Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ НА ПРИМЕРЕ КУРШСКОЙ КОСЫ'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ НА ПРИМЕРЕ КУРШСКОЙ КОСЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРШСКАЯ КОСА / КУРШЮ НЕРИЯ / ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ / ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / ЕДИНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕСТЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕРЕНОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ / НОРМАТИВЫ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лунева Е.В., Попова О.В., Редникова Т.В.

В статье исследуется эколого-правовые аспекты использования и охраны Куршской косы как единого экологического пространства Российской Федерации и Литовской Республики. Показано, что Куршская коса представляет собой одну из самых «урбанизированных» особо охраняемых природных территорий. Выявлена проблема нарастания рекреационной нагрузки на Куршскую косу со стороны обоих государств. В результате ежегодного увеличения потока туристов и рекреантов антропогенное воздействие превышает рекреационную емкость уязвимой экологической системы. Сделан вывод о том, что приоритетной задачей развития туризма на Куршской косе является определение допустимых нормативов рекреационной нагрузки на особо ценные экологические системы. Выявлена незамедлительная необходимость правовой защиты природных достопримечательностей от чрезмерного рекреационного воздействия как на территории российской, так и литовской части Куршской косы. Показана необходимость принятия иных мер по повышению уровня охраны. Указано на необходимость создания единой российско-литовской трансграничной особо охраняемой природной территории «Куршская коса», а также совершенствование национального законодательства обеих стран по унификации правовых режимов охраны этого уникального природного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лунева Е.В., Попова О.В., Редникова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CREATING A UNIFIED LEGAL REGIME FOR CROSS-BORDER SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES ON THE EXAMPLE OF THE CURONIAN SPIT

The article examines the ecological and legal aspects of the use and protection of the Curonian Spit as a single ecological space of the Russian Federation and the Republic of Lithuania. It is shown that the Curonian Spit is one of the most "urbanized" specially protected natural areas. The problem of increasing the recreational load on the Curonian Spit from both states has been identified. As a result of the annual increase in the flow of tourists and recreants, the anthropogenic impact exceeds the recreational capacity of the vulnerable ecological system. It is concluded that the priority task of tourism development on the Curonian Spit is to determine the permissible standards of recreational load on particularly valuable ecological systems. The immediate need for legal protection of natural attractions from excessive recreational impact both on the territory of the Russian and Lithuanian parts of the Curonian Spit has been identified. The necessity of taking other measures to increase the level of protection is shown. The need to create a single Russian-Lithuanian cross-border specially protected natural area "Curonian Spit", as well as to improve the national legislation of both countries to unify the legal regimes for the protection of this unique natural object, was pointed out.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ НА ПРИМЕРЕ КУРШСКОЙ КОСЫ»

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ЛУНЕВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет 420008, г. Казань, Кремлевская 18 E-mail: vilisa_vilisa@mail.ru SPIN-код: 7137-9757

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ПОПОВА

Балтийский федеральный университет им. И. Канта 236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14. E-mail: OVPopova@kantiana.ru SPIN-код: 7239-4564

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА РЕДНИКОВА

Институт государства и права Российской академии наук 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10 E-mail: trednikova@yandex.ru SPIN-код: 7817-3969

DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-2-luneva-popova-rednikova

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ КУРШСКОЙ КОСЫ

Аннотация. В статье исследуется эколого-правовые аспекты использования и охраны Куршской косы как единого экологического пространства Российской Федерации и Литовской Республики. Показано, что Куршская коса представляет собой одну из самых «урбанизированных» особо охраняемых природных территорий. Выявлена проблема нарастания рекреационной нагрузки на Куршскую косу со стороны обоих государств. В результате ежегодного увеличения потока туристов и рекреантов антропогенное воздействие превышает рекреационную емкость уязвимой экологической системы. Сделан вывод о том, что приоритетной задачей развития туризма на Куршской косе является определение допустимых нормативов рекреационной нагрузки на особо ценные экологические системы. Выявлена незамедлительная необходимость правовой защиты природных достопримечательностей от чрезмерного рекреационного воздействия как на территории российской, так и литовской части Куршской косы. Показана необходимость принятия иных мер по повышению уровня охраны. Указано на необходимость создания единой российско-литовской трансграничной особо охраняемой природной территории «Куршская коса», а также совершенство-

вание национального законодательства обеих стран по унификации правовых режимов охраны этого уникального природного объекта.

Ключевые слова: Куршская коса, Куршю нерия, природный объект, особо охраняемая природная территория, национальный парк, единое экологическое пространство, естественная экологическая система, перенос загрязняющих веществ, нормативы рекреационной нагрузки

ELENA V. LUNEVA

Kazan Federal University 18 Kremlin str, Kazan 420008 E-mail: vilisa_vilisa@mail.ru SPIN-code: 7137-9757

OLGA V. POPOVA

Law Institute of the BFU named after I. Kant 14 str. A. Nevsky, Kaliningrad 236016 E-mail: OVPopova@kantiana.ru SPIN-code: 7239-4564

TATYANA V. REDNIKOVA

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation E-mail: trednikova@yandex.ru SPIN-code: 7817-3969

CHALLENGES OF CREATING A UNIFIED LEGAL REGIME FOR CROSS-BORDER SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES ON THE EXAMPLE OF THE CURONIAN SPIT

Abstract. The article examines the ecological and legal aspects of the use and protection of the Curonian Spit as a single ecological space of the Russian Federation and the Republic of Lithuania. It is shown that the Curonian Spit is one of the most "urbanized" specially protected natural areas. The problem of increasing the recreational load on the Curonian Spit from both states has been identified. As a result of the annual increase in the flow of tourists and recreants, the anthropogenic impact exceeds the recreational capacity of the vulnerable ecological system. It is concluded that the priority task of tourism development on the Curonian Spit is to determine

the permissible standards of recreational load on particularly valuable ecological systems. The immediate need for legal protection of natural attractions from excessive recreational impact both on the territory of the Russian and Lithuanian parts of the Curonian Spit has been identified. The necessity of taking other measures to increase the level of protection is shown. The need to create a single Russian-Lithuanian cross-border specially protected natural area "Curonian Spit", as well as to improve the national legislation of both countries to unify the legal regimes for the protection of this unique natural object, was pointed out.

Keywords: Curonian spit, Curonian neria, natural object, specially protected natural territory, national park, unified ecological space, natural ecological system, transport of pollutants, recreational load standards

1. Введение

Природные ландшафты и экосистемы, их составляющие, представляют собой естественную среду обитания всего живого на Земле. С течением времени под влиянием хозяйственной деятельности человека, приводящей зачастую к необратимым последствиям для природы, нетронутых таким воздействием уголков планеты остается все меньше и меньше. Пришедшее во второй половине XX в. осознание острой необходимости сохранить природу в максимально неизменном состоянии стало стимулом для принятия на международном и межгосударственном уровне различных мер по охране окружающей среды и ее компонентов, в том числе и правового характера. В этой сфере на международном уровне было заключено довольно значительное количество конвенций и соглашений как узконаправленного, так и комплексного характера, целью которых являлась охрана природной среды. С учетом того факта, что природные объекты изначально формировались под воздействием различных географических и климатических факторов, они не «признают» политических и государственных границ. Однако довольно часто такие границы проходят непосредственно через их территорию. Одним из наиболее известных россиянам примеров таких объектов является Беловежская пуща — территория в центре Европы, покрытая так называемым сарматским смешанным лесом и представляющая собой наиболее значительный по площади остаток реликтового первобытного европейского равнинного леса, сохранившийся в наши дни в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива на территории Республики Беларусь и Республики Польша. Непосредственно через Беловежскую пущу проходит государственная граница между этими

странами. В список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО 1 польская ее часть (Беловежский национальный парк) была включена в 1979 г., а в 1992 г. объект был расширен за счет белорусской части (Государственного национального парка «Беловежская пуща»). В 2014 г. был создан единый трансграничный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с площадью 141 885 га и буферной зоной 166 708 га, получивший название Biafowieza Forest, Belarus, Poland2. Единый статус особо охраняемого природного объекта, расположенного на территории сопредельных государств, позволяет обеспечить единый уровень охраны окружающей среды и природных ресурсов, в том числе и правовой, что дает возможность обеспечить равную ее эффективность на территории всех задействованных стран. Пять государственных природных биосферных заповедников в Российской Федерации имеют статус трансграничных, и их территории входят в состав особо охраняемых природных территорий с международным статусом (Международный заповедник «Даурия» (Россия/Монголия/КНР), «Катунский» трансграничный резерват «Алтай» (Россия/Казахстан), Международный заповедник «Дружба» (Россия/ Финляндия), Международный заповедник «Озеро Ханка» (Россия/КНР), Трансграничный резерват «Убсу-нур» (Россия/Монголия)). Трансграничным является также Трехсторонний парк «Пасвик-Инари» (Россия/ Финляндия/Норвегия), но межправительственное соглашение по нему на сегодняшний день не заключено. Перечень особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, отделенных от аналогичных природных объектов на территории сопредельных государств государственной границей, не исчерпывается объектами, перечисленными выше, однако другие аналогичные охраняемые природные территории международного статуса не имеют. В данной статье на одном из наиболее показательных примеров природных комплексов, разделенном государственной границей между Российской Федерации и Литвой, нам хотелось бы с позиции эколого-правовых аспектов выявить степень эффективности правового регулирования использования и охраны данного объекта в целом как единого природного комплекса.

1 Статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО присваивается в соответствии с Конвенцией о Всемирном культурном и природном наследии от 23 ноября 1972 г.

2 World Heritage Committee. Thirty-eighth session. Doha, Qatar, 2014. P. 173-175. Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 2

2. Куршская коса как объект антропогенного воздействия

Куршская коса — часть береговой линии Балтийского моря. Она представляет собой узкую песчаную полосу суши, принадлежащую Литве и России. Российско-литовская государственная граница проходит по Куршскому заливу и балтийскому побережью Куршской косы3. Уникальность Куршской территории состоит в особой красоте дюнных культурных ландшафтов4. Кроме того, на небольшой территории Куршской косы обитает четверть всех редких растений, занесенных в Красную книгу Калининградской области5. В Красную книгу Калининградской области включены 11 видов млекопитающих, 43 — птиц, 1 — пресмыкающихся, 1 — земноводных, 4 — рыб и круглоро-тых, 23 — насекомых, 6 — моллюсков, 83 — сосудистых растений, 4 — мхов, 9 — лишайников и 19 — грибов6.

В ст. 5 Соглашения между РСФСР и Литовской Республикой о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области РСФСР 7 договаривающиеся стороны должны были установить согласованный статус природного комплекса и режима охраны природы Куршской косы. В обеих странах соответствующие части природного объекта были наделены статусом национального парка — «Куршская коса» (Российская Федерация) и «Кур-шю нерия» (Литовская Республика). Природный комплекс Куршской косы в 1992 г. был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО от двух стран: России и Литвы. Следует отметить, что набор дозволений, ограничений, а также система разрешительных процедур на территории России и Литвы различны. В то время как руководители российского и литовского государств считают важным осуществление

3 Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе (подписан в г. Москве 24.10.1997) // Бюллетень международных договоров. 2004. № 9. С. 65-69.

4 См.: Кулешова М.Е. Нормативно-правовые аспекты сохранения культурных ландшафтов России // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1. С. 138.

5 См.: СоколовА.А. Редкие и охраняемые сосудистые растения Куршской косы // Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия. М., 2003. С. 144-153.

6 См.: Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия национального парка «Куршская коса»: Сб. научных статей. Вып. 14 / Сост. И.П. Жуковская. Калининград, 2018.

7 Заключено в г. Москве 29 июля 1991 г.

согласованных обеими странами инициатив по Куршской косе, на сегодняшний день такие инициативы практически не реализуются8.

Национальные парки обоих государств испытывают значительное антропогенное воздействие. В этой связи среди наиболее актуальных проблем можно отметить ежегодное нарастание туристической и рекреационной нагрузки, превышающей допустимый для экосистемы парка уровень. На территории обоих национальных парков отмечается повышенный уровень загрязнения окружающей среды пластиком вдоль морского побережья и прилегающих к нему территорий 9. Что касается общего состояния природного комплекса Куршской косы, то в сравнении с литовской стороной на территории российской части оно значительно лучше10 и здесь в большей степени сохранились сравнительно нетронутые участки дикой природы. В целом можно отметить, что на российской стороне правовой режим национального парка гораздо более строгий. В Литве же упор сделан не столько на охране, сколько на активном рекреационном использовании выдающегося природного объекта.

Но и на российской стороне Куршская коса является притягательным туристическим местом. Развитие туристско-рекреационно-го комплекса «Куршская коса» запланировано в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. № 2074-р11). О привлекательности для туристов Куршской косы сказано и в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 гг.)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 872-р)12. Этим документом дополнительно предусмотрено строительство на российской стороне туристско-ре-креационного образовательного парка, организация велодорожек

8 Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Литовской Республики В. Адамкуса (подписано в г. Москве 30.03.2001) // Дипломатический вестник. 2001. № 4. С. 59-61.

9 См.: Chubarenko I, Esiukova E, Khatmullina L., Lobchuk O, Grave A, Kileso A., Haseler M. From macro to micro, from patchy to uniform: Analyzing plastic contamination along and across a sandy tide-less coast // Marine Pollution Bulletin. 2020. Jul., 156:111198. doi: 10.1016/j.marpolbul.2020.111198

10 См.: URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/community/1615109-litovskaya-tsivilizatsiya-fotoreportazh-novogo-kaliningradaru-.html (дата обращения: 20.12.2021).

11 СЗ РФ. 2011. № 51. Ст. 7542.

12 СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 3035.

на территории Национального парка «Куршская коса», создание международного пассажирского речного пункта пропуска, строительство яхтенных марин13.

Во всем мире экологический туризм представляет собой один из интенсивно растущих сегментов индустрии туризма14. Однако антропогенная нагрузка зачастую негативно отражается на состоянии памятников природы.

Особенно остро стоит вопрос правовой регламентации отношений по осуществлению экологического туризма в государственных природных заповедниках и национальных парках 15. Эффективное правовое регулирование экологического туризма в национальных парках коррелирует с международными положениями о биосферных резерватах16 как многофункциональных особо охраняемых природных территориях. Как отмечает А.А. Воронцова, деятельность биосферных резерватов должна сочетать в себе выполнение трех взаимосвязанных функций: (1) сохранение ландшафтов, экосистем, видов и генетических разновидностей; (2) содействие экономическому и социальному развитию, устойчивому в социально-культурном и экологическом отношении; (3) научные исследования 17. Такая двой-

13 Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1487 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. 2). Ст. 277.

14 Подробнее см.: Hall C. Sustainable Tourism: A Geographical Perspective / Ed. by Michael and Alan Lew. N.Y.: Addison Wesley Longman Ltd., 1998.; Inskeep E. Tourism Planning: An Integrated and Sustainable Development Approach. N.Y.: Van Nos-trand Reinhold, 1991; Lane B. Sustainable Tourism in the Twenty-First Century, presentation to the International Institute for Peace Through Tourism Conference, Glasgow, Scotland, October 20, 1999.

15 Luneva E. V. Economic and Legal Aspects of Implementation in Ecological Tourism: Evidence from Reserves and National Parks // International Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 11. Iss. 3.

16 См.: Программа развития биосферных резерватов, принятая в 1995 г. на Конференции по биосферным резерватам в Севилье (Испания). Biosphere reserves: The Seville Strategy and the Statutory Framework of the World Network. Paris: UNESCO, 1996; Madrid Declaration on the UNESCO Man and the Biosphere (MAB) Programme and the World Network of Biosphere Reserves (WNBR) (Madrid, 8 February 2008). URL.: https://www.unesco.org.

17 См.: Воронцова А.А. Гармонизация законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях с нормами международного экологического права как одно из направлений российской государственной экологической политики // Экологическое право. 2016. № 4. С. 34.

ственность задач, которые необходимо реализовать (одновременное обеспечение на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ) социально-экономического развития территории и охраны уникальных природных комплексов и объектов) затрудняет поиск баланса между ними в силу четко не обозначенного в законодательстве их соотношения.

На сегодняшний день одной из самых насущных задач развития туризма на ООПТ в России является определение допустимых норм рекреационной нагрузки на особо ценные экологические системы. До настоящего времени такие нормативы не разработаны ни для одной ООПТ в Российской Федерации, за исключением озера Байкал. В российском законодательстве примером действующих нормативов рекреационной нагрузки являются нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, входящие в состав лесохозяйственного регламента, которые применимы ко всем лесам, включая те, которые расположены на ООПТ. При этом для других компонентов природной среды, образующих в целом единый природный комплекс в границах особо охраняемой природной территории, подобные нормативы отсутствуют. Представляется необходимым создание единой законодательно закрепленной методики разработки рекреационных нормативов для редких и уникальных экологических систем, которая позволит осуществлять эффективное планирование допустимой рекреационной нагрузки на конкретное ООПТ, включая количество туристов и виды посещений каждого конкретного объекта18. Из-за отсутствия нормативно утвержденной методики экологам-прикладникам приходится использовать многочисленные научные способы оценки рекреационной дигрессии в особо охраняемых природных территориях 19. Большое многообразие научных методик определения рекреационных нагрузок и рекреационной емкости экологической системы сказываются на отсутствии единства в рассматриваемой области20. Однако оценка рекреационной нагрузки на ООПТ должна проводиться исключительно с учетом экосистемного подхода, иными словами, воздействия

18 См.: LunevaE.V. Op. cit.

19 См.: Сибгатуллина М.Ш. Рекреационная дигрессия растительного покрова на территории заказника «Голубые озера» // Российский журнал прикладной экологии. 2015. № 2. С. 18.

20 См. : Ермакова А.А. Проблемы определения рекреационных нагрузок и рекреационной емкости территорий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2009. № 2 (3 квартал). С. 19.

на все компоненты экосистемы в их взаимосвязи21. В случае организации туристического потока в национальном парке «Куршская коса» определение допустимых норм рекреационной нагрузки на особо ценные экологические системы является приоритетной задачей развития туризма на его территории. Следует отметить, что в незамедлительных мерах по снижению рекреационной нагрузки нуждается и экосистема на литовской стороне национального парка. Согласно исследованиям антропогенного воздействия туристического потока и отдыхающих вблизи поселения Нида выявлено ухудшение состояния и видового состава растительности и увеличение процессов дефляции дюн22. Для обеспечения эффективного снижения антропогенной нагрузки на редкие и уникальные природные достопримечательности требуется принятие согласованных мер сразу двумя государствами — Российской Федерацией и Литвой, особенно в силу того, что экосистема Куршской косы является неделимым целым. Так, проведение приро-дохозяйственных мероприятий должно осуществляться на основе современных научных подходов и наилучших существующих практик с учетом необходимости обеспечения равных подходов со стороны природоохранного законодательства обоих государств.

Помимо рекреационной нагрузки от туристического потока определенную проблему для этого уникального природного объекта представляет и хозяйственная деятельность населения, постоянно проживающего в границах национального парка как в Российской Федерации, так и в Литве. Дело в том, что Куршская коса является одной из самых «урбанизированных» особо охраняемых природных территорий. И на российской, и на литовской частях Куршской косы располагаются поселения, и в границы национального парка попадают земельные участки любой формы собственности, обладающие разной оборотоспособностью: от свободных в обороте до изъятых из оборота земельных участков. Представляется необходимым проведение ряда мер по повышению статуса охраны земель, расположенных в границах национального парка. В этой связи можно дать положительную оценку действиям Федерального государственного бюджетного учрежде-

21 См.: Краснова И.О. Экосистемное регулирование развития территорий в Российской Федерации // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4. № 2. С. 234.

22 См.: Morkunaite R., Radziuniene J., Navickas K., Gudyniene V, Bautrenas A. Assessment of degradation of white and grey dune habitats in the Curonian Spit: a case study of Parnidis Dune (Nida environs, Lithuania) // Zeitschrift für Geomorphologie. 2016. Vol. 60. Iss. 1. P. 75-87. DOI: 10.1127/zfg/2016/0294

ния Национального парка «Куршская коса» по изменению сведений о ряде земельных участков в составе соответствующей особо охраняемой природной территории с земель лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк на земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 7 сентября 2017 г. по делу № А21-6011/201723 спорные земельные участки были признаны категориями земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк. Кроме того, в рамках рассматриваемого дела в отношении двух земельных участков был изменен вид права с сервитута (ограниченного пользования) на постоянное (бессрочное) пользование. При этом суд в мотивировочной части решения указал на то, что специфика правового режима земельных участков ООПТ складывается под воздействием системы природоохранных предписаний, запретов, определяющих пределы оборотоспособности и допустимые способы эксплуатации этих объектов гражданских прав. Поэтому описанные действия Федерального государственного бюджетного учреждения Национального парка «Куршская коса» следует признать предупредительными мерами, направленными на сохранение и развитие земель ООПТ как важнейшего компонента окружающей среды.

Виды деятельности, которые допустимы на территории Национального парка «Куршская коса», установлены в Положении о Национальном парке «Куршская коса», утвержденном приказом Минприроды России от 9 ноября 2012 г. № 380. Согласно п. 11 этого документа на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона хозяйственного назначения.

Территория Куршской косы традиционно активно использовалась человеком, и в настоящее время на российской стороне существует три поселка: Лесной, Рыбачий и Морское, которые входят в Зеленоградский городской округ, что осложняет осуществление функций Куршской косы в качестве особо охраняемой природной территории, ярко иллюстрирует проблему столкновения частных интересов конкретных физических и юридических лиц и публичного интереса, выраженного в охране и защите окружающей среды. В этой ситуации

23 См.: Интернет-ресурс судебных и нормативных актов «СудАкт». URL: http:// sudact.ru/arbitral/doc/m4DSECA9yJlv/ (дата обращения: 14.06.2020).

необходимо принимать все меры по достижению баланса этих интересов, чтобы обеспечить гражданам, проживающим в границах национального парка, комфортные условия жизни без ущерба уникальной природной среде. В частности, необходимо обеспечить своевременный сбор и вывоз коммунальных отходов, в случае отсутствия возможности организации единой системы очистительных сооружений предусмотреть предоставление грантов местным жителям на приобретение биотуалетов и т.п. Предлагается также в качестве обязательного требования к предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Куршской косы, максимально снизить неэкологичные продажи, принять стимулирующие реализацию товаров в экологичной упаковке экономические меры, что могло бы в значительной степени снизить объем неразлагаемых отходов, образующихся в поселениях на территории парка. Эффективной мерой охраны территории национального парка от образования большого количества отходов, приносимых на территорию туристическим потоком, могли бы стать, с одной стороны, запрет на ввоз на территорию парка продуктов, напитков и иных товаров в одноразовой упаковке, а с другой — создание понятной, удобной и доступной на всей территории системы по раздельному сбору отходов и их своевременному удалению.

Необходимо учитывать тот факт, что значительная антропогенная нагрузка происходит через использование туристического и пассажирского транспорта на территории национального парка, так как Курш-ская коса, во-первых, популярный туристический объект, во-вторых, удобный маршрут, связывающий Калининградскую область и Литву. Представляется целесообразным законодательно закрепить возможность использования исключительно электроавтобусов в качестве общественного транспорта как на Российской, так и на Литовской стороне, что, как показывают зарубежные исследования, позволит в значительной степени снизить уровень загрязнения от транспортного потока24.

3. Куршская коса: перспективы создания и составляющие единого режима природопользования на территории национальных парков Российской Федерации и Литвы

Территория Куршской косы является трансграничным объектом. Режим правовой охраны в созданных на ее территории в Российской

24 Cm.: Zhang H., Chen W, Zhang Y., Buhalis D., Lu L. National park visitors' car-use intention: A norm-neutralization model // Tourism Management. 2018. No. 69. P. 99.

Федерации и Литве национальных парках различается в силу существующих различий природоохранного законодательства обеих стран. Но фактически экокомплекс Куршской косы является единым природным объектом, хотя и управляется он двумя странами.

Различия в правовом режиме трансграничных единых природных комплексов, связанные с культурными и экономическими особенностями государств, на территории которых расположены природные комплексы, значительно усложняют выработку единых требований к установлению правового режима данных территорий. Тем не менее достижение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами для целей сохранения и устойчивого развития транснациональных природных пространств жизненно необходим.

К примеру, необходимо осуществление ряда мер по обеспечению беспрепятственного движения животных по традиционным миграционным тропам в пределах всей территории экосистемы. Это налагает дополнительные обязательства по обустройству государственной границы, что требует большей степени взаимодействия и открытости между пограничными ведомствами России и Литвы. Помимо этого, требуется решение других насущных вопросов охраны уникальной природной среды на территории Куршской косы. В первую очередь, как уже отмечалось выше, необходимо принятие обеими странами неотложных мер по снижению рекреационной нагрузки. Целесообразной представляется активизация сотрудничества России и Литвы в рамках межправительственных соглашений, предусматривающих совместные или параллельные мероприятия по увеличению экологической устойчивости Куршской косы и уменьшению негативного воздействия на нее как от хозяйственной деятельности на территории существующих поселений, так и от деятельности по обслуживанию рекреационного и туристического потока. Другим направлением должна стать совместная деятельность по снижению уровней загрязнения окружающей среды из различных источников, в том числе за счет ограничения потока неэкоглогичного автотранспорта через территорию национального парка. Необходимо также минимизировать беспокойство представителей животного мира на всей территории национального парка со стороны автотранспорта25. Вне границ национального парка необходимо провести инвентаризацию объектов, по-

25 См.: Wolf I.D., Croft D.B. Minimizing disturbance to wildlife by tourists approaching on foot or in a car: A study of kangaroos in the Australian rangelands // Applied Animal Behaviour Science. 2010. No. 126 (1-2). P. 79.

тенциально могущих вызвать загрязнение его территории тяжелыми металлами, а также нефтепродуктами, и принять меры по предупреждению такого воздействия в результате их штатной работы или аварийной ситуации. Другим направлением совместной деятельности должна стать борьба с пластиковым загрязнением, не только возникающим на территории самого парка, но и приносимым на побережье водами Балтийского моря. Данные действия могут осуществляться на основе консенсуса, однако в основе решений должны лежать общепризнанные международные принципы по охране окружающей среды.

Кроме того, необходимо оценить возможность создания единой российско-литовской трансграничной особо охраняемой природной территории «Куршская коса», в состав которой войдут оба национальных парка. Опыт по образованию подобных ООПТ уже имеется. За основу можно взять Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании трансграничной особо охраняемой природной территории «Заповедное По-озерье»26, которое подписано в целях сохранения уникального биологического и ландшафтного разнообразия Витебского и Себежского Поозерья, прилегающих к границе. Подобные соглашения направлены на улучшение международного сотрудничества в области охраны и мониторинга окружающей среды, научных исследований, сохранения биологического разнообразия, а также развития экологического просвещения населения и экологического туризма на общем экологическом пространстве двух смежных государств. При этом максимальный объем антропогенной нагрузки на природные комплексы трансгранично расположенных особо охраняемых природных территорий, между которыми имеется значительный взаимный поток экологического туризма, следует определять в комплексе на базе проводимых статистических исследований27. Так, в случае Куршской косы в летний сезон количество туристов (5—10 тыс. человек в сутки) превышает допустимую рекреационную емкость территории национального

26 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании трансграничной особо охраняемой природной территории «Заповедное Поозерье» (Заключено в г. Сочи 30.09.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2020).

27 См.: Манаков А.Г, Кондратьева С.В., Теренина Н.К. Оценка степени сфор-мированности трансграничных туристско-рекреационных регионов на карельском участке российско-финляндской границы // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 2. С. 144.

парка, что приводит к таким негативным последствиям для экосистем, как увеличение доли площадей парка с поврежденной поверхностью, в том числе с поврежденным травяным покровом, увеличение доли древесно-кустарниковой растительности с механическими повреждениями, увеличение количества твердых бытовых и промышленных отходов. Синергетическое воздействие этих негативных факторов может привести к сильной степени деградации уникальной природной территории28. Необходимо принятие неотложных мер по снижению антропогенной нагрузки от туристской деятельности, что является крайне насущной проблемой для особо охраняемых природных территорий во всем мире29.

4. Заключение

Куршская коса — единое экологическое пространство России и Литвы в виде целостного биома. Только одновременными целенаправленными усилиями двух государств возможно сохранение не имеющего мировых аналогов природного объекта. Для осуществления совместных мероприятий по его охране необходима политическая воля со стороны руководства Литвы и Российской Федерации. В первую очередь потому, что как для создания единого режима охраны, так и для принятия национальных мер в каждом из государств требуется значительный объем финансирования. Выделение соответствующих денежных средств на различного рода природоохранные мероприятия по улучшению состояния и устойчивого функционирования экосистемы Курш-ской косы, а также мероприятия по снижению негативного воздействия антропогенной деятельности туристического потока и постоянно проживающих на территории национального парка граждан, организации устойчивого обращения с бытовыми отходами и иные должна предварять детальная разработка программ таких мероприятий с учетом их потенциального результата и экологической эффективности. Требуется также работа по внесению соответствующих изменений в национальное законодательство обеих стран, позволяющее создать единый режим

28 См.: Ivleva M., Yablochkina I., Zulfugarzade T., Vasyakin B. Ecological Aspect of the Analysis of a Project for Economic Development of the Kurshskaya Kosa (Curoni-an Spit) National Park as a Specially Protected Natural Territory // Review of European Studies. 2014. Vol. 6. No. 4. P. 118.

29 См.: Beunen R., RegnerusH.D., Jaarsma C.F. Gateways as a means of visitor management in national parks and protected areas // Tourism Management. 2008. No. 29 (1). P. 138-145.

охраны экосистемы Куршской косы даже в случае отсутствия возможности создания единой трансграничной особо охраняемой природной территории в ближайшей перспективе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Воронцова А.А. Гармонизация законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях с нормами международного экологического права как одно из направлений российской государственной экологической политики // Экологическое право. 2016. № 4. С. 33—37.

Ермакова А.А. Проблемы определения рекреационных нагрузок и рекреационной емкости территорий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2009. № 2 (3 квартал). С. 16-20.

Краснова И.О. Экосистемное регулирование развития территорий в Российской Федерации // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4. № 2. С. 225-236.

Кулешова М.Е. Нормативно-правовые аспекты сохранения культурных ландшафтов России // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1. С. 133-153.

Манаков А.Г., Кондратьева С.В., Теренина Н.К. Оценка степени сформиро-ванности трансграничных туристско-рекреационных регионов на карельском участке российско-финляндской границы // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 2. С. 140-152. DOI: 10.5922/2079-8555-2020-2-9

Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия национального парка «Куршская коса»: Сб. научных статей. Вып. 14 / Сост. И.П. Жуковская. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018.

Сибгатуллина М.Ш. Рекреационная дигрессия растительного покрова на территории заказника «Голубые озера» // Российский журнал прикладной экологии. 2015. № 2. С. 15-19.

Соколов А.А. Редкие и охраняемые сосудистые растения Куршской косы // Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия. М.: НИА-Природа, 2003. С. 144-153.

Beunen R., Regnerus H.D., Jaarsma C.F. Gateways as a means of visitor management in national parks and protected areas // Tourism Management. 2008. No. 29 (1). P. 138-145.

Chubarenko I., Esiukova E., Khatmullina L., Lobchuk O., Grave A., Kileso A., Haseler M. From macro to micro, from patchy to uniform: Analyzing plastic contamination along and across a sandy tide-less coast // Marine Pollution Bulletin. 2020. Jul., 156:111198. doi: 10.1016/j.marpolbul.2020.111198

Hall C. Sustainable Tourism: A Geographical Perspective / Ed. by Michael and Alan Lew. N.Y.: Addison Wesley Longman Ltd., 1998.

Inskeep E. Tourism Planning: An Integrated and Sustainable Development Approach. N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1991.

Ivleva M., Yablochkina I., Zulfugarzade T., Vasyakin B. Ecological Aspect of the Analysis of a Project for Economic Development of the Kurshskaya Kosa (Curonian Spit) National Park as a Specially Protected Natural Territory // Review of European Studies. 2014. Vol. 6. No. 4. P. 110-121. doi:10.5539/res.v6n4p110

Lane B. Sustainable Tourism in the Twenty-First Century, presentation to the International Institute for Peace Through Tourism Conference, Glasgow, Scotland, October 20, 1999.

LunevaE.V. Economic and Legal Aspects of Implementation in Ecological Tourism: Evidence from Reserves and National Parks // International Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 11. Iss. 3.

Morkunaite R., Radziuniene J., Navickas K., Gudyniene V., Bautrenas A. Assessment of degradation of white and grey dune habitats in the Curonian Spit: a case study of Parnidis Dune (Nida environs, Lithuania) // Zeitschrift für Geomorphologie. 2016. Vol. 60. Iss. 1. P. 75-87. DOI: 10.1127/zfg/2016/0294

Wolf I.D., Croft D.B. Minimizing disturbance to wildlife by tourists approaching on foot or in a car: A study of kangaroos in the Australian rangelands // Applied Animal Behaviour Science. 2010. No. 126 (1-2). P. 75-84.

Zhang H., Chen W., Zhang Y, Buhalis D., Lu L. National park visitors' car-use intention: A norm-neutralization model // Tourism Management. 2018. No. 69. P. 97-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Beunen, R., Regnerus, H.D., Jaarsma, C.F. (2008). Gateways as a means of visitor management in national parks and protected areas. Tourism Management, 29 (1), pp. 138-145. (in Eng.)

Chubarenko, I., Esiukova, E., Khatmullina, L., Lobchuk, O., Grave, A., Kileso, A., Haseler, M. (2020). From macro to micro, from patchy to uniform: Analyzing plastic contamination along and across a sandy tide-less coast. Marine Pollution Bulletin. Jul., 156:111198. doi: 10.1016/j.marpolbul.2020.111198 (in Eng.)

Ermakova, A.A. (2009). Problemy opredeleniya rekreatsionnykh nagruzok i rekrea-tsionnoi emkosti territorii [Problems of determining recreational loads and recreational capacity of territories]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya. Geoekologiya. [Bulletin of Voronezh State Univercity. Series: Geography. Geo-ecology.], (2), pp. 16-20. (in Russ.)

Hall, C. (1998). Michael and Alan Lew (eds.). Sustainable Tourism: A Geographical Perspective. NY: Addison Wesley Longman Ltd. (in Eng.)

Inskeep, E. (1991). Tourism Planning: An Integrated and Sustainable Development Approach. (Van Nostrand Reinhold, N.Y.). (in Eng.)

Ivleva, M., Yablochkina, I., Zulfugarzade, T., Vasyakin, B. (2014) Ecological Aspect of the Analysis of a Project for Economic Development of the Kurshskaya Kosa (Curonian Spit) National Park as a Specially Protected Natural Territory. Review of European Studies, vol. 6, (4), pp. 110-121. doi:10.5539/res.v6n4p110. (in Eng.)

Ivleva M., Yablochkina I., Zulfugarzade T., Vasyakin B. Ecological Aspect of the Analysis of a Project for Economic Development of the Kurshskaya Kosa (Curonian Spit)

National Park as a Specially Protected Natural Territory. Review of European Studies. 2014. Vol. 6 (4). p. 118. (in Eng.)

Krasnova, I.O. (2020). Ekosistemnoe regulirovanie razvitiya territorii v Rossiiskoi Fede-ratsii [Ecosystem regulation of territorial development in the Russian Federation]. Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 4 (2), pp. 225-236. (in Russ.)

Kuleshova, M.E. (2019) Normativno-pravovye aspekty sokhraneniya kul'turnykh landshaftov Rossii [Normative-legal aspects of the preservation of cultural landscapes of Russia]. Chelovek: Obraz i sushchnost'. Gumanitarnye aspekty [Man: Image and essence. Humanitarian aspects], (1), pp. 133-153. (in Russ.)

Lane, B. (1999) Sustainable Tourism in the Twenty-First Century, presentation to the International Institute for Peace Through Tourism Conference, Glasgow, Scotland, October 20. (in Eng.)

Luneva, E.V. (2017) Economic and Legal Aspects of Implementation in Ecological Tourism: Evidence from Reserves and National Parks. International Journal of Economic Perspectives. Vol. 11. Is. 3. (in Eng.)

Manakov, A.G., Kondrat'eva, S.V., Terenina, N.K. (2020) Otsenka stepeni sformiro-vannosti transgranichnykh turistsko-rekreatsionnykh regionov na karel'skom uchastke rossi-isko-finlyandskoi granitsy [Assessment of the degree of formation of cross-border tourist and recreational regions on the Karelian section of the Russian-Finnish border]]. Baltiiskii region [Baltic region], vol. 12 (2), pp. 140-152. DOI: 10.5922/2079-8555-2020-2-9. (in Russ.)

Morkunaite, R., Radziunien, e J., Navickas, K., Gudyniene, V., Bautrenas, A. (2016) Assessment of degradation of white and grey dune habitats in the Curonian Spit: a case study of Parnidis Dune (Nida environs, Lithuania). Zeitschrift für Geomorphologie. Vol. 60. Is. 1 PP. 75-87. DOI: 10.1127/zfg/2016/0294. (in Eng.)

(2018). Problemy izucheniya i okhrany prirodnogo i kul'turnogo naslediya natsio-nal'nogo parka «Kurshskaya kosa»: sbornik nauchnykh statei [Problems of studying and protecting the natural and cultural heritage of the Curonian Spit National Park: collection of scientific articles]. Kaliningrad: BFU im. I. Kanta publ., Iss. 14. (in Russ.)

Sibgatullina M. Sh. (2015) Rekreatsionnaya digressiya rastitel'nogo pokrova na territorii zakaznika «Golubye ozera» [Recreational digression of vegetation in the territory of the "Blue Lakes" reserve]. Rossiiskii zhurnalprikladnoi ekologii [Russian Journal of Applied Ecology], (2), pp. 15-19. (in Russ.)

Sokolov A.A. (2003) Redkie i okhranyaemye sosudistye rasteniya Kurshskoi kosy [Rare and protected vascular plants of the Curonian Spit]. In Problemy izucheniya i okhra-ny prirodnogo i kul'turnogo naslediya [Problems of studying and protecting natural and cultural heritage]. Moscow: NIA-Priroda Publ., pp. 144-153. (in Russ.)

Vorontsova A.A. (2016) Garmonizatsiya zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh s normami mezhdunarodnogo ekologi-cheskogo prava kak odno iz napravlenii rossiiskoi gosudarstvennoi ekologicheskoi politiki [Harmonization of the legislation of the Russian Federation on specially protected natural territories with the norms of international environmental law as one of the directions of the Russian state environmental policy]. Ekologicheskoeparvo [Environmental law], (4), pp. 33-37. (in Russ.)

Wolf I.D., Croft D.B. (2010) Minimizing disturbance to wildlife by tourists approaching on foot or in a car: A study of kangaroos in the Australian rangelands. Applied Animal Behaviour Science, 126 (1-2), pp. 75-84. (in Eng.)

Zhang, H., Chen, W., Zhang, Y., Buhalis, D., Lu, L. (2018). National park visitors' car-use intention: A norm-neutralization model. Tourism Management, (69), pp. 97-108. (in Eng.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лунева Елена Викторовна — доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра прав человека, международного права и проблем интеграции Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук, доцент.

Попова Ольга Владимировна — доцент кафедры предпринимательского права Юридического института БФУ им. И. Канта, кандидат юридических наук.

Редникова Татьяна Владимировна — старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

AUTHOURS INFO

Luneva Elena Viktorovna — Associate Professor of the Department of Environmental, Labor Law and Civil Procedure of the Faculty of Law of Kazan Federal University, leading researcher of the Scientific and Educational Center for Human Rights, International Law and Integration Problems of the Faculty of Law of Kazan Federal University, Candidate of Law, Associate Professor

Popova Olga Vladimirovna — Associate Professor of the Department of Business Law of the Law Institute of the BFU named after I. Kant, Candidate of Law.

Rednikova Tatyana Vladimirovna — Senior Researcher of the Sector of Environmental, Land and Agricultural Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Law.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лунева Е.В., Попова О.В., Редникова Т.В. Проблемы создания единого правового режима трансграничных особо охраняемых природных территориий на примере Куршской косы // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2021. Т. 16. № 2. С. 89-106. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-2-luneva-popova-rednikova

FOR CITATION:

Luneva, E.V., Popova, O.V., Rednikova, T.V. (2021). Problems of Creating a Unified Legal Regime for Cross-Border Specially Protected Natural Territories on the Example of the Curonian Spit. Trudy Institute gosudarstva i prava RAN / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 16 (2), pp. 89-106. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-2-luneva-popova-rednikova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.