Научная статья на тему 'Проблемы современного развития Николаевской слободы г. Красноярска'

Проблемы современного развития Николаевской слободы г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ЗАСТРОЙКИ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / СОХРАНЕНИЕ / ОБЛИК / ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федорова Ольга Сергеевна

Статья посвящена истории возникновения Николаевской слободы в г. Красноярске в конце XIX в., а также тому, в каком состоянии находится эта территория сегодня, какие проблемы возникают при ее сохранении как части городской истории, как идет развитие слободы и застройка ее новыми объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Федорова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Modern Development of Nikolaevskaya Sloboda in Krasnoyarsk

The article reports on history of Nikolaevskaya Sloboda, a district of Krasnoyarsk, which appeared with Great Siberian Railway construction in the end of the XIXth century. The author describes modern state of this historical territory and problems of its preservation, which have already appeared because of construction of new buildings and an automobile bridge.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного развития Николаевской слободы г. Красноярска»

Список использованных источников

1. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. — М., 1994.

2. СНиП 23-01-99* Строительная климатология. — М., 2003.

3. Шленова В.М. Научное обоснование историко-культурной ценности сада Августа Карловича Томсон. — Иркутск, 2012.

4. Ляпин А.А. Парки Иркутска в начале XX века // Градостроитель. — 2006. — №2 (36).

5. Положение об особо охраняемой территории местного значения города Иркутска историко-культурного назначения «Сад Томсона», Приложение №1 к Постановлению администрации города Иркутска №031-06-489/12 от 23.03.2012.

6. Сад Томсона // Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала. — URL: http:// irkipedia.ru/content/sad_tomsona (дата обращения 20.03.2014).

7. Жил-был сад... // Восточно-Сибирская правда, 24 мая 2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vsp.ru/social/2011/05/24/511409 (дата обращения 20.03.2014).

УДК 719

ББК 79.0

О.С. Федорова, г. Красноярск Проблемы современного развития Николаевской слободы г. Красноярска

Аннотация

Статья посвящена истории возникновения Николаевской слободы в г. Красноярске в конце XIX в., а также тому, в каком состоянии находится эта территория сегодня, какие проблемы возникают при ее сохранении как части городской истории, как идет развитие слободы и застройка ее новыми объектами.

Ключевые слова: проект застройки, развитие территории, реконструкция, сохранение, облик, историческое место, проблемы развития.

Тема ветхой застройки в центре города всегда была актуальна. Одна из таких территорий в городе Красноярске — это Николаевка, или Николаевская слобода. Строительство третьего автомобильного моста через Енисей, который по генплану Красноярска проходит через Николаевку, означает снос многих деревянных домов, и это ставит перед городскими архитекторами важные вопросы о том, каков может быть объем сноса, какая должна быть новая застройка в этом месте и как лучше благоустраивать эту территорию, историческую для Красноярска. Во время летней практики 2012 г. студентами Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета была обследована территория Николаевки, сделаны обмеры и сфотографированы некоторые дома, выявленные еще Ю.И. Гринберг, основательницей паспортизации памятников архитектуры в Красноярске. Многие из домов представляют интерес своей архитектурой, но, увы, не занесены в реестр памятников. В Николаевской слободе находится в том числе дача с флигелем известного библиофила Г.В. Юдина, которая сохранилась до наших дней и отреставрирована в 2011 г. под музей. Есть на территории слободы и археологические памятники. Так, археологом И.Т. Савенковым здесь были найдены следы производства каменных и костяных орудий времен палеолита и неолита.

Появление Николаевской слободы было связано со строительством Великой Сибирской железной дороги, которая в 1895 г. достигла Красноярска и значительно упрочила его позиции как круп-

ного многофункционального сибирского города. Увеличилось число промышленных предприятий, потребовалась инфраструктура по обслуживанию железной дороги, вследствие чего появился новый вид застройки — рабочая или ремесленная слобода, новый тип здания — железнодорожный вокзал, новые инженерные сооружения — железнодорожный мост, депо и мастерские. Железнодорожные мастерские Красноярска стали самым крупным предприятием не только города, но и всей Енисейской губернии. За железной дорогой у подножия Афонтовой горы возникли две слободы, Николаевская и Алексеевская [2]. «Обитатели Афонтовой горы именовали себя жителями Николаевской слободки по имени Августейшего Монарха — как в память посещения наследником Красноярска, так и из чувства верноподданнической признательности за дарованную им железную дорогу, дающую им материальный источник жизни» [1, с. 31].

Поначалу застройка слободской территории была хаотичной. Бараки строили прямо на главных дорогах, не соблюдая никаких градостроительных норм. Позже была создана комиссия, которая постановила, «что необходимо обмежевать самовольно застроенные участки согласно городскому плану, а постройки на полосе улиц должны быть снесены». Из-за расширения разъездных путей у вокзала связь слободы с городом была прервана, поэтому, чтобы избежать потерь от неизбежных пожаров, в 1903 г. было принято решение построить в слободе собственную пожарную часть с каланчой. Сегодня это действующая пожарная часть (ул. Ленина, 21б). В 1904-1905 гг. был составлен проект планировки строительных кварталов Николаевской слободы. В 1908 г. была построена городская амбулатория (здание по ул. Парадовского, 22, сохранилось), в 1909 г. — общественная баня М. Речмедиловой (ныне действующая баня по ул. Куйбышева, 13), в 1911 г. — первое почтовое отделение. К 1910 г. в слободе насчитывалось более 700 усадеб [3]. Началось строительство объектов культуры. Так, мещанин П.Б. Бурлаченко соорудил на Николаевской базарной площади летний театр, а П.Г. Крумпон организовал кинотеатр. В слободе была открыта книжная лавка с читальной комнатой для детей и взрослых.

Так как Николаевка расположена на Афонтовой горе, многие дома с учетом весенних паводков были сделаны на подклетах (рис. 1). Поражает многообразие зданий с деревянными резными наличниками, карнизами, пилястрами. Декор выполнен в стиле барокко, классицизма, модерна (рис. 2). Несколько улиц — Советская, Парадовского, Марата — сохранили свой первозданный вид. Эти места особенно красивы весной, когда цветут вишня, черемуха, яблоня и сирень, и дома, украшенные деревянной резьбой, производят впечатление уютного, душевного места, далекого (и действительного отрезанного) от городской суеты. В слободе сохраняются прекрасные обзорные площадки с видом на Енисей (рис. 3).

В 1985 г. в Красноярскгражданпроекте был разработан проект планировки Николаевки. Современная жизнь вносит свои коррективы, поэтому было принято решение о реконструкции Николаевской слободы. В проекте планировки была предусмотрена застройка домами средней этажности, строительство школ и детских садов, объектов культурно-бытового обслуживания с сохранением исторически сложившейся регулярной планировки, снос ветхих строений, сохранение и благоустройство зеленых территорий. Сохранялась многоплановость визуального восприятия застройки со стороны Енисея, не закрывались панорамы, открывающиеся с Афонтовой горы... Но время шло и, увы, осуществиться этому было не суждено.

В 2010 г. Красноярскгражданпроект занялся новой реконструкцией слободы, на этот раз в связи с новым важным инфраструктурным объектом — автомобильным мостом. Трудно представить себе одну из главных связей берегов Енисея, окруженную одноэтажными домиками. В новом генплане предусмотрены школы, детские сады, больницы. На пересечении ул. Волочаевской и Красной Армии планируется построить спортивно-оздоровительный комплекс с гостиницей, рестораном и бассейном, по ул. Волочаевской вниз к Енисею предусмотрен торговый центр, детский центр творчества. Предлагается реконструировать существующую школу (ул. Мелькомбинатская, 2) под этнографический центр с выставочными залами. Застройка многоэтажными домами, конечно, частично решит жилищную проблему, сделает облик города более современным, но одновременно с этим необходимо сохранить и реконструировать те дома, которые ярко представляют историю нашего города. Для сглаживания перепадов высотности можно строить дома с переменной этажностью, что само по себе разнообразит застройку, делает ее более интересной.

Сегодня, когда генплан уже частично осуществляется, возникают новые проблемы. Так, строящийся жилой комплекс «Эдельвейс» (ул. Киренского) закрыл панорамный вид жителям этой улицы,

и ^ и и л и /"У ^ ■ г и

встав огромной зигзагообразной стеной. Огромной глыбой вырос панельный дом по ул. Красной Армии, многоэтажные дома по ул. Копылова (в районе Копыловского моста) перекрыли жителям этой улицы вид на реку Енисей и сопки. Такой нужный городу объект, как детский сад, был почему-то построен в сквере по ул. Пушкина, тем самым практически уничтожил сквер. Такой подход к микрорайонированию территории невозможен в исторической части города, он делает Николаевку безликой и похожей на красноярский микрорайон Взлетка, где основная застройка — это панельные дома, а зеленые территории практически отсутствуют.

В мировой практике есть масса примеров того, как поддерживается и сохраняется историческая застройка, так почему бы не заимствовать позитивный опыт и для нас? Например, в Николаевке можно сохранить улицы, где сосредоточенно наибольшее количество интересных домов, реконструировать их и придать новую функцию: частных детских садов, небольших выставочных залов, музеев, творческих мастерских, магазинов, и т.д. Следует сохранить и приумножить зеленые территории, сделать уютные зеленые бульвары, небольшие скверы. В результате в многоэтажной застройке Красноярска останутся зеленые оазисы с сомасштабной человеку застройкой, которые станут излюбленным местом для горожан и сохранят для них городскую историю.

1

Рис. 1. Жилой дом по ул. Парадовского, 11

Рис. 3. Вид на Николаевку, железнодорожный мост и правый берег Енисея

Список использованных источников

1. Вонаго Л.Ю. Красноярск и его окрестности в фотографиях. — Красноярск: Изд-во «Тренд», 2009. — 72 с.

2. Крушлинский В.И., Царев В.И. Красноярск. История и развитие градостроительства. — Красноярск: Изд-во «Кларетианум», 2001. — 252 с.

3. Меркулова М.Е., Меркулова М.М. Деревянная застройка Красноярска XIX — начала XX в. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. — 140 с.

УДК 94(571.53)

ББК 63.3 (2Рос-4Ирк-2Слюдянка)

А.В. Хобта, г. Иркутск, Л.А. Аболина, пос. Култук Слюдянского района Иркутской области

Проектирование и особенности планировки станции и станционного поселка Слюдянка Кругобайкальской железной дороги

Аннотация

Станция и станционный поселок Слюдянка возникли благодаря строительству Восточно-Сибирской железной дороги. Несмотря на то, что, как и другие такие поселки, Слюдянка была построена по типовому проекту, она имела интересную структуру и своеобразную архитектуру в «стиле Министерства путей сообщения».

Ключевые слова: Кругобайкальская железная дорога, станция Слюдянка, архитектура в «стиле Министерства путей сообщения».

Железнодорожные станции по своему назначению и устройству стоят типологически обособленно как среди путей сообщения, так и среди населенных пунктов. Этим объясняется их своеобразное планировочное решение. Железная дорога часто становилась осевой линией застройки, а вокзал, как правило, был архитектурной доминантой и центром поселка, вокруг него происходило формирование производственной и селитебной зоны. Не все станции на железной дороге имели одинаковое назначение: на одних производилась смена паровозов, на других только заправка их водой, а на третьих только обслуживали пассажиров и грузы. В связи с этим в середине XIX в. один из основоположников учения о железных дорогах П.П. Мельников классифицировал станции по их назначению, объему перевозок, количеству путей, оснащенности их техническими средствами. Самые большие станции назывались внеклассными, затем шли станции первого, второго, третьего, четвертого и пятого классов. Станция Слюдянка планировалась и была построена как станция третьего класса (рис. 1).

Всего на Кругобайкальской железной дороге во время прокладки первого пути и по 1906 г. включительно было построено 80 жилых домов, больше половины из них — 44 — на станции Слюдянка. Типовые рабочие поселки, возникшие в этот период, можно считать архитектурными комплексами, так как и производственные и жилые здания строились в одно время и были выдержаны в едином стиле, а потому производят впечатление ансамбля (например, кроме Слюдянки, еще на станциях Танхой, Мысовая). Архитектурно-планировочное решение станций и станционных поселков на Кругобайкальской железной дороге имеет свои особенности и различия даже в пределах этого небольшого ее отрезка и делится на Западный и Восточный участки с различным рельефом и своей спецификой в планировке селитебной зоны. На Западном участке из-за горного рельефа поселки (поселок Байкал или Баранчик, станция Маритуй) состояли из двух, перпендикулярно рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.