Научная статья на тему 'Проблемы соотношения традиций и творчества в формообразовании современной керамики'

Проблемы соотношения традиций и творчества в формообразовании современной керамики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
306
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИКИ-КЕРАМИСТЫ / КЕРАМИКА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сотникова Елена Алексеевна, Аверина Татьяна Александровна

The article deals with the application of ancient ceramic traditions in modern art works. It is devoted to transform traditional forms and ornaments, achieving the new interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы соотношения традиций и творчества в формообразовании современной керамики»

Е.А. Сотникова, Т.А. Аверина

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ТВОРЧЕСТВА В ФОРМООБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КЕРАМИКИ

The article deals with the application of ancient ceramic traditions in modern art works. It is devoted to transform traditional forms and ornaments, achieving the new interpretation.

На формообразование современных керамических изделий оказывают влияние как техники этого древнего народного искусства, разнообразные явления природы и окружающей человека предметной среды, так и различные стили и направления современного искусства (поп-арт, сюрреализм, минимализм, абстракционизм и др.).

Во все времена условия формообразования изделий художественной керамики определялись их предназначением, материалом, особенностями его обработки, идеей художника, дизайнера.

Определенное функциональное назначение предмета, - например, бытовое, техническое или художественное, - является решающим при разработке его формы. Керамические материалы широко применяются при изготовлении посуды, элементов интерьера, ваз, светильников, санфаянса, изразцовых плиток, черепицы, скульптуры и других объемов средового и ландшафтного дизайна.

При проектировании предметов бытового назначения учитываются эргономика, инженерная психология, антропометрия, социометрия. Например, разрабатывая комплект посуды, определяют состав набора в зависимости от заданного рациона, функциональное назначение и рабочий объем комплекта посуды в целом и каждого предмета в отдельности.

На процесс формообразования в значительной степени влияет состав керамического сырья. Исходя из физико-химических свойств разных видов керамических материалов: температуры обжига, от которой зависит степень спекаемости черепка, степени просвечиваемости стенки, цвета каменных масс, декоративных качеств эмалей и глазурей, определяют, какой из керамических материалов наиболее полно отвечает требованиям функционального процесса, для которого предназначается проектируемое изделие.

Из тонкокерамических масс (фаянс, фарфор) чаще всего изготавливают небольшие изделия массового тиражирования, имеющие утилитарное назначение. Грубокерамические массы из шамота и терракоты предназначены для изготовления архитектурных, скульптурных и садово-парковых форм, подвергаемых атмосферным воздействиям.

Высокая температура обжига, обеспечивающая одновременно и повышение прочности изделий, их водопроницаемость, воздействует на повышение качества черепка, является решающим фактором формообразования керамических изделий. Поэтому, проектируя изделия из материалов, предназначенных для обжига при высоких температурах (фарфора, фаянса, каменных масс), во избежание брака от деформации следует отдать предпочтение простым компактным формам, без приставных деталей с большим выносом. Нижняя часть изделия, воспринимающая нагрузки от собственного веса, делается более массивной, чем верхняя.

Тесная связь прослеживается между формообразованием и способами декорирования. Для надглазурной и подглазурной росписи разрабатывается ясная форма, зависимая от содержания живописной композиции, где форма сосуда и декор составляют единый композиционный строй.

От способа обработки материала зависят внешний вид и художественная выразительность предмета. Технология шликерного литья, формования вручную и на гончарном круге, полусухое прессование позволяют изготовить изделие определенного назначения.

В XXI в. особое значение приобрел синтез керамики с другими материалами, который позволяет значительно расширить ее возможности [5]. Многие мастера при декорировании экспериментируют со стеклом, металлом, пластиком, фотографией. В своей работе керамисты ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь [1].

Древние гончарные технологии основывались на использовании различных свойств глины. Каждое изделие древнего мастера имело определенное функциональное назначение. Позднее сосуды стали декорироваться, приобретая духовную, эстетическую ценность [2].

Одним из средств художественной выразительности в современной керамике является формовка изделий из структурной массы. Древними гончарами Приамурья готовились разнообразные керамические массы в зависимости от функции и размера сосудов. Сосуды, предназначенные для хранения зерна, имели крупношамотную структуру, необходимую для обеспечения технологических требований сушки и обжига толстостенных крупногабаритных изделий [3]. Введение в гончарную массу выгорающих добавок также облегчало режим сушки, способствовало уменьшению веса, облегчению керамики. Данные технологические приемы используют и современные керамисты при изготовлении архитектурной, ландшафтной, интерьерной керамики. В их работах можно увидеть разнообразные текстурные и фактурные поверхности, образованные за счет различных добавок - шамота разной фракции, древесных опилок, зерен, бумаги. Иногда декорирование осуществляется при помощи введения химически взаимодействующих с черепком металлов - железа, меди и т.п.

Другой исторически наиболее древний вид декорирования изделий заключается в нанесении фактуры и пластического декора на изделие в сыром и обожженном виде. Так называемый «технический» орнамент, возникший в процессе изготовления керамики, связан с особенностями ее производства (следы стека-палочки, отпечатки веревки, соломы, песка). Современные керамисты для достижения большей выразительности сочетают декорирование поверхности стеком с использованием эффекта обнаженной крупношамотной структуры или лощением.

Наиболее многообразный вид декорирования - роспись ангобами. Цветной ангоб, как и в древности, получают из красножгущихся и беложгущихся глин с добавлением руд и окислов металлов. В современной керамике ангобное покрытие применяют как самостоятельный вид декора или для изменения цвета черепка под роспись прозрачными глазурями.

Исследование древних форм керамики и способов ее декорирования помогает ощутить первородное звучание материала, эстетическое единство природы и человека, понять ясную целесообразность архаичной посуды [4]. Современные мастера не копируют древние изделия, а используют лишь традиционные технологии и принципы формообразования сосудов. Изучение древних форм орнамента, в основе которого лежит условно-схематическая передача явлений природы и мифологической картины мира, позволяет обогатить и наполнить смыслом современное художественное творчество. Керамика, оставаясь по-прежнему востребованной и продолжая многовековые традиции, получает новое звучание.

Сегодня художники-керамисты, используя опыт древних гончаров, освобождают вещи от первичной функциональности, превращая их в объекты средового дизайна. Керамические изделия стали выполнять прежде всего декоративную, цветопространственную функцию. Керамические инсталляции органично вписываются в урбанистическую среду [1]. В настоящее время одним из

основных принципов формообразования предметов является использование определенных стилеобразующих элементов.

Обращение к древней керамике служит для мастеров-керамистов источником вдохновения, отправной точкой для создания нового художественного языка. При разработке керамических сосудов студентами применяются принципы композиционного построения древних орнаментов. Особое внимание уделяется декору и его назначению в древности и современном обществе; определяется семантическое значение. Применяемые сырьевые материалы, придающие новое звучание традиционным формам, легко вписывают древние элементы в современную пространственную среду.

Изучая керамику древнего Приамурья, исследуя формы сосудов, виды орнаментов, способы декорирования, студенты сохраняют традиционные приемы и находят новые интересные решения. В процессе проектирования студенты разрабатывают и изготавливают декоративные сосуды, вазы, кашпо для цветов, открывая богатые возможности керамики.

Проектирование керамических изделий предусматривает использование различных художественных приемов, - например, отбор и усиление выразительных средств, построение ассоциативного ряда, пластическое преобразование, с помощью которых достигается целостность образов. Современная керамика проектируется на основе изучения формообразования и орнаментики древнего искусства, а также под влиянием современных художественных течений, внедрении инновационных материалов и технологий. Использование высокотехнологичных материалов -фарфора, фаянса и других сложных керамических масс, - поиск новых цветовых и фактурных решений при помощи различных эмалей, глазурей, солей и ангобов обеспечивает появление новых современных форм.

Долгий путь, пройденный мировой декоративной керамикой, - это эволюция от функционального сосуда до сложных философских, фигуративных, абстрактных композиций, арт-объектов, инсталляций, несущих в себе высокий художественный образ и современность мышления

[5].

На рис. 1-5 приведены образцы декоративных изделий, выполненных преподавателями и студентами кафедры дизайна АмГУ.

-

Рис. 1. Декоративные вазы «Древние мотивы» с использованием техники «сграффито». Е.А. Сотникова.

Рис. 2. Декоративная ваза с использованием техники «сграффито». Д. Лопатко (2010 г.), рук. - Е.А. Сотникова.

Рис. 3. Декоративная тарелка с использованием прочерченного орнамента.

А. Ефимова (2009 г.), рук. - Т.А. Аверина.

Рис. 4. Декоративный сосуд с использованием древних мотивов. Я. Шайтанова (2007 г.), рук. - Е.А. Сотникова.

Рис. 5. Декоративные вазы с использованием древних мотивов. К. Иванова, А. Сергеева (2010 г.), рук. - Е.А. Сотникова.

1. Буббико Дж., Крус Х. Керамика: техники, материалы, изделия. - М.: Ниола-Пресс, 2006.

2. Гребенщиков А.В., Деревянко Е.И. Гончарство древних племен Приамурья (начало эпохи раннего железа). - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001.

3. Дьякова О.В. Происхождение, формирование и развитие средневековых культур Дальнего Востока (по материалам керамического производства). - Ч. I - Владивосток: Дальнаука, 1993.

4. Искусство керамики. Сборник статей /под ред. Н.С. Степанян. - М.: Сов.художник, 1970.

5. Малолетков В. А. Современная керамика мира. Творческий опыт последней трети XX - начала XXI века. - М.: МВХПА, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.