Научная статья на тему 'Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития'

Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
1177
241
Поделиться
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФАКТОРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Нестерова Татьяна Владимировна

В статье изложены результаты изучения факторов, влияющих на развитие нарушений речи у детей дошкольного возраста. Исследуемые группы — дети 6 летнего возраста: 111 детей с нарушением речевого развития и 75 детей без дефектов речи. Изучались индивидуальные карты развития детей, проводилось анкетирование родителей, электроэнцефалография, психологическое тестирование. Установлено, что отклонения в речевом развитии в дошкольном возрасте обусловлены влиянием совокупности медико-биологических факторов риска.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Нестерова Татьяна Владимировна,

HEALTH PROBLEMS OF PRESCHOOL WITH SPEECH VIOLATION

The article investigates the development of speech disorders in preschool children. The aim of the study was to identify the predisposing factors to speech disorders in this age category, by examining individual cards of children, electroencephalography ( EEG ) features, family relationships. In the survey were include 111 children up to 4 to 6 years old with speech impairments and 75 children same age without speech disorders. According to results of a study the children with dyslexia have most of frequency of burdened factors in comparison with children from reference group.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития»

• 7universum.com

ik UNIVERSUM:

/YY\ МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Нестерова Татьяна Владимировна

ассистент кафедры педиатрии с детскими инфекциями Государственного учреждения «Луганский государственный медицинский университет»,

Украина, Луганск E-mail: tnpediatr@mail. ru

HEALTH PROBLEMS OF PRESCHOOL WITH SPEECH VIOLATION

Nesterova Tatiana

assistant of the chair ofpediatrics with children infections of the State Esteblithment

"Lugansk State Medical University", Ukraine, Lugansk

АННОТАЦИЯ

В статье изложены результаты изучения факторов, влияющих на развитие нарушений речи у детей дошкольного возраста. Исследуемые группы — дети 6 летнего возраста: 111 детей с нарушением речевого развития и 75 детей без дефектов речи. Изучались индивидуальные карты развития детей, проводилось анкетирование родителей, электроэнцефалография, психологическое тестирование. Установлено, что отклонения в речевом развитии в дошкольном возрасте обусловлены влиянием совокупности медико-биологических факторов риска.

ABSTRACT

The article investigates the development of speech disorders in preschool children. The aim of the study was to identify the predisposing factors to speech disorders in this age category, by examining individual cards of children, electroencephalography ( EEG ) features , family relationships. In the survey were

Нестерова Т.В. Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития // Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/983

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

include 111 children up to 4 to 6 years old with speech impairments and 75 children same age without speech disorders. According to results of a study the children with dyslexia have most of frequency of burdened factors in comparison with children from reference group.

Ключевые слова: нарушения речи, дети дошкольного возраста, факторы риска.

Keywords: dyslexia, children of preschool age, risk factors.

В нашей жизни господствует речь: это мощное орудие мышления и решения проблем; это наше основное средство, когда мы хотим что-нибудь получить от других; она играет ключевую роль в социализации и развитии ребенка [3, с. 14].

Общие нарушения речи, по данным Всемирной организации здравоохранения, отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % детей, пришедших в первый класс школы, т.е. объективно в течение дошкольного периода у трети всей популяции детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов. Зарубежные исследования показывают, что частота речевых расстройств у детей варьируется от 5—10 % до 20 % и выше. Распространенность тяжелых и устойчивых нарушений речи по данным разных авторов менее 0,1 %. Другая крайность — широко распространенные расстройства речи, их частота может достигать 15—25 %. Однако у многих этих детей относительно небольшие задержки развития речи или проблемы с артикуляцией либо не приводят к социальным нарушениям, либо приводят к небольшим и разрешаются без лечения.

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения

неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности). Нарушения речи, возникающие при сохранном слухе, зрении и интеллекте, считаются первичными или специфическими.

Именно эта группа детей, страдающих общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как она характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно.

Возраст ребенка, когда родители впервые обратились за помощью к специалистам, играет большую роль. Не секрет, что как среди врачей, так и среди родителей бытует мнение, что не стоит лечить речевые расстройства, с возрастом все пройдет само собой. Такая тактика приводит в свою очередь к поздней обращаемости за специализированной помощью.

Дошкольный возраст является одним из важных критических периодов развития, характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания и интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве [1, с. 25; 2, с. 9]. Нарушения речи в той или иной степени влияют на различные стороны жизни ребенка. Внешние проявления недоразвития речи у этих детей сопровождаются значительными отличиями от нормы протекания нейро-психофизиологических процессов и вследствие этого снижением уровня внимания и развития высших психических функций — восприятия, представления, памяти, мышления. Целью нашей работы было изучение влияния наследственных, средовых факторов на процесс развития речи и особенностей состояния здоровья детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития.

Материалы и методы. В обследовании принимали участие 111 детей с нарушением речи, которые составили основную группу, и 75 детей

без речевых нарушений — контрольная группа. Возраст детей варьирует от 4 до 6 лет, разделение сравниваемых групп по возрасту и полу не проводилось, поскольку принципиальных гендерных и возрастных различий в состоянии здоровья у детей данной возрастной группы не отмечено. Дошкольники основной группы были пациентами логопедического стационара, а контрольной группы — воспитанники подготовительных групп детских дошкольных учреждений г. Луганска. Все дети проходили комплексное обследование, которое включало выяснение жалоб, сбор анамнестических сведений, общий осмотр, исследование неврологического статуса, осмотр специалистов: психиатра, педиатра, эндокринолога по показаниям, электроэнцефалографическое обследование, психологическое тестирование, изучение внутрисемейных отношений. Статистическая обработка результатов исследований была осуществлена с помощью прикладного пакета программ Microsoft Office 2013Pro (Excel 2013).

Результаты и обсуждение. В рамках нашего исследования были изучены факторы риска возникновения нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Проведя анкетирование родителей, мы подтвердили наличие «ожидания самоизлечения»: около половины детей с нарушениями речи (49,6 %) обратились за помощью впервые в возрасте от 3 до 4 лет и только чуть более четверти детей (27,6 %) в возрасте до 3 лет; оставшаяся четверть детей с нарушениям речи обратились поздно — после 4 и 5 лет, когда реабилитационный потенциал ребенка значительно ограничивается.

Диагноз «нарушение речевого развития» был выставлен только 6 % детей речевой группы детским неврологом, и только около 2 % родителей детей основной группы узнали о речевых проблемах своих детей от педиатра. Среди родителей речевой группы только 58,7 % опрошенных считают, у их детей имеют место дефекты речи.

Анализ перинатальных факторов риска позволил установить, что в основной группе их процент выше, чем в контрольной. Так, например, частота гестозов у матерей в основной группе детей была в 2,6 раза выше,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

чем в контрольной. Обвитие пуповиной регистрировалось в 2,4 раза чаще в группе детей с речевыми проблемами. Обращает на себя внимание, что частота преждевременных родов в 2,6 раза выше в основной группе и родоразрешение путем кесарева сечения в 2,2 раза выше у родильниц детей основной группы по сравнению с контрольной (табл. 1).

Таблица 1.

Перинатальные факторы риска развития нарушений речи

Факторы Основная группа (п=111), % Контрольная группа (п=75), %

Гестозы (ранний, поздний) 30,63±3,6* 12,0±1,5

Угроза прерывания беременности 27,93±3,1 22,67±1,5

Гипоксия плода 55,86±4,9* 38,67±3,5

Обвитие пуповиной 35,14±3,1* 14,67±1,1

Преждевременные роды 8,11±0,8* 3,07±0,3

Кесарево сечение 28,82±2,79* 13,33±1,3

* — р<0.05

Многими исследованиями доказана важность естественного вскармливания ребенка. При анкетировании матерей и обработке амбулаторных карт мы установили, что количество детей, которые находились на грудном вскармливании в основной группе на 23 % ниже, чем в контрольной группе, где на грудном вскармливании находилось 54,7 % детей. Количество мальчиков, имеющих речевые проблемы, в основной группе больше в 1,7 раза по сравнению с контрольной. При всех расстройствах развития речи — выраженный избыток мужского пола: на каждую пораженную девочку приходится два или три пораженных мальчика [6, с. 7].

Надо отметить, что нервно-психическое развитие детей на 1 году жизни соответствовало возрастным нормам в обеих группах. Анализируя влияние генетической составляющей, мы также обратили внимание на преобладание частоты регистрации речевых расстройств в семьях детей основной группы. Показатель преимущества составил 3,4 в группе дошкольников с речевыми нарушениями, что совпадает с литературными данными о генетической предрасположенности к развитию нарушений речи у дошкольников.

Изучение заболеваемости в постнатальном периоде дало возможность определить высокий процент поражения центральной нервной системы среди дошкольников с речевыми нарушениями. Так, например, частота родовой травмы в основной группе в 3,2 раза выше, чем в контрольной, а синдром угнетения центральной нервной системы в 2,2 раза превышает уровень в контрольной группе.

В структуре сопутствующей патологии у детей с нарушением речи процент гипердинамических расстройств с дефицитом внимания в 2,4 раза выше.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Дети основной группы в 1,2 раза чаще болеют острыми респираторными инфекциями. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов носоглотки (табл. 2).

Таблица 2.

Соматическая патология у детей с нарушением речи

Нозология Основная группа (п=111), % Контрольная группа (п=75), %

Пролапс митрального клапана 4,50±0,41 4,0±0,37

Острые респираторные заболевания 91,89±8,9* 74,66±6,5

Бронхиты 68,47±6,2* 49,33±5,01

Синдром двигательных гипердинамических расстройств 12,61±1,1* 5,33±4,09

Пиелонефрит 2,70±0,27 2,66±0,11

Аномалии развития (паховая грыжа, короткая уздечка языка и т.п.) 3,60±0,41* 1,33±0,11

* — р<0.05

Формирование биоэлектрической активности головного мозга в онтогенезе у детей с нарушением речи существенно отличается от закономерностей ее становления в норме, что и обусловливает возрастную специфичность отличий

показателей ЭЭГ (электроэнцефалограммы) от нормы при речевом дефиците. По данным визуального анализа ЭЭГ детей с нарушением речи, выявлены особенности ЭЭГ в виде нарушений сенсомоторных ритмов. Отмечается дефицит сенсомоторного ритма альфа-диапазона и увеличение выраженности медленного сенсомоторного ритма, что может свидетельствовать о нарушениях процессов тормозного контроля в системе сенсомоторного анализатора, приводящих к его повышенной активации. Количественный анализ ЭЭГ выявил снижение показателей спектральной плотности мощности ЭЭГ в суммарном диапазоне частот от 0 до 32 Гц во все возрастные периоды. Наиболее выраженные отличия от нормы мощностных показателей ЭЭГ детей с нарушением речи, выявленные при помощи спектрального анализа, локализуются в нижнелобных и задневисочных отделах левого полушария. Формирование биоэлектрической активности головного мозга в онтогенезе у детей с нарушением речи существенно отличается от закономерностей ее становления в норме, что и обусловливает при речевом дефиците возрастную специфичность отличий показателей ЭЭГ от нормы.

Для исследования особенностей психоэмоционального развития мы использовали тест на определение уровня тревожности, исследовали когнитивное развитие детей путем определения уровня зрительной памяти, уровня восприятия, наглядно-действенного мышления и уровня активного словарного запаса.

В процессе работы мы установили, что уровень интеллекта у детей с нарушением речи сохранен и находится в границах достоверной нормы.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Если говорить об уровне тревожности в испытуемой группе, то он выше по сравнению с контрольной в результате увеличения в 1,8 раза доли детей с высоким уровнем тревожности.

Нам также удалось установить, что объем кратковременной зрительной памяти в основной группе ниже, чем в контрольной, за счет повышения в 5,6 раза количества детей с низким уровнем объема кратковременной зрительной памяти и снижением в 2,1 раза количества детей с высоким уровнем объема

кратковременной зрительной памяти. Уровень восприятия в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной за счет снижения в 1,8 раза доли высокого уровня восприятия и повышения в 3,7 раза доли низкого уровня восприятия.

Изучая уровень наглядно-действенного мышления или «мышления руками», мы выяснили, что в исследуемой группе он ниже, чем в контрольной, вследствие повышения в 6,4 раза количества детей с низким уровнем наглядно-действенного мышления и снижения в 8,8 раза количества детей с высоким уровнем наглядно-действенного мышления. Уровень активного словарного запаса, отражающий уровень активной памяти, в испытуемой группе ниже, чем в контрольной, за счет повышения в 3,5 раза количества детей с низким уровнем активного словарного запаса и снижения в 3,2 раза количества детей с высоким уровнем активного словарного запаса.

Анализ внутрисемейных отношений проводилось путем анкетирования родителей детей данных групп. Было выявлено, что у 55,4 % детей речевой группы отмечался отягощенный социальный анамнез. В группе детей с нарушениями речевого развития чаще, чем в группе детей без речевой патологии, родители не состоят в законном браке или состоят в повторном браке и реже имеют высшее образование. В основной группе, в отличие от группы сравнения, больше неблагополучных семей; дети речевой группы чаще, чем дети неречевой, воспитываются в традиционных семьях.

Выводы. В завершение нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

• увеличенный процент перинатальных факторов риска в группе детей с нарушением речи позволяет думать о более высокой степени поражения центральной нервной системы у детей с проблемами речи и, как следствие, нарушениях речевого развития в этой группе детей;

• в постнатальном периоде также превалирует психологические особенности у детей основной группы. Среди детей основной группы в 2,7 раза увеличен процент гипердинамичных расстройств. Эти дошкольники также чаще болеют острыми респираторными заболеваниями и бронхитами;

• формирование биоэлектрической активности головного мозга у детей основной группы отличается от закономерностей ее формирования в норме, что и обусловливает возрастную специфичность различий показателей ЭЭГ от возрастной нормы;

• уровень интеллекта у детей с нарушением речи находился в пределах возрастной нормы у всех детей экспериментальной группы. Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на формирование у детей с нарушениями речи интеллектуальной, сенсорной и афферентно-волевой сфер, что объясняется взаимосвязью речевых нарушений с другими сторонами их психического развития;

• дети с нарушениями речи в целом имеют полноценные предпосылки для овладения речевыми операциями, но первичное недоразвитие их речи обуславливает специфические особенности мышления, отставание в развитии наглядно-образного мышления. Такие дети не могут полностью самостоятельно овладеть анализом, синтезом, сравнением, им свойственна ригидность мышления, и они нуждаются в дополнительной помощи;

• неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии ребенка, в том числе и на развитии его психической сферы, что может повлечь за собой речевые расстройства;

• по результатам анкетирования родителей, среди детей основной группы значительно чаще встречаются дети с отягощенной наследственностью, родители которых имели речевые проблемы в детстве.

Результаты нашего исследования подтверждают литературные данные о том, что речевые нарушения, являясь одним из симптомов церебрально-органической патологии, сопровождаются функциональными и органическими изменениями нервной системы, что проявляется в различных нарушениях познавательной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения [5, с. 166].

Неполноценная речевая деятельность может способствовать нарушению формирования у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы и, заглядывая в будущее, иметь неблагоприятное влияние на течение школьной адаптации. Таким образом, возникнув в общении, из потребности в общении и для целей общения, речь и в дальнейшем развитии самым тесным образом связана с коммуникативной деятельностью ребенка [4, с. 4].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Устойчивые расстройства речи сопровождаются высоким риском учебных трудностей, даже если у ребенка нормальный интеллект (оцененный по невербальному IQ). У детей с расстройством речи в основном имеется риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания [7, с. 214]. Знание педиатрами предрасполагающих к развитию нарушений речи у детей факторов и особенностей состояния здоровья этой группы пациентов может значительно улучшить профилактику данной патологии, поскольку общее нарушение речи у детей может усиливать дезадаптацию, ограничивая коммуникативную способность детей, влияя на состояние здоровья, и, как следствие, провоцировать различные заболевания.

Список литературы:

1. Берк Л. Развитие ребенка. — СПб.: Питер, 6-е изд., 2006 —1056 с.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб: Детство — Пресс, 2002.

3. Сршова 1.Б. Особливост стану здоров'я штелектуально обдарованих дггей // Загальна патолопя та патолопчна фiзiологiя. — 2012. — № 3. — С. 14—17.

4. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2—3 лет. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 10-е изд., перераб. и доп. — 2006. — 608 с.

6. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. — СПб: КАРО, 2005. — 64 с.

7. Brookshire R.H. Introduction to neurogenic communication disorders/ Brookshire R.H. — Mosby (6th ed)/Elsevier, 2007. — 784 p.