методическом этапе заключается в ориентации процесса обучения английскому языку на решение студентами профессиональных задач.
Необходимым условием профессионального становления личности является владение иностранным языком как средством профессионального общения. Интерес к изучению английского языка в высшей школе продиктован ведущей ролью английского языка во всех сферах человеческой деятельности. Успешность овладения студентами неязыковых специальностей университетов английским языком в значительной степени зависит от преподавателя, следования педагогом правилам преподавания.
Итак, автором предложены следующие правила организации преподавания английского языка студентам неязыковых специальностей университетов:
1) оценивание всех видов англоязычной речевой деятельности студентов;
2) формирование «смешанных» групп по изучению английского языка;
3) использование преподавателем комплекса учебно-методических разработок, направленных на развитие всех видов англоязычной речевой деятельности студентов;
4) алгоритмизация изложения грамматического материала;
5) ориентация процесса обучения английскому языку на решение студентами профессиональных задач.
Безусловно, материал статьи не исчерпывает всех вопросов обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей университетов. Перспективы дальнейших научных поисков видим в определении правил преподавания английского языка на процессуальном и оценочном этапах.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ fgos/32/20111115120152. pdf (дата обращения: 13.05.2015).
2. Fakten und Zahlen zur Europaischen Union. Luxemburg: Amt fuer aemtliche Veroeffentlichungen der Europaischen Gemeinschaften, 2004. 80 s.
3. Дейкова Л. А. Становление и развитие иноязычного лингвистического образования в вузах России (историографический аспект) : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 220 с.
4. Данилевська-Бабм Г. Я. Врахування ¡ндивщуальних особливостей учыв у процес навчання англмсько'Т мови // 1ноземн мови. 2001. № 1. С. 15.
5. Hicks D. Mixed Ability classroom // 1ноземн мови. № 2. С. 28-29.
6. Иванцова Н. А. Становление субъектной позиции студента неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 24 с.
7. Ефремов О. Ю. Педагогика. СПб. : Питер, 2010. 352 с.
8. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Совет. энцикл., 1969. 912 с.
9. Каширина Л. Н. Алгоритмы в обучении грамматике французского языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 44-46.
10. Методика навчання ¡ноземних мов у середых нав-чальних закладах / за ред. С. Ю. ЫколаевоТ'. КиТв: Ленвп", 1999. 320 с.
© Мацько Д. С., 2016
УДК 355.233, 37.047
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена актуальной проблеме современной военной педагогики - состоянию военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи. Автор раскрывает современное состояние и уровень разработки проблем военно-профессиональной ориентации, определяет подходы к их решению.
Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, тенденции развития военно-профессиональной ориентации, проблемы военно-профессиональной ориентации, педагогическая система.
И. А. Подворный I. A. Podvorny
PROBLEMS OF THE CURRENT STATE OF MILITARY-VOCATIONAL COUNSELLING OF THE STUDENTS
The article is devoted to the actual problem of modern military pedagogics - to the condition of military-vocational counselling of the students.The author reveals the current state and the layer of the problem development of a military-vocational counselling, sets the trend for its progress, and approaches to the given problems.
Keywords: military-vocational counselling, development trend of military-vocational counselling, problems of military-vocational counselling, a pedagogical system.
Задачи современного этапа военного строительства не могут быть решены без внимания к кадровому вопросу, к подготовке квалифицированного офицера. «Современная армия - это прежде всего грамотные, подготовленные люди, способные применять самые передовые системы
вооружения, - отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин. - Специалисты, обладающие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры. Сегодня индивидуальные требования к каждому офицеру и солдату существенно возрастают» [1]. Задачи военного
строительства решаются в условиях постоянного усложнения требований военно-профессиональной деятельности к качествам офицера, которые уже не могут быть сформированы исключительно в процессе военного образования. Ключевые характеристики военного профессионала все более определяются личностными качествами кандидата на поступление в военный вуз, мотивацией военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональной направленностью и пр., что актуализирует важность военно-профессиональной ориентации молодежи.
В современных условиях социальные и личностные характеристики молодых людей в условиях ослабления влияния основных институтов воспитания не в полной мере отвечают возрастающим запросам к абитуриенту военного вуза. Профессиональный отбор, даже при усиливающемся конкурсе, не способен обеспечить потребности военного вуза в обучающихся, требуется достаточно длительная довузовская подготовка кандидатов. Сегодня уже очевидно, что проблему повышения качества набора в военный вуз не решило повышение уровня социальной защиты и материального обеспечения офицера. Напротив, эти шаги вызвали приток кандидатов с преобладающей прагматической мотивацией профессионального выбора, не соответствующей мотивации, обусловленной сущностью и содержанием воинского труда. Преодоление этого противоречия возможно при внимании и целенаправленной педагогической поддержке начального этапа военно-профессионального самоопределения, способствующей профессиональному развитию потенциального субъекта военно-профессиональной деятельности до уровня, обеспечивающего ему обоснованный выбор военной профессии и формирование дальнейшего пути профессионального самоопределения в ней.
Поиск эффективных решений в области военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи - непрерывный процесс, который характеризуется как положительным, так и негативным опытом. Сегодня в равной степени неприемлемы любые попытки восстановить советскую систему военно-профессиональной ориентации, которые в современных условиях не дают необходимого результата, и любые попытки реализации инновационных подходов, отрицающих традиции и инвариантные идеи военно-профессиональной ориентации, сложившиеся в историческом развитии этой практики. Разработка технологии военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи, основанной на балансе традиций и инноваций, новейших теориях профессионального самоопределения и профессиональной ориентации, является нерешенной и актуальной научной задачей.
В условиях масштабных общественно-государственных и институциональных преобразований военный вуз утратил свою автономию, он постепенно становится военно-социальным центром, представителем Вооруженных сил Российской Федерации в регионе, субъектом региональных систем подготовки граждан к военной службе, патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Решая свои задачи, он активно взаимодействует с системой образования, государственными и общественными организациями. В современной ситуации военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи может быть рас-
смотрена как организационно-педагогическая деятельность Вооруженных сил, основанная на взаимодействии, ориентированная как на интересы учащихся, так и на потребности Вооруженных сил. Военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи при условии, что она основана на лич-ностно-ориентированном подходе, может являться частью социального заказа и дополнять систему воспитательной работы организаций общего и среднего профессионального образования.
Современное состояние и уровень разработки проблемы военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи связан с развитием психологии труда (Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников), которая профессиональный выбор и профессиональную ориентацию как деятельность, его обеспечивающую, признает начальным и одним из самых важных этапов профессионального самоопределения будущего специалиста. В центре процесса профессионального самоопределения находится поиск личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, смысла самого процесса самоопределения [2]. Этап профессионального выбора в таком контексте означает то, что субъект труда уже некоторое время двигается по пути профессионального самоопределения, а кроме того, погружен в профессиональную деятельность.
На идее о том, что погружение в профессиональную деятельность является главным условием эффективной профессиональной ориентации, построена современная педагогическая теория профессиональной ориентации (Л. Я. Букреева, Т. И. Иванова, Л. А. Митюрникова, Т. Б. Ов-чинина, Д. А. Парнов, Е. Н. Сорокина и др.). Полноценное решение всех задач сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на ее основе предполагает не только подробное информирование о возможных объектах труда и видах деятельности, но прежде всего оказание помощи в самопознании и развитии человека как субъекта труда. Н. С. Пряжников, в частности, пишет, что под развитием здесь понимается развитие способности «самостоятельно осмысливать свою деятельность, самостоятельно находить смыслы этой деятельности, искать пути совершенствования себя в ней» [3, с. 124].
К причинам, повлиявшим на эффективность практики военно-профессиональной ориентации, можно отнести разрушение исторического сознания населения, наступившее после резкого слома общественных отношений в государстве, следствием чего стала потеря преемственности в воспитании гражданственности и патриотизма постсоветских поколений. Обострение внутренних проблем армии, наличие «горячих точек», низкий престиж воинских профессий в глазах значительной части молодежи обусловили появление вполне соответствующего современной системе ценностей постсоветского поколения и получившего достаточно широкое распространение прагматического подхода к выбору военных профессий. Эти профессии проигрывали в глазах молодых людей в отношении возможностей творческой и профессиональной самореализации, жизненных перспектив и пр. Актуальность осуществления военно-профессиональной ориентации снижалась и в связи с проведенным к 2012 г. сокращением до минимума числа военно-учебных заведений в России.
96
Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)
Таким образом, современной период развития теории и практики военно-профессиональной ориентации характеризуется противоречивостью ситуации: на фоне дальнейшего развития теории военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи до недавнего времени происходило снижение активности соответствующей практики.
Обобщение исторического опыта и современного состояния военно-профессиональной ориентации позволило не только выявить инвариантное идейное ядро, составляющее ценность позитивного опыта военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи, накопленного к настоящему времени, но и определить нерешенные проблемы, ярко отражающиеся в современной практике.
Военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи - это организационно-педагогическая деятельность Вооруженных сил внутри системы образования, поддерживающая первоначальное личностное развитие потенциального субъекта военно-профессиональной деятельности до уровня, обеспечивающего ему обоснованный выбор военной профессии и специальности и формирование дальнейшего пути профессионального самоопределения [4, с. 138].
В истории изучения проблемы военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи была установлена прямая связь ее решения с процессом развития профессионального военного образования, качественное состояние которого на каждом из рассмотренных нами этапов определяет подходы и пути решения проблемы. Ее актуальность в современной постановке связана также с глубоким реформированием как системы профессионального военного образования, так и военного строительства в целом.
Современная практика военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи сложилась в последние десятилетия после распада Советского Союза в условиях инновационного развития российского государства и общества, непрерывного военного реформирования с ошибочными, на наш взгляд, организационными основаниями военного образования. Относительная стабильность практики военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных реалиях, следовательно, и возможность ее осмыслить установились сравнительно недавно вместе с пониманием роли Вооруженных сил Российской Федерации в глобальных мировых и внутрироссийских процессах, развитием оборонного сознания граждан. Можно сказать, что это состояние еще не отразилось на практике военно-профессиональной ориентации военного вуза, в которой господствуют две тенденции.
Первая тенденция заключается в непрекращающихся попытках возврата к советской системе военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи, которая не будет эффективной в условиях современных институциональных, политических, идеологических и организационных изменений. Данная тенденция характеризуется преобладанием в организации профориентационной работы в военных вузах информационной составляющей, опора на которую в неподготовленной аудитории не дает необходимого эффекта.
Вторая тенденция связана с позицией самих военных вузов. Изменения социальной и материальной составля-
ющей военной службы, внимание к Вооруженным силам, повышение их престижа и другие факторы вызвали приток молодежи в военные вузы, которые больше не испытывают трудностей в отборе кандидатов, отвечающих формальным требованиям конкурса. В связи с этим военные вузы сокращают, а зачастую и сворачивают профориентацион-ную работу, а обеспечение осознанного профессионального выбора либо становится задачей исключительно школы, либо этот выбор осуществляется субъектом самостоятельно. Вместе с тем реальное качество набора абитуриентов в военный вуз (соответственно и интеллектуальные, личностные, психологические качества абитуриентов) не улучшилось, а мотивация выбора, как показывают исследования, меняет свою структуру не в лучшую сторону. Приоритетной становится прагматическая мотивация и иные мотивы, объективно не связанные с содержанием военно-профессиональной деятельности, с которой субъекты выбора не знакомы.
Характерным для данных тенденций является адаптационный подход к разработке и реализации процесса военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи, при котором его исходные параметры определяются имеющимися и очевидными ресурсами. Например, при отсутствии начальной военной подготовки учащихся многими практиками признается бесперспективной всякая военно-профессиональная ориентация. Считаем, что более актуальным является ресурсный подход, согласно которому ресурсы могут целенаправленно создаваться, аккумулироваться и сосредоточиваться для решения поставленных педагогических задач [5, с. 32]. Поиск и ревизия имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей разработки модели военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи, в центре которой находится военный вуз, таким образом, являются актуальными научными задачами.
В современных условиях требуется выполнение исследований, которые позволили бы установить, что использование выявленных возможностей способствует достижению желательных изменений в современных образовательных организациях и в среде учащейся молодежи.
1. Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 20.02.2012. URL: http://rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html (дата обращения: 25.12.2015).
2. Пряжников Н. С. Основы организации и планирования профориентационной работы // Психологическая наука и образование. 2004. № 4. С. 85-94.
3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Воронеж: ИПП МПО «Модэк», 1996. 230 с.
4. Подворный И. А. Факторы, определяющие состояние военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 137-142.
5. Маврина И. А., Колесникова М. В. Ресурсное обеспечение развития социальной активности молодежи. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. 115 с.
© Подворный И. А., 2016