Научная статья на тему 'Проблемы социального неравенства в свете «Новой волны модернизации» в России'

Проблемы социального неравенства в свете «Новой волны модернизации» в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
«НОВАЯ ВОЛНА МОДЕРНИЗАЦИИ» / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / "NEW WAVE OF MODERNIZATION" / SOCIAL INEQUALITY / QUALITY AND STANDARD OF LIVING / SPECIAL-PURPOSE SUPPORT / GOVERNMENT INITIATIVES / MODERNIZATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багрий Екатерина Ивановна

Понятие «новая волна модернизации» вводится в контексте перспектив посткризисного развития государства. Модернизация в России как социальный процесс рассматривается через различные исторические периоды. Особое внимание уделяется анализу содержания «новой волны модернизации», её основных целей и задач, направленных на повышение качества и уровня жизни населения. На основе социологических исследований и статистических данных анализируется проблема углубления социального неравенства, нарастания поляризации структуры общества в России, подчеркивается важность решения проблемы, указанной в период посткризисной модернизации. Выделяются основные условия для достижения положительных результатов от проведения модернизации, где основная роль в её осуществлении отводится активному участию региона и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL INEQUALITY IN THE LIGHT OF THE NEW WAVE OF MODERNIZATION IN RUSSIA

The concept of new wave of modernization is introduced in the context of the prospects of the post-crisis development of the state. Modernization in Russia as a social process is considered through different historical periods. Particular attention is paid to the analysis of the content of the new wave of modernization, its main goals and objectives aimed at improving the quality and standard of living. Based on sociological studies and statistical data the author analyzes the problem of deepening of social inequality, polarization increase of the society structure in Russia. The article underlines the importance to solve the problem indicated in the post-crisis period of modernization. The basic conditions for achieving positive results from the modernization are specified, whereas the main role in the implementation of modernization is performed by an active participation of the region and people.

Текст научной работы на тему «Проблемы социального неравенства в свете «Новой волны модернизации» в России»

УДК 316.422.42

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В СВЕТЕ «НОВОЙ ВОЛНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ» В РОССИИ

Е.И. Багрий1

Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Понятие «новая волна модернизации» вводится в контексте перспектив посткризисного развития государства. Модернизация в России как социальный процесс рассматривается через различные исторические периоды. Особое внимание уделяется анализу содержания «новой волны модернизации», её основных целей и задач, направленных на повышение качества и уровня жизни населения. На основе социологических исследований и статистических данных анализируется проблема углубления социального неравенства, нарастания поляризации структуры общества в России, подчеркивается важность решения проблемы, указанной в период посткризисной модернизации. Выделяются основные условия для достижения положительных результатов от проведения модернизации, где основная роль в её осуществлении отводится активному участию региона и человека. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: «новая волна модернизации»; социальное неравенство; качество и уровень жизни населения; программно-целевое обеспечение; государственные инициативы; модернизация; эффективность.

PROBLEMS OF SOCIAL INEQUALITY IN THE LIGHT OF THE "NEW WAVE OF MODERNIZATION" IN RUSSIA E.I. Bagriy

Irkutsk State University,

1, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.

The concept of "new wave of modernization" is introduced in the context of the prospects of the post-crisis development of the state. Modernization in Russia as a social process is considered through different historical periods. Particular attention is paid to the analysis of the content of the "new wave of modernization", its main goals and objectives aimed at improving the quality and standard of living. Based on sociological studies and statistical data the author analyzes the problem of deepening of social inequality, polarization increase of the society structure in Russia. The article underlines the importance to solve the problem indicated in the post-crisis period of modernization. The basic conditions for achieving positive results from the modernization are specified, whereas the main role in the implementation of modernization is performed by an active participation of the region and people. 6 sources.

Key words: "new wave of modernization"; social inequality; quality and standard of living; special-purpose support; government initiatives; modernization; efficiency.

Современная Россия переживает новый этап («новую волну») модернизации, направленный на реформирование политической, экономической и социальной систем. Известно, что процесс модернизации (франц. modernisation, от moderne - новейший, современный) предполагает качественные изменения в социальной системе в соответствии с современными, новейшими требованиями и нормами. В посткризисный период, когда многие развитые страны пытаются занять лидирующие позиции в мировом пространстве, модернизация становится обязательным условием дальнейшего развития государства. Не вызывает сомнений, что правильный выбор ключевых направлений, по которым пойдет процесс модернизации, во многом предопределяет перспективность развития государства и возможность занятия им лидирующих позиций на мировой арене. История развития многих государств показывает, что в различные временные периоды они уже совершали значительные рывки в своём развитии именно благодаря успешной модернизации. Для России понятие модернизации также не

является новым. Россия сталкивалась с этим процессом в периоды правления русских монархов, а также на переломных этапах истории. В советский период через новую экономическую политику (НЭП), коллективизацию, переход к плановой экономике и др. наиболее ярко проявляется сущность модернизации.

В Х1Х-ХХ вв. модернизация в России как социальный процесс имела свои особенности, проявляющиеся в том, что большинство попыток закончилось провалом, а некоторые привели только к ухудшению социально-экономического положения страны. Зачастую модернизация в России была направлена на то, чтобы догнать другие страны, которые уже успешно провели модернизацию и перешли к новому этапу развития. Говоря о современной России, необходимо отметить, что конец 2000-х гг. обернулся для страны и всего мира глобальным экономическим кризисом, который отбросил многие страны назад и заставил государства переосмыслить свою политику в социально-экономической сфере. Пришло понимание того, что современный кризис способен изменить мировую си-

1Багрий Екатерина Ивановна, аспирант, тел.: 89501398535, e-mail: bagriy@land.ru Bagriy Ekaterina, Postgraduate, tel.: 89501398535, e-mail: bagriy@land.ru

стему и, как следствие, привести к смене лидеров на мировой арене. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что возможность выхода России из кризиса с наименьшими потерями и перспективное развитие экономики страны - это основные задачи современной посткризисной модернизации.

Анализируя проблемы социального неравенства в России, приходим к выводу, что без проведения нового социально-ориентированного курса модернизации невозможно решение вышеуказанных проблем. Об этом говорилось и в обращение Президента РФ Д.А. Медведева к гражданам России 10 сентября 2009 года. В статье «Россия, вперед!» им дана экспертная оценка ситуации в этой сфере, акцентируется внимание на том, что мировой экономический кризис позволил по-новому переосмыслить проблемы, стоящие перед Россией. По мнению президента, двадцать лет бурных преобразований так и не избавили страну от сырьевой зависимости, более того, современная экономика в значительной степени игнорирует потребности человека. Среди основных выводов и утверждений есть признание того факта, что в большинстве своём «отечественный бизнес не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии, ... российская экономика не является конкурентоспособной, в стране высок уровень коррупции, неэффективно решаются проблемы социальной сферы» [4]. Критически оценивая ситуацию в России, президент выступал с призывом к новому витку модернизации, направленной на развитие инновационной экономики, технологий, совершенствование политической системы, решение демографических проблем, которая, в конечном счете, сводится к улучшению качества и уровня жизни населения России. Обозначенные Президентом РФ направления и курс развития страны можно назвать не иначе как «новая волна модернизации».

В соответствии с заданным курсом, современная модернизация страны должна касаться каждого человека и, в конечном счете, привести к улучшению качества и уровня жизни населения страны. Между тем, опираясь на статистические данные и результаты проведённых исследований, мы видим, что на протяжении конца XX - начала XXI в. происходит углубление социального неравенства, нарастает поляризация структуры общества. Россия подходит к новому этапу развития своей социальной структуры, который можно обозначить как институционализация неравенства, возникновение прочной иерархии привилегий и лишений в отношении доступа к желаемым благам и ценностям [1]. Прожиточный минимум на душу населения в России в III квартале 2010 г. составил 5707 руб. В эту сумму оценивается ежемесячных набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека. Данный показатель является основным, именно на него ориентируются при расчёте пенсий, заработной платы, оказании социальной помощи и т.д. Однако эксперты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) считают, что к неблагополучным слоям населения относятся те, кто имеет доход ниже трёх бюджетов прожиточного минимума, а именно 17121 руб. При этом они выделяют

два слоя населения - самый неблагополучный и малообеспеченный. Доля россиян, имеющих доход от одного до трёх бюджетов прожиточного минимума, по подсчётам экспертов, превышает 50% населения [3]. Это не единственный показатель, характеризующий глубину проблем социального неравенства. По данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевой денежный доход населения в 2010 г. составил 18453 руб. При этом минимальный размер оплаты труда в III квартале 2010 г. составил 4330 руб. в месяц. Численность населения в первом полугодии 2010 г. с доходами ниже прожиточного минимума составила 19,1 млн. чел. (13,6 % от общей численности населения), что говорит о процессе маргинализации населения. Очевидно, что среднедушевой денежный доход населения не является объективным показателем, отражающим уровень жизни большинства населения, а его некоторый рост ставит вопрос, кто стал жить лучше - обеспеченный или малообеспеченный человек. Существенное различие доходов этих категорий населения подтверждается такими показателями, как коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), который за 9 месяцев 2010 г. составил 15,8, и коэффициент Джинни (коэффициент концентрации доходов), который составил 0,414 [6]. Статистические показатели, определяющие проблемы социального неравенства в России, часто неадекватны, что во многом обуславливается значительным расхождением официальной и реальной экономической статистики. Отсутствие объективных статистических данных во многом осложняет анализ социально-экономической ситуации в России и её субъектах, вследствие чего предпринимаемые на их основе государственные инициативы в области решения проблемы часто неэффективны. Справедливо также заметить, что социальное неравенство в принципе неустранимо и даже является основой развития, однако, сильная поляризация населения скорее его тормозит. Поэтому основной целью государства является сокращение социального неравенства в России путём повышения качества и уровня жизни отдельных слоёв населения.

Решение проблемы социального неравенства, повышение качества и уровня жизни населения - такова основа современного курса посткризисной модернизации в России. Полагаем, что государственные инициативы в рамках модернизации во многом должны быть направлены на эффективное решение проблем в этой сфере и не игнорировать отдельные потребности человека. Поэтому основная цель государства состоит не просто в достижении количественных показателей, а в качественном изменении ситуации. Повышение качества и уровня жизни населения является приоритетным направлением социальной политики в развитых странах, обеспечивающим устойчивое развитие экономики государства. Как отмечалось выше, в современных условиях модернизация в России должна быть направлена на повышение эффективности государственного управления, достижение высоких экономических показателей, развитие технологий и реформирование социальной сферы. Одна из основ реше-

ния проблемы социального неравенства - формирование эффективного рынка труда через снижение безработицы и повышение оплаты труда. В условиях новой волны модернизации в России для решения проблем социального неравенства большое внимание должно уделяться эффективной реализации социально-экономических программ, направленных на поддержку нуждающихся слоев населения. Однако эффективное проведение модернизации и, как следствие, решение проблем социального неравенства возможны, если модернизация станет общенациональной стратегией, для осуществления которой будут мобилизованы и сконцентрированы все ресурсы страны. Для этого необходимо, чтобы в стране сложились следующие социальные предпосылки:

- наличие модернизационного проекта (стратегии), обеспечивающего не только мобилизацию ресурсов для ускоренного развития, но и материальную заинтересованность значительной части (а желательно большинства) общества в осуществлении этого проекта;

- согласие активной части общества, готовой сознательно и в течение длительного времени осуществлять стратегию модернизации;

- стратегически мыслящая элита;

- способность элиты быть не только стратегически мыслящей, но и социально ответственной, чтобы не дискредитировать свои цели перед лицом большинства граждан.

При этом для реализации указанных условий должны сложиться соответствующие им механизмы экономической, социальной, политической, идеологической и культурной мобилизации как для широких слоев населения, так и для элиты [2].

Кроме того, эффективность и качество модернизации определяется степенью участия каждого региона в ее осуществлении. В отношении социально-экономических проблем региона государственные инициативы должны касаться в большей мере социальной сферы, но также должны решать и проблемы бизнеса, транспортной и рыночной инфраструктур, которые являются самыми слабыми во всех регионах. Процесс модернизации должен быть направлен на сокращение межрегиональной ассиметрии, чего можно добиться включением каждого региона в процесс преобразования. Для этого необходимы соответствующие финансовые средства и эффективная система управления. Так, главной целью развития регионов в условиях модернизации в России является создание благоприятных условий для реализации потенциала каждого региона, имеющего свои достоинства и пробле-

мы, которые необходимо учитывать и выстраивать политику так, чтобы сильные стороны региона способствовали решению проблемных моментов. Так, например, Иркутская область входит в число российских регионов с удовлетворительным социально-экономическим положением. К преимуществам Иркутской области относится то, что это ресурсно-экспортный и урбанизированный регион, ставший базовым для многих компаний крупного бизнеса; имеет повышенные доходы населения, особенно занятого в ведущих отраслях промышленности и управлении, незначительный миграционный отток и пока еще более молодое население. Социальные проблемы области -неудовлетворительное состояние здоровья населения и низкие показатели продолжительности жизни, в том числе из-за высокой загрязнённости окружающей среды; маргинализация сельского населения и жителей небольших промышленных посёлков, не имеющих доступа к высоким доходам экспортных отраслей; повышенный уровень бедности и безработицы, особенно среди молодёжи; низкое качество жилья и минимальные инвестиции в развитие социальной сферы [5]. Так, одним из необходимых условий решения проблем социального неравенства Иркутской области в условиях новой волны модернизации является повышение эффективности государственного управления, основанного на решении первоочередных актуальных проблем региона с учётом преимуществ. Именно комплексное решение проблем социально-экономической сферы является основным условием сокращения социального неравенства как внутри региона, так и на уровне межрегиональной дифференциации.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что решение проблем социального неравенства путём повышения качества и уровня жизни населения в условиях нового этапа модернизации возможно в результате активного участия регионов и каждого человека в её реализации. Предпринимаемые государственные инициативы должны быть понятны людям и отвечать их потребностям. Зная, как и в каких сферах модернизация изменит их жизнь, люди согласятся с политикой государства, которая должна охватывать все стороны общественной жизни и привести их в соответствие с современными мировыми стандартами. Россия должна учесть и не допустить ошибки предыдущих попыток модернизировать страну, использовать весь имеющийся огромный социально-экономический потенциал. Сильное современное государство - это, в первую очередь, государство с высоким качеством и уровнем жизни населения, минимальным уровнем социального неравенства.

Библиографический список

1. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 34-43.

2. Колганов А. Три модернизации в России и наше время // Политический класс. 2005. № 11. С. 69-70.

3. Доходы и расходы. [Электронный ресурс] / Российская газета. Экономика. Режим доступа:

http://www.rg.ru/2010/07/23/itogi-site.html, свободный. - загл. с экрана.

4. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://президент.рф/transcripts, свободный. - загл. с экрана.

5. Социальный атлас российских регионов. [Электронный ресурс] / Независимый институт социальной политики. Ре-

жим доступа: http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml, ный. загл. с экрана.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru, свободный. - загл. с экрана.

УДК 300.399.34

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ

Батжав Лхамжав1

Организационная служба при администрации Президента Монголии, Монголия, г. Улан-Батор, Чингэлтэйский район, ул. Мира, 17.

В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития Монголии. Необходимо принятие норм применения методов регулирования столкновения интересов. Законодательство о столкновении интересов должно учитывать степень развития гражданского общества, основные принципы и особенности организации государственной службы. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: реформа государственной службы; столкновения; методы регулирования; общество.

PUBLIC SERVICE REFORMING AS A REGULATION METHOD OF CONFLICTS OF INTEREST Batzhav Lhamzhav

Organizational office at the Administration of the President of Mongolia, 17, Mir, St., Chingelteysky area, Ulan Bator, Mongolia.

Currently, the public service reform is one of the most important priorities in the development of Mongolia. It is necessary to adopt the norms for the application of methods regulating conflicts of interest. Legislation on conflicts of interests must take into account the degree of civil society development, the basic principles and organization features of public service. 14 sources.

Key words: public service reform; conflicts; regulation methods; society.

Реформирование государственной службы. В

настоящее время реформа государственной службы является одним из важнейших приоритетов развития Монголии. Стратегический документ реформирования государственной службы Монголии был принят 30 апреля 2004 года. Постановление, определяющее перспективы государственной службы, реализуется Правительством Монголии в рамках общегосударственной программы. Обновление и реформирование аппарата госслужбы предполагает повышение квалификации, аттестацию более 120000 государственных служащих, работающих в более 5000 государственных ведомств, органов и организаций. Поставлена задача формирования новой культуры и морали государственной службы. Актуальность реформирования аппарата госслужбы дважды озвучивалась в Посланиях Президента Монголии Великому Хуралу. По его мнению, переустройство монгольской власти должно иметь три составляющих:

- перераспределение ответственности и полномочий властей различных уровней;

- проведение административной реформы;

- реформирование государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной

службы представляет собой совокупность последова-

тельных действий государственных органов власти различных уровней и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности.

Реформы могут быть поверхностными и частичными, радикальными, ведущими к качественному переустройству объекта, затрагивающему его глубинные основания. Но в любом случае путь реформ - это путь постепенного, эволюционного изменения. Обычно реформы вызываются к жизни общественной потребностью, когда осознается необходимость их проведения и появляются соответствующие предпосылки. Но реформы могут носить и искусственный характер, отвечая лишь интересам "верхов". Реальный социальный смысл реформ определяется конкретными условиями, характером тех проблем и противоречий, которые решаются с помощью данных реформ.

Результаты и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс.

Регулирование столкновения интересов, но-

1 Батжав Лхамжав, доктор юридических наук, профессор, действительный член Академии международной информатики, начальник организационной службы при Администрации Президента Монголии, тел.: 97670131933, е-mail: batjav@president.mn

Batzhav Lhamzhav, Doctor of Legal Sciences, Professor, Full Member of the Academy of International Information Science, Head of the Organizational Office at the Administration of the President of Mongolia, tel.: 97670131933, e-mail: batjav@president.mn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.