Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы, и злостных нарушителей режима'

Проблемы социальной адаптации осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы, и злостных нарушителей режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ОТБЫВШИЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / SOCIAL ADJUSTMENT / THE CONVICTS WHO SERVED LONG-TERM DEPRIVATION OF LIBERTY / THE CENTER OF SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южанин Вячеслав Ефимович

в статье рассматриваются проблемы социальной адаптации осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы, и злостных нарушителей режима, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SOCIAL ADJUSTMENT OF THE CONVICTS WHO SERVED LONG-TERM DEPRIVATION OF LIBERTY AND PERSISTENT REGIME-BREAKERS

the problems of social adjustment of the convicts who served long-term deprivation of liberty and persistent regime-breakers, and the ways of their solution are dealt with in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы, и злостных нарушителей режима»

УДК 343.848 ББК 67.409.18 Ю17

V.Ye. YUZHANIN

THE PROBLEMS OF SOCIAL ADJUSTMENT OF THE CONVICTS WHO SERVED LONG-TERM DEPRIVATION OF LIBERTY AND PERSISTENT REGIME-BREAKERS

Annotation: the problems of social adjustment of the convicts who served long-term deprivation of liberty and persistent regime-breakers, and the ways of their solution are dealt with in the article.

Key words: social adjustment, the convicts who served long-term deprivation of liberty, the Center of social rehabilitation.

ВЯЧЕСЛАВ ЕФИМОВИЧ ЮЖАНИН, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России)

E-mail: editor62@yandex.ru.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВШИХ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И ЗЛОСТНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ РЕЖИМА

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы социальной адаптации осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы, и злостных нарушителей режима, а также пути их решения.

Ключевые слова: социальная адаптация, осужденные, отбывшие длительные сроки лишения свободы,

центр социальной реабилитации.

В научной литературе принято считать прогрессивной системой исполнения наказаний особый ступенчатый порядок постепенного изменения условий отбывания наказания в лучшую и худшую сторону. Однако, полагаем, смыслу прогрессивной системы отвечает только изменение условий отбывания наказания в лучшую сторону, включая досрочное освобождение. Прогрессивная система связана с положительным поведением осужденных. Изменение условий отбывания наказания в худшую сторону характеризует регрессивную систему исполнения наказаний, которая обусловленаотрицательным поведением осужденных.

Согласно уголовно-исполнительному законодательству регрессивная система исполнения наказаний при отрицательном поведении осужденных будет выглядеть следующим образом:

1-й этап - отбывание наказания в обычных условиях (непредоставление перевода в облегченные условия при наличии взысканий);

2-й этап - перевод в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или в строгие условия отбывания наказания (при признании злостным нарушителем режима);

3-й этап - изменение вида режима в испра-

вительном учреждении (ИУ) на более строгий (перевод из колонии-поселения в колонию общего режима, из колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму).

Освобождение осужденных из ИУ по отбытии срока возможно на любом из указанных этапов регрессивного поведения, и это будет свидетельствовать о трудностях протекания процесса социальной адаптации, так как они, во-первых, подлежат освобождению непосредственно из закрытого учреждения; во-вторых, не стремились к исправлению; в-третьих, в основном утратили социально полезные связи и нуждаются в оказании помощи в жизнеустройстве после освобождения1.

Особую проблему составляет освобождение осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, тем более если они покидают ИУ после пребывания в ПКТ, ЕПКТ. В большинстве своем эти лица утратили социально полезные связи, семьи, привыкли к изоляции и своему кругу общения. Многие из них придерживаются криминальных традиций и не отказываются от преступной деятельности. Проблемы, связанные с удовлетворением самых элементарных жизненно важных потребностей,

накапливаются у этой категории лиц постепенно, по мере пребывания в изоляции. После освобождения их проявление может носить лавинообразный характер и вследствие этого процесс ресоциализации будет обречен на прерывание, так как эти лица по причине физической, психологической и нравственной неспособности не могут разрешить возникающие проблемы в короткий промежуток времени. Следует согласиться с Ю.В. Барановым в том, что процесс адаптации должен носить постепенный характер и это может быть достигнуто «как созданием буфера между пенитенциарными учреждениями и свободным обществом, так и предоставлением в самих пенитенциарных учреждениях осужденным на последних стадиях подготовки полусвободного режима»2.

Казалось бы, именно для этой категории осужденных необходимо создавать социальноадаптационный (полусвободный) режим перед освобождением, однако законодатель не идет на это, так как, видимо, срабатывает стереотип: отрицательно характеризующиеся осужденные представляют опасность для общества, и они должны быть до конца срока надежно от него изолированы. К тому же послабление в режиме законодатель традиционно воспринимает как льготу (меру поощрения), которой злостный нарушитель режима не заслуживает. Возникает вопрос: отпадает ли такая опасность, если злостный нарушитель освободится, отбыв законный срок наказания? Конечно, нет! Наоборот, он будет опаснее, если его не подготовить к освобождению, если он не пройдет постепенной адаптации к обществу.

В настоящее время процессы подготовки к освобождению и социальной адаптации этой категории лиц разъединяются: первый происходит в рамках исполнения наказаний, второй -за их пределами, первый - управляется администрацией ИУ, второй - никем не управляется, а в лучшем случае органами местного самоуправления (при решении вопросов трудового и бытового устройства) или милицией (при контроле за поведением).

Можно предложить два варианта постепенной социальной адаптации отрицательно характеризующихся освобождаемых и осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы: в условиях полусвободногорежима в конце срока отбывания наказания в Центре социальной реабилитации освобождаемых из мест лишения свободы (далее - Центр социальной реабили-

тации ) либо колонии-поселения. В обоих случаях период адаптации смещается на стадию подготовки осужденных к освобождению, когда они еще находятся в рамках действия норм уголовно-исполнительного законодательства и имеют статус осужденных. Подобное, например, практикуется в Японии.

Этап подготовки осужденных к освобождению в Центре социальной реабилитации должен проходить в условиях ограничения свободы и слежения за передвижением с помощью электронных браслетов. В уголовноисполнительном законодательстве следует предусмотреть для них на этот период полусвободный статус с обеспечением надзора и контроля за их поведением. Данные центры должны быть переданы в ведение уголовноисполнительных инспекций (УИИ), и в таком случае вся ответственность и за исполнение наказания, и за управление социальной адаптацией будет лежать на одном ведомстве -ФСИН России.

Центр социальной реабилитации мог бы выполнять такие функции, как оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении утраченных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом, получении или подтверждении специальности, переподготовке и повышении квалификации, оформлении пенсии, паспорта и иных документов, устройстве инвалидов и лиц престарелого возраста в дома инвалидов и престарелых; проведение воспита-тельной работы по специальному плану; правовая, нравственная и психологическая подготовка к полному освобождению; наблюдение и контроль за поведением и образом жизни освобождаемых; оказание содействия в получении медицинской помощи лицам, имеющим различные заболевания.

Мы понимаем, что будут проблемы с передачей центров социальной реабилитации в ведение ФСИН России, их финансированием, определением штатов и т. п. Однако вполне успешно можно реализовать второй вариант социальной адаптации злостных нарушителей режима и осужденных на длительные сроки лишения свободы - переводить их за шесть месяцев до освобождения в колонии-поселения. Но и в таких случаях возникнут проблемы, связанные с тем, что не в каждом регионе могут быть колонии-поселения, а где они есть, то, как правило, расположены вдалеке от районных и областных центров, мест жительства осужденных,

в которых им предстоит адаптироваться. Тем не менее существует надежда, что в рамках намеченной реформы УИС количество этих колоний будетувеличено и возможность управлять адаптацией освобождаемых лиц расширится.

Таким образом, реально соединить процессы подготовки к освобождению и управление социальной адаптацей наиболее опасной категории осужденных, находящихся в длительной изоляции от общества.

Социальная адаптация не заканчивается периодом подготовки к освобождению, а завершается полным вхождением человека в общественные отношения в первые месяцы пребывания на свободе. Этот заключительный период адаптации также должен быть управляемым, то есть сопровождаться органами, контролирующими поведение освобожденных.

На наш взгляд, лучшим вариантом для этого станет назначение и исполнение ограничения свободы как дополнительного вида наказания. Такие возможности предоставляет действующее уголовное законодательство, предусмотрев этот вид наказания за многие тяжкие и особо тяжкие преступления. Ограничение свободы как дополнительный вид наказания заменяет, по сути, устанавливаемый ранее административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы. Эффективность ограничения свободы очевидна: освобожденный существенно ограничивается в выходе из дома, общении с криминальными лицами, находится под жестким контролем сотрудников УИИ, его передвижение прослеживается по системе электронного мониторинга и пр.

Анализ Особенной части УК РФ показывает, что не все составы преступлений предусматривают дополнительное наказание в виде ограничения свободы, даже те их них, которые включают в себя тяжкие и особо тяжкие деяния. Злостным нарушителем режима может быть признан осужденный за преступление небольшой или средней тяжести, и если он подлежит освобождению по отбытии срока наказания, то также нуждается в жестком контроле за поведением. В связи с этим мы предлагаем в ч. 2 ст. 53 УК РФ внести дополнение следующего содержания: «Ограничение свободы может назначаться в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и

степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также признания его в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством злостным нарушителем режима суд признает необходимым определить ему после освобождения от наказания ограничение свободы».

В таком случае администрации ИУ будет предоставлено право выходить перед освобождением осужденного с представлением в суд о назначении ему дополнительного наказания в виде ограничения в свободы. Конечно, это будет противоречить принципу воздаяния за содеянное, но общественное благополучие важнее данного принципа, что не противоречит ст. 55 Конституции РФ, которая оправдывает такой подход целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

Подобные примеры есть в мировой практике. Например, в Англии, ФРГ, США и других странах осужденного могут оставить после отбытия срока наказания в тюрьме на срок до 10 лет в порядке применения меры безопасности, если его признают привычным преступником. Можно называть ограничение свободы, применяемое после отбытия наказания администрацией ИУ, мерой безопасности, однако от этого ничего не изменится.

Таким образом, вся система мер по управлению социальной адаптацией осужденных, отбывших длительные сроки лишения свободы, и злостных нарушителей режима может реализовываться в три этапа:

- подготовка осужденных к освобождению в исправительном учреждении по основному месту отбывания наказания;

- управление социальной адаптацией в полусвободных условиях: в Центре социальной реабилитации или колонии-поселении;

- управление социальной адаптацией после освобождения от отбывания наказания в условиях отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Эта система отвечает рекомендациям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые определяют, что «перед окончанием срока заключения желательно, чтобы были предприняты шаги по созданию для заключенного условий постепенного возвращения к жизни общества. Эта цель может быть достигнута, в зависимости от конкретного случая, путем установления предосвободительно-

го режима в том же самом институте или в другом подходящемучреждении либо посредством условного освобождения под какой-либо вид надзора, который не должен быть поручен только полиции, а должен осуществляться с эффективной социальной помощью» (ч. 2 ст. 60).

Следует поднять еще одну проблему - участие общественности в работе с освобожденными. В настоящее время последние остаются вне сферы ее внимания. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» имеет лишь косвенное отношение к освобожденным. Например, он предусматривает деятельность общественных наблюдательных комиссий по укреплению социально полезных связей освобождаемых, контактов с семьями, лицами, организациями, находящимися за пределами мест изоляции; оказание помощи в получении профессионального образования. По сути, этот Закон распространяется только на лиц, находящихся в местах лишения свободы, а не за их пределами. В связи с этим освобожденный не может обратиться ни за каким-либо содействием, ни с жалобой на действия должностных лиц и т. п.

Кроме того, необходимо подумать об учреждении института внештатных сотрудников(офи-церы запаса, юристы, педагоги, студенты и пр.), которые должны проходить краткие курсы обучения работе с освобожденными. Можно предусмотреть и частичную оплату их деятельности из средств специальных благотворительных фондов, созданных в каждом субъекте Российской Федерации.

Деятельность по участию общественных опекунов за освобожденными из мест лишения свободы подпадает под Европейские правила применения общественных санкций и мер, которые содержатся в Рекомендации № Я (92) 16 Совета Европы. В них регламентируются вопросы привлечения общества к работе с бывшими заключенными, особенно в решении вопросов здравоохранения, жилищного и трудового устройства. В настоящее время понимание важности действий всего общества в целях ресоциализации осужденных пришло во многие европейские страны3. В связи с этим в Федеральном законе от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ следуетв отдельной статье определить формы участия общественных наблюдательных комиссий в ресоциализации освобождаемых или освобожденных из мест принудительного содержания. В этом или другом законе необходимо также определить формы участия в данном процессе внештатных сотрудников указанных организаций или опекунов.

На наш взгляд, вся работа с освобождаемыми лицами должна быть регламентирована в отдельном федеральном законе «Об оказании содействия в социальной адаптации лицам, освобожденным из мест лишения свободы».

1 См.: Федореев П.Р. Отрицательно характеризующиеся осужденные в местах лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 2005. С. 14-22.

2 Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 194.

3 См.: Виркунен Е. Финский опыт привлечения общества к оказанию помощи заключенным и их последующей адаптации // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: сб. материалов 16-го заседания руководящей группы Совета Европы по реформированию УИС РФ / под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2003. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.