Научная статья на тему 'Проблемы социальной защищенности населения в современных условиях'

Проблемы социальной защищенности населения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов И.В.

Анализ проблем социальной защищенности населения показал, что необходимо сформировать эффективную систему занятости трудоспособного населения, что связано с решением таких социальных проблем, как формирование механизма доходов населения, государственное регулирование занятости, реформирование оплаты труда и защита механизма зарабатывания доходов, определение прожиточного минимума, предоставление потребительского кредита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной защищенности населения в современных условиях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

щую ликвидность, на конец отчетного периода она составила 1 008 681 994 тыс. руб. Значит, можно говорить о платежеспособности организации в ближайшее время. Хотя в перспективе ликвидность уже не выглядит благополучно (на базе сравнения Аз и Пз). По критерию Аз > Пз платежный недостаток в 2013 г., 2014 г., 2015 г. составляет 2 032 709 432 тыс. руб.; 3 054 630 836 тыс. руб. и 4 683 528 231 тыс. руб. соответственно. Наблюдается рост долгосрочных обязательств. В будущем при несвоевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может стать неплатежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса. По критерию А4 > П4 активы в этой группе «перевешивают» пассивы в 2013 г. на 1 965 784 327 тыс. руб., в 2014 г. - на 3 627 117 252 тыс. руб., в 2015 г. - на 3 778 927 910 тыс. руб. Эти данные говорят об уменьшении у организации собственных оборотных средств. Таким образом, не выполняется минимальное условие финансовой устойчивости.

По итогам приведенных четырех групп актива и пассива баланса можно сделать следующие выводы:

1) К 2015 г. наблюдается улучшение по двум критериям.

2) Ликвидность предприятия ограниченная.

3) В текущий момент и ближайшее время предприятие платежеспособно.

4) Предприятие не способно расплатиться за долгосрочные кредиты в текущий момент и ближайшее время.

5) Не выполняется минимальное условие финансовой устойчивости.

Таким образом, предприятие способно покрывать краткосрочную задолженность, краткосрочные и текущие обязательства, но не способно покрыть все свои долгосрочные обязательства. Предприятию необходимо наращивать реальный собственный капитал.

© Коробова Е.А., 2016

УДК 331.5.024.5

И.В.Круглов

К.э.н., доцент Экономический факультет Липецкий государственный технический университет г.Липецк, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Анализ проблем социальной защищенности населения показал, что необходимо сформировать эффективную систему занятости трудоспособного населения, что связано с решением таких социальных проблем, как формирование механизма доходов населения, государственное регулирование занятости, реформирование оплаты труда и защита механизма зарабатывания доходов, определение прожиточного минимума, предоставление потребительского кредита

Ключевые слова

Социальная защищенность населения, механизм формирования доходов населения, государственное регулирование занятости, прожиточный минимум В условиях экономической реформы и формирования рынка труда проблема социальной защищенности населения, в основном, сводится к индексации доходов и предоставлению пособий малообеспеченным группам населения. Такой подход обычно мотивируется тем, что в условиях рынка каждый трудоспособный человек должен собственными усилиями обеспечить благосостояние своей семьи и её социальную защищенность.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Но опыт экономически развитых стран свидетельствует, что такая система материальной защищенности населения не складывается автономно. Она предполагает определенные макроэкономические предпосылки, затрагивающие всех членов общества. Создание этих предпосылок является функцией государственного и регионального регулирования экономики. Так во многих государствах Западной Европы повсеместно созданы разветвленные сети "банков рабочих мест", стимулируется профессиональная и территориальная мобильность населения, действует общегосударственная система регулирования занятости, подготовки и переподготовки кадров, посредством налогов проводится определенное регулирование дифференциации в доходах, существуют и другие инструменты общей социальной защищенности населения. Затраты государства на эти цели значительны даже там, где придерживаются в целом консервативной экономической политики. Так в 2015 году в США расходы на образование составили 5,5% от ВВП, в Германии -4,5% от ВВП, а в России - 4,14% от ВВП [1, с.2].

Материальной основой социальной защищенности, определяемой как тип и уровень обязанностей общества по отношению к человеку в любой социальной группе, как степень реальности их прав и свобод, является экономический потенциал государства. Поэтому без комплексной программы социальных гарантий невозможно создать условия для стабильного экономического роста и научно-технического прогресса. В этой связи актуальным становится вопрос создания в России комплекса макроэкономических условий, необходимых для обеспечения материальной защищенности населения. Постановка данного вопроса позволит поднять проблему социальной защищенности на качественно новый уровень и разграничить меры, касающиеся как всех членов общества. так и адресованных отдельным социальным группам.

К числу первых могут быть отнесены такие меры:

обеспечение системы эффективной занятости, подготовки и переквалификации кадров [2, с.145], что позволило бы каждому человеку находить применение своим личным способностям в той или иной сфере деятельности;

организация эффективной системы формирования доходов, при которой уровень получаемого вознаграждения непосредственно определяется качеством и результатом работы человека независимо от сектора экономики, в котором он трудится;

макроэкономическое регулирование процесса дифференциации в доходах и личном потреблении, которое может осуществляться через налогообложение, налоговое планирование, обеспечение высокой профессиональной и социальной мобильности населения;

официальное установление реального прожиточного минимума как в денежной форме. так и по потребительской "корзине" с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения;

защита интересов потребителя с помощью различных социально-экономических инноваций, связанных с переходом от "рынка продавца" к "рынку покупателя". Здесь имеются ввиду целенаправленное стимулирование развития потребительского сектора экономики, антимонопольное регулирование, содействие деятельности потребительских ассоциаций, развертывание сети потребительского кредита.

Все эти меры общей социальной защиты должны быть дополнены специфическими мерами помощи отдельным группам населения. К ним, прежде всего, относятся работники с фиксированными доходами, поступающими из госбюджета, а также те группы населения, которые по объективным причинам вообще не могу заниматься общественно-полезной деятельностью, либо делают это в ограниченных пределах (пенсионеры, безработные, инвалиды, студенты, одинокие матери). Причем, усиление материальной защищенности только лишь этих малообеспеченных групп населения не создает необходимых социальных гарантий для всех членов общества. Ведь такое усиление направлено на то, чтобы пенсия (пособие, стипендия), во-первых, была не ниже прожиточного минимума, во-вторых, материально обеспечивалась товарами и услугами, в-третьих, своевременно индексировалась. Но социальная защита всех членов общества не может быть сведена только к этим мероприятиям лишь потому, что они не создают никаких условий для реализации личных способностей как основного источника материальной самообеспеченности.

Повышение социальной защищенности всего трудоспособного населения связано, прежде всего, с формированием эффективной системы занятости и только на этой основе возможно решение назревших социальных проблем. К важнейшим из них относятся:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

1.Формирование механизма доходов населения.

2.Государственное регулирование занятости.

3.Реформирование оплаты труда и защита механизма зарабатывания денег.

4.Определение прожиточного минимума.

5.Предоставление потребительского кредита.

Формирование механизма доходов и причина ослабления социальной защищенности населения России не следует только сводить к несовершенству доходов, принятых государственной Думой. Главное заключается в том, что многообразие форм хозяйствования объективно усложнило механизм формирования доходов населения. Существовавшее ранее "распределение по труду" уступило место не реальному распределению по труду, а формам рыночного распределения по принципу стоимостной эквивалентности. При этом государство своевременно не обеспечило на макроуровне необходимый приоритет для зарабатывания доходов. И в итоге сложилась система, в которой распределение "не по труду", а по "капиталу", "по собственности", оказалось определяющим для некоторых групп населения. В этой связи уравнительность в текущих доходах населения значительно уменьшилась, вытесняемая прогрессирующей дифференциацией. Но такая дифференциация в большинстве случаев имеет незаработанную основу. Поэтому она не оказывает стимулирующего воздействия, а побуждает человека не столько к тому, чтобы больше и лучше работать, сколько к поиску источников быстрого и легкого обогащения.

Нетрудовая основа дифференциации в доходах расширилась еще и потому, что распределение "по собственности" легализовало значительную часть средств из теневой экономики. Такая легализация в известной мере способствует сокращению теневых доходов и в этом смысле её можно даже считать полезной.

Государственное регулирование занятости, как главное условие общей социальной защищенности населения, предполагает усиление социальной функции рынка труда, суть которой состоит в том, что по мере развития личных способностей и профессиональных навыков работнику должна предлагаться все более сложная, интересная и вышеоплачиваемая работа. При этом базой для развития индивидуальных способностей должна служить общедоступная система образования и профессиональной подготовки. Для этого институты рынка труда (центры занятости, профориентации) должны проводить общие переаттестации рабочих мест и кадров в соответствии в требованиями рынка.

Важным моментом усиления социальной защищенности трудоспособного населения в условиях многообразия форм хозяйствования является комплексная реформа оплаты труда. При этом проблема заключается не только в снятии "потолков", ликвидации уравниловки и государственном регулировании минимальной заработной платы, но и в том, чтобы главным фактором, влияющим на величину заработной платы в любом секторе экономики, были личные способности, квалификация, собственный труд и его результат.

Законодательное установление размеров прожиточного минимума должно дополняться потребительской "корзиной " товаров и услуг. При решении этого необходимо ориентироваться на равенство уровня минимальной заработной платы величине прожиточного минимума.

Использование потребительского кредита создает для значительной части населения возможность приобретения необходимых товаров длительного пользования, способствует оживлению производства, смягчает проблемы, возникающие с недостатком наличных денег.

Успех рыночных преобразований во многом связан с решением проблем социальной защищенности населения России.

Список использованной литературы:

1.Корчагин Ю.А.Низкие инвестиции в образование и человеческий капитал препятствуют развитию РФ/Ю.А.Корчагин. -Воронеж:ЦИРЭ,2016. - 14с.

2.Круглов И.В.Организация производства на предприятиях машиностроения Украины: Дис.канд.экон.наук:08.06.01/Круглов Игорь Валерьевич; Кировоградский государственный технический университет.-Кировоград,2000.-202 с.

©■ Круглов И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.