Научная статья на тему 'Проблемы системы сбалансированных показателей, возникающие в процессе ее внедрения'

Проблемы системы сбалансированных показателей, возникающие в процессе ее внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ССП) / ПРОБЛЕМЫ ССП / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ / РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ССП / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова С. Ю.

В статье рассмотрены проблемы разработки и внедрения системы сбалансированных показателей (ССП), с которыми сталкиваются организации. Рассмотрены подходы и методики для усовершенствования деятельности организации. Однако, при внедрении их не достигается результат, а стратегия не доходит до каждого сотрудика. Данная проблема заключается в том, что в целях улучшения кратскосрочных финансовых показателей большинство организаций минимизируют издержки на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов. Внедрение ССП поможет организациям решить указанные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы системы сбалансированных показателей, возникающие в процессе ее внедрения»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 65

Ибрагимова С.Ю.

студентка 4 курса направление подготовки «Менеджмент», гуманитарно-педагогическая академия ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Научный руководитель: Одаренко Т.Е.

К.э.н., доцент, кафедра менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы разработки и внедрения системы сбалансированных показателей (ССП), с которыми сталкиваются организации. Рассмотрены подходы и методики для усовершенствования деятельности организации. Однако, при внедрении их не достигается результат, а стратегия не доходит до каждого сотрудика. Данная проблема заключается в том, что в целях улучшения кратскосрочных финансовых показателей большинство организаций минимизируют издержки на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов. Внедрение ССП поможет организациям решить указанные проблемы.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей (ССП), проблемы ССП, реализация стратегии, разработка и внедрение системы, финансовые показатели, эффективность ССП, качество.

В настоящее время в ходе разработки систем оценки результатов деятельности, организации сталкиваются со многими препятствиям. Поэтому на практике лишь нескольким организациям довелось успешно реализовать данную систему. Большинство организаций продолжают использовать существуюющую систему управления, которая обычно не соответсвует поставленным целям и задачам, а также не подходит для многих уровней организации. Подходы к оценке деятельности предприятия, базируясь исключительно на финансовых показателях, являются неэффективными методами, и не дают возможности руководителям в полной мере использовать возможности стратегического управления компаниями.

Успешное претворение стратегии в жизнь — это еще одна ключевая проблема для предприятия. Большинству организаций реализовать стратегию мешают четыре барьера: барьер видения, барьер человеческого фактора, барьер ресурсов и барьер руководства [4, с. 21].

Следовательно, необходимо использовать принципиально новые подходы к управлению. Таким эффективным инструментом, позволяющим оценить результаты реализации выбранной стратегии, является система сбалансированных показателей (ССП) [5].

Система сбалансированных показателей появилась в конце 1980-х — начале 1990-х гг. как неотъемлемый стержень абсолютного представления результативности работы организации. Профессоры Роберт Каплан и Дейвид Нортон провели исследование 12 компаний и обнаружили, что организации основываются на финансовые показатели. По результатам работ для решения выявленных проблем Нортон и Каплан разработали уникальную концепцию ССП. В данном направлении неоценимый вклад внесли Л. Брейди, Р. Мамбу, Н. Чамберз, Р. Стата, Д. Фишман и А. Шнейдерман.

В процессе разработки и внедрения многие руководители используют различные методики для усовершенствования деятельности своей организации [2]. Однако, при

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

внедрении не достигается результат, а стратегия не доходит до каждого сотрудика. Данная проблема заключается в том, что в целях улучшения кратскосрочных финансовых показателей большинство организаций минимизируют издержки на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов. Сотрудники компании зачастую не понимают своей роли в реализации стратегии компании, так как объясняют это отсутствием мотивации повышать результативность внедрения в жизнь долгосрочных планов [3].

Большинство организаций строят системы оценки эффективности, базируясь исключительно на финансовых показателях и теряя при этом колоссальную сумму. Таким образом, руководители не могут обеспечить оперативную связь результатов текущей деятельности с долгосрочной стратегией фирмы. Наиболее серьезные проблемы чаще всего касаются неправильной трактовки методологии или организационных моментов. Трудоемкость разработки сбалансированной системы показателей и отсутствие недорогих и эффективных программных продуктов также являются проблемами, с которыми приходится сталкиваться при практической реализации BSC. Эффективность сбалансированной системы показателей зависит от качества ее внедрения. Внедрение ССП без какой-либо информационной поддержки возможна лишь на начальных этапах, но без использования преимуществ информационных технологий не обойтись.

ССП помогает организациям решить две ключевые проблемы: эффективно оценивать результаты деятельности организации и реализовать стратегию [4, с. 3]. Основой внедрения ССП является подробная и тщательная проработка стратегии компании, так как система не заменяет стратегию, а служит инструментом ее выполнения. ССП оказывает серьезное влияние на дальнейшее развитие бизнеса, так как разработав и реализовав правильно сформулированную стратепю, можно добиться больших успехов в различных сферах деятельности организации.

В ходе разработки ССП для государственного и коммерческого секторов, возникают уникальные проблемы, редко встречающиеся на коммерческих предприятиях. «Неподдающаяся оценке» деятельность, противоречивые или запутанные миссии знаний, неправильное восприятие результатов общественностью, отсутствие необходимых знаний, учений и навыков персонала, непостоянство выборных должностных лиц — это лишь некоторые из многих проблем, которые предстоит решать. Несмотря на проблемы, все больше организаций разрабатывают системы показателей и благодаря им пользуются преимуществами новой практики управления [4, с. 297].

Браун М.Г. утверждает, что «практически в каждой организации есть проблемы с самой системой. Одним необходима тщательная корректировка, а другим предстоит серьезная модернизация» [1, с. 32]. Он рассматривает проблемы большинства систем таким образом:

- избыток данных;

- все показатели являются краткосрочными;

- недостаток деталей;

- показатели, снижающие эффективность;

- показатели вежливости вместо компетентности;

- показатели поведения вместо реальных достижений;

- показатели стимулируют конкуренцию в коллективе и мешают работать в команде [1, с. 32-43].

Таким образом, можно отметить, что в процессе разработки и внедрения ССП большинство организаций сталкиваются со многими проблемами. Но, не смотря на все недостатки, ССП принесет ряд преимуществ тем организациям, которые тщательно доработают систему, учитывая при этом, что ССП — не одноразовая система, а система, требующая постоянного внимания и дополнительных затрат.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Браун М. Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / М. Г. Браун; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. — 226 с.

2. Гершун А.М. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. — 2-е изд., расшир. / Под. ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. — М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2009. — 128 с.

3. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с анг. — М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. — 320 с.

4. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / Пер. с анг. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. — 328 с.

5. Одаренко Т.Е. Формирование модифицированной сбалансированной системы показателей для строительных предприятий // Коммунальное хозяйство городов: наук. — техн. сборник. — К.: Техника, 2009. — № 89. — С. 152-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.