Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДАХ'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество городской среды / городские общественные пространства / стратегическое городское планирование / проблемы создания общественных пространств в городах / формирование индивидуального образа города / quality of urban environment / city public spaces / strategic urban planning / problems of creating city public spaces / elaboration of settlement individual image

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — И.Д. Дебелая, Г.Ю. Морозова

Выполнена систематизация проблем создания общественных пространств на примере городского округа «Город Хабаровск». Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления для разработки документов стратегического городского планирования и их актуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF URBAN PUBLIC SPACES CREATION

The authors brought into the system the problems of urban public spaces creation on the example of the Khabarovsk Town urban district. The research results can be used by public authorities and local self-government institutes for the development and updating of strategic urban planning policies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДАХ»

Региональные проблемы. 2024. Т. 27, № 3. С. 65-70. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2024-27-3-65-70.

ГЕОЛОГИЯ. ГЕОЭКОЛОГИЯ

Научная статья УДК 911.9:577.4(5 71.62)

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДАХ

И.Д. Дебелая, Г.Ю. Морозова Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, ул. Дикопольцева 56, г. Хабаровск, 680000, e-mail: debelaya@rambler.ru, https://orcsid.org/0000-0002-0191-2306; e-mail: morozova-ivep@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1183-3430

Выполнена систематизация проблем создания общественных пространств на примере городского округа «Город Хабаровск». Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления для разработки документов стратегического городского планирования и их актуализации.

Ключевые слова: качество городской среды, городские общественные пространства, стратегическое городское планирование, проблемы создания общественных пространств в городах, формирование индивидуального образа города.

Образец цитирования: Дебелая И.Д., Морозова Г.Ю. Проблемы создания общественных пространств в городах // Региональные проблемы. 2024. Т. 27, № 3. С. 65-70. DOI: 10.31433/2618-9593-2024-27-3-65-70.

В настоящее время качество и комфортность среды проживания становятся важнейшим условием устойчивого развития городов. В современных реалиях одним из направлений развития административных центров субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, становится территориальное планирование, основанное на сбалансированном подходе к экономическому росту и социальному прогрессу при сохранении качества окружающей среды, что во многом определяется эффективностью использования городского пространства.

По мнению И.Н. Ильиной, «...качество городского пространства - «самый градостроительный» показатель, поскольку он характеризует качество пространственной структуры города, его планировочную организацию, ландшафтно-визу-альный облик, благоустройство и насыщенность объектами обслуживания» [8, с. 73].

В последние годы в административных центрах субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, отмечается повышенное внимание к развитию городских об-

©Дебелая И.Д., Морозова Г.Ю., 2024

щественных пространств и их озеленению: они приобрели статус многофункциональных территорий, которые быстро трансформируются под заданные функции (отдых, социальное общение, торговля, туризм, образование, культура, спорт, креативная деятельность) и обеспечивают «шаговую доступность» всех объектов и услуг для населения. Общественные пространства - это городские территории, доступные для населения: к ним относятся парки, парковые зоны, скверы, сады, рощи, площади, набережные, бульвары, пешеходное пространство вдоль городских автомагистралей и дорог. Создание таких объектов в городах играет значимую роль в сложнейшем процессе трансформации административно-организационной, экологической, социальной и экономической, технологической сфер жизнедеятельности населения в условиях интенсивного развития урбанизации и, как следствие, повышения требований местного населения к качеству городской среды. Например, жители больших городов, согласно результатам социального опроса посетителей парков, ценят прежде всего качество озеленения и

количество зеленых насаждений, на второе место ставят их уникальность, парковый дизайн и качество парковой инфраструктуры [7].

Многочисленные исследования урбанизированных территорий в России и за рубежом свидетельствуют об актуальности систематизации проблем создания общественных пространств, которые рассматриваются с точки зрения повышения их роли в стратегическом планировании устойчивого социально-экономического развития городов с учетом экологических приоритетов и предпочтений местного населения.

Цель работы - выделение и систематизация комплекса проблем создания общественных пространств, рассмотренных на примере городского округа «Город Хабаровск».

Общественные пространства - важный инструмент градостроительного планирования. Вопросы ликвидации их дефицита, расширения спектра категорий объектов, ориентации на разные возрастные и профессиональные группы населения, повышения качества озеленения и модернизации инфраструктуры решаются на муниципальном, а также региональном и федеральном уровнях управления. Создание общественных пространств в городах играет значимую роль в сложном процессе трансформации всех сфер жизнедеятельности населения. Динамическое развитие урбанизированных территорий определяет необходимость актуализации стратегий, что в свою очередь требует приведения ресурсов в соответствие с возникновением новых потребностей у населения и формированием индивидуального образа будущего города [3].

Стратегия развития озеленения городских общественных пространств направлена на создание системы взаимосвязанных объектов посредством зелёных коридоров, в роли которых выступает озеленение пойм малых рек, улиц, бульваров, набережных, дорожных развязок и др. Мероприятия, обеспечивающие увеличение площади и уход за состоянием участков озеленения, - это инвестиции в здоровье, благополучие и качество жизни населения, а также в создание условий для отдыха, социальных взаимодействий и развитие экономики досуга. Озеленённые общественные пространства занимают значительные площади свободного городского пространства, служат одним из важнейших компонентов, а также экологическим ресурсом для формирования устойчивого развития городов. Они могут внести существенный вклад в формирование комфортной и безопасной среды города, соответствующей современным

стандартам благоустройства, лучшим образцам и примерам в градостроительстве [3, 5, 7, 9 и др.].

В современных исследованиях урбанизированных территорий актуальной задачей является выделение и систематизация комплекса проблем, которые сегодня сдерживают создание и сохранение общественных пространств в городах.

Хабаровск - административный центр Хабаровского края, в котором с момента его основания (1858 г.) и до настоящего времени уделяется большое внимание созданию, охране общественных пространств и их озеленению. К 165-летию поселения был сформирован богатый растительный фонд, появились квалифицированные специалисты и сложились традиции озеленения. В последние годы участие администрации городского округа при активной поддержке местных жителей в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» стимулировало работы по благоустройству с разработкой современных дизайн-проектов и повышением качества озеленения парковых пространств и скверов, а также внутри-дворовых территорий. В мастер-плане Хабаровска, представленном Президенту РФ В.В. Путину и утвержденном Правительством РФ в 2023 г., созданию озеленённых общественных пространств города уделено пристальное внимание [16].

Экспертные исследования, основанные на проведении полевых и инвентаризационных исследований [10, 11], а также анализе фондовых материалов Института водных и экологических проблем ДВО РАН, нормативно-правовых документов [13-15], Генерального плана городского округа «Город Хабаровск» [4], публикаций в России [1-3, 6-12 и др.] и за рубежом [5, 17 и др.] позволили выделить 5 групп проблем, определяющих современное состояние городских общественных пространств (табл.).

Таким образом, первый опыт систематизации современных проблем создания общественных пространств на примере городского округа «Город Хабаровск» с учетом административно-организационных, экологических, экономических, социальных, технологических факторов позволил привлечь внимание к необходимости повышения эффективности взаимодействия представителей государственных, муниципальных, общественных, научно-производственных организаций, бизнес-структур, местного сообщества для стратегического планирования административного центра Хабаровского края. На практике при выработке путей решения проблем, возникающих при формировании системы общественных пространств,

Таблица

Систематизация проблем, определяющих современное состояние городских общественных пространств

Table

Systematization of problems determining the current urban public spaces state

Группы проблем Виды проблем

Административно-организационные - Неравномерное распределение общественных пространств в пределах городской черты; - необходимость совершенствования моделей организации городского пространства; - отсутствие компактных мультифункциональных озеленённых общественных пространств; - преобладание незначительных по размерам озеленённых объектов; - отсутствие единого органа управления при администрации городского округа; - незначительная активность гражданского сообщества; - необходимость актуализации нормативно-правового обеспечения; - отсутствие штата квалифицированных специалистов (инициатива представителей муниципального управления, ландшафтные архитекторы, садовники, дендрологи и др.); - низкая транспортная доступность и отсутствие парковок; - сезонность посещения; - низкий уровень информирования населения об услугах и объектах; - необходимость актуализации Генплана городского округа; - отсутствие стратегии развития озеленения общественных пространств и увязка ее с другими стратегиями городского планирования.

Экологические - Неблагоприятная экологическая ситуация в городе; - значительная трансформация природных ландшафтов; - начальный этап формирования культурных ландшафтов; - снижение ландшафтного и биологического разнообразия; - незначительное число «уголков дикой природы» с дальневосточным колоритом; - сокращение площади озеленения в пределах общественных пространств; - отсутствие мониторинга озеленённых объектов; - замена дальневосточных видов на широкое использование интродуцированных инорайонных видов; - слабое развитие зелёных связей между общественными пространствами и зелеными объектами пригородной зоны, необходимых для формирования экологического каркаса города; - низкое качество озеленения; - отсутствие учебно-экологических центров; - отсутствие дендрологических коллекций аборигенов и семенного фонда; - низкий уровень экологической культуры горожан.

Экономические - Низкая привлекательность из-за несоответствия предлагаемых услуг потребностям горожан; - отсутствие условий для развития экономики досуга; - краткосрочные горизонты экономического планирования; - отсутствие долгосрочных инвестиций; - финансовая ограниченность муниципальных бюджетов, отсутствие частных инвестиций; - реализация низкобюджетных проектов; - низкий уровень маркетинговых исследований; - финансовые ограничения, не позволяющие обеспечить уход за зелёными насаждениями; - низкий уровень развития городского туризма.

е ы н Л ч а и - Необходимость повышения качества жизни горожан; - низкая степень развития городского уклада; - недостаток площадок для социального общения; - отсутствие площадок для развития креативной деятельности; - отсутствие благоустроенных озеленённых общественных пространств в шаговой доступности; - ограниченное число объектов, ориентированных на активное население, молодежь, семейный отдых; - низкая активность горожан в выборе приоритетных проектов благоустройства путем открытого рейтингового голосования; - низкий уровень развития волонтерского движения.

ц о С

Технологические - Сохранение традиций и индивидуальности градостроения; - единичное использование ГИС-технологий для сохранения зелёного фонда; - низкое качество благоустройства и отсутствие современного дизайна; - дефицит крупномерных саженцев; - отсутствие контейнерного озеленения; - нехватка декоративных кустарников аборигенной флоры; - незначительная производительность городского питомника; - отсутствие проведения систематических агротехнических мероприятий; - не оборудованы всесезонные площадки для коворкинга и креативных видов деятельности.

необходимо проводить не отдельные, а комплексные оптимизационные мероприятия.

Назрела необходимость разработки концепции создания системы общественных пространств в административных центрах субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, - формирования индивидуальных образов будущего городов - с учетом ориентации на решение проблем, выявленных в проведенном исследовании.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артемова О.В., Логачева Н.М., Савченко А.Н. Гармонизация пространства промышленного города: социальные ориентиры // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 2. С. 538-551. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-2-13.

2. Бенуж А.А., Мочалов И.В., Мочалова Т.С. Как измерить экономические выгоды от общественных пространств и парков // Недвижимость: экономика, управление. 2019. № 1. С. 62-72.

3. Бочко В.С., Захарчук Е.А. Индивидуализация стратегий развития городов. На примере Екатеринбурга и Бирмингема // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 2. С. 391-405. DOI: http:// doi.org/10.17059/2020-2-5.

4. Внесение изменений в Генеральный план городского округа «Город Хабаровск». Положение о территориальном планировании генерального плана городского округа «Город Хабаровск». М., 2022. URL: https://khv27.ru/ about/plan/ (дата обращения: 12.04.2024).

5. Городские зеленые зоны: краткое руководство к действию. Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро. 2017. 24 с. URL: https://www.who.int/europe/ru/ publications/i/item/9789289052498 (дата обращения: 09.04.2024).

6. Долгосрочная целевая программа «Развитие озеленения территории города Хабаровска на 2012-2020 гг.» / Г.Ю. Морозова, Г.А. Лаптиёв, В.В. Иванова, Т.И. Кислова. Хабаровск: Хабаровские вести, 2012.33 с.

7. Зеленый Новосибирск. Концепция развития озелененных общественных пространств общегородского значения. Новосибирск: Вояж, 2017. 129 с.

8. Ильина И.Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 5. С. 69-82.

9. Исаченко Г.А., Исаченко Т.Е. Роль особо ох-

раняемых природных территорий в формировании культурных ландшафтов Санкт-Петербурга // Наследие и современность. 2020. Т. 3, № 4. С. 34-51. DOI: 10.52883/2619-0214-20203-4-55-72.

10. Кочуров Б.И., Хазиахметова Ю.А., Ивашкина И.В., Сукманова Е.А. Ландшафтный подход в градостроительном проектировании // Юг России: экология, развитие. 2018. Т. 13, № 3. С. 71-82. DOI: 10.24411/1816-1863-2018-1307.

11. Морозова Г.Ю. Особо охраняемые природные территории города Хабаровска / Г.Ю. Морозова, И.Д. Дебелая, И.Г. Дубянская. Хабаровск: Хабаровские вести, 2021. 166 с.

12. Морозова Г.Ю., Дебелая И.Д. Охрана зеленого фонда Хабаровска с использованием современных информационных технологий // Геодезия и картография. 2018. Т. 79, № 1. С. 5261. DOI: 10.22389/0016-7126-2018-93-1-52-61.

13. Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Хабаровск» «Улучшение экологического состояния городского округа «Город Хабаровск» на 2021-2025 годы». Постановление администрации г. Хабаровска от 29 августа 2018 г. № 3020. URL: https://khv27.ru/administration/structural-units/ ecology/munitsipalnaya-programma/ (дата обращения: 21.02.2024).

14. Правила благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск». Решение хабаровской городской думы от 17.10.2017 г. № 677 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/465347221 (дата обращения: 22.03.2024).

15. Реестр общественных территорий городского округа «Город Хабаровск». URL: https://khv27. ru/projects/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/proekty-tos-/index.php/index. php?ELEMENT_ID= 101593 (дата обращения: 09.04.2024).

16. Совещание по развитию дальневосточных городов 11 сентября 2023 г., Приморский край, остров Русский // Президент России. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/keywords/86/ events/72250 (дата обращения: 05.12.2023).

17. CABE Open space strategies: best practice guidance. London: Commission for Architecture and the Built Environment, 2009. URL: https://www. designcounciLorg.uk/fileadmin/uploads/dc/Doc-uments/open-space-strategies.pdf (дата обращения: 23.03.2024).

REFERENCES:

1. Artemova O.V., Logacheva N.M., Savchenko A.N. Harmonisation of Space in an Industrial City: Social Guidelines. Ekonomika regiona,

2021, vol. 17, no. 2, pp. 538-551. (In Russ.). DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-2-13.

2. Benuzh A.A., Mochalov I.V., Mochalova T.S. How to measure the economic benefits of public spaces and parks. Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie, 2019, no. 1, pp. 62-72. (In Russ.).

3. Bochko V.S., Zaharchuk E.A. Individualization of City Development Strategies: Case of Ekaterinburg and Birmingham). Ekonomika regiona, 2020, vol. 16, no. 2, pp. 391-405. (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.17059/2020-2-5.

4. Vnesenie izmenenii v General 'nyi plan gorodskogo okruga «Gorod Khabarovsk». Polozhenie o territorial'nom planirovanii general'nogo plana gorodskogo okruga «Gorod Khabarovsk» (Amendments to the General Plan of the Khabarovsk City Urban District. Regulations on territorial planning of the general plan of the city district «Khabarovsk City»). Moscow,

2022. Available at: https://khv27.ru/about/plan/ (accessed: 12.04.2024). (In Russ.).

5. Gorodskie zelenye zony: kratkoe rukovodstvo k deistviyu. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya, Evropeiskoe regional 'noe byuro (Urban Green areas: a quick guide to action. World Health Organization, Regional Office for Europe). 2017. 24 p. Available at: https://www.who.int/europe/ru/publications/i/ item/9789289052498 (accessed: 09.04.2024). (In Russ).

6. Dolgosrochnaya tselevaya programma «Razvitie ozeleneniya territorii goroda Khabarovska na 2012-2020 gg.» (Long-term target program «Development of landscaping in the city of Khabarovsk for 2012-2020»), G.Yu. Morozova, G.A. Laptiev, V.V. Ivanova, T.I. Kislova. Khabarovsk: Khabarovskie vesti Publ., 2012. 33 p. (In Russ.).

7. Zelenyi Novosibirsk. Kontseptsiya razvitiya ozelenennykh obshchestvennykh prostranstv obshchegorodskogo znacheniya (Green Novosibirsk. The concept of the development of green public spaces of citywide importance). Novosibirsk: Voyazh Publ., 2017. 129 p. (In Russ).

8. Ilyina I.N. Quality of Urban Environment as a Factor of Sustainable Community Development.

Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii, 2015, no. 5, pp. 69-82. (In Russ.).

9. Isachenko G.A., Isachenko T.E. The Role of Specially Protected Natural Areas in the Formation of Saint Petersburg Cultural Landscapes. Nasledie i sovremennost', 2020, vol. 3, no. 4, pp. 34-51. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.52883/2619-0214-2020-3-4-55-72.

10. Kochurov B.I., Khaziakhmetova Yu.A., Ivashkina I.V., Sukmanova E.A. Landscape approach in city-planning. Yug Rossii: ekologiya, razvitie, 2018, vol. 13, no. 3, pp. 71-82. (In Russ.). DOI: 10.24411/1816-1863-2018-1307.

11. Morozova G.Yu. Osobo okhranyaemye prirodnye territorii goroda Khabarovska (Specially protected natural territories of the city of Khabarovsk), G.Yu. Morozova, I.D. Debelaya, I.G. Dubyanskaya. Khabarovsk: Khabarovskie vesti Publ., 2021. 166 p. (In Russ.).

12. Morozova G.Yu., Debelaya I.D. Protection of green fund of Khabarovsk with use of modern information technologies. Geodeziya i kartografiya, 2018, vol. 79, no. 1, pp. 52-61. (In Russ.). DOI: 10.22389/0016-7126-2018-93-152-61.

13. Ob utverzhdenii munitsipal'noi programmy gorodskogo okruga «Gorod Khabarovsk» «Uluchshenie ekologicheskogo sostoyaniya gorodskogo okruga «Gorod Khabarovsk» na 2021-2025 gody». Postanovlenie administratsii g. Khabarovska ot 29 avgusta 2018 g. № 3020 (On approval of the municipal program of the Khabarovsk City Urban District «Improvement of the ecological condition of the Khabarovsk City Urban District for 2021-2025». Resolution of the Khabarovsk City Administration dated August 29, 2018 no. 3020). Available at: https:// khv27.ru/administration/structural-units/ ecology/munitsipalnaya-programma/ (accessed: 21.02.2024). (In Russ.).

14. Rules for landscaping the territory of the city district «Khabarovsk City». Decision of the Khabarovsk City Duma of 17.10.2017 no. 677, in Elektronnyi fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov (Electronic fund of legal and regulatory documents). Available at: https://docs.cntd.ru/document/465347221 (accessed: 22.03.2024). (In Russ.).

15. Reestr obshchestvennykh territorii gorodskogo okruga «Gorod Khabarovsk» (The register of public territories of the city district «Khabarovsk City»). Available at: https://khv27.ru/projects/ territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/ proekty-tos-/index.php/index.php?ELEMENT_ ID=101593 (accessed: 09.04.2024). (In Russ.).

16. Meeting on the development of Far Eastern cities on September 11, 2023, Primorsky Krai, Russian Island, in Prezident Rossii (President of Russia). Available at: http://special.kremlin. ru/catalog/keywords/86/events/72250 (accessed: 05.12.2023). (In Russ.).

17. CABE Open space strategies: best practice guidance. London: Commission for Architecture and the Built Environment, 2009. Available at: https:// www.designcouncil.org.uk/fileadmin/uploads/dc/ Documents/open-space-strategies.pdf (accessed: 23.03.2024).

PROBLEMS OF URBAN PUBLIC SPACES CREATION I.D. Debelaya, G.Yu. Morozova

The authors brought into the system the problems of urban public spaces creation on the example of the Khabarovsk Town urban district. The research results can be used by public authorities and local self-government institutes for the development and updating of strategic urban planning policies.

Keywords: quality of urban environment, city public spaces, strategic urban planning, problems of creating city public spaces, elaboration of settlement individual image.

Reference: Debelaya I.D., Morozova G.Yu. Problems of urban public spaces creation. Regional'nye problemy, 2024, vol. 27, no. 3, pp. 65-70. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2024-27-3-65-70.

Поступила в редакцию 15.04.2024 Принята к публикации 17.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.