Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ)'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алланазарова Дина Мухтапбергеновна

В статье рассматриваются прикладные аспекты коммуникации (на примере выступления Ирины Хакамады). Неотъемлемой чертой всей человеческой деятельности в экономике и в политике, в культуре и в повседневности является коммуникация, она способствует решению проблем и становится залогом успеха и в бизнесе, и в личных отношениях. Этот термин появился в научной литературе в начале ХХ в. Его автор, американский социолог Чарльз Кули, определил коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени» [1:379].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ)»

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ

(НА ПРИМЕРЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ) Алланазарова Дина Мухтапбергеновна

E-mail: allanazar87@icloud.com магистрант Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

https://doi.org/10.5281/zenodo.12672968 В статье рассматриваются прикладные аспекты коммуникации (на примере выступления Ирины Хакамады).

Неотъемлемой чертой всей человеческой деятельности - в экономике и в политике, в культуре и в повседневности является коммуникация, она способствует решению проблем и становится залогом успеха и в бизнесе, и в личных отношениях. Этот термин появился в научной литературе в начале ХХ в. Его автор, американский социолог Чарльз Кули, определил коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени» [1:379].

Не случайно сейчас очень востребованы курсы, обучающие эффективной коммуникации в разных речедеятельностных сферах. Их создатели и ведущие (которых сейчас принято называть бизнес-тренеры/коучи) вызывают большой практический и академический интерес, в том числе в гендерном аспекте. В этом состоит актуальность нашего исследования.

Одним из бизнес-тренеров, популярных и в России, и в странах СНГ, является Ирина Хакамада. Она кандидат экономических наук в команде реформатора Е. Гайдара, профессиональный политик (член нескольких либеральных российских партий, депутат Госдумы в 1993-2003, кандидат в

президенты РФ в 2004 г.). В настоящее время она успешный бизнес-коуч, ведущий «хакаматоны».

В семейном плане ее жизнь необычная: она дочь японского коммуниста и советской учительницы иностранного языка. Её женская судьба и типичная, и сложная: три развода и смерть четвертого мужа; от двух браков у нее двое детей; младшая дочь с диагнозом «болезнь Дауна» успешно социализирована.

Бизнес-коучинг Ирины Хакамады играет важную роль в разрешении жизненных проблем современных женщин, в формировании общественного мнения об актуальных гендерных проблемах. Ирина Хакамада - яркая языковая личность, и её речь обладает особенностями, которые заслуживают изучения. «Выступление Ирины Хакамады демонстрирует эффективность коммуникации через яркие примеры и убедительные аргументы, подчеркивая важность умения слушать, понимать и взаимодействовать с аудиторией для достижения целей выступления и влияния на общественное мнение», -написала журналистка Елена Кочеткова.

Многие успешные культурные и политические деятели эффективно используют всю совокупность СМИ для создания определенного образа и для распространения своего влияния. Самым мощным орудием в создании определенного образа является язык. Язык также является индикатором интеллекта личности.

В современной лингвистике прослеживается все больший интерес к языковой личности, то есть в сфере интерпретации и исследования языка происходит сдвиг в сторону антропоцентризма. Языковой личностью, как правило, принято считать не любого человека, а того, кто каким- либо образом способен влиять на язык. Это авторитетный человек, деятель культуры, политики или шоу-бизнеса. К разряду таковых можно отнести Ирину Хакамаду, женщину с блестящей карьерой и богатым внутренним миром.

Вот цитата из ее книги «ДАО жизни». Она свидетельствует о том, что Ирина Хакамада не только опытный коммуникатор, но и аналитик, осмысляющий профессиональные аспекты коммуникации и на своем примере,

и на примере известных журналистов: «Публичные выступления — это отдельная история, порой сложная даже для экстравертов. И наоборот, часто прекрасные ораторы теряются при налаживании личных контактов. Классический пример: большинство политиков. На людях — драйв и нерв, в личной беседе — человек в футляре. К таким относилась и я. Как это ни странно, мне было легче открыто наехать, чем звонить по телефону, говорить ни о чем, а тем более приглашать на чай. В этом я схожа с Жириновским, а вот Борис Немцов умел и то, и другое. Каким образом я, чуть не умерев в начале, освоила-таки выход на сцену? Легко!.. Ну, нет, конечно, это большая работа, но принцип тот же. Хочешь говорить — говори» [2].

Выступления Ирины Хакамады заслуживают изучения, потому что демонстрируют приемы коммуникации и средства изложения, которые оказались эффективными: позволили и ей самой, и ее клиентам (слушателям ее курсов личностного роста - в основном это женщины) изменить траекторию жизни и стать успешными в бизнесе. При этом выступления Ирины Хакамады еще не были объектом научного рассмотрения через призму речевого воздействия с точки зрения эффективной (и отчасти манипулятивной) коммуникации. Это обусловило новизну нашего исследования.

Объект исследования - выступления Ирины Хакамады как успешного бизнес-тренера.

Предмет - приемы коммуникации и средства изложения, которые обнаруживают индивидуальный стиль Ирины Хакамады и доказали свою эффективность.

Материалом стали книги И. Хакамады и ее лекции на платформе УоиТиЬе.

Задачи:

1) определить круг современных теорий, которые позволят изучить творчество И. Хакамады с максимальной научной адекватностью и прикладной применимостью, - с учетом медиалингвистической основы нашей магистерской программы;

2) изучить эти теории, вникнуть в их сущность, овладеть терминологией;

3) подобрать материалы - как в устной, так и в письменной форме; это предопределит требования к теории и методике их анализа;

4) выполнить предварительный анализ выступлений Ирины Хакамады -их вербальной и невербальной составляющей.

Предварительный анализ показал, что важными аспектами коммуникации Ирины Хакамады являются:

1. Эмпатия, знание и понимание аудитории, ее потребностей и интересов, что позволяет бизнес-тренеру точно настраивать свое выступление под конкретную ЦА.

2. Ясность и простота выражения: Ирина Хакамада избегает сложных терминов и длинных речей, предпочитая простые и понятные формулировки, что делает ее выступления доступными и понятными для широкой аудитории.

3. Использование рассказов и примеров: она умело вставляет в свои выступления живые иллюстрации из собственного опыта или известных историй, чтобы проиллюстрировать свои идеи и убедить аудиторию в их значимости.

4. Эмоциональная интонация и мимика: выразительная речь и живое выражение лица Ирины Хакамады помогают создать эмоциональное соединение с аудиторией.

5. Продуманный и привлекательный внешний вид.

Соответственно, рабочая гипотеза исследования такова: выступления

Ирины Хакамады отличаются высокой степенью эффективности благодаря эмоциональной проникновенности и убедительности. Она умело использует разнообразные коммуникативные стратегии и тактики, вербальные и невербальные ресурсы, чтобы установить эмоциональный контакт с аудиторией и донести до нее свои идеи.

Теоретическая значимость: введение в научный лингвистический оборот новой сферы коммуникации - область коучинга/ тренинга личностного роста; и нового материала - выступлений коуча/ тренера личностного роста

(на примере творчества Ирины Хакамады); создание «пакета» концепций, которые позволяют изучать эту сферу и этот материал (в т.ч. научных публикаций и вузовских учебников), и методик анализа; получение результатов анализа для развития медиалингвистики и некоторых направлений коммуникативной/ антропоцентрической лингвистики и теории речевого воздействия.

Прикладная значимость - использование результатов для создания обучающих материалов в вузовском образовании и на курсах личностного роста - и для слушателей, и для тренеров.

Литература:

1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки - 2001 - № 1. - С. 64-72.

2. Хакамада И. ДАО жизни. - Москва: Издательство БОМБОРА, 2020.- 224 с.

3. Птицына И.Ф. К вопросу о формировании вторичной языковой личности (на материале обучения японскому языку и культуре) - http://www.science-education.ru /15-384.

4. Дронсейка И.П. Понятие языковая личность (адрес доступа: http: //www.rusnauka. com/13_NPT_2008/Philologia/31792.doc. htm.

5. Борцова Е.С. История понятия «Коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении // Вестник МГУП. 2015. №«2. С. 4477. 5.

6. Кочеткова Е. Ирина Хакамада: Что нужно сделать, прежде чем вы начнете говорить? неверное оформление [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/management/biznes-liderstvo/1969308-irina-hakamada-chto-nuzhno-sdelat-prezhde-chem-vy-nachnete-govorit

7. Москаленко Б.А. 5 Ирин в одной Хакамаде //Бизнес журнал С32-36 2017г неверное оформление

8. 9.Рождественская Е.Ю. Хакамада- опыт деконструкции политической биографии// Сетевой журнал// Вестник Института социологи 2013г №6.. неверное оформление

9. https: //www.youtube. com/watch?v=9LUnn_QffW o

10. https: //www.youtube. com/watch?v=U4cGzDgX4WE

11. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

12.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

13.14.Нечаева, О. А. Коучинг в управленииобразованием / О. А. Нечаева. //

Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 273-276. — URL:https://moluch.ru/archive/151/42854/ (дата обращения:11.05.2020).

14.https://www.4dk.ru/content/art/33445-cpk-treningi-lichnostnogo-rosta-20230320

15.16. https: //zimamagazine. com/2017/03/irina-hakamada-ya- stala-liderom-ot-otchayaniya/

16.https://vk.com/@korolgovoritonline-oratorskoe-iskusstvo-iriny-hakamady-rasskazyvaem-pro-3 -priem

17.https://78.ru/articles/2024-04-13/seks-radi-raboti-brak-radi-izmen-i-svo-kak-ispitanie-uroki-zhizni-ot-koucha-irini-hakamadi

18. https ://youtu.be/P5-KhRS5ov8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.