УДК 378.096(571.17)
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ю. Л. Говоров, К. В. Юматов
Статья посвящена проблеме структурной перестройки образовательного процесса на факультете в условиях реформирования системы ВПО - при переходе на многоуровневую подготовку на основе принципов Болонского соглашения.
Авторы четко обрисовали состояние ВПО по двум факультетским специальностям накануне реформирования, проблемы, стоящие перед ФИиМО в свете грядущего реформирования, основные ориентиры становления новой структуры образовательного процесса (5 направлений бакалавриата и 4 магистратуры), возможные трудности формирования новой структуры. Анализируется взаимосвязь и преемственность разных уровней новой структуры - от бакалавриата через магистратуру до имеющихся в КемГУ специальностей аспирантуры.
The paper is devoted to the problem of educational process restructuring in the Department during higher professional education system reforming related to the transition to multilevel training within the guidelines of Bologna Agreement.
The authors clearly outline the current situation in the higher professional education in the two Department’s chief subjects on the eve of the reform, the problems facing the Department of History and International Relations with regards to the coming reforms, the main benchmarks of establishing a new structure of educational process (5 directions of Bachelors ’ training and 4 directions of Masters ’ one), possible problems offorming the new structure. The paper analyses the interrelation and continuity of various levels of the new structure - from Bachelor level through Masters’ training to the postgraduate courses available in Kemerovo State University.
Ключевые слова: ФИиМО, структура, реформирование, динамика, перестройка, диверсификация, бакалавриат, магистратура, развитие, компетенция, ФГОС, археология Евразии, история СибириХУ1 - XXI вв., историография Западной Европы в Новое-Новейшее время, история культуры, зарубежное регионоведение, доку-ментоведение и архивоведение, международные отношения, религиоведение.
Факультет истории и международных отношений (ФИиМО) - один из старейших в КемГУ, в 2009 г. отметил 55-летний юбилей профессионального исторического образования в Кузбассе и 10-летний - подготовки специалистов в области международных отношений. До конца 1990 гг. ХХ века факультет вел подготовку по единственной специальности - «История». Выпускники были гарантированно востребованы не только в школах, но и в архивах, музеях, структурах государственного управления. За это время на ИФ сформировались серьезные научные школы и направления (археология, отечественная история, историография отечественной и всеобщей истории).
Реформирование системы высшего образования, начавшееся после распада Советского Союза, заставило пересмотреть подходы к тактике и стратегии развития исторического факультета. Первым шагом на этом пути стало открытие в 1999 г. специальности и отделения «Международные отношения» (ОМО) с последующим созданием факультетской кафедры иностранных языков для обеспечения языковой подготовки международников с квалификацией переводчика в сфере профессиональной коммуникации.
За 10 лет это направление подготовки доказало свою жизнеспособность. Подготовка на ОМО пользуется устойчивой популярностью среди абитуриентов и студентов. Сформировался слой преподавателей, активно занимающихся международной тематикой,
появились первые выпускники ОМО, защитившие кандидатские диссертации этого профиля.
В настоящее время ФИиМО представляет собой сложившуюся учебно-научную структуру, включающую в себя 7 кафедр с соответствующими специализациями и 3 учебно-вспомогательных подразделения:
- кафедра археологии (зав. каф. профессор В. В. Бобров),
- кафедра истории средних веков (ИСВ) (зав. каф. доцент С. А. Васютин),
- кафедра новой, новейшей истории и международных отношений (ННИМО) (зав. каф. доцент Ю. Л. Говоров),
- кафедра отечественной истории (зав. каф. профессор В. А. Волчек),
- кафедра новейшей отечественной истории (зав. каф. профессор К. А. Заболотская),
- кафедра иностранных языков ФИиМО (зав.каф. доцент Т. И. Добрыдина),
- кафедра истории и теории культуры (зав. каф. доцент А. В. Горбатов),
- кабинет истории и методики (16 тыс. ед. хранения),
- кабинет истории и теории культуры,
- кабинет истории, теории и практики международных отношений с компьютерным классом и выходом в сеть Интернет.
Кроме того, ряд учебно-научных и общественнонаучных подразделений и организаций, формально не
входящих в состав ФИиМО, аффилированно функционируют на кадровой основе факультета и в тесной связи с выполнением его основных задач:
- музей археологии и этнографии Южной Сибири,
- Кузбасская лаборатория археологии и этнографии СО РАН - Кем ГУ,
- лаборатория баз данных в археологии,
- лаборатория металлографии археологии,
- Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства (САИПИ),
- Западносибирский центр германских исследований,
- центр европейских исследований (ЦЕИ ФИиМО).
За последние 20 лет сложились основные направления научной работы на факультете:
- археология, история и искусство древних культур Сибири и Центральной Азии,
- история культуры,
- формирование социальной, экономической и эт-ноконфессиональной структуры юга Западной Сибири (XVII - XXI вв.),
- взаимодействие центральных и местных органов власти в России 19 - нач. 20 вв. (на примере Сибири),
- современные социально - демографические проблемы Кузбасса,
- история угольной промышленности Кузбасса,
- карательная политика в Сибирском регионе (ХХ в.),
- идеология и идеологическая борьба в Западной Европе в эпоху средневековья,
- история и историография германского фашизма,
- история международных отношений и внешней политики России.
На рубеже 1990 - 2000 гг. факультет потерял свое былое, в основном археологическое, лицо - не потому, что археология у нас стала хуже, а потому, что другие кафедры и направления деятельности стали заметно лучше: одним из свидетельств этого стало издание в Москве, впервые в России за последнее столетие, комплексной трехтомной «Истории Германии», получившей в 2006 г. гриф Министерства образования и науки и рекомендованной в качестве пособия для студентов исторических факультетов РФ. Резко расширились международные связи факультета, его участие в международных программах академического обмена и научных исследований, объем и уровень конференционной и издательской деятельности, материальная база факультета.
Самое общее представление о динамике развития факультета можно составить из представленной ниже таблицы 1.
Таблица 1
Динамика развития ФИиМО за 1974 - 2009 гг.
Категория 1974 1988 1993 1998 2002 2008
Кол-во специальностей 1 1 1 1 2 2
Кол-во специализаций 2 3 5 9 б б
Кол-во кафедр 2 3 5 б б 7
Кол-во преподавателей 21 32 43 45 58 77
-кандидаты наук 24 23 33 9 44 57
-доктора наук 3 5 9 12
Набор студентов на 1 курс 50 125 107 100 178 135
всего студентов ДО, 240 428 550 470 713 б75
в т. ч. контрактников - - 15 22 1б5 190
Кол-во аспирантов 48 52 55 18 асп. I 21 соиск.
Кол-во ПК - 4 19 35 38
Каталог кабинета истории (ед.) 1300 4000 9000 13000 1б000
Кол-во дис. защищ. за 5 лет: 15 28 38
-кандидатских 9 27 33
-докторских б 1 5
Объем НИР за 5 лет (тыс. руб.) 1400 бб00 14300
Объем НИР (% от КемГУ) 12,1% 9,9% 7%
Публикации за 5 лет, в т. ч.: 89 113 13б
- монографии 28 15 Зб
- учебники 19 19 28
- УМП 42 79 72
Статьи, в т. ч.: 332 745 857
-за рубежом 18 б8 31
-центр. 38 221 31б
-местные 27б 457 510
Тезисы 35 55 б05
Студенческие публикации 540 635 220
- Конференций за 5-лет, в т. ч.: 5 8 13
- международных 3 4 4
- всероссийских 1 2 3
- региональных 1 2 6
Г одовой объем контрактных - - - 470 5900 7000
средств (в тыс. руб.)
Но при всех вышеуказанных достижениях и накопленном опыте, в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки на фоне финансового и демографического кризиса в стране, перспективы факультета при сохранении существующей структуры подготовки не обнадеживающие:
- с прекращением набора на 5-летний специалитет 4-летний бакалавриат не компенсирует потерю учебной нагрузки, к тому же, он менее трудозатратен;
- поскольку роста потребности в выпускниках нашего профиля у работодателей не наблюдается, под вопрос встанет необходимость их подготовки в нынешних масштабах. Явно будет продолжено сокращение бюджетного набора на гуманитарные направления (по министерской квоте);
- продолжится общее сокращение количества контрактников по известным демографическим и экономическим причинам;
- в связи с неизбежным по вышеуказанным причинам сокращением преподавательских ставок придется идти на такую болезненную со всех точек зрения меру, как объединение кафедр.
Таким образом, сейчас наш факультет, как и вся система высшего образования за пределами признанных учебно-научных центров, вновь стоит перед испытанием на прочность в условиях тотального реформирования.
Возможные выходы из такой малоприятной парадигмы:
1. Активизация профориентационной работы среди школьников до уровня рекрутинга силами не только преподавателей, но и студентов. Например, необходимо использовать такие доказавшие свою эффективность формы профориентации, как активное «раскручивание» факультета студентами во время выходов и выездов на педпрактику. В частности, предлагается ввести в обязанность практикантов знакомить школьников с историей, традициями и достижениями факультета. Перспективной представляется также рекрутинговая направленность специальных курсов, читаемых нашими преподавателями и аспирантами в школах области. Важным резервом остается контакт со средствами массовой информации, где тоже необходимо проводить рекламные и РЯ-компании (поводов для информационной раскрутки факультета всегда больше, чем достаточно).
2. Диверсификация предоставляемых образовательных услуг.
Необходимый запас квалификационной прочности и гибкости преподавательского потенциала на фа-
культете имеется - важно суметь его использовать для диверсификации образовательных услуг в условиях неопределенности рынка потребителей этих услуг. В частности, структура подготовки на факультете, как нами запланировано, может быть перестроена на базе пяти возможных направлений бакалавриата и четырех направлений магистратуры - это позволит каждой факультетской кафедре реализовать накопленный учебно-научный потенциал.
2.1. Открытие новых направлений бакалавриата:
- Документоведение. Архивоведение - на базе кафедры отечественной истории и новейшей отечественной истории. Налаженная система взаимодействия с Государственным архивом Кемеровской области и Архивным управлением АКО и потребность в кадрах этого профиля, согласно ст. 17 Ф3-125 от 22 октября 2004 г. Постановление правительства РФ «Об архивном деле в РФ» позволит обеспечить действительно профессиональную подготовку по данному направлению в интересах всех сфер народного хозяйства Кузбасса.
- Зарубежное регионоведение (Зарубежная Европа)
- на базе кафедр истории средних веков и новой, новейшей истории и международных отношений. Накопленный потенциал историков-зарубежников, международников и кафедры иностранных языков позволит проводить качественную подготовку регионоведов-европеистов, что будет способствовать квалифицированному обслуживанию основного вектора внешних (экономических и других) связей Кузбасса.
- Религиоведение - на базе кафедры истории и теории культуры. Это направление подготовки актуализировалось в связи с новыми потребностями средних школ в преподавателях религиозного компонента.
Сегодня в УМС по истории при МГУ активно обсуждается вопрос о создании отдельного направления бакалаврской подготовки «Археология». Если это произойдет, то ресурсы кемеровской кафедры археологии могут оказаться востребованными в полном объеме.
Потенциально возможно, в кооперации с другими факультетами и межфакультетскими кафедрами, участие ФИиМО в таких направлениях подготовки, как муниципальное управление, РЯ и связи с общественностью; сервис и туризм (вопрос только в рентабельности реализации этих направлений в целом и для каждого из ее участников в отдельности).
2.2. Открытие новых направлений магистерской подготовки по направлению «История» в интересах обеспечения гуманитарных кафедр вузов Кузбасса и аспирантуры ФИиМО подготовленными кадрами:
- археология (археология Евразии) - на базе кафедры археологии.
- Отечественная история (история Сибири XVI -XXI вв.) - на базе двух факультетских отечественных кафедр с привлечением кафедры ИСВ, межфакультет-ской кафедры истории России и кафедры ИТК.
- Историография (Западной и Центральной Европы в новое-новейшее время) - на базе двух факуль-
тетских кафедр всеобщей истории с привлечением специалистов - «отечественников».
- История культуры (отечественной и европейской) - на базе кафедры ИТК с привлечением других факультетских кафедр.
В итоге структура подготовки на ФИиМО может выглядеть следующим образом.
Магистратура «История»
Археология (Евразии) Отечественная история (История Сибири XVI - XXI вв) Историография (Западной Европы в Новое - Новейшее время) История культуры (отечественной)
Бакалавриаты
История Зарубежное регионоведение (Зарубежная Европа) Документоведение Архивоведение Международные отношения Религиоведение
Реализация вышеуказанных направлений подготовки в комплексе позволяет обеспечить их взаимосвязь и преемственность разных уровней - от бакалавриата через магистратуру до имеющихся в КемГУ специальностей аспирантуры:
- между бакалавриатами «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение (Зарубежная Европа)» - и с магистратурой «Историография (Западной и Центральной Европы в новое-новейшее время)»,
- между бакалавриатами «История» и «Религиоведение» - и с магистратурами «Отечественная история (История Сибири XVI - XXI вв.)» и «История культуры (отечественной)» и т. д.
Однако на пути открытия новых направлений бакалавриата и магистратур стоит ряд проблем.
- Сохранение министерского финансирования в пропорции 1:10 не только в бакалавриате, но и в магистратурах (по трудозатратам 1:4) делает магистратуры на начальном этапе нерентабельными.
-В связи с междисциплинарным характером направлений «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» и отсутствием профильных для них специалистов-докторов наук мы не можем открыть соответствующие магистратуры (хотя бакалавры-международники и еврорегионоведы смогут продолжать образование в магистратуре «Историография (Западной и Центральной Европы в новое-новейшее время)».
Но потенциально такую возможность необходимо рассматривать, а значит, проводить определенную кадровую политику по поддержке докторских защит по специальностям «История международных отношений» и «Всеобщая история» и кооперироваться с политологами.
2.3. Предоставление дополнительных образовательных услуг. Этот резерв самовыживания для ряда факультетов педагогической направленности может быть реализован только в рамках общеуниверситетской политики концентрации услуг по переподготовке учительских кадров и ДПО в КемГУ, а не в «самостоятельных» структурах повышения квалифи-
кации учителей и преподавателей ссузов. Пока же факультетом предоставляется только незначительная по объему дополнительная подготовка для выпускников по иностранному языку.
Имеется также целый ряд препятствий технического и формального характера. Параллельно с процессами диверсификации подготовки надо проводить переход к Федеральным ГОС III поколения. Этот переход потребует серьезных трудозатрат и ресурсов. В данном случае речь идет о нескольких аспектах.
Во-первых, потребуется подготовка всей необходимой документации. Учебные планы бакалавров III поколения принципиально отличаются даже от тех учебных планов, которые готовились для бакалавров после принятия стандартов в 2000-м году. Базовая, обязательная часть дисциплин далеко не соответствует федеральному компоненту ГОС-2000. Сегодня в проекте стандарта (а соответственно и в проекте учебного плана) резко увеличены часы (пересчитанные в кредиты) в дисциплинах гуманитарного и социальноэкономического цикла, а также объем дисциплин естественнонаучной и информационно-математической сферы. Объем профессионального цикла при этом заметно уменьшен. В то же время усиливается профессионализация практик. Базы практик должны быть ориентированы на конкретных работодателей. Более того, профессионально-образовательная программа согласовывается и подписывается работодателем. Соответственно, открытие новых направлений и магистратур должно быть тщательно продумано с точки зрения потребностей рынка труда и изменчивости конъюнктуры. Необходимо продумать, какие структуры и организации будут выступать в качестве работодателей для факультетских бакалавриатов - диверсификация образовательных услуг на ФИиМО проводится в условиях неопределенности рынка потребителей этих услуг. Усложняет ситуацию отсутствие четкого статуса бакалавров после выпуска, особенно в сфере среднего и высшего образования. Данное обстоятельство ставит вопрос о четкой стратегии, при которой возможные потери кадрового состава ФИиМО будут минимизированы.
Коренное отличие ФГОС III поколения от ГОС-2000 состоит в переходе от традиционной для российской педагогики концепции формирования у студента в ходе обучения «знаний, умений и навыков» (ЗУНы) к компетентностному подходу. Теперь образование рассматривается как процесс получения студентом в ходе обучения так называемых компетенций. Проблема состоит в том, что даже в педагогическом сообществе до сих пор нет четкого понимания дефиниции «компетенции». Дискуссии по этому поводу шли в период подготовки ФГОС и не завершились до сих пор.
В сегодняшних проектах стандартов присутствуют два типа компетенций: «общекультурные» и «профессиональные». Первые направлены на формирование личности, способной освоиться в социокультурной среде, а вторые - на формирование профессиональных качеств, которые позволят реализоваться на рынке труда. Соответственно требуется полная переработка как профессиональных образовательных программ, так и
всех рабочих программ и учебно-методических комплексов. В ПРОП и рабочих программах должны быть представлены: миссия направления, описание формирующихся компетенций, используемые в ходе обучения педагогические и информационные технологии. Все эти изменения потребуют серьезных дополнительных усилий преподавательского корпуса и учебновспомогательного персонала.
Таким образом, факультету предстоят сложные времена перестройки всей структуры подготовки, освоения новых ниш в образовательном пространстве. При этом реальные дивиденды от скорой диверсификации направлений подготовки ФИиМО сможет получить лишь в долгосрочной перспективе.
Рецензент - В. И. Марков, ГОУВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».