эвакуации зрителей в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации.

7. Выполнять иные обязанности на контролеров-распорядителей в соответствии с заключенными договорами.

Обязанности контролеров-распорядителей:

1. Информировать зрителей о дополнительных услугах, которые им могут оказываться.

2. Проверять у зрителей входные билеты или документы, их заменяющие.

3. Осуществлять контроль за перемещением зрителей.

4. Информировать зрителей о необходимости соблюдения правил поведения зрителей.

5. Информировать организаторов о фактах нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

6. Принимать участие в эвакуации зрителей в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации.

7. Выполнять иные обязанности, возложенные на контролеров-распорядителей в соответствии с заключенными договорами.

В законе также закреплены и основные требования к потенциальным контроллерам-распорядителям. Так в статье 20.2 ФЗ «О физической культуре и спорте» были закреплены основные требования к контролерам-распорядителям: граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетнего возраста не имеющие неснятую и

непогашенную судимость и не состоящие на учете в организациях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании. Кроме того, как указано в определении, контролер-распорядитель помимо соответствия определенным требованиям, должен пройти и специальную подготовку. Совершенно очевидно, контроллерам-распорядителям для выполнения указанных выше прав и обязанностей необходимы знания из различных областей жизни -это знание российского законодательства в спортивной сфере, знание норм административного, уголовного права, тактики предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных со спортивной деятельностью, физическая подготовка, знание психологии, пожарной безопасности и т. д.

В ФЗ «О физической культуре и спорте» в пп. 12.1 п. 1 ст. 16 и пп. 4.1 п. 1 ст. 16.1 установлено, что подготовку контролеров-распорядителей вправе осуществлять общероссийские спортивные федерации и региональные спортивные федерации. О возможности подготовки данной категории специалистов другими организациями (спортивными клубами, коммерческими организациями, учебными учреждениями, общественными организациями и т. д.) в федеральном законе не приводится, как не приводятся и требования к таким организациям и реализуемых ими программам подготовки контроллеров-распорядителей [4].

Единственное в статье 7.1 ФЗ «О физической культуре и спорте» говорится о том, что привлечение контроллеров-распорядителей может также осуществляться путем обращения в организации, осуществляющие подготовку контролеров-распорядителей и (или) оказывающие услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий [9].

Порядок такой подготовки, согласно требованиям ФЗ «О физической культуре и спорте», должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта -Министерством спорта Российской Федерации. В его отсутствии не было общего понимания, что должна включать в себя программа подготовки контролеров-распорядителей, каков порядок её формирования и утверждения, каким образом и кем будет определяться квалификация и способность указанных контролеров-распорядителей осуществлять возлагаемые на них функции и т. д.

В виду особой важности вопроса подготовки контроллеров распорядителей в конце января 2014 года в целях реализации ФЗ «О внесении изменений...» Министерством спорта Российской Федерации был разработан проект приказа «Об утверждении порядка подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования»[10].

При обсуждении в основном критике подвергались нормы, обязывающие всероссийские и региональные спортивные федерации проводить аккредитацию организаций, предметом деятельности которых является подготовка контролеров-распорядителей, а также порядок формирования и утверждения программы подготовки контроллеров-распорядителей [6].

В итоге был подписан Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 234 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования» (далее - Порядок подготовки) [11]. Данный приказ был официально опубликован 15 августа 2014 года и начал действовать с 26 августа 2014 года.

Очевидно, несмотря на значительную переработку первоначального текста проекта Порядка и существенное изменение системы организации подготовки контролеров-распорядителей, при комплексном научном изучении нового текста утвержденного Порядка подготовки, возникает ряд концептуальных вопросов.

Утвержденный Порядок подготовки имеет принципиально иную, от предлагаемого ранее в проекте, систему. Так из первоначальной системы был исключен механизм аккредитации спортивными федерациями организаций, предметом деятельности которых является подготовка контролеров-распорядителей. Исключена регламентация процесса утверждения общероссийскими спортивными федерациями программ подготовки контроллеров-распорядителей, разработанные региональными спортивными федерациями, организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками (пользователями) объектов спорта и организациями, предметом деятельности которых является подготовка контроллеров-распорядителей.

Приведенные изначально коррекции первоначального текста Порядка подготовки, с нашей точки зрения, абсолютно логичные и правильные, так как аккредитацию организаций, предметом деятельности которых является подготовка контролеров-распорядителей, должны осуществлять органы государственной власти (органы государственной власти субъекта РФ), а не всероссийские спортивные федерации.

Однако и утвержденный Порядок подготовки не лишен недостатков, а некоторые из них «перекочевали» из указанного выше проекта Порядка подготовки.

Проведённые нами исследования позволяют выделить два корректирующих аспекта, реализующих нормативную правовую базу в сфере подготовки контроллеров распорядителей.

Первое, что обращает на себя внимание, согласно основным положениям утвержденного Порядка, подготовку контролеров-

распорядителей, помимо общероссийских и региональных спортивных федераций, могут осуществлять организации, осуществляющие подготовку контроллеров распорядителей и (или) оказывающие услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий. При этом подготовка, перечисленными выше организациями, осуществляется согласно программам, которые они сами разработали.

С учетом того, что требования к программам подготовки контроллеров-распорядителей в утвержденном проекте Порядка подготовки никак не сформулированы (в отличие от проекта Порядка) сами программы будут сильно отличаться друг от друга по своему содержанию, наполнению и методологии.

В итоге мы получаем значительное количество программ подготовки по разным видам спорта, которые должны быть утверждены всероссийскими спортивными федерациями и региональными спортивными федерациями. Они, в свою очередь, должны быть готовы к такой работе, иметь соответствующие кадровые ресурсы, обладающие необходимой квалификации для её исполнения, материальные и финансовые ресурсы. Работа достаточно многогранная и объёмная, учитывая территориальные масштабы нашей страны [6].

Очевидно, что данный проект Порядка подготовки контролеров-распорядителей в первую очередь касается популярных в России игровых видов спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, мини-футбол) и спортивные федерации в данных видах спорта имеют ресурсы и кадры для ведения такой работы (хотя и для них на первых порах она доставит массу сложностей). А как в этом случае быть всероссийским федерациям по менее популярным командным игровым видам спорта и тем более видам спорта индивидуального характера, которые не имеют достаточных финансовых и кадровых основ для такой деятельности?

Второй немаловажный аспект в вопросе подготовки контролеров-распорядителей заключается в их непосредственном обучении, прохождении стажировки, итоговой аттестации и повышении квалификации.

В первую очередь, вопросы напрашиваются к документам, выдаваемым гражданам, прошедшим итоговую аттестацию и удостоверениям контроллера - распорядителя. В проекте Порядка подготовки не приведены формы установленного образца указанных документов, технические требования к ним, порядок их оформления. Нет даже указания на то, кто этот порядок устанавливает. По-видимому, сама организация, которая вправе осуществлять подготовку контролеров-распорядителей. В итоге на практике мы можем получить значительное количество не унифицированных и неподконтрольных документов, выданных различными организациями.

Все это может привести к формальному процессу обучения потенциальных контролеров-распорядителей и появлению

соответствующих фиктивных свидетельств (либо вовсе поддельных), что незамедлительно скажется на качестве обеспечения безопасности на официальных спортивных мероприятиях и, в конечном счете, дискредитирует идею использования контролеров-распорядителей взамен сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации [6].

Во-вторых, возникают вопросы и к проверке квалификации контроллеров-распорядителей. В п. 11 утвержденного Порядка подготовки указывается, что подтверждение полученных контролером-распорядителем знаний проводится организацией, осуществляющей подготовку контролеров-распорядителей по мере необходимости, но не реже одного раза в три года [11]. Каков допустимый непрерывный срок «простоя» контролеров-распорядителей, по истечению которого теряется квалификация? Каким образом определить опыт работы и узнать оценку деятельности физического лица в качестве контролера-распорядителя? Может ли контролер-распорядитель, получив свидетельство в одном субъекте РФ, осуществлять деятельность в другом субъекте или ему нужно проходить переподготовку на новом месте работы? В проекте Порядка подготовки контролеров-распорядителей данные вопросы не находят ответов.

На основании вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам по концептуальным направлениям.

Во-первых, на наш взгляд, вопрос подготовки контроллеров-распорядителей должен носить централизованный федеральный характер. Разработку и утверждение Программы подготовки должны осуществлять федеральные государственные органы власти, а не общественные органы управления. Программа подготовки должна иметь единую структуру и методологию, а полученные контроллерами-распорядителями знания и навыки должны быть применимы при обеспечении безопасности на официальных мероприятиях по всем видам спорта.

Во-вторых, на федеральном уровне необходимо законодательно закрепить формы установленного образца свидетельств, выдаваемым гражданам, прошедшим итоговую аттестацию, технические требования к ним, порядок их оформления.

В-третьих, в целях определения квалификации контроллеров-распорядителей, прошедших подготовку и аттестацию, необходимо вместе со свидетельством выдавать удостоверение, в котором должна указываться информация о дате и месте, наименовании соревнований, на которых работал контролер-распорядитель, оценку его деятельности со стороны нанимателя (работодателя) за подписью руководителя и скрепленная печатью. Это позволит относительно быстро определить квалификацию его владельца, опыт и качество его работы, дату последней практической деятельности.

Предложения по изменению Порядка подготовки контроллеров-распорядителей в России имеют дискуссионный характер и их нельзя

рассматривать в окончательно завершенном виде. Вместе с тем они дают достаточный импульс для научного обсуждения поставленных в исследовании проблем.

Список литературы

1. Алексеев С.В. Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. 696 с.

2. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2006, 400 с.

3. Зуев В.Н. Правовые основы сферы физической культуры и спорта: Словарь-справочник. М.: Советский спорт, 2010. 228 с.

4. Зуев В.Н., Кораблев Д.П. Проблемы правового обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий в России // Спорт: экономика, право, управление, 2014. № 2. С. 25-30.

5. Зуев В.Н., Кораблев Д.П. Спортивное законодательство Тюменской области в социализации населения региона // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 2. С. 56-60.

6. Кораблев Д.П. Система подготовки контроллеров-распорядителей в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Спортивное право - научно-практический журнал. 2014. № 2.

7. Пулов Е.А. Обсуждение вопросов совершенствования российского законодательства в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1. С. 21-23.

8. Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» // «Российская газета», № 161, 25.07.2013.

9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // «Российская газета», № 276, 08.12.2007.

10. Письмо Министерства спорта РФ от 06.02.2014 № НП-05-13/681 в адрес общероссийских спортивных федераций // Официальный интернет-ресурс Федерации спортивного ориентирования России. URL: http://rufso.ru/files/2014-02-09-01-04-29proekt_prikaza_minsporta_rossii.pdf (дата обращения: 12.09.2014).

11. Приказ Министерства спорта РФ от 14.04.2014 № 234 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования» URL: http://www.rg.ru/2014/08/15/minsport-dok.html (дата обращения: 12.09.2014).

Зуев Валентин Никифорович, д-р пед. наук., проф., директор, zuev_sport72@mail.ru, Россия, Тюмень, Институт физической культуры Тюменский государственный университет,

Кораблев Денис Павлович, аспирант, исп. директор, dionis84@mail.ru, Россия, Тюмень, Институт физической культуры Тюменский государственный университет, Федерация легкой атлетики ЯНАО

PROBLEMSOFTRAININGSYSTEMSTEWARDSINRUSSIANFEDERATION

V.N. Zuev, D.P. Korablev

Comprehensive analysis of the order Ministry of Sports of the Russian Federation about training stewards to ensure public order and public safety guarantees under official sports competitions.

Key words: physical culture and sports, steward, security of sporting events, training

system.

Zuev Valentin Nikiforovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, director, zuev_sport72@mail.ru, Russia, Tyumen Institute of Physical Culture Tyumen State University,

Korablev Denis Pavlovich, graduate, executive director, dionis84@,mail.ru, Russia, Tyumen Institute of Physical Culture Tyumen State University, Regional Public Organization «Athletics Federation YANAO»

УДК 797.2

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛОВЦОВ 15-17 ЛЕТ

О.В. Лимаренко, А.А. Лимаренко

Представлен материал, позволяющий обосновать эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов 15-17 лет.

Ключевые слова: плавание, силовая подготовка пловцов, сила тяги, силовые показатели.

Мировые достижения в плавании неуклонно растут. Меняется организационная структура работы тренера и пловцов, принципы и методы тренировок. Спортивный мир находится в непрерывном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.