Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
839
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ЭВОЛЮЦИЯ ОДАРЕННОСТИ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеидова Р.С., Баширова М.А.

Статья посвящена особенностям развития личности одаренного ребенка и его проблемам в социокультурной среде. Авторы полагают, что одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обуче- ния и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Авторы приходят к выводу, что для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Учитель в рабо- те с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION PROBLEMS OF THE GIFTED CHILDREN

The present article is considered with peculiarities of individual development of the gifted child and its problems in socio-cultural environment. The article authors believe that the giftedness of children can be determined and studied in the process of training and education only, as well as during the performance one or another meaningful activity by the child. The contributors come to the point that for successful work with the gifted child the school is obliged to find its strengths and give the opportunity to the child to show it, to get a taste of success and believe in its own capabilities. Then and only then, the pupil can get interest and the motivation will develop, and that is a requirement for success. In working with the gifted children a teacher should not so much strive to transmit specific body of knowledge, as to help pupils to reach their own conclusions and discoveries.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»



УДК 371

Баширова М.А.,

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, теории и методики начального образования Дербентского филиала Дагестанского государственного педагогического университета

Сеидова Р.С.,

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, теории и методики начального образования Дербентского филиала Дагестанского государственного педагогического университета

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Статья посвящена особенностям развития личности одаренного ребенка и его проблемам в социокультурной среде. Авторы полагают, что одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Авторы приходят к выводу, что для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Учитель в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия.

Ключевые слова: социокультурная среда, личность, одаренные дети, интеллектуальное развитие, эволюция одаренности, самооценка.

Bashirova M.,

Doctor of Philology, Professor, Head of Chair of Pedagogy, Theory and Basic Education Methodology of the Derbent

Branch of Dagestan State Pedagogical University

Seidovа R.,

PhD in Philology, Senior Lecturer of Chair of Pedagogy, Theory and Basic Education Methodology of the Derbent

Branch of Dagestan State Pedagogical University

SOCIALIZATION PROBLEMS OF THE GIFTED CHILDREN

The present article is considered with peculiarities of individual development of the gifted child and its problems in socio-cultural environment. The article authors believe that the giftedness of children can be determined and studied in the process of training and education only, as well as during the performance one or another meaningful activity by the child. The contributors come to the point that for successful work with the gifted child the school is obliged to find its strengths and give the opportunity to the child to show it, to get a taste of success and believe in its own capabilities. Then and only then, the pupil can get interest and the motivation will develop, and that is a requirement for success. In working with the gifted children a teacher should not so much strive to transmit specific body of knowledge, as to help pupils to reach their own conclusions and discoveries. Keywords: socio-cultural environment, individual, gifted children, intelligence, evolution of giftedness, self-esteem

Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми, в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми

внешними и внутренними условиями. Так, известный психолог Б.Г. Ананьев пишет: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития».

От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в

психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают, больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, делая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [4].

Основная трудность выявления признаков одаренности в пору детства состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это

еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозго-вая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Они обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризи-ровать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р. Бернс считает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [1].

К. Тэкэкс обращает внимание на то, что роль родителей в обретении ребенком положительного Я, основы личного сознания бытия, незаменима, а позаботиться о физическом развитии, интеллектуальном росте или о совершенствовании его особого таланта могут и другие люди.

Школа оказывает существенное влияние на формирование Я-концепции ученика. В современной школе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети. Ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности.

Р. Бернс считает, что школа, прежде всего, главной ценностью считает проявления вербального интеллекта, на другие способности практически не обращают внимания, и ничего не делается для их развития. Такого рода таланты остаются невостребованными в школе, и если ученик не обладает интеллектуальным даром, то он ощущает себя неспособным ни к какой деятельности, что практически обрекает его на неудачу и неуспех. Многие учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия [1].

Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития [2].

В становлении личности существенную роль играет самооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности.

Отмечено, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности ребенка. Были изучены стили рисунков детей. У детей с высокой самооценкой рисунки оказались оригинальными, с юмором, в них проявлялся творческий подход. Дети со средним уровнем самооценки в своих работах были более скованны, менее выразительны. Школьники с низкой самооценкой рисовали маленькие фигурки, в рисунках ощущалась их неуверенность, закомплексованность, были выявлены отчетливые различия в восприятии себя и окружающих.

Процесс обучения для детей становится процессом постоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно отзываться на оценку личностных качеств.

Отмечено, что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.

М.Э. Боцманова и А.В. Захарова [3] подчеркивают, что недостаточные знания ребенка о себе, их неполнота, несоответствие действительности ведет к тому, что ребенок становится уязвимым перед внешними отрицательными оценками, что может блокировать его активность, формировать негативное отношение к себе.

Психологи особо подчеркивают факт влияния мнения окружающих на процесс становления самооценки ребенка. Под воздействием оценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определенным образом относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь учебной), к самому себе как личности [5-8].

Психологи отмечают, что дети с разным уровнем самооценки обладают различными личностными качествами.

Так, младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к угнетенному состоянию. Склоны к преувеличению своих недостатков. Не уверены в своих способностях.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Они болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.

Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на психическое развитие ребенка. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных заведениях - ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других, детство. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Нередко родители опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

И больше всего боятся, не болезнь ли все это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов...

В других семьях одаренность ребенка принимается как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками... В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрению или порицанию. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

В вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребенок с высоким уровнем интеллекта встречает трудности непонимания далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково и учение начинается зачастую с того, что ему уже неинтересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом,

лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них даже мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он, радостный, торопливее других тянет руку, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи... Но это через какое-то время надоедает учителю, другим ученикам и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек в том, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее - не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком ли он о себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны, все-таки вундеркинд, а с другой -«какой-то ненормальный»...

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а наша средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.

У ребенка с ранним умственным развитием нередки трудности и во взаимоотношениях со свер-

стниками. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливаются из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки, начинает активно отторгать от себя такого ученика, старается поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается.

Очень часто источником своих проблем являются сами одаренные дети. Ни для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей - предмет зависти их сверстников и долговременное основание для высокомерного отношения и зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и начинаются конфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долю одаренного ребенка, если ему почему-то не даются занятия физкультурой или трудом. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко опережающего других в умственном отношении, непременно становятся поводом для насмешек. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники - по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совместимость поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связи учителя одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек [9].

Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять.

Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников.

В каждом подобном случае ребенок, очевидно, полагает, что и все другие слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью. Здесь ребенку не хватает терпения, которое имеет место не только в общении со сверстниками, но и на уроках в школе, в общении со взрослыми.

Еще один негативный эпитет, который присваивается одаренным детям, - это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его оригинальные или остроумные замечания игнорируются. Здесь вырисовывается весьма четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет поделиться чем-то похожим из собственного опыта. И что получается? Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. Первый рассказчик уходит как бы в тень, считая, что второй имел единственную цель - продемонстрировать свое превосходство.

В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не понимает негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению, должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такой ребенок гораздо больше преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения.

Также причиной отсутствия взаимопонимания служит высмеивание окружающих.

Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения должны родители.

Одним из способов решения этих проблем может быть обогащение и ускорение.

В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы.

Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам. С другой стороны, большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда оказываются слишком трудными для рано развившегося ребенка.

Другой метод поддержки обучения одаренных детей - обогащение - чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, изобразительного искусства и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.

Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.

Учитель в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия.

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

2. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

3. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. -С. 58-65.

4. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996. - 414 с.

5. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.

6. ЛейтесН.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.

7. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

8. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.

9. ФельдштейнД.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

Reference list

1. Burns R. Development of self-concept and education. M.: Progress, 1986. - 420 p.

2. Vygotskiy L. Imagination and creativity in childhood. SBR.: SOYUZ, 1997. - 96 p.

3. Zakharova A., Botsmanova M. How to build the self-esteem of a schoolchild / / Elementary school. 1992. № 3. P. 5865.

4. Klimenko V. Psychological tests of a talent. Kharkov: Folio: SBR.: Kristall, 1996. - 414 p.

5. Kulagina I. The identity of a schoolchild from the delay of psychological development to giftedness: Textbook for students and lecturers. M.: TTS "Sfera", 1999. - 192 p.

6. Leytes N. Age giftedness of schoolchildren: Textbook for students of higher pedagogical education institutions. M.: "Akademiya" Publishing Center, 2000. - 320 p.

7. Panov V. If the giftedness is a phenomenon, then the gifted children are a problem // Basic school: plus - minus. 2000. № 3. P. 3-11.

8. The giftedness psychology of children and adolescents / Under the editorship of N. Leytes. M.: "Akademiya" Publishing Center, 1996. - 416 p.

9. Feldstein D. Issues of developmental psychology and pedagogical psychology. M: International Pedagogical Academy, 1995. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.