Научная статья на тему 'Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития в системе специального образования'

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития в системе специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1290
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL REHABILITATION / SPECIAL EDUCATION / CHILDREN WITH LIMITED CAPACITY OF DEVELOPMENT / REHABILITATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маршалкин Александр Павлович, Чурилов Юрий Сергеевич

Раскрываются понятия «реабилитационный потенциал», «социальная реабилитация». Характеризуются разновидности и аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (реабилитация социально-бытовая, социально-средовая, педагогическая, профессиональная, психологическая, медицинская), указываются необходимые реабилитационные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маршалкин Александр Павлович, Чурилов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of social rehabilitation of children with limited capacity of development in the system of special education

The author defines such notions as «rehabilitation potential», «social rehabilitation». Variety and aspects of social rehabilitation of children with limited capacity of development are characterized (among them social-domestic, social-environmental, pedagogical, vocational, psychological, medical). Necessary rehabilitation measures are described.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития в системе специального образования»

УДК 376.2

ББК 4-430 ГСНТИ 14.29.21

А. П. Маршалкин Ю. С. Чурилов

Екатеринбург, Россия ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Раскрываются понятия «реабилитационный потенциал», «социальная реабилитация». Характеризуются разновидности и аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (реабилитация социально-бытовая, социаль-но-средовая, педагогическая, профессиональная, психологическая, медицинская), указываются необходимые реабилитационные мероприятия.

Ключевые слова: социальная реабилитация, специальное образование, дети с ограниченными возможностями развития, реабилитационный потенциал.

Сведения об авторе: Маршалкин Александр Павлович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Сведения об авторе: Чурилов Юрий Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет.

к. 125.

e-mail: filatova@uspu.ru.

В соответствии с современным пониманием реабилитации в усло-

Код ВАК 13.00.03

A. P.Marshalkin Yu. S. Churilov

Ekaterinburg, Russia PROBLEMS OF SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH LIMITED CAPACITY OF DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF SPECIAL EDUCATION Abstract. The author defines such notions as «rehabilitation potential», «social rehabilitation». Variety and aspects of social rehabilitation of children with limited capacity of development are characterized (among them social-domestic, socialenvironmental, pedagogical, vocational, psychological, medical). Necessary rehabilitation measures are described.

Key words: social rehabilitation, special education, children with limited capacity of development, rehabilitation potential.

About the author: Alexandr Pavlovich Marshalkin, Candidate of Medical Sciences, Assistant Professor. of the Chair of Speech Therapy and Clinics of Dyson-togenesis.

Place of employment: Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

About the author: Churilov Yury Sergeevich, Doctor of Medicine, Professor of the Chair of Speech Therapy and Clinics of Dysontogenesis.

Place of employment: Ural State Pedagogical University.

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,

виях нарушенного здоровья, она включает комплекс мер социально-

© Маршалкин А. П., Чурилов Ю. С., 2012

экономического, медицинского, психологического, педагогического, юридического, профессионального содержания, конечной целью которых является быстрое и наиболее полное восстановление утраченных человеком функций, личного и социального статуса. В связи с этим особая ситуация и проблемы возникают в специальном образовании, где объектом реабилитационного воздействия является ребенок.

Для профессиональной оценки прогноза реабилитационной работы используется понятие реабилитационного потенциала, в структуру которого входят:

• саногенетический потенциал (возможность человека к восстановлению или к компенсации нарушенных функций);

• психофизиологический потенциал (возможность использования и адаптации сохранившихся функциональных особенностей для компенсации утраченных социальных функций);

• личностный потенциал (возможность и способность активно участвовать в реабилитационном процессе);

• образовательный потенциал (возможность овладения общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями);

• социально-бытовой потенциал (возможность улучшения способности к самообслуживанию и самостоятельному проживанию);

• профессиональный (трудовой) потенциал (возможность достижения поставленных целей в трудо-

устройстве и сохранении рабочего места);

• социальный потенциал (возможность восстановления социального статуса или формирования нового статуса);

• социально-средовой потенциал (возможность адаптации к условиям общественной жизни).

При работе с детьми-инвали-дами должны соблюдаться следующие принципы реабилитационного процесса: своевременность (максимально раннее начало), адресность, комплексность и последовательность, доступность, непрерывность, безопасность, гуманистический характер, направленность на достижение экономической и социальной независимости.

Успешная социальная реабилитация детей с особыми потребностями развития возможна лишь при условии обеспечения им специализированной медицинской и психо-лого-педагогической помощи силами квалифицированных специалистов (о чем подробно писали Н. Н. Малафеев, Л. М. Шипицына, В. В. Коркунов и др.). Концепция модернизации российского образования предусматривает, что дети данной категории должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения. Несмотря на увеличивающийся интерес общества к вопросам социальной реабилитации, многие проблемы, в частности связанные с системой специального образования, остаются пока не решенными. Попы-

таемся обозначить хотя бы некоторые из них.

Первая проблема связана с научно-методологическим обоснованием диагностических и содержательных аспектов психолого-педа-гогической помощи. Реабилитация средствами специального образования является основой для социализации детей с особыми потребностями развития и должна быть в первую очередь направлена на формирование личности ребенка. Проблема формирования личности ребенка, имеющего особые потребности развития, в процессе воспитания и обучения является сложной проблемой специального образования (О. Е. Грибова, С. В. Конова-ленко, И. А. Филатова и др.). В современной науке пока отсутствует целостное описание процесса формирования личности детей с различными проблемами развития.

В качестве второй мы выделяем проблему подготовки специалистов. В настоящее время недостаточное внимание уделяется вопросам изучения и воспитания различных категорий детей с особыми потребностями при подготовке специалистов по социальной работе, и в то же время недостаточно полно рассматриваются вопросы структуры, содержания и организации социально-реабилитационной деятельности при подготовке спе-циалистов-дефектологов.

Анализ деятельности по подготовке выпускников в Институте специального образования Уральского государственного педагогического университета позволил оп-

ределить основные направления решения этой проблемы: целевая подготовка специалистов для систем специального образования и социальной защиты населения; организация переподготовки, повышения квалификации специалистов образования и социальной защиты населения; организация и проведение практических занятий со студентами Института в учреждениях социальной защиты населения; разработка регионального компонента государственного стандарта высшего профессионального (педагогического) образования (специализации, дисциплины и курсы по выбору студента, дисциплины регионального компонента); разработка проекта по трудоустройству выпускников Института в службы социальной защиты населения, обеспечение условий их успешной адаптации; взаимодействие со специалистами по социальной работе в области научно-исследовательской и проектной деятельности, внедрения научных разработок в практику деятельности системы специального образования и системы социальной защиты населения; создание единого информационного пространства по вопросам социальной реабилитации детей с особыми потребностями развития.

Полагая, что в комплексной системе социальной реабилитации детей с особыми потребностями развития ведущая роль принадлежит специальному образованию, мы надеемся, что постановка вышеназванных проблем не послужит основанием для противопоставле-

ния деятельности специалиста по социальной работе и специалиста-дефектолога. Мы считаем, что полноценная реализация предложенных направлений деятельности позволит расширить интегральную модель подготовки современного специалиста-дефектолога и в итоге послужит взаимодействию и содействию в разработке и реализации программ социальной реабилитации детей с особыми потребностями развития.

В ходе проведения реабилитационной деятельности специалист-дефектолог участвует в различных видах реабилитации. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных больным или инвалидом вследствие нарушения здоровья общественных связей и отношений. К социальной реабилитации можно отнести усилия общества, направленные на поддержание больным или инвалидам оптимального образа жизни. Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса, статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости. Социальная реабилитация включает в себя меры социальной защиты по поддержанию определенного уровня жизни за счет выплат средств социального страхования по случаю болезни и пенсий по инвалидности, пособий и льгот, предоставления услуг, жилья с уче-

том установленных законом социальных гарантий. Важным элементом социальной реабилитации является обеспечение правовой защиты прав и интересов человека и гражданина, в отдельных случаях — ограждение общества от социально опасных действий, например психических больных, больных ВИЧ-инфекцией и т. д.

Социальную реабилитацию в более узком смысле подразделяют на социально-бытовую и социаль-но-средовую. Социально-бытовая реабилитация — комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков у пострадавшего, обеспечивающих возможность самообслуживания. Она проводится спе-циалистами-реабилитологами и заключается в обучении больного приемам использования различных приспособлений и аппаратов, позволяющих ему обходиться без посторонней помощи. Социально-средовая реабилитация включает мероприятия по переоборудованию жилища, реконструкции учреждений соцкультбыта, созданию без-барьерной и безопасной среды жизнедеятельности, приспособлению инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов к функциональным особенностям инвалида.

Педагогическая реабилитация — деятельность в отношении больного ребенка или ребенка-инвалида и его семьи, ближайшего социального окружения, направленная на получение оптимального воспитания, образования с учетом состояния здоровья и трудового прогноза.

Профессиональная реабилитация — подготовка больного или инвалида к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей. Проводится специалистами по трудовому обучению при активном участии врача. В ходе профессиональной реабилитации достигается приобретение профессии или восстановление профессиональной трудоспособности, обучение новым профессиям, доступным по состоянию здоровья. Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудоустройство или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение доступным формам труда, мероприятия, направленные на профессионально-производст-

венную адаптацию, приспособление рабочего места к функциональным возможностям больного на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Психологическая реабилитация — изучение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношения к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной роли и рационального использования остаточной трудоспособности. Задачами психологической реабилитации являются:

• формирование адекватного отношения к заболеванию;

• формирование активного позитивного отношения к рекомендуемым восстановительным мероприятиям;

• формирование адекватных ожиданий от результатов реабилитации;

• снятие невротических и неврозоподобных расстройств, препятствующих адаптации инвалида в обществе;

• коррекция эмоциональных и

интеллектуальных расстройств,

связанных с патогенезом заболевания, не позволяющих инвалиду адекватно отражать действительность, осваивать социальные роли и полноценно жить.

Медицинская реабилитация (восстановительное лечение) —

комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного, функциональных возможностей его организма. Медицинская реабилитация является начальным звеном в системе общей реабилитации и может проходить параллельно с любыми другими видами реабилитации. К методам медицинской реабилитации относятся фармакотерапия и лечение средствами народной медицины, диетическое питание, лечебная физкультура, методы физического воздействия, санаторнокурортное лечение. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление психического и соматического здоровья или возможное замедление развития заболевания, предупреждение обострений и рецидивов. Целью медицинской реабилитации

является определение степени потери и степени восстановления трудоспособности, заключение о клиническом и трудовом прогнозе, разработка и осуществление мероприятий и условий, необходимых для восстановления трудовой деятельности и общественного положения больного.

В последнее время большое значение приобретает спортивная реабилитация, которая способствует укреплению физического здоровья, улучшению психического состояния, выработке положительных установок в повседневной жизни.

В соответствии со «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов», реабилитация в системе специального образования означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, для чего необходимо дать в их распоряжение средства, призванные изменить жизнь и расширить рамки независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.