Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ АГЗС СУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ АГЗС СУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ (СУГ) / ПРОПАН-БУТАНОВАЯ СМЕСЬ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОВАЯ ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ (АГЗС) / ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ / АВАРИЙНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Шеногин М.В., Шубина Н.С.

Рассмотрены проблемы возросшей аварийности автомобильных газовых заправочных станций сжиженного углеводородного газа и предложены пути решения проблемы путем применения модульных АГЗС отечественного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ АГЗС СУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Вестник магистратуры. 2021. № 1-2(112)

ISSN 2223-4047

УДК 62

М.В. Шеногин, Н.С. Шубина ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ АГЗС СУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рассмотрены проблемы возросшей аварийности автомобильных газовых заправочных станций сжиженного углеводородного газа и предложены пути решения проблемы путем применения модульных АГЗС отечественного производства.

Ключевые слова: сжиженный углеводородный газ (СУГ), пропан-бутановая смесь, автомобильная газовая заправочная станция (АГЗС), газобаллонное оборудование автомобилей, аварийность, безопасность.

По данным российского аналитического агентства «Автостат» на 1 июля 2020 года в России зарегистрировано 53 миллиона автомобилей. При этом, как следует из статистических данных «Всемирной организации сжиженного газа», около 3 млн. машин оборудованы для использования сжиженного углеводородного газа (СУГ) газа в качестве моторного топлива.

Пропан-бутановая смесь (или СУГ) набирает популярность среди владельцев автомобилей, имеющих большой ежегодный пробег. Таким владельцам особенно важна экономия средств: на текущий момент средняя цена литра 92-го бензина в Москве превышает 40 рублей, а литр пропан-бутана обойдется в сумму от 23.. .26 рублей. Сеть газовых заправок сформировалась около пятнадцати лет назад и составляет на сегодняшний день 3456 газовых заправок и 8381 многотопливных заправок.

Несмотря на то, что основной объем государственной поддержки направлен на развитие заправок на компримированном газе (автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций - АГНКС) пропан-бутановое топливо остается весьма популярным, о чем свидетельствует количество переводимого на СУГ автотранспорта.

Проблемы данного сегмента рынка: необходимость снижения аварийности, повышение качества топлива и отсутствие необходимого количества сервисных центров для обслуживания и освидетельствования газобаллонного обрудования (ГБО) СУГ.

Безусловно, приоритетна проблема снижения аварийности автотранспорта, оснащенного ГБО. Анализ показывает, что наибольшее количество аварий случается во время заправки транспортных средств СУГ на АГЗС. Одной из главных причин повышенной аварийности на АГЗС является несоответствие заправок действующим техническим регламентам: многие из ныне действующих заправок вводились в эксплуатацию более 20 лет назад как заправки временного размещения (передвижные АГЗС) или монтировались из различного оборудования, в основном советского производства.

Решением проблемы может стать продуманная государственная политика по приведению комплекса АГЗС в соответствие с требованиями действующих технических регламентов и современных стандартов путем использования готовых заправочных комплексов повышенной заводской готовности отечественного производства. В качестве примера рассмотрим заправочный комплекс «ГЗМ-10.4» (см. рис. 1) -это АГЗС, рассчитанная на выполнение до 250 заправок в сутки [1]. Раздельная установка двух резервуаров по 10 м3 делает возможным строительство газовой заправки с суммарным объемом топлива 20 м3 в пределах населенного пункта.

Модульная АГЗС - установка для заправки автотранспортных средств СУГ. Все оборудование установлено на общей металлической раме. Такая установка обеспечивает быстрый монтаж и снижает общую стоимость газовой заправочной станции, а главное - заправочный модуль сертифицирован и полностью соответствует действующим требования промышленной безопасности [2], оснащен всеми необходимыми системами безопасности и контроля. В процессе эксплуатации отдельные блоки можно заменить, чтобы модернизировать газовый модуль. Модульная АГЗС поставляется в полной заводской готовности, т.е. практически готовая к эксплуатации.

© Шеногин М.В., Шубина Н.С., 2021.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2021. № 1-2(112)

Рис. 1. Модульная АГЗС «ГЗМ-10.4»

Размещать АГЗС необходимо в соответствии с проектом, прошедшем государственную экспертизу.

Принятие решения о повсеместном приведении устаревших комплексов АГЗС в соответствие с действующими нормами снизит уровень аварийности и повысит популярность СУГ как топлива.

Библиографический список

1. Газовые заправочные станции для автомобилей: ГЗМ 10.4: [Электронный ресурс] // ООО «СПЕЦГАЗ». -URL: http://rosspecgaz.ru/proizvodstvo azgs (Дата обращения: 09.12.2020).

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазоза-правочных станций газомоторного топлива» от 11 декабря 2014 г. № 559: [Электронный ресурс] // Консорциум КОДЕКС: электронный фонд правовой и научно-технической информации - URL: http://docs.cntd.ru/document/420249913 (Дата обращения: 09.12.2020).

3. СП 62.13330.2011 *. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 / Мин-регион России. - М.: ДЕАН, 2012. - 128 с. - ISBN 978-5-93630-879-6.

ШЕНОГИН МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры «Теплогазо-снабжение, вентиляция и гидравлика», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

ШУБИНА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.