Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности'

Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Людмила Михайловна

На основе анализа современного состояния профилактики преступлений рассматриваются основные направления предупреждения преступности молодежи на общесоциальном уровне. Обозначены проблемы общесоциального предупреждения молодежной преступности в экономической, социальной, духовно-нравственной сфере, предложены пути совершенствования законодательного регулирования и правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING GENERAL SOCIAL PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR AMONG YOUTH

Using the analysis of the modern state of criminality prevention the author considers the key ways of preventing criminality among youth on the general social level. The paper outlines the issues of general social prevention of criminal behavior among youth in the economic, social and moral spheres and offers ways of improving legislative regulation and law enforcement practices.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности»

„ Criminology

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИИ journal*

QNUEL

Л.М. Иванова

кандидат юридических наук

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

L.M. Ivanova

Ph. D. in Law

ISSUES OF IMPROVING GENERAL SOCIAL PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR AMONG YOUTH

Using the analysis of the modern state of criminality prevention the author considers the key ways of preventing criminality among youth on the general social level. The paper outlines the issues of general social prevention of criminal behavior among youth in the economic, social and moral spheres and offers ways of improving legislative regulation and law enforcement practices.

правлений предупредительного воздействия на преступность молодежи является общесоциальное предупреждение, реализуемое в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для профилактики преступлений, но способных существенно влиять на уровень преступности.

Анализ современного состояния профилактики преступлений позволяет говорить о перспективах ее совершенствования применительно к преступности молодежи. Деятельность по предупреждению преступлений на общесоциальном уровне включает в себя реализацию мер, дающих профилактический эффект в экономической, социальной, духовно-нравственной областях жизни общества. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи в целом: на охрану здоровья, поддержку семьи, на образование, профессиональную подготовку, хорошо организованный труд и досуг, на защиту от негативных воздействий, включая вовлечение в преступную деятельность, и т. д.

На общегосударственном уровне комплекс таких мер предусмотрен федеральными целевыми программами «Дети России» на 2003-2006 годы, «Молодежь России (20012005 годы)». Социально значимыми являются меры, предусмотренные целым рядом правовых актов, принятых на уровне субъектов Российской Федерации. Например, в Восточно-Сибирском регионе можно выделить Закон Иркутской области «О государственной молодежной политике Иркутской области»,

Любое общество именно с молодым поколением связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, поэтому всегда и всюду дети и молодежь являются важнейшим объектом социальной политики. Способность государства и его институтов, с одной стороны, удержать молодежь от конфликта с законом, с другой - разумно организовать систему криминологической защиты молодежи от криминогенных угроз является важнейшим критерием зрелости общества. В этой связи попытки найти средства для минимизации различного рода негативных воздействий на молодежь, очевидно, никогда не перестанут быть актуальными.

Важнейшим резервом стабилизации и смягчения остроты криминологической обстановки и ослабления социальной напряженности является профилактика преступлений средствами общесоциального предупреждения. К числу объектов профилактического воздействия относятся, главным образом, экономические, социальные, психологические и иные факторы, которые детерминируют состояние и динамику молодежной преступности1.

Многообразие причин и условий, детерминирующих молодежную преступность, и обширный спектр объектов криминологической профилактики предопределяют многоуровневый и разноплановый характер предупредительной деятельности. Одним из наиболее гуманных и перспективных на-

1 Понятие «молодежная преступность» в настоящей статье охватывает совокупность преступлений, совершенных за определенных период времени на определенной территории лицами в возрасте от 14 до 30 лет.

© Л.М. Иванова, 2008

15

Закон Республики Бурятия «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия», Закон Республики Бурятия «О государственной поддержке молодежных и общественных объединений в Республике Бурятия», Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области», Закон Читинской области «Об областной целевой программе «Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)», Целевую программу «Семья и дети Республики Бурятия» на 2001-2003 годы и др.

Одним из направлений общесоциальной профилактики преступлений является сфера экономических отношений.

Радикальные экономические преобразования выдвигают новые требования к личностным качествам молодых граждан: проявления экономической активности, стремления к получению прибыли, рационализма, работоспособности и энергичности. Поэтому в системе общесоциального предупреждения преступлений особое значение приобретает непрерывное функционирование качественно новой системы трудового воспитания молодежи, включающей содействие их профессиональной ориентации, оказание помощи в трудоустройстве, квотирование рабочих мест.

Определенные шаги в данном направлении уже предпринимаются. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено осуществление мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. Этим же законом работникам моложе 18 лет гарантированы права и льготы в связи с их трудоустройством (в том числе квотирование рабочих мест для трудоустройства). Указанные положения конкретизированы и на региональном уровне в отдельных нормативно-правовых актах и программных документах3.

2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

3 См., например: Закон Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» от

8 февраля 2000 г. №12-оз (в ред. Закона Иркутской области

от 10 октября 2005 г. № 49-оз) // СПС «Консультант Плюс».

Версия Проф. (по состоянию на 17 апреля 2007 г.); Постановление Губернатора Иркутской области «О Концепции

Анализ работы действующих территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения, кадровых агентств различного организационно-правового статуса показывает, что такой криминогенный фактор, как безработица, не остается за пределами общественного внимания. Совместными усилиями структур, обеспечивающих занятость молодежи, проводятся мероприятия по оказанию информационно-консультативной и практической помощи в вопросах обеспечения занятости, трудоустройства, повышения уровня образования подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, возрождается студенческое трудовое движение. Следует заметить, однако, что реализация этих мер в основном нацелена на вовлечение в трудовую деятельность социально активной части молодежи.

Кроме того, проблема обеспечения занятости требует устранения противоречий ряда законодательных актов применительно к несовершеннолетним - наиболее уязвимой категории молодых граждан.

Так, ст. 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании»4 предусматривается два случая прерывания образования школьником и выбытия из образовательного учреждения. Один из них -принудительное исключение из образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Другой - добровольное оставление образовательного учреждения учащимся, до-

региональной государственной молодежной политики в Иркутской области» от 29 декабря 2001 г. № 181/636-п // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. (по состоянию на 17 апреля 2007 г.); Республиканская целевая программа «Молодежь Бурятии (2004—2007 годы)»: утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 сентября 2003 г. № 290 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Интернет-версия. Режим доступа: http://www.sibfo. consultant.ru/burjat/doc4759.html; Закон Республики Бурятия «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан» от 28 мая 2003 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Интернет-версия. Режим доступа: http://www.sibfo.consultant.ru/buqjat/doc4759.html; Подпрограмма «Занятость молодежи и молодежное предпринимательство» РЦП «Молодежь Бурятии 2004—2007 г.г.»: утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 сентября 2003 г. № 290 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Интернет-версия. Режим доступа: http:// www.sibfo.consultant.ru/buqjat/doc4759.html.

4 Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. (по состоянию на 17 апреля 2007 г.).

Спт'то1оду

Л.М. ИВАНОВА. Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности 2ч"та1<*

0ШЕ1

стигшим 15 лет, до получения им основного общего образования (по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием).

Понятно, что данные нормы адресованы, прежде всего, неблагополучным подросткам, для которых следующей после школы ступенькой социализации может стать трудовая деятельность. Какие же возможности такому подростку дает трудовое законодательство?

Для 14-летних, исключенных из школы, -никаких, что следует из буквального толкования ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации5. Достигшие 15-летнего возраста при оставлении ими в соответствии с законом общеобразовательного учреждения трудовой договор заключать могут. Однако в случае их увольнения до достижения 16 лет они не могут быть признаны безработными (ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»6). Вопрос о досуге и без того «трудного» подростка обычно разрешается достаточно быстро - его заполнит «праздношатающаяся улица».

Другим важнейшим объектом воздействия общесоциального предупреждения является социальная сфера.

Социально-демографические показатели молодежной преступности свидетельствуют о необходимости обеспечения антикриминогенного потенциала семьи - важнейшего института социализации личности. Очевидно, что инвестиции в социальную поддержку семьи по воспитанию детей более эффективны, чем в устранение последствий неправильного воспитания в семье посредством правоохранительной системы.

Следует заметить, что семья - относительно закрытое социальное образование, практически недосягаемое для целенаправленного социального контроля. Разумеется, такая закрытость - естественный и непременный атрибут семьи, обеспечивающий ее самостоятельность и независимость, гаранти-

5 В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для вытолнения в свободное от учебы1 время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Как видно, данная норма не распространяется на вытворенных из школы подростков.

6 О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. (по состоянию на 17 апреля 2007 г.).

рующий невмешательство в частную жизнь, сохранение личной и семейной тайны, позволяющий родителям самостоятельно решать вопросы семейного воспитания в соответствии с правом, предоставленным семейным законодательством7.

Указанное обстоятельство, однако, не означает допустимость отказа и самоустранения общественных институтов от функций контроля за внутрисемейными отношениями и процессом становления подрастающего поколения.

Существенное значение на общесоциальном уровне имеют меры, направленные на: выявление малообеспеченных семей и семей, воспитывающих детей в условиях отсутствия одного из родителей, и оказание им адресной помощи; разработку и реализацию программ поддержки семьи; ужесточение контроля и спроса с родителей за невыполнение своих обязанностей по отношению к ребенку; своевременное выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей8.

В этой связи актуально, как на федеральном, так и на региональном уровнях, создание специализированной службы квалифицированных социальных работников по поддержке детей и родителей, оказывающих содействие в решении жизненных проблем (от получения предусмотренных законом льгот до оказания юридических, психологических, социально-бытовых услуг).

Иные общественные институты не могут и не должны заменять семью, но они способны в определенной степени компенсировать ее изъяны, смягчая, корректируя недостатки семейного воспитания. Важная роль в этом отводится учреждениям системы школьного и среднего профессионального образования и массового досуга молодежи.

Позитивные сдвиги в системе школьного и среднего профессионального образования способны создать благоприятные условия социализации молодого поколения и свести к минимуму опасность оказаться в группе рис-

7 См.: Пудовочкин Ю.Е. Преступления против несовершеннолетних: криминологический анализ. Ростов н/Д.; Ставрополь, 2004. С. 96.

8 Показателен по данному направлению опыт реализации За-

кона Иркутской области от 28 мая 2004 г № 28-оз «О патронатной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области» // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. (по состоянию на 17 апреля 2007 г.). Численность детей, помещенных на патронатное воспитание, только в 2005 г здесь составила контингент двух детских домов.

ка. Профилактический эффект может достигаться осуществлением ряда мероприятий по совершенствованию деятельности образовательных учреждений. Среди них можно выделить: восстановление воспитательной функции образовательных учреждений на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей; предупреждение отсева из школ несовершеннолетних из групп риска; повышение квалификации педагогов и создание условий, стимулирующих их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения; ориентация педагогических коллективов, учащихся и родителей на сотрудничество с социальными службами и правоохранительными органами.

Результаты анализа криминологических параметров молодежной преступности актуализируют проблему организации детского и молодежного досуга.

Необходима система организации досуга детей и молодежи, предусматривающая наряду с развлекательным развивающее направление с ориентацией на самоопределение личности, создание условий для ее гармоничного физического, психического, нравственного развития. При этом досуговая деятельность не должна включать в себя мероприятия, прямо или косвенно наносящие вред нравственному и физическому здоровью подрастающего и молодого поколения.

Следует заметить, что организация молодежного досуга определена одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. В настоящее время для реализации данного направления создана необходимая нормативно-правовая база, осуществляется финансирование, формируется новая инфраструктура культурно-досу-говой отрасли. Занятость детей и подростков в свободное от занятий время обеспечивают учреждения дополнительного образования, молодежные и детские общественные объединения (центры, клубы, студии, секции), детские летние лагеря и т. д. Органами по делам молодежи проводятся разовые акции военно-патриотической, экологической, спортивно-туристической, творческой, общественно-политической и другой направлен-

ности

-9

Наряду с успехами и достижениями в деле организации досуга детей и молодежи сохраняется и обостряется проблема недоступности обеспечения полезной занятости детей и подростков для значительной части населения из-за низкого уровня материального достатка. Представляется, что положительные результаты в преодолении данной проблемы могут быть достигнуты на муниципальном уровне путем создания дворовых досуговых организаций, расположенных в жилых массивах, имеющих широкий выбор рода занятий, доступных для всех желающих, без жесткой регламентации внутренней дисциплины. Такого рода организации (клубы) могли бы работать в соответствии с договорами, заключаемыми с администрацией муниципалитетов при их финансовой и материально-технической поддержке.

Эффективность предупредительной деятельности наряду с мерами социально-экономического содержания зависит от духовно-нравственного состояния общества, которое также должно стать объектом профилактического воздействия.

Утверждение в обществе «реабилитации» корысти во всех ее проявлениях, культа наживы любыми способами, ориентации значительной части граждан, особенно молодежи, на насильственные варианты разрешения жизненных проблем требуют восстановления в массовом сознании надлежащих представлений о правовых и моральных дозволениях и запретах. С учетом этого «должны быть расставлены правильные акценты: в работе по нравственному формированию подрастающего поколения, которому предстоит входить в жизнь в условиях рынка; в массовых информационных воздействиях, рассчитанных на все категории людей, включая тех, чьи взгляды, ориентации и позиции подлежат существенной корректировке применительно к новым экономическим, духовно-нравственным и другим реалиям» 10.

В сфере духовно-нравственной предупреждение преступлений должно идти в двух направлениях. С одной стороны, важно противостоять распространению взглядов о моральной допустимости и даже привлекательности противоправного поведения, тиражированию криминальной субкультуры. С другой - необходима пропаганда истин-

9 См., например: Государственный доклад «Молодежь Иркутской области» 2005 г. Иркутск, 2005; Государственный доклад «Молодежь Иркутской области» 2006 г. Иркутск, 2006.

10 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.

С. 409.

£г1'тто1оду

Л.М. ИВАНОВА. Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности 2ч"та1<*

0ШЕ1

ных духовных ценностей, привитие уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, возрождение в значительной мере утраченных традиций милосердия.

Современное информационное пространство, создаваемое преимущественно средствами массовой коммуникации, отнюдь не способствует формированию высоких нравственных и духовных ценностей, гражданской позиции. Под лозунгом свободы слова и запрета цензуры, провозглашенным Конституцией Российской Федерации и детализированным Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»11, остается как бы незамеченным еще один важнейший правовой запрет, установленный тем же самым законом, - о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации для распространения культа насилия и жестокости. Назрела острая необходимость введения государственного и общественного контроля за деятельностью СМИ (телевидения в первую очередь), не противоречащего конституционной свободе слова. Государственные телеканалы должны показать пример заботы о подрастающем поколении путем ограничения показа сцен насилия, жестокости, разврата с одновременным расширением программ, направленных на формирование созидательной идеологии восстановления нравственных устоев общества.

Представляется также целесообразным закрепление в уставах образовательных учреждений отдельного направления деятельности, связанного с предупреждением развития у детей жестокости и корысти, эгоцентризма и пренебрежительного отношения к социальным нормам поведения.

Важным средством профилактики молодежной преступности является правовое воспитание, воздействие которого на личность должно начинаться как можно раньше и иметь целенаправленный характер.

Проведенный анализ образовательного и молодежного законодательства свидетельствует о том, что в настоящее время существует законодательная поддержка правового воспитания молодежи, включающего распространение правовых знаний, обучение правовым способам жизнедеятельности, формирование представлений о ценности права и правах челове-

11 О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. (по состоянию на 17 апреля 2007 г.).

ка12. Вместе с тем, используемая законодателем терминология не всегда в полной мере соответствует потребностям общественной практики. Так, по нашему мнению, использование термина «формирование законопослушного поведения» в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» требует корректировки. «Законопослушный», как следует из семантического толкования, - значит подчиняющийся действующим законам, принимающий их13. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому14. С точки зрения теории права правовое воспитание не равнозначно формированию законопослушного поведения, оно является необходимой предпосылкой последнего. В связи с изложенным представляется, что задача правового воспитания молодежи должна быть закреплена в федеральных и региональных законах, а механизм ее реализации может быть регламентирован подзаконными актами.

На государственном уровне должны решаться вопросы повышения профессионализма этой работы, подготовки квалифицированных кадров для ее проведения, обеспечения активного участия в ней юристов, сотрудников правоохранительных органов.

Разумеется, реализация общесоциальных мер, дающих профилактический эффект, требует всесторонней ресурсной поддержки со стороны государства - материально-технического, финансового, кадрового обеспечения и т. д. Рассчитывать на успех крупномасштабных мероприятий малыми силами и средствами весьма проблематично. Очевидно и то, что решить эти вопросы в одночасье не представляется возможным. Вместе с тем, обобщение наметившихся в этой сфере тенденций свидетельствует, что процесс формирования целостной системы предупреждения преступлений уже начался.

12 См., например: Комплексная программа по правовому просвещению несовершеннолетних граждан Республики Бурятия: утв. Постановлением Правительства РБ от 25 января 2001 г. № 32 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Интернет-версия. Режим доступа: http://www. sibfo.consultant.ru/burjat/doc4759.html.

13 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 208.

14 Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2003. С. 346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.