ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ) Алланазарова Дина Мухтапбергеновна
E-mail: allanazar87@icloud.com магистрант Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
https://doi.org/10.5281/zenodo.12672968 В статье рассматриваются прикладные аспекты коммуникации (на примере выступления Ирины Хакамады).
Неотъемлемой чертой всей человеческой деятельности - в экономике и в политике, в культуре и в повседневности является коммуникация, она способствует решению проблем и становится залогом успеха и в бизнесе, и в личных отношениях. Этот термин появился в научной литературе в начале ХХ в. Его автор, американский социолог Чарльз Кули, определил коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени» [1:379].
Не случайно сейчас очень востребованы курсы, обучающие эффективной коммуникации в разных речедеятельностных сферах. Их создатели и ведущие (которых сейчас принято называть бизнес-тренеры/коучи) вызывают большой практический и академический интерес, в том числе в гендерном аспекте. В этом состоит актуальность нашего исследования.
Одним из бизнес-тренеров, популярных и в России, и в странах СНГ, является Ирина Хакамада. Она кандидат экономических наук в команде реформатора Е. Гайдара, профессиональный политик (член нескольких либеральных российских партий, депутат Госдумы в 1993-2003, кандидат в
президенты РФ в 2004 г.). В настоящее время она успешный бизнес-коуч, ведущий «хакаматоны».
В семейном плане ее жизнь необычная: она дочь японского коммуниста и советской учительницы иностранного языка. Её женская судьба и типичная, и сложная: три развода и смерть четвертого мужа; от двух браков у нее двое детей; младшая дочь с диагнозом «болезнь Дауна» успешно социализирована.
Бизнес-коучинг Ирины Хакамады играет важную роль в разрешении жизненных проблем современных женщин, в формировании общественного мнения об актуальных гендерных проблемах. Ирина Хакамада - яркая языковая личность, и её речь обладает особенностями, которые заслуживают изучения. «Выступление Ирины Хакамады демонстрирует эффективность коммуникации через яркие примеры и убедительные аргументы, подчеркивая важность умения слушать, понимать и взаимодействовать с аудиторией для достижения целей выступления и влияния на общественное мнение», -написала журналистка Елена Кочеткова.
Многие успешные культурные и политические деятели эффективно используют всю совокупность СМИ для создания определенного образа и для распространения своего влияния. Самым мощным орудием в создании определенного образа является язык. Язык также является индикатором интеллекта личности.
В современной лингвистике прослеживается все больший интерес к языковой личности, то есть в сфере интерпретации и исследования языка происходит сдвиг в сторону антропоцентризма. Языковой личностью, как правило, принято считать не любого человека, а того, кто каким- либо образом способен влиять на язык. Это авторитетный человек, деятель культуры, политики или шоу-бизнеса. К разряду таковых можно отнести Ирину Хакамаду, женщину с блестящей карьерой и богатым внутренним миром.
Вот цитата из ее книги «ДАО жизни». Она свидетельствует о том, что Ирина Хакамада не только опытный коммуникатор, но и аналитик, осмысляющий профессиональные аспекты коммуникации и на своем примере,
и на примере известных журналистов: «Публичные выступления — это отдельная история, порой сложная даже для экстравертов. И наоборот, часто прекрасные ораторы теряются при налаживании личных контактов. Классический пример: большинство политиков. На людях — драйв и нерв, в личной беседе — человек в футляре. К таким относилась и я. Как это ни странно, мне было легче открыто наехать, чем звонить по телефону, говорить ни о чем, а тем более приглашать на чай. В этом я схожа с Жириновским, а вот Борис Немцов умел и то, и другое. Каким образом я, чуть не умерев в начале, освоила-таки выход на сцену? Легко!.. Ну, нет, конечно, это большая работа, но принцип тот же. Хочешь говорить — говори» [2].
Выступления Ирины Хакамады заслуживают изучения, потому что демонстрируют приемы коммуникации и средства изложения, которые оказались эффективными: позволили и ей самой, и ее клиентам (слушателям ее курсов личностного роста - в основном это женщины) изменить траекторию жизни и стать успешными в бизнесе. При этом выступления Ирины Хакамады еще не были объектом научного рассмотрения через призму речевого воздействия с точки зрения эффективной (и отчасти манипулятивной) коммуникации. Это обусловило новизну нашего исследования.
Объект исследования - выступления Ирины Хакамады как успешного бизнес-тренера.
Предмет - приемы коммуникации и средства изложения, которые обнаруживают индивидуальный стиль Ирины Хакамады и доказали свою эффективность.
Материалом стали книги И. Хакамады и ее лекции на платформе УоиТиЬе.
Задачи:
1) определить круг современных теорий, которые позволят изучить творчество И. Хакамады с максимальной научной адекватностью и прикладной применимостью, - с учетом медиалингвистической основы нашей магистерской программы;
2) изучить эти теории, вникнуть в их сущность, овладеть терминологией;
3) подобрать материалы - как в устной, так и в письменной форме; это предопределит требования к теории и методике их анализа;
4) выполнить предварительный анализ выступлений Ирины Хакамады -их вербальной и невербальной составляющей.
Предварительный анализ показал, что важными аспектами коммуникации Ирины Хакамады являются:
1. Эмпатия, знание и понимание аудитории, ее потребностей и интересов, что позволяет бизнес-тренеру точно настраивать свое выступление под конкретную ЦА.
2. Ясность и простота выражения: Ирина Хакамада избегает сложных терминов и длинных речей, предпочитая простые и понятные формулировки, что делает ее выступления доступными и понятными для широкой аудитории.
3. Использование рассказов и примеров: она умело вставляет в свои выступления живые иллюстрации из собственного опыта или известных историй, чтобы проиллюстрировать свои идеи и убедить аудиторию в их значимости.
4. Эмоциональная интонация и мимика: выразительная речь и живое выражение лица Ирины Хакамады помогают создать эмоциональное соединение с аудиторией.
5. Продуманный и привлекательный внешний вид.
Соответственно, рабочая гипотеза исследования такова: выступления
Ирины Хакамады отличаются высокой степенью эффективности благодаря эмоциональной проникновенности и убедительности. Она умело использует разнообразные коммуникативные стратегии и тактики, вербальные и невербальные ресурсы, чтобы установить эмоциональный контакт с аудиторией и донести до нее свои идеи.
Теоретическая значимость: введение в научный лингвистический оборот новой сферы коммуникации - область коучинга/ тренинга личностного роста; и нового материала - выступлений коуча/ тренера личностного роста
(на примере творчества Ирины Хакамады); создание «пакета» концепций, которые позволяют изучать эту сферу и этот материал (в т.ч. научных публикаций и вузовских учебников), и методик анализа; получение результатов анализа для развития медиалингвистики и некоторых направлений коммуникативной/ антропоцентрической лингвистики и теории речевого воздействия.
Прикладная значимость - использование результатов для создания обучающих материалов в вузовском образовании и на курсах личностного роста - и для слушателей, и для тренеров.
Литература:
1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки - 2001 - № 1. - С. 64-72.
2. Хакамада И. ДАО жизни. - Москва: Издательство БОМБОРА, 2020.- 224 с.
3. Птицына И.Ф. К вопросу о формировании вторичной языковой личности (на материале обучения японскому языку и культуре) - http://www.science-education.ru /15-384.
4. Дронсейка И.П. Понятие языковая личность (адрес доступа: http: //www.rusnauka. com/13_NPT_2008/Philologia/31792.doc. htm.
5. Борцова Е.С. История понятия «Коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении // Вестник МГУП. 2015. №«2. С. 4477. 5.
6. Кочеткова Е. Ирина Хакамада: Что нужно сделать, прежде чем вы начнете говорить? неверное оформление [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/management/biznes-liderstvo/1969308-irina-hakamada-chto-nuzhno-sdelat-prezhde-chem-vy-nachnete-govorit
7. Москаленко Б.А. 5 Ирин в одной Хакамаде //Бизнес журнал С32-36 2017г неверное оформление
8. 9.Рождественская Е.Ю. Хакамада- опыт деконструкции политической биографии// Сетевой журнал// Вестник Института социологи 2013г №6.. неверное оформление
9. https: //www.youtube. com/watch?v=9LUnn_QffW o
10. https: //www.youtube. com/watch?v=U4cGzDgX4WE
11. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
12.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
13.14.Нечаева, О. А. Коучинг в управленииобразованием / О. А. Нечаева. //
Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 273-276. — URL:https://moluch.ru/archive/151/42854/ (дата обращения:11.05.2020).
14.https://www.4dk.ru/content/art/33445-cpk-treningi-lichnostnogo-rosta-20230320
15.16. https: //zimamagazine. com/2017/03/irina-hakamada-ya- stala-liderom-ot-otchayaniya/
16.https://vk.com/@korolgovoritonline-oratorskoe-iskusstvo-iriny-hakamady-rasskazyvaem-pro-3 -priem
17.https://78.ru/articles/2024-04-13/seks-radi-raboti-brak-radi-izmen-i-svo-kak-ispitanie-uroki-zhizni-ot-koucha-irini-hakamadi
18. https ://youtu.be/P5-KhRS5ov8