Научная статья на тему 'Проблемы согласования международных правовых актов по вопросам правоохранительной деятельности и объединения усилий в европейском направлении'

Проблемы согласования международных правовых актов по вопросам правоохранительной деятельности и объединения усилий в европейском направлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быкова Е.В.

В статье рассматриваются проблемы согласования международных правовых актов по вопросам правоохранительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of harmonizing international legal acts on issues of law enforcement and cooperation in the European sector

The article deals with the problem of harmonizing international legal acts on issues of law enforcement

Текст научной работы на тему «Проблемы согласования международных правовых актов по вопросам правоохранительной деятельности и объединения усилий в европейском направлении»

ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Проблемы согласования

международных правовых актов по вопросам правоохранительной деятельности и объединения усилий в европейском направлении

Быкова Е.В.*

The article considers some problems of coordination of the international legal certificates concerning law-enforcement activity.

Основной задачей международного взаимодействия, в том числе, и на региональном уровне (в данном случае европейском) является защита граждан и укрепление государственных институтов.

Правовые и институциональные проблемы международного сотрудничества регионов имеют общие тенденции, проявляющиеся в широком разнообразии в зависимости как от различий в государственном устройстве и политических традиций сторон, так и от географических, природных, социально-экономических, этнических и других индивидуальных особенностей регионов.

Современное международное право не содержит прямых запретов на участие регионов в международных отношениях, однако оно и не включает положения, непосредственно регулирующие этот процесс.

Логика развития в условиях европейской интеграции привела к выделению приграничного сотрудничества регионов в отдельную область. Глобализация делает все более очевидной неделимость человеческого сообщества, относительность границ между государствами, родовое единство материальных и духовных принципов человеческой жизнедеятельности. Рост взаимозависимости обязывает государства к сотрудничеству и солидарности, к выработке общих правил мировой политики, к совершенствованию существующих и созданию новых эффективных совместных институтов1.

История международных отношений свидетельствует, что государства не могут

существовать без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. В свое время, на первой Всемирной конференции смысл международного права в 1995 г. был определен как язык международного общения. Международное право является основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами уличного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катастрофами2. Можно констатировать, что на сегодняшний день международное правовое регулирование охватывает все новые и новые сферы общения, которые традиционно находились в рамках регулирования национального права. Особенность международного права и состоит в том, что оно существует параллельно с системами национального права различных государств и регулирует исключительно межвластные отношения.

Следует отметить, что международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функцией создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе, как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).

Международное право выполняет ряд значительных функций. В международ-

Ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Ю

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ных отношениях оно выполняет координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств.

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства.

И что особенно важно, охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства.

Между внутригосударственным и международным правом, как самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека)3.

В условиях, когда интеграция в различных сферах международных отношений становится ведущей тенденцией, объединение усилий мирового сообщества государств в борьбе с преступными проявлениями, несомненно, может считаться одним из приоритетных направлений международного взаимодействия. При этом на первый план в последнее время выдвинулись проблемы выработки международных механизмов противодействия и пресечения преступлений, затрагивающих интересы международного сообщества подрывающих основы международного правопорядка. Опыт создания подобных механизмов накоплен и успешно применяется в современном международном праве, охватывая как создание нормативно-правовой базы, осуществление различных форм правовой взаимопомощи по уголовным делам, так и оказание соответствующей технической помощи на двустороннем и многостороннем уровнях, в рамках универсальных и региональных международных организаций.

Нельзя не отметить и ту значительную роль, которую играет Организация Объединенных Наций в осуществлении

международного сотрудничества правоохранительных органов разных стран в борьбе с преступностью.

Различные аспекты подобного сотрудничества неоднократно обсуждались специализированными учреждениями ООН в целях усовершенствования существующих механизмов.

Следует также подчеркнуть важность практики выработки соответствующих типовых документов ООН, которые могут использоваться в качестве международных конвенций, а также ориентиров при осуществлении национальной законодательной политики.

Как уже отмечалось, процесс глобализации современной жизни, а также углубление в международном сообществе процессов интеграции не могли не повлиять на кардинальное переосмысление подходов к такой важной сфере, как сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Обострившиеся процессы интернационализации преступности, связанные с вовлечением в преступную деятельность граждан различных стран, развертыванием деятельности транснациональных организованных преступных групп на территориях различных государств, прозрачность границ, позволяющая преступникам беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую, серьезнейшие материальные и моральные издержки преступных актов, являются факторами, обуславливающими необходимость тесного международного взаимодействия в вопросах уголовного преследования лиц, виновных в совершении особо опасных деяний. Нельзя не принимать во внимание и качественное изменение масштабов, методов и средств преступной деятельности. Углубление информационного, тактического взаимодействия преступников, растущий доступ к новейшим технологическим разработкам, высокая вероятность использования биологического, химического оружия, взрывчатых веществ значительной разрушительной силы превратили преступность в угрозу политическим, экономическим и социальным институтам современного общества. Резкий всплеск различных проявлений преступности, и, прежде всего, терроризма - свидетельство того, что международное сообщество сталкивается ныне с новыми угрозами, требующими принятия адекватных мер. С другой стороны, глобальный вызов со стороны международной преступности наглядно демонстрирует, что для борьбы с

преступностью необходимо широкомасштабное сотрудничество, предполагающее использование эффективного механизма межгосударственной кооперации4.

Необходимо учесть, что международное сообщество в целом накопило немалый опыт сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, охватывающий различные направления, и, в частности, такие, как обмен информацией, формирование соответствующей договорно-правовой базы, оказание технической помощи на двустороннем и многостороннем уровнях, совместное использование новых технологических достижений и т.д.

Неслучайно в правовой доктрине проблеме соотношения международного и национального права уделено значительное внимание. Достаточно отметить, что первое специальное монографическое исследование по данному вопросу датируется еще 1899 г. и принадлежит известному немецкому юристу Г. Трипелю. Что же касается процесса углубления и совершенствования взаимодействия международного и внутреннего права в современных условиях, то он органически связан с дальнейшей интернационализацией процессов, происходящих в международном сообществе, усилением интегративных тенденций современной жизни5.

При этом анализ конституционных положений выявляет различие между существующими в форме обычая общепризнанными принципами и нормами международного права, с одной стороны, и договорами

с другой. Как отмечает И.И. Лукашук, первые в порядке общей трансформации в право включаются страны.

В силу общепринятости и объективной необходимости коллизии этих норм с национальным правом возникают редко.

Договоры же содержат множество конкретных положений и могут устанавливать далеко не общепринятые правила, которые порождают коллизии с национальным правом. Поэтому государства уделяют особое внимание статусу договорных норм в национальном праве. Положения должным образом ратифицированного и опубликованного договора становятся частью национальной правовой системы либо приобретают подобное качество в результате издания специального закона.

Вместе с тем, объявление международного договора частью права страны не означает автоматического применения договорных норм. Решение проблемы

связано с тем, является ли договор самоисполнимым или несамоисполнимым, т.е. непригодным для непосредственного применения и требующим для реализации принятия внутригосударственных законодательных мер.

В качестве части права страны нормы международных договоров должны быть интегрированы в правовую систему государства, соответствовать ее принципам, применяться в рамках соответствующих правовых процедур, устанавливаемых национальным законодательством.

Государство, имеющее действительные международные обязательства, должно внести в свое законодательство изменения в той мере, в какой это необходимо для осуществления международных обязательств.

В свое время, рассматривая вопрос о взаимодействии международного и национального права, Д. Анцилотти отмечал, что международные договоры довольно часто являются поводом для принятия законов или, вернее, внутренних правовых норм, необходимых для выполнения обязательств или для осуществления прав, вытекающих из договора. Постановления, содержащиеся в договорах, чрезвычайно разнообразны по содержанию, как и сами объекты международных отношений, для которых договор является наиболее важной юридической формой, квалифицируемой международным правом только как деятельность государства; такие постановления реализуются в многообразной деятельности органов и индивидов. Ввиду особенностей структуры государства эта деятельность была бы невозможна без соответствующих внутренних юридических норм. Так, например, если государство обещало экстрадировать преступников, то для этого необходимы законодательные и административные предписания, которые возложили бы на должностных лиц обязанность задержать и выдать преступников 6.

При этом влияние международного права на национальное законодательство осуществляется различными способами.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что не только международное право влияет на национальное законодательство, но и национальные законодательные акты, а также судебная практика отдельных государств, в свою очередь, играют важную роль в процессе выработки двусторонних соглашений и многосторонних конвенций, в формировании новых норм, например, института выдачи, в частности,

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

ü S I

н

о ф

со

касающихся круга деянии, за совершение которых лицо подлежит выдаче, установления ее процедур и т.д.

В правовой литературе отмечается значительное влияние, которое оказывают на международно-правовые нормы институты внутригосударственного права и государственно-правовая практика, и при этом специально упоминается институт экстрадиции. Указывается, например, что зачастую закон, принятый в одной стране, служил как бы образцом для законодательства других государств и закладывал начало международной практике, на почве которой возникал новый международный обычай. Например, бельгийский Закон об экстрадиции 1833 г. сыграл существенную роль в формировании обычных и конвенционных экстрадиционных норм7. Положения данного закона, не допускавшие выдачу лица за политические преступления, были затем воспроизведены в ряде двусторонних и многосторонних договоров. Однако позитивное взаимодействие и взаимное влияние норм международного и национального законодательства не могут полностью исключить ситуаций, когда возникают противоречия между ними.

При этом, следует иметь в виду, что международно-правовые обязательства государства подлежат выполнению даже в случае коллизии между ними и положениями национальных законов.

Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., в случае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания невыполнения обязательства на положения своего внутреннего права8.

В Консультативном заключении Постоянной палаты международного правосудия по делу о греко-болгарских поселениях (Greco-Bulgarian Community) отмечалось: «Общепризнанный принцип международного права заключается в том, что в отношениях между государствами, являющимися сторонами международного договора, положения национального права не могут превалировать над положениями договора»9.

Исключение составляют лишь случаи, когда согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение положения внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, при условии, что нарушение было явным и касалось нормы особо важно-

го значения его внутреннего права. В таких случаях государство может ссылаться на это обстоятельство как на основание недействительности его согласия (ст. 46 Венской конвенции о праве международных договоров)10.

Таким образом, функционирование национальных правовых систем должно основываться на необходимости выполнения принятых на себя в установленном порядке международных обязательств. Что же касается основ взаимодействия международного права и национального законодательства, то они определяются конституционно-правовыми нормами, исходящими из примата международного права над национальным в случае возникновения между ними коллизий.

Подтверждение этому можно найти в конституциях многих государств.

Следует также учесть, что утверждение преимущественного характера международно-правовых актов для национального права сопровождается использованием международных принципов, норм и понятий в национальном праве11.

В этой связи Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» (1990 г.) рекомендовала активизировать борьбу против международной преступности путем соблюдения и укрепления правопорядка12.

Важно, что нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.

В теории международного права вопросу о так называемом примате международного права уделено значительное внимание. Здесь можно выделить две проблемы.

Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем побудительными мотивами (военными, экономическими или какими-ли-

бо иными чисто национальными интересами). Согласно другой - он означает обязанность государств руководствоваться в своих международных отношениях прежде всего международным правом, а не другими. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г., посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.

Вместе с тем, нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам13.

Многие специалисты рассматривают международное право как средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений. А идеалом будущего видится превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.

Литература и примечания

1. Социология международных отношений / под ред. А.П. Цыганкова, П.А. Цыганков. М., 2008. С. 6.

2. Международное право /под редакцией Н.М. Колосова, Э.Ц. Кривчикова. М., 2007. С. 17.

3. Там же. С. 21.

4. Сафаров Н.А.Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2005. С. 3.

5. Там же. С. 22.

6. Анцилотти Д. Курс международного права. Введение. Общая теория. М. 1961. Т.1 С. 346.

7. Курс международного права в 6-ти томах. / под ред. В.М. Чхиквадзе. М., 1967. Т 1. С. 218-219.

8. Действующее международное право: в 3-х т. Т. 1. С. 352.

9. P.C.IJ. Ser. B. 1930. No 17.P.32

10. Тихомиров Ю.Л. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 232.

11. Там же.

12. Действующее международное право. Указ. ранее. С. 358.

13. Международное право. Указ ранее. С. 24.

Правовые основы международного

сотрудничества правоохранительных органов в сфере обеспечения информационной безопасности

Бойченко О.В.*

Basis of international cooperation of law enforcement authorities in industry of providing of informative safety are normatively legal documents which establish an order and rules of providing of defence of confidential information of department character. The most essential document in relation to consideration of certain problem is Convention of Advice of Europe «About defence ofpersons in connection with the automated processing of the personal data» of 1981.

Современная преступность на территории многих европейских стран, в том числе и украинская, становится все более профессиональной. Наиболее выразительным показателем профессионализма преступного мира следует считать широкое распространение компьютерной преступности. Современные масштабы компьютерной преступности требуют активнейшей работы относительно защиты информации от посягательств электронных пиратов.

Расходы конверсии обусловили отток специалистов из многих, ранее элитных, сфер науки и производства. Да, напри-

мер, опытнейшими в области компьютерной преступности считаются российские специалисты в сфере электроники. На компьютерную преступность в республиках прежнего СССР постоянно работает около 100 тысяч человек и 3 млн человек -время от времени. Центрами компьютерной преступности считаются Москва, Санкт-Петербург, Украина и Урал. Рост постсоветской компьютерной преступности вызывает все большую озабоченность за рубежом, поскольку в результате проведения преступниками квалифицированных компьютерных махинаций ино-

Кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.