Научная статья на тему 'Проблемы соответствия международных социально-трудовых стандартов и внутреннего трудового законодательства России в области защиты прав лиц с семейными обязанностями'

Проблемы соответствия международных социально-трудовых стандартов и внутреннего трудового законодательства России в области защиты прав лиц с семейными обязанностями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
919
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ / ЛИЦА С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ РАБОТНИКОВ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF LABOUR AND SOCIAL SECURITY / NATIONAL LABOUR LEGISLATION IN RUSSIA / PERSONS WITH FAMILY OBLIGATIONS / PROHIBITION OF DISCRIMINATION OF WORKERS WITH FAMILYOBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсаненкова Юлия Борисовна

Статья посвящена проблемам соответствия национального социально-трудового законодательства России и международно-правового регулирования труда на примере двух ратифицированных Россией конвенций МОТ: Конвенции № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и Конвенции № 103 «Об охране материнства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conformity between an international social and labour standards and domestic labour laws in Russia in protection of the rights of persons with family obligations

The article is devoted to the problems of conformity of the national social and labour legislation of Russia and international legal regulation of labour through the example of two ILO conventions ratified by Russia: Convention no. 156 concerning equal opportunities and equal treatment for men and women workers: workers with family obligations and Convention no. 103 on maternity protection.

Текст научной работы на тему «Проблемы соответствия международных социально-трудовых стандартов и внутреннего трудового законодательства России в области защиты прав лиц с семейными обязанностями»

Ю.Б. Корсаненкова

ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ СТАНДАРТОВ И ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

Статья посвящена проблемам соответствия национального социально-трудового законодательства России и международно-правового регулирования труда на примере двух ратифицированных Россией конвенций МОТ: Конвенции № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и Конвенции № 103 «Об охране материнства».

Ключевые слова: международные стандарты в области труда и социального обеспечения, национальное трудовое законодательство России, лица с семейными обязанностями, запрет дискриминации работников с семейными обязанностями.

Международные стандарты в области труда и социального обеспечения представляют собой фактически квинтэссенцию мирового опыта правового регулирования таких отношений. В наши дни в условиях глобализации и повсеместной унификации правовых норм и доктринальных конструкций необходимо быть в курсе современных подходов к регулированию социально-трудовых отношений. Использование подходов и концепций, признанных в глобальном масштабе и принятых большинством демократических стран в качестве обязательного минимума прав и обязанностей субъектов трудовых и иных тесно связанных с ними общественных отношений, позволяет задействовать в российском праве решения, неоднократно доказывавшие свою целесообразность, одновременно избегая ошибок и заведомо отказываясь от неэффективных направлений развития внутригосударственного трудового права.

© Корсаненкова Ю.Б., 2013

В данной научной статье предпринят анализ вопросов соответствия национального трудового законодательства России и международно-правового регулирования труда на примере двух ратифицированных Россией конвенций МОТ: Конвенции № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»1 и Конвенции № 103 «Об охране материнства»2.

Вначале хотелось бы остановиться на некоторых несоответствиях норм российского трудового законодательства, в частности норм Трудового кодекса РФ, нормам международной Конвенции № 156.

Данная Конвенция № 156 принята в целях обеспечения подлинного равенства лиц с семейными обязанностями (как мужчин, так и женщин), которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, в целях запрета дискриминации таких лиц и гармоничного сочетания их профессиональных и семейных обязанностей.

При этом Конвенцией № 156 определено, что ее нормы распространяются на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, а также на трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников - членов их семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности (ст. 1 Конвенции).

В результате анализа ряда статей ТК РФ (ст. 70 - запрет установления испытания при приеме на работу для беременных женщин и женщин, имеющих детей до полутора лет; ст. 122 - право женщин на предоставление отпуска по беременности и родам непосредственно перед отпуском по беременности и родам или после него; ст. 255 - отпуски по беременности и родам женщинам; ст. 256 - отпуски по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет матери, отцу ребенка, бабушке, деду, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком, ст. 257 - отпуски работникам, усыновившим ребенка; ст. 258 - перерывы для кормления ребенка; ст. 259 - гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; ст. 261 - гарантии беременным женщинам, женщинам, имеющим детей и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторже-

нии трудового договора; ст. 262 - дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами; ст. 263 - дополнительные отпуски без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми; ст. 264 - гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери) приходим к следующему выводу: в российском трудовом законодательстве использовано довольно узкое понятие лиц, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей. Это, в основном, такие типы семей, как кровная семья, семья усыновителей, опекунов.

Однако если исходить из более широкого понятия семьи с детьми3, то в этом смысле следует согласиться с позицией Е.Г. Аза-ровой4 о необходимости включения в круг лиц, имеющих детей, помимо родителей ребенка, одиноких матерей, усыновителей, опекунов, но и попечителей ребенка, его приемных родителей и иных лиц, их заменяющих (фактических воспитателей), так как каждая из вышеперечисленных форм воспитания детей представляет собой форму семейного воспитания детей и одну из современных моделей российской семьи с детьми.

Следовательно, социально-трудовые гарантии, закрепленные в вышеперечисленных статьях, следует распространить на лиц, воспитывающих детей во всех вышеупомянутых и соответствующих российскому законодательству формах.

Например, приемных родителей по своему правовому статусу необходимо уравнять с опекунами в их праве на получение различных видов государственных пособий на детей, таких как ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Учитывая необходимость закрепления института патроната и фактического воспитания в Семейном кодексе РФ, предлагается закрепить право на пособия патронатным и фактическим воспитателям, установленные для родителей, усыновителей, опекунов Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ5. При этом фактическими воспитателями ребенка могут быть как родственники ребенка, так и лица, не состоящие с ним в родстве (например, мачеха, отчим, супруги опекуна, попечителя, усыновителя и др.), которые взяли ребенка на воспитание в силу разных причин (смерть родителей; объявление их умершими; признание безвестно отсутствующими и др.).

Еще одна проблема, на которой следует остановиться, - сложившаяся гендерная асимметрия не в пользу мужчин в их праве на некоторые детские страховые пособия, иными словами, дискриминация прав данной группы лиц с семейными обязанностями.

Трансформация семейного порядка по мере его модернизации предполагает переход к равноправным, партнерским отношениям между полами и свободе выбора семейных ролей, т. е. гендерному равенству. Для устранения гендерного неравенства необходима реализация норм ратифицированной в 1997 г. Россией Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», согласно которой ответственность за выполнение семейных обязанностей должна быть разделена между мужчинами и женщинами. Поэтому необходимо в некоторых случаях (например, в случае смерти матери во время родов, невозможности ею осуществлять уход за ребенком по объективным основаниям: болезнь, лишение родительских прав, отбывание наказания в местах лишения свободы и др.) предоставить право отцу на получение им так называемого родительского пособия - аналога пособию по беременности и родам.

Также целесообразно (по аналогии с усыновителями) предоставление права на родительское пособие, при прочих равных условиях, лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев (родительского пособия по уходу за новорожденным) по аналогии с пособием по беременности и родам.

Следующая проблема связана с несоответствием норм ТК РФ нормам Конвенции № 156 касательно включения в круг лиц с семейными обязанностями не только трудящихся с детьми, но и лиц (как мужчин, так и женщин), которые осуществляют уход за ближайшими родственниками, и распространения на них аналогичных гарантий, например, предусмотренных, в частности, ст. 261-263: предоставление дополнительных выходных дней, дополнительных отпусков без сохранения заработной платы; гарантий при расторжении с ними трудового договора по инициативе работодателя.

В целях усиления социальной защиты лиц с семейными обязанностями, установления запрета их дискриминации в ТК РФ следовало бы предусмотреть для них следующие гарантии.

Дополнить ст. 101 ТК РФ перечнем работников, которым ненормированный рабочий день не может быть установлен. К ним следует отнести, в том числе, беременных женщин и женщин с детьми до полутора лет, чьи должности включены в перечень работ с ненормированным рабочим днем. В противном случае у беременных женщин или кормящих матерей, должности которых включены в такой перечень, могут случаться перегрузки в работе, которые, несмотря на эпизодический характер, могут все-таки оказать негативное влияние на их здоровье и течение беременности, а также на здоровье ребенка.

Еще один пробел в трудовом законодательстве связан с режимом гибкого рабочего времени. При нормальной продолжительности рабочего времени работодатель может, но не обязан установить для женщины, обремененной семейными обязанностями, режим гибкого рабочего времени. Так как режим гибкого рабочего времени позволяет женщинам с семейными обязанностями оптимально сочетать их повседневные социально-бытовые и личные потребности с интересами производства, то целесообразно в Трудовом кодексе РФ закрепить обязанность работодателей предоставлять беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, по их желанию, работу на условиях гибкого рабочего времени.

Существует мнение, что беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для обеспечения оптимального режима их работы необходимо предоставлять дополнительные оплачиваемые перерывы для отдыха и что подобное правило целесообразно включить в ТК РФ как норму, направленную на улучшение условий труда данных категорий работниц6.

Действительно, такая норма в российском трудовом законодательстве отсутствует, в то время как согласно п. 5.1 Рекомендации № 95 МОТ об охране материнства7 национальное законодательство должно предусматривать такой порядок распределения рабочего времени беременных женщин и кормящих матерей, который предусматривал бы предоставление им достаточных перерывов для отдыха. Из содержания ст. 17 Директивы Совета Европейского союза от 30 ноября 1989 г. № 89/654/ЕЕС8 также следует, что такие перерывы должны предоставляться. Кроме того, в соответствии с данной статьей беременным и недавно родившим женщинам во время таких перерывов должна предоставляться возможность находиться в лежачем положении, для чего должны быть созданы соответствующие условия. Предоставляемые женщинам в соответствии со ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления детей в возрасте до полутора лет не могут считаться перерывами для отдыха, так как имеют иное целевое назначение.

Трудовое законодательство предусматривает предоставление работнику по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам дополнительного отпуска в любое время, но без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ). Данный отпуск предоставляется по усмотрению работодателя. Однако ТК РФ устанавливает и случаи обязательного предоставления такого отпуска при наступлении определенных обстоятельств (регистрация брака, рождение ребенка, смерть близкого родственника - до пяти календарных дней), а также определяет категории работников, которым

по их письменному заявлению работодатель не может отказать в его предоставлении (например, работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году, участникам ВОВ - до 35 календарных дней в году, пенсионерам по старости - до 14 календарных дней в году). Представляется целесообразным расширить перечень работников, имеющих право на отпуск без сохранения заработной платы в обязательном порядке на основании их письменного заявления, включив в него, в том числе, и многодетных родителей.

В национальном законодательстве о социальном обеспечении имеются правовые нормы, не соответствующие нормам Конвенции № 103 об охране материнства, согласно которой сумма денежных пособий, предоставляемых за счет средств обязательного социального страхования, рассчитывается на основе предшествовавшего заработка, но она не должна составлять менее двух третей предшествовавшего заработка женщины, учитываемого с этой целью (п. 6 ст. 4 Конвенции).

Ряд норм Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ9 и Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, регламентирующих размер страховых пособий, не соответствует данному международному стандарту.

Так, застрахованным женщинам пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка (дохода), исчисленного за расчетный период. В 2010 г. законодательством была предусмотрена замена установления максимальных размеров пособий, возмещающих застрахованному работнику утраченный заработок, на их исчисление из фактического заработка застрахованного с учетом установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд социального страхования РФ на каждое физическое лицо. Установленный с 1 января 2011 г. порядок расчета данного пособия предусматривает исчисление пособия исходя из среднего заработка, рассчитываемого не за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, как это было в 2010 г., а за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. При этом средний заработок за каждый календарный год учитывается в сумме, не превышающей предельную базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ (за 2011 и 2012 гг. эта база составляла, соответственно, 463 тыс. и 512 тыс. руб.). Таким образом, несмотря на то что формально ограничение размера данного пособия максимальным размером было законодателем

отменено, на практике, при расчете среднедневного заработка ограничение его максимальным размером сохраняется. Тем самым ограничивается право высокооплачиваемых работниц на пособие в размере не ниже двух третей их предшествовавшего заработка.

В дополнение к пособию по беременности и родам застрахованным работницам выплачивается единовременно пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности до 12 недель, размер которого составляет 300 руб. (с учетом индексации с 1 января 2013 г. - 490,79 руб.). Однако данное пособие является страховым по своей сути, поэтому его также следует исчислять на основе предшествующего заработка женщины.

Также следует обратить внимание на то, что пособие при рождении ребенка работающим гражданам относится к числу пособий, предоставляемых работникам (одному из родителей ребенка либо лицу, его заменяющему) за счет средств ФСС РФ. Однако оно выплачивается в твердой денежной сумме - 8 тыс. руб. (с учетом индексации с 1 января 2013 г. - 13 087,61 руб.), что не соответствует международным социальным стандартам.

В отношении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет можно отметить то же несоответствие: не соблюдается международная норма об установлении его в размере не ниже двух третей предшествовавшего заработка женщины. Размер пособия для работающих граждан составляет всего лишь 40% среднемесячного заработка, который определяется за два предшествующих года до года наступления данного отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и фактически при расчете ограничивается максимальным размером.

Таким образом, в результате сравнения внутренних российских социально-трудовых норм и международных конвенций в области защиты социально-трудовых прав лиц с семейными обязанностями можно выявить ряд несоответствий, устранение которых будет способствовать наиболее эффективному правовому регулированию труда работников с семейными обязанностями в контексте общемировых тенденций правового регулирования данной сферы.

Примечания

Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юрид. лит-ра, 1990. С. 160-165. Там же. С. 355-361.

Семья с детьми - это совместно проживающая группа лиц, состоящая не менее чем из двух физических лиц, одним из которых является ребенок (дети), а

другим - лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребенке и находятся с ним в определенной правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приемную (приемные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью, - либо являются его фактическими воспитателями (Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации (правовой аспект). М., 2007. С. 111).

Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М.: ИНФРА-М: Норма, 1997. С. 1.

Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

Шептулина Н.Н. Защита материнства нормами трудового права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 68-76.

Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. 1. Женева: Межд. бюро труда, 1991. С. 1095-1098. Директивы ЕС об охране труда. М., 2006. [Электронный ресурс] // РОСТ. U RL: http: //www.rost-prof.ru /documents/international /es/page 1 .html (дата обращения: 17.06.2013).

Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.

4

5

6

7

8

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.