Труды БГТУ, 2020, серия 5, № 1, с. 85-89
85
УДК 330.15
И. П. Деревяго1, Д. Г. Малашевич2
1 Белорусский государственный университет 2Белорусский государственный технологический университет
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье рассматриваются проблемы формирования оценочной системы зеленого роста в контексте существующих подходов к анализу устойчивости экономического развития. В экономической науке и практике применяются различные методы учета социальных и экологических последствий экономического роста. К распространенным подходам относятся оценка национального богатства, как суммы физического, человеческого и природного капиталов, расчет соответствующих индексов, рейтингов и пр. Сравнение различных систем оценки показало, что для измерения устойчивости экономики целесообразно использовать многокритериальный подход. При этом выбранные критерии необходимо соотносить с соответствующими направлениями политики в области устойчивого развития. В статье акцентируется внимание на концепции зеленого роста, которая рассматривается в качестве центрального инструмента обеспечения устойчивости экономики. Данная концепция максимально адаптирована к сложившейся системе экономической политики и официально используется на уровне Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Как показал анализ, Республика Беларусь, несмотря на значительный прогресс в сфере оценки зеленого роста в последние годы, пока еще отстает от развитых по уровню информационного обеспечения. Дальнейшее улучшение оценочной системы должно осуществляться одновременно с совершенствованием эколого-экономического регулирования в стране.
Ключевые слова: природный капитал, концепция зеленого роста, оценочная система, многокритериальный подход, устойчивое развитие, эколого-экономическое регулирование.
I. P. Dzeraviaha1, D. G. Malashevich2
1Belarusian State University 2Belarusian State Technological University
PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF THE GREEN GROWTH ASSESSMENT SYSTEM IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The article discusses the problems of the formation of the green growth assessment system in the context of existing approaches to the analysis of the sustainability of economic development. In economic science and practice, various methods are used to take into account the social and environmental consequences of economic growth. Common approaches include assessing national wealth as the sum of physical, human, and natural capital, calculating the corresponding indices, ratings, etc. Comparison of various valuation systems has shown that it is advisable to use a multi-criteria approach to measure economic sustainability. At the same time, the selected criteria must be correlated with the relevant directions of the sustainable development policy. The article focuses on the concept of green growth, which is considered as a central tool for ensuring the sustainability of the economy. This concept is maximally adapted to the existing system of economic policy and is officially used at the level of the Organization for Economic Cooperation and Development. As the analysis showed, the Republic of Belarus, despite significant progress in assessing green growth in recent years, is still behind the developed ones in terms of information support. Further improvement of the assessment system should be carried out simultaneously with the improvement of environmental and economic regulation in the country.
Key words: natural capital, the concept of green growth, assessment system, multi-criteria approach, sustainable development, environmental and economic regulation.
Введение. Социальные и экологические проблемы современности, обусловленные истощением естественных ресурсов и разрушением природной среды, поставили общество перед необходимостью поиска пути устойчивого развития. Одновременно с формированием со-
ответствующей концепции возник вопрос создания оценочной системы, которая позволит оценивать уровень устойчивости и эффективность реализации целей устойчивого развития.
За последнее время было предложено множество подходов, направленных на оценку
экономического развития с учетом его экологических и социальных последствий. В институциональном плане наиболее продвинутым подходом можно считать концепцию зеленого роста. Данная концепция максимально адаптирована к сложившейся системе экономической политики и официально используется Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию [1] для оценки прогресса в экологизации роста экономики. Рассмотрим проблемы формирования оценочной системы зеленого роста в контексте существующих подходов к анализу устойчивости экономического развития и возможности ее совершенствования в Республике Беларусь.
Основная часть. В настоящее время для измерения экономического роста официально используется методология, построенная на системе национальных счетов (СНС). Центральным показателем в данной системе является валовой внутренний продукт (ВВП). СНС в целом и ВВП в частности часто являются объектом критики, поскольку они не позволяют отразить ряд социальных и экологических аспектов, важных для благосостояния людей. Учитывая недостатки принятой системы учета, специалисты предлагают альтернативные подходы к измерению экономического роста, способные отразить степень его устойчивости.
Одним из таких подходов является оценка национального богатства, которая проводится на регулярной основе при поддержке Всемирного банка [2]. По данным на 2014 г., национальное богатство Беларуси оценивается в 99,7 тыс. долл. США на человека. Из них половину (49 тыс. долл. США) составляет человеческий капитал, тогда как вклад природного капитала более чем в два раза меньше - 21,9 тыс. долл. США на человека. Оценка национального богатства в отличие от ВВП показывает потенциал для экономического роста, что во многом определяет его долгосрочные перспективы, а значит, и устойчивость. К тому же такая оценка позволяет свести к единому измерителю различные факторы, включая экологический и социальный, что повышает ее сопоставимость и делает удобным сравнительный и динамический анализ.
Тем не менее использование национального богатства, как критерия устойчивости, часто подвергается критике по ряду причин.
Во-первых, природный капитал оценивается на основе рыночной ценности. В результате недооцененными остаются экологические элементы, которые имеют критическое значение для обеспечения устойчивости, хотя у них нет рыночного выражения. Поэтому максимальной оценкой природного капитала характеризуются страны с большими запасами минеральных ресурсов, такие как Катар, несмотря на их высо-
кий вклад в загрязнение окружающей среды, включая выбросы парниковых газов.
Во-вторых, подход, основанный на суммировании разнородных элементов, предполагает их абсолютную взаимозаменяемость. В частности, данное предположение является основой концепции слабой устойчивости, популярной в рамках традиционного подхода к экономике, согласно которой развитие может быть устойчивым, если уменьшение природного капитала сопровождается адекватным накоплением физического. Однако на современном этапе становится все более очевидным, что природный и физический капитал взаимозаменяемы в очень ограниченном диапазоне [3]. Более того, природный капитал сам по себе является достаточно разнородным и его отдельные элементы могут быть не взаимозаменяемыми.
Приведенные и другие причины ставят под сомнение эффективность подходов к оценке устойчивости развития, основанных на использовании единого критерия. В условиях несопоставимости и разнообразия параметров часто используются многокритериальные подходы. Поэтому распространение получили оценочные системы, которые включают широкий перечень критериев. В частности, в 2015 г. на саммите ООН было принято 17 целей устойчивого развития до 2030 г., каждая из которых разбита на множество подцелей. Множественность критериев усложняет оценку. Чем больше аспектов стремится охватить оценочная система, тем сильнее неопределенность самой оценки. Проблема усиливается, когда выбранные критерии могут противоречить друг другу, что в некоторой степени касается и целей устойчивого развития [4].
При наличии многокритериальных оценок для приведения их к единой сопоставимой величине часто пользуются подходом, основанным на расчете рейтингов или индексов. В данном отношении интерес представляет рейтинг консалтинговой компании Dual Citizen, которая с 2010 г. разрабатывает глобальный индекс зеленой экономики (The Global Green Economy Index). Развитие последней можно рассматривать как важнейший фактор реализации целей устойчивого развития [3]. Соответственно, рейтинг зеленой экономики косвенно характеризует успешность перехода страны к устойчивому развитию.
Глобальный индекс зеленой экономики имеет два параметра: индекс восприятия, основанный на результатах опроса экспертов, и индекс эффективности развития, основанный на оценке показателей по четырем категориям:
- лидерство и участие в борьбе с климатическими изменениями, включая уровень освещения проблемы в средствах массовой информации и внимание к проблеме главы государства;
- эффективность использования энергии и ресурсов в отраслях, важных для зеленой экономики, включая транспорт, энергетику, строительство, туризм и пр.;
- развитие зеленых инноваций, инвестиций, распространение зеленых технологий производства и управления;
- качество окружающей среды и состояние экосистем.
В 2018 г. рейтингом было охвачено 130 стран (для Республики Беларусь оценка не проводилась), из которых первое место по индексу эффективности развития зеленой экономики занимает Швеция.
С практической точки зрения качество оценочной системы устойчивого развития во многом определяется возможностью ее использования для целей экономической политики. В данном контексте измерение отдельных параметров зеленой экономики возможно через анализ ее влияния на соответствующие аспекты социально-экономического развития. Разновидностью такого подхода является оценка зеленого роста, которая проводится в рамках Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР [1].
Согласно определению ОЭСР, под зеленым понимается рост при условии сохранения природных активов, которые гарантируют предоставление экологических ресурсов и услуг, необходимых для обеспечения благополучия населения. С точки зрения политики концепцию зеленого роста можно рассматривать как инструмент трансформации процесса экономического роста в соответствии с целями устойчивого развития. Ее реализация требует разработки соответствующих критериев оценки и подходов к анализу эколого-экономических процессов.
Согласно рекомендациям данной организации, для оценки зеленого роста целесообразно использовать 25-30 индикаторов, объединенных в 5 групп:
1)экологическая и ресурсная эффективность экономики (особое внимание уделяется углеродной эффективности);
2) природные активы (природно-ресурсная база);
3) качество окружающей среды и его влияние на качество жизни;
4) экономические возможности и политика в области зеленого роста;
5) социально-экономические аспекты зеленого роста.
В отличие от рейтинговых подходов данный метод не предполагает расчета какого-либо сводного индекса. ОЭСР рекомендует каждой стране формировать свой набор показателей, которые в большей степени учитывают ее осо-
бенности, при сохранении определенного ядра из ключевых для зеленой экономики параметров (эффективность, состояние природных активов, влияние на здоровье и качество жизни людей). При этом показатели не приводятся к какой-либо интегральной величине, а анализируются в контексте соответствующих направлений политики зеленого роста с целью разработки мер по ее совершенствованию.
Характеризуя возможности оценки устойчивости развития Республики Беларусь, стоит отметить существенное улучшение эколого-экономической статистики в нашей стране за последние несколько лет. Улучшение информационного обеспечения позволяет существенно повысить качество соответствующей политики. С 2017 г., согласно рекомендациям ОЭСР, в Республике Беларусь в статистическом сборнике «Охрана окружающей среды в Республике Беларусь» публикуются показатели зеленого роста, а с 2019 г. - национальный перечень показателей целей устойчивого развития. При этом стоит отметить, что по своему содержанию оба раздела во многом пересекаются, хотя показатели не дублируются.
Показатели зеленого роста в статистическом сборнике разделены на пять групп:
- социально-экономические показатели;
- экологическая и ресурсная эффективность;
- природные активы;
- экологическое качество жизни;
- экономические возможности.
Несмотря на очевидный прогресс, пока статистическая база для оценки зеленого роста в республике значительно уже, чем в ОЭСР. Особенно это касается показателей, которые характеризуют экономические возможности. Данная группа является наиболее важной с точки зрения реализации мер политики в области зеленого роста и устойчивого развития. С учетом опыта ОЭСР и Европейского Союза в Беларуси целесообразно организовать учет (при необходимости разработать методологию учета) показателей материальных потоков, таких как:
- потребление, импорт, экспорт материальных ресурсов в натуральном измерении (по массе);
- углеродоемкость продукции, включая межотраслевой баланс движения углерода в экономике;
- показатели баланса питательных веществ (азот, фосфор) и пр.
Показатели материальных потоков позволят существенно повысить возможности анализа эколого-экономических связей, оценки устойчивости производства и потребления.
Особую роль для характеристики экономических возможностей политики играют показатели,
связанные с налоговым регулированием и субсидиями. На уровне ОЭСР проводится оценка показателей, связанных с финансированием охраны окружающей среды, налогами экологического характера, применением субсидий для добычи ископаемого топлива, использованием зеленых тарифов для возобновляемой энергетики и пр. В белорусской официальной статистике отражается информация только о расходах на охрану окружающей среды и экологическом налоге. При этом данные о последнем указываются в соответствии с пониманием экологического налога согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь. В статистике ОЭСР и Европейского союза понятие экологического налога более широкое (по-английски термин называется environmentally related taxes). В данную категорию включаются все налоги, связанные с использованием экологических ресурсов и загрязнением окружающей среды. В частности, в европейских странах большую роль играет налогообложение топлива и транспортных средств. В Беларуси акциз на топливо не включается в состав экологических платежей. В то же время его сумма акцизов на топливо и моторные масла в 2018 г. составила 696 млн. руб., или 0,6% от ВВП, что более чем в три раза превышает сумму экологический налога.
Что касается оценки субсидий для добычи ископаемого топлива, то в нашей стране это относится главным образом к торфяной промышленности. Государственная поддержка торфяной промышленности в настоящее время осуществляется в рамках Отраслевой программы развития на 2017-2020 годы. Согласно программе, ряду предприятий предоставляется финансирование на модернизацию и расширение мощностей за счет инвестиционного фонда Министерства энергетики. Причем средства министерства (более 60% от общей суммы финансирования программы) значительно превышают предусмотренные на выполнение данной программы средства самих предприятий по добыче торфа. Необходимость субсидирования указывает на невысокую экономическую эффективность деятельности, которая связана со значительными экологическими рисками. В данном контексте при реализации политики в отрасли важно находить правильный эколого-
экономический баланс, чтобы исключить государственное финансирование работ, ущерб от которых превышает полученный эффект.
В некоторой степени относительно низкий по сравнению с европейскими странами уровень информационной обеспеченности для оценки зеленого роста (и устойчивого развития в целом) связан с отставанием Беларуси в сфере эколого-экономического регулирования. Это подтверждает анализ налоговой политики. По данным ОЭСР за 2017 г., в Словении, которая является лидером, доля экологических налогов составляет более 4% от ВВП, приближается она к 4% от ВВП и в таких странах, как Дания, Латвия, Италия, Нидерланды. В нашей стране данная цифра даже с учетом всех платежей, так или иначе связанных с окружающей средой, не превышает 1% от ВВП, что ниже минимального значения для стран Европы (1,5%). Одновременно со сравнительно низким уровнем налогообложения нужно отметить небольшое количество самих платежей. Неполный охват налогообложением экологически значимых видов производства и потребления, недостаточная дифференциация налоговых ставок значительно снижают эффективность экологической политики.
Заключение. На сегодняшний день не сложилось единого подхода к оценке устойчивости социально-экономического развития. Использование единого критерия затрудняется сложностью и многоаспектностью самого понятия устойчивости. В данных условиях оценочную систему целесообразно привязывать к содержанию соответствующей политики. Показатели зеленого роста при рассмотрении его как важнейшего инструмента достижения целей устойчивого развития вполне могут быть использованы для формирования такой оценочной системы.
Как показал анализ, в Республике Беларусь в последние годы отмечается существенный прогресс в сфере информационного обеспечения оценки эколого-экономических процессов. Тем не менее по аналитическим возможностям оценочная система зеленого роста в нашей стране уступает аналогичным системам развитых стран. Во многом это связано с содержанием самой политики в сфере зеленого роста. Ее дальнейшее совершенствование будет способствовать развитию оценочной системы и повышению ее аналитичности.
Список литературы
1. OECD Green growth studies. Green growth indicators 2014. OECD, 2014. 137 p.
2. Lange G., Wodon Q., Carey K. The Changing Wealth of Nations 2018: Building a Sustainable Future. Washington DQ World Bank Group, 2018. 255 p.
3. Деревяго И. П. Зеленый рост экономики: от теории к практике. Минск: Бинера, 2019. 160 с.
4. Spash C. A tale of three paradigms: Realising the revolutionary potential of ecological economics. Ecological Economics. URL: //https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2019.106518 (date of acces: 10.02.2020).
Reverences
1. OECD Green growth studies. Green growth indicators 2014. OECD Publ., 2014. 137 p.
2. Lange G., Wodon, Q., Carey K. The Changing Wealth of Nations 2018: Building a Sustainable Future. Washington DO, World Bank Group Publ., 2018. 255 p.
3. Dereviaha I. P. Zelenyy rost ekonomiki: ot teorii кpraktike [Green economic growth: from theory to practice]. Minsk, Binera Publ., 2019. 160 р.
4. Spash C. A tale of three paradigms: Realising the revolutionary potential of ecological economics. Ecological Economics. Available at: //https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2019.106518 (accessed 10.02.2020).
Информация об авторах
Деревяго Игорь Петрович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой корпоративных финансов. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Обойная, 7, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Малашевич Диана Георгиевна - старший преподаватель кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dereviaha Ihar Petrovich - PhD (Economics), Associate Professor, Head of the Department of corporate finance. Belarusian State University (7, Oboynaya St., 220004, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Malashevich Diana Georgievna - Senior Lecturer, the Department of Management, Business Technology and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 10.02.2020