Научная статья на тему 'Проблемы сопряженности, вариативности и срочной информации в специальной физической подготовке спортсменов'

Проблемы сопряженности, вариативности и срочной информации в специальной физической подготовке спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сопряженности, вариативности и срочной информации в специальной физической подготовке спортсменов»

ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕННОСТИ, ВАРИАТИВНОСТИ

И СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ

Гилев Г.А.

ФГБОУ ВПО Московский государственный индустриальный

университет, Москва

В совершенствовании процесса специальной физической подготовки специалисты видят наибольшие резервы дальнейшего повышения мастерства спортсменов. Нередко упражнения специальной физической подготовки специалисты подразделяют на две группы. К 1-й группе относят упражнения преимущественной направленности на развитие двигательных качеств, ко 2-й -способствующие совершенствованию техники движений. Авторы, исследовавшие эту проблему, единодушны во мнении, что процесс развития физических качеств является ведущим, но осуществляется он в неразрывном единстве с процессом технической подготовки [15, 21, 20, 22, 24, 7 и др.].

Техническое совершенствование спортсмена в основном спортивном упражнении, по образному выражению И.П. Ратова, заключается в утилизации потенциальных возможностей его организма. Однако, замечает автор, соревновательное упражнение отличается по своей сути от тренировочного. Так, если цель первого заключается в достижении как можно более высокого результата, то цель второго - получить тренировочный следовой эффект. Поэтому процессу совершенствования спортсмена в специальном упражнении присущи черты технического совершенствования лишь в той мере, в какой эти упражнения обеспечивают оптимум влияния на его нервно-мышечный аппарат [18]. Но вопрос о критериях оценки эффективности применяемых специальных упражнений остается предметом обсуждения исследователей. Четко не определены и требования, предъявляемые к упражнениям специальной физической подготовки спортсменов.

Поэтому особый интерес представляет рассмотрение этих вопросов с позиций построения и совершенствования двигательной деятельности человека, поскольку решение задач специальной физической подготовки, по сути, предусматривает совершенствование этой деятельности в избранном виде спорта.

Показано, что двигательный акт состоит не только из сокращения мышц, но и представляет собой сложную цепь условно-рефлекторных сдвигов вегетативных функций [1 и др.]. Профессор В.С.Фарфель подчеркивал то обстоятельство, что особенности характера деятельности вызывают своего рода специализацию мышц, при которой наблюдается изменение характера химических превращений в них, что, в свою очередь, отражается на способности мышц к быстрым, сильным и длительным сокращениям [19].

Описывая координационные отношения в двигательном аппарате человека, исследователи единодушны во мнении, что произвольная двигательная реакция по своему механизму представляет временную связь и

подчиняется всем основным закономерностям взаимодействия возбудительного и тормозного процессов [16 и др.]. Пказано, что мышечный аппарат следует рассматривать как взаимосвязанную систему разновозбужденных элементов. Эти разные уровни возбуждения отдельных элементов системы определяют основные особенности межмышечной координации [18 и др.]. Этот вывод имеет для практики спортивной подготовки большое значение, так как позволяет судить об эффективности специальной физической подготовки спортсмена с позиций совершенствования межмышечных координационных связей.

Один из центральных тезисов современной теории и методики спортивной тренировки формулируется примерно так: интенсивная "проработка" мышц в структуре специального упражнения с учетом биомеханических условий их работы составляет один из резервов интенсификации тренировочного процесса [10, 20 и др.].

Обширный экспериментальный материал, представленный в работах отдельных авторов, показывает, что для совершенствования двигательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта необходимо использовать такие упражнения, при выполнении которых обеспечивалось бы соответствие двигательных координационных структур координационным особенностям основного соревновательного упражнения. [14 и др.]. Это соответствие присуще упражнениям, выполнение которых одновременно с развитием физических качеств параллельно совершенствует и спортивную технику, то есть отвечающим принципу сопряженного воздействия [26, 13 и др.].

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости тесного взаимодействия технической и физической подготовки в деле дальнейшего роста спортивного мастерства, что обусловлено, с одной стороны, физиологическими, психологическими, биохимическими закономерностями, а с другой - общностью условно-рефлекторного механизма, лежащего в основе формирования двигательных навыков и развития физических качеств.

В силу чего метод сопряженного воздействия должен стать одним из основополагающих в деле специальной физической подготовки спортсменов.

Целом рядом исследователей [9, 13 и др.] установлено, что оптимальных соотношений между технической и физической подготовленностью можно добиться лишь при определенном соответствии специальных упражнений соревновательным. Требованиям такого соответствия отвечает по возможности одинаковый характер нервно-мышечных усилий, а также соответствие структур этих движений.

Поскольку соревновательным упражнениям однозначно соответствуют лишь сами соревновательные упражнения, то, следуя принципу сопряженного воздействия, необходимо с самого начала вести тренировку по пути всевозрастающего (максимального в каждом конкретном случае) проявления возможностей спортсмена, а это, как показывает практический опыт и данные научных исследований, ведет к стойкой стабилизации двигательного навыка и, соответственно, спортивного результата [11 и др.].

Поэтому наряду с вопросами сопряженности выдвигается проблема вариативности, то есть применения оптимального чередования упражнений, в процессе которых преодолеваются сопротивления большие или меньшие соревновательных и равные последним.

Поскольку степень мышечного напряжения адекватно отражается в амплитудных и частотных характеристиках биопотенциалов [23, 3 и др.], то можно констатировать что, при увеличении электроактивности мышц в случае повышенного взаимодействия с внешними силами создаются условия для совершенствования силовых качеств. Однако увеличение при этом времени активности каждой мышцы отрицательно сказывается на развитии скоростных возможностей спортсмена. Ориентация на увеличение силовой компоненты двигательных действий, хотя и улучшает показатели чисто силовых проявлений, отрицательно сказывается на показателях быстроты [18, и др.].

Полученные нами результаты позволяют заключить, что в условиях облегченного взаимодействия руки пловца с внешними силами, когда преодолеваются меньшие величины сопротивлений, прежде всего, совершенствуется ритмоскоростная структура движений.

Как показал анализ полученных нами результатов, достижение возможно большего импульса силы за более короткое время лежит через вариативный метод тренировки, когда в сериях имитационных упражнений сочетаются условия повышенного и облегченного взаимодействия с внешними силами. Это приводит к одновременному повышению силовых и скоростных качеств пловца. На необходимость увеличения наряду с силой мышц подвижности нервных процессов при повышении результативности в скоростно-силовых упражнениях указывали в своих работах многие исследователи [4 и др.].

Следовательно, при тренировке движений спортсмена необходимо стремиться, с одной стороны, к увеличению электроактивности мышц для развития силовых качеств, а с другой - к сокращению времени их возбуждения, т.е. к упорядоченности распределения вспышек мышечной электроактивности, заключающейся в концентрации, сжатости по времени периодов мышечной электроактивности, перемежающихся с четкими периодами мышечного расслабления.

В построении и совершенствовании двигательной деятельности человека немаловажное значение имеет и проблема регуляции этой деятельности. Импульсы возбуждения, приходящие из любого анализатора, по высказыванию А.А.Ухтомского, изменяют функциональное состояние и уровень лабильности всей работающей системы [19]. Это чрезвычайно важное для спортивной практики положение получило дальнейшую разработку в трудах российских и зарубежных исследователей. Было доказано, что информация об изменении текущего движения человека обеспечивается афферентной сигнализацией целого ряда анализаторов, т.е. весьма совершенной системой обратной связи. На огромную роль обратной связи в осуществлении управляемых процессов указывали не только физиологи, психологи и педагоги, но и представители технических и теоретических научных дисциплин [2, 8, 5, 25, 17 и др.].

Развитие учения о регуляции произвольного движения показало, что осуществление двигательных действий не было бы возможным, если от каждого этапа сложных поведенческих актов не поступало бы информации о том, как они выполняются, что афферентный синтез складывается в процессе образования афферентных сигналов и является обязательным условием адекватности совершаемого двигательного акта различной степени сложности, без которого невозможна "упреждающая" обратная связь [1].

Осведомительная информация, указывал С.Г. Геллерштейн [6], становится более эффективной, когда внимание тренирующегося акцентируется на внутренних ощущениях, возникающих от результатов действия. В этом случае создаются условия, позволяющие сравнивать субъективные представления о движении с объективными. По этому поводу А.И.Кузнецов замечает, что наиболее перспективный путь интенсификации тренировочных воздействий состоит не только в повышении интенсивности и длительности последних, но и в степени мобилизации двигательного анализатора и вегетатики спортсмена [12].

Срочная информация, получаемая спортсменом непосредственно по ходу выполнения упражнения, приобретает значение обратной связи. Она становится компонентом механизма управления движением. На ее основе спортсмен приобретает способность сознательно регулировать движение, вносить в него необходимые коррективы, исправлять ошибки, совершенствовать физические качества и техническое мастерство.

Поэтому для углубления анализа совершаемых действий необходимо "обогащать" двигательный образ дополнительной информацией, с помощью которой можно было бы активизировать мыслительный процесс, усилить сознательный контроль за своими действиями и с помощью всех этих средств рационализировать двигательный акт.

Согласно современным данным, двигательное действие представляет собой сложную структуру, связанную с проявлением интеллектуальной деятельности. Началу действия всегда предшествует выработка программы, его осуществление возможно лишь при наличии постоянной сигнализации ("обратной афферентации") о ходе выполнения движения. На основе поступающей сигнализации вырабатываются текущие "сенсорные коррекции" -импульсы, направленные в случае рассогласования выполняемого действия с программой на восстановление прежнего плана движения.

Следовательно, необходимым условием совершенствования двигательной деятельности спортсмена в процессе специальной физической подготовки является наличие постоянной срочной информации, способствующей рациональному формированию структуры движений основного соревновательного упражнения. Совершенствование этой деятельности зависит от ряда центральных и периферических факторов, среди которых важнейшее место принадлежит временным координационным связям, образовавшимся в ответ на конкретные условия протекания двигательного действия.

С целью выявления влияния срочной информации на подготовку пловцов высокого класса нами было проведено исследование, которое, в частности,

предусматривало проведение 4-х недельного педагогического эксперимента, направленного на повышение скоростной подготовленности.

Пловцы контрольной и экспериментальной группы для повышения уровня скоростных возможностей тренировались в гидроканале. Причем испытуемые экспериментальной группы могли при этом контролировать уровень дополнительной внешней тяги, удерживающей пловца на потоке воды, скорость которого на 5 - 10% превышала его рекордную скорость на дистанции 25 м, а также величину максимума гребкового усилия. Информация поступала с цветового табло, установленного на дне гидроканала в момент непосредственного выполнения тренировочного упражнения. Спортсмены контрольной группы выполняли аналогичную программу тренировок, но они не получали информации о параметрах выполняемых действий.

По завершении эксперимента выяснилось, что использование пловцами экспериментальной группы информации о величине дополнительной тяги и максимума гребкового усилия позволило активно воздействовать на увеличение длины "шага" - прирост составил в среднем 3,8% - и уменьшение темпа движений - 3,5%. Уровень тяги, создаваемый "системой удержания", уменьшился в среднем на 16,4%, что позволило пловцам в этих условиях удержаться на рекордной для них скорости потока воды на 18% больше в сравнении с испытуемыми контрольной группы, не получавших срочную информацию в условиях гидроканала.

Итоги этого этапа исследования позволяют говорить о том, что использование срочной информации при плавании в гидроканале на индивидуально подобранной скорости потока воды вносит значительные коррективы в компоненты отдельных характеристик, определяющих реализацию скоростно-силовых возможностей. В результате пловцы опытной группы на 4,4% улучшили результат проплывания 25 метров, в то время как спортсмены контрольной группы, не использовавшие дополнительной информации в тренировочных занятиях, смогли улучшить аналогичный показатель в среднем на 2,2%.

Изложенные выше положения во многом обосновывают методологическую направленность выбора и определения целесообразности использования различных средств в специальной физической подготовке спортсменов.

Резюме.

1. Процесс специальной физической подготовки, предназначенный для совершенствования двигательной деятельности человека в избранном виде спорта, должен осуществляться на основе трех основных методических принципов: сопряженности, вариативности и срочной информации.

2. Внедрение этих принципов должно осуществляться с учетом дидактических постулатов спортивной тренировки.

Литература.

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968.

2. . Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.

3. Бойко М.И. Об электромиографических показателях мышечного утомления при статической и динамической работе человека: Дис., - Л., 1974.

4. . Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки. - М.: ФиС, 1970.

5. Гатев В. О взаимодействии зрительного и двигательного анализаторов при регуляции двигательных реакций //Журнал высшей нервной деятельности. 1964. Т.Х1У. Вып. 6.

6. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. -М.: Медгиз, 1958.

7. Гилев Г.А. Мощность гребковых движений // Плавание. Исследование, тренировка, гидрореабилитация. - СПБ.: ООИ «Плавин», 2003. С 27-31.

8. Девишвили В.М. Исследование динамики структуры движения в циклических действиях: Дис. - М., 1969.

9. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.:ФиС, 1971.

10.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1966.

11. Зациорский В.М., Филин В.П. К теоретическому обоснованию современной методики воспитания быстроты движений. //Теория и практика физ.культуры. 1962. N 6.

12. Кузнецов А.И. Пути использования избирательно направленных мышечных нагрузок локального характера при развитии и совершенствовании двигательной функции: Дис... докт.пед.наук. - Л., 1974.

13. Кузнецов В.В. Научно-методические основы проблемы совершенствования силовых качеств спортсменов высших разрядов: Дис... докт.пед.наук. - М.,

14. Кучин Л.Г. Некоторые вопросы становления и совершенствования двигательного навыка у спортсменов при выполнении локомоторных актов //Проблемы физиологии спорта. - М.:ФиС, 1960. Вып. 2.

15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебник для институтов физ.культуры. - М.:ФиС, 1977.

16. Матлаш А.Н. Координационные отношения в двигательном аппарате человека //Теория и практика физ.культуры, 1965. N 11.

17. Палыга В.Д. Роль обратной связи в восприятии временных особенностей гимнастических упражнений: Дис... канд.пед.наук. - Одесса, 1965.

18. Ратов И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Дис... докт.пед.наук, - М., 1971.

19. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. - Л.: Практическая медицина, 1927.

20. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Дис... докт.пед.наук. - М., 1970.

21. Шлемин А.М. Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков (на материале гимнастики): Дис... докт.пед.наук. - М., 1968.

22.Hofmann H. Die Auswirkungen einer vielseitigen athletischen Grundausbildung auf die Schullerleistungen. //Theerie und Prexis der Korperkultur. 1963. N. 6.

23. Inman V., Ralson H., Saunders J., Feinstein B., Wright E. Relation of Human electromyogram to muscular tension // Electroencephalography and clinical Neurophysiology., 1952.

24. Kunath P., Thiess G. Die Kozperliche Erziehung und Bilkung //Theorie und Praxis der Kozperkultur, 1962, N 2.

25. Welford A.T The measurement of sensery-motor performance: survey and reappraisal of Twelve years progress. // Ergonomics, 1960. V.5. N 3.

26.Wells K. Kinesiology. Philadelphia - London, 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.