TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ПPOБЛЕMЫI COББPШБHCTБOБAHИfl ДЕHЕЖHOКPЕДИTHOЙ ШИТИКИ COБPЕMЕHHOЙ POCCHH
ЛАПТЕВ С.В.,
доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, e-mail: laptev5552@mail.ru;
ФИЛИНА Ф.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, e-mail: filinafv5552@mail.ru
Для повышения эффективности денежно-кредитной политики необходимы системные преобразования и настройка всех блоков экономического механизма на решение задач модернизации и инновационного развития на основе стратегического управления и планирования. Помимо комплекса мер, обеспечивающих снижение инфляции издержек, минимизацию трансакционных издержек и адекватную защиту прав собственности, следует контролировать предложение денег на отдельных сегментах денежного рынка, развивая специализацию финансово-кредитных институтов на отдельных операциях и услугах, гибко реагируя на изменения спроса на деньги.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, экономический механизм, регулирование предложения денег на отдельных сегментах рынка.
THE PROBLEM OF IMPROVING THE MONETARY POLICY OF MODERN RUSSIA
LAPTEV S.V.,
Doctor of economic sciences, professor, deputy director on scientific work,
Lipetsk branch of RANEPA, Lipetsk, e-mail: laptev5552@mail.ru;
FILINA F.V.,
Candidate of economics, associate professor, Lipetsk branch of RANEPA, Lipetsk, e-mail: filinafv5552@mail.ru
In order to enhance the effectiveness of monetary policy need systemic change and configuration of Dima all blocks of the economic mechanism for modernization and innovation development based on strategic management and planning. In addition to the set of measures for the reduction of inflation costs, minimization of transaction costs and property rights are adequately protected, should control the money supply to some segments of the money market by developing specialized financial and credit institutions to the individual operations and ser-vices flexibly in response to changes in the demand for money.
Keywords: monetary policy, economic mechanism, regulation of money supply in individual market segments.
JEL classification codes: E 52, E 60.
© С.В. Лаптев, Ф.В. Филина, 2013
Осуществление стратегических задач модернизации экономики и обеспечения ее последующего перехода к инновационной модели требует существенных изменений в организации российской экономики, ее финансовоэкономическом механизме, и в частности, - в организации денежно-кредитного рынка, а также в содержании и технологиях денежно-кредитной политики. Очевидно, что в этом случае кредитная система и ее важнейшая часть - банковская система должны выступать важными и необходимыми компонентами в едином механизме хозяйствования, настроенном на решение вышеназванных стратегических задач развития.
Чтобы понять, как должна быть внутренне организована кредитная система и ее банковский сектор для решения задач модернизации и инновационного развития, следует, в первую очередь, определить, что необходимо изменить в организации действующего хозяйственного механизма, чтобы он стал способен к систематическому решению проблем модернизации и инновационного развития экономики.
На предшествовавших этапах развития российской экономики формировались важнейшие институты рынка, закладывались отдельные блоки рыночного механизма, обеспечивалось постоянное воспроизводство созданных институтов и основных элементов рыночного хозяйствования. Однако эти институты и элементы экономического механизма в переходный период формировались под значительным влиянием остаточных элементов прежней административной системы хозяйствования, в силу чего организация рынка первоначально лишь формально соответствовала принципам рыночного хозяйствования. Когда формальные предпосылки рынка построены, главной целью его дальнейшего развития становится неформальная перестройка стереотипов поведения агентов рынка, адекватная реализация рыночных принципов хозяйствования, глубоких внутренних стимулов развития хозяйственной деятельности, приобретение хозяйственным механизмом необходимой гибкости, способности к быстрой настройке на решение актуальных стратегических задач экономического развития.
В настоящее время многие агенты рынка в значительной степени ориентированы на монополизацию обслуживания и приватизацию потоков бюджетных денег, на альянс с коррумпированным чиновничеством, стремящимся к получению административной ренты, на извлечение односторонних монопольных выгод от неразвитости объектов производственной, транспортной, технологической инфраструктуры и ограничения доступа к ним, от применения методов оппортунизма по отношению к партнерам и потребителям. Существующий экономический механизм содержит в себе элементы и блоки, ориентированные на решение частных задач, утративших свою актуальность, а нередко - и на реализацию односторонних экономических интересов тех экономических субъектов, чьи действия противоречат интересам развития общества и принципам функционирования рыночной экономики.
Так, механизмы номенклатурной приватизации, частного присвоения значительной части природной ренты от добычи полезных ископаемых, механизмы освобождения от уголовной ответственности различного рода финансовых мошенников, послужившие неправедному переделу национального достояния в начале рыночных реформ, видоизменились, но в трансформированном и усеченном виде продолжают деформировать рыночное пространство, искажать и ослаблять стимулы эффективных агентов рынка, служить инструментами полуфеодальной эксплуатации всего населения кучкой олигархов и коррупционеров. Действие существующего экономического механизма несистемно, мозаично, противоречиво. Например, длительное использование возникшего еще в период гиперинфляции механизма ограничения внутренней инфляции посредством использования номинального якоря - привязки рубля к доллару и другим мировым валютам -привело к искусственному завышению курса рубля относительно паритета его покупательной способности, увеличению внутренних издержек производства экспортируемой продукции, к ограничению российского экспортного потенциала. И наоборот, завышенный курс рубля очень удобен для вывоза капитала олигархами, представителями теневого бизнеса в оффшоры, для получения сверхприбылей российскими импортерами зарубежной продукции.
Приватизация объектов общенациональной инфраструктуры, либерализация ценообразования во всех без исключения сферах действия естественных и организационных монополий создали ситуацию, в которой никакие усилия федеральных и местных властей не в состоянии обуздать инфляцию издержек. Но при высокой инфляции номинальная кредитная процентная ставка оказывается чрезмерно высокой для того, чтобы обеспечить полномасштабное использование кредитных ресурсов для развития экономики. В соответствии с уравнением И. Фишера:
Гп = Гг + П а ,
где: гп - номинальная процентная кредитная ставка, гг - реальная процентная кредитная ставка, пе - ожидаемые темпы инфляции.
Снижению процентной ставки препятствует устаревшая денежно-кредитная политика, сложившаяся также в период гиперинфляции, использующая ограничение денежной массы и высокие процентные ставки для снижения инфляции спроса. В ситуации, когда в стране уже длительное время доминирует инфляция издержек, такие методы борьбы с инфляцией на деле консервируют высокие процентные ставки, но существенно повлиять на темпы роста цен не могут. Ограничение роста денежной массы препятствует насыщению экономики деньгами, увеличению использования денежных ресурсов для краткосрочных и долгосрочных инвестиций. «Низкий уровень предложения денег в России поддерживает высокие процентные ставки за кредит» (Лаптев, Филина, 2012. С. 31). Действия антимонопольного и финансовых ведомств в стране не согласованы. «Так, Банк России мотивирован на снижение инфляции, а федеральное правительство опережающим образом повышает регулируемые тарифы» (Глазьев, 2013. С. 5).
Высокие процентные ставки могут также отражать избыточный спрос на деньги: «Точно так же, как существуют функции избыточного спроса на товары, существуют и функции избыточного спроса на деньги, являющиеся посредниками обмена в нашей экономике» (Патинкин, 2004. С. 34). Высокие реальные процентные ставки характеризуют недостаток запаса денег для целей обмена.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
Бюджетная политика по своему содержанию, несмотря на попытки осуществить реформу бюджетного процесса, остается затратной и консервативной. «России необходимы структурные реформы, а не наращивание бюджетных расходов и стимулирование за счет этого потребительского спроса» (Финансы. С. 4). Механизмы, способные осуществить гибкую переориентацию структуры бюджетных расходов на предпочтения населения, оказались не сформированными. Реформы социального сектора: сферы образования, здравоохранения, культуры оказались крайне непоследовательными и противоречивыми и в итоге - не способными создать предпосылки для воспроизводства конкурентоспособного и качественного человеческого капитала.
Рынок ценных бумаг, возникший первоначально как инструмент приватизации и передела собственности, ныне используется главным образом в стратегических целях: для приобретения контрольных пакетов акций либо для осуществления значительного влияния на деятельность предприятий. Значение же институтов рынка ценных бумаг для формирования ресурсов организаций для целей их развития совершенно не соответствует современным условиям ведения цивилизованного бизнеса. Финансовые и денежные рынки современной России не обладают достаточной гибкостью и мобильностью, чтобы эффективно выполнять свои ключевые функции: обеспечивать достаточно быстрое выравнивание условий приложения капитала (по соотношению доходности и риска) в разных отраслях и сферах экономики и на этой основе - формировать быстрое и гибкое перераспределение экономических ресурсов, изымая финансовые ресурсы из сфер недостаточно эффективного применения (ниже среднего уровня) и направляя их в сферы более эффективного применения (выше среднего уровня).
В настоящее время в России сложилась такая организация отраслевых и территориальных рынков, при которой, с одной стороны, стабильно и длительно существует множество сфер приложения капитала с доходностью существенно выше среднего уровня при относительно невысоком риске: это сферы энерго-сырьевого бизнеса, внешнеторговых операций, банковского бизнеса, торговых цепей, железнодорожных перевозок, электро-, газо- и водоснабжения, тепловых сетей и др. Причем, более высокая доходность в данных сферах связана отнюдь не с предпринимательством и инновациями. С другой стороны, существует множество сфер применения капитала с устойчиво низкой доходностью: сельское хозяйство, многие отрасли машиностроения, многие виды производства отечественной бытовой техники, телевизоров и др. Созданы многочисленные властные и монополистические барьеры для проникновения капитала из сфер менее прибыльного в сферы более прибыльного применения. Это препятствует формированию равновыгодных условий применения капитала в разных сферах экономики и делает относительно свободный капитал малочувствительным к возможностям получения прибыли выше обычного в результате предпринимательства и инноваций. Более того, во многих случаях отсутствует спрос на инновации.
Таким образом, можно констатировать, что сформировавшийся экономический механизм не обеспечивает эффективной реализации внутренних стимулов развития рыночной экономики, не нацелен на реализацию внутреннего потенциала экономического роста, на развитие предпринимательства и инноваций. Такой механизм не может обеспечить результативного и быстрого решения задач модернизации российской экономики, последующего перехода этой экономики в стадию инновационного развития. Нынешний политический строй России можно характеризовать как олигархию, власть богатых, согласно классификации Аристотеля (Аристотель. С. 8). Именно с этого строя Аристотель начинает свое повествование о развитии государственного устройства древних Афин. На смену олигархии приходит демократия, которая последовательно обеспечивает преимущественный доступ к власти представителям средних и беднейших имущественных классов. С этого момента начинается период восходящего развития афинской демократии.
Но точно так же реальное развитие дальнейших прогрессивных преобразований в обществе возможно только на основе обеспечения приоритета политического влияния на развитие экономики тех групп бизнеса и слоев общества, которые заинтересованы в адекватном функционировании рынка, частной собственности, конкуренции, в модернизации экономики и развитии инноваций: представителей перерабатывающих отраслей реального сектора экономики, банковских и иных финансовых структур, ориентированных на обслуживание потребностей развития реального сектора экономики. Напротив, представители естественных и энерго-сырьевых монополий, посреднических структур, связанных с импортом, крупных торговых сетей не заинтересованы в создании и развитии эффективного обрабатывающего сектора в России. Условиями развития этого сектора в России являются: внутренние ограничения цен и тарифов на товары и услуги естественных и организационных монополий (на электричество, топливо, бензин, телефон, газ, воду, отопление, железнодорожные и авиаперевозки и др.), замещение импорта собственным, более дешевым производством промежуточной продукции, развитие собственного производства машин и оборудования, высокотехнологичной продукции конечного потребления, значительные инвестиции в добычу и переработку сырья, развитие производственной, технологической, рыночной, финансовой инфраструктуры.
Реализация этих условий приведет к уменьшению прибыльности и доли в совокупной добавленной стоимости отраслей инфраструктуры, энерго-сырьевого и посреднического секторов. В целом при поддержке государства должны произойти такие изменения в структуре организации отраслевых рынков, которые превратят высокоэффективных производителей конечной продукции в интеграторов производства и услуг в рамках продуктовых комплексов производства готовых продуктов, контролирующих качество и издержки на всех стадиях производства, присваивающих основную или значительную долю прибыли на конечных стадиях производства.
Таким образом, для обеспечения успешной, результативной модернизации экономики и ее последующего перехода к инновационной модели развития необходимо произвести системные изменения в организации экономического механизма хозяйствования. Движущей социальной силой этих изменений должны стать при поддержке госу-
дарства предприниматели обрабатывающих секторов, производители конечной продукции, ориентированная на их обслуживание часть финансового сектора, высококвалифицированные наемные работники, занятые в управлении и инновационных процессах этих секторов, культурная интеллигенция и граждане, чье положение и преуспевание связано с прогрессом соответствующих секторов экономики.
Условиями развития модернизационных процессов, а на их основе - и все новых секторов экономики, занятых производством конкурентоспособной конечной продукции, являются:
• уменьшение удельных издержек на использование объектов инфраструктуры, а также на использование отечественного сырья - на основе участия государства в финансировании развития объектов инфраструктуры, стимулирования конкуренции и эффективной антимонопольной политики, что будет способствовать снижению инфляции издержек;
• развитие эффективных финансовых рынков на основе стимулирования массовых инвестиций в перерабатывающие производства, в производство машин и оборудования, а также на основе политики постепенного увеличения предложения денег, что в сочетании с ограничением инфляции издержек обеспечит снижение номинальной процентной ставки и увеличение спроса на инвестиции. При этом правила игры на финансовых рынках должны быть жесткими, но не должны произвольно меняться: «финансовые учреждения часто оказываются наиболее хрупким компонентом любого общества» (Лиетар, 2007. С. 63).
• формирование более четких и постоянных правил ведения бизнеса, оформления контрактов, более надежных способов защиты прав собственности всех участников рынка, что необходимо для уменьшения трансакционных издержек, внешних социальных издержек и повышения эффективности динамично развивающегося бизнеса;
• переход к осуществлению гибкой валютной политики, сочетающей относительно плавное долгосрочное снижение курса рубля до уровня паритета покупательной способности и оперативное сглаживание колебаний курса рубля в целях уменьшения внешнеторговых и предпринимательских рисков. Наряду со снижением текущих валютных рисков такая политика создаст необходимые условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей конечной продукции на внутренних и зарубежных рынках.
Каждое из названных условий внутренне связано с остальными, и ни одно из них не является самодостаточным для решения даже узкой частной задачи, связанной с соответствующими инструментами экономической политики. Для того чтобы формировать необходимые условия модернизации экономики и ее последующего перехода к инновационному развитию, целесообразно создать систему стратегического планирования и стратегического управления развитием экономики, которая позволит совершать изменения отдельных блоков экономического механизма согласованно и в определенной последовательности.
Предположим, что предпосылки для проведения денежно-кредитной политики, поддерживающей модернизацию, созданы: в виде реализации мер по ограничению инфляции издержек, уменьшения трансакционных издержек и внутренних издержек производства, выраженных в мировых валютах (в соответствии с курсом рубля, отражающим реальный паритет покупательной способности). Тогда возникнет проблема: как увеличить предложение денег для удовлетворения возросших потребностей экономики в дополнительных долгосрочных и краткосрочных инвестициях и при этом избежать всплеска инфляции, который повысит процентную ставку и снизит спрос на инвестиции? Если механически увеличить предложение денег, выпустив их дополнительное количество в обращение, это будет сопровождаться инфляцией. Деньги будут более или менее равномерно поступать во все каналы обращения. В тех сегментах обращения, в которых номинальный денежный спрос на товары или услуги будет превышать предложение товаров, произойдет увеличение цен. В тех сегментах, где, наоборот, номинальный спрос на товары (настоящие или будущие) будет меньше их предложения, сработает эффект храповика, цены не упадут. Поэтому при равномерном «впрыскивании» денег в сферу обращения будет развиваться инфляция: за счет тех сегментов обращения, в которых цены будут расти, средний индекс цен будет увеличиваться.
Если бы при увеличении предложения денег относительный избыток денег в некоторых сегментах мог свободно и беспрепятственно перетекать в иные сегменты, в которых ощущается недостаток денег, то инфляции удалось бы избежать в том случае, если бы совокупный номинальный спрос на товары и услуги был равен совокупному предложению товаров и услуг. Такое предположение было бы обоснованным, если бы финансовые и денежные рынки были достаточно гибкими и если бы трансакционные издержки, связанные с аккумуляцией и перераспределением денежных потоков, были близки к нулю. Однако, как мы уже видели ранее, гибкость денежных и финансовых рынков в России (т. е. их способность быстро аккумулировать временно свободные денежные средства и перераспределять финансовые ресурсы в пользу более выгодных вариантов их применения при самых незначительных различиях в степени выгодности этого применения) весьма ограничена. Трансакционные издержки, связанные с перераспределением денежных ресурсов, в силу высоких процентных ставок в России также велики.
Следовательно, поскольку перераспределение финансовых ресурсов в России затруднено, замедлено и связано с высокими издержками, дополнительная эмиссия денег, даже если дополнительный агрегированный спрос на деньги в целом соответствует их дополнительному предложению, будет приводить к инфляции в силу неодинаковой динамики увеличения спроса на деньги и несоответствия предложения товаров и услуг этой динамике в разных сегментах экономики. Уменьшить инфляционные эффекты от увеличения денежной массы (при условии, что дополнительный спрос на деньги соответствует дополнительному увеличению предложения товаров и услуг) можно, во-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
первых, посредством уменьшения трансакционных издержек, связанных с перераспределением денег, и повышения гибкости денежных и финансовых рынков.
Во-вторых, уменьшения инфляционного эффекта можно добиться посредством совершенствования управления финансовыми потоками. Увеличение денежной массы может сопровождаться изменением структуры платежеспособного спроса на разные группы товаров, в том числе потребительских и инвестиционных, например, вследствие решения потребителей увеличить или, наоборот, уменьшить долю сбережений в своих доходах. Такое решение вызвало бы изменение соотношения цен на соответствующие группы товаров. «Но цены на разные производственные (инвестиционные - прим. Л.С.) блага не будут увеличиваться в одинаковой мере» (Хайек, 2008. С. 88). Если бы удалось не только таргетировать общий прирост денежной массы, приводя его в соответствие с приростом производимой общей массы товаров и услуг, но и достаточно точно прогнозировать прирост спроса на деньги в разрезе крупных сегментов рынка, балансируя его с приростом предложения товаров и услуг в соответствующих сегментах, это позволило бы существенно снизить инфляционные эффекты и не допустить существенного повышения процентных ставок вследствие увеличения денежного предложения. «Инфляция остановится только тогда, когда количество обращающихся денег будет удерживаться от слишком бурного роста» (Фридмен, 1999. С. 106). Однако это положение следует воспринимать не только как необходимость общего соответствия количества денег спросу на них, обусловленному товарной массой, но и в качестве итогового соответствия множества соотношений количеств денег и спроса на них в отдельных отраслях и сферах экономики.
Увеличение спроса на инвестиционных рынках имеет инерционный характер. Например, увеличение доли заемных источников по отношению к общей сумме оборотных активов сопровождается пропорциональным ростом объемов выпуска производимой продукции. Соответственно, увеличение доли заемных источников в общей сумме источников финансирования оборотных активов, когда оно связано с повышательной динамикой экономического роста, создает устойчивый дополнительный спрос на увеличение краткосрочных кредитных ресурсов. Банковская, а в широком смысле слова - вся кредитная система приобретает способность гибко реагировать на этот дополнительный денежный спрос в случае, когда отдельные институты кредитного рынка достаточно узко специализированы на краткосрочном кредитовании. Тогда Центральный банк может проводить политику планомерного расширения объемов кредитного рынка в разрезе его крупных сегментов, имеющих разную динамику роста.
Углубление специализации институтов кредитного рынка на предоставлении различного рода кредитнофинансовых услуг позволит сделать политику денежного стимулирования экономического роста более успешной. Например, специализация мелких и средних банков в регионах на краткосрочном и среднесрочном кредитовании при нормативном ограничении прочих операций позволит регулировать и направлять приток дополнительной денежной массы в реальный сектор экономики через систему рефинансирования этих банков Центральным Банком, не допуская утечек кредитных ресурсов на спекулятивные рынки валюты или иных финансовых инструментов. «Региональные банки показали себя достаточно эффективными даже в период глобального финансово-экономического кризиса» (Лаптев, 2013. С. 124). Центральному Банку следует обеспечить реальный контроль за целевым использованием кредитных ресурсов, выделенных в порядке рефинансирования реального сектора экономики, отдавая предпочтение банкам, специализирующимся на кредитовании и имеющим, помимо депозитных операций, минимум дополнительных функций. Целесообразно сосредоточить операции с иностранной валютой и ценными бумагами главным образом в специализированных финансовых институтах. Это уменьшит масштабы спекулятивной активности финансового сектора, будет способствовать углублению его ориентации на потребности реального сектора экономики.
ЛИТЕРАТУРА
Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян / 3-е изд., испр. М.: Флинта: МПСИ, 2007.
Глазьев C. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал. 2013. № 3.
Патинкин Д. Деньги, процент и цены. Соединение теории денег и теории стоимости / Пер. с англ. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
Лаптев С.В. Проблемы структурной организации банковской системы в регионах» // Наука в Центральной России. Спецвыпуск, апрель 2013.
Лаптев С.В., Филина Ф.В. Финансово-кредитная политика как условие и фактор модернизации и перехода российской экономики к инновационной модели развития // TerraEconomicus. 2012. Т. 10. № 4.
Лиетар Б.А. Будущее денег: новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру. М.: КРПА Олимп: АСТ: Астрель, 2007.
Оптимизация бюджетных расходов - источник дополнительных инвестиций // Финансы. 2013. № 1.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили.../ Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Хайек Ф. Цены и производство / Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2008.
REFERENCES
Aristotle. Athenian polity. State system of Athenians / 3rd prod. correct, M.: Flint: MPSI, 2007.
Glazyev S. Again to alternative system of measures of the state policy of modernization and development of domestic economy (the offer for 2013-2014) // the Russian economic magazine. 2013, no. 3.
Patinkin D. Money, percent and prices. Connection of the theory of money and the cost / Lane theory with English M.: JSC Ekonomika Publishing House, 2004.
Laptev S.V. Problems of the structural organization of a banking system in regions. Science in the Central Russia. Special issue, April 2013.
Laptev S.V., Filina F.V. financial and credit policy as a condition and a factor of modernization and transition of the Russian economy to innovative model of development. Terra Economicus. 2012, vol. 10, no. 4.
LiyetarB.A. Future of money: new avenue to wealth, to full work and wiser world. M.: Olympe's KRPA: Nuclear heating plant: Astrel, 2007.
Optimization of the budgetary expenses - a source of additional investments. Finance, 2013, no. 1.
Fridmen M. If money exorcized ... / the Lane to English M.: Business, 1999.
Hayek F. The prices and the production / Lane about English Chelyabinsk: Society, 2008.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3