Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3984
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСОБИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чабанюк О.В., Целовальник П.С.

Социальная защита населения является одним из важнейших приоритетов социальной политики, направленных на обеспечение стабильного и необходимого уровня доходов, исходя из минимальных потребностей граждан, той части населения, которая в силу определенных причин, обстоятельств и особых трудностей не в состоянии этого сделать. Неуклонный рост цен в РФ постоянно отправляет за границу новых граждан. Особенно актуально, если они живут с иждивенцем, не способным обеспечить себя (дети, инвалиды, пенсионеры, по другим причинам). Наше государство обеспечило в этом случае множество полезных льгот, а также периодические и систематические денежные выплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM OF POOR RESIDENTS OF THE COUNTRY AND WAYS TO SOLVE THEM

Social protection of the population is one of the most important priorities of social policy aimed at ensuring a stable and necessary level of income, based on the minimum needs of citizens, the part of the population that, due to certain reasons, circumstances and special difficulties, is not able to do this. The steady increase in prices in the Russian Federation constantly sends new citizens abroad. This is especially true if they live with a dependent who is unable to provide for themselves (children, disabled people, pensioners, for other reasons). In this case, our state has provided many useful benefits, as well as periodic and systematic cash payments.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 338.1

doi:10.52210/2224669X_2022_1_208

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

О.В. Чабанюк, П.С. Целовальник

Аннотация. Социальная защита населения является одним из важнейших приоритетов социальной политики, направленных на обеспечение стабильного и необходимого уровня доходов, исходя из минимальных потребностей граждан, той части населения, которая в силу определенных причин, обстоятельств и особых трудностей не в состоянии этого сделать. Неуклонный рост цен в РФ постоянно отправляет за границу новых граждан. Особенно актуально, если они живут с иждивенцем, не способным обеспечить себя (дети, инвалиды, пенсионеры, по другим причинам). Наше государство обеспечило в этом случае множество полезных льгот, а также периодические и систематические денежные выплаты.

Ключевые слова: пособия, социальная политика, социальная защита населения, малообеспеченные семьи.

PROBLEMS OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM OF POOR RESIDENTS OF THE COUNTRY AND WAYS TO SOLVE THEM

O.V. Chabanyuk, P.S. Tselovalnik

Abstract. Social protection of the population is one of the most important priorities of social policy aimed at ensuring a stable and necessary level of income, based on the minimum needs of citizens, the part of the population that, due to certain reasons, circumstances and special difficulties, is not able to do this. The steady increase in prices in the Russian Federation constantly sends new citizens abroad. This is especially true if they live with a dependent who is unable to provide for themselves (children, disabled people, pensioners, for other reasons). In this case, our state has provided many useful benefits, as well as periodic and systematic cash payments.

Keywords: allowances, social policy, social protection of the population, low-income families.

Проблема государственной помощи бедным семьям становится все более насущной. Многие граждане России живут на доходы, которые не достигают прожиточного минимума, и даже не знают, что могут получить помощь государства.

Институт семьи на протяжении веков занимал центральное положение не только в обществе, но и в государственной политике. Семья, как ячейка общества и основа основ государства, получала значительную поддержку не только в социально-экономическом, но и в духовном плане, как со стороны общества, так и со стороны родителей. Изучение формации института семьи привлекает внимание различных специалистов в различных областях человеческой деятельности. Изучением эволюции семьи и семейных отношений, факторов, способствующих продвижению по службе, проблем полноценного воспитания и достойных членов детского общества и другими не менее важными вопросами занимаются социологи, психологи, политики, экономисты и другие специалисты.

Важным элементом системы является группа социальных работников, профессионально работающих в социальной сфере (органы социальной защиты). В свою очередь, в Российской Федерации очень много органов социальной защиты, поэтому они должны быть структурированы и разграничены:

- государство и, в частности, исполнительная власть на федеральном, региональном и местном уровнях;

- негосударственные организации и предприятия;

- социально-психологическая деятельность, осуществляемая в рамках конкретных предприятий и организаций.

Они выполняют свою работу через организационно-правовые формы социальной защиты населения:

- социальное обеспечение (пенсии, пособия, пособия и т.д.);

- социальные гарантии (бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, пособия по рождению и т.д.

В целом социальная защита населения является очень важным вопросом в современном обществе и включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на поддержку государства и общества на всех уровнях власти.

Увеличение коммунальных услуг стало приоритетом для предоставления целевых субсидий жителям с низким уровнем дохода. Кроме того, следует отметить следующие проблемы:

- социальная поддержка беременных женщин, женщин с детьми начального и школьного возраста и многодетных семей;

- занятость молодых матерей, инвалидов, лиц с судимостью;

- проблемы повышения способности населения платить налоги, что увеличивает доходную часть бюджета;

- снижение доходов и сбережений населения, которые являются новыми источниками инвестиций;

- увеличение числа людей, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на расходную часть городского бюджета, понижая его баланс;

- снижение уровня образования и квалификации рабочей силы;

- недостаточность социальных потребностей общества;

- неоптимальное сочетание участия предпринимателей и социальных институтов в решении социальных проблем и т.д.

Необходимо улучшить правовую основу местной социальной политики и социальной защиты населения.

Существует проблема социальной защиты малообеспеченных семей. Считается, что наиболее эффективными мерами по повышению эффективности социальной защиты малообеспеченных семей могут быть:

- разработка методологической основы политики в области социальной защиты;

- разработка жилищных программ для малообеспеченных семей.

Политика социальной защиты осуществляется совместно региональными органами власти, муниципальными органами власти, государственными некоммерческими организациями, благотворительными фондами и другими организациями.

Департамент по делам семьи, социальной политики и демографии отвечает за выполнение основных обязательств государства в области поддержки и защиты. Различные пособия предоставляются и выплачиваются через службы социальной защиты. Комплексные центры социального обслуживания предоставляют различные услуги нуждающимся гражданам. Кроме того, одним из важных элементов системы социальной защиты граждан являются стационарные и полупостоянные учреждения для несовершеннолетних, престарелых, инвалидов и т.д.

Несмотря на уже достигнутый прогресс в улучшении жизни граждан, в ряде регионов по-прежнему сохраняется ряд социальных проблем для граждан, находящихся в трудном положении.

По-прежнему существует большое количество людей с низкими доходами, которые не имеют жилья и вообще не имеют возможности вести нормальную жизнь.

Кроме того, в регионах растет число семей, признанных нуждающимися в жилье. Предоставление жилья таким гражданам обеспечивается путем предоставления жилья в рамках договора социального найма или существующих жилищных программ. Предоставление жилья малообеспеченным семьям по договору социального найма осуществляется местными органами власти. К сожалению, в большинстве муниципалитетов жилищный фонд муниципалитетов практически не используется или вообще не существует. В результате очередь семей, зарегистрированных как нуждающихся в жилье, не движется, люди десятилетиями ждут получения жилья.

В то же время жилищные программы позволяют семьям, участвующим в этих программах, приобретать (строить) собственное жилье за счет государственной помощи в виде субсидий или социальных пособий. Конечно, приоритет присутствует в жилищных программах, но увеличение очереди может существенно способствовать увеличению финансовой поддержки программ за счет федерального и регионального бюджетов. Однако общая демографическая ситуация отрицательная. В последние годы население сократилось, и наблюдался его естественный спад. Число рожденных детей сокращается, а «старение» населения продолжает расти. К сожалению, во многих муниципалитетах уровень рождаемости далек от ожидаемого. В этой связи главной целью в настоящее время является совершенствование системы социальной защиты с целью улучшения социального положения граждан, что в конечном итоге будет способствовать улучшению социально-демографической ситуации.

Мы определяем несколько направлений совершенствования системы социальной защиты населения:

1. Обеспечение тесного сотрудничества и взаимодействия между органами государственной власти и местными органами власти, а также другими органами социальной политики.

2. Обеспечение эффективного осуществления федеральных государственных программ и проектов, региональной национальной программы социальной и демографической политики, нацио-

нальных и региональных проектов и других целевых государственных программ социальной защиты.

3. Улучшение кадровой политики в органах социальной защиты, увеличение числа руководителей. С учетом большого числа людей, нуждающихся в социальной защите и государственной поддержке, остро стоит проблема наличия и подготовки кадров, необходимых для функционирования органов социальной защиты.

4. Повышение минимальной заработной платы (МРОТ). Безработный, не имеющий стабильного дохода, должен поддерживать минимальный уровень трудовой деятельности, и, следовательно, его доход не должен быть ниже прожиточного минимума.

5. Совершенствование существующей системы предупреждения безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних, защиты детей, находящихся в неблагоприятном положении, детей из социально опасных семей и т.д. С этой целью необходимо развивать материально-техническую базу специализированных учреждений для несовершеннолетних.

Таким образом, практическая реализация данных предложений позволит изменить организацию работы системы социальной защиты населения в лучшую сторону, повысить уровень социального обеспечения и обслуживания граждан, поддержать достойный уровень и качество жизни населения в регионе.

Библиографический список

1. Адамова Р.Л. Социальная защита населения // Экономика и управление в условиях современной России: материалы II всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 28 февраля 2019 г. Краснодар, 2019.

2. Астратова Г.В., СиняковаМ.Г., Захарова Е.Н., Коржавина Н.П. Субъективные факторы оценки качества жизни на индивидуальном уровне // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2018. № 3 (225).

3. Барановская П.П. Социальная политика в современных условиях экономики // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в условиях современной России». Краснодар, 11 мая 2018 г. Краснодар, 2018.

4. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. М., 2019.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

5. Вербицкая О.П. Условия реализации социальной политики // Научный электронный журнал «Экономика для нас». 2018. № 11 (29).

6. Воронцова М.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для вузов. М., 2020.

7. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М., 2019.

8. Захарова Е.Н., Авраменко Е.П., Авраменко А.А. Сущность социальной политики и ее демографической компоненты // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 2 (44).

9. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных очерков. М., 2018.

10. КононоваЛ.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров. М., 2019.

11. Марченко С.Н. Механизмы социальной политики // Научный электронный журнал. 2019. № 11 (29).

12. Разиньков П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защитой населения // Оригинальные исследования. 2019. Т. 19. № 11.

13. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 6 (июнь).

14. УрусоваА.Б. Современное состояние и совершенствование социального обеспечения населения // Известия Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. 2018. № 3 (17).

15. ФедороваМ.Ю. Право социального обеспечения в правовом механизме управления социальными рисками // Российский юридический журнал. 2018. № 5.

16. Хмырева О.Н. Социальная политика России // Научный электронный журнал «Мир вокруг нас». 2019. № 11 (29).

17. Холостова Е.И. Социальная политика: учебник для академического бакалавриата. М., 2019.

О.В. Чабанюк

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики и менеджмента

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: chabanuk_oleg@mail.ru

П.С. Целовальник

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: 29246389@s.mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.