Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации и развития детей и молодежи в современных условиях'

Проблемы социальной адаптации и развития детей и молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1216
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации и развития детей и молодежи в современных условиях»

Социальные аспекты регионального развития

УДК 316.346.32-053.6

Евгений Константинович Артемов

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В

Проблемы социальной адаптации детей невозможно рассматривать в отрыве от их семейного окружения. Роль семьи в обществе и жизни человека любого возраста, особенно детского, несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Именно семья способна обеспечить необходимый уровень психологического комфорта, любви и эмоциональной поддержки всем своим членам, создать условия для полноценной социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Президент России В.В. Путин издал Указ о проведении в 2008 году в Российской Федерации Года семьи.

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В последние годы социальная политика в отношении детства в Вологодской области и в России в целом направлена на профилактическую работу с семьей и детьми, на повышение внутрисемейной ответственности за воспитание и дальнейшую адаптацию детей, на повышение роли отцов в воспитании детей (рис. 1).

На рассмотрении в Правительстве области находится закон, которым на территории нашей области устанавливается День отца, который будет отмечаться ежегодно во второе воскресенье декабря.

Значительную роль в социализации детей (особенно из малообеспеченных, неполных, находящихся в социально опасном положении семех*) играет ближайшее окружение: близкие родственники, соседи, друзья, школа.

Для того чтобы семья в полной мере могла выполнять обязанности по воспитанию и развитию детей, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие, комплексная государственная поддержка.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на социализацию семьи

Семья

Внутрисемейная ответственность Ответственность за социализацию и воспитание детей возлагается на семью • Возрастает значимость роли отца в воспитании ребенка

Ближайшее окружение

Близкие родственники (преемственность поколений, семейные традиции)

• Соседи, друзья, школа, соцучреждения и т. д.

Комплексная государственная поддержка

Несмотря на то, что в результате положительной динамики реальных денежных доходов населения снизился уровень бедности (доля малоимущего населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 18,3% в 2005 г. до 17,4% в 2006 г.) и жизненная ситуация семей, детей, молодежи в Вологодской области сохраняет устойчивую тенденцию к значительному улучшению, продолжают оставаться определенные проблемы в социальной адаптации детей, прежде всего:

> безнадзорных детей;

> несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения (например, освободившиеся из мест лишения свободы, имеющие опыт употребления психоактивных веществ);

> детей с ограниченными возможностями.

Решение проблем социальной адаптации семьи и детей в области сопровождается постоянным процессом оптимизации имеющихся ресурсов и поиском новых подходов в работе с семьей и детьми (рис. 2).

Новые подходы в комплексной поддержке семей с детьми нарабатываются в ходе участия социальных работников области в ряде проектов по совершенствованию деятельности работы социозащитных учреждений, реализуемых в настоящее время на территории области. Тринадцать учреждений являются опорно-экспери-

ментальными площадками департамента труда и социального развития по отработке и распространению новых технологий социальной работы с населением. Социально-реабил итаци-онный центр для несовершеннолетних в Шекснинском районе получит статус опорно-экспериментального учреждения Минздравсоцразвития РФ.

Как правило, специалисты социальных служб включаются в работу с семьей в тот период, когда нерешенные внутренние проблемы семьи приводят к нарушению связей с социальными института ми и она не в состоянии восстановить их своими силами.

Рисунок 2. Новые подходы в работе с семьей и детьми

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оказание ранней помощи и поддержки семье с целью предупреждения в ней проблемы кризиса Содействие в преодолении социальной самоизоляции семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации Содействие в раскрытии потенциала семьи при решении возникающих проблем социального, педагогического, психологического, медицинского характера и др. Совершенствование просветительской и образовательной работы с родителями в вопросах воспитания детей

Современные подходы в социальной работе с семьей и детьми

Решение проблем семьи вместе с семьей, а не вместо нее Акцент ставится не на саму проблему, а на ресурсы и возможности семьи в решении возникшей проблемы

Для того чтобы как можно быстрее и эффективнее нормализовать адаптационные функции семьи, специалисту необходимо иметь навыки управления отношениями внутри семьи И одновременно работать над взаимодействием семьи и ее социального Окружения.

Одним из методов, позволяющих выстраивать работу в этом направлении, является сетевая работа с ближайшим окружением семьи и ребенка (применяется в 10 учреждениях Социального обслуживания семьи и детей). Используя этот метод, специалисты смещают акцент в своей деятельности

с работы с ребенком на работу с взаимоотношениями между различными системами (дети - родители, дети -школа, родители - школа, семья - родственники и т. д.).

Когда семейная ситуация представ-ляетутрозу для жизни и здоровья ребенка и требует экстренного вмешательства, в результате которого ребенок чаще всего помещается в специализированное учреждение, еще одну возможность для оптимизации процесса социальной адаптации предоставляют семе иные воспитательные группы (СВГ), которые выполняют функцию профессиональной семейной замещающей заботы (рис. 3).

Рисунок 3. Эффективность Деятельности семейных воспитательных групп

Экономический эффект

Содержание одного воспитанника

в семейной воспитательной группе

в стационарных^ условиях

в среднем

4,5 тыс. руб.

9,5 тыс. руб.

экономия в 2,13 раза

Социальный эффект

Реализация приоритетного права ребенка жить и воспитываться В семье (Конвенция о правах ребенка и ст. 123 Семейного кодекса РФ)

Реабилитация несовершеннолетнего в условиях СВГ позволяет поддерживать связь с его родной семьей

Проживание ребенка в привычных для него домашних условиях способствует лучшей социальной реабилитации и адаптации Оказание содействия семье по выходу из кризисной ситуации

7\

В 2006 году в приютах и социадьно-реабилитационных центрах области в условиях стационара прошли реабилитацию 908 детей (2005 г. - 840 детей).

Как правило, это педагогически запущенные дети с различными формами девиантного поведения, чаще всего страдающие хроническими Забо-леваниями. И самый негативный фактор практическое отсутствие у всех их опыта положительного семейного взаимодействия.

Семейная воспитательная группа создает реабилитационную среду, которая имеет характеристики полноценной семьи и существенно отличается от прежней среды обитания ребенка, что в дальнейшем помогает ему более полноценно адаптироваться к окружающему миру.

За период с 2003 по 2007 год спе-циализированными учреждениями открыто 42 семейные группы, в которых прошли реабилитацию 45 детей.

Опыт работы семейных воспитательных групп показывает положительную динамику социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Подтверждением служат результаты реабилитационного процесса, проходившего в семейных воспитательных группах. Практически у всех детей стабилизируется эмоциональное состояние; значительно снижается тревожность, агрессивность; решаются проблемы школьной дезадаптации; происходит формирование навыков здорового образа жизни; развитие познавательной и коммуникативной сферы; формируются навыки самообслуживания.

Психологи специализированных учреждений отмечают, что при прохождении ребенком реабилитации только в учреждении данные показатели ниже в среднем на 30 - 40%.

Кроме того, СВГ в сочетании с использованием других эффективных методик работы с семьей позволяет поддерживать связь ребенка с родственниками, создает предпосылки для его дальнейшего жизнеустройства (переход СВГ в приемную или опекунскую семью). Более 80% детей, прошедших реабилитацию в СВГ в 2003 -2007 гг., воспитываются сегодня в родных или замещающих семьях.

Немаловажно, что, кроме социального, создание семейных воспитательных групп имеет и экономический эффект.

Серьезные проблемы в адаптации испытывают подростки и молодые люди, склонные к антиобщественному поведению.

В 2006 г. более 1700 преступлений совершено несовершеннолетними, 978 общественно опасных деяний

совершено детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Многие правонарушения совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Анализ работы специализированных учреждений для несовершеннолетних показывает, что среди поступающих в них детей наиболее часты случаи табакокурения, употребления алкоголя, токсичных веществ, более 90% детей направляются в приюты и социально-реабилитационные центры области из семей с алкогольной зависимостью. В ряде районов отмечены случаи раннего употребления (с 7 лет) психоактивных веществ.

Поэтому в настоящее время в наших учреждениях ведется работа по внедрению инновационных методов, направленных на содействие подросткам и молодежи в преодолении кризисных, стрессовых ситуаций. К осуществлению профилактики негативных явлений в среде сверстников активно привлекаются волонтеры (из числа работающей и учащейся молодежи).

В Шекснинском районе и городе Череповце открыты социальные клиники, где оказывается помощь детям, подросткам, молодым людям, имеющим опыт употребления алкоголя и наркотиков, и проводится работа с их родителями. В городах Вологде, Соколе, а теперь и в Вытегре работают приемные для молодежи, в которых могут получить конфиденциальную поддержку подростки, юноши и девушки, находящиеся в критической жизненной ситуации (нежелательная беременность, венерические заболевания, одиночество, конфликты с окружающими, трудности в адаптации после освобождения из мест лишения свободы и т. д.).

В 2006 г. в приемные для молодежи и социальные клиники обратилось свыше 4000 молодых людей.

Особенно тяжело проходит адаптация к социуму у несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. Подросток ощущает изоляцию, которая часто толкает его на совершение повторных преступлений.

При организации работы по социализации данной категории подростков и молодежи основными задачами социальных служб являются:

• подготовка семьи к возвращению подростка;

• содействие в возвращении в учебное заведение или в устройстве на работу;

•оказание при необходимости материальной помощи.

В центре особого внимания учреждений социальной защиты находятся семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, многие из которых имеют низкие адаптационные возможности (супружеские кризисы при рождении больного ребенка, невозможность найти хорошо оплачиваемую работу, отсутствие ресурсов на лечение ребенка).

Направления работы с семьей, где воспитывается ребенок-инвалид, позволяют оказать помощь в конкретной сложившейся ситуации, а также помочь дальнейшей самореализации и семьи и ребенка. Это:

1) оказание ранней педагогической помощи родителям;

2) открытие групп дневного и пятидневного пребывания для детей с интеллектуальными нарушениями на базе Сокольского детского дома-интерната;

3) надомное обслуживание немобильных детей командой социальных работников;

4) клубная работа с молодыми инвалидами;

5) реализация индивидуальных программ реабилитации;

6) просветительская и образовательная работа с родителями.

Реализация данных подходов позволяет семье и ребенку сохранить самодостаточность и обеспечивает максимальную реализацию внутренних резервов.

Результатами совершенствования деятельности по социальной защите населения Вологодской области, направленной на решение проблем адаптации детей и молодежи, являются:

> развитие нестационарных форм реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями;

> усиление пропаганды авторитета семьи, возрождение и укрепление семейных традиций;

> повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Главный принцип и результат нашей работы - сохранение семьи для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.