УДК 376
Л. В. Смирнова
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Понятие «психического здоровья» человека неоднозначно, оно имеет довольно условный характер. Проявления психического «здоровья» или «нездоровья» реализуется в поведенческих реакциях, в характере и результатах деятельности, в отношении человека к окружающим людям. То, что в одном культурном сообществе считается нормальным, в другом — осуждается, выглядит странно. Тем не менее, человечество выработало за время своего «культурного развития» определенные ценности, уважение к которым, отраженное в социальном поведении человека, считается «психической нормой». Семья и школа должны стремиться к привитию ребенку этих общечеловеческих норм и ценностей, обеспечивая тем самым ему полноценную психическую, а, следовательно, — счастливую жизнь.
Современное состояние психологии и психиатрии позволяют декларировать целый ряд биологических причин, обусловливающих не вполне благополучное состояние психического здоровья у современных детей. Это и генетически обусловленные отклонения в пси-
хическом развитии, черепно-мозговые травмы, полученные при рождении или в раннем возрасте, интоксикации и инфекционные заболевания, сказавшиеся на состоянии ЦНС ребенка, неблагоприятные экологические условия, в последнее время серьезные исследования подтверждают неблагоприятное воздействие на дальнейшее развитие ребенка такого фактора, как недоношенность. Недоношенность часто является причиной возникновения самых разнообразных психоневрологических расстройств у детей. Биологические причины лежат в основе серьезных отклонений в умственном, физическом и психическом развитии детей, которые могут обучаться только в системе специального образования, в кор-рекционных школах.
Эти же биологические причины могут вызвать и незначительные снижения психических функций у детей, таких, как: внимания, памяти, речи, эмоциональной и двигательной сферы. Эти дети придут в массовую школу. Между тем, они будут нуждаться в особом подходе, комплексе коррекционных меди-
ко-психолого-педагогических мероприятий.
Длительно действующие психо-травмирующие ситуации, неблагоприятные социальные условия раннего развития также часто приводят к формированию у детей устойчивых расстройств психики, таких, как страхов, повышенной тревожности, невротических состояний, например, заикание невротической формы.
Исследования в области зарубежной и отечественной детской психопатологии и специальной психологии последней четверти XX века выявили синдромы, снижающие возможности обучения и социальной адаптации детей.
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. В популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 11%. Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая работоспособность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста. У одной группы детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой —
эмоционально-волевые нарушения. По типу психического инфантилизма.
Внушительное количество детей среди учащихся массовой школы составляют дети с нарушениями в развития отдельных систем мозга:
— речи (фонематических процессов, расстройства чтения и письма: дисграфия, дислексия), составляют минимум 10% учащихся начальных классов;
— расстройство психомоторики и пространственных представлений. Наиболее ярко проявляются эти нарушения у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. По последним данным такие дети составляют от 3 до 5% учащихся начальных классов. В основе его формирования (в 100%) случаев лежат биологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС.
Анализ анамнестических данных показал, что СДВГ возникает в 84% случаев в результате патологии беременности и родов (токсикозы, угроза прерывания, асфиксии, недоношенность, в 60% — как последствия нарушения раннего развития (синдром повышенной нервно-рекфлекторной возбудимости).
Основным механизмом развития СДВГ является нарушение механизма тормозящего поведения, которое отвечает за развитие исполнительских функций мозга: оперативной памяти; саморегуля-
ция аффекта; внутренней речи; становление моторного контроля, анализа и синтеза поведения, в конечном счете — за адаптацию.
Для благоприятного прогноза пребывания гиперактивных детей в массовой образовательной среде большую значимость приобретает проблемы раннего (дошкольного) выявления данного синдрома, профилактики факторов риска и своевременной квалифицированной медико-психолого-педагогической коррекции.
Распространенным психическим расстройством также среди учащихся массовой школы является астенические состояния, выражающиеся в постоянной эмоциональной лабильности (несдержанности, раздражительности), повышенной утомляемости, истощаемости психических процессов (познавательной деятельности). Часто сопровождается неприятными физически-миощущениями:головокружением, головной болью, вегетососудисты-ми расстройствами. Эти дети никогда не доводят начатое дело до конца, не проявляют устойчивого интереса к занятиям. В структуре синдрома часто наблюдаются психомоторные расстройства, например, нарушения схемы тела, координации движений.
На фоне астенических состояний у детей школьного возраста может развиться неврастения, довольно устойчивые (длящиеся не менее 3-х месяцев) снижения ра-
ботоспособности, постоянные жалобы на усталость после незначительных физических и умственных нагрузок, сопровождающиеся головокружением, мышечной болью, расстройством сна, аппетита и т. д.
Безусловно, перечисленные выше показания в развитии детей автоматически зачисляют их в «группу риска» по показаниям психического здоровья. Они наиболее чувствительны к тем факторам, которые могут в период адаптации и дальнейшего обучения в школе усугубить их состояние.
Однако и относительно здоровые дети в период обучения подвергаются воздействию многих неблагоприятных факторов, которые могут негативно сказаться на их психическом здоровье. Ряд исследователей читают, что в отечественном образовании несмотря на декларируемую «гуманизацию», образовательная среда становится все более опасной для здоровья ребенка. К отрицательным факторам, влияющим на психическое здоровье детей и приводящим к школьной дезадаптации, они относят: неготовность ребенка к обучению в школе, социально-педагогическую запущенность. Но не вызывает сомнение, что решающее влияние на снижение психического здоровья детей оказывают пси-хотравмирующие факторы, возникающие в процессе обучения.
Так, директор Межвузовского центра по проблемам валеологии
образования Министерства образования РФ профессор Э. Н. Вайнер выделил следующие группы факторов, оказывающие неблагоприятное влияние на психику школьников:
Во-первых, информационные перегрузки. Объем информации в современном мире растает в геометрической прогрессии. Школа стремится вводить каждый год новые предметы, факультативные курсы. Интенсивность нагрузок на школьников достигает к старшим классам 9-ти часового рабочего дня. Особенно остро эта проблема стоит в так называемых специализированных школах с повышенным уровнем образования. У учащихся этих школ чаще, чем у учащихся типовых школ возникают расстройства не только соматического здоровья, но и психического характера: нервные срывы, функциональные расстройства работоспособности, психосоматические реакции. Немаловажным фактором перегрузки психики школьников является массовая компьютеризация образования, приводящая также к информационным перегрузкам. Вводя в учебный процесс информационные технологии, не следует забывать об организации режима труда и отдыха, о дозировании информации, особенно в начальной школе. Например, в Японии в последние годы в начальной школе значительно огра-
ничено время работы школьников с компьютерами.
Поэтому вторым негативным фактором, влияющим на психику школьников, является: несовершенная организация учебного процесса. В силу различных причин, расписание учебных занятий во многих школах противоречит санитарно-гигиеническим нормам. Например, известно, что умственная работоспособность в утренние часы (1-2 уроки) у детей низкая, она повышается к 3 и 4 урокам. При этом наиболее сложные учебные предметы традиционно ставятся именно на первые уроки. Неправильное распределение динамики и интенсивности нагрузок наблюдается и в течение рабочей недели. Вопрос этот чрезвычайно важен, так как касается психических затрат на усвоение содержания образования, то есть рационального использования психических ресурсов ребенка. Отдельная проблема — это содержание и объем домашних заданий. Если по-прежнему, каждый учитель-предметник будет считать, что его дисциплина самая важная и стремиться задать домой побольше, то ситуация с психическими затратами на усвоение учебного материала будет только ухудшаться.
Третьим депривирующим фактором является слабый учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения. Другими словами — неадекватное учебно-методическое обеспечение
учебной работы. Исследования показывают, что в силу разных причин более 30% учащихся массовой школы с трудом усваивают стандартный минимум образования, нуждаются в разного рода коррек-ционной помощи (психологической, логопедической, психиатрической). При этом 40% предлагаемых и утвержденных программ по учебным дисциплинам рассчитаны на повышенный уровень усвоения. Одаренных же детей в общей массе насчитывается всего лишь 5—6%, детей с высокими познавательными возможностями только 12—15%. Так, при выполнении контрольных тестовых срезов по точным наукам не учитываются скорость включения ученика в работу и переключаемости с одного задания на другое, различные типами высшей нервной деятельности, восприятия (особенности репрезентативной системы) ребенка. При этом главным показателем для высокой оценки является количество заданий, выполненных за отведенное время. Ясно, что такой контрольный срез не может отражать истинный уровень усвоения знаний всеми детьми и является психотравмирующим фактором. Школа не оставляет ребенку выбора формы отчета об усвоении учебного материала.
Гиподинамия — это следующий, четвертый неблагоприятный фактор в классификации причин, снижающих психическое здоровье
школьников. Психика человека так устроена (филогенетический механизм), что для гармоничного развития растущего организма с нарастанием интенсивности умственных нагрузок, должна пропорционально возрастать его двигательная активность. В этой связи должны коренным образом измениться уроки физкультуры, организация школьных спортивных кружков, мероприятия, физкультминуток, перемен. Преобладающие сегодня статические нагрузки на организм школьника должны превратиться в двигательную активность, стать естественной потребностью ребенка, частью его культурного развития, преобразующего личность в целом. Тогда не нужно будет проводить специальные акции, направленные против вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, которые по результативности ничтожны.
Пятой в ряду наиболее сильных по разрушительным свойствам причин необходимо назвать неблагоприятный психологический климат, возникающий как следствие авторитарно-репродуктивной системы обучения, при которой центральной фигурой учебного процесса является не ребенок, а учитель. В малой степени учитывается при этом мнение ученика, его интересы. Ученику отводится роль исполнителя указаний и распоряжений учителя, пассивного потребителя информации. В этом случае
у ученика не формируется интерес к предметам, наблюдается устойчивое год от года снижение мотивации учения, нарастает эмоциональное напряжение из-за неудовлетворенности результатами школьного образования. При таком стиле обучения не редки конфликтные ситуации, результат которых может быть: нервный срыв, перенос негативного отношения к педагогу на предмет, который он ведет, демонстративное поведение ребенка и даже его уход из школы.
С этой позиции переход к развивающему обучению и демократическим принципам построения учебного процесса, повышение уровня психологической культуры учителя и всемерное развитие в школьной системе психологической службы будут способствовать созданию комфортной образовательной среды, значительному сбережению психического здоровья учащихся.
Поступила в редакцию 28.12.2018 г.