Научная статья на тему 'Проблемы социально-культурной деятельности как средства развития ребенка-инвалида'

Проблемы социально-культурной деятельности как средства развития ребенка-инвалида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
99
Поделиться

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луценко Е. Л.

В данной статье рассмотрены проблемы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов. Представлен анализ концепции социокультурной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Луценко Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы социально-культурной деятельности как средства развития ребенка-инвалида»

3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2002.

4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2004.

5. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика». - М.: ВЛАДОС, 2005.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА © Луценко Е.Л.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В данной статье рассмотрены проблемы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов. Представлен анализ концепции социокультурной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями.

Актуальность проблемы изучения возможностей развития личности ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых, наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), почти 20 % детей имеют непатологические, пограничные отклонения от психической нормы. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможностей для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. В России, как и во всем мире, также наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки инвалидов не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем.

* Декан факультета сервиса, рекламы и социальной работы, доцент кафедры Сервиса, рекламы и социальной работы, кандидат социологических наук.

Положение инвалидов существенно ухудшается в кризисные периоды развития общества - обостряются чувства зависимости, неустроенности, ущербности. В такой ситуации даже социальная коммуникация становится дополнительным источником социального напряжения. Не случайно в проекте федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» на 2000-2005 годы сказано, что на современном этапе развития общества решение проблем инвалидности и инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и важнейшим компонентом системы социальной безопасности как всего населения, так и его социально уязвимых слоев.

Во-вторых, обращение к данной теме обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, ее способностью решать значимые личностные проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-инвалида. Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны. Процесс личностного формирования здесь отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера.

Особенно актуальной является проблема совершенствования условий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов. Во-первых, развитие такого ребенка протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны. Во-вторых, процесс личностного формирования здесь отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и даже педагогического происхождения, острота которых непосредственно определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенок с ограниченными возможностями нуждается в специальной профессиональной помощи педагогов и психологов, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к серьёзным, а подчас и необратимым последствиям.

К сожалению, в настоящее время возможности для осуществления эффективной коррекционно-развивающей и социализирующей помощи детям-инвалидам весьма ограничены. Сложившаяся практика подготовки специалистов в области коррекционной педагогики лишь отчасти отвечает современным требованиям и стандартам и не в полной мере обеспечивает теоретическую, практическую и психологическую готовность тех, кто призван её осуществлять. Традиционная педагогика, отождествляющая любое воспитание с манипулированием ребенком и коррекцией его поведения, не всегда оказывается готовой к работе даже со здоровыми, полноценными детьми. Еще менее способна она решать проблемы, возникающие у ребенка с ограниченными возможностями.

Одной из причин низкой эффективности социально-адаптационных мероприятий является теоретическая неразработанность проблемы. До

сих пор механизмы и формы социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями так и не стали предметом специальных педагогических исследований [5]. Сказывается инерция традиций коррекционной педагогики, стремление формировать оптимальные педагогические концепции с ориентацией на здоровый контингент, рассматривая при этом здоровье лишь с точки зрения его физической составляющей. В имеющихся исследованиях в рамках проблематики коррекционной педагогики в качестве самого важного параметра психического здоровья рассматривается психофизиологический уровень, непосредственно связанный с наследственными, биологическими характеристиками, в то время как личностно-смысловой и индивидуально-психологический уровни, обусловленные социальными условиями бытия и качеством обучения и воспитания, практически не анализируются. Таким образом, традиционный реабилитационный подход не исчерпывает всю полноту проблем инвалидов. В нем отражается преимущественно негативный пласт видения социальной сущности ребенка. Проблема же инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной интеграции инвалидов является культурно-досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкуль-турации и самореализации личности (М.А. Ариарский, А.П. Марков, С.С. Сукало, Б.А. Титов). Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, выполняющей, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, более успешно обеспечивающей инкультурацию и самореализацию личности.

В основу концепции социально-культурной интеграции детей-инвали-дов могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности. Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления [4].

Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития - адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуро-творчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации - инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки - комплексной реабилитации. В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социальнокультурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Реабилитация, по нашему мнению, должна играть роль своего рода «локомотива» или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации. В данном контексте социокультурная реабилитация представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество. В контексте современных представлений о данном процессе социокультурную реабилитацию можно рассматривать как один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, и в то же время - как один из путей его гуманизации и стабилизации [6].

Мы считаем, что социально-культурная реабилитация, равно как и другие ее виды, достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с другими, прежде всего, медицинским направлением реабилитации, поскольку, как показывает практика, зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является реабилитантом. Таким образом, возникает острая необходимость поиска механизмов взаимодействия субъектов. Поэтому задача воспитательного влияния на личность ребенка-инвалида, способной к вхождению в интеграционные отношения, заключается в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде. Результаты анализа социологической информации, деятельности практиков свидетельствуют о целесообразности опоры на социально-культурную реабилитацию инвалидов в решении данной задачи. Этому способствует наличие у социально-культурной сферы значи-

тельных возможностей, способствующих раскрытию уникальности и самобытности личности каждого человека, участвующего в реабилитации. Исходя из реально сложившихся условий, социально-культурную деятельность важно рассматривать не обособленно, а как органическую составную часть единого социально значимого процесса интеграции, посредника между культурной средой и микромиром личности здорового и инвалида.

Список литературы:

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. / B.C. Агеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С. 222-226.

2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - С. 228-367.

3. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина. // Социс. - 1993. - № 1. - С. 62-67.

4. Ким Е.Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями: // автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.Н. Ким. - М., 1997. - 24 с.

5. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов; М-во труда и соц. развития РФ. - М.: Просвещение, 2002. - 448 с.

6. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации / Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002. - 144 с.

7. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казане. ун-та, 2001. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Олейников А.В.*

Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова, г. Псков

В статье рассматриваются различные подходы к феномену психологической устойчивости личности. Выделяются такие ее показатели как психологическое благополучие и нравственная устойчивость личности. Приводится анализ резуньтатов исследования психологического благополучия учащихся начального профессионального образования и предлагаются пути повышения психологической устойчивости.

* Ассистент кафедры Психологии развития и образования.