Научная статья на тему 'Проблемы современного образования - адаптация к возможному'

Проблемы современного образования - адаптация к возможному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTEGRATED COMMUNICATIONS / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / DIGITALIZATION / КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ВУЗ / UNIVERSITY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE / ЭКСПЕРТИЗА / EXPERTISE / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / QUASI-REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаев Игорь Сергеевич

Современное образование, являясь частью социальной среды, испытывает неоднозначное воздействие инфокоммуникационных технологий. В статье делается попытка с помощью новых, недавно сформулированных принципов, описывающих результаты воздействия на общество цифровых технологий, показать возрастающую сегодня важность выбора траектории обучении как залога успешности будущей карьеры, а разработки оригинальных линий в преподавании дисциплин возможности адаптации к цифровому вызову современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаев Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education, being a part of the contemporary social environment, experiences an ambiguous impact of infocommunication technologies. In this paper, we make an attempt to use certain recently stated principles that describe the social impact of digital technologies for proving the growing importance of a proper choice of an education trajectory as a guarantee of professional success, and the growing importance of the development of original teaching methods as a response to the digital challenge of our time.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного образования - адаптация к возможному»

Проблемы современного образования - адаптация к

возможному

Ермолаев Игорь Сергеевич ведущий инженер-программист Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.

Туполева,

ул. Четаева, 18а, г.Казань, 421001, (8432) 311631 isermolaev@kai. ru

Аннотация

Современное образование, являясь частью социальной среды, испытывает неоднозначное воздействие инфокоммуникационных технологий. В статье делается попытка с помощью новых, недавно сформулированных принципов, описывающих результаты воздействия на общество цифровых технологий, показать возрастающую сегодня важность выбора траектории обучении как залога успешности будущей карьеры, а разработки оригинальных линий в преподавании дисциплин - возможности адаптации к цифровому вызову современности.

Modern education, being a part of the contemporary social environment, experiences an ambiguous impact of infocommunication technologies. In this paper, we make an attempt to use certain recently stated principles that describe the social impact of digital technologies for proving the growing importance of a proper choice of an education trajectory as a guarantee of professional success, and the growing importance of the development of original teaching methods as a response to the digital challenge of our time.

Ключевые слова

интегрированные коммуникации, социальная среда, цифровизация, квазиреальность, образование, адаптация, электронное обучение, вуз, инновационное развитие, управление, дистанционные образовательные технологии, электронный курс, экспертиза, методология, система управления обучением

integrated communications, social environment, digitalization, quasi-reality, education, adaptation, e-learning, university, innovative development, management, distance education technologies, e-course, expertise, methodology, Learning Management System

Введение

О том, что человечество сегодня, в большинстве своём, втянуто в онлайновое информационное пространство, говорится много - как в положительном, так и в отрицательном аспектах. Всем, кажется, понятно, что существуют довольно серьёзные проблемы адаптации людей к новым условиям жизни, которые вызваны повсеместным и постоянным воздействием электронного информационного пространства.

В недавно изданной монографии Д. Евстафьева «Интегрированные коммуникации как глобальная реальность XXI века - 500 тезисов об интегрированных коммуникациях» в оригинальном ключе и в широком спектре рассматривается множество вопросов, касающихся взаимодействия и, во многом, реализации своей практической деятельности, социализации людей в новом для себя виртуальном жизненном пространстве.

По определению автора монографии, интегрированные коммуникации представляют собой: «часть сферы коммуникаций, выделяющихся близкой к синхронной возможностью трансляции контента, специфическими механизмами хранения информации, мультимедийностью и интерактивностью взаимодействия с реципиентом информации» ([1], стр. 35).

Такая искусственно созданная система, по мнению Д. Евстафьева, повлияла на современное общество, в том смысле, что привела к возникновению нового синтетического феномена виртуально-медийной дивергенции общества, а также возникновению соответствующих механизмов влияния на социум.

Интегрированные коммуникации являются порождением

«информационного общества» и порой рассматриваются едва ли не в качестве его главного достижения. Однако распространение интегрированных коммуникаций в маркетинге, пропаганде и вольных сетевых сообществах парадоксальным образом зачастую сопряжено с содержательной и эмоциональной примитивизацией человеческого общения. В этой связи Д. Евстафьев рассматривает такие феномены, как упрощение языка, снятие целого ряда лингвистических и этикетных норм, содержательное упрощение контента, ставка на иллюстративную визуализацию и девербализацию контента, «клиповое сознание» и эмоциональная отстранённость. Д. Евстафьев приходит к неутешительному выводу: «Мы фактически вынуждены говорить о содержательно деградантном характере системы интегрированных коммуникаций, по крайней мере, с точки зрения организации контента в современных интегрированных коммуникациях» ([ 2 ], стр. 123).

Это приводит Д. Евстафьева к выводу о несостоятельности мифа о наступлении эпохи информационного равенства, сломе социальной иерархии, преобразующей роли «креативного класса». В этом кроются серьёзные проблемы в отстаивании ценностей афишированных общественных идеалов людей, относящих себя к среднему классу.

Интегрированные коммуникации в этом смысле представляют собой инструмент социального конструирования, с помощью которого мир капитализма предъявляет гораздо более жесткие требования к каждому человеку - среднего больше не дано.

Это, в частности, согласуется и с концепцией коммуникативного действия немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса.

«Главную особенность развития человечества на рубеже XX и XXI веков Ю. Хабермас усматривал в том, что некоторое облегчение тяжести эксплуатации человека в экономической сфере (речь тут скорее идет о странах Запада и Востока, наиболее развитых в индустриально-техническом, научном отношениях) сопровождалось «колонизацией» тех сфер жизненного мира, которые исконно считались заповедной «землёй» человека: жизнь семьи, быт, отдых, досуг, мир мыслей, чувств, переживаний. Современная цивилизация, опираясь на новейшую технику, на средства массовой информации, устроила настоящую атаку на все эти, казалось бы, «частные» и неприкосновенные сферы. Манипуляция внутренним миром личности, направленные против него репрессия, насилие становятся беспрецедентными - как беспрецедентны и вытекающие отсюда опасности. В «репрессиях» общества против индивидов принимают участие процессы рационализации и сама рациональность. Имеет место «господство рациональности, и рациональность становится приспособленной к господству», из чего Ю.Хабермас

отнюдь не делает вывод, будто нужен поход против разума и рациональности как таковых.» [3]

Преамбула-введение нам необходима в той мере, что позволяет сделать следующие заключения:

1) Существуют механизмы коммуникативного воздействия, которые неадекватным, иногда сложным, закамуфлированным, но от того не менее сильным способом влияют на процессы, происходящие в обществе на современном этапе;

2) В силу объективных причин, в том числе и под влиянием инфокоммуникационных технологий, современное общество подвергается довольно мощной виртуально-медийной дивергенции в отношении способов потребления и ресурсного предпочтения медийного контента, - что в результате способствует его еще большему социальному расслоению;

3) Попытки современной философии, социологии, политологии обосновать закономерности развития общества на современном этапе сталкиваются сегодня с быстропрогрессирующим феноменами формирования квазиреальности, информационной клановости общества, что вызывает серьёзную необходимость учитывать данное явление в теоретизировании по любым проблемам развития постиндустриального общества.

Проблемы образования в свете инфокоммуникационного воздействия

Сфера образования всегда рассматривалась в качестве важной составляющей любого общественного строя, поэтому связь между проблемами инфокоммуникационного воздействия на общество и проблемами образования вполне логична и может рассматриваться в едином ключе.

Резкое усиление международной конкуренции в развитии новых цифровых форм экономики вызывает сегодня адекватную потребность подготовки неординарных (конвергентных) специалистов, сочетающих в себе и классические, и инновационные стороны подготовки.

О поиске подходов к реализации новых подходов к образованию говорила недавно в своем выступлении на Российском инвестиционном форуме глава Минобразования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

О.Ю. Васильева отметила, что «невозможно вкладывать в цифровое образование без фундаментальных исследований в области когнитивных наук. Невозможно привести к «цифре» школу, не зная, как она будет влиять на ребёнка определённого возраста. Невозможно этим заниматься, не зная, что происходит в раннем возрасте, именно тогда, когда закладывается будущая личность. За когнитивными исследованиями - будущее. Это знает весь мир» - резюмировала О.Ю. Васильева. [4]

В цифровизации, очевидно, есть благо, но она порождает и серьёзные вызовы, которые ставят глобальные вопросы перед человечеством. Пока ни социально-философские, ни когнитивные науки не дают нам чёткого ответа, к каким последствиям приведёт цифровизация общества, так же как пока нет и чёткого ответа, как программно готовить новых специалистов для экономики, прототипы которой, напротив, сегодня вполне чётко обозначены (см., например, известную концепцию Индустрия 4.0 и др.) Общество уже сегодня вынуждено преодолевать

этот образовавшийся разрыв (и озабочено тем, как сделать это наиболее безболезненно и корректно).

В то же время, отмечаемый дисбаланс можно резонно отнести к научному феномену, задача исследования которого нетривиальна и может включать самые различные методики и подходы.

Результативные решения по координации специфических проблем современного образования в связи с неудержимым потоком цифровизации особенно необходимы тем странам, которые позиционируют себя в роли значимых игроков на экономико-политическом Олимпе.

В области разработки современных систем образования речь по существу идёт о поиске и необходимости создания национальных доктрин образования, стратегических ноу-хау, от успеха которых будет зависеть ни много ни мало как создание конкурентоспособной промышленности, достижение экономической независимости стран.

В чём-то эти теории будут похожи, - всё-таки секреты педагогики не эквивалентны сохранению промышленной тайны, - но детали, как говорится, тоже важны.

Можно прогнозировать будущую сверхраннюю специализацию учащихся, которая, в условиях ужесточения общественных отношений капитализма позволит человечеству хоть как-то более или менее сносно существовать в будущем. Гармонии в образовании, в таком раскладе, предвидится мало, но нужно признать - цифровой бум ставит перед существованием людей грозный гуманистический вызов: главное в предлагаемых обстоятельствах - уцелеть.

Если в условиях любого производства существует давно сложившееся разделение специалистов, - получивших по большей мере, в общем, одинаковую, например, в условиях вуза, подготовку на эксплуатационников, внедренцев, разработчиков, управленцев, - то сейчас намечается потребность уже в ближайшее время выстраивать намного более индивидуальные учебные траектории для разного кадрового состава.

Примером может служить, разработанная госкорпорацией «Роскосмос» программа по подбору выпускников вузов для работы на космических предприятиях.

Госкорпорация сотрудничает с 53 вузами - от Калининграда до Владивостока, в том числе с Самарским университетом имени С.П. Королева, Томским политехом, Южно-Уральским и Амурским госуниверситетами. Вместе занимаются профориентацией школьников, научными разработками, подготовкой кадров.

За последние два года были приняты на работу на космодромы Байконур и Восточный более 200 молодых специалистов. В 2018 году планируется, что на космодром Восточный приедут 48 выпускников вузов. В том числе 6 выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, 27 - МАИ и 15 - АмГУ [5].

Универсальность, широта образования, т.е. то, к чему человечество стремилось многие десятилетия, видя в этом путь к истинной образованности (духовному развитию человека, развитию интеллигентности) в данном случае может серьёзно сдать свои позиции. Гармонизация образования (расширение кругозора обучаемых) в новой истории, может быть, в какой-то мере быть обеспечена с помощью горизонтальных лифтов - программ дополнительного образования, различных проектов, грантов, но происходить это, скорее всего, будет все больше в индивидуальном порядке и, по большей мере, скорее всего, на коммерческих условиях.

Тема образования в цифровом контексте

При подготовке публикации встал вопрос о её названии. Всеобщая цифровизация вызывает желание так или иначе в том же ключе обозначить почти любые рассматриваемые темы и по проблемам современного образования -настолько широк тематический охват этого популярного сегодня термина. Цифровизация стала своеобразным эфиром, всё больше заполняющим существование общества. Но всё чаще в лавине этого потока проблемы современного образования как-то смешиваются с массой других, приобретая форму технических проблем, или не особо выделяясь из среды подобных.

Хотя, как видно из преамбулы статьи, задача обращать внимание пользователей на новый специфический социальный аспект, вызванный воздействием интегрированных коммуникаций, имеет сейчас гораздо более важный и масштабный характер - необходимо более или менее критично и в достаточной мере осознанно вырабатывать критерии подхода к перспективам реализации жизненных устремлений, в том числе развития будущей карьеры.

Внимание к общим вопросам образования сегодня, на фоне манипулирующего воздействия, созданного за последнее десятилетие всепроникающего информационного маркетингового конструкта, гораздо более оправдано, чем даже к любым, казалось бы, всегда актуальным и популярным технологическим аспектам.

Дидактические вопросы - в русле главных вопросов: «Как сегодня учиться (как получить необходимое образование), как учить, чтобы был спрос на разработанные курсы?», - представляют на современном этапе пожалуй самые большие сложности. Технические средства инфокоммуникации и соответствующие методы коммуницирования, напротив, сейчас достигли самой успешной реализации и повсеместного внедрения, решающим образом повлияли на менталитет общества -все, кажется, понимают, что сегодня возможно сделать любую инициализацию в виртуальном пространстве - благо были бы для этого подходящие идеи.

Не подлежит сомнению: воздействие интегрированных коммуникаций, в том векторе, который мы видим сегодня, рождает серьёзные проблемы не только для успешной реализации карьерной лестницы, но даже вообще адекватного существования. Поэтому, однозначно, - вопрос адаптации к сложным, - а в среде образования часто экспериментальным, - условиям современности, - обретает вполне понятный и оправданный статус: пользователи должны будут создавать для себя некоторую базу методов и средств, позволяющих реализовать корректную линию в обучении, реализовывать условия выбора оптимального учебного контента, вырабатывать умение реагировать на потенциально возможные быстрые смены парадигм современной социальной среды.

О правомерности вопроса «Как грамотно сегодня учиться?»

Огромные преобразования в науке и технике, промышленности вызвали к жизни потребность в бесчисленном спектре профессий, обусловив тем самым и высокий спрос на квалифицированных специалистов.

Но в процессе развития техники изначально всегда ставилась задача автоматизации большинства операций, для выполнения которых требовались обученные сотрудники. Появился огромный ассортимент автоматики, конвейеров, технологий, которые в состоянии замещать профессионалов. Сегодня роботы наступают почти повсеместно.

Ответ на вопрос: «Как грамотно сегодня учиться?», в плане получения корректного образования, необходимого для выстраивания будущей успешной карьеры, по причине нового витка развития высоких технологий и быстрой трансформации общества, сегодня не может быть исчерпывающим, фундаментальным, - решение этого вопроса, в большей степени лежит в плоскости адаптации индивидуумов, выяснения личных возможностей, соотнесения их с весьма переменчивыми современными реалиями, - поэтому приобретает особую важность для современных школьников и студентов.

Вот, какое высказывание по этому поводу сделал, например, известный архитектор, основатель бюро SPEECH, один из авторов знаменитого архитектурного проекта «Башни Федерации», Сергей Чобан.

- Нужно заниматься самыми абстрактными и самыми базовыми из дисциплин и меньше уделять внимание автоматическому заучиванию фактов. Это очень важно, потому что то, что применялось при создании «Башни Федерация» сегодня - уже вчера. Если вы будете заучивать то, что сделано сегодня, вы автоматически окажетесь во вчера. А вот если вы полагаетесь на базовые знания, основанные на здравом смысле, развиваете интуицию, то это поможет вам в высотном строительстве добиться успехов на следующей ступени. [6]

С этим отчасти перекликается и ответ министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой в прямом эфире #VKLIVE, на вопросы пользователей социальной сети ВКонтакте.

Ольга Юрьевна высказала своё мнение о том, нужно ли всем сдавать углублённый уровень ЕГЭ по математике;

«Я бы очень хотела, чтобы все дети России сдавали углублённый экзамен по математике, но я понимаю, что это неправильно. Потому что если я гуманитарий-историк, и математику в своей жизни на таком глубоком уровне изучать никогда не буду и вряд ли к ней вернусь, то в этом случае, думаю, базового уровня по окончании школы будет достаточно», - отметила глава Минобрнауки России. [7]

Продолжает тему публикация в «Комсомольской Правде» - «Список из шести псевдоправил, которых следует избегать в обучении школьников».

• Важно не развивать в ребенке синдром отличника, а будить в нем активного исследователя. Родителям надо учить ребенка быстро определять, что нужно делать очень хорошо, что - приемлемо, а чему можно уделить минимум времени.

• Гораздо важнее научить детей ориентироваться в море информации -уметь добывать её, отличать достоверную от лживой. Иначе ребенок только копит знания, но не в силах понять, когда и как их использовать на практике. И перестает проявлять интерес к учёбе.

• Мир быстро меняется, и взрослые не успевают в нем ориентироваться, порой привычные правила могут оказаться вредными! - отмечает психолог, Регина Беседа. [8]

В своем недавнем выступлении на научно-методическом онлайн семинаре «Образовательные инициативы в области электронного и дистанционного обучения: отечественный и зарубежный опыт», 21 марта 2018 г. спикер, профессор С.В. Панюкова, как бы подводит итог под мыслью о важности реализации для учащихся свободы выбора, точнее - о важности создания условий и методик для осуществления выбора, с целью приближения пользователей к как можно больше индивидуальной траектории в обучении.

В реализации этой задачи она выделяет следующую последовательность:

• Персонализированное обучение;

• Независимая система оценивания;

• Самообучение с помощью систем искусственного интеллекта;

• Реализация взаимодействия в сфере больших данных;

• Развитие навыков для будущего.

В выступлении спикера лейтмотивом прозвучала мысль о том, что современное общество крайне неустойчиво в своих требованиях, предъявляемых к людям (читай - специалистам). Учащимся и педагогам на современном этапе необходимо своевременно начать интенсивный поиск и использование методик, позволяющих адаптировать личностные возможности индивидуумов для выработки корректной стратегии и тактики обучения.

В заключительных словах своего выступления С.В. Панюкова провозгласила необходимость подстройки под быстро меняющуюся социальную реальность. В целом это означает, что учащиеся сегодня, в рамках получения любого образования, должны изначально позаботиться не только и, как бы это странно не звучало, не столько о достижениях и успехах в учёбе (справедливости ради надо отметить, что, видимо, имеется в виду, становящееся все более сомнительным сегодня излишнее рвение в отличной успеваемости по всем предметам), сколько позаботиться о создании некоторой личной самопродюсерской системы, в которой бы гармонично сочетались индивидуальные психологические, логические, физические и другие особенности личности с визуализацией (представлением) - перспектив будущей деятельности в рамках выбранной профессии.

Для этого, учащимся, например, необходимо постараться как можно больше расширить арсенал средств и методик, позволяющих определить набор наиболее удачных сочетаний их личных качеств с требованиями, предъявляемыми к будущей профессии, даже, - как например, заявила С.В. Панюкова, по следам впечатлений от посещения, недавно состоявшейся выставки образования «Bett Show - 2018» (ежегодной крупнейшей международной выставки образовательных технологий), -требованиями будущих работодателей (речь идет, например, о большем предпочтении в некоторых профессиях коммуникативных навыков, умения работать в команде - то, что сегодня называется «soft skills»).

В этом смысле трудно переоценить возможности прохождения учащимися регулярных тренингов, апробации самых различных методик электронного обучения, виртуального обучения, инновационных методик (перевёрнутый класс, видеолекции и др.) Важно понимать, что в ходе прохождения любого отрезка учебной траектории, необходимо своевременно позаботиться о том, чтобы создать наиболее достоверные способы получения объективной информации о качестве, предназначенных для изучения курсов, перспективах использования получаемых знаний в будущей профессии, визуализации личных устремлений в будущей деятельности и др.

Вызовы современной педагогики

Проблемы интегрированных коммуникаций касаются не только тех, кто учится - они также основательно затрагивают и преподавателей.

Новая, сгенерированная дрейфом в виртуальность, социальная среда, самым серьезным образом повлияла на процессы обучения, модифицировав их иногда до неузнаваемости: чего стоят, например, широко известные сегодня методики Академии Хана, виртуальные лаборатории, методы игрофикации, перевернутые классы и многое другое. В основе этих преобразований усматривается глубоко проникшая в сознание людей информационная трансформация - когда, по причине весьма доступного и комфортного онлайн общения между множеством людей, делаются почти моментальные срезы-выводы о перспективах обучения по тем или другим предметам (также как и оценки курсов, преподавателей).

Можно получать различные подсказки: как можно оптимально (часто без затраты лишних сил и времени на изучение предмета) получить зачет или сдать

экзамен. Хотя, справедливости ради, стоит отметить - в сети довольно часто встречается и серьёзное обсуждение, и помощь, направленную на глубокое изучение предмета. Все это, очевидно, представляет собой более или менее продвинутые элементы коннективного взаимодействия, и, кстати, можно отметить - современное поколение преподавателей взаимодействует в оф- и онлайне весьма похоже с обучающимися, часто на основе, практически одинаковых паттернов.

Если всё, казалось бы, так просто, - существуют ли тогда со стороны проблемы преподавателей проблемы в обучении? Да, они, конечно, имеются.

Чтобы не растекаться слишком широко, будем говорить о вузовском образовании, как о предмете, нам более близком и потому более изученном.

Несмотря на фактически изменившуюся психологию людей (ввиду воздействия интегрированных коммуникаций), большая часть преподавательского состава пока передает знания классическими методами, т.е., в обучении, в лучшем случае преобладает трехчастная парадигма "бихевиоризм - когнитивизм -конструктивизм".

В инженерно-технических, также как и естественно-научных направлениях, эта парадигма чаще всего сводится к классической передаче знаний от преподавателя студенту, заучиванию материала, натаскиванию по предметам на практике решения задач и примеров.

Но логика виртуального коммуницирования, большой объём доступного, тематически тождественного учебного контента, говорит о том, что в этих рамках преподаванию сегодня удержаться почти невозможно.

Поэтому, приходится искать, расширять формы обучения, которые бы позволили преподавателям оставаться на одной ментально-психологической волне с обучаемыми, использовать возможности онлайн сервисов, создавать собственные цифровые разработки и т.д.. Это требует дополнительных усилий, но не всё, на самом деле, так уж сложно и затратно. Повторимся: сейчас наблюдается заметное выравнивание, совпадение рефлексивных паттернов у преподавателей и обучаемых, и в этом видится органичное налаживание взаимопонимания в меняющихся условиях обучения. Это объясняется и мощным воздействием цифровизации, и выходом на поприще преподавательской деятельности новых поколений преподавателей, которые уже намного более органично вобрали в себя возможности работы в инфокоммуникационной среде.

Одна из непростых проблем адаптации профессорско-преподавательского состава (III 1С) к новым методам обучения - введение, практически во всех вузах, требования по созданию электронных образовательных ресурсов, эквивалентных читаемым аудиторным дисциплинам.

(Чаще всего от преподавателей требуется создать дистанционные курсы, чтобы пройти аттестацию).

Эта работа содержит в себе необходимость овладения техническим инструментарием электронных платформ LMS (систем управления обучением), на базе которых в вузе строится система дистанционного обучения - правилами заполнения учёбным контентом web-форм (с учетом требований соответствия учебным программам дисциплин и некоторым методическим правилам по размещению контента), и самое главное - овладением умением взаимодействовать с обучаемыми, коммуницировать и учить в виртуальном пространстве.

Для вузовского преподавателя - последнее становится как бы откровением: казалось бы, столько сил потрачено на создание дистанционного курса с надеждой на его перспективное самостоятельное потребление учащимися, - что называется «выстрелил-забыл», - а вся основанная работа оказывается ещё только предстоит. Да, ещё почти всегда с большим психофизиологическим напряжением - в отличие от обычной аудитории проверять успеваемость, уделять внимание, проводить линию наставничества, общаться приходится с каждым студентом дистанционного курса.

В этом общении у преподавателя вполне объективно может в последующем выстроиться роль ментора, или, говоря по-современному, - тьютора, и, в особо удачных случаях, может наладиться совместное выстраивание траектории обучения. Так, понемногу, взаимодействие в процессе электронного обучения вполне естественно приводит к рациональному введению в практику обучения соответствующего понятия педагогического дизайна.

Появляется, как видно, сразу же множество тем и ответвлений от привычной аудиторной передачи знаний и, оказывается, нужно быть готовым к общению и по делу (изучаемой предметной области), и вокруг него (шире использовать функции ментора).

В ходе проведения такой практики, довольно скоро также выясняется, что необходимо знать, хотя бы некоторые общие вопросы психологии, воспитания и дидактики для работы со студенческой аудиторией. Незнание базовых принципов педагогики, - а они сформированы на основе предыдущей многолетней офлайн практики, - кажется казусом: идти в онлайн обучение, оказывается, нужно заранее основательно подготовившись в русле классической педагогики.

Такая подготовка может сослужить преподавателю неоценимую помощь, избавив его от ненужных, но вынужденных для ведения онлайн курса эмпирических дидактических поисков, сформировать объективное представление о необходимости применения тех или иных методик в личной практике.

Изучение базовых принципов педагогики для проведения электронного онлайн обучения, кроме всего прочего, имеет ещё одно важное значение.

В современном пестром калейдоскопе различных практик, курсов, вебинаров, конференций, семинаров и т.д., подчас очень сложно выделить на действительно полезные лайфхаки, способные принести реальную пользу для электронного обучения, нацелить изучение и овладение необходимой дидактикой в его проведении. Часто под маской новаций в электронном обучении в ходе различных акций преподносятся интерпретации общеизвестных педагогических методик, которые выделяются из общего контекста правил и подаются в соответствующей рекламной упаковке.

Таким образом, для начинающего, например, практиковать в электронной среде педагога имеется опасность потерять время и силы (а иногда, записавшись на «неправильные курсы» - и деньги), если он, решив самостоятельно повысить свою квалификацию в данной области, проявит недостаточную компетентность в выборе, широко предлагаемых ныне средств и методов переподготовки в онлайн-тьютора.

Изучение принципов педагогики позволяет сформировать личный, экспертный взгляд на многие детали в сфере электронного обучения, прагматично и гораздо более эффективно воспользоваться учебными материалами и средствами для овладения инновационными методами работы.

Теоретически, овладение всей совокупностью знаний и методик, необходимых для работы в образовательном онлайн пространстве, не является каким-то из ряда вон выходящим и грандиозным делом, но, учитывая большой объем в разработке и размещении качественного учебного электронного контента, изучения обучающих и воспитательных принципов работы, необходимости апробации электронной разработки, конечно предполагает сосредоточие больших усилий для полноценного ввода в учебную практику любого электронного курса.

Часто, поэтому, на площадках университетских электронных ресурсов можно встретить неплохие разработки, представляющие собой потенциально весьма оригинальные дистанционные курсы, но, к сожалению, без какого-либо видимого на них движения. Это значит, что автор (или авторы) прошли только часть пути по реализации практики дистанционного обучения, - создав электронный курс в виде web-площадки учебного контента (часто для поддержки самостоятельной работы

студентов), - до коммуницирования, взаимодействия, настоящего обучения, которое составляет сущность e-Learning, дело не дошло.

Между тем, в российском современном образовательном пространстве, сравнительно недавно начались внушительные подвижки. Речь идет о развертывании проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОЦ). В нём, как известно, на одном интернет-ресурсе предполагается собрать информацию обо всех, наиболее профессионально разработанных онлайн-курсах, для использования их в формальном и неформальном образовании. Этот портал, по замыслу его организаторов, объединит платформы онлайн-обучения. Размещать онлайн-курсы могут вузы-члены ассоциации и вузы-партнеры. Качество онлайн-курсов контролируется прежде всего самим университетом-разработчиком, кроме того, осуществляется проверка содержания на соответствие, сформулированным требованиям платформы «Открытое образование» [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня разброс мнений, касающихся возможных вариантов - векторов развития классических университетов, довольно широк: от их полного отрицания (Б. Ридингс, С. Хан), до преобразования их в предпринимательские университеты (в концепции, например, Б. Кларка).

Вспомним о выявленных последствиях, воздействия интегрированных коммуникаций на современный социум. Как уже говорилось: проблемы современного общества, в том числе и институтов образования, во многом обусловлены специфическим виртуальным дрейфом общества в "смешанную реальность", в которой подчас трудно выделить нечто рационально-гуманистическое, а "среднему" индивиду предъявляются, весьма завышенные и очень часто квазиреальные требования.

"Среднему преподавателю" в своей ежедневной деятельности приходится теперь учитывать весьма вероятный фактор всевозрастающей конкуренции, считаться с повышенным уровнем нестабильности, и с учетом этого корректно распределять свои возможности по созданию траектории личностного профессионального саморазвития.

Повторимся еще раз, поскольку это важно. При очевидной тривиальности методов, актуализации учебного контента в составе электронных ресурсов на любых платформах LMS, необходимо (особенно на первых порах) затратить весьма внушительный объем времени на разработку и размещение электронных курсов в соответствующей виртуальной среде.

Продолжение работы - полноформатное онлайновое ведение электронных курсов - своеобразный челлендж, принятие ответственности за используемую онлайновую методику обучения.

Заключение

Сбрасывать со счетов важность самовоспроизводящейся новой виртуальной реальности, эффекты влияния интегрированных коммуникаций на социум (в том числе и в образовательной среде), как видно сегодня практически невозможно -этими факторами определяются многие процессы, формирующие на современном этапе новую среду обучения.

Обобщающий ответ на вопрос о преодолении злободневных неполадок, проблем в системе современного образования, сегодня ещё может быть даже и не совсем своевременен - процессы преобразования охватывают слишком большие области, подчас слишком скоротечны, а анализ действия возможен только по его результатам, то есть, спустя некоторое время.

Цель статьи - скорее сосредоточить внимание на важности эмпирического поиска - важно понять, что сегодня в получении образования необходимо

выстраивать наиболее индивидуальную траекторию, равно, как в преподавании, -собственную линию преподавательской деятельности (хотя бы намечать их, искать приемлемые варианты и т.д.), т.е. маневрировать, переходить от общего к индивидуальному, пытаться удержать себя от соблазнов информационного спама, двигаться к намеченной цели.

Литература

1. Д. Евстафьев. Интегрированные коммуникации как глобальная реальность XXI века - 500 тезисов об интегрированных коммуникациях. М.: ЭРА, 2013. - 652 с.

2. О. Афанасьева. Социальный контекст интегрированных коммуникаций. // Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 2, стр. 122 - 127.

3. «Жизненный мир» в концепции Хабермаса. // Цифровая библиотека по философии. [Интернет-ресурс]. URL:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st080.shtml (дата обращения: 30.03.2018).

4. На Российском инвестиционном форуме обсудили перспективы развития цифрового образования // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. [Интернет-ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81 -%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/12260 (дата обращения: 30.03.2018).

5. Кадры для Роскосмоса: молодежь прибывает. Комсомольская правда. Выпуск от 28.12.2017 г. Онлайн версия. URL: https://www.kazan.kp.ru/daily/26775/3809728/

6. На Всероссийском открытом уроке школьникам рассказали, как преобразятся города будущего Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. [Интернет-ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/m/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/12295 (дата обращения: 30.03.2018).

7. Пользователи социальной сети ВКонтакте задали главе Минобрнауки России вопросы о ЕГЭ. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. [Интернет-ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81 -%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/12249

8. Шесть устаревших идей, которые мы напрасно вбиваем в головы своим детям. Комсомольская правда. Выпуск от 31.01.2018 г. Онлайн версия. URL:

http s ://www .kazan.kp. ru/daily/26789.3/3 822212/

9. Н. Рудычева. Зачем России «современная цифровая образовательная среда» // Digital report. [Интернет-ресурс]. URL: https://diaital.report/zachem-rossii-sovremennaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ (дата обращения: 30.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.