Научная статья на тему 'Проблемы составления промежуточных и окончательных ликвидационных балансов'

Проблемы составления промежуточных и окончательных ликвидационных балансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ / LIQUIDATION / БАЛАНС / BALANCE SHEET / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ БАЛАНС / INTERIM BALANCE SHEETS / ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС / FINAL BALANCE SHEETS / КОНКУРСНАЯ МАССА / COMPETITIVE MASS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халиуллина Алия Рифатовна, Корнева Диана Олеговна

В данной работе рассмотрены нормативные требования к составлению промежуточных и окончательных ликвидационных балансов и особенности их формирования по сравнению с операционными бухгалтерскими балансами. А также выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при составлении ликвидационных балансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы составления промежуточных и окончательных ликвидационных балансов»

The problems of drawing up of interim and final liquidation balance sheets Khaliullina A.1, Korneva D.2 (Russian Federation) Проблемы составления промежуточных и окончательных

ликвидационных балансов Халиуллина А. Р.1, Корнева Д. О.2 (Российская Федерация)

'Халиуллина Алия Рифатовна /Khaliullina Alia — студент магистратуры, направление: экономика, специализация: учет, анализ и аудит;

2Корнева Диана Олеговна / Korneva Diana — студент магистратуры, направление: экономика, специализация: аудит и финансовый менеджмент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в данной работе рассмотрены нормативные требования к составлению промежуточных и окончательных ликвидационных балансов и особенности их формирования по сравнению с операционными бухгалтерскими балансами. А также выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при составлении ликвидационных балансов. Abstract: in this article we deals regulatory requirements of composition of interim and final liquidation balance sheets and feature of formation of their compared to operation balance sheets. Also we identified the main problems with which company had in liquidation period.

Ключевые слова: ликвидация, баланс, промежуточный баланс, окончательный баланс, конкурсная масса.

Keywords: liquidation, balance sheet, interim balance sheets, final balance sheets, competitive mass.

В современной экономической действительности особый интерес представляют изменения в деятельности предприятия, вызванные его ликвидацией, так как возникают трудности в получении качественной информации заинтересованными пользователями. Поэтому для наиболее эффективного информационного взаимодействия необходимо раскрывать данные о ликвидации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, ликвидируемые организации должны формировать промежуточный и окончательный ликвидационные балансы [4, ст. 63]. Однако ни один нормативный документ не содержит методики составления и единых требований по составу и структуре данных видов балансов, поэтому каждое несостоятельное предприятие самостоятельно разрабатывает модель ликвидационного баланса исходя из условий хозяйственной практики. В связи с тем, что в процессе ликвидации организации достаточно широкий круг пользователей нуждается в получении достоверной информации, то отсутствие единой методологии и методики формирования ликвидационных балансов является достаточно актуальной проблемой для предприятий.

Ст. 63 ГК РФ предусматривает, что промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, однако не содержит четких требований к формированию актива и пассива промежуточного ликвидационного баланса. Большинство исследователей сходится во мнении, что актив промежуточного ликвидационного баланса должен отражать сведения о конкурсной массе, а пассив должен быть представлен собственным капиталом и обязательствами перед кредиторами.

Например, М. В. Чернова предлагает следующую структуру промежуточного ликвидационного баланса. В активе промежуточного ликвидационного баланса М. В. Чернова предлагает сохранить распределение имущества по двум разделам: внеоборотные и оборотные активы. Хотя срок конкурсного производства не должен превышать один год, перенесение внеоборотных активов во второй раздел баланса создает необоснованные технические сложности [2, с. 124].

Пассив промежуточного ликвидационного баланса отражает капитал и обязательства, которые возникли до начала процедуры конкурсного производства, а также задолженность, которая была начислена, но не оплачена по осуществлению конкурсного производства. Текущие обязательства погашаются вне очереди в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве и представляют собой вознаграждение арбитражного управляющего, задолженность по заработной плате и сторонним организациям [5].

При формировании конкурсной массы промежуточного ликвидационного баланса проводится корректировка данных актива и пассива баланса, которая предшествовала дате открытия конкурсного производства с целью приведения стоимости имущества и обязательств к их реальной стоимости путем переоценки. Необходимо значительно скорректировать такую статью баланса, как

«нематериальные активы», а именно товарные знаки и знаки обслуживания, так как они считаются аннулированными с момента ликвидации организации. На убытки организации также должна быть списана деловая репутация. Исключение могут составить лишь авторские права на произведения искусства, ноу-хау, науки, литературы, но только при условии, что собственником этих прав является организация-должник.

При рассмотрении долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений необходимо исключить те ценности, которые не смогут принести доход при продаже имущества организации, например имущество, являющееся вкладом в совместную деятельность.

Данные бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату и промежуточного ликвидационного баланса должны быть сопоставимы. При обнаружении существенных диспропорций по статьям, по сравнению с предыдущим балансом, необходимо выявить причину их возникновения и получить соответствующие разъяснения, проверить наличие и достоверность оправдательных документов. Имеющиеся отклонения данных промежуточного ликвидационного баланса, по сравнению с данными входящего баланса (последнего баланса должника), должны быть подтверждены документально и раскрыты в пояснительной записке.

Что же касается структуры окончательного ликвидационного баланса, то в его пассиве отражается задолженность, невозможная к погашению, в связи с недостаточностью имущества должника, в размере признанном арбитражным судом, и непокрытые убытки организации, которые были сформированы до и после открытия конкурсного производства. Итог пассива и актива окончательного ликвидационного баланса на момент ликвидации организации должен равняться нулю.

Например, Р. А. Тхагапсо предлагают следующую структуру окончательного ликвидационного баланса, представленную в таблице 1.

Стоит сказать, что окончательный ликвидационный баланс организации отражает лишь конечный результат конкурсного производства. Поэтому целесообразным будет приложить к окончательному ликвидационному балансу дополнительный документ в виде примечания к бухгалтерскому балансу, который позволит кредиторам, а также арбитражному суду проанализировать деятельность конкурсного управляющего за период конкурсного производства.

Таблица 1. Структура окончательного ликвидационного баланса [3, с. 48]

Актив Пассив

Наименование статей Сумма Наименование статей Сумма

I. Конкурсная (ликвидационная) масса II. Обязательства

Непогашенные требования

III. Капитал

Капитал организации

Непокрытый убыток

Баланс I Баланс I

Еще одна спорная проблема — это состав ликвидационной отчетности, поскольку ни в Гражданском кодексе, ни в Законе о банкротстве нет четкого перечня состава ликвидационной бухгалтерской отчетности. В ГК РФ содержатся лишь указания о составлении промежуточного и ликвидационного балансов.

Так как нет необходимости составления других форм бухгалтерской (финансовой) отчетности помимо баланса, это может привести к невозможности формирования полного и достоверного представления о финансовом положении предприятия-должника, его доходах и расходах, движении денежных средств сторонними заинтересованными пользователями.

В сложившейся ситуации законодательной неурегулированности данного вопроса арбитражным управляющим следует самостоятельно принимать решение о составе ликвидационной отчетности, учитывая, что более полная отчетность достовернее сможет отразить и донести до пользователей информацию о предприятии-должнике.

В заключение данной работы необходимо сделать вывод о том, что в российском праве вопрос составления ликвидационной отчетности не отличается целостностью и законченностью. Мы не видим логически построенного правового регулирования вопроса составления ликвидационной отчетности. В результате чего нами делается вывод о возможном решении данного вопроса в рамках подзаконного акта (как это сделано для случаев составления бухгалтерской отчетности при реорганизации), однако этот вопрос должен найти свое нормативное решение.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть I, от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Электронный ресурс]: Система «ЭкспертГарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/parag raph/44878456:1/ (дата обращения: 23.08.2016).

2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от от 26.10.2002 г., № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс]: Система «ЭкспертГарант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 23.08.2016).

3. Куликова Л. И., Степанов К. А. Принцип непрерывности деятельности предприятия в бухгалтерском учете и отчетности: Монография. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 214 с.

4. Чернова М. В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография. М.: НИЦ ИНФРА-М., 2016. 207 с.

5. Ивановская А. В., Корнева Д. О. Раскрытие информации о биологических активах и сельскохозяйственной продукции в финансовой отчетности компании // European Research, 2016. № 5. С. 52-54.

6. Корнева Д. О., Измайлов А. Э., Халиуллина А. Р. Метод Througput Accounting как инструмент формирования ассортиментной политики организации // International scientific review, 2016. № 3. С. 116-124.

7. Тхагапсо Р. А. Развитие методики формирования промежуточных и заключительных ликвидационных балансов // Все для бухгалтера, 2006. № 21. С. 45-49.

Factors of young professionals' career form Glinskih I. (Russian Federation) Факторы формирования карьеры молодых специалистов Глинских И. Е. (Российская Федерация)

Глинских Ирина Евгеньевна / Glinskih Irina — студент, кафедра экономики и управления на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма, Высшая школа экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье на основе анализа научной литературы рассматриваются три группы факторов, от влияния которых зависит успешная деловая карьера сотрудника, а также обосновывается значимость планирования карьеры для молодых специалистов.

Abstract: in the article based on the analysis of the scientific literature deals with three groups offactors from the effects of which depend successful business career employee, as well as substantiated the importance of career planning for young professionals.

Ключевые слова: деловая карьера, планирование карьеры, факторы успешной деловой карьеры. Keywords: business career, career planning, factors of successful business career.

В современном мире каждый человек, заинтересованный в успешном развитии своего будущего, рано или поздно задумывается о построении карьеры. Карьера работника во многом зависит от его начальных шагов в трудовой деятельности, поэтому планирование карьеры при устройстве на работу очень значимо. Во-первых, планирование карьеры позволяет работнику видеть должность или профессию, которую он может получить, опираясь на свои знания, умения, навыки и опыт. Во-вторых, узнать перспективы служебного роста, возможность повышения квалификации и развития индивидуальных профессиональных способностей. Успех карьеры будет в том случае, если работник сможет реально оценить свои деловые качества и правильно соотнести свою профессиональную подготовку с теми требованиями, которые предъявляет организация.

Под деловой карьерой понимается поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; достижение славы, известности [1, с. 4].

Индивидуальное планирование карьеры молодых специалистов должно начинаться с формирования самооценки персональной значимости, выявления потребностей и ожиданий, а также с анализа своих сильных и слабых сторон. Вторым шагом является сбор и анализ информации относительно возможностей карьеры как внутри организации, так и за её пределами. В результате анализа факторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.