Научная статья на тему 'Проблемы снижения порога вхождения в модели разработки веб-систем: анализ возможных путей получения новых знаний'

Проблемы снижения порога вхождения в модели разработки веб-систем: анализ возможных путей получения новых знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
WEB-технологии / знания / онлайн-курсы / самообучение / профессиональные курсы / приложения. / WEB-technologies / knowledge / online courses / self-study / professional courses / applications.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажан П. В., Сенчило М. С.

В представленной статье проведен анализ возможных путей получения знаний, выявлены проблемы возникающие при обучении на онлайн-курсах, рассмотрены достоинства и недостатки самообучения. Все эти данные помогают решать проблемы снижения порога вхождения в модели разработки веб-систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REDUCING THE THRESHOLD OF THE ENTRANCE IN THE MODEL OF DEVELOPMENT OF WEB-SYSTEMS: ANALYSIS OF POSSIBLE WAYS TO GET NEW KNOWLEDGE

In the present article, an analysis of possible ways of obtaining knowledge was carried out, problems arising from learning in online courses were identified, and the advantages and disadvantages of self-study were examined. All this data helps to solve the problems of lowering the threshold for entering the web-systems development model.

Текст научной работы на тему «Проблемы снижения порога вхождения в модели разработки веб-систем: анализ возможных путей получения новых знаний»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2î2â),2@19 / TECHNICAL SCIEMCI

1. Matter and form 3D Desktop Scanner [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://matter-andform. net/scanner

2. Виды 3D сканеров и особенности их работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.2d-3d.ru/opisanie-programm/1550-obzor-3d-skanerov.html

3. Кравцов, М.А. Выбор аппаратной платформы для 3D сканирования трехмерных объектов / Кравцов М. А., Зюзя В. Н., Комраков В. В. // «Знание», 2016. №4-1 (33), - С.83-85.

4. Леонов, В.Г. Разработка и изготовление школьниками автоматизированной установки для

49.

3D-сканирования / Леонов В. Г., Комлев П. В., Тихонов Н. А., Ходосов И. П. - М.: Школа и производство, 2017 №3. - С. 16-24

5. Селищев, Д. Н. Автоматизация процесса трёхмерного сканирования / Селищев Д. Н., Феду-лаев Е. В., Сергеев А. И. // Автоматизированные системы управления и информационные технологии: материалы всероссийской науч.-техн. конф. (г. Пермь, 17 мая 2018 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2018. - Т. 1. - С. 175-178.

6. Энкодеры. Виды и работа. Особенности и применение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://е1есйшат. ru/glavnaj аМаЬойсЬпуе -seti/oborudovanie/enkodery/

УДК 001.81

Бажан П.В., Сенчило М.С.

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ ПОРОГА ВХОЖДЕНИЯ В МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-СИСТЕМ: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Bazhan P.V., Senchilo M.S.

St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

PROBLEMS OF REDUCING THE THRESHOLD OF THE ENTRANCE IN THE MODEL OF DEVELOPMENT OF WEB-SYSTEMS: ANALYSIS OF POSSIBLE WAYS TO GET NEW

KNOWLEDGE

Аннотация

В представленной статье проведен анализ возможных путей получения знаний, выявлены проблемы возникающие при обучении на онлайн-курсах, рассмотрены достоинства и недостатки самообучения. Все эти данные помогают решать проблемы снижения порога вхождения в модели разработки веб-систем.

Abstract

In the present article, an analysis ofpossible ways of obtaining knowledge was carried out, problems arising from learning in online courses were identified, and the advantages and disadvantages of self-study were examined. All this data helps to solve the problems of lowering the threshold for entering the web-systems development model.

Ключевые слова: WEB-технологии, знания, онлайн-курсы, самообучение, профессиональные курсы, приложения.

Key words: WEB-technologies, knowledge, online courses, self-study, professional courses, applications.

Процесс обучения человека с точки зрения науки педагогики, которая однозначно подразумевает наличие ученика и преподавателя. Однако это не единственный способ получения новых знаний, умений и навыков. Условно можно выделить два пути обучения, каждый из которых имеет как преимущества, так и недостатки: путь консервативный, с преподавателем, имеющим прямой контакт со студентом, а также путь самообучения по специальным учебным материалам.

Относительно систем разработки WEB-технологий, можно сказать, что общей проблемой для обоих путей обучения является необходимость иметь уровень компьютерной грамотности выше среднего. Также большую роль играет цель, которую ставит перед собой студент изначально. Эти цели можно разделить таким образом:

- создание небольшого рабочего приложения для личного пользования;

- изучение систем разработки WEB-приложений для последующего трудоустройства;

- разработка новых инструментов разработки приложений;

- изучение фундаментальных основ языков программирования, привнесение собственных идей в парадигму WEB [2].

Для каждой следующей цели необходимый базис знаний будет выше, чем для предыдущего. Таким образом, первой проблемой на пути изучения систем и моделей разработки может быть недостаточная компьютерная грамотность студента. Если человек успешно преодолевает этот этап, далее ему необходимо выбрать, какой из путей образования выбрать.

/ technical SCOHIMC

Обучение с преподавателем бывает разным, например, классическое высшее образование, полученное в университете или институте, будет разительно отличаться от того, чему могут научить на профессиональных курсах. Рассмотрим специфику каждого [8].

Обучение специальности в вузе является самым затратным по количеству времени, а зачастую и по стоимости обучения. Однако, его преимущества чаще всего оправдывают затраченные на него силы. В частности, высшее образование дает возможность беспрепятственно заниматься научной деятельностью, открывает пути к лучшим исследовательским работам и новым технологиям, которые часто и разрабатываются в стенах Университетов.

Главной целью высшего образования является воспроизводство человеческого капитала, свободного гражданина общества «во всей полноте его свойств и качеств как гармоничной и всесторонне развитой личности» [11], [5]. К тому же, образование уровня Магистра (Master's degree) высоко ценится во всем мире, например, в США и Великобритании, открывая путь к управляющим должностям крупных технологических компаний.

Разумеется, консервативное высшее образование также сопряжено с некоторыми характерными проблемами. В первую очередь, это несоответствие уровня знаний выпускающихся студентов требованиям работодателей на рынке труда. Причиной этому, по большей части, является глобализация информационных процессов, связанная со стремительным развитием компьютерных технологий в последние десятилетия. Большинство вузов не способны своевременно осваивать новые технологии, значительно уступая действующим предприятиям, работающим в условиях жесткой конкуренции на рынке [10]. Соотношение фундаментальных и прикладных задач в российских вузах по сей день не в пользу последних, отчего у вчерашних студентов зачастую имеются проблемы с трудоустройством.

В настоящее время классическому образованию зачастую противопоставляют профессиональные курсы, часто проводимые при помощи Интернета без личного взаимодействия преподавателя и студента. Впервые понятие онлайн-курсов появилось в 2008 году благодаря трудам канадских ко-гнитивистов под руководством Джорджа Сименса [9].

Среди преимуществ образования подобного типа можно выделить следующие:

- доступность — профессиональные курсы имеют большой потенциал для привлечения обучающихся, а также отсутствие существенных первоначальных требований к участию;

- широкое привлечение обучающихся — отсутствие ограничений на участие в курсе, коммерческому проекту выгодно иметь большую целевую аудиторию, поэтому и участвовать в нем может практически каждый;

- реализация принципов непрерывного образования — система профессиональных курсов поощряет идею «образования в течение всей жизни», предоставляя для этого возможности студентам.

50_

Профессиональные курсы, в особенности он-лайн-курсы, являются продуктом сугубо массовым, рассчитанным на большое количество участников. В общем, это обеспечивает их доступность, однако, в то же время порождает ряд проблем:

- отсутствие индивидуального обучения — большое количество участников очевидно препятствует какому бы то ни было персональному подходу к студентам, даже в вузе каждому студенту выделяется больше времени, чем во время прохождения онлайн-курсов;

- нейронные сети, быстро развивающиеся в данный момент, призваны решить данную проблему путем автоматического определения параметров каждого студента для подбора подходящего материала, однако на момент написания данной статьи такие системы еще отсутствуют [7];

- высокий процент самоисключения — он-лайн-курсы от начала и до конца в среднем проходит не более 10% первоначальных участников;

- компетентность преподавателей — в отличие от классического образования, когда каждый преподаватель имеет какую-либо ученую степень, позволяющую ему вести преподавательскую деятельность, профессиональные курсы зачастую ведут люди, имеющие заслуги лишь в области узком профиле профессиональных задач и не всегда обладающие достаточным уровнем профессионализма для обучения студентов;

- коммерческий интерес — так как абсолютное большинство обучающих курсов платные, их создателям выгоднее выделять меньше ресурсов на каждого отдельного студента, получая при этом полную оплату, что снижает среднее качество предоставляемых услуг.

Профессиональные курсы, в том числе онлайн-курсы — хорошее средство для получения специфичных знаний в какой-либо узкой сфере. Также они подходят для заполнения пробелов в подготовке или для того, чтобы студент смог взглянуть на учебный материал с другой стороны, если ранее он уже изучал данную тему. Однако, отсутствие индивидуального подхода и личного общения с преподавателем для многих студентов может сыграть негативную роль в освоении материала, это является основным минусом подобного вида образования.

Самообучение (англ. self-instruction) — направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить [1].

В эпоху информационного общества самообучение — наиболее легкий и доступный способ получения новых знаний и навыков. Простота и дешевизна доступа в сеть Интернет позволяет практически любому человеку получить доступ к необходимой ему информации. Среди основных преимуществ данного подхода можно выделить следующие:

/ TECHNICAL SCIEMCI

- большинство источников бесплатны, либо относительно недороги (в случае использования печатных книг как основного учебного материала);

- отсутствие ограничений на время и место процесса обучения;

- студент сам волен выбирать актуальную и нужную для себя информацию;

- при правильном подходе время, затраченное на получение аналогичного уровня понимания предмета в случае самообучения меньше, чем при посещении курсов и, тем более, обучения в вузе;

- простота совмещения самообразования с другой деятельностью, как профессиональной, так и проведением досуга [6].

Можно обобщить все преимущества данного подхода к обучению, объединив их в один пункт, который можно назвать «свобода выбора обучающегося во всех аспектах». Однако, зачастую возможность выбора, особенно в условиях практически безграничного количества вариантов, может лишь ухудшить ситуацию. Об этом пишет американский психолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора. Как мы выбираем, и почему "больше" значит "меньше"»:

«То, что мы снабжены технологиями, которые позволяют нам работать каждую минуту каждого дня из любого места на планете, — великий дар. Но по сути вся эта невероятная свобода выбора в отношении работы заключается исключительно в том, что мы должны постоянно принимать решение, снова и снова решать, поработать нам сейчас или нет» [4].

Масштабная глобализация информационных процессов лишь усугубляет ситуацию, возводя проблему выбора на новый уровень вследствие предоставления почти безграничного количества возможных вариантов чего бы то ни было. Учитывая, что в большей части сети Интернет материалы сайтов, в том числе обучающие, не проходят никакой оценки качества, можно сформулировать список основных недостатков самообучения:

- отсутствие официального подтверждения тому, что материал усвоен на достаточном уровне (диплома в вузе или даже сертификата в случае прохождения курсов);

- необходимость самостоятельного составления плана обучения;

- полное отсутствие менторства (нет преподавателя, который мог бы помочь в освоении трудного материала);

- отсутствие контроля за результатами обучения, что снижает продуктивность образования в случае недостаточности дисциплинированности студента;

- отсутствие прямого вознаграждения (стипендия в случае обучения в вузах или возможность

51_

лучшего трудоустройства после прохождения профессиональных курсов) [3].

Самообучение — самый доступный на данный момент способ получения новых знаний. Его бесплатность и широкий выбор источников учебного материала является одновременно и преимуществом, и недостатком самообразования. В силу отсутствия контроля за информацией в сети Интернет, учебные материалы зачастую имеют низкое качество исполнения.

Список литературы

1. Деляра, М.С. Роль информационных технологий на современном этапе развития [Текст] / М.С. Деляра. — Рига: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 34 с.

2. Клочкова, Е.Н. Инструментарий оценки развития информационного общества в условиях глобализации. Методические подходы и причины дифференциации [Текст] / Е.Н. Клочкова — М.: Проспект, 2018 — 70 с.

3. Петрова, А.С. Информатизация образования: проблемы и перспективы [Текст] / А.С.Петрова, Ю.В.Афанасьева, Н.Н. Левкина // Интерактивная наука. — 2017. — № 21. — С. 39-41.

4. Didau D. What If Everything You Knew About Education Was Wrong? [Текст] / David Didau.

— Carmarthen: Crown House Publishing Limited, 2015. — 280 с.

5. Hamilton C. Critical Thinking for Better Learning [Текст] / Carole Hamilton. — Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers, 2016. — 126 с.

6. Barrett T. A New Model of Problem-based learning: Inspiring Concepts, Practice Strategies and Case Studies from Higher Education [Текст] / Terry Barrett. — Maynooth, Co. Kildare, Ireland: AISHE, 2017. — 234 с.

7. Золотухин, С.А. Преимущества и недостатки массовых онлайн-курсов [Текст] / С.А. Золотухин // Дискуссия. — 2015. — №4. — С. 97-101.

8. Новгородцева, И.В. Некоторые проблемы обучения взрослых [Текст] / И.В. Новгородцева, О.И. Бледных, Н.В. Микрюкова // Концепт. — 2013. — №4. — С. 1-6.

9. Sivanathan N. Fear of the unknown [Текст] / Niro Sivanathan, Hemant Kakkar. — электрон. текстовые дан. — London, UK, 2018. — Режим доступа: https://www.london.edu/faculty-and-research/lbsr/fear-of-the-unknown, свободный.

10. Василькова, Т.А. Основы андрагогики [Текст] / Т.А. Василькова. — Москва: КноРус, 2009.

— С. 55-62.

11. Зубов, А.Ю. Темперация [Текст] / А.Ю. Зубов // Большая российская энциклопедия. — Москва, 2016. — Т. 32. — 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.